Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Администрация Шубенского сельсовета Зонального района Алтайского края просит Вас разместить на официальном сайте Администрации Зонального района Алта...полностью>>
'Бюллетень'
ред. В.А.Трофимов.-Нижний Тагил, 00 .-145с. -(Ученые записки). Физико-математические науки 1 "КВАНТ" для младших школьников: числа, верблюд...полностью>>
'Инструктивно-методическое письмо'
О преподавании учебного предмета "Физическая культура и здоровье" в начальных классах учреждений, обеспечивающих получение общего среднего ...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания подготовлены на кафедре «Информационная безопасность систем и технологий» и предназначены для студентов специальности 090105 «К...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

71. Препятствия и трудности по вопросам усыновления.

По мнению координатора общественного объединения "Молодежная правозащитная группа" Натальи Утешевой(41), "... последствия пребывания здоровых детей в учреждениях опеки очень плачевны. Дети, воспитывающиеся вне семейных традиций, теряют один месяц роста в течение каждых трех пребывания в учреждении. У них очевидна задержка в развитии, которая граничит с умственной отсталостью. При этом дети, попадающие в семью после двухлетнего возраста, демонстрируют небольшое улучшение показателя интеллекта и существенное снижение реакции на эмоции других людей, порою даже имеют агрессивное поведение. Все это негативно складывается на дальнейшей жизни детей из детских домов". По сообщению Утешевой Н., в результате моратория на международное усыновление один ребенок не смог получить своевременного лечения по поводу гидроцефалии. В результате произошли необратимые изменения головного мозга и операция, проведенная с опозданием на 11 мес., не смогла исправить положения. В результате потенциальные приемные родители отказались завершить усыновление. Другой ребенок с "заячьей губой" также не был прооперирован по устранению данного дефекта развития в течение года. В результате у него не развита речь, неправильный рост зубов, проблемы с приемом пищи. Другие дети из 65, по которым международное усыновление приостановлено, также утратили многие свои возможности. Все это свидетельствует о необходимости более оперативных действий государственных структур в вопросах усыновления.

В ходе прокурорского надзора установлено незнание ответственными лицами (КДД, ОПСД) основных требований нормативных актов, направленных на охрану прав и защиту интересов детей, являющихся гражданами КР, при их усыновлении (удочерении) гражданами страны; нарушение требований законов по усыновлению (удочерению) детей, осуществляемых при посредничестве иностранных государств, а также гражданами КР.

Следственными органами республики всего было возбуждено 51 уголовное дело по фактам служебного подлога, подделки и использования подложных документов, касающихся вопросов международного усыновления (ст.315 УК "Служебный подлог"; ст.350 УК "Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков"), которые в настоящее время расследуются Генеральной прокуратурой КР.

h) Злоупотребление и отсутствие заботы (статья 19), включая вопросы физического и психологического восстановления и социальной реинтеграции (статья 39)

72. В Кыргызской Республике принят Закон от 25 марта 2003 года N 62 "О социально-правовой защите от насилия в семье". Однако специально не оговорены действия, являющиеся проявлением насилия в отношении детей и не предусмотрены специальные нормы ответственности.

┌─────────────────────────────────────────────────────────

По сообщению неправительственных организаций(42), в большинстве

учреждений(43) для детей, лишенных семейного окружения, широко расп-

ространены виды жестокого обращения и наказания, многие дети страдают

от пренебрежения и отсутствия медицинской помощи.

Особую озабоченность вызывает распространенность неуставных видов

наказания, многие из которых представляют собой жестокое и унижающее

достоинство обращение (побои руками, палкой, уборка туалетов в тече-

ние продолжительного времени, мытье полов в течение недели, стояние в

углу с поднятыми руками и на одной ноге, ночевка в комнате старших

детей, лишение еды, необоснованное помещение детей за плохое поведе-

ние в психиатрическую больницу, либо лишение свободы).

Наказывать ребенка может воспитатель, директор и другие сотрудни-

ки учреждения. Применяются и коллективные наказания. К примеру, за

проступок одного ребенка могут наказать весь класс. Воспитанники от-

мечали, что часто причиной наказания может послужить несогласие с

мнением или действиями воспитателя. Ребенок не имеет реальной возмож-

ности обжаловать несправедливое, унижающее достоинство наказание.

Процедура обжалования действий персонала учреждений отсутствует как

на практике, так и на законодательном уровне.

