Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Что можно считать на сегодняшний день самым страшным злом, захватывающим всё большее число совсем молодых людей, не способных в последствие на нормал...полностью>>
'Образовательная программа'
В настоящее время, среди огромного спектра проблем российского общества, все более очевидной становится снижение уровня естественнонаучного образован...полностью>>
'Документ'
Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопров...полностью>>
'Документ'
Обязательный курс для студентов магистратуры по специальности «Теория вероятностей и математическая статистика» (номер специальности 510205), специали...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИЯ 3. Социология семьи и брака

  1. Понятия «семья» и «брак» в социологии

  2. Структура семьи

  3. Тенденции в развитии семьи

  4. Сексуальная культура и сексуальное поведение.

  5. Социальные проблемы семьи и семейной политики

Литература

  1. Антонов А. И., Медков Л. М. Социология семьи. - М., 1996.

  2. Антонов А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. - М., 1998.

  3. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. - СПб., 1993.

  4. Волкова Л. Женщина и карьера. - СПб., 1997.

  5. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). - М., 1988

  6. Кравченко А. Социология. - Екатеринбург, 1998.

  7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.1989.

  8. Нетипичная семья: образ: жизнь и положение в Российском обществе. - М., 1997.

  9. Павлов Б. С. Социология: проблемы семьи. ЧЧ. 1 - 2. - Челябинск, 1992.

  10. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

  11. Социология /Под ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург, 1994. Гл. 14.

  12. Фролов С. С. Социология. – М., 1998.

  13. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.

Когда мы начинаем говорить о семье, то мы чаще всего с улыбкой на устах утверждаем, что «семья – это союз любящих сердец, ячейка общества».

Семья представляет особый интерес для социологического анализа общества. Это один из наиболее древних реально функционирующих социальных институтов. «Все начинается с семьи» - довольно часто мы слышим и употребляем эту фразу. Действительно все начинается в семье: первая улыбка, первые шаги, первый опыт общения, первые игры и т. д.

В XX веке сложилась самостоятельная научная дисциплина социология семьи. Поэтому мы попытаемся проанализировать семью с точки зрения социологии, выяснить, что представляет из себя семья.

Семья как социальный институт и социальная группа

Семья является объектом социологического анализа, ее проблемами занимается самостоятельная отрасль социологического знания – социология семьи. Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность. Социология семьи – предлагает рассматривать семью как организацию деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте «экзистенциального» цикла бытия. Как обеспечивается преемственность поколений, что теряется и что приобретается при передаче опыта от уходящих к приходящим вновь продолжателям социальной жизни, за счет чего достигается устойчивость социальных структур и механизмов, каким образом происходят радикальные преобразования основ общественного порядка в ходе истории – вот стратегические цели институционального исследования семьи как особого социокультурного феномена.

Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы. Функционирование социальной системы лучше осуществляется при локализации связок социальных действий, при структурировании отношений, а не тогда, когда элементы социальной системы остаются относительно разрозненными. Семья как первичная группа обладает такими качествами семейно жизнедеятельности, которые не позволяют сводить ее к простой сумме входящих в ее состав индивидов.

В социологии групповой подход к изучению семьи концентрируется не просто на выяснении особых качеств семьи как социально-психологической целостности, но на тех ее свойствах, которые оказываются притягательными для эгоцентрических индивидов и благодаря которым становятся возможным устойчивое функционирование семьи как подсистемы, выполняющей важные социальные функции. Именно эта посредническая роль семьи в согласовании интересов личности и общества (государства) является предметом собственно социологического исследования семьи. Степень согласованности – рассогласованности этих интересов определяет многообразные последствия для личности, семьи и общества, что и фиксируется в социологии семьи.

Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей – личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционированию в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных изменениях не было бы упоминания, не было бы никакой истории – торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я, прежде всего, в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создает демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей не просто поддерживают существование структуры и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Институт семьи не пассивен. Семья не обречена на то, чтобы лишь адаптироваться к изменяющимся историческим условиям, к укладу жизни и социальному порядку. Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности – по поддержанию существования членов семьи и по рождению – социализации детей.

Что такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль играет семья в обществе? Ответы на эти вопросы пытались дать еще мыслители древности. Проблемы семьи рассматривают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, история, литература и др.

