Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре общенаучных и гуманитарных дисциплин Тамбовского филиала ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс дисциплины «Математические методы в бизнесе и управлении» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры менеджмента и маркет...полностью>>
'Рабочая программа'
-государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 170900 - «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре конституционного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская ака...полностью>>

Задачи урока: обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого. Ход урока

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Биология — наука о жизни

Задачи урока: обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого.

Ход урока

Оргмомент урока

Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов, их строении, развитии и происхождении, взаимоотношениях со средой обитания и с другими организмами.

Характеристика четырех царств живой природы. Рассказ учителя о других моделях биосистематики.

Изучение нового материала

  1. Становление и развитие биологии как науки. Интеграция и дифференциация биологических дисциплин. (Рассказ учителя.)

  2. Роль биологии в современном обществе. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  3. Современная биология — комплексная наука. (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

  4. Знакомство учащихся с особенностями курса биологии 9 класса, с учебником, с его методическим аппаратом и с требованиями, которые будут предъявляться при изучении курса «Введение в общую биологию».

Задание на дом

Изучить введение и § 1 «Биология — наука о жизни», ответить на вопросы в конце параграфа, подготовить сообщение на тему «Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний».

Итоги урока

Общая оценка результатов урока. Оценка работы учащихся.

Методы исследования в биологии

Задачи урока: сформировать у учащихся по­нятие «научный метод»; раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

  1. Фронтальная беседа о развитии биологии как науки, о роли биологии в современном обществе.

  2. Заслушивание сообщений учащихся о проблемах человечества, решение которых связано с уровнем развития биологии.

Изучение нового материала

  1. Раскрытие важнейшего научного принципа «Ничего не принимай на веру*, формирование понятий «научный метод», «научный факт». (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  2. Основные этапы научного исследования. (Объяснение учителя с конкретным разбором каждого этапа на примере демонстрационных экспериментов: «Условия прорастания семян», «Фотосинтез», «Роль минеральных веществ в росте и развитии растений» и т. п. или развернутой схемы конкретного научного исследования.)

  3. Характеристика основных методов исследования в биологии. (Рассказ учителя.)

  4. Роль прикладных и фундаментальных исследований в биологии. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

Задание на дом

Изучить §2 «Методы исследования в биологии», ответить на вопросы в конце параграфа, пользуясь текстом параграфа предложить схему конкретного научного исследования, например «Влияние загрязнений (выбросов автотранспорта, химических заводов) на здоровье людей, на биоценоз и т. д.», «Влияние курения на здоровье человека», «Формирование условного рефлекса» и т. д. Схемы записать в тетрадь.

Итоги урока

Сущность жизни и свойства живого

Задачи урока: раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Почему принцип «Ничего не принимай на веру» является основополагающим в науке?

  2. Что такое научный метод?

  3. Какие основные методы биологического исследования вам известны?

  4. При каких исследованиях они применяются?

  5. Какой факт можно считать научным?

  6. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

  7. Какова роль прикладных и фундаментальных исследований в науке?

2. Обсуждение предложенных учащимися схем конкретного научного исследования. (Работа двух-трех учащихся у доски.)

Изучение нового материала

  1. Определение понятий «жизнь» и «сущность жизни». (Рассказ учителя с элементами беседы.)

  2. Характеристика основных свойств живых организмов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Отличие биологической системы от объектов неживой природы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)

Задание на дом

Изучить § 3 «Сущность жизни и свойства живого» и «Краткое содержание вводного раздела», ответить на вопросы в конце § 3.

Итоги урока

Уровни организации живой природы

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ (10 ч)

Цели темы: сформировать у учащихся представление об уровнях организации живой природы; показать особенности функционирования биологических систем на молекулярном уровне; сформировать понятие о биомолекулах и их универсальности в построении живого.

Планирование темы

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Урок 2. Углеводы.

Урок 3. Липиды.

Урок 4. Состав и строение белков.

Урок 5. Функции белков.

Урок 6. Нуклеиновые кислоты.

Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки.

Урок 8. Биологические катализаторы.

Урок 9. Вирусы.

