Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
в 2011 году – 792939,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, поступивших из федерального бюджета в виде субвенций на о...полностью>>
'Документ'
2) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (актуальность проблемы, ваше отношение к ней, чем интересна данная проблема, важна ли она...полностью>>
'Рабочая программа'
Дисциплина «Экономика фирмы» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин для специальностей 080100 «Экономика» и относится к циклу специальных д...полностью>>
'Документ'
Архарова Д.И., Котлова Л.Е. (Екатеринбург) Обучение репродуцированию текста с использованием риторизированных технологий в школьном курсе «Речь и куль...полностью>>

«Авторитет, основанный на мнении тысячи, в вопросах науки не стоит искры разума у одного»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Книга 1

Глава 3

АНТОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

«Авторитет, основанный на мнении тысячи,

в вопросах науки не стоит искры разума у

одного».

Галилее Галилей

  1. 1 Введение.

«Надо любить истину так, чтобы

всякую минуту быть готовым,

узнав высшую истину, отречься

от всего того, что прежде

считал истиной».

Л. Толстой, «Исповедь»

Платону принадлежит высказывание о том, что время превращает хаос во Вселенную. Представления об устройстве Мира в ходе эволюции знания нашей цивилизации неоднократно претерпевали изменения по мере расширения знаний в области естествознания. Научное знание родилось не вдруг, это – результат творческих усилий человеческого разума на протяжении всей истории существования человека разумного.

История развития и становления естествознания – это история рождения и ожесточенной борьбы различных теорий и концепций. Но ни одна из них не появилась на пустом месте, а всегда была следствием накопленного знания и опыта предыдущих поколений. Безусловно, в истории эволюции научного знания были этапы взлета и этапы падания или застоя. На протяжении многих лет естествознание находилось под жестким контролем служителей различных религий, бдительно следивших за тем, чтобы ничто не нарушало авторитета религиозных догматов. Но были и периоды, когда именно гениальные представители духовенства являлись носителями человеческого знания.

Потребовались многие, многие тысячи лет развития человеческого разума, чтобы можно было сделать единственно правильный и благодатный вывод: истинное знание рождается только тогда, когда находится разумный компромисс между духовным и интеллектуальным знанием.

Современное затруднительное, лучше даже сказать кризисное, состояние фундаментального знания заставляет ученых обращаться к вопросу осознания исторического прошлого естествознания. При взгляде в далекие времена нашей предыстории, возникает крайнее удивление и восхищение, которого заслуживают великие умы древних времен, их колоссальная научная интуиция и замечательный дар предвидения по фундаментальным научным направлениям, во многих из которых и современная наука испытывает немалые затруднения.

Современный уровень фундаментального знания был бы невозможен без огромной научно-исследовательской работы, проделанной за последние несколько тысяч лет и без интуитивно-изотерического знания, освещавшего путь всем первооткрывателям в философии и науке. Эти открытия позволили ответить на множество вопросов, касающихся абсолютно всех сторон жизни человечества. Нельзя не испытывать благоговение перед всеми, кто целеустремленным творческим трудом помог людям познать тайны Мира, кто твердо и убежденно отстаивал свое знание.

Космическое общее мировоззрение человечества эволюционировало по мере расширения его знаний об окружающем мире. Скорее всего, его зачатки появились еще в достаточно темном мозгу позднего человека прямо ходящего, обитавшего на Земле более 100 тысяч лет назад. Интерес к познанию природы Земли и Неба расширял кругозор человека и стимулировал его развитие. По мере эволюции в его мозгу все чаще возникали вопросы о том, что такое жизнь, каковы силы стихий, которым он вынужден противостоять. На протяжении всей своей истории человечество интуитивно и незримо ощущало могущественные силы Природы и Космоса.

