Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Целью дисциплины является изучение методов проектирования электромеханических преобразователей (тяговых электрических машин) для электрического транс...полностью>>
'Документ'
К современным машинам и приборам предъявляются высокие требования по технико-эксплуатационным характеристикам, точности и надежности работы. Эти пока...полностью>>
'Решение'
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупр...полностью>>
'Документ'
Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества, а также о распределении прибыли и...полностью>>

Главная > Диссертация

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Право вооруженных конфликтов базируется на определенной системе отраслевых принципов международного права. С учетом их содержания они подразделяются на две группы: общие и специальные. К общим относятся принципы гуманизма, равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Специальную группу составляют принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности и законности; ответственности участников вооруженных конфликтов за военные преступления.

2. Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта и определяется рядом специфических признаков: а) конфликт происходит в пределах территории одного суверенного государства, как субъекта международного права и не выходит за пределы его границ; б) такой территориальный признак подчеркивает его внутренний характер и соответственно определяет его субъектный состав; в) наличие в конфликте постоянных и организованных действий между противоборствующими силами.

3. В период вооруженного конфликта немеждународного характера состояние военного плена существовать не может. В военном противостоянии принимают участие граждане одного государства. Их свобода в районе и в период боевых действий может быть ограничена, они могут быть захвачены (лишены свободы) противоборствующими сторонами. Они считаются не военнопленными, а являются лицами, лишенными свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом. На таких лиц режим военного плена не распространяется, а Протокол I закрепляет общие гарантии, связанные с безопасностью личности, уважением прав и свобод.

4. Всех лиц, затрагиваемых вооруженным конфликтом немеждународного характера, в зависимости от степени и характера причастности к конфликту, целесообразно классифицировать на следующие категории: участники вооруженного конфликта немеждународного характера (лица, принимающие непосредственное участие в конфликте; лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в конфликте), и гражданское население, находящееся в зоне конфликта (граждане государства, на территории которого происходит конфликт, иностранные граждане и лица без гражданства).

В свою очередь, к лицам, принимающим непосредственное участие в вооруженном конфликте немеждународного характера, относятся: военнослужащие вооруженных сил законного правительства, лица из состава организованных вооруженных формирований, а также население, проживающее на территории, контролируемой организованными вооруженными формированиями, которое взялось за оружие и выступило против них.

5.Международное право предусматривает предоставление гражданскому населению разных уровней защиты и соответственно предоставление определенных режимов обеспечения безопасности. Право вооруженных конфликтов обеспечивает как общую, так и специальную правовую защиту от последствий военных действий. Общая защита предоставляется всему гражданскому населению независимо от возраста, политических взглядов, религиозных убеждений, возраста, расовой принадлежности и т.д. Предоставление специальной защиты связано с повышенной уязвимостью определенных категорий покровительствуемых (дети, женщины) в условиях вооруженных конфликтов либо объясняется их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его безопасности и выживания в ходе боевых действий (персонал медицинских формирований).

6. Под режимом военного плена следует понимать совокупность международно-правовых норм и внутригосударственных предписаний, регулирующих правовое положение военнопленных. Этот режим включает следующие элементы: а) уважение и соблюдение прав военнопленного; б) обязанности и права военнопленного; в) ответственность военнопленных и должностных лиц, обеспечивающих соблюдение правил обращения с военнопленными.

Современное международное право и российское законодательство не содержит определений военного плена и добровольной сдачи в плен. Военный плен это состояние, при котором военнослужащие и приравненные к ним нормами права лица не могут исполнять обязанности военной службы в силу того, что находятся во власти другого воюющего государства. Под добровольной сдачей в плен следует понимать самовольное прекращение исполнения обязанностей военной службы, руководствуясь личными мотивами. Кроме того, в современном международном и российском праве отсутствуют нормы, регулирующие обмен военнопленными. Разработка механизма и процедур обмена военнопленных, их законодательное закрепление устранит правовой пробел в решении этого вопроса.

7. Под интернированием следует понимать санкционированное государством временное ограничение прав и свобод граждан государства противника и его союзников, исходя из интересов обеспечения собственной безопасности, а также и для обеспечения безопасности самих иностранных граждан.

Интернированы, могут быть только иностранные граждане, находящиеся в период вооруженного конфликта на территории государства противника. Интернирование ограничено во времени и прекращается по окончании вооруженного конфликта. Временное ограничение прав и свобод иностранных граждан связано исключительно с войной. Интернирование не может рассматриваться в качестве наказания (т.к. отсутствуют признаки состава преступления), а является превентивным средством обеспечения безопасности государства во время войны. Интернирование должно быть связано с угрозой безопасности государства, участвующего в войне.

