Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Энергетика делится на традиционную и нетрадиционную. Традиционная энергетика базируется на использовании ископаемого горючего или ядерного топлива и ...полностью>>
'Документ'
Отдел нефти, газа и горной промышленности публикует обзоры и анализ отраслевого опыта по всему миру, а также новые данные аналитической работы. Особо...полностью>>
'Документ'
В силу различных социальных условий женщина в арабском мире оказалась «пленницей» домашнего очага и не участвует в какой бы то ни было экономической,...полностью>>
'Лекции'
Альфред Адлер, один из классиков психодинамической психотерапии, создатель индивидуальной психологии, менее известен у нас, чем 3. Фрейд и К. Юнг. А ...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИЕМОВ

7. Четыре типа исследований

8. Приемы исследований

9. Какие способы подходят для PR?

ГЛАВА 21. Паблик рилейшнз в развивающихся странах

ВВЕДЕНИЕ

ПРОБЛЕМЫ PR В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

1. Коммуникации

2. Маркетинг

3. Общественность

4. Средства массовой коммуникации

5. Дилеммы рекламы

6. Обучение рынка

ДВЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

7. В общественном секторе

8. В частном секторе

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ PR

9. Продукты питания

10. Транспортные средства

11. Энергия

12. Банковские услуги

13. Анализ некоторых обстоятельств

МЕДИА В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ

14. Отличия от западных медиа

15. Пресса

16. Радио

17. Телевидение

18. Кино

19. Фирменные издания

20. Документальные фильмы и видео

21. Выставки

22. Традиционные или народные медиа

PR-ТЕХНОЛОГИИ

23. Общественный сектор

24. Типичные PR-проблемы

ПРИМЕНЕНИЕ ШЕСТИЭТАПНОЙ МОДЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ

25. Программа безопасности движения на дорогах

26. Программы для инвалидов

27. Опасность самолечения

28. Грамотность взрослого населения

29. Признательность

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ

30. Культурные отличия

31. PR, связанный с планированием семьи

ВНЕШНИЙ PR ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

32. Ограничение медиа

33. Признание

34. Формирование PR-образа

ГЛАВА 22. Особые сферы применения PR

1. Кризисное управление

2. Издательские системы настольного типа

3. Фирменный стиль

3а. SHELL: УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

3b. TARMAC СИГНАЛИЗИРУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

3с. BULGARI: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

4. Парламентская связь

5. Финансовый PR

ГЛАВА 23. Новые разработки и тенденции

1. «Серая революция»

2. PR и общий европейский рынок

3. Динамичное развитие стран Тихоокеанского бассейна

4. Заявление о миссии

5. Новостные видеорелизы

6. Исследование охвата аудитории медийным средством

7. Вопросы экологии

Словарь терминов

1. Экзаменационные приемы

2. Программа экзамена для получения сертификата САМ по паблик рилейшнз

3. Экзамен по курсу «Паблик рилейшнз» на получение сертификата САМ

4. Подробная программа экзамена LCCI по курсу «Паблик рилейшнз» третьего уровня

5. Адреса обществ и образовательных учреждений

Предисловие научного редактора перевода

Начавшаяся пора десятилетних юбилеев позволяет сказать, что эти годы мы не стояли на месте, не ждали, что кто-то пройдет этот путь за нас. Возможно, шли не слишком быстро, часто петляя, порою пятясь. Но рыночный путь начат, и в PR уже входит новое поколение. Это поколение не помнит времени внеэкономической идеологии. Оно имеет представления о своей профессии не понаслышке, получило специальное образование и знакомо с трудами классиков теории и корифеев практики.

Но, как и во многих сферах, начинающих свое развитие на одной восьмой части суши (во многом остающейся восьмым чудом света), в России сегодня актуальна проблема профессиональной терминологии. Терминологии системно полной, непротиворечивой и способной быть частью всемирного знания, а не национальной таблицей умножения.

