Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
00, ауд. 04 Председатель конференции – зам.директора ИБМТ, доц....полностью>>
'Методические указания'
Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» входит в комплекс базовых экономических дисциплин для подготовки специалистов с высшим экономически...полностью>>
'Документ'
Завтрак. Приглашаем всех на обзорную экскурсию по городу: “Незнакомые звезды над Прагой” (в стоимости тура). В лабиринтах маленьких улочек вы погрузи...полностью>>
'Документ'
Перше. Це має бути окрема аудито­рія у навчальному закладі, зведено­му за типовим проектом. Дуже ба­жано, щоб у комплексі з кабінетом знаходилось і п...полностью>>

Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха.

§1. Анатомическое и физиологическое строение органа слуха. 4

1.1. Анатомическое строение органа слуха 5

1.2. Физиологическое строение органа слуха. 9

§2. Методы исследования слуха. 21

§3. Понятия «глухота» и «тугоухость». Типы тугоухости. 38

§4. Методы восстановления слуха 44

§5. Электростимуляция 52

§6. Слухопротезирование 54

§7 Выращивание клеток слухового анализатора из стволовых клеток 66

§8 Значение слухового восприятия и его развития. 69

§9 Характеристика психического развития глухих и слабослышащих детей младшего и дошкольного возраста. 70

§10 Слухоречевая реабилитация 79

10.1 Классические методы обучения глухих 81

10.2 Моносенсорный подход. Метод LRS («Listening - Reading - Speaking» («Слушание - Чтение - Говорение»)) 83

10.4 Целостный метод развития слуха и речи 86

10.5 Развитие слуха и мышления по Л. Грамматико 87

10.6 Адаптивный метод развития слуха по Норману Эрберу 88

10.6 Теория моторного восприятия 89

10.7 Полисенсорный метод 91

10.8 Метод Э. И. Леонгард 93

10.9 Билингвистический метод 98

Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология.– 1998. – № 2 101

10.9 Верботональная методика 102

10.9 Кохлеарная имплантация 110

10.10 Игра как один из методов развития слуховосприятия глухих и слабослышащих детей 117

10.11 Развитие слуховосприятия у слабослышащих и глухих детей в специальных образовательных учреждениях (по Т. К. Королевской) 123

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 123

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 124

 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 126

 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 128

Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 131

Выводы 134

Список использованной литературы 137

32.Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с. (Фрагменты) 139

34.Королевская Т.К. Стаценко В.Я. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса: Дидактические материалы: Учебное пособие. – М., 2005. 140

35.Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 140

Новое расположение плана

Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха

Глава 1

  1. Анатомическое и физиологическое строение органа слуха.

    1. Анатомическое строение органа слуха.

    2. Физиологическое строение органа слуха.

  2. Понятия «глухота» и «тугоухость». Типы тугоухости.

  3. Методы исследования слуха.

  4. Слухопротезирование.

  5. Значение слухового восприятия и методы его развития..

  6. Характеристика психического развития глухих и слабослышащих детей младшего и дошкольного возраста.

  7. методы Слухоречевой реабилитации:

7.1 Классические методы обучения глухих

7.2 Метод Э. И. Леонгард

7.3 Билингвистический метод

7.4 Верботональная методика

7.5 Кохлеарная имплантация

***дополнительные методы:

7.6 Моносенсорный подход. Метод LRS («Listening - Reading - Speaking» («Слушание - Чтение - Говорение»))

7.7 Целостный метод развития слуха и речи

7.8 Развитие слуха и мышления по Л. Грамматико

7.9 Адаптивный метод развития слуха по Норману Эрберу

7.10 Теория моторного восприятия

7.11 Полисенсорный метод

  1. Развитие слуховосприятия у слабослышащих и глухих детей в специальных образовательных учреждениях (по Т. К. Королевской),,,,( надо разные автора не только Королевской )

  2. Методы восстановления слуха

9.1 Электростимуляция

9.2 Выращивание клеток слухового анализатора из стволовых клеток

Выводы

Список использованной литературы

а

Глава 1

§1. Анатомическое и физиологическое строение органа слуха.

Акустические сигналы, распространяющиеся во внешней среде, воспринимаются мозгом человека в результате ряда преобразований, производимых на различных уровнях слуховой системы.

