Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
На сцене два ученика. Предполагается решить задачу на вычисление: одному письменно, записывая мелом на доске, другому устно. Стоящие в зале решают за...полностью>>
'Документ'
В связи с поступающими запросами от членских территориальных организаций Профсоюза по вопросу исчисления единого социального налога (ЕСН) с 1 января ...полностью>>
'Темы рефератов'
Победители награждаются Дипломами межрегиональной Олимпиады I, II, III степени и получают право обучения в НОУ ВПО «МИГКУ» на льготных условиях со ск...полностью>>
'Задача'
Задача 1. На северо-востоке Ливийской пустыни  к западу от дельты Нила расположена впадина Вади-Натрун. Название долины связано с наличием в ней более...полностью>>

Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ДОКЛАД

о состоянии конкуренции

в Российской Федерации

МОСКВА

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

1. Конкурентная среда и защита конкуренции в Российской Федерации 5

1.1. Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 5

1.2. Региональные аспекты конкурентной политики 25

1.3. Международное сотрудничество как фактор повышения эффективности реализуемой конкурентной политики 36

1.4. Обеспечение соблюдения принципов конкуренции при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности 42

1.5. Оценочные характеристики конкуренции в Российской Федерации 45

1.5.1. Структурные признаки конкуренции 46

1.5.2. Конкурентная среда по результатам опроса хозяйствующих субъектов 49

1.5.3. Оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации с использованием мировых рейтингов 56

1.6. Изменения правового поля защиты конкуренции в Российской Федерации 64

2. ТЕМЫ ГОДА 97

2.1. Картели на социально-значимых рынках и привлечение виновных должностных лиц к уголовной ответственности 97

2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97

2.1.2. Характерные примеры нарушения антимонопольного законодательства, связанные с ограничивающими конкуренцию соглашениями на социально-значимых рынках 99

2.1.3. Взаимодействие антимонопольных и правоохранительных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства, связанные с ограничивающими конкуренцию соглашениями 102

2.1.4. Результаты взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов по пресечению нарушений антимонопольного законодательства 104

2.1.5. Предложения по совершенствованию работы по пресечению картелей на социально значимых рынках 107

2.2. Роль ФАС России в формировании единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС 108

2.2.1.Формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 108

2.2.2. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции 112

2.2.3. Соглашения «конкурентного» блока 115

3. Анализ практики применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации 124

3.1. Контроль за экономической концентрацией 124

3.2. Выявленные нарушения антимонопольного законодательства 125

3.3. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства 127

3.4. Контроль за предоставлением услуг, являющимися необходимыми и обязательными для предоставления органами государственной власти (органами местного самоуправления) государственных (муниципальных) услуг 131

3.5. Практика предоставления государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам 133

3.6. Контроль за торгами и заключением договоров по их результатам 136

3.7 Противодействие недобросовестной конкуренции 137

3.8. Контроль за иностранными инвестициями в стратегические хозяйственные общества 139

3.9. Контроль за соблюдением антимонопольных требований законодательства о торговле 142

3.10. Примеры экстратерриториального применения российского антимонопольного законодательства 143

4. Анализ состояния конкуренции в отдельных секторах экономики и на отдельных товарных рынках 146

4.1. Рынки топливно-энергетических ресурсов 146

4.1.1. Рынок оптовой реализации топлива для реактивных двигателей (авиационного керосина) 146

4.1.2. Рынок оптовой реализации моторного топлива (общие аспекты) 149

4.1.3. Особенности рынка оптовой реализации автомобильных бензинов 152

4.1.4. Особенности рынка оптовой реализации дизельного топлива 154

4.1.5. Результаты мониторинга ФАС России на рынке нефтепродуктов 156

4.1.6. Рынок оптовой реализации энергетического угля 158

4.2. Рынки электроэнергетики 161

4.2.1. Оптовый рынок электроэнергии 161

4.2.2. Конкурентные отборы мощности на оптовом рынке электроэнергии (мощности) 177

4.3. Рынки в сфере транспорта и связи 179

4.3.1. Рынок услуг по текущему ремонту грузовых вагонов 179

4.3.2. Рынок авиационных работ по летным проверкам наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации Российской Федерации 182

4.3.3. Анализ взаимозаменяемости услуг фиксированной телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи для целей передачи голосовой информации на территории Российской Федерации 184

