Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Обучение в колледже ведется по очной форме обучения, что помогает подросткам адаптироваться в студенческом пространстве, постепенно отрабатывая навыки...полностью>>
'Закон'
Информация о выполнении муниципального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 ...полностью>>
'Урок'
Особенность этого урока состоит в том, чтобы учащиеся не провели его, как обычно, сидя за партой. Эффективный результат от урока можно достичь, если ...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовате...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

60. Совершенствование работы резиденциальных учреждений (пилотные модели по предупреждению институционализации).

В соответствии с Кодексом о детях, все дома ребенка, находящиеся в подчинении Министерства здравоохранения, начали трансформироваться и развивать альтернативные услуги для детей и семей. В рамках проекта организации "Save the Children, Denmark" созданы Семейные ресурсные центры для оказания услуг по поддержке семьи, которые включают:

- консультативно-психологическую помощь для матерей в ситуациях риска по предупреждению брошенности детей (данная услуга оказывается специалистами Семейных ресурсных центров в родильных домах и детских больницах, а также непосредственно в доме ребенка);

- социальные детские сады для детей, которые были реинтегрированны в семью, а также для предупреждения институционализации детей.

При Беловодском детском доме, подведомственном МОиН, с помощью Общественного фонда "Моя семья" был создан Центр приемных семей, а также услуги по реинтеграции детей, "детский садик" с круглосуточным содержанием ребенка и с его возвращением в семью только по выходным. Последний не сильно отличается от резиденциального учреждения, в то же время, хотя бы в субботу и воскресенье ребенок находится со своей семьей, а в течение недели матери имеют возможность работать.

Модели, развитые в процессе проектов, были закреплены нормативными правовыми актами:

- Приказом МЗ от 1 июня 2004 года N 259 "Об организации лечебно-профилактической работы и медико-социальных услуг в домах ребенка" утверждено общее положение о семейных ресурсных центрах (СРЦ);

- временное положение о Беловодском детском доме - Центре приемных семей (по организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей) утверждено постановлением Правительства от 22 марта 2005 года N 142.

61. Совершенствование работы системы органов по защите детей на местах.

При поддержке ЮНИСЕФ международной организацией "Save the Children, Denmark" в рамках пилотного проекта на уровне 2-х районов страны была развита новая модель структуры системы защиты детей. Были разработаны и введены модели ведения детей и семей в ситуациях риска, включая механизмы по предупреждению институционализации детей, развитию услуг по поддержке семьи и замещающие семьи (рис. 1):

- на уровне айыл окмоту были обучены и наняты на работу 18 социальных работников, которые подчинялись ОПСД и проводили свою работу в селах недалеко от семей и сообщества;

- в каждом аильном округе была создана комиссия по социальным вопросам семьи и детей. В состав комиссии, входили: социальный работник, директор школы, семейный врач, участковый милиционер, представители сообщества: в городе - квартальный, в селе - староста. Члены данной комиссии рассматривали каждый случай, когда ребенок оказывался в ситуации риска, выявляли проблемы ребенка и семьи, а также помогали в ее решении. Составлялся индивидуальный план по каждому случаю, а менеджером случая, как правило, назначался социальный работник;

- детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляли для принятия решения на районный уровень в ОПСД. В некоторых случаях выявлялась возможность помещения ребенка под опеку в расширенную семью. Документы опекунов также подготавливались на уровне сельских советов и передавались вместе с документами ребенка в район;

- на районном уровне ОПСД были реорганизованы в самостоятельные структуры при райгосадминистрации, в подчинении акима. В данную структуру входило 5 специалистов, в том числе: 1 начальник отдела; 1 специалист, ответственный за опеку и попечительство; 1 специалист по мониторингу и базе данных о детях; 1 специалист по поддержке семьи с детьми в ситуациях риска; 1 секретарь. Сотрудники данного отдела получали деньги на транспортные расходы;

- определение дальнейшей судьбы ребенка (оставление в семье, передача в приемную семью, помещение в открытое или закрытое учреждение) по представлению ОПСД осуществлялось районной Комиссией по делам детей.

Рисунок 1. Модель ведения случаев детей, предложенная международной НПО "Save the Children, Denmark"

Международной НПО "Every Child (Великобритания) была разработана практически такая же модель с одной лишь разницей, что ОПСД был составной частью Управления социальной защиты района. Преимущество этой модели в том, что управления социальной защиты являются действующими, штатные социальные работники повысили квалификацию и расширили перечень предоставляемых услуг населению. Кроме того, МТЗМ, ДЗД и ГАСО совместно с ЮНИСЕФ и Комиссией Европейских Сообществ реализуют проект по расширению услуг семье и детям в рамках Программы "Поддержка Секторальной Политики, Социальной защиты и УГФ - Кыргызстан 2007-2009 - Второе распределение" (распоряжение Правительства КР от 23 июля 2009 года N 404-р).

