Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Для чего вообще борются друг с другом живые сущест­ва? Борьба — вездесущий в природе процесс; способы по­ведения, предназначенные для борьбы, как и о...полностью>>
'Документ'
В 1656 году патриарх Никон купил у помещика Боборыкина село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы сл...полностью>>
'Документ'
Тургенев (Иван Сергеевич) — знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовны...полностью>>
'Лекция'
Рассмотрим какую-нибудь область в (на прямой, на плоскости, в пространстве). Предположим, что «мера» (длина, площадь, объем, соответственно) конечна. ...полностью>>

Главная > Монография

Сохрани ссылку в одной из сетей:

471


А.В.Федоров

Развитие медиакомпетентности

и критического мышления студентов педагогического вуза

Монография

Москва

2007

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.

В монографии рассматриваются вопросы развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза (в рамках специализации «Медиаобразование», государственный регистрационный № 03.13.30) в контексте общих проблем медиаобразования и медиаграмотности.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

ISBN 978-5-98517-064-1

Fedorov, Alexander. Development of the Media Competence and Critical Thinking of Pedagogical University’s Students. Moscow: IPOS UNESCO IFAP (Russia), 2007, 616 p.

This monograph analyzed the theory and methods of the development of the media competence and critical thinking of pedagogical university’s students. Author describes the problems of media education and media literacy. The book includes the list of media education literature & addresses of websites of the associations & organizations for media education.

Исследование, положенное в основу настоящего издания, выполнено при поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.21.3.491 - «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» (гос. регистр. № 03.13.30)». Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России А.В.Федоров.

Рецензенты:

В.В.Гура, кандидат педагогических наук, профессор,

А.П.Короченский, доктор филологических наук, профессор,

Л.В.Усенко, доктор искусствоведения, профессор

© Федоров Александр Викторович, Alexander Fedorov 2007.

Содержание стр.

Введение……………………………………………………………………..

5

1.

Медиакомпетентность личности: от терминологии – к показателям

21

2.

Профессиональная медиакомпетентность современного педагога: классификация показателей…………………………………………………

60

3.

Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия……………………………………………………………………….

73

4.

Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей…………………

94

5.

Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла………………………………………………………………………….

138

6.

Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы….

147

7.

Интерактивное развитие медиакомпетентности и критического мышления в Web Quest и деловой интернет-игре………………………..

174

8.

Обучение критическому анализу медиатекстов и процессов функционирования медиа в социуме……………………………………….

189

8.1.

Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………………………….

195

8.2.

Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………………………….

210

8.3.

Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………

221

8.4.

Анализ медийных стереотипов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………………………

228

8.5.

Анализ культурной мифологии медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории………………………………………..

244

8.6.

Анализ персонажей медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………….

267

8.7.

Автобиографический (личностный) анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории………………………………………..

289

8.8.

Иконографический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………….

300

8.9.

Семиотический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………………………………….

318

8.10.

Идентификационный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории………………………………………..

332

8.11.

Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………….

342

8.12.

Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………………………….

369

8.13.

Эстетический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………….

387

8.14.

Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории…………………………………………………….

420

8.15.

Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории……………..

435

9.

Сравнительный анализ уровней показателей развития

медиакомпетентности студентов в контрольной и экспериментальной группах………………………………………………………………………..

463

Заключение……………………………………………………………………

502

Приложения………………………………………………………………….

511

Приложение 1. Блоки вопросов и заданий для выявления уровней медиакомпетентности студентов……………………………………………

511

Приложение 2. Программа учебного курса для вузов «Основы медиакомпетентности»………………………………………………………

531

Приложение 3. Программа учебного курса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования»……

549

Литература по проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиакультуры, информационной культуры, развития медиакомпетентности, медиаграмотности…………………………………

566

Список диссертаций по тематике медиаобразования, медиаграмотности

защищенных с 2000 по 2006 годы………………………………………….

600

Адреса основных российских и зарубежных интернетных сайтов,

отражающих тематику медиаобразования, медиакомпетентности…….

603

Литература, диссертации и интернет-сайты по проблемам развития

критического мышления…………………………………………………….

610

Автор благодарит кандидатов педагогических наук, членов Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России И.В.Челышеву, Н.П.Рыжих и В.Л.Колесниченко за помощь в организации анкетирования и тестирования студентов.

Введение

В современных городах контакты человека с медиа превышают одиннадцать часов в день, телевизор включен в квартирах/домах в среднем 7 часов 38 минут ежедневно, а дети от двух до двенадцати лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю [Semali, 2000, p.13]. По данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF - Union National des Associations Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями и 850 часов - с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов [Frau-Meigs, 2003, p.26].

Таким образом, медиа (средства коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с.555].

В документах Совета Европы «медиаобразование (media education) определяется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и/или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает индивидов интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [Council of Europe, 2000].

Один из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиа Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире:

1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.

2. Идеологическая важность медиа, и их влияния, как отрасли промышленности, на сознание аудитории.

3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.

4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.

5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.

6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.

7. Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [Masterman, 1985, p.2].

Реальным союзником медиаобразования видится медиакритика, рассматриваемая «зарубежными и некоторыми отечественными теоретиками медиаобразования как составная часть деятельности, нацеленной на образование и развитие личности с помощью и на материале масс-медиа с целью формирования культуры общения со СМИ, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты» [Короченский, 2003(a), с.5].

В этом смысле мы полностью согласны с А.П.Короченским - «хотя в педагогических кругах под медиаобразованием обычно подразумевается определенный компонент школьного и вузовского «формального образования», в наши дни все возрастающее распространение получает более широкое понимание медиаобразования как развернутой долговременной общественно-просветительской деятельности. Его приверженцы понимают под медиаобразованием прежде всего непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации – информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия» [Короченский, 2003(b), с.187-188].

Здесь, на наш взгляд, ощутима перекличка с тезисами известного теоретика и медиапедагога Дж.Гербнера, который понимает медиаобразование как «формирование широкой новой коалиции организаций и индивидуумов для расширения свободы и разнообразия коммуникации, для развитие критического понимания медиа как нового подхода к либеральному образованию на каждом уровне» [Gerbner, 1995].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. В. Челышева развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование» Учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.
  2. Е. А. Столбникова Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) Монография

    Монография
    Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. – 160 с.
  3. Е. В. Мурюкина развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008.
  4. И. В. Челышева Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Учебное пособие

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  5. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе таганрог

    Книга
    В монографии рассматриваются вопросы методики и технологии медиаобразовательного процесса в средних и высших учебных заведениях. Автором представлены теоретические и историко-педагогические основы методики и технологии медиаобразования,

Другие похожие документы..