Разрешать или запрещать «грязные технологии»? Считать ли приемлемым «черный PR»? Это, прежде всего проблема определения терминов и самоопределения специалистов в своем отношении к ним. Ведь у нас часто замена «грязного» на «чистое» напоминает исправление опечатки «Павлик Рилейшнз» на «Паблик Морозов». Конечно, поверхностность – не самая главная из бед. Но лингвистическое невежество страшно не как результат, а как причина. Легковесное отношение к слову чревато взаимонепониманием. А, плохо понимая друг друга, профессиональное сообщество разрушает само себя, да и саму профессию.

О каком профессиональном выборе можно говорить, если во многих отечественных изданиях о PR его толкование допускает преднамеренную манипуляцию общественным сознанием, пропаганду и распространение заведомо ложной информации. Но эпоха мифов о всесилии манипуляций, мифов о рекламе и PR, прессе и телевидении заканчивается. В России появляются классические учебники, раскрывающие основы профессионализма, построенного на умении создавать адекватные информационные модели и делать их привлекательными для аудитории. Книга, которую Вы держите в руках, – одна из них. Это классический британский учебник, выдержавший множество изданий, обучивший несколько поколений североевропейских (прежде всего британских) специалистов.

Строя систему знания о PR, Фрэнк Джефкинс сразу рекомендует читателям отказаться от ложного восприятия паблик рилейшнз как профессии, создающей благоприятные образы или полирующей потускневшие имиджи.

Автор этого учебника строит систему знаний о PR как деятельности, направленной на обеспечение понимания между субъектом и его общественностью через знание. PR по Джефкинсу, – деятельность по организации в тех или иных формах коммуникации, равноправного информационного взаимодействия между организацией и ее общественностью. Что требует не только работы с информацией, но и осуществление изменений основной деятельности. Специалист по PR у автора этого учебника – не строитель вспомогательных информационных моделей, а управляющий основной деятельностью организации, представитель ее топ-менеджмента. При таком подходе репутация деятельности становится эффективным ресурсом в управлении, а коммуникация – существенной частью самой деятельности. Внутренняя и внешняя – они постоянно связаны друг с другом через связность внутренней и внешней общественности. Сложность этого многообразия не упростить жестким администрированием. Коммуникация внутри и вне организации соединяют вместе в единый управленческий комплекс PR, HR и рекламу.

Уверен, что два учебника «Реклама» и «Паблик рилейшнз», принадлежащие перу Фрэнка Джефкинса, займут достойное место на книжных полках профильных вузов и специализированных агентств, по ним будут учиться будущие практики, и лауреаты «Серебряного лучника» – Национальной премии в области развития общественных связей – не обойдут вниманием эти издания.

Мы лишь в начале пути. Дорогу осилит идущий, а сорок лет по пустыне никто пока не отменял.

Б.Л. Еремин

Президент Российского отделения

Международной рекламной ассоциации (IAA),

профессор, руководитель Центра PR

Международного института рекламы,

Главный редактор журнала «СОВЕТНИК»

Предисловие к пятому изданию

«Паблик рилейшнз» теперь уже вышел в свет пятым изданием. Почему он остается столь популярным учебником с первого издания 1980 года? Отчасти это можно объяснить тем, что каждое последующее издание в значительной степени перерабатывалось с учетом последних разработок в области паблик рилейшнз и коммуникационных технологий, а также, разумеется, и потому, что в нем инструменты и приемы этой сферы деятельности объясняются простым и понятным языком. Но главным образом потому, что он помогает читателям понять предназначение PR, помогает им оказывать все более совершенные услуги как менеджменту, так и клиентам; взять все лучшее как из PR-отдела собственной компании, так и от внешних консультантов. Немалую роль в его популярности играет и то, что учебник помогает студентам хорошо сдавать экзамены.