4.4. Рынки продовольственных товаров 197

4.4.1. Рынок оптовой закупки сырого молока 197

4.4.2. Рынок подсолнечного масла 198

4.4.3. Рынки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции 201

4.5. Рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) 205

4.6. Рынки в сфере промышленности 215

4.6.1. Рынок оптовой реализации целлюлозы 215

4.6.2. Рынок железорудного сырья 220

4.6.3. Рынок полиэтилена 228

4.6.4. Рынок шин 229

4.6.5. Рынок оптовой торговли новыми автогрейдерами 231

4.7.Рынки в сфере жилищно-коммунального хозяйства 234

4.7.1. Рынок услуг по водоснабжению и водоотведению 234

4.7.2. Рынок услуг по теплоснабжению 237

4.7.3. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами 242

4.8. Рынок защищенной полиграфической продукции уровней защиты «А», «Б», «В» 245

4.9. Рынки в сфере информационных технологий 250

4.9.1. Рынок программных продуктов для управления активами предприятия 250

4.9.2. Рынок автоматизированных бухгалтерских систем (АБС) 252

4.9.3. Рынок аудиовизуальной коммуникации 254

4.10. Рынок платных образовательных услуг высшего профессионального образования по разделу «Здравоохранение» в части подготовки специалистов по направлению «Медико-профилактическое дело» 259

5. Направления совершенствования нормативного правового регулирования защиты конкуренции 264

5.1. Проблемы функционирования рынков в сфере топливно-энергетического комплекса и направления их решения 264

5.2. Проблемы функционирования рынков электрической энергии и мощности и направления их решения 272

5.3. Проблемы функционирования рынков в сфере транспорта и связи и направления их решения 277

5.4. Проблемы функционирования торговой деятельности 291

5.5. Проблемы антимонопольного регулирования на финансовых рынках 293

5.7. Предложения по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг 299

5.8. Предложения по развитию конкуренции в сфере здравоохранения 302

5.9. Предложения по развитию конкуренции в сфере образования 307

Введение

Федеральная антимонопольная служба представляет Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготовленный в соответствии с пунктом 10 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В докладе приведены основные итоги проводимой в стране конкурентной политики, проанализированы наиболее значимые изменения законодательства, представлены результаты исследований состояния конкуренции в некоторых секторах экономики и на отдельных товарных рынках, рассмотрены основные проблемы их функционирования.

В связи с формированием единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, отдельно рассмотрены некоторые проблемы и задачи, связанные с формированием и проведением конкурентной политики государств-участников.

Также в доклад включены данные ведомственной статистики, характеризующие правоприменительную практику антимонопольных органов. Значительное внимание уделено вопросам пресечения картельных соглашений на социально значимых рынках, взаимодействию с правоохранительными органами.

1. Конкурентная среда и защита конкуренции в Российской Федерации

1.1. Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации

Как отметил в своей статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» В.В. Путин, «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития – вышла из глубокого спада, который последовал за крахом тоталитарной модели социализма и последовавшим за ним распадом Советского Союза». В этих условиях обеспечение условий для развития конкуренции является одной из основных государственных задач. Важность этого неоднократно отмечал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, в частности, в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

На заседании Правительства Российской Федерации 13 сентября 2011 г., Председатель Правительства В.В. Путин отметил, что вопрос о состоянии конкуренции является принципиально важным для правительства. Конкурентная среда задаёт тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка здорового соперничества в деловой сфере является важнейшей стратегической задачей государства.

В центре постоянного внимания остаются такие проблемные сферы, как рынки нефтепродуктов, продовольствия, сбытовой сектор электроэнергии. Здесь порой очень ярко проявляется слабость или даже отсутствие конкуренции, а за монополизм приходится платить гражданам страны. В.В. Путин отметил, что эти проблемы не решаются за один день, но и отказываться от их решения, откладывать на потом недопустимо. России нужна логичная, взвешенная государственная политика по поддержке конкуренции, с чёткими ориентирами и действующей системой оценки конкурентной среды, а также системой справедливых поощрений и неотвратимого наказания для тех участников рынка, которые нарушают соответствующие нормы и законы.

Анализ реального состояния конкуренции в стране является базой для принятия ответственных решений. Нельзя создавать конкуренцию искусственно, только на бумаге. Задача государства заключается в обеспечении реальных условия для ведения честной конкурентной борьбы.

На указанном заседании Правительства Российской Федерации были сформулированы следующие задачи.

