Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальност...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания и контрольные задания по дисциплине “Экология” для студентов всех специальностей заочного обучения. – М.: МГТУ ГА, 2008. – 52 с...полностью>>
'Публичный отчет'
Пользователям конфигураций "Бухгалтерия предприятия КОРП", "Бухгалтерия предприятия 2.0", "Управление производственным предп...полностью>>
'Реферат'
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогноз...полностью>>

Об утверждении стартовой версии программы позиционирования города красноярска в городском сообществе, красноярском крае, стране, мире: красноярск город инноваций

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2005 г. N 121

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАРТОВОЙ ВЕРСИИ ПРОГРАММЫ

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

В ГОРОДСКОМ СООБЩЕСТВЕ, КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ,

СТРАНЕ, МИРЕ: "КРАСНОЯРСК - ГОРОД ИННОВАЦИЙ,

ПАРТНЕРСТВА И СОГЛАСИЯ"

В целях укрепления позиций города в мире, стране, регионе и повышения его инвестиционной привлекательности, в соответствии со ст. ст. 41, 46, 58, 59 Устава города Красноярска постановляю:

1. Утвердить Программу позиционирования города Красноярска в городском сообществе, Красноярском крае, стране, мире "Красноярск - город инноваций, партнерства и согласия" (стартовую версию) согласно приложению 1.

2. Создать городской программный комитет, обеспечивающий последующую разработку, поэтапную реализацию Программы, ее координацию с другими программами; утвердить Положение о комитете согласно приложению 2 и состав рабочей комиссии по организации деятельности комитета согласно приложению 3.

3. Управлению информации администрации города (Токмакова Л.В.) опубликовать Постановление в газете "Городские новости".

4. Ответственность за исполнение настоящего Постановления возложить на заместителя Главы города - начальника управления информации Токмакову Л.В.

Глава города

П.И.ПИМАШКОВ

Приложение 1

к Постановлению

администрации города

от 17 марта 2005 г. N 121

ПРОГРАММА

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА В ГОРОДСКОМ

СООБЩЕСТВЕ, КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, СТРАНЕ, МИРЕ

"КРАСНОЯРСК - ГОРОД ИННОВАЦИЙ, ПАРТНЕРСТВА

И СОГЛАСИЯ" (СТАРТОВАЯ ВЕРСИЯ)

1. КРАСНОЯРСК В ГОРОДСКОМ СООБЩЕСТВЕ, КРАСНОЯРСКОМ

КРАЕ, СТРАНЕ, МИРЕ: СИСТЕМА КООРДИНАТ

ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

1.1. Формула позиционирования

Эмоциональный капитал - ключевой ресурс развития города

В настоящее время города России вступили в жесткую конкуренцию за привлечение на свои территории разного рода ресурсов. По оценкам экспертов, "экономическая конкуренция дополняется, а иногда и заменяется конкуренцией культур, мировоззрений" <1>. Главным ресурсом становятся не деньги и сырье, а "неосязаемые активы", характеризующие энергетику территории <2>. Инвесторы и менеджеры отмечают как наиболее ценные аспекты любой работы творческие возможности людей, их компетентности и технологии управления, обеспечивающие кооперацию и продуктивную коммуникацию.

-----------------------------------

<1> Аналитические материалы журнала "Эксперт".

<2> Ряд ученых и практиков связывают эмоциональный капитал с энергетическим уровнем организации. Так, например, Богданова Н.Э., вице-президент компании "Time Manager International Россия", утверждает: "Опираясь на информацию, полученную не из традиционного баланса, а из баланса "неосязаемых активов", показывающую энергетический уровень организации, руководитель, несомненно, добьется воплощения своего видения в жизнь". По мнению аналитиков, если организация теряет человеческие ресурсы, она теряет свои основные ценности.

По словам Глеба Архангельского: "В первой половине двадцатого века в центре внимания находилось производство - его эффективность, совершенствование соответствующих методов и технологий и т.д. В последние несколько десятков лет мы наблюдали неумолимое перемещение акцента внимания на потребителя - выяснение и формирование его желаний, выстраивание с ним отношений, в т.ч. эмоциональных". Поэтому отдельного внимания заслуживает управление энергией фирмы.

Совокупный потенциал города, который складывается из разных возможностей - организационных, финансовых, материальных, человеческих, - определяется многими составляющими и имеет не только экономическое, но и эмоциональное измерение.