Порой создается впечатление, что PR понимается ошибочно чаще, чем практически любое другое направление в бизнесе. Так, многие считают, что PR может создавать благоприятный образ организации или что может помочь отполировать ее тусклый имидж до зеркального блеска. В этой книге объясняются причины подобных недоразумений. Как можно избежать излишних затрат на PR? В книге показано, как следует контролировать бюджет, выделяемый на эти цели. Может ли паблик рилейшнз влиять и, возможно, совершенствовать отношения между руководством и работниками? И на этот вопрос читатель получит ответ. Являются ли специалисты, занимающиеся PR, высокоморальными людьми? Проблемы этики здесь рассматриваются именно с точки зрения PR. И это только часть аспектов, которые анализируются в этой книге.

В новом, пятом, издании отражается постоянно изменяющаяся сущность паблик рилейшнз и среды, в условиях которой PR действует, приводится значительно больше иллюстраций, чем в предыдущих изданиях. К моменту написания этой книги многие практические кодексы действий, связанных с PR, были переработаны и обновлены, и поэтому в нее включены последние программы курсов САМ (Коммуникации, реклама и маркетинг) и LCCI (Лондонская торгово-промышленная палата). Появились новые кейсы в главе о фирменном стиле и большой объем информации о последних современных полиграфических процессах.

Но вносимые изменения не ставят под сомнение одно из важных утверждений автора этой книги: чем больше мы знаем о практике профессионального PR, тем больше нам надо еще учиться. Я надеюсь, что это новое издание «Паблик рилейшнз» поможет вам успешно преодолевать встречающиеся трудности, а кроме того, эту книгу просто приятно читать.

Дэниэл Ядин

Глава 1.

История паблик рилейшинз

1. Насколько PR – новое явление?

2. Что такое PR?

3. Ранние формы коммуникаций

4. Появление фирменного стиля

5. История появления внутрифирменных изданий

6. Некоторые корни современного PR

7. История становления PR-консалтинговых структур

8. Необходимость в PR между двумя мировыми войнами

9. Разработка коммуникационных средств

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1

1. Насколько PR новое явление?

Иногда говорят, что паблик рилейшнз – это новое направление деятельности в бизнесе, которое, якобы, было изобретено в последние годы Второй мировой войны или сразу же после ее окончания, в крайнем случае, что это продукт XX века. В странах, которые получили независимость в последние тридцать лет, возможно, PR и покажется новым направлением.

Среди тех специалистов, кто связывает паблик рилейшнз с более старым промышленным миром, иногда утверждается, что PR – это американское изобретение.

Насколько новым является паблик рилейшнз? Действительно ли PR – американское изобретение?

Паблик рилейшнз существовал задолго до открытия Америки. Возможно, американцы изобрели Микки Мауса, кока-колу и Голливуд, но паблик рилейшнз придумали не они.

2. Что такое PR?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы понимаете под паблик рилейшнз. Если вы стараетесь создать благоприятный образ или благоприятный климат для высказывания мнений или отполировать тусклый имидж до зеркального блеска, то это ложные концепции. Они больше принадлежат миру рекламы и маркетинга, но не паблик рилейшнз. Они ложные, прежде всего потому, что имиджа как такового не существует, он бывает только в головах у людей. В реальной жизни далеко не все является белым и пушистым, и поэтому время от времени нам приходится объяснять другим людям неприятные явления.

Например, для любого человека (работника, работодателя, пассажира или представителя властных структур) трудно отыскать что-нибудь положительное, когда он говорит о забастовке на железной дороге и о людях, и организациях, которые в ней участвуют. Для всех людей, как-то связанных с ней, это огромное несчастье. В паблик рилейшнз нам приходится объяснять подобные катастрофы постоянно. В связи с этим кризисный менеджмент становится одной из крупнейших составляющих PR-деятельности.

Поэтому прежде чем мы рассмотрим, насколько новым или старым является паблик рилейшнз, сначала выясним значение этого термина. В нашей профессии существует много определений. По своей сути паблик рилейшнз связан с обеспечением понимания через знание, а это часто включает и осуществление изменений.

Таким образом, паблик рилейшнз – форма организации коммуникации. Он применим в любых структурах, как коммерческих, так и некоммерческих, действующих как в общественном, так и в частном секторах. Это значительно более широкое понятие, чем маркетинг или реклама, зародившееся значительно раньше.