Во-первых, необходимо убирать излишние административные входные барьеры. Громоздкие процедуры регистрации нужно упрощать, ликвидировать надуманные требования, обременительные сборы и ограничения доступа к инфраструктуре – всё это тормозит предпринимательскую инициативу, порой становится непреодолимым препятствием для выхода на рынок новых компаний и предприятий, а значит, новых продуктов и услуг.

Во-вторых, вести постоянный мониторинг цен по основным группам товаров, регулярно фиксируя резкие и зачастую необоснованные скачки цен, вызванные, как правило, желанием некоторых компаний воспользоваться доминирующим положением на рынке, реализовать свою монопольную ренту. И нужно своевременно, быстро, оперативно и жёстко реагировать на такие проявления.

Также была отмечена необходимость сделать прозрачными правила работы на рынке. В первую очередь это касается механизмов формирования цен, и прежде всего на товары первой необходимости. В.В. Путин отметил, что любая коммерческая организация должна получать прибыль, без этого невозможна экономическая жизнь, но когда речь идёт о получении монопольных сверхдоходов – путём задирания цен или снижения качества жизненно важных товаров – с использованием своего положения, то говорить о каких-то рыночных принципах невозможно, нет здесь никакого рынка. Нужно обращать на эти вещи принципиальное, пристальное внимание и постоянно к этому обращаться. Российский потребитель должен иметь возможность приобретать качественные товары по разумным, экономически обоснованным ценам.

В ежегодном Докладе о состоянии конкуренции , представленном ФАС России на заседании Правительства Российской Федерации 13 сентября 2011 г., предлагалось реализовать ряд мер по развитию конкуренции в отдельных отраслях, в том числе:

обеспечить недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры  электросвязи и почтовой связи, повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра, а также провести реструктуризацию ФГУП, оказывающих услуги связи;

укрупнить путем объединения зоны свободного перетока на оптовом рынке электрической энергии (мощности), обеспечив строительство сетевых объектов, а также снять административные барьеры, препятствующие выходу розничных потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок;

создать возможности ценовой конкуренции на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

оптимизировать нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях устранения барьеров входа на данный рынок.

Кроме того, предлагалась разработка ряда проектов федеральных законов в части регулирования рынков, функционирующих в состоянии естественной монополии, в том числе введения тарифов на длительный период, увязки тарифов с качеством и эффективностью оказания услуг, недопущения сдерживания перехода рынка от естественно монопольного к конкурентному.

Значимым событием 2011 года стало принятие Федерального закона от 06.12.2011 № 401 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и Федерального закона от 06.12.2011 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (т.н. «третий антимонопольный пакет»), направленных на совершенствование антимонопольного регулирования.

В частности, были уточнены сфера действия Федерального закона «О защите конкуренции», используемые в указанном законе понятия, определен временной интервал анализа состояния конкуренции на товарных рынках, уточнены критерии определения монопольно высокой цены товара, перечень признаков, по которым лица объединяются в группу. Также дополнен перечень форм злоупотребления доминирующим положением, уточнены запреты на антиконкурентные соглашения, понятия согласованных действий, дополнены случаи допустимости соглашений. Закон уточняет перечень антиконкурентных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, устанавливает особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по результатам таких торгов, порядок представления государственных или муниципальных преференций. Кроме того, уточнен перечень информации, предоставляемой по запросу антимонопольного органа, установлен порядок выдачи предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уточнен порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, а также за ограничивающими конкуренцию соглашениями, установлен порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, уточнены порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, состав преступления за нарушение антимонопольного законодательства, процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях (смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, определение порядка назначения административного наказания юридическим лицам за нарушение антимонопольного законодательства, извещение, порядок объявления постановления, обжалования постановления в порядке надзора). Более детально исменение правового поля защиты конкуренции рассмотрено в разделе 1.6.

Следует отметить такой фактор повышения эффективности конкурентной политики, как взаимодействие антимонопольных органов и арбитражных судов. В 2011 г. продолжалось взаимодействие с судейским сообществом в части формирования единых подходов в толковании и применении норм антимонопольного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. В этих целях регулярно проводятся совместные семинары, встречи, обсуждения. Важнейшие решения ВАС РФ, принятые по делам, возбужденным антимонопольной службой, нашли свое отражение в «Третьем антимонопольном пакете».

