Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Земледелие. Рабочая тетрадь к лабораторным занятиям с заданиями для контрольных и самостоятельных работ для студентов III курса специальности «Агроно...полностью>>
'Документ'
Початок загальноєвропейського процесу. Нарада з питань безпеки і співробітництва в Європі (НБСЄ): основні етапи, проблеми. Заключний Акт НБСЄ і пробле...полностью>>
'Программа'
Обращаем Ваше внимание на то, что изменения в Программе мероприятий общемосковской музейно-выставочной культурно-образовательной акции «Ночь в музее» ...полностью>>
'Публичный отчет'
Осуществляет свою деятельность на основании: Закона РФ «Об образовании»; Устава (постановление администрации ЗАТО г.Зеленогорска №544-п 30.11.07); Ли...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года

ЧАСТЬ II

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Л И Т Е Р А Т У Р А

Москва

2009

Научный руководитель: к.п.н. Ковалева Г.С., заместитель директора ФИПИ

Рецензент: Беляева Н.В., д. пед. н., главный научный сотрудник лаборатории дистанционного обучения предметам гуманитарного цикла Института содержания и методов обучения РАО

Авторы-составители: Зинин С.А., Н.А. Попова, Красновский Э.А., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б., Самойлова Е.А.

Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года по литературе подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2009 году (в целях научно-методического обеспечения мероприятий общероссийской системы оценки качества образования). Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе. Пособие состоит из трех частей.

В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Литература») дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2009 г. по литературе, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в экзаменационных работах ЕГЭ по литературе и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Литература») в целях организации самостоятельной и групповой работы экспертов дается общий алгоритм работы эксперта, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и тексты ответов экзаменуемых.

В третьей части («Материалы для проведения зачета. Литература») содержатся формулировки заданий с развернутым ответом и приводятся ответы экзаменуемых. Материалы могут быть использованы для самостоятельной работы, а также для проведения зачета.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

© Зинин С.А., Н.А. Попова, Красновский Э.А., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б., Самойлова Е.А.2009

©. Федеральный институт педагогических измерений.2009

Общий алгоритм работы эксперта

Для оценивания развернутых ответов экзаменуемых на задания С1–С4 и С5.1, С5.2, С5.3 мы предлагаем Вам воспользоваться следующей последовательностью действий:

  1. Ознакомиться с предложенным фрагментом художественного произведения или текстом стихотворения, содержанием задания и критериями его оценивания.

  2. Уяснить, какие именно элементы содержания ответа являются объектом проверки и оценивания.

  3. Обратить внимание на формулировку критериев – в ответе выпускника необходимо оценивать только позиции, указанные разработчиками заданий.

  4. На основании предложенных критериев проанализировать и оценить работу экзаменуемого. В оценке ответа нецелесообразно основываться только на традиционном видении сформулированной в задании проблемы.

  5. В случае затруднений в применении заданных критериев оценивания, обратиться к председателю региональной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, даст соответствующие разъяснения.

РАБОТА С ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ ЗАДАНИЙ С1 – С4

Вопросы С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности. На них экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объеме 5-10 предложений. Выполнение заданий С2 и С4 предполагает выход в литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) рассматривается в соотнесении с материалом курса в целом. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Оценивание выполнения заданий С1 – С4 осуществляется с опорой на один критерий («точность и полнота ответа на вопрос»). Каждое из заданий оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Максимальный результат, которого может достичь экзаменуемый, правильно выполнивший одно такое задание в экзаменационной работе, – 3 балла.

Для того, чтобы оценить качество выполнения заданий С1 – С4, необходимо выявить следующие аспекты ответов экзаменуемых:

  1. Отвечает ли выпускник точно на поставленный вопрос?

  2. Насколько глубоко экзаменуемый проник в сущность авторской идеи и сумел истолковать ее?

  3. Включает ли выпускник рассматриваемое произведение в литературный контекст и способен ли он дать краткое обоснование для сопоставления литературного материала?