3. Ранние формы коммуникаций

Человечество всегда пыталось общаться и добиваться понимания. Еще до того как появились алфавиты, буквы и цифры, люди пользовались пиктограммами (примерами которых до сих пор являются китайские иероглифы). В пещерах первобытных людей, которыми они пользовались тысячи лет назад, можно увидеть настенные рисунки. Сообщения в виде картин располагаются и на таких древних строениях, как пирамиды, первые храмовые сооружения и пещеры в Зимбабве. Люди писали на глиняных табличках или на коже, пергаменте или папирусе.

Также можно утверждать, что священные книги основных мировых религий содержат в той или иной форме паблик рилейшнз, так как древние писцы именно с его помощью старались добиться понимания своих верований. Этот тип коммуникаций еще более древен, чем самые первые греческие или римские рекламные объявления, которые до нас дошли в виде обрывков, сообщавшихся о продаже рабов или представлениях в Колизее.

Таким образом, у некоторых приемов паблик рилейшнз многовековая история. Сегодня в аэропортах мы можем различить авиакомпании по фирменной одежде их сотрудников и логотипам, а также униформе членов экипажа (пилотов, стюардов и стюардесс). Фирменный стиль каждой авиакомпании является четко выраженным и легко воспринимаемым. Мы можем отнести это к брендингу. Он объединяет такие элементы, как логотип, схема используемых цветов и их расположение относительно друг друга. Такой и должна быть коммуникация, поскольку позволяет нам видеть и сразу понимать, с кем мы имеем дело.

Однако эта идея настолько стара, что нам, возможно, потребовалось бы воспользоваться машиной времени и перенестись на много тысячелетий назад, чтобы обнаружить период, когда люди впервые начали всем этим пользоваться. Таким образом, паблик рилейшнз – такое же старое явление, как и сама цивилизация.

4. Появление фирменного стиля

Когда финикийцы и викинги отправлялись на своих суденышках, чтобы исследовать и завоевать новые миры, их паруса были украшены птицами и животными, которые их идентифицировали. Когда много столетий назад войска отправлялись на битву, во главе них стоял король, щит которого украшала особая эмблема, которой мог пользоваться только он. Быть в те времена королем из-за этого было порой очень опасно. Одежда воинов была такой, чтобы все легко могли определить, к какой стороне относится каждый участник сражения. Но к тому времени короли уже могли оставаться дома, как сегодня это делают политические лидеры.

Униформу можно встретить на всех видах транспортных средств: парусниках и пароходах, каретах и трамваях, автобусах, поездах и самолетах. Сейчас фирменный стиль можно видеть на всех видах транспорта. Шестьдесят лет назад в Лондоне было полно автобусов, разрисованных в разные цвета многочисленных владельцев. Так продолжалось до тех пор, пока они все не попали под управление департамента лондонского транспорта (London Transport), чьим фирменным цветом был красный. И красный лондонский автобус стал синонимом Лондона в отличие, скажем, от трамваев Гонконга, которые раскрашены в цвета рекламодателя, монополизирующего каждый трамвай. В настоящее время в Лондоне после дерегулирования деятельности департамента лондонского транспорта появились частные владельцы автобусов, которых власти поощряют самостоятельно выбирать обслуживаемые линии, и теперь на улицах британской столицы мы опять видим автобусы различных окрасок.

Сегодня популярным PR-средством становится видео. Однако волшебный фонарь и слайды применялись для PR-целей более ста лет назад. В одном документальном фильме утверждается, что PR-фильм компании Shell был сделан шестьдесят лет назад. В нем показывается заправка самолета авиакомпании Imperial Airways Heracles в Лондонском аэропорту Кройдон (Croydon) в 1930-е годы.

