Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Цель курса – формирование у учащихся знаний о предмете педагогической психологии, ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением...полностью>>
'Реферат'
Як відомо, мовою ділових паперів є офіційно-діловий стиль. Основною одиницею офіційно-ділового стилю є документ. Документи використовуються в різних г...полностью>>
'Программа курса'
Основные цели курса – дать общее представление об информации, методах ее хранения, обработки и передачи, о современных информационных технологиях, ис...полностью>>
'Документ'
В литературе (отечественной и зарубежной) накоплен определенный опыт методологического и методического обеспечения прогнозирования развития системы п...полностью>>

Главная > Диплом

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема диплома: Влияние религии на личность человека

План:

Введение 3

  1. Сущность и функции религии 5

1.1 Понятие и сущность религии 5

1.2 Функции религии, оказывающие влияние на личностные характеристики индивида 14

2. Влияние религии на личность человека 25

2.1 Теоретический обзор проблемы влияния религии на личность 25

2.2 Влияние религии на личность до 1917 года 31

2.3 Религиозные влияния на личность в Советсткий период 48

2.4 Влияние религии на личность человека на современном этапе 52

Заключение 65

Список литературы 68

Приложения 71

Введение

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах.

Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.

Изучение влияния религии на личность является междисциплинарной сферой знания, в которой присутствуют фундаментальные элементы целого ряда наук.

С одной стороны, она опирается на данные и методы общей и социальной психологии, с другой стороны, она входит составным элементом в комплекс наук, составляющих систему религиоведения. А это предполагает опору на весь спектр знаний, сопряжённых со сферой религии – знаний не только в области религии и конкретной реальности, но и в области влияния и осмысления этой реальности личностью.

Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов живущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

Мне кажется, что тема моей работы особенно актуальна в современной России. Наша страна, выйдя из семидесятилетнего периода атеизма и преследования религии, снова ощущает потребность в вере. Люди, потерявшие свои идеалы, и оказавшиеся в трудном материальном положении обратились к религии, как к единственному утешению.

Многие из них не вникают в суть выбранной ими религиозной системы, не понимают сущности её вероучения и влияния. Поэтому я считаю, что этот вопрос требует дополнительного изучения и мой выбор данной темы посвящён такому аспекту, как изучение влияния религии на личность, что и является целью работы.

Предмет – влияние религии на личность.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности и функций религии.

2. Проанализировать влияние религии на личность человека.

1. Сущность и функции религии

1.1 Понятие и сущность религии

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я"

Можно выделить три типа самоутверждения:1

1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.

2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования.

- духи и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции;

- человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам;

- этот мир способен оказывать воздействие на мир людей;

- мир людей способен оказывать воздействие на мир богов;

- возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).

3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму проявления.

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна.

Вера-это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать.

Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств".

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения.

Устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими.

Важно отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью. Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально, т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.

3. Наличие культа.

Культ - это разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д.

Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);

4. Функционирование религиозных организаций.

Религия - институализированное образование, представленное Церковью. Церковь - культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и разделенное на духовенство и мирян. Церкви, как правило, являются официально признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь выросла из института жречества. Церковь построена по иерархическому признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчиняться высшим.

Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в любой Церкви играет монашество.

Монахи - наиболее ревностные приверженцы религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся особо строгих аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой для всех религий

5. Религия наделена особым предназначением.

По выражению А. Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии, возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец, религия канонизирует многие ценности культуры.

Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем религиям:2

1. Отношение к сакральному, священному, святому или святости.

В монотеистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических религиях с пантеоном богов, в других религиях-с миром духов или с моральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.

2. Теизм-специфика мировоззрения.

при этом образуется особое понимание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично проявляющаяся для человека сущность.

3. Фидеизм (от лат. Fides - вера) - комплекс проявления сверхъестественного в естественном.

4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью человека от социальных отношений до предметов культа и культуры.

Например, каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, латынь и старославянский - у христиан и т.д

Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно использовать множество подходов: описывать обряды и ритуалы, рассматривать основы культа, систематизировать стилистику письменных или устных священных текстов, молитвы, изучать художественную часть религии (танцы, архитектуру, изобразительные виды), сопоставлять праздники или мифологические сюжеты и т.д.

Однако, в изучении той или иной религиозной системы важнее всего понять собственно почему человек совершает то или иное поклонение, то есть понять предпосылки данной вероучительной доктрины.

Именно вероучение выступает определяющим фактором любой религии так как:3

1. Вероучение первично по отношению к культу.

Культ может изменяться, но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим, даже если его лишают возможности отправлять культ. Кроме того, часто неверующие люди участвуют в отправлении культовых обрядов. Существуют религии, в которых культ отсутствует вообще.

2. Вероучение независимо от авторитетного текста.

Несколько религий могут пользоваться одним и тем же священным текстом. Вероучение может…….

1 Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. – М.: Наука, 1999

2 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Наука, 2003

3 Мень А. История религии. – М.: Слово, 1991



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психологическая энциклопедия психология человека

    Документ
    Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.
  2. Бурьянов Сергей Анатольевич Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 года. Вступительная статья

    Статья
    Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 года. Вступительная статья С.
  3. Сорокин П. А. С 65 Человек. Цивилизация. Общество / Общ ред., сост и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер с англ

    Документ
    В сборнике впервые осуществлена попытка дать целостное представление о твор­честве одного из основоположников русской и американской социологических школ Питирима Александровича Сорокина (1889— 1968).
  4. Студенческая научно-практическая конференция «Социологические чтения» проходила в этом году на факультете истории и социологии Гргу им.

    Документ
    Студенческая научно-практическая конференция «Социологические чтения» проходила в этом году на факультете истории и социологии ГрГУ им.Я.Купалы (г.Гродно) в пятый раз.
  5. Полной Биоэнергетической Коррекции (пбэк), созданный автором. Описаны этапы духовного развития человека, ознакомительно даны Высшие закон

    Закон
    Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неоднократно изданные ранее; разделы информации о здоровье, духовном развитии,

Другие похожие документы..