Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательны...полностью>>
'Документ'
Зачастую, чрезвычайно эффективные за рубежом, special events в Украине не приносят должных результатов. В поисках виновных заказчики и исполнители (и...полностью>>
'Тематическое планирование'
1 11 Идейный смысл "Слова". Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Урок –семинар. 1 13 Р.Р. Сочинение на литературную тему 1 14 Гражданс...полностью>>
'Документ'
B даний час персональні комп'ютери, що знaходяться мало не в кожному будинку і практично в кожній організації, досягли величезних потужностей в переро...полностью>>

Развитие военного образования на ставрополье в середине XVIII xx веков

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ХАРЕЧКИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА СТАВРОПОЛЬЕ В СЕРЕДИНЕ XVIII - XX ВЕКОВ

Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история

педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань - 2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Малашихина Ирина Анатольевна

Официальные оппоненты: Тарабановская Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент

Воленко Ольга Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация: Федеральное государственное учреждение

«Федеральный институт развития образования»

Защита состоится «26» декабря 2008 г. в 11 ч. на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, Астрахань, ул. Татищева 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета: http://www.aspu.ru

Автореферат разослан «21» ноября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.О. Попова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Всестороннее освещение историко-педагогических процессов, происходящих в России, на Северном Кавказе и Ставрополье в прошлом в сфере военного образования и выявление закономерностей их развития, является важнейшими задачами исследователей. Историко-педагогическое наследие дошло до нас в форме общечеловеческих ценностей культуры и просвещения. Значение исторического развития военного образования на Ставрополье является необходимым условием осмысления и решения современных проблем образования, основой развития педагогической теории в целом и военно-педагогической теории в частности.

В связи с этим появляются условия для объективного анализа архивных документов. В исследованиях по истории военной педагогики необходим целостный подход к анализу определенного отрезка времени (середина XVIII – XX веков). Исследование по заявленной проблеме проводилось на основе анализа фактических документов, архивных материалов, психолого-педагогических, литературных источников, исторических справочников, хрестоматийных материалов, диссертационных исследований, монографий.

Существует ряд историко-педагогических исследований, где изучаются различные стороны исторического становления и развития военного образования (Н.И. Алпатов, А.Ф. Бахвалов, А.В. Беляев, С.В. Волков, В.А. Земцов, Е.В. Климашкина, А.Н. Ключенко, В.М. Коровин, В.А. Свиридов, Г.В. Стоян и др.). Тем не менее, несмотря на обилие работ, некоторые аспекты развития военного образования раскрыты недостаточно полно. В имеющихся диссертационных и монографических исследованиях (С.В. Богданов, С.Д. Гамидова, В.В. Дулин, А.И. Земляной, Ю.В. Кожухов, А.Б. Кривицкий, О.М. Луговая, А.А. Михайлов, Н.М. Плескачева, А.А. Попов, А.М. Плеханов, А.В. Рыжов, Л.М. Спирин, А.Г. Тартаковский, И.А. Уваров, Э.М. Филиппов и др.) наша проблема ставится в масштабе всей страны, без выделения региональных особенностей; возникает необходимость интеграции общероссийского и регионального в развитии учреждений заданного масштаба. Выявление в отечественном историческом педагогическом опыте непреходящих ценностей гуманистических идей и методов воспитания молодежи крайне актуально для современной действительности.

Изучение позитивного из опыта построения учебно-воспитательного процесса в России периода XVIII – XX веков через анализ педагогических условий, содержания учебников, форм, методов и методик преподавания и обучения значимо, т.к. знание прошлого необходимо для осуществления качественного руководства педагогическим процессом в современной военной школе.

В выступлениях президента Д.А. Медведева постоянно подчеркивается актуальность и необходимость развития и совершенствования образовательной системы в высших военных образовательных учреждениях. Военные вузы, училища и другие учебные заведения системы Министерства обороны должны войти в национальный проект «Образование». Такое мнение высказал президент Д.А. Медведев на совещании с участием глав ЦФО, посвященном мерам социальной защиты военнослужащих. Таким образом, в условиях модернизации Вооруженных Сил, интеграции военного образования в систему высшего профессионального образования значительно возрастает необходимость изучения историко-педагогического наследия в области военного образования в России и на Ставрополье на примере кадетских корпусов и других военных гимназий.