5. История появления внутрифирменных изданий

Если мы вернемся назад всего на 150 лет, то обнаружим уже внутрифирменное издание – одно из старейших форм взаимодействия с общественностью. В своей книге «Американские заметки» (American Notes), опубликованной в Лондоне в 1842 г., Чарльз Диккенс упоминает журнал Lowell Offering, редактируемый женщинами, работающими на хлопковой фабрике в Новой Англии. Когда Зингер (Singer) начал продавать швейные машинки в Америке в 1875 г., он стал издавать свою газету, назвав ее Gazette, чтобы через нее учить своих покупателей тому, как правильно пользоваться швейной машинкой.

Братья Леверы (Lever), которые производили мыло из жира животных, импортируемых из Америки в Ливерпуль, издавали журнал для своих сотрудников около сотни лет назад. Они также построили для своих рабочих город-сад Порт Санлайт (Port Sunlight). Примерно в то же самое время Манчестерское кооперативное общество опубликовало одно из первых внутрифирменных изданий.

6. Некоторые корни современного PR

Как и во многих развитых странах, где правительства принимали на себя инициативу в проведении эффективных социальных изменений, приемы паблик рилейшнз применялись в Европе и Америке и в сфере управления обществом.

В 1809 г. Британское казначейство назначило пресс-секретаря. В 1854 г. Министерство почт Великобритании в своем первом годовом отчете заявило о необходимости объяснения своих услуг общественности. Одним из первых активно применять тактические PR-приемы стало правительство Великобритании, которое пришло к власти в 1912 году. Лойд Джордж (Lloyd George), тогдашний канцлер казначейства, организовал группу лекторов для объяснения первой схемы пенсионного обслуживания по старости.

После Первой мировой войны правительство прибегало к PR-приемам для объяснения программ здравоохранения и жилищного строительства. В период 1926–1933 гг. одной из самых крупных PR-акций в Великобритании стали действия сэра Стефана Таллентса (Stephen Tallents), которые он предпринял по поручению Имперского совета по маркетингу. Используя кинофильмы, плакаты, организуя выставки, он истратил 1 млн. фунт стерлингов на то, чтобы фрукты и другие продукты империи стали лучше известны жителям Великобритании. В 1948 г. Таллентс стал первым президентом Института паблик рилейшнз (IPR). В наши дни медалью сэра Стефана Таллентса ежегодно награждаются люди, добившиеся особых успехов в сфере паблик рилейшнз. Ее вручает действующий президент IPR.

Знаменательно, что 1948 г. стал историческим годом как для британского, так и американского паблик рилейшнз. В этот год в Великобритании был основан Институт паблик рилейшнз (Institute of Public Relations in Britain), а в США – Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America).

/text10/31.htm - _top#_top

7. История становления PR-консалтинговых структур

Было бы не справедливо не рассказать о становлении PR-консалтинга в Америке. Одно из первых агентств этого направления было учреждено журналистом Айви Ледбеттером Ли (Ivy Ledbetter Lee), который занимался PR-вопросами в угольной отрасли (добыча антрацита) и в железнодорожной компании Pennsylvania Railroad. В 1914 г. он стал советником нефтяного магната Джона Рокфеллера (John D. Rockfeller).

Ничего приятного в те времена в его PR-работе не было, поскольку ему приходилось пытаться обеспечить хорошую (для структур бизнеса) прессу во время забастовок и иных подобных событий на шахтах и железных дорогах. Он делал это, создав хорошие отношения между работодателями и прессой. Затем он разработал основные принципы отношений компаний с прессой. Они содержались в его знаменитом заявлении, сделанном для прессы в 1906 г., в котором он недвусмысленно обещал, что будет «поставлять оперативную и точную информацию об интересных событиях, о которых общественность должна знать».

Хотя в Великобритании правительственный PR начался приблизительно 200 лет назад, надо признать, что консультативный бизнес появился в Великобритании позже, чем в США. Это объясняется главным образом Второй мировой войной, когда торговля в Великобритании почти свернулась и основные товары не продавались, а распределялись. Однако после войны в конце 1940-х годов многие из специалистов по рекламе, которые во время войны были заняты пропагандистской работой, занялись PR-консультированием.