8. В силу особой важности отношений в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, связанной с регулированием вооруженных конфликтов, возникает необходимость сопровождать принятые нормы международного права вооруженных конфликтов также особыми национально-правовыми гарантиями, обеспечивающими порядок их реализации. Поэтому, правовые акты, относящиеся к военному и чрезвычайному положению, обеспечиваются и необходимым организационно-техническим механизмом их неукоснительной реализации (строгая регламентация порядка применения, специальные органы обеспечения конкретного режима и т.д.). Речь идет о различных правовых режимных установлениях.

9. Введение режима чрезвычайного положения не всегда позволяет эффективно и целенаправленно использовать этот правовой институт с целью обеспечения безопасности России в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.

Новейшее российское законодательство предусматривает возможность применения режима контртеррористической операции и обеспечения жесткого правопоря­дка (с безусловным соблюдением меж-

дународных обязательств) в зоне контртеррористической операции без введе­ния режима чрезвычайного положения.

Режим контртеррористической операции может существовать самостоятельно, но нельзя исключать и того, что в зависимости от ситуации его применение возможно в районе, объявленном на чрезвычайном положении.

Режим контртеррористической операции отличается от режима чрезвычайного положения по: а) по статусу органа управления; б) компетенцииуправления; б) компетенциейуковх конфликтовтельстваного правового регулирования.ых конфликтов немеждународного характера (далее руководителя и органа управления (оперативного штаба); в) правовому положению территории, на которой осуществляется контртеррристическая операция; г) организационно-правовым условиям осуществления режима.

Границы исследования определены областью международно-правового регулирования общественных отношений в сфере начала, существования (продолжения) и окончания вооруженного конфликта. Однако для проведения более полного исследования по отдельным комп-

лексным вопросам, в частности, о противодействии наемничеству, определении правового положения интернированных лиц и их собственности, теоретическом обосновании возможности и пределов использования таких исключительных правовых режимов, как военного и чрезвычайного положения, контртеррористической операции в период вооруженных конфликтов, автор исследования обращается к отдельным нормативным положениям конституционного, гражданского, уголовного, административного и военного права Российской Федерации. При проведении исследования в основу положено «право Женевы», однако, «право Гааги» также рассматривается, но лишь в качестве источников права вооруженных конфликтов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации получили дальнейшее развитие теоретико-правовые основы и принципы регулирования вооруженных конфликтов, представлены научные обоснования совершенствования норм права вооруженных конфликтов. В частности: исследован и обоснован понятийный аппарат права вооруженных конфликтов, представлена теоретико-правовая структуризация ВКНМХ и предложено научное толкование отдельных международно-правовых норм, относящихся к ВКНМХ, уточнены место, роль и юридическое содержание международно-правовых форм начала и окончания войны, а также правовой статус территорий в вооруженных конфликтах. В исследовании проведен теоретико-правовой анализ правового положения лиц, участвующих и затрагиваемых вооруженным конфликтом. В частности, исследованы вопросы правового положения детей, медицинского персонала и интернированных лиц в период вооруженного конфликта. В работе получили дальнейшее развитие вопросы военного плена. Кроме того, раскрыты основные теоретико-правовые характеристики исключительных режимов, исследована и теоретически обоснована возможность их применения в период вооруженного конфликта.

Наряду с этим, результаты данной научной работы позволяют на основе принципов системного подхода применительно к исследуемым межгосударственным отношениям очертить круг тех общих проблем, которые могут служить отправной точкой дальнейших исследований в этой области. Использование широкого спектра различных методов для решения рассматриваемой правовой проблемы привлечет внимание не только специалистов в правовой сфере, но специалистов других наук (технических, естественных), подскажет им направления смежных исследований, которые будут способствовать развитию глобальной системы обеспечения безопасности России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации предложены научно-обоснованные рекомендации по использованию норм международного права применительно к вооруженному конфликту немеждународного характера, правовому положению лиц, участвующих и затронутых вооруженным конфликтом-военнопленным, интернированным, гражданскому населению, медицинскому персоналу. Уточнены положения, связанные с определением противоправности наемничества, выработаны конкретные практические рекомендации по совершенствованию норм международного права и российского законодательства. Исследованные автором возможности использования исключительных режимов, а также другие рекомендации, содержащиеся в диссертации, имеют особую практическую актуальность. В исследовании, на основе анализа норм права вооруженных конфликтов, предложены пути совершенствования и применения норм международного права и российского законодательства.

Реализация и апробация научных результатов.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации и, в частности, отражены в учебнике «Международное право», учебно-практическом пособии «Международное гуманитарное право и обеспечение прав человека в деятельности сотрудников правоохранительных органов», монографиях, статьях.

По исследуемой проблеме автором опубликовано 20 научных работ.