Слуховой анализатор представляет собой единую целостно функционирующую систему, состоящую из трех отделов: а) периферического, или рецепторного; б) среднего, или проводникового; в) центрального, или коркового. Характерно, что входной акустический сигнал вначале разлагается на некоторые спектрально-временные компоненты, которые затем кодируются в виде многоканальных импульсных последовательностей, и такая регистрация, получаемая на уровне волокон слухового нерва, затем используется в дальнейшей расшифровке сигналов высшими центрами слуховой системы в процессе восприятия.1

Орган слуха имеет сложное строение и выполняет функции анализатора звуков. Проводниковый отдел состоит из нервных волокон и клеток, промежуточных нервных центров в головном мозгу и стволовой части головного мозга. Функция этого отдела - проведение нервного возбуждения от рецептора к корковому концу анализатора. Центральный, или корковый, отдел является высшим отделом анализатора. Здесь происходит анализ и синтез раздражений, поступающих из периферического отдела слуховой системы.

В слуховой системе различаются звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты, имеющие определенные функциональные назначения. Звукопроводящий аппарат проводит звуковые колебания к рецепторным клеткам и состоит из наружного и среднего уха, лабиринтных окон внутреннего уха и его жидкостных сред. Звуковоспринимающий аппарат трансформирует звуковую энергию в нервное возбуждение и передает его в центральный отдел анализатора. Он включает в себя волосковые клетки уха, слуховой нерв, нейронные образования и центры слуха в височной доле мозга.

1.1. Анатомическое строение органа слуха

Орган слуха состоит из следующих отделов:1

  1. Наружное ухо состоит из кожно-хрящевой раковины и наружного слухового прохода, заканчивающегося у барабанной перепонки. Ушная раковина имеет форму воронки, которая переходит в трубку - слуховой проход; снабжена шестью внутренними рудиментарными мышцами и тремя внешними. Спереди ушная раковина имеет своеобразное хрящевое образование (козелок) в виде выступа, ограничивающего наружный слуховой проход; сзади она прилегает к сосцевидному отростку, образуя заушную складку.2

  2. Среднее ухо3 расположено в толще височной кости и состоит из ряда сообщающихся - полостей - барабанной полости, клеток сосцевидного отростка, барабанной перепонки, слуховых косточек, слуховой трубы. От наружного слухового прохода среднее ухо отделено барабанной перепонкой, т.е. барабанная полость находится между барабанной перепонкой и ушным лабиринтом. Передняя стенка наиболее узкая, она ведет в отверстие евстахиевой трубы, посредством которой барабанная полость сообщается с полостью носоглотки. Нижняя стенка представляет собой тонкую костную пластинку, которая отделяет барабанную полость от крупного кровеносного сосуда - луковицы внутренней яремной вены. Задняя стенка барабанной полости в своей верхней части имеет отверстие, ведущее в систему воздухоносных клеток сосцевидного отростка. Верхняя стенка - также тонкая костная пластинка - отделяет барабанную полость от средней черепной ямки, где находится височная доля головного мозга. Внутренняя стенка барабанной полости является одновременно наружной стенкой ушного лабиринта (внутреннего уха) и отделяет среднее ухо от внутреннего. На лабиринтной стенке имеется выступ (промонторий), образованный основным завитком улитки. Выше последнего расположено овальное окно, закрытое пластинкой стремени, над ним сверху вниз и спереди назад проходит канал лицевого нерва. Над каналом лицевого нерва находится расширенная часть горизонтального полукружного канала - ампула. Сзади и книзу от выступа - круглое окно, которое закрыто тонкой эластичной мембраной, называемой вторичной барабанной перепонкой.1

  3. Внутреннее ухо,2 или ушной лабиринт, представляет собой костно-перепончатое образование в виде ряда полостей и каналов и состоит из костного лабиринта (футляра) и находящегося внутри него перепончатого лабиринта. Оно расположено в толще каменистой части (пирамиды) височной кости и состоит из очень компактной костной ткани. Лабиринт сообщается с полостью черепа (задняя черепная ямка) через внутренний слуховой проход и водопровод улитки, граничит с барабанной полостью и отделен от нее стенкой, образованной преддверием и выступом основного завитка улитки, а также овальным окном, закрытым подкожной пластинкой стремени, и круглым окном, затянутым вторичной перепонкой. Ушной лабиринт состоит из трех отделов: переднего - улитки, среднего - преддверия и заднего - полукружных каналов. Улитка - костное образование, имеющее форму спирального канала, расположенного двумя с половиной завитками вокруг костного столбика. Каждый последующий завиток меньше предыдущего, так что этот канал действительно напоминает по своей форме раковину садовой улитки. Длина канала - около 22 мм. В ушной улитке различаются нижний (основной) завиток, средний и верхний, в которых проходит костный канал (общая длина завитков в среднем -З см). Костный столбик, вокруг которого обвиваются завитки улитки, имеет спиральный гребень, выступающий в полость костного канала улитки. От большого края спирального гребня к противоположной стенке костного хода улитки натянута основная мембрана, которая вместе с гребнем делит костный канал на верхний (лестница преддверия) и нижний отделы (барабанная лестница). Эти отделы заполнены внутрилабиринтной жидкостью (перилимфой) и сообщаются между собой посредством маленького отверстия, находящегося в верхушке улитки.