62. Препятствия и трудности по вопросам разлучения с родителями.

┌─────────────────────────────────────────────────────

По сообщению неправительственных организаций(29), в Кыргызстане

нет эффективной, прозрачной системы управления учреждениями для де-

тей, лишенных семейного окружения. Данные за 2008 год о количестве

учреждений разных организационных форм для детей, лишенных семейного

окружения, существенно расходятся: у различных государственных ве-

домств: Министерство образования - 50 учреждений(30) и Национальный

статистический Комитет - 82 учреждения(31). По сводным данным от вы-

шеназванных двух государственных ведомств и информации, полученной в

результате исследования(32), в Кыргызстане существует 134 учреждения,

где проживают дети, лишенные семейного окружения. Из них семейных

детских домов (приемных семей), действующих на основании Положения о

семейных детских домах(33) - 4. Это показывает степень развития в

Кыргызстане альтернативных государственным учреждениям семейных форм

устройства детей-сирот. Обеспечение права ребенка на семейное окруже-

ние не является основой государственной политики в отношении де-

тей-сирот, часто в учреждениях опеки находятся дети, у которых имеют-

ся родители или родственники (далее - социальные сироты). Государс-

твенные органы, в частности, Отделы по поддержке семьи и детей, не

ведут эффективной работы по предотвращению помещения социальных сирот

в государственные учреждения, по работе с семьями и по возвращению

социальных сирот в свои семьи.

В учреждениях для детей, лишенных семейного окружения, находятся

как биологические сироты (12%), так и социальные сироты (88%)(34).

Условия проживания и обращение с детьми в государственных учреждениях

не соответствуют национальным правовым стандартам(35): Дети страдают

от голода, так как средства, выделяемые на их питание, либо недоста-

точны, либо неэффективно расходуются, наблюдается острый дефицит ги-

гиенических средств, одежды и обуви. После выпуска из учреждения го-

сударственной опеки дети направляются в профессиональные технические

училища (ПТУ), где получают начальное профессиональное образование и

проживают во время учебы. После выпуска из ПТУ дети не получают жилья

и часто вынуждены жить на улице, так как государственные гарантии

обеспечения их жильем не работают на практике.

└────────────────────────────────────────────────────

d) Воссоединение семьи (статья 10)

Положениями Семейного кодекса КР и Кодекса о детях закреплено право родителей требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя не на основании закона или судебного решения.

Национальное законодательство не ограничивает возможности для воссоединения членов семьи, проживающих как внутри страны, так и в разных государствах.

Семейный кодекс предусматривает восстановление в родительских правах, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление родителей в родительских правах допускается в том случае, когда их поведение и образ жизни изменились, и они в состоянии осуществлять воспитание и содержание детей. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке. При освобождении из мест лишения свободы несовершеннолетние направляются к родителям или лицам, их заменяющим.

e) Восстановление содержания ребенка (пункт 4 статьи 27)

63. В соответствии с Кодексом о детях, право на пенсию по случаю потери кормильца для детей увеличено до 18 лет.

f) Дети, лишенные своего семейного окружения (статья 20)

64. Защита прав и интересов ребенка в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на отдел по поддержке семьи и детей и комиссию по делам детей, действующих в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики, в интересах детей(36).

65. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Семейным кодексом КР должностные лица государственных организаций (образовательных, лечебных, социальной защиты, учреждений временного пребывания) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в ОПСД по месту фактического нахождения детей.

Руководители воспитательных, лечебных организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных структур, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в ОПСД по месту нахождения данного учреждения.

ОПСД в течение тридцати дней с момента получения сведений или обнаружения факта необходимости защиты ребенка проводят всестороннюю оценку реализации прав ребенка, оценку его семьи и, в соответствии с требованиями, установленными Кодексом Кыргызской Республики о детях, составляют план мероприятий по предоставлению заботы о ребенке, включающий в том числе и форму устройства детей.

ДЗД в области защиты прав и интересов детей, правовой статус, и компетенция которого регламентируются Кодексом ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей, путем ведения государственного банка данных о детях. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Правительством Кыргызской Республики.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Семейным кодексом КР, виновные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством КР.

66. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей(37).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами КР.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на ОПСД.

67. Препятствия и трудности по вопросам детей, лишенных своего семейного окружения.