Только научившись считать, человек стал непрестанно задумываться над магическими свойствами цифр. Начал изучать лунные и земные циклы. В. Вернадский писал: «В концепциях ученых нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь еще теперь видны и живы ясные следы древней связи науки и религии. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука». Материалы данной главы составлены на основе материалов, содержащихся в работах В.А. Ацуковского, Л.А. Анистратенко, Б.А. Астафьева, Ю.А. Фомина и др. авторов, а также материалов Физической Энциклопедии.

  1. Основа фундаментального знания.

В развитии естествознания физика всегда играла основополагающую роль, что связано с тем, что:

во-первых, все области естествознания опираются на общие физические законы природы,

во-вторых, все явления природы имеют внутренние механизмы, познать которые можно, только понимая их физическую сущность.

Вообще, само слово физика означает в переводе с греческого языка – природа (physis). Аристотель писал, что «наука о природе изучает преимущественно тела и величины, их свойства и виды движения, а кроме того, начала такого рода бытия». «Вследствие общности и широты своих законов физика всегда оказывала воздействие на развитие всех естественных наук, включая их теоретические основы, направления исследований, обработку и интерпретацию результатов». Вообще, физика в своей основе родилась как экспериментальная наука, а ее законы на фактический материал, установленный опытным путем. Ее законы определяются количественными соотношениями и формализуются в виде математических выражений. При изучении любого явления опыт и теория одинаково важны и необходимы для определения сущности закона. При этом не всегда в ходе постановки эксперимента, последний должен носить активный характер, эксперимент может быть и наблюдательным. Это особенно становится актуальным при изучении астрофизических и космогонических явлений.

В древности физические методы использовались применительно к астрономии и были связаны с необходимостью ориентации во времени, а изобретение компаса, после изучения электромагнитных свойств, существенно упростило решение вопросов навигации.

Сегодня физика создает основной фундамент всех направлений техники и технологий. Именно из фундаментальных разделов теоретической физики выкристаллизовались почти все современные технические дисциплины: электротехника, энергетика, электроника, радиотехника, вычислительная техника, транспорт, связь, современная биология, интернет и так далее. Сама же теоретическая физика тоже приобрела множество направлений, разделившись на самостоятельные научные направления, образовав ряд новых дисциплин: ядерная физика, квантовая механика, биофизика, астрофизика и множество других «физик». Однако остается множество фундаментальных вопросов, не нашедших своего решения, или, что еще хуже, заполучивших определенные искажения фундаментального знания. Такое положение вещей до сих не позволило ответить на вопросы: что такое заряд, что такое гравитация или инерция, что такое время или что такое материя или информация. Несмотря на это, на базе перечисленных понятий создаются серьезные современные технологии, которые наверняка не могут быть оптимальными, не имея под собой фундаментальной основы.

Вообще, времена зарождения теоретической физики относится к древней истории человечества. Сначала это происходило в виде натурфилософии, что значит философия природы, предназначенная для истолкования природных явлений. Крупнейшие ученые древнегреческой школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Диоген и другие в основу своего учения положили идеи о единстве всего сущего, о единстве первоначала, о всеобщей одушевленности материи. В эпоху Возрождения интерес к теоретическому осмыслению природных процессов возник с новой силой. В этот период большой вклад в познание физических явлений внесли великие ученые и мыслители Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, В. Гильберт, Г. Лейбниц, Бен. Спиноза, Ис. Ньютон, Гук и Галилей, а, позднее, Фр. Шеллинг, и многие другие. Даже в первом приближении, не возможно перечислить всех ученых, входящих в основную когорту, формировавшую интеллект нашей цивилизации. В следующем разделе будет приведен скромный каталог великих открытий человечества во все, известные на сегодня века, с указанием их авторов.

«Естествознание в целом и его основа – физика – оказались тесно связанными с философией и уже в XVI веке вошли в противоречие с религиозными установками. Начиная с XVIII века, религия, по сути, прекратила свое вмешательство в науку. Но с этого момента в самой науке началась борьба научных школ за утверждение своих теорий. Однако в основе самых различных теорий во всевозможных областях естествознания лежат установки теоретической физики, основные положения которой определяют теоретический фундамент всех конкретных наук о природе. Поэтому ответственность физиков-теоретиков перед наукой особенно велика, ибо их мировоззренческие ошибки могут иметь далеко идущие последствия для всего естествознания».

