Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли 14-15 сентября 2010 года приглашает принять участие в работе Международной научно-...полностью>>
'Документ'
Обґрунтовано доцільність проведення комплексної оцінки фінансової стійкості банків у динаміці. Проаналізовано фінансову стійкість українських банків н...полностью>>
'Расписание'
стран лекция Исакова Г.А. 130 (4) 1 5-1400 Документоведение лекция Быкова Т.А. 130 (4) 1445-1 0 Конституционное право России лекция Кучин А....полностью>>
'Учебно-тематический план'
Цель: обновление и систематизация знаний в области новейших технологий и реализующих эти технологии радиотехнических и электронных устройств связи, р...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

Теория и история русской литературы

для специальности 031400.62 «Культурология»

подготовки бакалавра

Автор:

Рогинская Ольга Олеговна, к.ф.н., доц. кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ-ВШЭ ()

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ____21 января 2011 г. (протокол № 41)

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____В. А. Куренной______________

«_____» __________________ 2011 г. «__21__»__января__________ 2011 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

Москва

Пояснительная записка

Курс «Теория и история русской литературы» читается в 1-2 модулях на 3 курсе отделения культурологии факультета философии и, с одной стороны, коррелирует с курсом «Теория и история зарубежной литературы» (читается на 2 курсе), с другой - предваряет курсы «Теория и история русского искусства» (читается в 4 модуле на 3 курсе) и «История русской культуры», который читается на 4 курсе. Эти корреляции задают проблемный характер курса: история русской литературы описывается в ее тесной связи с зарубежной (в первую очередь – западноевропейской), в связи с чем обсуждается проблема национального своеобразия русской литературы. Вторая особенность курса – его тесная связь с культурологической проблематикой. С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры большое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических и культурных явлений и в то же время такой функции литературы (особенно русской), как моделирование, программирование действительности. Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века активно формируются читательские практики русского дворянина, а затем и разночинной интеллигенции и городской публики (феномен массового чтения).

Продолжительность и структура курса: всего часов – 140, из них лекции - 22, семинары – 18, самостоятельная работа - 68. По окончании курса студенты сдают зачет.

Небольшая продолжительность курса во многом определяет его объем и структуру.

Хронологические рамки курса сознательно ограничены второй половиной XVIII – началом XX века, то есть периодом формирования и расцвета национальной русской литературы, развивающейся по всем законам литератур Нового времени и создавшего корпус текстов, ставших национальной классикой. Сколько-нибудь обстоятельный разговор как о древнерусской словесности, так и о советской литературе в рамках данного курса не представляется возможным: описание этих явлений требует иной логики изложения и особого языка. Материал литературы XX века в большинстве своем используется как иллюстрация развития тенденций, зародившихся в XVIII – XIX вв., а также в связи с обсуждением статуса национальной литературной классики в сорвеменной культуре.

Материал лекций организован по преимуществу хронологически. Одновременно прослеживается бытование, развитие и трансформация ключевых для истории русской литературы литературных явлений, фактов и идей; в таких случаях подключается принцип историко-типологического рассмотрения материала. Часть лекционного времени отдается под мастер-классы по анализу прозаических и поэтических произведений (фрагментов) с введением и обсуждением новых литературоведческих терминов и понятий.

Семинарские занятия посвящены решению двух задач. Во-первых, на семинары выносятся темы, посвященные возникновению, развитию и трансформации того или иного явления, факта, образа или мотива (например, «Мотив неравной любви в русской литературе» (от Карамзина и Радищева до Татьяны Толстой) или «Образ «маленького человека» в русской литературе» (от Пушкина и Гоголя до Татьяны Толстой и Дмитрия Липскерова). Такой подход позволяет на конкретных текстах проиллюстрировать смену идейно-художественных и стилистических парадигм в истории русской литературы). Во-вторых, часть семинарских занятий отдана под практикумы по анализу текста: поэтического и прозаического – и освоение необходимых для полноценного анализа терминов и понятий.

Помимо работы на лекциях и семинарах студенты пишут реферат и выполняют две домашние контрольные работы (см. Приложения 3 – 6).

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

Программа лекций.

Русская литература как историко-культурный феномен. Хронологические границы. Основные вехи развития.

2

2

Древнерусская словесность: система идей и жанров.

2

2

Русский классицизм и европейская традиция. Традиции классицизма в русской поэзии XIX-XX вв.

Жанр торжественной оды в русской поэзии: Ломоносов и Державин. Ода и сатира. Одические и сатирические традиции в русской поэзии. Ода и сатира в поэзии В. Маяковского.

Жанр духовной оды в поэзии Ломоносова и Державина. Тютчев и классицизм.