В современных условиях повышается значимость таких традиционных ценностей, как отчий дом, семья, место, на котором семья укореняется. Люди не могут существовать без человеческих отношений, без своей территории: город как место, где человек живет, работает, учится, организует свой отдых, имеет для него огромное значение.

Психологическое и физическое здоровье, мотивация к деятельности и интересы определяют вдохновение и самочувствие горожан, осмысленность жизни в том или ином месте <3> и составляют в целом эмоциональный капитал города.

-----------------------------------

<3> Писатель Кристофер Лэш в известной книге "Восстание элит и предательство демократии" отмечает: "Гражданская жизнь требует обстановки, где бы люди сходились на равных, невзирая на расу, класс или национальное происхождение". Писатель Эмерсон называет Париж "общественным центром мира", поскольку его "высшая заслуга" в том, что это "город разговоров и кафе". Лэш ставит вопрос о "третьем" месте как той точке города, которая сводит вместе людей, оно есть "скрещение дорог на полпути между местом работы и семейным кругом".

Наращивание эмоционального капитала, которое является таким же ключевым направлением развития города, как и его экономический рост, осуществляется за счет позиционирования - деятельности, связанной с самоопределением органов власти, различных городских субъектов относительно организации совместной деятельности для создания объединяющего (вдохновляющего) образа города, предъявления его в социокультурном пространстве и усиления за счет этого позиций (возможностей) всех городских субъектов.

От того, какой именно образ Красноярска возникает в представлениях у различных хозяйствующих и финансово-экономических субъектов, у политической, управленческой и культурной элиты мира, страны, региона, насколько позитивно воспринимают город его жители, зависит возможность мобилизации имеющихся ресурсов и привлечения дополнительных.

По мнению исследователей, образ - эффективное средство "схватывания" города как законченной и целой формы <4>. Он фиксируется в сознании горожан, гостей города, определяет их эмоциональное состояние, появление желания укорениться на этой территории или развернуть на ней проекты.

-----------------------------------

<4> Например, К. Митрофанов пишет о том, что эффективным орудием познания сложных систем, характеризующихся комплексностью, динамичностью, неопределенностью, являются не только знания, зафиксированные в виде теоретических понятий разной степени. Не менее эффективными орудиями являются динамические образные представления, которые трудно, невозможно, а также и нецелесообразно фиксировать в виде строгих и точных понятий и устойчивых классификаций.

Позиционирование города <5> включает:

- процесс разработки, оформления и предъявления эмоционально-вдохновляющего образа города в разных языках (экономический, поликультурный, политико-управленческий, бытовой) и разных масштабах: в городе, регионе, стране, мире;

- выявление отношения к этому образу города ключевых субъектов городской жизни: бизнеса, экспертного сообщества, общественности, каждого жителя;

- оформление образа города в знаково-символических конструкциях;

- выработка схем организации совместной деятельности разных субъектов городской жизни, обеспечивающей становление привлекательного образа города;

- закрепление норм совместной деятельности в определенном своде правил городского сообщества "Красноярский протокол" и других документах;

- создание системы непрерывных презентаций образа города в разных масштабах.

-----------------------------------

<5> Как указывает Эл Райс Джек Траут, концепция позиционирования "родилась" в 1972 году, когда он опубликовал серию статей под общим названием "Эра позиционирования".

В данной программе представлено видение процесса позиционирования, которое основано не только на работах западных экономистов (Э. Траута, Ф.Д. Ле Пла, Л.М. Паркера), а также на работах Московского методологического кружка (руководитель - Г.П. Щедровицкий), посвященных появлению и описанию принципиальной позиции, которая позволяет действовать какому-либо субъекту осмысленно.

1.2. Система координат для позиционирования города в городском сообществе, Красноярском крае, стране, мире

Позиционирование города осуществляется с учетом внешних условий. Образ города должен быть целостным и соразмерным содержанию базовых векторов общественных изменений в геоэкономическом, геокультурном и геополитическом измерениях. За счет целостности и соразмерности образа города обеспечивается полнота (не провинциальность) политической, экономической, социокультурной жизни города и деятельности основных его субъектов. Что мы должны учитывать в этой связи?

