Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Теоретическая социология: методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся по специальности 22.00.04 – Социальная структура с...полностью>>
'Документ'
Жизнь была бы проще, если бы у каждого события было свое название, объясняющее его значение. Означает ли взгляд этого человека в вашу сторону, что он ...полностью>>
'Документ'
В современном российском обществе остро стоит вопрос о качестве подготовки специалистов. Следует осмыслить, что традиционная, основанная на знаниях, ...полностью>>
'Конкурс'
Большой и нужный взрыв Очень долго политики интересовались Вселенной только применительно к конкурсу "Мисс Вселенная". Но теперь президент ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЕГИПЕТ, АЛЕКСАНДРИЯ, КАИР, ЕГО ОКРЕСТНОСТИ, САХАРА И БЕРЕГА НИЛА ДО ПЕРВЫХ ПОРОГОВ

В.АНДРЕЕВСКИЙ

1

АЛЕКСАНДРИЯ

Александрия в средние века была главным рынком, где Венеция запасалась восточными товарами. Основатель александрийского епископата должен был сделаться впоследствии покровителем республики св. Марка. В 1329 г. венецианцы перевезли к себе тело евангелиста, прибегнув к довольно странной хитрости, чтобы обойти мусульман: они обложили колбасой святые останки и, гарантировав себя таким образом от обыска, благополучно достигли родного города.

...один восточный писатель рассказывает, что какой-то везирь повелел ему влезть на верх маяка и бросить оттуда камень в тот момент, когда солнце спрячется за Ливийской пустыней, и что камень этот упал в море лишь во время второй ночной молитвы.

По одной арабской легенде на верху маяка было устроено зеркало, работы китайского мастера, отражавшее в себе «все корабли, идущие по Средиземному морю»1. Весьма возможно, что это зеркало, талисман Александрии, в котором видны были «небо, земля и вся природа»2, точно так же, как и зеркало фараонов, посредством которого они видели все, что происходит в их владениях, было не что иное, как плод пылкой фантазии арабов. Впрочем, весьма серьезный ученый, г. Либри, считал возможным допустить существование телескопа на Александрийском маяке3.

Г. Либри передает, что в Рагузе, за несколько веков до Ньютона, находился инструмент, весьма схожий по устройству с телескопом; а Бурратини, итальянский архитектор, бывший в Александрии в XVII в., полагает, что этот инструмент, находившийся в Рагузе, тот же самый, который был в Александрии во времена Птолемеев.

К нам сел на корабль лоцман-араб; без него ни один капитан не решится войти в Александрийский порт, исстари известный своими отмелями и узким проходом.

Мы остановились в Старой гавани, которая до Мехмета-Али не была доступна для христианских кораблей.

До Мехмета-Али в Александрии было около 10000 человек.

Говоря об Александрийской библиотеке, надо сказать несколько слов и о знаменитом пожаре, приписанном калифу Омару... Цезарь был первым виновником пожара, но виновником, правда, невольным. Осажденный во дворце, где находилась библиотека, он поджег ее в том расчете, что пламя перебросится на египетский флот и на дома, занятые неприятелем. В этом пожаре погибла лишь часть библиотеки, т.к. незадолго перед этим... около половины всех свертков папируса было перенесено в Серапеум, где поместилась потом и Пергамская библиотека. Христиане, предводительствуемые патриархом Феофилом, приступом взяли Серапеум и уничтожили драгоценные свитки как ненавистные остатки язычества.

Абд-эль-Латиф говорит, что на верху колонны4 был построен купол (котба), а M.Maillet5, французский генеральный консул в Египте при Людовике XIV, передает, что какой-то арабский гимнаст влез на колонну, прибегнув для этого к следующему способу: он привязал тонкую бечевку к стреле и так ловко пустил ее, что продел в один из завитков капители. От него узнали, что колонна сверху пустая.

Это широкий коридор1, как все коридоры во всем мире, погруженный в таинственный полумрак, с отдельными комнатами направо и налево. Толстые портьеры, мраморные бассейны с фонтанами, разноцветные стекла в окнах и жалюзи, пропускающие лишь слабый свет.