Урок 10. Контрольно-обобщающий по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

Методические рекомендации

Раздел «Уровни организации живой природы» дает возможность сформировать у учащихся представление о том, что вся живая природа является совокупностью биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Важно, чтобы учащиеся уяснили» что всем живым системам, независимо от уровня организации, присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Это позволит учащимся лучше понять, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на нашей планете процесс эволюции от простейших систем к системам более сложным и высокоорганизованным.

При изучении молекулярного уровня учащимся важно усвоить, что любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул. Все живые организмы состоят из одних и тех же биомолекул. Превращение всех видов энергии и обмен веществ в клетке происходят на молекулярном уровне. Механизмы этих процессов также универсальны для всех живых организмов.

Важно показать роль и функции органических веществ в биологических системах. При изучении строения органических веществ следует опираться на знания, которые учащиеся получили на уроках химии. В учебнике приводятся структурные формулы различных органических веществ. Они даются для того, чтобы учащимся было легче представить строение биомолекул, из которых состоят все живые организмы. От учащихся 9 класса не требуется запоминания химических формул, они должны иметь лишь общее представление о строении органических веществ.

При изучении темы необходимо широко использовать различные наглядные средства обучения и организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, в том числе и с учебником.

Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень: общая характеристика

Задачи урока: познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры» и «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

Сущность жизни и свойства живого. (Фронтальная беседа с использованием вопросов в конце § 3.)

Изучение нового материала

1. Уровни организации живой природы. Значение выделения разных уровней организации живой природы. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Запись в тетрадях определений понятий:

Живая природа — совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Биологическая система — биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Каждый биологический объект — совокупность взаимосвязанных элементов — обладает свойствами целого.

В ходе беседы в тетради заполняется таблица.

Уровни организации живой природы

Уровень организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

1. Молекулярный

Биомолекулы, проявляющие свои и функционирующие только в биологических системах

2. Клеточный

Клетка

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Экосистемный

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Экосистемы

  1. Характеристика молекулярного уровня. (Объяснение учителя.)

  2. Формирование понятия «полимер»; свойства биополимеров. (Объяснение учителя с использованием рисунка 1 учебника.)

  3. Значение изучения жизни на молекулярном уровне. (Объяснение учителя.)

Закрепление материала

Обсуждение вопроса: можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?

Задание на дом

Изучить текст «Уровни организации живой природы» и § 1.1 «Молекулярный уровень: общая характеристика» , ответить на вопросы в конце параграфа.

Итоги урока

Углеводы

Задачи урока: сформировать понятие «углеводы»; познакомить учащихся со строением углеводов и функциями, выполняемыми в живом организме.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

  1. Общая характеристика уровней организации живой природы. Характеристика молекулярного уровня. (Ответы учащихся у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Почему молекулы органических веществ рассматриваются как биополимеры только в клетке?

  2. Что понимается под универсальностью молекул биополимеров?

  3. Почему на молекулярном уровне невозможно говорить о биологической системе?

Изучение нового материала

  1. Формирование понятия «углеводы». Строение углеводов. (Объяснение учителя с использованием рисунков 2 и 3 учебника.)

  2. Основные функции углеводов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Работа учащихся с текстом учебника и заполнение схемы.

Классификация углеводов

Задание на дом

Изучить § 1.2 «Углеводы», ответить на вопросы в конце параграфа.

Итоги урока

Липиды

Задача урока: сформировать понятие «липиды» и представление о строении и функциях липидов.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

  1. Строение и функции углеводов. (Ответы учащихся у доски.)

  2. Характеристика молекулярного уровня. Биологические процессы, протекающие на молекулярном уровне. (Фронтальная беседа.)

Изучение нового материала

  1. Общая характеристика липидов. (Рассказ учителя.)

  2. Строение липидов. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 4 учебника.)

  3. Функции липидов. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

Обсуждение вопросов:

  1. Что такое липиды? (Запись определения в тетради.)

  2. Какую функцию выполняют липиды? (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

Задание на дом

Изучить § 1.3 «Липиды», ответить на вопросы в конце параграфа.

Итоги урока

Состав и строение белков

Задачи урока: сформировать понятия «белки, или протеины», «аминокислоты», «денатурация»; познакомить учащихся со строением и свойствами белковых молекул.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

  1. Строение и функции углеводов и липидов. (Опрос учащихся у доски.)

