Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стремительное развитие процессов глобализации неизбежно приводит к обострению конкуренции в социально-экономической сфере. Экономика становится иннов...полностью>>
'Программа'
В соответствии с требованиями квалификационной характеристики и образовательного стандарта специалист данного профиля на вступительном экзамене в маг...полностью>>
'Документ'
В 2008 г. Антинобелевская (Шнобелевская) премия «за мир во всем мире» присуждена Швейцарскому этическому комитету по не-человеческой биотехнологии (F...полностью>>
'Статья'
Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 226, 22.11.97); Федеральным законом от 20 июля 2 года N 102-ФЗ (Российская г...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сахонова Марина Николаевна, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Европейский лицей (Ассоциированная школа «ЮНЕСКО»)», Оренбургская область, Оренбургский район,п. Пригородный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИЦЕЙ (АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО)»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:

«Использование метода проектов на уроках химии и во внеурочное время как средство развития познавательного интереса и предметных умений и навыков учащихся»

П. ПРИГОРОДНЫЙ, 2008

ПЛАН ПРОЕКТА.

Глава I. Пояснительная записка

1.1 Паспорт проекта

  1. Актуальность проекта

  2. Цель и задачи проекта.

Глава П. Теоретико-концептуальное обоснование проекта

  1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.

  2. Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта.

  3. Характеристика возрастных психологических особенностей учащих­ся, на обучение которых направлен данный проект.

Глава III. Опытно-экспериментальная работа

Литература Приложение

Глава I. Пояснительная записка.

1.2. Паспорт проекта;

  • Представляемее материалы рассчитаны на учащихся 9-11 классов общеоб­разовательной школы (муниципального общеобразовательного учрежде­ния «Европейский лицей» (Ассоциированная школа ЮНЕСКО);

  • Проект апробировался в течение 5 лет в 2003-2008 учебных годах на базе МОУ «Европейский лицей» (Ассоциированная школа ЮНЕСКО).

1.2. Актуальность проекта:

Химия, как и другие естественные науки, переживает в настоящее время тяжелые времена. На бытовом уровне сложилось отношение к химии как сложному, трудному для восприятия предмету и ненужному для дальнейшей профессиональной деятельности. Обывателю она кажется невостребованной в современном мире. Химия превратилась в науку для избранных, для тех, кто обладает силой воли, интересом к ее изучению.

И совсем немногие знают, что химия в истекшем столетии заняла центральное место в естествознании. По темпам развития она существенно опережает другие естественные и точные науки. Объем химических знаний сейчас удваивается в среднем за 11–12 лет, в то время как в середине прошлого века этот период составлял около 40 лет. Одной из причин развития и совершенствования современного мира, базы материальной культуры цивилизованного мира стали достижения химии.

Итак, с одной стороны невероятные темпы развития, огромные достижения химии, а с другой – реформирование российского школьного химического образования. Согласуется ли одно с другим?

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования основные задачи модернизации российского образования определены как повышение его доступности, качества и эффективности. В современной школе приоритетными следует признать следующие направления и способы организации преподавания химии.

• гуманизация развивающего обучения;

• деятельностный подход в обучении;

• разноуровневая дифференциация учащихся;

• модульное обучение;

• интегрированные уроки;

• проектная деятельность учащихся.

В целях решения вышеперечисленных проблем была выстроена целенаправленная система работы по использованию метода проектов на уроках химии и во внеурочное время как средство развития предметных умений и навыков учащихся.

Цель: Обосновать возможности метода проектов в развитии знаний и умений учащихся по предмету.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме;

  2. теоретически обосновать использование метода проекта в развитии предметных знаний и умений учащихся;

  3. апробировать проектную методику на уроках химии и во внеурочное время;

  4. разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

В основе проекта лежат следующие основные понятия, отражающие его проблему:

Деятельность - «специфический вид человеческой активности, направ­ленный на творческое преобразование», совершенствование действительности и самого себя (Р.С.Немов).

Коммуникативные умения - совокупность причин психологического ха­рактера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, ак­тивность.

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объяс­няющих поведение человека, его начало, направленность, активность.

Обучение - профессиональная деятельность, направленная на передачу учащимся знаний, умений, навыков.

Рефлексия - сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих мыслях, образах чувстве, это также изучение человеком своей собственной психологии или своего собственного поведения.

Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим каче­ством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Глава 2. Теоретико-концептуальное обоснование проекта

2.1. Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.

Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь в последние десять - пятнадцать лет, при всех имеющихся различиях в целевых, содержательных, организационных аспектах в конечном счете направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращение школьника в активного субъекта собственного учения.