  4. Допускает ли выпускник в своей работе фактические ошибки, свидетельствующие о недостаточно глубоком знании содержания произведения и историко-литературных фактов?

Для определения балла, который необходимо выставить за выполнение заданий С1 и С3, следует обратиться к помещенной ниже таблице:

Точность и полнота ответа на вопрос

балл

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы,

фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и /или допускает 2–3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или допускает 3 и более фактических ошибок

0

Максимальный балл ,

3

Для оценки ответов на вопросы заданий С2 и С4 используется следующая таблица:

Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений и/или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (1 позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает лишь частичное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (1 позиция), но указывает литературный контекст неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2 – 3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Пример оценивания заданий С1, С2

Вопрос С1: Каков смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

Вопрос С2: В каких произведениях русских писателей нашли продолжение традиции щедринской сатиры? Аргументируйте выбор примеров.

Тексты ответов учащихся на задания С1, С2 рассматриваются в блоке и воспроизведены с сохранением всех особенностей орфографии и пунктуации:

Ответ С1: Смысл финала «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» состоит в том, чтобы показать доверчивость русского крестьянства (народа, мужика), а также показать и высмеять обывательский характер чиновничьего аппарата (генералов).

Ответ С2: Эта тема проходит через многие его произведения, например в сказке «Дикий помещик» мужики исчезают по желанию хозяина, он превращается в какое-то сказочное существо. Но народ в это имение возвращается и начинается все по-старому и жизнь, и работа.

  1. Отвечая на вопрос 1-го задания, экзаменуемый утверждает, что смысл финала щедринской сказки заключается в обличении писателем паразитизма правящего класса и в изображении доверчивости народа, но не упоминает о рабской покорности и добровольном холопстве народа, в не меньшей степени возмущавших сатирика, нежели никчемность и душевная пустота власть имущих.

  2. Учащийся указывает лишь на одну сторону творчества Салтыкова-Щедрина – осуждение правящих слоев российского общества, но не говорит о том горьком чувстве, которое вызывала у писателя безропотная покорность народа, трактованная учащимся как доверчивость.

  3. Учащийся не называет ни одного писателя, продолжившего сатирические традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  4. Следует отметить небольшую фактическую неточность, допущенную учащимся в описании помещика из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: «он превращается в какое-то сказочное существо» На самом деле герой сказки одичал, оброс шерстью и стал напоминать животное.

Предполагаемый балл за ответ на вопрос С1 - 1 балл, за С 2 – 0 баллов.

Комментарий: Текст ответа учащегося свидетельствует о недостаточно глубоком понимании авторской идеи, заключенной в финале «Повести...». Учащийся уходит от конкретного вопроса о смысле финала (возможно, он не знает значения термина «финал») и пытается сформулировать идею всего произведения, ссылаясь на тематику другой сказки писателя. Финал повести призван вызвать у читателя «смешанные» чувства (с одной стороны, невежество и деспотизм «хозяев», с другой – безропотность и приниженность мужика, не способного на какой-либо протест). В ответе на 2-ой вопрос не назван ни один писатель, продолжающий сатирические традиции Салтыкова-Щедрина.

ПРИМЕРЫ ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ НА ЗАДАНИЯ С1 – С4, предназначенные для самостоятельной работы экспертов.

С 1. В чём заключается неоднозначность характера Долохова? (Л.Н.Толстой «Война и мир)

Характер Долохова: «буян, бретёр» - Долохов… был самый нежный сын и брат. Возможно герой своей дуэлью пытался что-то доказать окружающим или отстоять свой тип «буяна». Но в жизни часто так бывает, что у самых отъявленных злодеев есть люди, которых они любят, и за которых они умрут. Такие как Долохов живут только своими близкими и ради них.

С 2. Какие герои русской литературы, подобно Долохову, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей? (Л.Н.Толстой «Война и мир)

Неоднозначность характера так же проявляется у Раскольникова, который убивает старуху-процентщицу, но потом раскаивается в этом. Натура Аркадия Кирсанова тоже неоднозначна, он любит своих родных, но старается отвергать старые устои, как Евгений Базаров. Меняется характер у Григория Мелихова, который долго «мечется» между красными и белыми.