Скорее всего, чем глубже и всеохватнее становится человеческое знание, тем серьезнее становятся противоречия и ожесточеннее борьба мнений и научных направлений. Ибо, сем больше сфера знаний, тем больше площадь поверхности такой сферы, определяющей границу соприкосновения с неизвестным. И в настоящее время вновь обостряется борьба между различными концепциями в области теоретической физики. Это связано с очередным этапом общего кризиса теоретической физики, фактически переставшей и играть главенствующую роль при проведении прикладных исследований почти во всех областях естествознания. И хотя все естественные науки опираются на действующую в теоретической физике парадигму – основную систему взглядов на устройство мира, она уже мало кого сегодня удовлетворяет. Прикладные проблемы естествознания в очередной раз обновления основ фундаментальных физических теорий. Но, к великому сожалению, в споре никогда не рождается истина. В споре рождается только скандал. Кроме того, истина вовсе не лежит по середине. Поиск истины всегда был труден и неоднозначен, а сейчас, когда решение любой задачи становится необходимостью решать многопараметровый функционал, особое значение приобретает возможность тончайшего соединения всех областей человеческого знания.

3. Антология.

Краткая и очень скромная антология, посвященная истории создания единого человеческого знания нашей цивилизации, и приведенная в этом разделе представлена, оформлена в виде трех блоков. Каждый из них примерно соответствует одному из трех периодов истории: древняя история, история средних веков и новая история. Конечно, это деление очень условно и приблизительно. Итак, вначале будет представлена антология научного знания в древней истории.

История космологии древнего мира.

Эд. Щюре: «Идея единобожия должна иметь последствием объединение человечества под господством единого Бога и единого закона. Но эта идея не в состоянии осуществиться, пока представители теологии пытаются удержать Бога на уровне, пригодном для детей, а люди науки либо не признают, либо отрицают Его; пока это положение вещей не изменится, нравственное общественное и религиозное единство нашей планеты останется лишь добрым пожеланием или безжизненным догматом, не способным осуществиться. Наоборот, подобное единство становится вполне возможным, если в божественном начале будет признан ключ к пониманию как Мира и Жизни, так и эволюции человека и общественности».

Для всех этапов развития естествознания существует общая и естественная цель – выявление объективных законов устройства реального мира. И гениальные умы древности имели гениальную прозорливость и огромный дар предвидения, осуществляя это великое стремление.

МОИСЕЙ (1393 – 1273 годы до н.э.)

«Пятикнижее Моисеево» или «Книга Закона Моисеева».

Впервые изложил последовательность сотворения Солнечной системы.

Описал путь развития жизни на Земле.

Описал божественное происхождение «Поднебесной»

МОХ (XII век до н.э.)

Финикийский мудрец, разработал финикийскую космогонию.

Основоположник учения об атоме.

ЗАРАТУСТА (Зароастр) (? X – VI век до н.э.)

Вывел причину движения вещей в борьбе противоположностей, в борьбе добра и зла.

БУДДА (Сиддхардх Гаутама) (623 – 544 годы дон.э.)

Современник Пифагора

Его учение: все в мире преходяще,

Каждое существо представляет собой субстанцию действующих жизненных сил.

Совершенная самость бытия

Пластическая сущность материи – формобразующая и действующая сила.

АНАКСИМАНДР из Милета (610 – 546 годы до н.э.)

Ученый древне Греции

Ввел понятие «апейрон» - начала всего сущего, первовещество.

Бескоенчность природы.

Земля окружена оболочкой в виде сферы.

ПИФАГОР (608 – 504 годы до н.э.)

Философ и математик древней Греции, современник Будды

Ввел понятие космоса, как мира постигаемого, упорядоченного и гармоничного.

Противоположность космоса – это хаос.