К жестоким видам обращения также можно отнести и пренебрежение к

здоровью детей, лишенных семейного окружения. Последствия такого пре-

небрежения приводят к длительным страданиям ребенка, к изменению ка-

чества его жизни, либо к гибели ребенка. Пренебрежение в отношении

детей широко распространено. Так, например, стоматологическая помощь

детям практически отсутствует. Если у ребенка болит зуб, ему дают в

течение длительного времени обезболивающее до тех пор, пока зуб не

перестанет болеть. В случаях, когда ребенку требуется оперативное

вмешательство либо стационарное лечение, оно оказывается крайне редко

(чаще всего только в тех случаях, когда есть риск быстрой гибели ребенка).

В отношении детей, нуждающихся в реабилитационных программах, ра-

бота в учреждениях не проводится. Так, дети, страдающие от энуреза,

не получают необходимой медицинской и психологической помощи, что ве-

дет к их отчуждению как со стороны других детей, так и со стороны

персонала.

└──────────────────────────────────────────────────────

73. В соответствии с рекомендациями Комитета по фактам жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы (п.284), включающим телесные наказания в семье, школах и в учреждениях по обеспечению ухода за детьми (п.286), органами прокуратуры Кыргызской Республики проводятся проверки и применяются меры как профилактического, так и санкционного характера. Так, за 10 месяцев 2009 года выявлено 17 фактов насилия в отношении детей, по результатам которых внесено 7 представлений об устранении нарушений закона, предостережено 2 лица, возбуждено 2 административных производства, по результатам рассмотрения которых, 10 лиц привлечено к дисциплинарной и 1 - к административной ответственности. Возбуждено 8 уголовных дел и внесены 3 исковых заявления о лишении родительских прав в отношении родителей, применявших насилие к своим детям.

В последнее время получают огласку факты избиения учителями учеников. Так, прокуратурой г.Майлуу-Суу по факту избиения учительницей СШ N 5 И. ученика 9 класса Д. возбуждено уголовное дело по ст.ст. 161 "неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" и 234 "Хулиганство" УК КР. Приговором Майлуу-Суйского городского суда И. осуждена.

74. Препятствия и трудности по вопросам насилия над детьми.

В 2009 году ЮНИСЕФ проведено исследование проблемы о насилии над детьми в семье. По результатам данного исследования, значительное число детей подвергается эмоциональному, психологическому и физическому насилию в семье со стороны родителей, братьев или сестер, а также других родственников. При этом, чаще подвергаются насилию дети в сельской местности и в многодетных семьях. Для данного вида насилия характерна высокая латентность. Нередко, как взрослые, так и дети не ассоциируют выполняемые действия с насилием и скрывают факты жестокого обращения. Следует отметить, что и в обществе не существует адекватного отношения к таким фактам, а действия родителей, допускающих насилие, рассматривается как внутреннее дело семьи и/или как меры воспитательного характера. Опрошенные родители, а также дети расценивали факты насилия над детьми в семье в качестве методов воспитания.

┌─────────────────────────────────────────────────────────

"Из 2,132 опрошенных детей в возрасте от 10 до 17 лет, 72,7% со-

общили, что испытывали жестокое обращение и/или пренебрежение их нуж-

дами в семье. В частности, 51,0% детей отметил, что по отношению к

ним применяли грубые словесные оскорбления, 38,7% испытывали психоло-

гическое насилие, 36,6% - физическое насилие, и 1,6% - сексуальное

насилие(44)."

└─────────────────────────────────────────────────────────

В стране отсутствуют механизмы раннего выявления случаев насилия и их профилактики. Значительные трудности в этом вопросе определяются недостаточным штатом органов опеки, а также сложившимися в обществе стереотипами в вопросах насилия над детьми, что расценивается как важный составляющий компонент воспитания и применяется исключительно в интересах ребенка.

i) Периодическая оценка условий, связанных с попечением (статья 25)

75. Семейным кодексом КР регламентируются все вопросы, связанные с опекой и попечительством над детьми (глава 21, ст.151-157).

76. Дети, над которыми устанавливаются опека или попечительство (ст.151):

- опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 126 Семейного Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов;

- опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет;

- попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

- лицо, осуществляющее обязанности опекуна, при достижении опекаемым возраста четырнадцати лет, становится попечителем несовершеннолетнего без особого назначения и к нему переходят все права и обязанности попечителя;

- установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК КР.

77. Опекуны (попечители) детей (ст.153)(45):

- опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав;

- при назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка;

- не назначаются опекунами (попечителями) лица, патологически увлекающиеся азартными играми, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;

- в качестве опекунов (попечителей) может быть выбрана фостерная семья, которая в установленном порядке осуществляет опеку или попечительство ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста.

78. Опека (попечительство) над детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения (ст.154).

Детям, находящимся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

Временное помещение ребенка опекуном (попечителем) в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка.

Отделы по поддержке семьи и детей осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в детских учреждениях, а также обеспечивают защиту прав выпускников этих учреждений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, возлагается на отделы по поддержке семьи и детей.

79. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) (ст.155).

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право:

- на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 ГК КР;

- на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

80. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения (ст.156).

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право:

- на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов;

- на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- на сохранение права собственности, на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях.

81. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка (ст.157).

Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций отдела по поддержке семьи и детей, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 70 Семейного кодекса КР.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 71-73 Гражданского кодекса КР. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством.

VI. Базовое медицинское обслуживание и социальное

обеспечение (статья 6; пункт 3 статьи 18,

статьи 23, 24, 26; пункты 1-3 статьи 27 Конвенции о правах ребенка)

a) Выживание и развитие детей (пункт 2 статьи 6)

82. Стратегия развития Кыргызской Республики до 2011 года направлена на достижение Целей развития тысячелетия. Результаты обследований указывают на устойчивую тенденцию снижения младенческой смертности и смертности детей в возрасте до 5 лет, начиная с середины 90-х годов. Официальные данные Минздрава КР отмечают прогресс в точности регистрации сведений о рождаемости и смертности, что отразилось на увеличении показателей смертности, приближающихся к оценочным данным обследования.

83. Смертность среди детей в возрасте до пяти лет сократилась к 2003 г. по сравнению с базовым показателем 1990 г. В числе причин этого эксперты называли внутреннюю и внешнюю трудовую миграцию, сокращение числа заключаемых браков, уменьшение рождаемости(46). Однако, с 2004-2007 гг. наблюдалось увеличение смертности среди детей в возрасте до пяти лет. Помимо повышения уровня рождаемости и миграции, на рост этого показателя повлияло введение новых национальных критериев живорождений и мертворождений, рекомендованных ВОЗ (2004 г.). Согласно этим критериям, при оценке ребенка, рожденного живым, срок беременности сократился с 28 до 22 недель, вес ребенка при рождении - с 1000 до 500 г., к признакам жизни было отнесено не только наличие дыхания, но и сердцебиение, пульсация пуповины, сокращение мышц.

В совокупности с введением моратория на административные наказания медицинских работников в случае роста показателей(47) младенческой смертности, эта мера привела к сокращению разрыва в показателях официальной статистики и результатов исследований. Так, в 1997 г. официальные данные по детской смертности составляли 33 промилле, а по данным исследований - 120; в 2003 г. этот разрыв составлял 21 и 61 промилле соответственно; а в 2008 г. официальные данные по младенческой смертности составили 27,1 промилле, а по данным исследований этот показатель составил 38 промилле (2007). Показатель детской смертности в сельской местности в 2 раза превышает смертность детей в городах (27,7 и 54,5 промилле соответственно - 2007 г.)

С 2007 года наблюдается небольшое снижение уровня как младенческой, так и детской смертности. Так, в 2008 году он составил 27,1% и 31,5% соответственно, тогда как в 2006 году - 29,2% и 34,6%, т.е. снизились на 7,2 и 9% соответственно.

Основными причинами младенческой и детской смертности является состояние, возникающее в послеродовом периоде. В 2008 г. по этой причине было зарегистрировано 63,5% от общего числа умерших детей до 1 года и 55,2% от числа умерших детей в возрасте от 0 до 4 лет(48). Среди других причин - болезни органов дыхания (14 и 16,7% соответственно), врожденные пороки развития (11,1 и 10,8%), инфекционные и паразитарные болезни (5,8 и 6,7%), травмы и отравления и другие внешние причины(49). Смертность в этом периоде связана с поздним обращением за медицинскими услугами беременных, недиагностированными проблемами в течение беременности, недостатком специализированных до- и послеродовых медицинских услуг, недостаточной квалификацией медицинского персонала, участвующего в принятии родов, и ограниченными возможностями оказания реанимационной помощи новорожденным.

О проблеме недостаточного доступа к качественным медицинским услугам для детей в регионах свидетельствует тот факт, что показатели младенческой и детской смертности очень высоки в городах Ош и Бишкек, куда дети доставляются из отдаленных регионов в тяжелом состоянии, нередко с запущенными формами болезни, что приводит к летальному исходу. Дополнительным фактором, влияющим на рост показателя в городах, является большое число внутренних мигрантов, живущих в тяжелых экономических и социальных условиях. По данным республиканского медико-информационного центра Минздрава Кыргызской Республики, наиболее высокие показатели в разрезе областей наблюдаются в Баткенской и Таласской областях (рис. 2, 3). Каждый случай смерти ребенка расследуется органами и организациями здравоохранения. В случае вины врачей и/или других лиц в отношении смерти ребенка, материалы передаются в органы прокуратуры.