  4. Проводящая и центральная (корковая) части слухового анализатора.1

По функциональному назначению слуховой анализатор подразделяется на следующие части - периферическую, проводниковую (или проводящую) и корковую (центральную).

Периферической частью слухового анализатора являются нервно- чувствительные образования кортиева органа, которые находятся во внутреннем ухе.

Средняя часть слухового анализатора представляет собой проводящие нервные пути, соединяющие периферическую часть с центральной, и состоит га четырех отрезков или нейронов. 1 нейрон (периферический) проводящего слухового тракта образуется двуполостными клетками спирального нервного узла в улитке, которые соединены с волосковьтмi1 клетками кортиева органа.

Периферическая часть проводящих путей представлена слуховым нервом, который образуется соединением кохлеарной и вестибулярной ветвей. Слуховой нерв проходит через внутренний слуховой проход в полость черепа и проникает в основание мозга. Ствол нерва состоит из 17 000 отдельных нервных волокон, объединенных в один слуховой тракт толщиной 1 - 10 микрон, по которому идет поток нервных слуховых импульсов в корковый отдел слухового анализатора - центральную нервную систему.

Слуховой нерв, выйдя из внутреннего слухового прохода, входит через мостомозжечковый угол в продолговатый мозг, где его ствол делится на восходящую и заднюю ветви. Эти ветви заканчиваются в слуховых ядрах продолговатого мозга, которые и служат границей между I и II нейронами.

На уровне этих ядер сформирован другой ряд ядерных образований - трапецевидное тело, верхняя олива, - осуществляющих связь слуховых путей с ядрами лицевого и глазодвигательного нервов (рефлекторные сокращения мускулатуры лица, век, ушной раковины и движения глаз при интенсивных слуховых раздражениях).

Часть нервных волокон слухового тракта проходит от слуховых ядер продолговатого мозга по той же стороне, но большая их часть образует перекрест и переходит на противоположную сторону в другую половину коры головного мозга. После перекреста эти нервные волокна доходят до один, служащих границей между II и III нейронами. дальнейший ход проводящих слуховых нервных путей пролегает через заднее четверохолмие и внутреннее коленчатое тело. Наконец, волокна IV (центрального) нейрона слухового тракта проходят через внутреннюю капсулу до височной доли коры головного мозга.

Особенно важное значение в восприятии звуковых раздражений имеют поперечные височные извилины, так называемые извилины Гешля.1

1.2. Физиологическое строение органа слуха.

Слуховой анализатор - второй по значению дистантный анализатор человека. Именно слух играет крайне важную роль для человека в связи с возникновением членораздельной речи. Его специфическим адекватным раздражителем является звук - постоянный спутник окружающей нас среды.

Человеческое ухо обнаруживает чувствительность к звуковым раздражителям даже минимальной силы и выполняет исключительно важные биологические функция в жизнедеятельности человека; наряду с этим оно регулирует состояние равновесия тела в пространстве.1

Слуховое ощущение осуществляется суммированием двух процессов, к которым относятся:

- проведение звуков через наружное и среднее ухо или кости черепа;

- восприятие звуков нервно-чувствительным рецептором слухового анализатора - кортиевым органом.2

Как уже было сказано, орган слуха представляет собой сложный механизм, который включает звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. Рассмотрим их подробнее:

1) Звукопроводящий аппарат3 органа слуха осуществляет звукопроведение, т. е. доставку звуковых колебаний к нервно-чувствительным элементам кортиева органа. Звукопроводящую систему образуют наружное ухо, среднее ухо и жидкостные среды внутреннего уха.

Ушная раковина собирает, улавливает и направляет звуки, осуществляя роль коллектора звуковых волн. Наряду с этим она принимает участие в определении направления звука. Особенно хорошо эта функция развита у животных, в связи с их способностью двигать ушными раковинами; у человека она сравнительно ослаблена и потому имеет меньшее значение.