Схема № 1

Социологический анализ структуры семьи

в единстве структурных и динамических координат

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

семья как социальный институт в системе институтов

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

межпоколенная трансляция семейного опыта и традиций

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

семья как источник социальной принадлежности, статуса

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА


Говоря о движущих силах истории, следует признать, что в числе факторов социальных изменений не могут не быть потребности функционирования института семьи. Многовековое сохранение расширенной, патриархальной и многодетной семьи, основанной на полигамном и моногамном браке, говорит об экзистенциальной важности семейной организации жизнедеятельности и семейной формы хозяйствования, семейной экономики.

Точно так же самосохранение человечества есть итог действия социальной организации, успешный результат социальной системы. Поэтому история не просто демонстрирует адаптацию человека в этом мире, она представляет материал для анализа того, как и за счет чего достигался этот успех, ибо существование человеческого рода не просто изначальный и вечный факт жизни. Существование человечества может быть проблемой – в этом один из уроков ХХ века, деятельность самого социума таит в себе угрозу. Это может быть угроза ядерного уничтожения и экологического самоубийства, а также социальной дезорганизации по причине исторического краха семьи.

Исчезновение семейного образа жизни и замена его одиночно-нарциссическим ведет к плюрализму разновидностей социальной патологии. Нет научных данных, подтверждающих догму теории модернизации о том, что «прогрессивное развитие» общества автоматически ведет к «прогрессу личности» (отменяющему извечный конфликт между личностью и обществом), когда интересы личности оказываются одновременно интересами общества. Эмансипация личности от семьи и нуклеаризация самой семьи, разъединение семейных поколений, массовость малодетной семьи и ее несостоятельность в такой социализации потомства, когда оно готово мотивироваться к действиям, отвечающим нуждам общества, потому, что оно прежде, в семье, мотивируя подчинять эгоцентрические интересы семейных, - все это привело в ХХ веке в промышленно развитых странах к устранению семейного влияния, посредничества семьи в противостоянии личности и общества. отсюда происходит взаимная нереспонсивность, невосприимчивость к потребностям друг друга: личность отстраняется от всего общественного как чуждого, как безлично-государственного, а общество проваливается в пропасть тоталитаризма, к всепоглощающему конформизму.

Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.

Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные «родители». В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз. Важно подчеркнуть, что усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. При этом удалось создать такую социальную организацию, которая органично соединяла в себе социальные нормы, регулирующие сохранение социального строя, порядка жизни, обеспечение существования членов рода и поддержку высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери. Основные черты системы социальной регуляции рождаемости, нейтрализующей высокую смертность и обеспечивающей прирост населения, просуществовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и сохранились вплоть до ХХI века.

Социальная организация, построенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства, локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.

Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре. Только при появлении четкой дифференциации в рамках «командно-распределительной» экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. Момент возникновения семьи довольно трудно определить, однако ее происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей – в родителях.

В расширенной семье патриархального типа производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная семья была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т. д. В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился, чуть ли не единственной формой бытия личности (производство, обучение, отдых, игры и развлечения – все совершалось в семье). В значительной степени даже физические можно было уцелеть, лишь принадлежа к семейному клану. В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.

Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства. Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом. Краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки. Однако постепенно рождение большого количества детей теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего, экономические и социальные мотивы многодетности.

Кроме того, ослаблению норм многодетности содействует постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных детей с числом доживающих до совершеннолетия. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни и непосредственно воздействуют на уменьшение смертности. Следовательно, самосохранение населения в условиях контроля над смертностью непосредственно зависит от сокращения смертности и не нуждается в какой-либо подстраховке через высокую рождаемость.

Тем самым многодетность теряет свою главную опору, а рождение детей, функционально никак не связанное с физическим самосохранением Я, теперь могло сокращаться беспредельно, точнее, до бездетности.

Различные исторические эпохи накладывали свой отпечаток лишь на специфику содержания мотивов многодетности, не затрагивая принципов социального контроля над соединенностью всех типов демографического поведения.

Только на тех стадиях развития, где происходит дифференциация социальных институтов и института здравоохранения, создается возможность целенаправленного снижения смертности, отпадает необходимость запрета на контрацепцию, следовательно, начинает постепенное разрушение всего здания социальных норм детности.

Однако факторы, вызывающие снижение смертности, ведут к ослаблению той роли, которую выполняла семья по сочетанию интересов личности и общества.