Все планеты произошли из Солнца и вращаются вокруг него.

Все звезды – это тоже солнца, и солнечный Мир – это вселенная.

Пифагор считал, что Вселенная бесконечна в пространстве и во времени, и ею правит единое Божество – начало всего сущего. Бог – неразделимая сущность. Он утверждал, что Вселенная гармонична, и гармония Мира может быть выражена числовыми соотношениями. Пифагор утверждал, что человек по сути своей состоит из смертной части – тела, божественного духа и эфирного тела – души, которую «дух ткет и создает ее для себя сам». Согласно изотерическим учениям египтян, он проповедовал учение о вселении и переселении душ. Пифагор, подобно всем теософам, смотрел на земную жизнь человека как на необходимую выработку воли, а на небесную – как на духовный рост и осуществление начатого на Земле. Он бил последователем учения Гермеса Трисмегиста, полагал, что существует закон кармы, который роковым образом отражается на следующей жизни.

Пифагор знал, что Земля первоначально была окружена газообразной атмосферой, которая, охлаждаясь, превратилась в жидкость и обратилась в моря. Получив свои знания в жреческих храмах Египта, он имел представление о больших переворотах в жизни Земли, о существовавшей ранее и погибшей красной расе – атлантах.

Пифагор ввел понятие «философия» - любовь к мудрости, а мудрость – знание Истины, коренящееся в истинно сущем. Он писал: «истинно сущее – нематериально, вечно и одно только действенно, каковым является бестелесное, остальное же, соименное ему – это материальные и телесные виды». «Через постижение подобий истинно сущего возможно постижение и самого сущего». Огромной его заслугой можно считать. Что он заложил основы эволюционного учения, рассматривая развивающиеся системы как два противоположных и неравновесных по своей сути начала. Болезнь – это фактор естественного отбора и один из факторов естественной стимуляции эволюционного развития. К сожалению, даже Гегель не упоминает этого великого грека как основоположника эволюционного учения.

ЛАО-ЦЗЫ (около 604 года до н.э.)

Китайский филосов

Создал учение о сверхземной, совершенной первопричине всего Бытия.

О структурном единстве Космоса и цикличности эволюции.

АЛКМЕОН Кротонский (5-6 век до н.э.)

Древнегреческий ученый, врач, натурфилософ.

По его учению, человек – микрокосм, система сбалансированная, состоящая из противоположностей. Алкмеон – предшественник Парацельса.

КСЕНОФАН (565 – 478 года дон.э.)

Древнегреческий философ.

Учение о космосе: космос единое целое, Мир имеет Разум, и это есть Бог.

О вечности Мира.

ЭПИХАРМ (550 – 440 года до н.э.)

Древнегреческий философ.

Ему принадлежит идея информативности природы. В природе идеи стоят как первообразы, а вещи – их образы, их копии.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544 – 483 года до н.э.)

Древнегреческий философ.

«Космос один и тот же для всего сущего, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет мерами загоряющимися и мерами затухающими». Научные «фикции» не остаются в истории науки пустой шелухой, не исчезают бесследно, а позволяют открыть новые законы, решать новые задачи, дают толчок для развития новых научных направлений. Гераклит развил учение о вечном движении Мира. Он полагал. Что в основе человеческой мудрости лежит понимание природы, умение слышать ее, поступать согласно с ней и жить в гармонии с Природой.

АНАКСАГОР (500 – 428 гда до н.э.)

Древнегреческий философ.

Основу Мира видел в маленьких материальных частицах – семенах вещей, которые называл «гомеомерии», от преобладания того или иного вида этих частиц зависит качество вещей. Солнце он считал раскаленной массой, а звезды, состоящими из той же материи, что и Земля, принимая их за каменные массы, причем одни из них накалены и светятся, другие – холодны и темны. На вопрос: почему, если небесные тела подобно земным тяжелы, то почему они не падают на Землю? – он отвечал, что причина этого заключается в их круговом движении около Земли.