Увеличение численности детей, лишенных своего семейного окружения, свидетельствует о существенной проблеме (кризисе) института семьи. Бедность населения приводит к социальной дезадаптации, потере жизненных ориентиров. Эти явления сопровождаются алкоголизацией, трудовой миграцией, отмечается рост наркопотребления. От всего этого страдают в большей степени женщины и дети. Массовость таких явлений и продолжающийся экономический кризис существенно ограничивают возможности государства в работе по усилению и поддержке семьи. Выходом из ситуации остается только помещение детей в резиденциальные учреждения. При этом в стране практически отсутствуют альтернативные формы устройства детей (приемные, фостерные семьи, детские дома семейного типа). Невозможно и усыновление/удочерение таких детей, поскольку свыше 80% из них являются социальными сиротами. Вместе с тем, резиденциальные учреждения переполнены, а содержание детей в них обходится государству очень дорого даже при их скудном бюджетном финансировании. Кроме того, дети в этих учреждениях страдают от неудовлетворительного обеспечения одеждой, питанием, а также от насилия и жестокого обращения.

g) Усыновление (статья 21)

68. В соответствии с Семейным кодексом КР усыновление или удочерение (далее - усыновление) - это мера защиты прав и законных интересов ребенка, который лишен родительской заботы в своем семейном окружении. Усыновление признается приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается только в интересах детей, лишенных родительской заботы в своем семейном окружении. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Кодексом регламентируются все вопросы и процедуры, связанные с усыновлением. В частности, определяются категории детей, в отношении которых допускается усыновление, и лица, имеющие право быть усыновителями, и ведется их учет; прописываются процедуры, предупреждающие посредническую деятельность с коммерческой целью по усыновлению детей; созданы механизмы регистрации при усыновлении, обеспечивающие его тайну; четко обозначены правовые последствия усыновления, а также его отмена.

В соответствии с Кодексом о детях в Кыргызстане специально уполномоченные органы в области защиты прав и интересов детей - КДД и ОПСД занимаются вопросами усыновления и аккредитации услуг по усыновлению. Однако, по состоянию на 1 января 2010 года не приняты нормативные акты, регулирующие вопросы усыновления.

В феврале 2005 года был принят Закон КР о внесении изменений в Семейный кодекс КР, и решение вопроса о национальном усыновлении стали выносить местные государственные администрации районов и мэрии городов. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 172 Семейного кодекса, усыновление на территории КР иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином КР, стало производиться судами КР в порядке гражданских дел с участием одного из усыновителей или доверенного лица.

Постановлением Правительства от 22 февраля 2006 года N 121 утверждено новое Положение о правилах передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданами КР, а также иностранными гражданами, разработанное в соответствии с Семейным кодексом КР. Основными судами, принимающими решения по международному усыновлению, стали Октябрьский районный суд города Бишкек и Токмокский городской суд, так как на их территории находятся учреждения, из которых, в основном, усыновляются дети: специализированный Дом ребенка, г.Бишкек и специализированный Дом ребенка г.Токмок. Суд принимал решение об усыновлении на основе заключения Министерства образования и науки, которое было назначено уполномоченным органом по международному усыновлению.

Этим же постановлением Правительства установлено, что дети могут быть переданы на усыновление гражданам КР, постоянно проживающим за пределами территории КР, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса КР.

Во исполнение распоряжения Правительства от 19.10.2009 года N 613-р, приказом Минздрава КР от 05.11.2009 года N 751 "Об утверждении Плана действий Министерства здравоохранения Кыргызской Республики по реформированию системы защиты детей и развитию социальных услуг населению в Кыргызской Республике на 2009-2011 годы" регулируются вопросы, связанные с защитой детства, приоритизации детского благополучия и снижения детской бедности.

МЗ также подготовлен проект постановления Правительства "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может принять под опеку (попечительство), взять в приемную семью, усыновить ребенка", принятие которого планируется в 2010 году. Разработаны, но еще не утверждены механизмы по усыновлению (удочерению) отказных и подкинутых новорожденных.

По данным Республиканского медико-информационного центра МЗ, на 01.01.2010 года в Домах ребенка республики состоит 262 ребенка, в т.ч. в г.Ош - 49 детей, г.Бишкек - 117, г.Токмок - 96 (табл. 1).