Совершенствование учебного процесса невозможно без совершенствования всех компонентов, из которых он складывается, — содержания учебного материала, структуры урока, методов и средств обучения и т. д. Формирование учебной деятельности школьников как основной подсистемы обучения предполагает, в свою очередь, совершенствование каждого компонента этой деятельности. Для этого необходимы знание ее внутреннего психологического строения, уточнение места и роли каждого ее составляющего.

Важнейшую роль в построении проектной деятельности играет содержание обучения, поэтому необходимо рассмотреть его сущностные основания, имея в виду, что восхождение по уровням постижения содержания выступает своего рода систематическим моделированием, лежащим в основе каждого осваиваемого вида деятельности. С этой точки зрения химия как наука относится к основополагающим областям естествознания. Результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который составляют химические знания. Занимая среди наук о природе место между физикой и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание научной картины мира, поэтому ее задача - научить школьников наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития. Очевидно, что учебное содержание химического образования должно строиться в контексте вышеизложенных проблем. Необходимо установить глубокие содержательные внутренние связи между всеми дисциплинами естественно - научного цикла, организовать учебную деятельность школьников так, чтобы она способствовала развитию интересов и возможностей всех учащихся.

Анализ новых подходов к преподаванию химии, которые предлагают ученые и педагоги-практики России и зарубежных стран, свидетельствует, что снижение интереса подростков к естествознанию вообще и к химии в частности - общая проблема школьного! образования. За рубежом при изучении ее, естественных наук большое внимание обращают на практическую направленность обучения: в основе курсов лежит не теория, а жизненные явления. В России до сих пор важнейшими признанными задачами обучения считаются глубокое изучение современных научных представлений, законов химии. Вместе с тем сегодня человеку нужны осознание общей картины мира, ощущение сопричастности к культурному наследию, прямого участия в жизненных процессах. Большинство педагогов считают, что изучать химию в школе так, как это было принято раньше, нельзя, поскольку химические законы после окончания школы забываются и не находят теоретического и практического применения.

В современной школе приоритетными следует признать следующие направления и способы организации преподавания химии.

• гуманизация развивающего обучения;

• деятельностный подход в обучении;

• разноуровневая дифференциация учащихся;

• модульное обучение;

• интегрированные уроки;

• проектная деятельность учащихся.

Таким образом, инновации в обучении химии идут в ногу с современными подходами в остальных областях образования, но предметный потенциал метода проекта еще до конца не раскрыт. В школах придают большое значение теоретической части программы, а рекомендованные для проведения практические работы либо используют для подтверждения теории, либо выполняют по определенному алгоритму, не имеющему ничего общего с реальными жизненными явлениями. Для того чтобы моделирование химических процессов стало на самом деле познавательным, оно должно быть развернуто и направлено в первую очередь на практическую взаимосвязь с окружающим миром.

Один из эффективных методов обучения - организация ученических проектов. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. В 1905г. была организована небольшая группа исследователей под руководством С. Т. Шацкого, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Таким образом, инновации в обучении химии идут в ногу с современными подходами в остальных областях образования, но предметный потенциал метода проекта еще до конца не раскрыт. В школах придают большое значение теоретической части программы, а рекомендованные для проведения практические работы либо используют для подтверждения теории, либо выполняют по определенному алгоритму, не имеющему ничего общего с реальными жизненными явлениями. Для того чтобы моделирование химических процессов стало на самом деле познавательным, оно должно быть развернуто и направлено в первую очередь на практическую взаимосвязь с окружающим миром.

При организации проектной деятельности следует иметь в виду, что:

• содержание проекта дополняет, углубляет основной курс химии;

• оно одновременно учитывает различные начала естествознания: химическое, биологическое, географическое, физическое, что позволяет решать проблему межпредметного взаимодействия;

• содержание обучения ориентировано на формирование новой деятельности, образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

Содержание проекта, специальным образом выработанное и сконструированное, становится центром, объединяющим вокруг себя естествознание, позволяет отойти от традиционно присущего химии, физике и биологии порядка изучения понятий. Работа над проектами не сводится к простому ознакомлению с историей научных открытий, а ведет к формированию естественнонаучной модели природы, поэтому изучение химии и развитие соответствующей данному предмету формы мышления - это необходимая стадия развития мышления школьника. Материализация, проходящая красной нитью через весь учебный курс химии, и есть важнейшее средство познавательного движения в обучении.

Таким образом, естествознание - это квинтэссенция (основа, сущность) научного освоения действительности (выдвижение гипотез, постановка опыта, проверка, подтверждение или опровержение гипотезы, формулирование выводов), поэтому учащимся очень важно освоить группу методов естествознания: аналитических, синтетических, экспериментальных и т. д.