Устранение семейного производства с прежней многодетностью в эпоху промышленного производства ведет к формированию новых ценностных ориентаций членов семьи на личные достижения во внесемейных сферах деятельности, что постепенно ведет к перевесу этих ориентаций над ценностью укрепления домашнего очага, наличия нескольких детей в семье. Городской образ жизни закрепляет всей массой мелочей повседневности и быта обесценивание семьи и дома, то есть ослабляет потребности личности и семьи в нескольких детях.

Велика роль стереотипов семьи в оценке происходящих изменений.

В современной науке можно найти различные определения семьи. Так, например, А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно: именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Правила, традиции, нормы поведения семейной жизни присущи каждому обществу, имеют свои исторические особенности и отличаются своеобразием.

В большинстве примитивных обществ семья есть единственный социальный институт, который реально действует. При переходе к более сложному состоянию общества все большее значение начинают приобретать другие социальные институты. Тем не менее, семья – основа всех социальных институтов, и говоря о развитии семьи, мы фактически говорим о развитии общества.

Основные признаки семьи:

  1. брачные или кровно-родственные отношения между всеми ее членами;

  2. совместное проживание;

  3. совместный бюджет.

Юридическая сторона с точки зрения социологии не выступает непременным условием для создания семьи.

Однако все эти признаки претерпели на протяжении веков определенные трансформации.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и социального контроля.

В настоящее время формируется стереотип «демократической» семьи. Провозглашаются «равенство» полов, то есть прав и возможностей женщин, подчеркивается право женщин на выбор мужа, на расторжение брака, предпочитается модель любви как основы семейного лада, делается акцент на уникальности личности, уменьшающей неравенство членов семьи по семейному статусу.

В ХХ в. все исторические тенденции, свойственные модернизации общества, сохранили свою направленность, углубились и расширились, и в начале ХХI в. в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности, исчезновения семейного производства как преимущественного, последствия элиминирования семейно экономики, ослабления посреднической роли семьи и ее положения среди социальных институтов и во взаимоотношениях с институтом государства.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов в своем развитии, последовательность которых формирует семейный цикл или жизненный цикл семьи. Семья как социальная группа динамична. Создано много классификаций групп, и самая распространенная – различение первичных и вторичных групп. Первичные отношения означают приоритетность своих членов группы перед остальными людьми, для первичной группы характерно предпочтение своих чужим. Семья относится к первичным группам. В стенах дома не принято вести себя как на службе.

Группы могут быть «естественно» или «искусственно» созданными. Семья относится к первым, наряду с соседством, деревенской или микрорайонно-дворовой общиной. Обычно такого рода группы многофункциональны. Они не создаются специально под какую-то одну задачу или цель, как на работе, в армии. Семья есть малая социальная группа «естественного» происхождения с целым рядом индивидуальных и социетальных функций, имеющая свою историю, протяженность во времени, обладающая семейной динамикой, то есть закономерной сменой различных этапов и состояний.

Семейная динамика – смена одних семейных событий другими. Совокупность семейных событий образуют основные этапы семейного цикла жизни. Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям. Именно этот цикл должен отражать повторяемость, регулярность семейных событий. Стадии семейного цикла должны отражать также семейную специфику событий.

Исследователями принято выделять различное количество фаз этого цикла, однако главными из них являются:

  • создание семьи (и/или вступление в брак)

  • начало деторождения (рождение первого ребенка)

  • окончание деторождения (рождение последнего ребенка)

  • функционирование семьи (когда уже супругами освоены роли родителей)

  • «пустое гнездо» (отделение из семьи последнего ребенка, которое не связано с непосредственным вступлением его в брак)

  • распад семьи (или развод)

  • трансформации семьи (смерть или тяжелая болезнь одного из супругов).

В настоящее время в отечественной социологии не разработана статистическая оценка распространенности полного, идеального цикла семьи. Неизвестна его средняя продолжительность и длительность основных стадий.