  2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какую роль играют углеводы и липиды в живых организмах?

  2. Почему углеводы и липиды относят к биомолекулам?

Изучение нового материала

  1. Формирование понятий «белки», «макромолекулы». Роль белков. (Рассказ учителя.)

  2. Строение аминокислот. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 5 учебника, запись в тетради общей формулы аминокислот.)

  3. Состав и строение белков. Денатурация. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков 6—8 учебника.)

Закрепление материала

Работая с учебником, подготовить ответы на следующие вопросы:

1) В чем сходство и различия всех аминокислот?

  1. Какие атомы образовали молекулу воды в результате соединения двух аминокислот? (Реакция образования дипептида представлена на с, 24 учебника.)

  2. Как называется связь, образовавшаяся между двумя молекулами аминокислот?

  3. Какие уровни организации белковой молекулы выделяют? (Самостоятельная работа учащихся с по следующим обсуждением в ходе фронтальной беседы.)

Задание на дом

Изучить § 1.4 «Состав и строение белков», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу.

Уровни структурной организации белковой молекулы

Структура белка

Характеристика структуры белковой молекулы

Итоги урока

Функции белков

Задачи урока: закрепить знания учащихся о строении белковых молекул; познакомить с функциями белков; углубить знания о связи строения молекул веществ и их функциях на примере белков.

Ход урока

Оргмомент урока

Проверка знаний

1. Повторение материала о химическом составе и строении белков, об особенностях структуры белковых молекул. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Благодаря чему существует бесконечное разнообразие белков?

  2. На основании чего можно утверждать, что все особенности строения молекулы белка определяются ее первичной структурой?

Изучение нового материала

Функции белков. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

Закрепление материала

В ходе самостоятельной работы с учебником и фронтальной беседы учащиеся заполняют таблицу.

Функции белков

Функция белка

В чем заключается данная функция (примеры)

Где осуществляется данная функция

Задание на дом

Изучить § 1.5 «Функции белков», ответить на вопросы в конце параграфа.

Итоги урока

Нуклеиновые кислоты

Задачи урока: сформировать знания учащихся о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; показать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе — хранение и передача наследственной информации.

Ход урока

Оргмомент урока

Повторение материала о строении и функциях белков. (Фронтальная беседа.)

Изучение нового материала

  1. Общая характеристика нуклеиновых кислот как биополимеров. Строение нуклеотида. (Рассказ и объяснение учителя с использованием таблиц и модели нуклеотидов ДНК и РНК. В тетради зарисовать схему строения нуклеотидов, используя рисунок 9 учебника.)

  2. Строение молекулы ДНК. Комплементарность. Основная функция ДНК. (Объяснение учителя с использованием таблиц и модели ДНК. В тетради зарисовать схему комплементарного соединения нуклеотидов и образование двухцепочечной молекулы ДНК, используя рисунок 11 учебника.)

  3. Строение молекулы РНК. Типы РНК и их функции. (Объяснение учителя с использованием таблиц.) В тетради записать схему:

Закрепление материала

Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы и работы с учебником:

  1. Почему нуклеиновые кислоты называют полимерами?

  2. В чем сходство и различие молекул ДНК и РНК?

  3. Какие функции выполняют молекулы ДНК и РНК?

Задание на дом

Изучить §1.6 «Нуклеиновые кислоты», ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради заполнить таблицу.

Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль

Нуклеиновая кислота

Особенности строения

Биологическая роль

Где содержится

ДНК

РНК

Итоги урока



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Зачем он пойдет на урок (с какой целью)

    Урок
    - какими качествами как профессионал должен обладать учитель-практикант и что ему необходимо для того, чтобы усовершенствоваться в своей будущей профессиональной деятельности.
  2. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  3. Урок Что изучает информатика?

    Урок
    Основное содержание модуля История становления информа­тики и пути ее развития. Информация и информационная деятель­ность человека. Человек как биологическая система обработки информа­ции.
  4. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
  5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении

    Документ
    Яковенко Н. А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 151 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ.

Другие похожие документы..