Во-первых, складывается новый тип мирового хозяйства. Утверждается новая формула его организации - геоэкономическая, геокультурная и геополитическая. Базовая характеристика этой формулы - трансграничность экономических и культурных процессов. Это означает, что мы не можем замыкаться внутри только своей территории и ориентироваться на локальную хозяйственно-экономическую деятельность. Становится выгодно вступать в кооперацию с хозяйствующими субъектами других регионов, представлять свою продукцию на мировых рынках. Если последовательно проводить идею трансграничности, то мы получаем реальные шансы на расширение культурных и экономических границ города и тем самым на привлечение инвестиций <6>.

-----------------------------------

<6> По сути, многие городские субъекты уже предъявляют образцы, продукты своей деятельности далее чем в границах административной территории: Красноярское инновационное педагогическое сообщество (имеются в виду определенные инновационные группы, которые одиннадцатый год подряд организуют Всероссийские конференции, привлекающие весь "цвет" инновационной гуманитарной мысли), Красноярский краеведческий музей - номинант Всемирного конкурса музеев. Качество городской среды, которого достигли в городе в короткий срок, вызывает восхищение гостей и позволяет в будущем позиционироваться как территории с высокими стандартами среды.

Во-вторых, стремительно формируется инновационная экономика как наиболее быстро растущий уклад, основанный на интеллектуальных ресурсах территорий.

В-третьих, усиливаются миграционные потоки <7>. По оценкам ряда экспертов, в Сибири начинает складываться благоприятная ситуация для усиления миграционных потоков. Первую волну мигрантов из СНГ мы переживаем в настоящее время. В ближайшее время в процессы освоения территории Сибири включатся Китай, Индия, Южная Корея и Япония <8>. В городе отмечается прирост населения, в основном за счет миграции. Вследствие того, что миграционные потоки усиливаются, можно предположить, что мы находимся на пороге формирования нового типа городской культуры.

------------------------------------

<7> По итогам последней переписи населения в России зафиксировано 5,6 миллиона официальных иммигрантов "Известия", 04.11.2003, стр. 2).

<8> В 2002 году специалисты Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа провели исследование, по итогам которого сформулировали тезис: "После 2006 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Следовательно, в будущем труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России".

В-четвертых, идет процесс международной социальной интеграции. Международные институты во многом определяют нормы и правила жизни, стандарты деятельности различных стран и сообществ. Например, нормы местного самоуправления в разных странах устанавливаются в соответствии с Европейской хартией, содержание квалификации и стандарты подготовки специалистов - в соответствии с Болонским соглашением. Обсуждается вопрос об едином европейском правительстве. Освоение международных стандартов (язык документов, знание международного права, квалификационных требований) дает шанс городскому сообществу включиться в международные программы и в процессы социальной интеграции как значимому субъекту.

В-пятых, Россия выходит из кризиса. Взят стратегический курс на "укрепление позиций страны в мире, значимый рост благосостояния граждан" <9>. Среди приоритетов - прорыв в технологической сфере, становление институтов гражданского общества, повышение эффективности государственного аппарата, экономическая, социальная и культурная интеграция как внутри страны, так и вовне. С 2006 года вступает в силу Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Для реализации этого и других законов и концепций формируются российские экспериментальные инновационные центры. Красноярск по ряду направлений может претендовать на место одного из таких центров.

-----------------------------------

<9> Послание Президента РФ Федеральному собранию, 26 мая 2004 года.

В-шестых, в Красноярском крае поставлен вопрос об его инвестиционной привлекательности. Краевыми органами управления предпринимаются действия по формированию общественно-государственной коалиции развития края, наращиванию инновационного потенциала края, разрабатывается стратегия развития региона. Перспективы для жителей края открывает федеральная Программа "Стратегия экономического развития Сибири". Она предусматривает завершение строительства Богучанской ГЭС, развитие Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса, создание в городе Красноярске крупной технопарковой зоны.

В-седьмых, начинает складываться красноярская агломерация. За счет развития транспортной инфраструктуры увеличена связность территорий края. Это усиливает возможности не только города, но и близлежащих районов и городов региона. Между городами и районами края происходит расширение обмена за счет интенсификации разных потоков. Связность территорий края позволяет развивать между ними стратегическое партнерство. Красноярск - опорный центр края, который усиливает социальную, культурную, экономическую ситуацию, выступает мощным катализатором становления региона как целого, посредником в переносе и аккумулировании многих знаний: знаний о гражданском обществе, институте местного самоуправления, инновационной экономике. Для закрепления этой позиции необходимо ясное оформление предложений к региональному сообществу.