С 1. Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

Взгляды представителей разных поколений на природу и искусство в романе отличаются друг от друга. В этом отношении антиподами являются Николай Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Первый – человек, тонко чувствующий красоту природы, «сочувствующий» ей, поэтизирующий её; человек, способный мечтать, имеющий свои пристрастия в художественной литературе, получающий удовольствие от поэзии, цитирующий Пушкина. Он не может понять, как можно «отвергать поэзию», «не сочувствовать художеству, природе». Близок к нему его сын, Аркадий. Напротив, Базаров рассматривает природу, как «мастерскую», а человека в ней – как «работника», то есть, считает, что природе не нужно «сочувствовать», её нужно «использовать» с максимальной пользой для человека. Будучи нигилистом, он отвергает искусство, опять-таки, из-за того, что от него якобы нет никакой практической пользы; он разрушает устоявшееся мнение о великих достоинствах русских классиков.

С 2. В каких произведениях русской литературы Х1Х века нашли отражение разногласия «отцов» и «детей» и что сближает их с тургеневским романом?

Идейные разногласия «отцов» и «детей» нашли отражение в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», где сталкиваются интересы представителей «старого» дворянства – «фамусовского общества», и Чацкого – представителя нового, прогрессивного поколения дворян; в драме Островского «Гроза», где в столкновении Кабанихи и Катерины раскрыта проблема зарождения личностного начала в представителе «простого народа», словом, та же проблема «отцов и детей», что и в романе Тургенева.

С 3. Какая характерная для русской поэзии тема затронута в стихотворении М.Цветаевой «Роландов Рог»?

Роландов Рог

Как нежный шут о злом своем уродстве,

Я повествую о своем сиротстве...

За князем — род, за серафимом — сонм,

За каждым — тысячи таких, как он,

Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену

Упал и знал, что — тысячи на смену!

Солдат — полком, бес — легионом горд.

За вором — сброд, а за шутом — все горб.

Так, наконец, усталая держаться

Сознаньем: перст и назначением: драться,

Под свист глупца и мещанина смех —

Одна из всех — за всех — противу всех! —

Стою и шлю, закаменев от взлету,

Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди тому залог,

Что некий Карл тебя услышит, рог!

В стихотворении затронута такая тема, как тема поэта и толпы. Для Марины Цветаевой поэт – фигура одинокая в толпе, не желающей, не способной его понять, но тем дороже «сей пожар в груди» поэта для того, кто сможет услышать глас стихотворца. Поэт вынужден творить «под свист глупца и мещанина смех», он посылает свой «зов в небесные пустоты», ощущая свою обречённость на одиночество, устав, но продолжая бороться «противу всех». В данном случае очевидна избранническая роль поэта, а его ремесло рассматривается как великий духовный подвиг, и тем сокращается пропасть между ним и глухой толпой.

С 4. Кто из русских поэтов близок М.Цветаевой в решении этой темы и в чем проявляется эта близость?

В схожем ключе решена проблема поэта и толпы в лирике Лермонтова, где поэт выступает как личность, бунтующая против «дикой» толпы и выражающая свой бунт в своих стихах, «облитых горечью и злостью»; есть почти схожее в лирике Пастернака, где поэту суждена богоизбранническая, мученическая роль (как в стихотворении «Гамлет»).

С 1. В чем, по мысли автора, проявляется трагедия «русского бунта»?

В романе «Капитанская дочка» Пушкин описывает нам «беспощадный русский бунт», время, когда ломаются устои, рушится привычный уклад, забываются нормы морали. Для Пушкина бунт – стихийное, неуправляемое явление, трагедия, которая преломляется в судьбах всех людей. Автор даёт нам возможность «участвовать в бунте», своими глазами видеть кровопролитные бои (захват Белогорской крепости, осада Оренбурга). Благодаря реалистическим принципам изображения жизни, Пушкин создаёт перед читателями масштабное историческое полотно.