Ум он считал движущей силой мирового порядка, а ум заключен в материи, которую он творит, не смешиваясь с ней. Ум неотделим от материи.

СОФОКЛ (490 – 406 года до н.э.)

Древнегреческий мыслитель, поэт, драматург.

Написал трагедию «Аякс», которая до наших дней ставится на сценах театров Мира. Славил мир свободного человека, предостерегал от безнравственного нарушения божественных законов.

Высказал мысль, что от сотворения мира Ум, как и весь Мир, развивается и совершенствуется.

ЭМПЕДОКЛ (485 – 423 годы до н.э.) даты не точные.

Древнегреческий философ и врач.

Поддерживал идею цикличности развития мира. Движущими силами эволюции считал любовь (сила притяжения) и вражду (сила отталкивания). Ему принадлежит выражение: «Подобное познается подобным». Космос, сего точки зрения, - это упорядоченное целое, но существует неупорядоченная часть мира, не обработанная материя, то есть не охваченная эволюцией.

ГРЕК ПРОТАГОР (480 – 410 года до н.э.)

Софист, учил об относительности знания, что является, в принципе, основой теории познания

ДЕМОКРИТ (468 – 370 года до н.э.)

Выдающийся древнегреческий философ.

Последователь Моха и Анаксагора, поддерживал атомистическую теорию строения Мира. Он учил, что Мир состоит из взаимодействующих элементов, от сочетания и перемещения которых зависит состав тел. Демокрит заложил основу закона перехода количества в качество. Он утверждал, что Мир находится в бесконечном и вечном движении, учил о возникновении миров из бесконечной пустоты. Демокрит считал, что существует два типа познания: истинное и темное, а темное – это познание с использованием органов чувств. Демокрит писал, что миры различаются по уровню развития, числу и размеру солнц и лун, в одном месте миры нарождаются, в другом – исчезают. Он считал, что множественные Миры возникают из бесконечной пустоты.

ПЛАТОН (427 – 347 года до н.э.)

Древнегреческий ученый, философ.

Платон считал, что существует два Мира: Мир идей, что соответствует оригиналам, типам (ноумены), и Мир вещей -(феномены). Существование материи побуждается присутствующей в ней идеей. Демиург – это создатель Мира из проматерии. Платон утверждал, что существует вечный первобытный хаос.

АРИСТОТЕЛЬ Страгирит (384 – 322 года до н.э.)

Древнегреческий философ, величайший ученый-энциклопедист.

Его учение положило начало времени заблуждений продолжительностью почти в две тысячи лет. Его авторитет подавлял многие новации в научных направлениях. Аристотель считал, что Вселенная не только единственная, но и пространственно ограничена, замкнута, хотя он не отрывал пространство от материи и поэтому отрицал возможность абсолютно пустого пространства. Будучи приверженцем геоцентрической модели Мира, он считал, что мир и все части неба находятся в вечном движении, одна только Земля находится в покое, пребывая в центре небесной сферы. Аристотель провел четкую грань между двумя мирами - земным и небесным.

Аристотель поддерживал идею о том, что мысль неотделима от материи. Он как же полагал, что Природа, находящаяся в вечном движении и изменении, - это гармоничное целое, отождествлял ее с живой силой, пронизывающей Космос теплотой (энергией) и оживляющей его. Затем он ввел понятие эфира, заполняющего все мировое пространство. Из эфира состоят все небесные тела, он обладает свойствами неизменности и совершенства.

ЗЕНОН из КИТИЯ (346 – 264 годы до н.э.)

Древнегреческий ученый

Зенон учил, что если нельзя обойтись без Бога, то лучше его определить как особый вид материи. В тоже время он утверждал, что материя - понятие страдательное, а находящийся в материи Разум (или Бог) - начало деятельное. Он очень подробно рассматривал вопросы движения и, в этом свете, вопросы непрерывности и дискретности таких субстанций как пространство и время (знаменитый трактат «О парадоксах Зенона»). Зенон утверждал: то, что в Мире источает семена разумного, и само не может быть разумным; жить надо в согласии с Природой, а это тоже самое, что в согласии с добродетелью.