Ряд основных результатов настоящего исследования реализованы Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при разработке Федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении», «О военном положении». Кроме того, результаты исследования использованы при подготовке Модельного закона «Об использовании и защите эмблемы Красного Креста или Красного полумесяца, наименований «Красный Крест» и «Красный полумесяц» и отличительных сигналов, служащих для опознавания медицинских формирований и санитарно-транспортных средств», а также при принятии Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы «О предупреждении терроризма», в научно-исследовательской работе, выполненной с участием автора по заказу Совета Безопасности Российской Федерации, - «Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

Результаты исследования изложены в ряде выступлений автора: на международном семинаре «Международное гуманитарное право: современные подходы» (Москва, 2000 г.), на межведомственных научно-теоретических конференциях: «Правовые и организационные вопросы борьбы с незаконными вооруженными формированиями» (Москва, Академия МВД России, 2001 г.), «Актуальные вопросы борьбы с терроризмом в современных условиях» (Москва, Академия ФСБ России, 2003 г.), «Современные проблемы противодействия терроризму и экстремизму» (Москва, Академия ФСБ России, 2005 г.); на совместном совещании АЭБ МВД России и Академии ФСБ России: «Совершенствование подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел и органов ФСБ России в сфере противодействия терроризму и экстремизму» (Москва, Академия Экономической Безопасности МВД России, 2006 г.).

Структура содержание работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, указывается цель, задачи, объект, предмет и границы исследования, выбирается методологическая основа исследования, показывается новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, формулируются предложения, выносимые на защиту, указывается реализация и апробация научных результатов исследования.

В первой главе автор исследует сущность и содержание права вооруженных конфликтов, его источники и принципы, проводится теоретико-правовой анализ содержания ВКНМХ. Право вооруженных конфликтов занимает особое, специфическое место в международном праве, является определенной системой юридических принципов и норм, имеет отраслевой объект, предмет и методы регулирования, а также свои функции, что свидетельствует о наличии самостоятельной отрасли международного права.

Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между воюющими, их отношения с нейтральными странами, а также устанавливающих правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны.

Важной и актуальной задачей является определение соотношения между правом вооруженных конфликтов и нормами международного права, регулирующими применение силы в отношениях между госу-дарствами. Нормы Устава ООН запрещают государствам использовать силу при разрешении межгосударственных споров. Однако ст.51 допускает использование вооруженной силы при осуществлении права на индивидуальную и коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Право вооруженных конфликтов не делает акцент на вопросах законности или незаконности вооруженных конфликтов, а имеет дело с фактами вооруженного столкновения, независимо оттого, что послужило причиной возникновения конфликта и можно ли его как-то оправдать. В частности, в Преамбуле Протокола I, закреплено, что положения Женевских конвенций и настоящего Протокола должны при всех обстоятельствах полностью применяться ко всем лицам без какого либо различия, основанного на характере или происхождении вооруженного конфликта.

В последние годы обозначилась тенденция взаимопроникновения двух отраслей международного права - права вооруженных конфликтов и права международной безопасности. Однако при наличии определенного сходства между ними, имеются и определенные различия, прежде всего, в их природе и целях. Если первое рассматривает исключительно вопросы применения силы в вооруженных конфликтах и защиты жертв этих конфликтов, то второе стремится ограничивать, контролировать и устанавливать порядок производства, накопления и передачи оружия, вплоть до его уничтожения.

Важным представляется вопрос о соотношении права вооруженных конфликтов с так называемой военной необходимостью.

Целью доктрины «военной необходимости» является обоснование любых действий, противоправных с точки зрения человеческой морали и норм международного права. Она отстаивает три взаимосвязанных позиции: а) достижения военного успеха любой ценой без ограничительных критериев; б) в войне нет права, а действуют правила военной необходимости и преследуется одна цель - победа над врагом, под которым достаточно часто понимают не только комбатантов, но и гражданское население, раненых, больных, интернированных, военнопленных и т.п.; в) войне чужды понятия «справедливость», «гуманизм», «защита», «пощада», поэтому варварский принцип «уничтожай непокорных» является доминирующим.

Для межгосударственных отношений, доктрина «военной необходимости» неприемлема, что нашло подтверждение в трудах многих юристов, судебных решениях, нормах права вооруженных конфликтов, Уставе ООН.

Источники права вооруженных конфликтов это формы, в которых существуют нормы данной отрасли международного права. Эти нормы закреплены в «праве Гааги» и «праве Женевы». Кроме того, помимо договорных норм в качестве источников следует рассматривать и обычные нормы международного права.

Каждая отрасль международного права характеризуется наличием определенной системы ее принципов. Все принципы конкретной отрасли права находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в таком сочетании они выполняют роль регулятора общественных отношений на межгосударственном уровне, выражают основополагающие правила поведения участников, находящихся в сфере регулирования норм международного права.

Отраслевые принципы права вооруженных конфликтов с учетом их содержания следует разделить на две основные группы: основные и специальные.