Рассказ ведётся от лица П.Гринёва, чья судьба трагически решается на фоне истории. Такая форма повествования позволяет автору наиболее выразительно передать атмосферу, царящую в стране, описать страдания и унижения людей. Трагедия отдельной личности становится отражением судьбы всей страны.

С 2. В каких произведениях отечественной классики звучит тема народного восстания и что их сближает с пушкинской «Капитанской дочкой»?

Трагедия людей, втянутых в беспощадную и антигуманную войну, предстаёт на страницах «Войны и мира» Толстого, романа «Тихий Дон» Шолохова, в повести «Пастушка и пастух» Астафьева.

С 1. Что лежит в основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе»?

В основе конфликта, направляющего развитие действия в «Грозе» лежит борьба закрытого, живущего по патриархальным устоям мира и веяний новой жизни. И хотя явно это в поэме не отражено, здесь показаны несостоятельность и постепенное разрушение старого бытового уклада под влиянием приближающихся социальных изменений.

С 2. В каких произведениях русской классики сталкиваются различные жизненные позиции и что сближает их проблематику с содержанием пьесы Островского?

Подобные конфликты изображены и во многих других произведениях русской классики. Такими произведениями можно назвать комедию Грибоедова «Горе от ума» и «Недоросль» Фонвизина. И несмотря на то, что в них преобладают черты классицизма, а не реализма, как в «Грозе», проблемы, поставленные в них, и по социальному, и по нравственному аспектам близки затронутым в пьесе Островского.

С 3. Что для А.Блока является главным в характеристике Руси? (Стихотворение «Россия»)

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Стихотворения А.Блока о России являются одними из лучших образцов его патриотической лирики. В них описывается уникальность и постоянство русского духа. Образ России связан в произведении с образом женщины. Это традиционная аналогия для творчества Блока. Авторское отношение к родине можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны, это искреннее чувство бесконечного любования красотой родной земли, которая связывается и с необъятностью русских просторов (реками, лесами, полями) и с обаянием русских женщин, и с великолепием народного творчества (грустными, мелодичными песнями и причудливыми узорами рукоделий). Природа видится поэту неповторимой и загадочной. Но чувства А.А.Блока, связанные с образом родины, противоречивы и не всегда радужные. Он обострённо ощущает сострадание к её глубокой нищете.

С 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и что сближает эти произведения со стихотворением А.Блока?

Тема России звучит и у Некрасова, и у А.А.Ахматовой, у Есенина.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о деятельности федерального государственного научного учреждения

    Публичный отчет
    4. Выполнение Государственного контракта №П-41 от 16 мая 2006 г. «Разработка контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам (в том числе пополнения банка тестовых заданий)»
  2. Программа Студенческой научной конференции «снк-2011» 20 апреля 2011 года

    Программа
    К.А. Харахнин, проректор по НР, к.т.н., профессор. Вступительное слово. Перспективы развития научно-исследовательской работы студентов в университете.
  3. Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии инэнко. Вып. 14. Спб. 2008. С. 5-13

    Бюллетень
    Икра различных видов рыб с древних времен является важным продуктом питания человека. В списке видов, используемых для промышленной переработки икры, несомненное первенство принадлежит осетровым, икра которых является одним из самых
  4. Ковалева Г. С. Центр оценки качества образования иосо рао особенности национальных экзаменов в ряде стран мира

    Документ
    Изменения, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, затронули всю систему, включая и экзамены. Жесткая централизованная система экзаменов заменена более гибкой, учитывающей региональные и местные особенности.
  5. Научное издание балтийская педагогическая академия отделение личностного развития и практической психологии

    Документ
    Дворцова Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДПРОДАВЦОВ КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ В УСЛОВИЯХ ВТОРИЧНОЙ 90ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ (ПРИ СМЕНЕ ПРОФЕССИИ)

Другие похожие документы..