Среди таких решений – признание Высшим арбитражным судом законными и обоснованными решений и предписаний антимонопольных органов по следующим особо важным и прецедентным делам: по делу в отношении ОАО «Газпром нефть» – участника коллективного доминирования на оптовых рынках нефтепродуктов; по делу в отношении Мослесхоза – необоснованное ограничение доступа к участию в лесных аукционах; по делу в отношении ОАО «Ангстрем» и компаний «Smartronics projects PTE LTD» – заключение соглашения в виде контракта с условиями, ограничивающими вход новых участников на рынок контрольной ленты и комплектующих частей к ней; по делу в отношении группы лиц «Рексам» – злоупотребление доминирующим положением на рынке алюминиевых банок; по делам в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» – навязывание невыгодных условий технологического присоединения.

Антимонопольными органами в 2011 году были пресечены нарушения со стороны нефтяных компаний («3 волна» дел) в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо, раскрыт сговор на рынке энергетического угля; со стороны ОАО «РЖД» – в части отказа от приема, согласования и исполнения заявок на перевозку груза по регулируемому тарифу; со стороны гарантирующих поставщиков электрической энергии – в части манипулирования ценами на розничных рынках электрической энергии; со стороны компаний металлургического комплекса – в части установления монопольно высокой цены товара и осуществления ценовой дискриминации потребителей; со стороны фармацевтических компаний – в части отказа от заключения договоров с независимыми дистрибьютерами; со стороны производителей запасных частей для авиационной техники – в части отказа от заключения договора на поставку продукции, со стороны товарных бирж – в части создания нескольким участникам торгов преимущественных условий и нарушения порядка определения победителей, со стороны кредитных организаций – в части недобросовестной конкуренции при привлечении денежных средств и др.

На протяжении последних лет одним из приоритетных направлений защиты конкуренции России является борьба с картелями. За этот период в стране создана система противодействия картелям, динамично развивалась нормативная правовая база. Многие из внесенных в законодательство изменений явились результатом опыта антимонопольных органов. Созданы и внедрены в практику такие инструменты по доказыванию картелей, как внезапные проверки с использованием процедуры осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица; освобождение от ответственности за участие в картеле в соответствии с Кодексом об административных нарушениях (далее - КоАП); электронные доказательства; официальные объяснения от физических лиц.

Повышение эффективности и оперативности взаимодействия с правоохранительными органами, своевременное реагирование правоохранительных органов на материалы ФАС России являются важными факторами улучшения результативности работы антимонопольных органов в этой сфере. 2011 год был отмечен расширением практики проведения внезапных проверок в целях пресечения картелей.

Создание указанной системы дало свои результаты. В основном вскрыты масштабы поражения антиконкурентными соглашениями различных отраслей экономики, хозяйствующие субъекты стали более внимательно относиться к соблюдению требований антимонопольного законодательства. В результате рост числа дел, возбужденных по статье 11 Закона о защите конкуренции, который наблюдался в течение 2007-2010 годов, сменился в 2001 году сокращением числа указанных дел на 21% по сравнению с 2010 годом. Более подробно результаты антимонопольного контроля в этой сфере рассмотрены в разделе 2.1.

Вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Федеральный закон № 322-ФЗ).

Ключевыми нововведениями Федерального закона № 322-ФЗ являются сокращение видов деятельности, имеющих стратегическое значение; исключение из сферы контроля сделок между организациями, которые находятся под контролем российских собственников, а также сделок международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация; изменение критериев контроля иностранных инвесторов в сфере недропользования с 10 до 25 %; исключение из сферы контроля сделок в отношении стратегических обществ в сфере пользования участками недр федерального значения, в результате совершения которых доля участия иностранного инвестора в уставном капитале таких обществ не увеличивается; упрощение порядка рассмотрения ходатайств при принятии Правительственной комиссией решения о предварительном согласовании сделки при наличии соглашения ФАС России с заявителем об обеспечении выполнения им обязательств, предусмотренных законодательством.

В целях реализации Федерального закона № 322-ФЗ, в 2011 году подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект Распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня международных финансовых организаций, сделки с участием которых не подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральными законами № 57-ФЗ и № 160-ФЗ, которое было утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 119-р.

Данный перечень включает в себя 12 международных финансовых организаций, в том числе, таких как Международный банк реконструкции и развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (1)

    Доклад
    В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок.

Другие похожие документы..