Выделенные векторы общественных изменений позволяют сформулировать принципиальное задание на формирование образа города.

Образ города должен:

- соответствовать формуле позиционирования, предъявленной в предыдущем разделе <10>;

- обеспечивать полноту организации деятельности в городе.

-----------------------------------

<10> Позиционирование города включает:

- процесс разработки, оформления и предъявления эмоционально-вдохновляющего образа города в разных языках (экономический, поликультурный, политико-управленческий, бытовой) и разных масштабах: в городе, регионе, стране, мире;

- выявление отношения к этому образу города ключевых субъектов городской жизни: бизнеса, экспертного сообщества, общественности, каждого жителя;

- оформление образа города в знаково-символических конструкциях;

- выработка схем организации совместной деятельности разных субъектов городской жизни, обеспечивающей становление привлекательного образа города; закрепление норм совместной деятельности в определенном своде правил городского сообщества "Красноярский протокол" и других документах;

- создание системы непрерывных презентаций образа города в разных масштабах.

Разворачивание работ в соответствии с принципиальным заданием (ПЗ) должно осуществляться в следующей системе координат:

- первая "ось" - этика гражданских взаимоотношений в городе;

- вторая "ось" - энергетика совместных дел;

- третья "ось" - технологии производства гуманитарных знаний для различных областей практики (управления, бизнеса, образования).

Координаты позиции города

/│\ этика гражданских

│ взаимоотношений в городе

│ энергетика совместных дел

├────────────────── >

\│/ технологии производства гуманитарных знаний для

различных областей практики (управления, бизнеса,

образования)

Самоопределение городских субъектов в рамках этой системы координат позволяет им заинтересованно определять свои перспективы в городе, организовывать деятельность для реализации собственных интересов и позиционирования города как лидера в становлении новой российской государственности, значимого субъекта рыночных отношений и серьезного экономического партнера на различных рынках <11>.

------------------------------------

<11> Опыт позиционирования зарубежных и российских городов

В настоящее время многие страны, регионы, города, корпорации осуществляют специальную работу по формированию образов территорий, созданию оригинальных образов своих стратегий, конкретных продуктов. По оценкам аналитиков, первыми темой позиционирования торговых марок, стратегий корпораций стали заниматься бизнес-структуры. Страны начали осваивать эту деятельность в два последних десятилетия. Например, Бельгия для повышения конкурентоспособности в области туризма выдвинула идею о "Бельгии как стране пяти Амстердамов". Тем самым был повышен рейтинг ее привлекательности. Католическая церковь в 70-е годы прошлого столетия для повышения своей популярности начала реализовывать новую коммуникационную программу и перешла от позиции закона и порядка к позиции коммуникатора, осуществляющего свои действия в логике "Учитель слова".

В результате исследования образов европейских городов, проведенного американским развлекательным журналом "Diversion", пятью лучшими городами Европы признаны Париж, Лондон, Берлин, Рим и испанская Барселона.

Российские города начали оформлять свои позиции относительно образов городов недавно, часть этих стратегий разрабатывается в партнерстве с другими странами. Вопросами позиционирования своих территорий в широком пространстве активно занимаются в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Сургуте, Урюпинске <11>. Инициаторами и субъектами разработки этих программ во многих случаях являются органы государственной и муниципальной власти, а также научные и музейные сообщества, молодежные группы.

Сибирь несколько отстает в процессах организации специальных действий и разработки программ позиционирования территорий и находится скорее на этапе проведения исследований и пробных действий. В Новосибирске обнародованы данные исследования "Образ Новосибирска в центральных СМИ", которые провел Фонд развития политических технологий и прогнозирования "Сибирь-форум". Общие выводы, к которым пришел Фонд, свидетельствуют, что информация, содержащаяся в публикациях и сообщениях, формирует негативное представление о Новосибирске. Исследователи приводят данные о том, что в "столице Сибири" высок уровень преступности. Сообщения о событиях в области науки, культуры, спорта и образования практически не освещаются прессой.

1.3. Города в конкуренции за узнаваемость

Стратегии формирования образов городов

Как показывают исследования, в настоящее время сложилось пять типов стратегий формирования образов территорий, на которые ориентируются российские города.