На каждом из этапов своего развития семья выполняет определенные социальные функции. Функции семьи – это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Наиболее существенными, из которых являются (независимо от уровня и степени развития общества):

  1. сексуальное регулирование (семья – главный социальный институт, через который общество упорядочивает сексуальные отношения; особенно это актуально в наши дни, когда перед человеком нависла угроза СПИДа и важна сексуальная культура; хотя общество всегда имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей);

  2. репродуктивная (воспроизводство новых поколений людей, ибо человек – это уникальный социальный ресурс); семья – единственный социальный институт, обеспечивающий воспроизводство населения;

  3. социализации и воспитания (именно в семье закладываются основы формирования индивида как личности, ни один другой социальный институт не в состоянии полностью воспитать ребенка и ввести его в социум); семейная социализация детей дополняется воспитательной деятельностью других социальных институтов; семейная социализация понимается двояко: как подготовка к будущим семейным ролям и как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности; семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния; семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей;

  4. эмоционального удовлетворения (специалистами доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом человеческого бытия);

  5. статусная (любой человек в качестве наследия получает некоторые статусы: национальность, язык, социальный слой, гражданство и др.);

  6. защитная (эта функция выполняется в разнообразных формах, но затрагивая интересы одного члена семьи, фактически затрагиваются интересы ее самой);

  7. экономическая (ведение общего хозяйства);

  8. первичный социальный контроль только семья может эффективно проконтролировать своих членов);

  9. досуговая (организация свободного времени, рекреация).

Наряду с тем, что семья представляет собой социальный институт, она еще является и малой социальной группой. Семья обладает всеми признаками малой социальной группы: групповое мнение выступает постоянным действующим фактором социального контроля, общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Действия не всегда ориентированы на групповые цели и др.

Структура семьи

Семья представляет собой системы принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае семья определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает выполнение различных функций. Формы семей, с помощью которых люди пытаются выполнить различные функции довольно разнообразны (особенно в настоящее время). Каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Когда сегодня мы говорим о семье, то сразу представляем супругов (мужа и жену) и детей. Такая форма называется супружеской или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в современном обществе распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семья представляет собой клан родственников двух форм семей для общества неодинаково. Важнейшие социальные функции выполняются в нуклеарной семье. Что находит свое выражение чаще всего во многих элементах культуры.

Если в основе нуклеарной семьи находится супружеская пара, то в основе родственной семьи – братья и сестры в окружении своих мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остаются привязанными к родительской семье. Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, в которой он проживает, связанный узами брака.

Например, женщина может не зависеть от своего мужа, но зависеть от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В случае смерти или ухода из семьи матери ее роль в известной степени могут играть родственники (в последнее время примеры таких семей мы видим в различных латиноамериканских сериалах).

В реальной жизни, правда, родственная семья далеко не всегда возможна. Это объясняется тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характеризуется ослаблением многих родственных связей.

С точки зрения формы брака можно представить несколько иную структуру семьи. Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых супруги проверяют правильность выбора партнера. Образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Брак может быть у некоторых народов заключен по сговору, когда будущие супруги не видели друг друга (особенно это характерно для Востока). В нашем обществе началом брачных отношений принято считать романтическое приключение.

Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы, либо наоборот, что получило соответственно названия экзогамия и эндогамия. В современных обществах запрещена расовая эндогамия или сословная, но для закрытых групп характерна именно эндогамия в чистом виде (например, касты).

С точки зрения количества партнеров в браке принято выделять такую структуру семьи, которая представлена на схеме № 2.

У большинства обществ практикуется моногамия (один мужчина и одна женщина). Однако на начальных этапах развития для многих обществ была характерна полигамия (несколько партнеров в браке одновременно). Теоретически возможны три формы полигамии (см. схему № 2.).

Схема № 2

Количество партнеров в браке

моногамия

брак одного мужчины с одной женщиной

с одной женщиной

полигамия


групповой брак

несколько мужчин и несколько женщин

полиандрия

одна женщина имеет несколько мужчин

полигиния

(или многоженство) один мужчина имеет несколько жен


Групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Эта форма существует и сегодня на Маркизских островах.

Очень редко встречается полиандрия, когда у одной женщины несколько мужчин. Это общества Южной Индии и Тибета. В Южной Индии этот факт можно объяснить демографически: мужчины численно превосходят женщин.

Наиболее распространенная форма полигамии – полигиния (или как принято говорить многоженство, или гарем). Многие современные представители Западной культуры негативно относятся к гарему, утверждая, что женщина в данном случае является рабыней. Однако практика порой говорит обратное. Только наиболее обеспеченные и преуспевающие мужчины могут позволить себе иметь более одной жены. Кроме того, обязанности между женами четко распределены и их жизнь в достаточной степени обеспечены.

Еще одну классификацию семей можно выделить по числу детей. Принята эта классификация в демографических кругах. С точки зрения числа детей семьи бывают:

  • бездетные (детей нет)

  • одноденые (один ребенок)

  • малодетные (2 – 6 детей)

  • многодетные (6 и более).