...Магометане уничтожили все виноградники2... примыкающие к Нилу плодоносные поля, на которых полунагие феллахи занимались, одни – вспахиванием полей плугами самого первобытного устройства, другие же подымали воду из рукавов Нила для орошения3. Сакиэ состоит из двух колес, приводимых в движение обыкновенно быком. Через горизонтальный вал второго колеса перекинута бесконечная веревка, к которой, на расстояние полуаршина друг от друга прикреплены глиняные горшки. Шадуф – простой журавец, к тонкому концу которого привешено ведро, обыкновенно из бараньей кожи, а к другому концу – большой комок глины, служащий противовесом. Когда ведро поднято до уровня берега, то феллах опрокидывает его и выливает воду в канавку, идущую к орошаемому полю.

Теперь – конец декабря, через месяц или полтора будет уборка зимних посевов. Финики уже сняты. Акации во второй раз покрыты благоухающими цветами.

...Ничтожные арабские деревушки, построенные из ила и глины на развалинах городов, процветавших здесь назад тому тысячелетия.

2

КАИР

Кто не видал Каира,

тот ничего не видал.

(«Тысяча и одна ночь»)

...арабская свадьба с цимбалами и однострунными скрипками... слепой сказочник бьет в барабан, объявляя... начало нового рассказа... пустынный, узкий, как коридор, темный переулок; из-за мухарабиэ (решетчатое окно) гарема раздается однозвучная, тихая... мелодия.

Мальчики-погонщики и их ослы, взятые вместе, представляют учреждение, без которого Каир потерял бы для иностранца половину своей прелести. Ослы, обыкновенно жирные и чисто остриженные (арабы стригут ослов и верблюдов), одарены в должной степени леностью и упрямством. Широкие, мягкие их седла покрыты красным сафьяном, уздечки украшены ракушками и медными бляхами. Ремни от стремян не прикрепляются к седлу, а просто лишь перекидываются через него.

Базары в Каире, по своей обширности, богатству и разнообразию, превосходят дамасские и константинопольские. Улицы там узки и кривы; верхние этажи домов, выдающиеся над нижними, заняты жилыми помещениями. Окна в них без стекол, которые заменены частыми деревянными решетками. Тротуаров и мостовых не существует, и улицы прохладны и сыры. Во многих местах нависшие с обеих сторон верхние этажи сходятся вместе, и улица обращается в крытую галерею4. Стаи голодных, никому не принадлежащих собак исполняют обязанности мусорщиков и содержат улицы довольно исправно в санитарном отношении.

Базары переполнены народом. В улицах, в которых почти касаешься локтями обеих стен, - сплошная масса народа... верблюды идут один за одним... Купцы в белых тюрбанах... сидят, поджав под себя ноги, на рогожах перед своими лавками, покуривая наргиле и прихлебывая кофе.

Каир разделяется на 8 кварталов, из которых каждый, в свою очередь, делится еще на несколько частей. Вечером каждая из них запирается отдельно воротами или дверью с деревянными задвижками. В каждой части свои сторожа и свои собаки. Различные ремесла и промыслы распределены в Каире по отдельным базарам; так, около мечети Эль-Моэйед находится базар Аккадин, где продают исключительно галуны и позументы и т.д...

Единственный способ войти в соглашение с восточным купцом следующий: надо начать с изучения арабского языка; когда это сделано, то заводишь с купцом общий разговор, влезаешь к нему на эстраду или мастаба, куришь его наргиле, пьешь его кофе. На другой день снова возвращаешься к нему. Если он занят молитвой, то надо переждать и не мешать ему. Расспрашиваешь о его делах, семействе, о том, о сем... и как-нибудь в один прекрасный день, среди обоюдных излияний, закинешь словечко о деле... и нет в мире более обходительного и уступчивого продавца, чем каирский купец.

Настоящие восточные ткани – ручной работы, в них входит и золото, что придает им большую плотность и весьма эффектные отливы... удивительное разнообразие рисунка. Кроме того, восточные народы стоят несравненно выше нас в умении сочетать цвета.

«23 числа месяца шаваля 768 года (1390 г. РХ), - повествует Макризи, - был обнародован в Каире закон, запрещавший женщинам носить слишком широкие кафтаны и употреблять на каждый более 14 дирас1 материи». До этого времени каирские франтихи шили себе таких размеров верхнее платье, что, по вычислению вышеназванного писателя, на каждое шло  320 кв.дирас ( 80 кв.м.).