2

2

Комедия и трагедия в русском классицизме. Трагедия и одический стиль. Комедия и сатира.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина и традиция русской общественной комедии. Тема воспитания молодого дворянина в русской литературе: от «Недоросля» к «Капитанской дочке» и «Обломову».

2

2

Национальное своеобразие русского сентиментализма и романтизма.

Основные этапы становления русского литературного языка. Архаисты и новаторы.

2

2

Пушкин, Лермонтов, Гоголь и европейские традиции их творчества. Первый этап развития русского романа. От романтической поэмы к роману в стихах(случай Пушкина). Становление русской прозы: от Карамзина к Пушкину, от Бестужева-Марлинского к Лермонтову. Гоголь и жанр романа-поэмы.

2

2

«Натуральная школа». «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»». Второй этап становления русского романа: Герцен («Кто виноват?»), Гончаров и Тургенев.

Споры о «герое времени» в русской литературе. Женские образы в русской литературе. Любовь как романный сюжет.

2

2

Феномен русской литературной критики. Белинский. Добролюбов. Писарев. Общественная роль литературы в России. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.

2

2

Расцвет русского классического романа. Толстой и Достоевский в контексте русской и мировой литературы. Что такое русский психологизм: Случай Толстого и случай Достоевского. Традиции русского романа в литературе XX века.

2

2

10Л

История русской драмы. «Недоросль» и «Горе от ума» и традиции европейской комедии XVII-XVIII вв. Русская общественная комедия: Фонвизин – Грибоедов - Гоголь. Островский и Сухово-Кобылин как создатели русской комедии дель арте. «Гроза» как национальная русская трагедия. Чехов и европейская новая драма. Русская драма XX века: Горький, Андреев, Булгаков.

2

2

11Л

Феномен короткого рассказа в русской литературе: Чехов и Бунин.

Традиции русской классической литературы в XX в. Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.

1

1

2

Программа семинарских занятий и самостоятельных работ

Мировоззренческие основания русской литературы. Значение литературы в русской жизни XVIII – XX вв. Поэт и писатель как культурный герой.

2

2

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Сентиментальный сюжет в русской литературе XVIII-XX вв.

2

2

1КР

Контрольная работа № 1 «Сентиментальный сюжет в русской литературе»

6

Идиллия и элегия. Дружеское послание. Сельская элегия. Морская элегия. Практикум по анализу лирического стихотворения. Трансформации элегического жанра в русской литературе. Идиллический и элегический модусы изображения действительности в литературе .

2

2

Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное. Часть 1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX-XX вв.

2

2

Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное.

Часть 2. Практикум по литературоведческому анализу стихотворного текста: «Сон Попова» А. К. Толстого, «Шинель» Дм.Быкова.

2

2

2КР

Контрольная работа № 2 «Трансформация образа «маленького человека» в русской литературе.

6

Завет отца сыну как сюжетный мотив в русской литературе XIX вв. Практикум по анализу фрагмента.

2

2

Русский человек на рандеву: мотив любовного объяснения в русской прозе XIX-XX вв. Практикум по жанровому анализу повести и рассказа

2

2

Образ тройки в русской литературе. Практикум по мотивному анализу.

2

2

Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.

2

2

Реферат.

10

Подготовка к итоговому зачету.

6

Всего

140

22

18

68

Программа лекций

Лекция 1. Русская литература как историко-культурный феномен.

Русская литература как историко-культурный феномен. Хронологические границы. Основные вехи развития.

Обязательная литература

Набоков В. Писатели, цензура и читатели в России (1958)// Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Пер. с англ. М.: Независимая газета, 1996. С. 13 – 27.

Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода. Вводные замечания // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 380 - 393.

Дополнительная литература

Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 364 – 379.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Теория и история русского искусства для специальности 031400. 62 «культурология» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс «Теория и история русского искусства» знакомит студентов-культурологов с основами изучения указанного предмета. Специализация требует пересмотра того стандарта истории искусства, который сложился в рамках советских вузовских программ
  2. Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для направления: 031400. 62 «Культурология» Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

    Программа дисциплины
    Предмет курса – литература как объект исторического описания и теоретического исследования. Теория и история литературы относительно недавно осознала свою самостоятельность, несмотря на то, что вопрос о литературе возникает уже в индийских
  3. Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (15)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа курса Пояснительная записка (3)

    Программа курса
    Цель и задачи курса — ознакомление студентов с современными достижениями истории и социологии музыки, с эволюцией представлений о музыкальном искусстве, процессами, происходящими в академической музыкальной среде; введение в музыковедческий
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального

    Публичный отчет
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный институт искусства и культуры» (далее – Институт) образован в 1975 году приказом Министерства культуры РСФСР от 01.

Другие похожие документы..