В стране проводится прокурорский надзор за выполнением законодательства по защите материнства и детства. В связи с ростом детской и материнской смертности, Центральным аппаратом прокуратуры Ошской области проведена проверка исполнения законов "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации" и "Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике". В ряде больниц области выявлено слабое медикаментозное обеспечение; отсутствие элементарных условий для обеспечения санитарно-эпидемиологического режима; нарушение медперсоналом основных стандартов безопасности медицинских процедур; жалобы пациентов на качество медицинского обслуживания; грубость и неуважительное отношение к пациентам и т.д. По результатам поверки внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам проверки Министром здравоохранения КР наказаны в дисциплинарном и административном порядке должностные лица и врачи территориальных больниц.

В 2008 году 31 из 56 родовспомогательных организаций были сертифицированы на звание "Больница доброжелательного отношения к ребенку" (БДОР), где произошло около 47,3% всех родов. В этом отношении официальные данные показывают, что в областях, получающих поддержку по улучшению эффективного перинатального ухода, заметно снизилась смертность новорожденных, тогда как в областях, не получающих поддержку для реализации эффективного перинатального ухода, наблюдается стагнация или ухудшение качества индикаторов ухода.

В масштабах страны внедрены эффективные вмешательства, такие как интегрированное ведение болезней детского возраста (ИВБДВ). С 2006 г. функционирует центр ИВБДВ, а программа распространена на всей территории республики на уровне ПМСП. В 2006 году был значительно расширен перечень лекарственных средств по Дополнительной программе ОМС (ДП ОМС), в который включены все необходимые препараты по программе ИБВДВ, а также при микронутриентной недостаточности. В учебные программы по переподготовке Кыргызского государственного медицинского института включены программы по охране материнства и детства.

Таким образом, уменьшение младенческой смертности происходит за счет воздействия на непосредственные причины смертности среди матерей и новорожденных: (1) внедрение улучшенной перинатальной помощи и дружелюбных услуг для ребенка в 47,3% родильных учреждений; (2) внедрение по всей стране программы ИВБДВ и (3) высокий охват иммунизацией, грудным вскармливанием, обеспечением средствами и услугами в сфере репродуктивного здоровья.

84. Препятствия и трудности по вопросам права на жизнь, выживание и развитие.

Показатели детской и младенческой смертности остаются неприемлемо высокими, что приводит к выводу о необходимости принятия немедленных и согласованных усилий, а также инвестиций в соответствующие программы, для эффективного снижения уровня смертности.

Высокий показатель смертности детей в раннем возрасте связан не только с изменением критериев регистрации, но и социально-экономическим положением страны в целом. Об этом свидетельствует тенденция повышения смертности детей на дому или сразу при поступлении в больницу, что указывает на недостаточные материальные возможности родителей и медицинских учреждений по оказанию детям своевременной и квалифицированной помощи.

На показатели смертности влияет уровень детской бедности. По данным выборочного интегрированного обследования домашних хозяйств, проведенного в 2006 г., из общей численности детей в возрасте до 17 лет, 48,5% проживали в условиях бедности, 12% из них оказались в категории крайне бедных(50).

При рассмотрении вопросов, связанных с младенческой и детской смертностью, сложилась устойчивая традиция поиска причин в проблемах здоровья матери и ребенка и разработки мер политики через сектор здравоохранения. Однако, их невозможно решить без более широкого рассмотрения причин и выработки мер политики в других секторах. По данным исследований по обеспечению безопасности беременности, влияние медицинских причин составляет примерно 10% от всех причин, влияющих на данный показатель(51).

На уровень младенческой и детской смертности влияют общие показатели здоровья детей: около 70% детей страдают дефицитом йода, 32,9% недостаточностью витамина А, а распространенность анемии среди детей достигает 27,2%.

Тот факт, что 95% детей в сельской местности не имеют доступа к дошкольным учреждениям, имеет непосредственное отношение к проблеме: маленькие дети остаются под присмотром старших братьев или сестер, а то и вовсе одни, что приводит к росту детского травматизма и негативно отражается на физическом и психическом развитии ребенка. Кроме того, последние исследования выявили, что родители не знают опасных признаков болезни и обращаются за медицинской помощью достаточно поздно(52).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Консолидированный третий и четвертый доклад Кыргызской Республики, представляемый в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка, подлежащий представлению в 2010 году введение

    Доклад
    Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 12 января 1994 года, а также факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции
  2. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности финансового управления администрации Киржачского района на 2012-2014 годы (далее Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Докладах и методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельнос

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности финансового управления администрации Киржачского района на 2012-2014 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Докладах и методическими рекомендациями
  4. Доклад тпп россии «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы»

    Доклад
    6.1. Предложения по доработке правительственного проекта № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» 59
  5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35

Другие похожие документы..