Первая группа стратегий - "столичность". Города, работающие в этой стратегии, провозглашают себя столичными: например, культурная столица России или столица крупного региона (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва или Новосибирск - столица и культурный центр Сибири).

Вторая группа стратегий определяется через географическое положение (центр России, город за Уралом, город на Севере страны).

Третья группа стратегий связана с культурными или историческими событиями, которые происходили давно или недавно, имеют косвенные характеристики прошедших событий (город, где родился Ленин, город, где родился известный политик, знаменитый артист или писатель, художник).

Четвертая группа стратегий ориентирована на градообразующие отрасли, на основную функцию города (Тюмень - город нефтяников, Красноярск - город индустриальный, Тула - город самоваров и оружейников).

Пятая группа стратегий городов связана с жизненными перспективами людей.

Ориентация на ту или иную концепцию образа определяет направления деятельности регионов и городов по позиционированию территорий.

В качестве направлений (механизмов) позиционирования города рассматривают:

- развитие креатив-индустрии (Санкт-Петербург);

- развитие спорта, туризма (Волгоград, Красноярский край);

- сохранение памятников культуры;

- создание деловой инфраструктуры, например, партнерской сети малых гостиниц - французская консалтинговая компания PSCI и Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса;

- создание локальных проектов (карта гостя Санкт-Петербурга - совместная программа Санкт-Петербурга и администрации Стокгольма в рамках программы TACIS BISTRO).

На наш взгляд, первый образ является наиболее "слабым", пятый - наиболее перспективным, "сильным". Наша задача состоит в том, чтобы образ Красноярска формировался не только по его функции или в связи с культурно-историческими событиями и географическим положением, но и прежде всего из жизненных перспектив человека, как город, где думают и заботятся об интересах друг друга.

1.4. Оценка стартовых условий для позиционирования города

Семь - восемь лет назад эмоциональное состояние жителей города в связи с тяжелым социально-экономическим положением в стране, крае и городе было депрессивным. В этих условиях органы Красноярского городского самоуправления ставили задачу сохранить город от разрушающего воздействия кризиса <12>.

------------------------------------

<12> Эта задача получила закрепление в ряде документов: антикризисной программе "Основные направления деятельности администрации города на среднесрочную перспективу", докладах Главы города в городском Совете в 1998 и 1999 годах.

В результате удалось:

- достичь стабильных темпов роста по основным показателям экономики города. Ключевыми направлениями в стабилизации темпов роста являются расширение сегментов деятельности среднего и малого бизнеса, внедрение механизмов рационального управления муниципальной собственностью;

- организовать эффективную систему защиты населения. В итоге внедрения адресной социальной помощи были значительно смягчены проявления кризиса для разных категорий населения. Ликвидирована напряженность между работодателями и профсоюзами посредством трехсторонних договоров "О разрешении трудовых споров";

- существенно повысить качество городской среды - условий жизни и деятельности горожан. Улучшено состояние дорог, дворов, улиц. Уютные площадки около фонтанов, многочисленные кафе, современные кинокомплексы создают условия для межличностной коммуникации, формируют культурную среду и оказывают влияние на настроение красноярцев. Движения "Мой красноярский двор", "Чистый город - чистый подъезд", городской карнавал позволяют горожанам реализовать свои творческие потребности, таланты, интересы и эффективны для самоорганизации и самовыражения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Стратегии развития крупных городов»

    Реферат
    Настоящий доклад составлен по материалам, подготовленным органами городского управления столиц и городов стран СНГ в связи с проведением 8-9 декабря 2009 года в городе Москва Международного Форума «Стратегии развития крупных городов»,
  2. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  3. Социологическое общество им. М. М

    Документ
    Роль власти в процессе переселения граждан малых и монопрофильных городов: социальный опыт и перспективы (к вопросу появления программы «Основные направления поддержки монопрофильных городов») 189
  4. Т н. Михаил Георгиевич Ерошенков. Сайт: www eac-ras ru Г. В. Рожков Генезис инновационной экономики в России Монография

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.
  5. Экспертно-аналитический Центр ран

    Монография
    Перед экономикой России стоит стратегическая задача перехода на инновационный путь развития. Инновационная экономика является экономикой знаний, поэтому нематериальные активы выходят на первый план.

Другие похожие документы..