С учетом научно-практических потребностей и внешних противоречий сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в осуществлении ретроспективного историко-педагогического анализа источников, освещающих существование военных учебных заведений в середине XVIII - XX веков и документальное подтверждение опыта воспитания и обучения будущих военных в современной системе регионального военного образования.

Объект исследования – развитие военного образования на Ставрополье в XVIII - XX веков.

Предмет исследования – источники изучения педагогического опыта военных учебных заведений в период XVIII - XX веков.

Цель исследования – раскрыть исторические и социокультурные тенденции в развитии системы военного образования в середине XVIII - XX веков на Ставрополье в интеграции общероссийского и национально-регионального опыта.

Гипотеза исследования - на современном этапе обновление содержания военного регионального образования возможно на основе учета исторического генеза историко-социального опыта становления и развития системы военного образования с момента возникновения основных концептуальных позиций в этом направлении, а также на основе анализа системы военного образования в Ставропольском крае в период XVIII - XX веков.

Задачи исследования:

1. Провести ретроспективный анализ теоретических основ по проблеме военного образования в частности, в истории военно-педагогической мысли России середины XVIII – XX веков.

2. На основе теоретического анализа раскрыть особенности правового регулирования деятельности кадетских корпусов и военных гимназий в историко-педагогическом контексте.

3. На основе архивных документов раскрыть специфику деятельности первых военных учебных заведений в Ставропольской губернии в XVIII - XX веках.

4. Выявить влияние исторического опыта создания мужских гимназий, кадетских военных корпусов на дальнейшее развитие системы военных учреждений на Ставрополье.

5. Дать ретроспективный анализ опыта создания и организации деятельности военных учебно-воспитательных заведений XVIII - XX веков в развитии современной системы военного образования на Ставрополье.

Общую методологию исследования составили концептуальные положения о диалектике общего и особенного, логического и исторического; философские концепции о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа реализации человека в труде и общении; концепции взаимосвязи тео­рии и практики о соотношении диалектических взаимосвязей в процессе раз­вития общества; концепции социально-исторической обусловленности процесса обучения; о педагогическом наследии прошлого и его объективной оценке; о ведущей роли социально-экономических факторов в формировании образовательного пространства; о взаимосвязи объективного и субъективного в становлении педагогических процессов и явлений.

Конкретная методология исследования включает исторические положе­ния об объективных тенденциях развития общества и образования, фило­софские законы: единства и борьбы противоположностей; переход количественных изменений в качественные; закономерности и принципы дидактики; ло­гические категории причины и следствия; концепцию целостного развития личности.

Теоретическими основания исследования явились: аналитико-репродуктивная теория развития системы военного образования в антологии педагогической мысли (Н.Н. Аурова, А.В. Беляев, С.В. Богданов, С.В. Волков, В.А. Данилов, А.Г. Дрягин, Е.В. Климашкина, С.Д. Морозов и др.) теория целостного развития личности в системе непрерывности образования (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.Г. Асмолов, Г.С. Батищев, Р. Берне, А.А. Бодалев, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев и др.), теория профессиональной деятельности (В.И. Горовая, Ю.М. Забролин, М.С. Каган, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Нечаев, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, В.Я. Ядов и др.), теория психологии личности (В.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), теория воинского воспитания (В.П. Александровский, А.А. Аронова, В.В. Артеменко, В.А. Безродный, А.В. Беляев, В.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова, В.С. Ильина, Р.Н. Овчинникова, А.Д. Солдатенкова, Г.В. Стоян, Е.Н. Цветаева и др.), теория управления системой военного образования (М.В. Гуров, В.Д. Данилов, Л.Ф. Железняков, В.Г. Михайловский и др.), теория военно-профессионального образования (А.В. Барабанщиков, Д.А. Волкогонов, И.Ф. Выдрина, Л.Г. Лаптева, И.С. Мареева и др.).

Методы исследования - изучение архивных материалов, историко-педагогических документов, связанных с развитием военного образования, отбор, систематизация, сравнительно-исторический ана­лиз педагогических теорий, программных документов, теоретический обзор психолого-педагогической литературы и публикаций по заявленной проблеме исследования, изучение современного состояния системы военного образования в Российской Федерации и Ставропольском крае, анализ деятельности отдельных военных образовательных учреждений, вос­поминаний, педагогической печати того времени, интервьюирование.