/text10/31.htm - _top#_top

8. Необходимость в PR между двумя мировыми войнами

В течение 1920-х и 1930-х годов, то есть между мировыми войнами, деловой и коммерческий мир активно занялся внутренним PR. Некоторые из его форм назывались «адверториалами» (advertorial) – рекламными сообщениями, предоставляемыми читателям в виде редакционного материала. В эти годы стали популярными такие продукты, как автомобили и радио, появление которых вызвало большой интерес и у сотрудников редакций. Создаваемые медийные средства, такие, как внутрифирменные издания, слайды, документальные фильмы и лекции о путешествиях, стали широко использоваться в PR.

/text10/31.htm - _top#_top

9. Разработка коммуникационных средств

Параллельно с ростом паблик рилейшнз за последние 200 лет шло и развитие средств коммуникации. До появления самых последних средств, таких, как телевидение, видео и спутниковое вещание, основные роли здесь играли пресса, радио и кино. Эти медийные средства способствовали развитию образования и грамотности населения.

Возможно, причиной, объясняющей, почему существует ошибочная идея, что паблик рилейшнз – какое-то новое явление, стал тот факт, что в последние годы мы пользуемся значительно большим числом коммуникаций. Поэтому объяснить суть многих явлений и добиться понимания их сущности стало много легче и важнее.

Однако новые приемы коммуникаций имеют не только свои преимущества, но и недостатки. Они сообщают как хорошие, так и плохие новости. Такие международные телевизионные новостные службы, как Cable News Network (CNN), могут оперативно сообщать нам то, что произошло или даже происходит. Если это беспокоит компанию или правительство, PR-сотрудник должен действовать очень быстро, чтобы исправить любую ошибочную информацию или предоставить истинные факты, например, о катастрофе. Если происходят взрыв на химическом заводе, авиакатастрофа или пожар в гостинице, то времени на формирование благоприятного имиджа нет.

Сегодня более, чем раньше, PR приходится иметь дело с фактами – хорошими, плохими или нейтральными. В этом смысле паблик рилейшнз должен быть настолько же динамичным, насколько динамичен мир, в котором он действует.

/text10/31.htm - _top#_top

Контрольные вопросы к главе 1

      1. 1. Почему происходят ошибки в использовании выражения «благоприятный» применительно к паблик рилейшнз?

      2. 2. Как появился фирменный стиль?

      3. 3. Что понимается под фирменной одеждой и оформлением?

      4. 4. Кто писал о журнале Lowell Offering?

      5. 5. Почему Зингер стал издавать внутрифирменный журнал?

      6. 6. Каким было одно из первых применений PR правительством Великобритании?

      7. 7. Кем был сэр Стефан Таллентс и какова его роль в британском PR?

      8. 8. Кем был Айви Ледбеттер Ли и что он обещал сообщать прессе?

      9. 9. Почему в 20-е –30-е годы XX в. возникла необходимость в паблик рилейшнз?

      10. 10. Какие проблемы создаются при очень оперативном освещении событий в международных телевизионных новостях?

Глава 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений за июнь 2005 года

    Бюллетень
    В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в июне 2005 года. «Бюллетень» составлен на основе записей электронного каталога.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (51)

    Учебно-методический комплекс
    Д Человек и его потребности [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.И. Толоконников; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.
  3. Г. Г. Почепцов Информационные войны

    Анализ
    «Каждый человек, военный или гражданский, участвует в информационной войне в той или иной ее форме»В. Маркоменко,зам. генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при президенте РФ («Известия», 1997, 12 авг.
  4. К. В. Антипов основы рекламы учебник

    Учебник
    РекомендованоГОУВПО «Государственный университетуправления» в качестве учебникадля студентов экономических вузов,обучающихся по специальности070701 «Реклама» и экономическимспециальностям
  5. Пособие подготовлено на кафедре культурологи и социальной коммуникации, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Реклама». Удк 659. 1 (075. 8)

    Документ
    В учебном пособии изложены основы теории и практики современной рекламы. Рассматриваются комплексная природа рекламы как составной части маркетинга, а также виды, средства и потребительская аудитория рекламы.

Другие похожие документы..