Копты представляют потомков древних египтян; их наречие, происходящее от языка фараонов, дало возможность разобрать некоторые иероглифические надписи и папирусы2... в настоящее время коптский язык – язык мертвый, хотя... в XVI веке на нем говорили в верхнем Египте; теперь же он употребляется лишь для богослужения. Коптский язык есть тот же египетский, но примененный к христианскому мировоззрению и с греческой азбукой. Потомки египтян, копты унаследовали страсть к письму. В настоящее время все писари различных административных учреждений в Каире – копты (а так же публичные (уличные) скрибы). Отличительный их признак – письменный прибор, который они носят обыкновенно за поясом.

...феллахи, совершенно смешались с арабами. Что касается костюма, то у мужчин он состоит из коротких панталон и бумажной рубашки синего цвета; у женщин – из одной рубашки и иногда платка, соединенного с вуалем, назначение которого – закрывать низ лица по глаза. В пластическом отношении жены феллахов олицетворяют идеал красоты... Трудно представить себе что-нибудь более элегантное и грациознее египтянки, возвращающейся с Нила с кувшином воды на плече.

Феллаха презирают бедуины, единственные сохранившие во всей чистоте кровь и обычаи арабской расы. Бедуин, хоть и редко, но иногда женится на дочери феллаха, но никогда не отдаст за него свою дочь.

43

ДЕРВИШИ4

...чем дольше живешь здесь, тем меньше ощущаешь на себе внимание уличной толпы...

В конце улицы Суфийэ, недалеко от площади султана Гассана, находится Гама-эль-Акбар и медресе вертящихся дервишей или факиров. Они бедно одеты: на голове у них – войлочная шляпа, похожая на опрокинутый цветочный горшок. Свои зикры они совершают в обширной круглой зале, середина которой обнесена деревянной балюстрадой, отделяющей место для публики. Тонкие деревянные колонки поддерживают хоры, на которых помещаются музыканты и певчие.

Вскоре отворилась маленькая дверь, и дервиши, все одетые одинаково, стали выходить из нее один за другим, низко кланяясь друг другу. Последним вышел их настоятель. Он одет так же, как и остальные, только вокруг его шляпы наверчен зеленый тюрбан. Начались молитвы, сидевшие кругом арены дервиши упали ниц и долго оставались припавшими лицом к полу. К пению присоединились флейты и барабаны, отбивавшие такт... Через несколько времени дервиши встали и пошли один за другим по зале. Проходя мимо шейха, они отвешивали ему по глубокому поклону, сложив руки крестом на груди. Флейта и барабаны ускорили темп, певцы запели громче, дервиши сняли свои бурнусы и остались в коротких куртках и широких белых юбках. Один из дервишей простер руки в стороны – правую ладонью вниз, а левую ладонью кверху – и стал медленно кружиться, наклонив голову к одному плечу и закрывши глаза, за ним второй, потом третий, и наконец все пустились в вальс, быстрота которого все более увеличивалась. Руки вытянулись горизонтально, глаза закрылись как бы в сонном экстазе, юбки раздулись и стоят, как казовые платьица у балетных танцовщиц. Вдруг музыка оборвалась на высокой ноте, и все тридцать дервишей остановились как вкопанные. Через несколько минут отдыха, во время которого они ходили вокруг арены, скрестивши руки на груди, они снова принимались кружиться... скорость вращения их доходила до 50 оборотов в минуту. Так продолжали они вертеться около часа с небольшими перерывами для отдыха, причем уставали они, по-видимому, весьма мало. Когда они надели на себя обыкновенную одежду и стали выходить из мечети, правоверные давали им с величайшим почтением дорогу и провожали их низкими поклонами.

Внутренность мечети кричащих дервишей не имеет ничего общего с мечетью вертящихся. Это – просторная комната под сводом, с отверстием наверху, откуда падает свет. По голым белым стенам висят картонные круги с изречениями Корана; со стороны михраба, над ковром, на который садится имам, украшения стены напоминают инквизиторские застенки XVI века: короткие, тонкие дротики, какие-то пики с широкими лезвиями, трехвостки со свинцовыми наконечниками и прочее делают этот угол мечети внушительным. Полукругом против имама стояли дервиши плечо к плечу и пели какую-то монотонную литанию, раскачиваясь всем телом вперед и назад. Движение это шло все крещендо, из груди дервишей вырывался хриплый рев: ла иллаха... их длинные распущенные волосы перекидывались при каждом поклоне со спины на грудь и обратно. С пеной у рта, с глазами, выскочившими из орбит, раскачивалась вся эта дикая фаланга...