Базой исследования явился Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтного музей - заповедник им. Г.К. Праве и Г.Н. Прозрителева г. Ставрополя. Основное исследование проводилось на базе Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), а также на базе научной библиотеки Ставропольского государственного университета, научных библиотек г. Ставрополя и Ставропольского края, г. Москвы и г. Санкт - Петербурга.

Теоретические результаты исследования были внедрены в учебный процесс Ставропольского государственного университета, кадетской школы им. Ермолова, МОУ СОШ № 20, МОУ лицея № 5 г. Ставрополя.

Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование выполнялось в период с 2004 по 2008 гг. и включало 4 этапа:

  1. Предварительный (2004 - 2005 гг.) - Изучение практики работы военных образовательных учреждений в Российской Федерации и Ставропольском крае; проведение сбора эмпирических данных о специфике образовательно-воспитательного процесса в военных образовательных учреждениях; осуществление анализа литературы, разнообразной документации, опыта отечественных и зарубежных систем военного образования; выявление противоречий в теории и практике военного образования. В итоге были определены проблема, методология и понятийный аппарат исследования; осуществлен аналитико-ретроспекгавный анализ развития отечественного военного образования; разработаны научно-методические основания совершенствования форм, методов образовательно-воспитательной работы в военных учреждениях, определены пути обновления и возможности функционирования военных образовательных учреждений Ставропольского края.

  2. Архивно-поисковый (2005 – 2006 гг.). Продолжение информационного и научно-исторического поиска фактологического материала о состоянии военного образования в XVIII – XX веках в Ставропольском крае; исследование специфики, сущности, структуры и функций, существовавшей в тот период военной системы образования; изучение нормативно-правовых, программных и учебно-методических материалов исследуемого периода; проведение анализа состояния военного образования в различных хронологических этапах рассматриваемого периода.

3. Теоретический (2006 – 2007 гг.). В результате обобщения накопленного информационного, архивного, научно-исследовательского материала осущест­влена разработка прогностической функции системы военного образова­ния; разработаны программы спецкурсов для учащихся общеобразовательных и кадетских школ, студентов высших учебных заведений и осуществлялась их апробация.

4. Заключительный (2007 - 2008 гг.). Обобщение результатов диссертаци­онного исследования. Оформление рукописи диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается четкостью ис­ходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью установ­ления непрерывной обратной связи в системе «цель-результат».

Научная новизна исследования заключается в том, что представлен исторический путь развития отечественного военного образования с учетом опыта конкретного региона России (Ставрополья); представлены не использованные ранее конкретные архивные материалы (Архивные материалы отдела рукописей РГБ, фонда Д.А. Милютина (д. 3, л. 16; д. 4, л. 156, 157; д. 169, л. 1-3; д. 6545, л. 232; д. 7814, л. 453; д. 7841, л. 111, 122, 160, 161; д. 7842, л. 266; д. 7844, л. 248; д. 7846, л. 233, 258; д. 7845, л. 323, 324; д. 7959, л. 351; д. 8004, л. 15, 22, 23; д. 10107, л, 8 и др.); архивные материалы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА, ф. 1, оп. 1, д. 990, л. 113-128; оп. 2, д. 5, л. 65; оп. 2, д. 7, л. 81; оп. 2, д. 11, л. 146; оп. 2, д. 11, л. 156-157; оп. 2, л. 17, л. 7; оп. 3, д. 291, л. 3; оп. 3, д. 1831, л. 85, 86 и др.); материалы Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) (ГАСК. Ф. 1008. Оп. 1. Д. 50; ГАСК. Ф. 1008. Оп. 1. Д. 57; ГАСК. Ф. 101. Оп. 4. Д. 2809; ГАСК. Ф. 101. Оп. 5. Д. 379 и др.)), подтверждающие специфику создания военных учреждений в России и на Ставрополье; материалы ретроспективного анализа опыта создания и организации деятельности военных учебно-воспитательных заведений XVIII - XX веков представлены не только в рукописи диссертации автора, но и в авторских программах учебных курсов «Изучение становления мужского военного образования в России в XVIII - XX веках (на примере кадетских корпусов)», «Специфика региональной системы военного образования».