Довольно часто выделяют благополучные и неблагополучные семьи, которые становятся факторами риска. Речь, прежде всего, идет о социальном благополучии. Также выделяют полные и неполные семьи. В полной семье в наличии оба родителя и неполные, когда отсутствует один из родителей (чаще всего это материнские семьи).

Можно продолжать структурировать семьи по различным основаниям, их довольно большое число. Здесь приведены наиболее распространенные, они применяются при выработке социальной политики государства.

Однако когда супруги не в состоянии жить вместе наступает развод. Практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы развода. Развод имеет довольно серьезные социально-психологические последствия. Однозначной оценки разводу дать нельзя: это может быть и благо и наоборот. Так или иначе, развод – это психологическая травма для обоих супругов, особенно для детей, если таковые имеются, независимо от мотивов развода. Кроме того, развод влечет за собой и социальные последствия.

Сексуальная культура и сексуальное поведение

Сексуальное поведение – автономный тип социального (семейного) поведения. Он управляется, как и любой другой тип поведения, различными потребностями и интересами, имеет свои собственные вполне определенные цели и мотивировки. Сексуальное поведение, как и прежде, пока еще остается единственным средством достижения целей репродуктивного поведения. Однако это такое средство, которое само по себе стало целью, самодостаточно и не нуждается ни в какой «внешней» поддержке и может реализовываться независимо от каких-либо внешних по отношению к нему потребностей, хотя бы и потребности в деторождении.

Согласно современным представлениям, сексуальное поведение – это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности).

Сексуальное поведение – это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, при чем соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических (в том числе и генетически заданных), так и социальных, социокультурных сил (аскриптивной, т. е. определяемый при рождении пол, полоролевая структура общества, его половая и сексуальная культура и мораль и т. п.).

Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижения которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальных) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Но в этой множественности целей сексуального поведения могут крыться и опасные цели, ориентации и т. п.

Согласно современным представлениям, целями сексуального поведения могут быть:

  • релаксация, снятие полового напряжения;

  • деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

  • чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм);

  • познание, удовлетворение полового любопытства;

  • коммуникация, обретение чувства психологической личной интимности, полного слияния с другим человеком;

  • сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции;

  • внесексуальные цели;

  • компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения.

Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения как социокультурного феномена, являются понятия «половая роль», «половая культура», «сексуальный сценарий».

Половая культура характеризует совокупность знаний, верования, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полами и их взаимоотношениями. Когда речь идет о половой (сексуальной) культуре, то подчеркивают социокультурное содержание сексуальных отношений, что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.

Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение человека, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, столь его взаимоотношения с партнером, вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака. Степень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексуальную культуру.

Половая (сексуальная) культура тесно связана с половой (сексуальной) ролью. Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.

Под половой ролью обычно понимают совокупность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Сексуальной же ролью называют тот аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания – требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни.

«Сексуальный сценарий» характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью системы его диспозиций. Сексуальный сценарий имеет трехкомпонентную структуру, включающую в себя как когнитивные (понятия, представления, оценочные суждения), так и эмоциональные и побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения – его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т. д.

Социальные проблемы семьи и семейной политики

Современная ситуация в России обострила проблемы семьи, которые принято называть социальными: падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, увеличение частоты добрачных половых связей, увеличение частоты ранних и сверхранних, а также внебрачных рождений, рост отказов от детей и даже их убийство, рост подростковой и детской преступности, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Для описания этого состояния семьи сложилось две парадигмы: парадигма модернизации (все изменения семьи воспринимаются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего и положительного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа другим; модернизация семьи – часть процесса модернизации всего общества) и парадигма кризиса семьи (все семейные изменения – исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, вызванного к жизни сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации). Так или иначе, борясь между собой, обе эти парадигмы еще раз подчеркивают необходимость выработки семейной политики. Причем такая политика должна быть не краткосрочной, а стратегической и долгосрочной. Семейная политика должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для полноценного функционирования семьи и укрепления семьи. Однако семейная политика не может быть сведена только к материальному укреплению малообеспеченной или многодетной семьи.

Основные принципы семейной политики:

  • принцип суверенности (независимости семьи от государства);

  • принцип общественного договора;

  • принцип свободы выбора семьей любого образа жизни;

  • принцип единства целей центра и регионов в проведении семейной политики;

  • принцип социального участия.