Наружный слуховой проход проводит звуки в направлении барабанной перепонки. Ширина его просвета не оказывает заметного влияния на степень слуховой чувствительности. Наряду с этим полное заращение (атрезия) наружного слухового прохода или закрытие его инородным телом или серной пробкой обусловливает значительную степень тугоухости в связи с возникновением механических препятствий для прохождения звуковых воля к барабанной перепонке.1

Звуковые волны, достигнув барабанной перепонки, вызывают ее колебания и вместе с тем колебания всей цепи слуховых косточек, так как барабанная перепонка тесно связана с наружной из них - молоточком. Под влиянием колебаний звукопроводящей системы подножная пластинка стремени (внутренняя слуховая косточка, которой закрыто овальное окно), то втягивается в овальное окно, то выпячивается из него. В результате происходят колебания внутрилабиринтных жидкостей (эндолимфы и перилимфы), а вместе с ними и основной мембраны ушного лабиринта. Колебания последней передаются на нервно-рецепторный аппарат - кортиев орган, волоски которого соприкасаются с нависающей над ними покровной перепонкой. Таким образом, происходит трансформация физической энергии в виде механических колебаний в физиологический нервный процесс в виде потока слуховых нервных импульсов, идущих по слуховому тракту в кору головного мозга, что и обусловливает возникновение слуховых ощущений.2

Движение слуховых косточек среднего уха осуществляется по принципу неравноплечного рычага, производящего большие экскурсии на одной стороне и малые - на другой. В результате рычажной системы происходит уменьшение размаха колебаний, а также изменение величины их силы, что способствует предохранению внутреннего уха от влияния резких звуков высокой интенсивности.3

Система среднего уха является самой важной составной частью звукопроводящего аппарата. Она обладает способностью передавать звуковые колебания внутреннему уху без искажений, значительно увеличивая звуковое давление на площадь овального окна. Указанное обстоятельство осуществляется за счет функционирования трансформационного аппарата среднего уха, который преобразует Звуковое давление, падающее на барабанную перепонку, концентрируя его на меньшей в 15 - 20 раз площади овального окна.1

Состояние звукопроводящей системы органа слуха в значительной степени зависит от режима давления в барабанной полости, который регулируется посредством евстахиевой трубы, соединяющей барабанную полость с носоглоткой. Через евстахиеву трубу, которая выполняет вентиляционную функцию и открывается при глотании и зевании, воздух поступает в полость среднего уха, благодаря чему происходит выравнивание давления в барабанной полости с внешним давлением. При нарушении проходимости евстахиевой трубы давление внутри барабанной полости понижается, что обусловливает втяжение барабанной перепонки вовнутрь. В связи с этим в результате увеличения ее сопротивления нарушается функция звукопроводящей системы и понижается слуховая чувствительность. Это понижение слуховой функции может достигать 15-20 дБ для звуков низкочастотного спектра.

В звукопроводящем механизме важную роль играет барабанная перепонка, которая превращает воздушные звуковые колебания с большой амплитудой и малой силой в колебания подножной пластинки стремени и внутрилабиринтной жидкости с малой амплитудой и большой силой. Указанная трансформация объясняется тем, что звуковая энергия, падающая на большую поверхность барабанной перепонки (55 мм2), сосредоточивается на значительно меньшей поверхности подножной пластинки стремени (3,2 мм2), вставленной в овальное окно.

Одним из основных факторов, обусловливающих нормальную функцию слуха, является определенное напряжение барабанной перепонки, осуществляемое и регулируемое нервно-мышечным аппаратом барабанной полости. Барабанная перепонка имеет вогнутую форму, поэтому падающее на нее звуковое давление увеличивается. Звуки различной тональности передаются системой звукопроведения к слуховому рецептору с одинаковой силой и без искажений, так как барабанная перепонка обладает слабым собственным резонансом. 1

Раздражение волосковых клеток кортиева органа возникает в результате колебания внутрилабиринтных жидкостей, а вместе с ними и основной мембраны, что достигается лишь при одновременных колебаниях подножной пластинки стремени и мембраны круглого окна, происходящих в разных направлениях, так как жидкость практически несжимаема. Значительная роль в функционировании данного механизма принадлежит барабанной перепонке, которая закрывает (экранирует) круглое окно и тем самым создает разность давления на лабиринтные окна, увеличивая колебаний внутрилабиринтной жидкости, а также экскурсии мембраны круглого окна и подножной пластинки стремени.

Система слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремя) связана посредством сочленений, образуя подвижную цепь. Нарушение целостности этой цепи обусловливает возникновение резкой степени тугоухости. Подвижная цепь слуховых косточек обеспечивает связь между барабанной перепонкой и подвижной пластинкой стремени. Из-за того, что площадь барабанной перепонки значительно больше площади подножной пластинки, цепь слуховых косточек осуществляет не только передачу звуковых колебаний, но и их преобразование (трансформацию) с выигрышем в силе. Усиление звука, происходящее при прохождении его через звукопроводящий аппарат среднего уха, достигается также благодаря механизму рычажного действия слуховых косточек. Прохождение звукового сигнала через систему среднего уха обусловливает увеличение силы звука, которое в сумме составляет 25-26 дБ.