ЭПИКУР (341 – 270 года до н.э.)

Греческий ученый

Эпикур писал, что душа - это тончайшее тело, рассеянное по всему организму, она состоит из мельчайших, но наиболее крупных «атомов». Чувствует не душа сама по себе, ни тело само по себе, а оба они сообща. Он отстаивал идею бесчисленности Миров и пространственную бесконечность Вселенной.


АРИСТАРХ Самосский (310 – 250 годы до н.э.)

Греческий астроном

Аристарх проповедовал идею гелиоцентризма, был последователем Пифагора. Он высказал гипотезу о том, что Земля вращается вокруг Солнца, и это есть суточное вращение, что Солнце представляет собой одну из звезд.

Аристарх написал трактат «О размерах и взаимных расстояниях Солнца и Луны». Именно в этом трактате содержится идея, позволившая автору высказать гипотезу гелиоцентризма. Идеи Аристарха не нашли понимания у современников, его противник Клеанф обвинил автора трактата в безбожии за то, что тот посмел сдвинуть с места «Очаг Вселенной» (Землю). Имя Аристарха многие века оставалось совершенно забытым, и лишь в начале эпохи Возрождения, в 1498 году в Венеции был издан латинский перевод его единственного уцелевшего трактата. Новую жизнь гениальным идеям Аристарха дал в последствии Коперник.

ФАЛЕС из Милетта ( 4-ый век до н.э.)

Фалес уделял большое внимание изучению структурных свойств среды. Задавался вопросом: если вся природа едина, то что же лежит в основе этого единства.

ЭРАТОСФЕН (276 – 194 года до н.э.)

Греческий ученый, географ.

Эратосфен почти за 300 лет до новой эры путем остроумного опыта попытался определить размеры земного шара. Заметив, что в день летнего солнцестояния в городе Сиене Солнце стоит в зените и поэтому освещает дно самого глубокого колодца, он измерил угол падения солнечных лучей в тот же день в Александрии. Зная расстояние между этими городами, Эратосфен легко вычислил длину окружности земного шара. Его расчеты оказались близкими к современным данным, а погрешность составила всего 1%.

ГИППАРХ (2-ой век до н.э.)

Гиппарх ввел понятие звездной величины и разделил все звезды по светимости на шесть звездных групп.

АПОЛЛОНИЙ Пергский (260 – 170 годы до н.э.)

Математик



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рождение теории относительности

    Документ
    Среди основных принципов, которые должны сохраниться в будущей физике, Пуанкаре назвал в Сент-Луисе принцип относительности, утверждающий, что «законы физических явлений должны быть одинаковыми для неподвижного наблюдателя и для наблюдателя,
  2. Актуальные проблемы математического образования

    Документ
    Однажды, выступая перед студентами, Андрей Николаевич Колмогоров сказал, что каждый из нас, живущих на этой Земле, принадлежит по меньшей мере трём кругам.
  3. Наука духовности ольга Стукова книга 6 Вечные Законы и тонкие механизмы Духовности и Религий Санкт-Петербург

    Книга
    Эта книга посвящена раскрытию новых, ранее не публиковавшихся, механизмов духовного развития отдельного человека и механике трансформации учений и религий.
  4. Не мир, но меч очерки русской национально-освободительной борьбы против жидовского ига

    Документ
    В начале января 2005 года на сайте главного редактора «Руси Православной» в интернете под заголовком «Еврейское счастье, русские слезы…» было опубликовано открытое письмо представителей русской общетсвенности в Генеральную прокуратуру России.
  5. У, что это мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет оно играло огромную роль в истории культуры, было органически связано с мировой историей

    Документ
    Христианство столь значительно для современного человека не только потому, что это - мировая религия, но и потому, что в течение двух тысяч лет оно играло огромную роль в истории культуры, было органически связано с мировой историей.

Другие похожие документы..