Цели семейной политики:

  • укрепление семьи как социального института;

  • возрождение семьи;

  • социальная поддержка семей.

Сексуальная революция

В последние годы термин «сексуальная революция» все чаще мелькает на страницах газет и журналов, звучит по радио и с телевизионных экранов. Между тем, отношение к процессу, называемому «сексуальной революцией», колеблется в самом широком диапазоне. Все же, при всей многоголосице, можно выделить три типичных подхода к нему, определяемых возрастом, отношением к молодежной субкультуре, идеологическими установками, профессиональной принадлежностью и, очень существенно, уровнем компетенции.

Первый подход – либеральный, свойственный прежде всего приверженцам молодежной субкультуры и демократически настроенным журналистам. В их понимании, сексуальная революция – ломка старой ханжеской морали, ставившей интимные и личностные переживания людей под надзор государства; долгожданный процесс эмансипации личности, и «поумнения» общества.

Второй подход – консервативный. Как правило, телепередачи и публикации молодежных журналистов вызывают поток рагзневанных писем. Авторы – люди старших поколений. Они требуют «прекратить поток грязной порнографии» и привлечь к уголовной ответственности тех, кто «отравляет души молодого поколения». Согласно взглядам консервативно настроенных людей, в том числе журналистов, писателей, а также священников и проповедников самых различных конфессий:

  • сексуальная революция – процесс нравственной деградации народа (главным образом его молодой части);

  • она – зараза, пришедшая к нам с «гнилого» и безбожного Запада;

  • ее проводники – либеральные продажные журналисты и эстрадные «звезды», которые в погоне за прибылью штампуют «клубничку», замешанную на сексе, гомосексуализме и насилии;

  • пособниками коммерциализованной прессы, эстрады и кино выступают «болтливые» медики, в своей профилактической работе выходящие за рамки приличия и меры;

  • доказательством пагубного влияния сексуальной революции служит рост молодежной преступности;

  • сексуальную революцию можно остановить и пустить вспять административными мерами, в том числе и запрещением эротических лент, а также возрождением православия или принятием той ли иной религиозной доктрины (балтизма, кришнаизма, католицизма – в зависимости от конфессии проповедника).

Третий подход к сексуальной революции, отличный от либерального и консервативного, - системный (научный). Его сущность в системном анализе меняющихся норм в области половых взаимоотношений. Он включает социальный. Психологический, медицинский, биологический и иные аспекты, высвечивая как положительные, так и негативные проявления сексуальной революции. Речь идет о фундаментальных тенденциях в сознании и поведении:

  1. подобно дедам, отвергшим когда-то церковную мораль, осуждавшую все аспекты секса, кроме размножения, сегодняшняя молодежь отрицает примат общественного и государственного над личным. Канула в Лету идеологизация брачных обрядов, новобрачные не возлагают больше цветов к статуям вождей и не справляют комсомольские свадьбы. Воскрешаются забытые религиозные обряды, но это не осознанное решение, а дань моде - после обряда в церкви никто не появляется;

  2. в сознании нового поколения психологический аспект секса (потребность в половом наслаждении) уравнялся с двумя другими аспектами – биологическим (функция размножения) и социальным (реализация потребности в межличностных контактах);

  3. произошел немыслимый в период тоталитарного правления прорыв информации в СМИ: ранее запретные темы попали в СМИ, которые порой с излишней демонстративностью освещаются масс-медиа. Расширились лексические нормы в кино и телевидении. Появились порнографические и полупорнографические (под видом медицинских) издания. Открылись сексшопы;

  4. появились издания, рассчитанные на читателей, принадлежащих к сексуальным меньшинствам. Отменена уголовная ответственность за гомосексуальные половые контакты, если партнеры достигли совершеннолетия и вступили в половую связь без принуждения;

  5. фактом стало отношение к семейному положению индивида, как к чему-то, что решает он сам «действительно, предпочтительно, но не обязательно вступление в брак, желательно иметь детей, но и бездетность не представляется аномальным состоянием». Учет личного своеобразия человека, а не традиционной нормативности;

  6. «омоложение» секса – тенденция к раннему началу половой жизни, когда о браке не может быть и речи;

  7. активизировалась внебрачная рождаемость, растет число материнских семей;

  8. резко возрастает число разводов;

  9. тенденция к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности;

  10. происходит смена авторитарной семьи, когда роль главы семьи принадлежит мужчине, на эгалитарный, когда муж и жена в равной мере разделяют руководство в семье;

  11. феминизация (ориентация на женственность в манере поведения и одежде) юношей и маскулинизация девушек (ориентация их на мужские размеры);

  12. участились случаи семейной дисгармонии (биологическая, психологическая, сексопатологическая), нарушения функций половой системы, рост венерических заболеваний и воспалительных заболеваний половой сферы, частая смена партнеров.