При чрезмерно интенсивных звуках слуховые косточки, в силу своих механических свойств и благодаря реакции прикрепляющихся к ним слуховых мышц, выполняют и защитную функцию.

При воздействии на орган слуха звуков высокой интенсивности мышца, напрягающая барабанную перепонку, и стременная мышца сокращаются, в результате чего уменьшается подвижность системы слуховых косточек и ограничивается проведение звуковых колебаний к воспринимающему механизму внутреннего уха. Мышцы среднего уха, являясь антагонистами, обусловливают нормальный тонус барабанной перепонки и звукопроводящей системы слуховых косточек и, кроме того, защищают внутреннее ухо от резких звуков высокой интенсивности. Вместе с этим указанные мышцы способствуют восприятию звуков малой интенсивности. Сокращение мышцы, натягивающей барабанную перепонку, обеспечивает повышение слуховой чувствительности, в то время как сокращение стременной мышцы, наоборот, понижает слуховую функцию. Таким образом, функция слуховых мышц сводится к защите внутреннего уха от сильных звуков и выполнению аккомодационной роли, благодаря которой при воздействии на орган слуха различных звуков создаются наиболее благоприятное напряжение и оптимальный тонус барабанной перепонки и всей звукопроводящей системы. Рефлекторные сокращения мышцы, напрягающей барабанную перепонку, и стременной мышцы являются своеобразным «автоматическим контролем громкости» для звуков большой силы.1

В механизме звукопроведения существуют два пути распространения звуковых колебаний к ушному лабиринту, где находится рецепторный аппарат слухового анализатора - кортиев орган. Наряду с воздушным звукопроведением, когда звуковая волна проходит через наружный слуховой проходов барабанную перепонку, систему слуховых косточек, овальное окно ушного лабиринта и жидкости внутреннего уха, существует второй путь - костное или тканевое звукопроведение. При прохождении звуковой волны по этому пути звуковые колебания распространяются по костной ткани черепа и, в частности, височной кости, проникая в улитку. Указанный механизм костного звукопроведения в определенной степени имеет место и при обычной воздушной проводимости, однако особенно он характерен при соприкосновении вибрирующего звукоизлучателя с костями черепа.1

При вибрации костей черепа стремя, подвижная пластинка которого вставлена в овальное окно, приходит в колебание. Последнее передается в ушной лабиринт и его жидкости, в результате чего выгибается основная мембрана и приходит в движение находящийся на ней кортиев орган с чувствительными волосковыми клетками.

При костном звукопроведении возможен и другой механизм распространения звуковой волны (компрессионный), когда звук поступает непосредственно с височной кости на костную стенку лабиринта, приводя ее в колебание. Последнее передается на жидкости, в результате чего возникают колебания основной мембраны и кортиева органа, при которых чувствительные волосковые клетки соприкасаются с покровной мембраной. Такой механизм наиболее характерен для проведения звуков высоких частот.2

Возможен еще инерционный механизм костной проводимости, который заключается в том, что при приложении вибратора-звукоизлучателя к голове человека кости черепа приходят в колебание как одно целое. При этом благодаря инерции цепи слуховых косточек, свободно подвешенных на связках, кости черепа, совершая колебания - попеременно то, надвигаясь на стремя, то, отходя от него, создают, таким образом, колебания пластинки стремени в овальном окне лабиринта и вместе с этим колебания внутрилабиринтных жидкостей. Указанный механизм имеет место при воздействии на ухо звуковых колебаний низкочастотного спектра.3

Экспериментальным доказательством существования воздушного и костного путей звукопроведения явились опыты Дьердя Бекеши в 1932 году, во время которых ученый, направляя одинаковые звуки одновременно по обоим указанным путям, выявил, что при наличии противоположных фаз звуковых колебаний последние взаимно гасятся.1

Основным механизмом проведения звуков к периферическому рецептору является воздушный путь, когда звуковые колебания распространяются через слуховой проход и систему среднего уха на овальное окно. Костный путь звукопроведения играет существенную роль при нарушении системы звукопроводящего аппарата как механизм, целесообразный для использования с целью компенсация потери слуховой чувствительности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Х педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов)

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  2. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  3. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  4. Диссертация на соискание учёной степени (11)

    Диссертация
    1. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан Образование высшее профессиональное Специальность - Физическая культура и спорт, 1 .
  5. Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16

    Документ
    Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201

Другие похожие документы..