...я заметил, что я совершенно машинально качал головою в такт дервишам. Иногда экстаз доходит до того, что они берутся за плети и начинают бичевать себя по обнаженному телу и прокалывают себе щеки дротиками. После каждого такого сеанса дервиши приобретают способность творить чудеса: к ним приходят больные, и одним прикосновением они вылечивают их от недугов.

Мусульманам, противникам их учения, суфисы противопоставляют изречение, приписываемое Мухаммаду и переданное из поколения в поколение в Хадитах: «У меня бывают минуты, когда никакой херувим, никакой угодник не может возвыситься до меня». «Бог, - говорит суфи, - существует один, это – океан, куда стекаются и где теряются все капли бытия». «...для того, кто умер в Боге, даже самое слово существовать делается бесчестием». «В сущности, нет никакого различия между добром и злом».

1 Абульфеда (Амадеддин-Измаил) 1271-1331, «Книга о положении стран» и «Всемирная хроника».

2 Там же.

3 Увеличительные зеркала были известны Сенеке.

4 Речь идет о Помпеевой колонне (похоже, что прим. И.О., хотя через 7 лет после составления конспекта наверняка сказать нельзя).

5 О нем см. Вольтера.

1 Здесь о гареме дворца Рас-эт-Тин.

2 Дельта.

3 Далее – о способах орошения.

4 Наполеон I совершил много подвигов в своей жизни, но один из главных – это то, что он ездил по улицам Каира в карете, запряженной шестериком.

1 Дирас  0,5 м.

2 Копты – христиане и имеют духовную литературу, но отделены от нас ересью Евтихия. Этот анахорет вышел из своей кельи, чтобы защитить веру от ереси Нестория, утверждавшего, что в Иисусе Христе есть 2 лица. Евтихий увлекся другой ересью. Он утверждал, что в Иисусе Христе 1 лицо, божественное, поглотило человеческое. Копты сохранили обрезание. Их патриарх живет в Каире и называется патриархом Александрийским и Иерусалимским. Для Абиссинии он назначает викария.

3 В 3 главе Андреевский описывает архитектуру Каира (прим. И.О.).

4 Chardin, путешественник к. XVII в., передает, что в то время в Персии было до 20000 факиров или дервишей, давших обет полного самоуничтожения и отречения от всего, и что народ считал их за 20000 бездельников, нищих и негодяев, платящих за общее презрение грабежом («Journal du voyage du chevalier Chardin en Perse et aux Indes orientales ets.», Amsterdam, 1711).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Александр Андреевич Губер. Такой учебник

    Учебник
    В книге излагается история стран зарубежной Азии и Африки с середины XVII в. до 1918 г. и содержится историографический об­зор дореволюционной русской и советской литературы по истории этих стран в указанный период.
  2. Первая. Появление богини среди людей глава вторая

    Документ
    Случившиеся вполне гармонирует с началом новой звездной эры - Эры Водолея. Но вряд ли стоит рассказывать об этом в предисловии ведь все это внимательный читатель обнаружит в книге.
  3. "Плазма" соответствует основному художест­­венному приему Александра Акулова расплаву, рас­творению и взрыву традиционной прозоструктуры в мо­менты кульминаций (2)

    Документ
    Название "Плазма" соответствует основному художест­­венному приему Александра Акулова — расплаву, рас­творению и взрыву традиционной прозоструктуры в мо­менты кульминаций.
  4. "Плазма" соответствует основному художест­­венному приему Александра Акулова расплаву, рас­творению и взрыву традиционной прозоструктуры в мо­менты кульминаций (1)

    Документ
    Название "Плазма" соответствует основному художест­­венному приему Александра Акулова — расплаву, рас­творению и взрыву традиционной прозоструктуры в мо­менты кульминаций.
  5. И. А. Муромов введение вэтой книге рассказ

    Рассказ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти

Другие похожие документы..