Общей основой этих изменений является существенная ломка половой этики, перемены в различных сферах социальной жизни.

Импортирована ли сексуальная революция? Пик сексуальной революции пришелся на Западе на 60-е годы, обогнав по времени начало интенсивной ломки традиционных половых норм у нас. Многим кажется, что наша сексуальная революция – подражание западной. Такое заключение ошибочно. Для коренных перемен в половой морали необходимы достаточно весомые основания в жизни общества, временами такие перемены становятся неизбежными. Древние мифы (в том числе и библейский миф о непорочном зачатии) донесли до нас отзвуки идеологических битв, сопровождающих смену матриархата патриархатом. Сексуальной революцией сопровождалось и становление христианства в эллиническом мире; ей сопутствовали драматические и кровавые события. Достаточно вспомнить погромы в древних храмах, уничтожение нагих скульптур, садистски изуверское убийство фанатиками-христианами язычницы Гипатии из Александрии, замечательной женщины-математика древности.

В России сексуальная революция началась с борьбы за женскую эмансипацию во времена Николая Чернышевского и разночинцев. Участие женщин в революционных событиях 1917 года, в гражданской войне, в последующей индустриализации и всеобуче, борьба за равные права с мужчинами в среднеазиатских республиках, поддержанная женщинами России, - все это придало невиданный размах женскому движению в нашей стране. Но победа женщин оказалась Пирровой. Спустя немного лет они незаметно для себя сравнялись с мужчинами не столько в правах, сколько в бесправии. «Комсомольская богиня» в кожаной куртке, привычно поддерживающая тонкими пальцами кобуру нагана, осталась в легендах. В реальной жизни ее вытеснили женщины, запуганные произволом, нисколько не помышляющие о том, чтобы осуществлять права, «гарантированные» им конституцией.

Торжественно освободив молодежь от репрессивной религиозной морали, пролетарские лидеры дали ей новую религию. Место Бога в ней заняло государство, руководимое гениальными вождями и их соратниками. Человек в ней стал безликим винтиком, на своем скромном месте крепящим прочность державы. Вне зависимости от пола, идеалом советских людей стал некий аскетический оптимист, живущий ради светлого будущего, находящий радость в своей вере и в работе и отказывающий себе в сиюминутном «обывательском» счастье.

В те годы, когда у нас было «замораживание» сексуальной революции, на Западе, по мере вовлечения женщины в производство, ширился процесс женской эмансипации. В то же время, развертывание научно-технической революции и достижение высокого жизненного уровня поставили вопрос о более полной эмансипации личности от государства и общества. пик сексуальной революции на Западе пришелся на 60-е годы – время молодежного движения. При этом причины ее очевидны: рост экономической самостоятельности женщин, успехи НТР, открытие противозачаточных препаратов, акселерация подростков и высокий жизненный уровень. У нас сексуальная революция наступила позднее, но приняла более широкий размах (вовлечение женщин в общественное производство, оба родителя на работе, дети предоставлены сами себе, отсутствие контрацептивных препаратов).

Сексуальная революция всегда подразумевает конфликт поколений. Следовательно, необходимо воспитание, прежде всего, уважения друг к другу, формирование этической стороны секса, а не технической.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (16)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подготовки «Земельный кадастр»
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (68)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» и профилю подготовки «Землеустройство»
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 100800 Товароведение

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 100800 «Товароведение» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного
  4. План: Понятие семьи и брака. Эволюция семейных отношений в историческом контексте. Понятие семьи и брака

    Лекция
    Семья – важнейший феномен, причем, представляющий собой не простую сумму её членов, а систему, где существует сеть взаимоотношений между родственниками и членами семьи (психолог М.
  5. Конспект лекций по социологии автор составитель

    Конспект
    Как и всякая развитая наука, социология имеет сложную структуру. Ее основными элементами являются общая социологическая теория, специальные социологические тео­рии (теории среднего уровня), конкретные социологические исследования.

Другие похожие документы..