Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Первые исследования саморазмножающихся искусственных конструкций проводились в середине нынешнего столетия. В работах фон Неймана, Винера и других авт...полностью>>
'Документ'
Так много старинного и исторического в Новгороде, что чувствуешь Себя как бы перенесенной в другую эпоху! Старица встречает каждого словами: “радуйся...полностью>>
'Документ'
Вопрос о путях перехода от первобытности к цивилизации, еще не так давно считавшийся почти решенным, сегодня снова находится в центре дискуссии. Разно...полностью>>
'Рабочая программа курса'
Курс« Азбука вежливости»реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерал...полностью>>

Направленность внеурочной деятельности на достижение результатов и эффектов в рамках фгос нового поколения

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Направленность внеурочной деятельности на достижение результатов и эффектов

в рамках ФГОС нового поколения

Воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обще­стве, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культу­ре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и моло­дёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву свя­зей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государ­ству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в кото­рой единственно возможно присвоение (а не просто узнава­ние) детьми ценностей. При этом воспитание принципиаль­но не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охва­тывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художе­ственную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудо­вую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятель­ности - непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по са­мостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализа­ции (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности (особенно в сфере воспитания и социализации), ло­гики и ценности профессионального роста и самосовершен­ствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно пока­зывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давле­ние с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит ре­зультаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечён­ность процессом деятельности не отменяет для него необхо­димости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, тендерном и других ас­пектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

  • разрабатывать образовательные программы внеуроч­ной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;

  • выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;

  • диагностировать результативность и эффективность вне­ урочной деятельности;

  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Методический конструктор «Преимущественные фор­мы достижения воспитательных результатов во внеуроч­ной деятельности» (см. табл. 1) основан на взаимосвязи ре­зультатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Сегодня во время работы семинара мы постараемся определить направленность внеурочной деятельности, проблемы интеграции общего дополнительного образования в условиях внедрения государственных стандартов нового поколения и изучить комплексный подход к организации работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность в МОУ «Лицей №3».

Таблица 1

Методический конструктор

«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»

Уровень

резуль-

татов

Виды внеурочной деятельности

Приобретение

­социальных

знаний

Формирование Получение

ценностного опыта само-

отношения стоятельного

социальной общественного

реальности действия

1. Игровая

Игра с роле-

­вым акцентом

Игра с деловым акцентом

Социально моделирующая игра

2. Познава-тельная

Познаватель­-

ные беседы,

предметные

факультативы,

олимпиады

Дидактический театр, общест-

­венный смотр знаний, Интел-

­лектуальный клуб «Что? Где?

Когда?»

Детские исследовательские проекты, внешколь­ные акции познавательной направленности (кон­ференции учащихся, интеллектуальные марафо­ны и т. п.), школьный музей-клуб

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая бесе­-

да

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Таблица 1

Продолжение 1

Уровень

резуль-

татов

Виды внеурочной деятельности

Приобретение

­социальных

знаний

Формирование Получение

ценностного опыта само-

отношения стоятельного

социальной общественного

реальности действия

4. Досугово-развлека-телъная деятель­ность (досуговое об­щение)

Культпоходы

в театры, музеи,

концертные за­лы,

галерею

Концерты, инсценировки,

праздничные «огоньки» на

уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворитель­ные концерты, гастроли школьной самодеятель­ности и т.д.)

5. Художест­венное творчество

Занятия

объединений

художественно-

­го творчества

Художественные выставки,

фестивали искусств, спектакли

в классе, школе

Художественные акции школьников в окружаю­щем школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразу­ющая доб­ровольчес­кая дея­тельность)

Социальная проба

(инициа-

тивное участие

ребёнка в со-

­циальном деле,

акции, органи-

­зованной

взрослым)

КТД (коллективно-творческое

дело)

Социально-образовательный проект

Таблица 1

Продолжение 2

Уровень

резуль-

татов

Виды внеурочной деятельности


Приобретение

­социальных

знаний

Формирование Получение

ценностного опыта само-

отношения стоятельного

социальной общественного

реальности действия

7. Трудовая (производ­ственная) деятель­ность

Занятия по

конструирова-

­нию, кружки

технического

творчества, до­-

машних ремёсел

Трудовые десанты, сюжетно-

ролевые продуктивные игры

(«Почта», «Фабрика»), детская

производственная бригада под

руководством взрослого

Совместное образовательное производство детей и взрослых

8. Спортивно-оздорови­тельная деятель­ность

Занятия спор-

­тивных сек-

­ций, беседы о

ЗОЖ, учас­тие в

оздоро­вительных

процедурах

Школьные спортивные турни-

­ры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школь­ников в окружающем школу социуме

9. Туристско-краеведческая дея­тельность

Образователь­-

ная экскурсия,

туристическая

поездка, крае­вед-

ческий кружок

Туристский поход, краевед­ческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный

    Методические рекомендации
    по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
  2. Пояснительная записка Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования Вближайшее время педагогу предстоит работать в условиях (2)

    Пояснительная записка
    плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  3. Пояснительная записка Необходимость обращения к внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования Вближайшее время педагогу предстоит работать в условиях (1)

    Пояснительная записка
    плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  4. Образовательная программа Подготовка к ведению фгос нового поколения Внутришкольная система оценки качества образования

    Образовательная программа
    В соответствии с национальной образовательной инициативой « Наша новая школа» образовательное учреждение должно стать центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с разнообразными организациями социальной сферы.
  5. «Внеурочная деятельность как средство реализации фгос»

    Документ
    В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

Другие похожие документы..