Теоретическая значимость результатов исследования - введены в научный обиход неизвестные широкому кругу исследова­телей архивные и публицистические материалы; научно доказано, что знание региональных традиций системы военного образования способствует зарождению у подрастающего поколения интереса к традициям и культуре края, страны, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и отношений.

Доказано, что обобщенные и систематизированные понятия, идеи, характеризующие развитие системы военного образования в Ставропольском крае, расширяют и углубляют понимание процессов регионализации, вариативности, гуманизации и демократизации образования в России, способствуют осмыслению преемственности педагогического опыта в разные исторические периоды развития военного образования и в различных социокультурных условиях дают возможность прогнозирования изменений в системе военного образования на региональном уровне.

Практическая значимость исследования Представленный материал может быть использован для обогащения курсов «История педагогики» и «История образования и педагогической мысли». Материалы исследования и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику работы общеобразовательных и кадетских школ, учреждений высшего военного профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитию школы, просвещению, педагогической мысли в России были созданы определенные условия, что нашло свое отражение в общем подъеме интереса к науке, знаниям, их прикладному значению. Новое время, связанное с развитием просветительства в России в XVIII веке, привнесло и новое понимание человека. Огромную роль в XVIII веке сыграли кадетские корпуса в развитии классического образования в России, так как программа обучения и воспитания отличалась в них разносторонностью.

2. После вхождения Северного Кавказа в состав России система образования вообще и военного образования в частности начала активно развиваться и в основном она копировала структуру системы военного образования, сложившуюся в центре империи.

3. Генезис развития военного образования на Ставрополье в XVIII - XX веков связан с историей российского военного образования. В трудах отечественных и Ставропольских прогрессивных педагогов, ученых (Н.И. Алпатов, А.В. Беляев, С.В. Богданов, А.А. Грономов, В.А. Данилов, В.М. Крылов, Е.В. Климашкина, Г.В. Стоян и др.) доказана целесообразность военного образования и воспитания, необходимого для формирования личности – защитника Отечества.

4. В истории становления военного образования на Ставрополье накоплен богатый теоретико-практический материал, который может и должен преемственно использоваться в современной практике военного образования. Соотношение общего и регионально особенного в теории и практике современных военных образовательных учреждений детерминировано запросами образовательной системы, потребностями социально-экономического развития региона страны с учетом военно-педагогического наследия.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий и факультета психологии Ставропольского государственного университета. Результаты проведенного исследования нашли свое отражение в 16 научных публикациях общим объемом – 5 у.п.л., среди которых 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 1 статья в Международной научной конференции, 5 статей во Всероссийских конференциях, 3 статьи в научно-методических конференциях и 2 статьи в сборниках научных трудов.

Внедрение результатов исследования. Раз­работаны и внедрены в практику авторские спецкурсы «Изучение становления мужского военного образования в России в XVIII - XX веках (на примере кадетских корпусов)» - 2004 г. и «Специфика региональной системы военного образования» - 2008 г.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 174 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, работа содержит 3 таблицы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определе­ны объект, предмет, цель, задачи исследования, охарактеризованы его методо­логическая основа и методы, предоставлены источники исследования, раскры­ты научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе - «Историко-педагогический анализ становления военного образования в России XVIII - XX вв.» - на основе изучения архивных документов, материалов Международных и Всероссийских конференций, диссертационных и монографических исследований выявлены тенденции в становлении и развитии военного образования. Раскрыта специфика военного образования в России в XVIII - XX веках; рассмотрено правовое регулирование деятельности кадетских корпусов и военных гимназий в историко-педагогическом контексте, а также проанализированы особенности формирования ценностных оснований отечественного военного образования в первой половине XVIII - начале XIX столетий; представлен ретроспективный анализ отечественной педагогической мысли в XIX - XX веках.