К основным относятся принципы гуманизма, равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.

К специальным относятся принципы ограничения воюющих в выборе средств ведения войны; защиты жертв войны и гражданских объектов; добропорядочности, законности и ответственности.

Принципами права вооруженных конфликтов воющие обязаны руководствоваться как в период международных, так и во время внутренних вооруженных конфликтов. В последние годы мировое сообщество все чаще сталкивается именно с внутренними вооруженными конфликтами, происходящими в пределах территории одного государства. Анализ положений права вооруженных конфликтов позволяет выделить четыре особенности немеждународного вооруженного конфликта.

Первой особенностью является то, что такой конфликт происходит на территории суверенного государства, как субъекта международного права и не выходит за пределы его границ. Такой территориальный признак подчеркивает его внутренний характер и соответственно определяет его субъектный состав, что составляет вторую особенность внутреннего вооруженного конфликта. Третьей особенностью является наличие постоянных и организованных действий между противоборствующими силами. Четвертой особенностью является отсутствие в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) указания на категорию военнопленных. Рассматриваемый международный акт содержит термин «лица, лишенные свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом». К такой категории можно отнести лиц, совершивших (подозреваемых в совершении) административных правонарушений и преступлений, а также лиц, свобода которых ограничена по соображениям безопасности. К последним, например, могут быть отнесены иностранные специалисты, работавшие по контракту и оказавшиеся в районе ВКНМХ и с целью обеспечения их безопасности они могут быть ограничены в свободе передвижения, ведении телефонных переговоров и т. д. Свободы они не лишены, однако на некоторые ее аспекты накладываются вынужденные временные ограничения. Формулировка, изложенная в п.1 ст.5 Протокола II является неточной и ее целесообразно изложить в следующей редакции: «… лиц, лишенных свободы или ограниченных в свободе по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того …».

Во второй главе исследуются и научно обосновываются формы и юридическое содержание начала военных действий, формы их окончания, возможные пространственные пределы.

Под объявлением войны следует понимать акт высших органов государственной власти одного государства, адресованный властям другого государства о том, что мирные отношения между ними прерываются, и возникает состояние войны. Исходя из смысла ст.1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г., акт об объявлении войны должен содержать четко выраженную мотивацию, а также излагать конкретные причины, которые послужили основанием для объявления войны.

Другой формой объявления войны является ультиматум с условным объявлением войны.

Под ультиматумом (ultimatum - лат. доведенное до конца) понимается выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, под угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет военные меры.

Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, хотя реальные боевые действия могут начаться позже или не произойти вообще.

Объявление состояния войны между двумя государствами вызывает определенные правовые последствия в отношениях между ними. Начало войны автоматически прерывает официальные дипломатические отношения. Дипломатический персонал покидает государство пребывания, которое делает все необходимое для его безопасности и оказывает различную помощь. Охрану интересов воюющего государства и его граждан берет на себя Держава-покровительница, которая поддерживает дипломатические и (или) консульские отношения с воюющими державами. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, прекращаются. Начинают действовать договоры, предназначенные для военного периода.

Вместе с тем, многосторонние договоры общего характера продолжают свое действие. В многостороннем международном соглашении могут участвовать воюющие государства. Вместе с тем, состояние войны - явление временное, переходящее и воюющие государства-участники многостороннего международного соглашения могут приостановить исполнения обязательств по договору на период войны. Хотя такого решения может быть и не принято. Однако этот факт не мешает другим государствам-участникам многостороннего соглашения осуществлять свои правомочия.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории.

В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов используются, как правило, два термина: «театр войны» и «театр военных действий». Театр войны - это сухопутная, водная (реки, озера, внутренние морские и территориальные воды) и воздушная территория воюющих государств, а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие потенциально могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия. Понятие «театр войны» шире понятия «театр военных действий». В театр войны может входить несколько театров военных действий.

Современное международное право устанавливает некоторые изъятия для территорий, включаемых в район войны. Такое изъятие единодушно констатируется в доктрине применительно к территории нейт-

ральных государств. В теории и на практике признавалось, что государства, не участвующие в войне, обязаны занимать позицию бес-пристрастности по отношению к воюющим.

Сначала эта беспристрастность понималась как оказание нейт-

ральным государством равной помощи обеим воюющим сторонам в виде поставок оружия и продовольствия, пропуска войск и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе конференции на тему «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации»

    Публичный отчет
    Редакция журнала. Отчет о работе конференции на тему «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации», проведенной в Военном университете 21 апреля 2004 г.
  2. К. В. Фатеев военная безопасность российской федерации и правовые режимы ее обеспечения теоретико-правовое исследование

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации,
  3. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации

    Диссертация
    Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни
  4. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  5. Фатеев К. В. Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования

    Документ
    Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005.

Другие похожие документы..