Как альтернативу исторической ретроспективе науки можно выделить целостность содержания естествознания, базирующегося на понятии «свойство». Главная задача проектного обучения - научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.

Метод проектов - понятие из области дидактики и частных методик. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Таким образом, если говорится о методе проектов, то имеется в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Проектная же деятельность - категория психологическая. В подростковом возрасте учащийся должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы воплощения в жизнь своего проекта. Почему используется термин «проектная», а не «практическая» работа? Дело в том, что стержень проектирования - связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У подростка возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, которая и составляет суть ответственности за предмет и результат своей деятельности. Таким образом, для решения главной для этого возраста задачи школа должна предоставить подростку возможности экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию от ориентации на замысел к достижению результата, и потом обязательно вновь обращаться к замыслу. Таким образом, цель проектной деятельности - формирование творчески активной личности.

Как правило, работа над проектом проходит шесть стадий.

Подготовка. Основное содержание работы на этой стадии - определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов (формы отчета);

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

Исследование. Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Ее можно разбить на две части. Сначала идет теоретическая работа - необходимый момент для обоснования практической части занятия; информацию может сообщить учитель, но чаще всего ее самостоятельно собирают учащиеся. После обсуждения (мини-конференция, дискуссия по поводу той или иной теоретической проблемы) учащиеся выполняют практическое исследование, решая промежуточные задачи. Основные инструменты исследования: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Эксперимент требует тщательной подготовки, в ходе которой происходят его планирование, разработка экспериментального материала, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

Представление результатов. Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, представление модели и т. п. Учитель, как и остальные участники обсуждения, задает вопросы.

Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. В совместной учебной работе изменяется характер взаимоотношений как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях фронтальной работы. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т. д.

Одна из важных особенностей совместной работы учащихся - их ориентация на партнера, учет в собственных действиях позиции других участников, децентрализованный характер совместных действий, а также полное равноправие всех ее участников.

Для того чтобы учащийся стал субъектом, т. е. инициатором, собственной активной познавательной деятельности, необходимо, чтобы образование стало свободным, открытым, обновляющимся и способствовало самопознанию, самоопределению и самореализации. Кроме того, должны измениться традиционные функции учителя: из ретранслятора знаний он должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передать учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю. Крайне важно также, чтобы произошел переход от авторитарного стиля взаимоотношений между участниками образовательного процесса к демократическому, предполагающему понимание и принятие ребенка таким, какой он есть, уважительное отношение к учащемуся, содействие его личностному росту, оказание ему педагогической поддержки.

Проектная форма обучения - один из возможных путей выхода современного образования из кризисного состояния, поскольку в полной мере учитывает те изменения, которые претерпевает наше общество. Данная форма обучения основывается на определенных предпосылках, сложившихся в обществе: на движении учителей-новаторов, философских и методологических разработках данной проблемы, опыте проектирования в других сферах деятельности.

Технократический подход к обучению, смысл которого - научить конкретному прагматическому умению (чтение, письмо, проведение химического эксперимента и т. д.), сменяется постановкой других задач, решение которых требует творческого мышления, личного опыта, универсальности образования. В рамках этого подхода проектное обучение представляет собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной деятельности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федорова Светлана Валентиновна- учитель русского языка и литературы моу «Европейский лицей (Ассоциированная школа «юнеско»)» тезисы

    Тезисы
    выполнены ученицей 11-А класса Хохловой Анастасией, которая защищала свой реферат на научной районной конференции «Интеллектуалы ХХI века». Хохлова Анастасия заняла первое место на секции «Литература».
  2. Европейский суд по правам человека (Сборник статей)

    Сборник статей
    1. Армашова А.В. Исполнение решений Европейского суда по правам человека в России: современные проблемы теории и практики Образование и право. - N 2.
  3. Европейский суд по правам человека (2)

    Документ
    1. Дело было инициировано жалобой (№ 23954/94), поданной 5 апреля 1994 г. в Европейскую Комиссию по правам человека против Турции девятью гражданами Турции — Мехметом Эмином Акденизом (Mehmet Emin Akdeniz), Сабри Тутушем (Sabri Tutush),
  4. Европейский суд по правам человека (4)

    Документ
    Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю проверенную или т. н. стабильную версию от 20 сентября 2009, однако она может значительно отличаться от текущей версии.
  5. Европейское культурное право

    Документ
    Настоящая работа является результатом комплексного междисциплинарного макроаналитического синтеза правовых принципов и норм, регулирующих сохранение и развитие культуры, культурных ценностей и культурной деятельности в Европе, в рамках

Другие похожие документы..