Кадетские корпуса – это интересная страница истории отечественной системы образования. Значение накопленного в них педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как военно-учебные заведения вплоть до эпохи либеральных реформ 60 - 70-х гг. XIX века давали своим воспитанникам не только специальное, но и самое широкое гражданское образование. Будучи сословными привилегированными заведениями, они намного опережали по уровню подготовки параллельные им гражданские гимназии и за почти двухсотлетнюю историю своего существования накопили богатейший педагогический опыт, требующий по-настоящему глубокого изучения. До середины XIX века военно-учебные заведения для мальчиков готовили не только офицеров, но и чиновников для гражданской службы.

С момента возникновения в 1731 г. кадетские корпуса прошли долгий путь становления как «элитные» образовательные учреждения. В истории их развития исследователи, опираясь в основном на официальные исторические документы, выделяют несколько этапов: (1732 - 1805) - I этап создания и развития первых российских кадетских корпусов с направленностью их на общее образование и дворянское (не в государственном, а в общественно-сословном смысле) воспитание; (1805 - 1864) - II этап распространения корпусов с направленностью на приобретение специальных знаний и формализованным офицерским воспитанием; (1864 - 1917) - III этап реформирования и контрреформирования корпусов, окончательная их «притирка» в системах государства, общества, образования.

Со второй половины XVIII века намечались определенные изменения в учебно-воспитательной работе кадетских корпусов. Главная особенность этого периода заключается в том, что начинает повышаться интерес дворян к кадетским корпусам: количество дворян, желающих отдать в них своих сыновей, значительно превышало наличие вакантных мест.

В целом, как отмечают А.В. Беляев и Е.В. Климашкина, существовавшие в первой четвер­ти XIX века военно-учебные заведения не всегда удовлетворяли потребно­сти армии, и эти учреждения, возникавшие в разное время, имевшие разные цели и средства, развивались отдельно друг от друга, т.к. управление каждым из них про­исходило по личному усмотрению непосредственного начальника.

В 50-х гг. появляются первые попытки более глубокого проникновения в причины про­ступков воспитанников посредством ведения характеристик на детей для оценки их поведения и учета психологических особенностей. К концу 50-х г. XIX века и особенно в период проведения крестьян­ской реформы в корпусах стало возрастать неповиновение воле начальства.

Позже сближение учебных программ военных и гражданских гимназий, привнесение в бывшие кадетские корпуса гражданских учителей сделало систему военно-учебных заведений более демократичной. В 60-е годы на базе кадетских корпусов было создано 12 военных гимназий, а впоследствии к ним добавилось еще 6. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку. Значительную роль в их обустройстве, как и во времена создания губернских военных училищ при Александре I, сыграло земское дворянство и купечество.

Если в XVIII веке кадетский корпус давал дворянским сыновьям и общее, и военное образова­ние, которого в условиях того времени было достаточно, то в XIX веке делать это стало невозможно в силу большего развития научных знаний, усложнения видов вооружения, тактики военных действий и многих других подобного рода причин. Преобразование кадетских корпусов в военные гимназии яви­лось закономерным. После 1907 г. процесс педагогизации развития взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками кадетских корпусов продолжался; основны­ми проблемами выступали их дальнейшая гуманизация и демократизация.

В период с 1882 г. в стране насчитывалось 20 кадетских корпу­сов, к которым позже прибавилось еще 4. Военные прогимназии были закрыты, а две из них - Вольская и Ярославская - преобразованы в военные школы, куда из кадетских корпусов направлялись неуспевающие и прови­нившиеся ученики. Впоследствии и эти школы получили статус кадетских корпусов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социальные и культурные факторы российско-кавказского взаимодействия (вторая половина XIX века первая треть XX века)

    Автореферат
    Работа выполнена в отделе истории Учреждения Российской академии наук Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного Центра РАН и Правительства РСО-А.
  2. Развитие системы среднего образования на урале

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета имени М.
  3. Население северного кавказа в конце XIX первой четверти XX века: историко-демографическое исследование

    Исследование
    Защита состоится 15 апреля 2011 г. в 13.00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.101.03 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  4. Связи населения кубани и черноморья с южными славянами в конце XVIII начале XX веков

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 ноября в 13 час. на заседании диссертационного совета Д. 212.101.03 в Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  5. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования. В XXI веке в связи с глобальными изме­нениями в политической и экономической жизни российского общества суще­ственно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков.

Другие похожие документы..