Таблица 3

Количество мест и детей, находящихся на содержании

в домах ребенка Кыргызской Республики (данные РМИЦ)

┌───────────────────────────┬─────────────────────┬───

Кыргызская Республика г.Бишкек

├────┬─────┬────┬─────┼────┬────┬────┬──

20062007 20082009 2006200720082009

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─

Число организаций 3 3 3 3 1 1 1 1

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼──

Число мест в них 260 260 260 270 110 110 110 120

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────

Число детей в них, человек 247 237 260 262 110 119 131 117

(на конец отчетного года)

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼───

в т.ч. сирот, человек 96 89 142 129 42 34 50 64

├───────────────────────────┼────┴─────┴────┴─────┼────┴─

г.Ош Чуйская область

(г.Токмок)

├───────────────────────────┼────┬─────┬────┬─────┼────

20062007 20082009 2006200720082009

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼

Число организаций 1 1 1 1 1 1 1 1

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼───

Число мест в них 50 50 50 50 100 100 100 100

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─

Число детей в них, человек 39 34 35 49 98 84 94 96

(на конец отчетного года)

├───────────────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼──

в т.ч. сирот, человек 16 10 11 22 38 45 47 56

└───────────────────────────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴

69. Вопрос усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей - граждан Кыргызской Республики.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан КР, постоянно проживающих на территории КР, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников(38).

Несмотря на принятие Семейным кодексом КР нового порядка международного усыновления, фактически усыновление производилось в соответствии с разделом 3 Положения о правилах передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Кыргызской Республики, а также иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства от 22.02.06 г. N 121. Принятие данного постановления в части международного усыновления противоречило п.2 статьи 130 Семейного кодекса КР, согласно которому порядок усыновления иностранными гражданами определяется Семейный кодексом КР.

В целях приведения в соответствие с КПР и нормами национального законодательства, постановлением Правительства от 11 февраля 2009 года N 117 "О вопросах усыновления (удочерения) детей" приостановлены все процедуры международного усыновления, производимые через Министерство образования и науки КР, до разработки новых нормативных правовых актов, регулирующих процедуру усыновления согласно Семейному кодексу КР и Кодексу КР о детях.

70. Практика международного усыновления.

За период с 2005 по 2008 годы иностранными гражданами были усыновлены 236 кыргызских детей, из них гражданами США - 179 детей, Израиля 21, Швейцарии - 2, Италии - 3, ЮАР - 5, Франции - 2, ФРГ - 3, Швеции 21(39).

В результате приостановки международного усыновления в домах ребенка, находящихся на балансе Министерства здравоохранения КР, находится 51 ребенок, в отношении которых было приостановлено международное усыновление (удочерение), а по данным представителей НПО - 65(40), в том числе в Республиканском специализированном доме ребенка г.Токмок 11 детей, в Специализированном доме ребенка г.Бишкек - 40, а усыновление детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики уменьшилось в 2 раза, с 43 в 2008 году до 21 - в 2009 году (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительные данные о количестве случаев усыновления

(удочерения) в домах ребенка Республики (данные РМИЦ)

┌─────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────

2006 2007 2008 2009

├─────┬───────┼─────┬───────┼─────┬───────

ВсегоИз них:ВсегоИз них:ВсегоИз них:ВсегоИз них:

усы- Между- усы- Между- усы- Между- усы- Между-

нов- народ- нов- народ- нов- народ- нов- народ-

лено ное лено ное лено ное лено ное

усы- усы- усы- усы-

нов- нов- нов- нов-

ление ление ление ление

├─────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼──────

Кыргызская 86 48 111 80 86 48 73 -

Республика

├─────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼─────

Республикан- 41 24 42 37 43 42 21 -

ский

специализи-

рованный дом

ребенка для

детей с

поражением

ЦНС и

нарушением

психики

(г.Токмок)

├─────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼──────

Ошский дом 18 - 19 - 16 1 22 -

ребенка

(г.Ош)

├─────────────┼─────┼───────┼─────┼───────┼─────┼───────

Специализиро- 27 24 50 43 27 5 30 -

ванный дом

ребенка

г.Бишкек

└─────────────┴─────┴───────┴─────┴───────┴─────┴───────┴



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Консолидированный третий и четвертый доклад Кыргызской Республики, представляемый в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка, подлежащий представлению в 2010 году введение

    Доклад
    Кыргызская Республика ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 12 января 1994 года, а также факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции
  2. Доклад Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

    Доклад
    В январе 2011 года Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека было принято решение о проведении общественной правовой экспертизы (научно-правового анализа) судебных актов по уголовному делу М.
  3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности финансового управления администрации Киржачского района на 2012-2014 годы (далее Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Докладах и методическими рекомендациями по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельнос

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности финансового управления администрации Киржачского района на 2012-2014 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о Докладах и методическими рекомендациями
  4. Доклад тпп россии «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы»

    Доклад
    6.1. Предложения по доработке правительственного проекта № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности» 59
  5. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35

Другие похожие документы..