Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинже...полностью>>
'Реферат'
Повышение устойчивости человека к различным неблаго­приятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключ...полностью>>
'Программа'
Разработка предназначена для организации на персональном компьютере специализированного медицинского комплекса, который автоматизирует повседневную р...полностью>>
'Документ'
Служба медицины катастроф является отраслью здравоохранения, сфера деятельности которой направлена на предупреждение и уменьшение медико-санитарных ав...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Источник: Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.

Вступление в силу главы 25 НК РФ привело к снижению нагрузки налога на прибыль организаций в 2002-2003гг., однако уже с 2004г. вновь наблюдается тенденция ее роста. В целом, нагрузка налога на прибыль организаций за рассматриваемый период увеличилась примерно в 1,15 раза: с 5,74% ВВП в 2001г. до 6,59% ВВП в 2007г. Таким образом, возросла не только роль налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ, но и нагрузка этого налога на экономику.

В последние годы прирост налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ вновь значительно опережает прирост налоговых доходов в целом. Следует также отметить, что в доходах бюджетов субъектов, начиная с 2004 г. доля поступлений налога на прибыль организаций составляет, в среднем, около 30%. Это свидетельствует о преимущественно фискальной его направленности, в то время как в большинстве развитых стран мира он используется главным образом в качестве инструмента регулирования и стимулирования деловой активности предприятий.

Исследование количественных зависимостей между поступлениями налога на прибыль и изменениями финансовых результатов деятельности организаций позволило сделать вывод, что снижение темпов роста поступлений налога на прибыль обусловлено, в частности, изменениями в законодательстве (рис. 2).

Рис. 2. Сальдированный финансовый результат и поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации

Поступления налога на прибыль организаций достаточно эластичны по сумме прибыли, полученной организациями. Так, в 2001-2002 и 2005-2007гг. наблюдается более быстрый рост налоговых поступлений по сравнению с прибылью организаций, что подтверждает преимущественно фискальную функцию этого налога.

Рост налоговых доходов бюджета на фоне ускорения темпов экономического роста и инвестиционной активности является следствием внешних факторов: высокие мировые цены на нефть оказывают влияние на рост поступлений сумм НДПИ, экспортных пошлин и налога на прибыль организаций, уплачиваемых компаниями нефтегазового сектора промышленности. С другой стороны, элиминируя влияние конъюнктурных факторов, рост налоговой нагрузки при налогообложении прибыли связан с ужесточением налогового администрирования. Нашумевшие налоговые процессы в отношении крупнейших компаний, обвиняемых государством в сокрытии доходов и неуплате налогов, стали не только дополнительным источником пополнения бюджета, но и своего рода индикатором объявленного курса жесткой налоговой политики.

Таким образом, к главному результату вступления в действие главы 25 НК РФ можно отнести повышение доходов бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы. Безусловно, данное обстоятельство актуально для решения текущих государственных проблем. Однако необходимо акцентировать внимание на менее очевидных, но стратегически важных макроэкономических последствиях совершенствования налогообложения прибыли.

Проведенный, по данным предприятий Калужской области, факторный анализ с использованием метода цепных подстановок показал, что влияние такого элемента, как порядок расчета налоговой базы является более значимым на размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль, чем размер его ставки. При этом анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по данным бухгалтерской и налоговой отчетности подтвердил, что резкого улучшения динамики экономических показателей в связи со снижением ставки налога не произошло. Причем наблюдается тенденция: чем крупнее предприятие по величине своих совокупных активов, тем значительней реакция на изменения в методике исчисления налога на прибыль, т.е. срабатывает «эффект масштаба». В работе показано, что выигрыш от совершенствования налогообложения прибыли получили в первую очередь предприятия топливно-сырьевого и металлургического комплексов, а также банки, страховые организации, инвестиционные фонды и другие организации сферы финансовых услуг.

Юридические лица, относящиеся к малому бизнесу, получили возможность снижения налоговой нагрузки путем перехода на специальные налоговые режимы и замены ряда налогов единым налогом, ставка которого значитель­но ниже отмененного для них налога на прибыль организаций. Вместе с тем, осуществленное в работе исследование позволило сделать вывод, что намеченные цели при установлении специальных налоговых режимов не достигнуты, в связи с чем, назрела необходимость совершенствования основных инструментов налогового стимулирования малых предприятий.

Несмотря на усилия реформаторов в данном направлении, регулирующая функция налоговой системы до сих пор практически не реализуется посредством налога на прибыль организаций.

С 1 января 2006 года налогоплательщики получили возможность учитывать при определении налоговой базы до 10% приобретаемого оборудования. При этом важно отметить, что, во-первых, данная налоговая льгота распрост­раняется на все без исключения сферы экономической де­ятельности; во-вторых, она лишь предполагает использование дополнительных финансовых ресурсов на инвестиции в основной капитал, так как отсутствует обязательность направления этих средств на инвестиционные цели. Проведенное в работе исследование экономического эффекта от применения хозяйствующими субъектами «амортизационной премии» показало, что стимулирующее действие указанной налоговой преференции во многом перекрывается снижением суммовых амортизационных отчислений из-за уменьшения первоначальной стоимости объекта основного средства. При этом, реальный выигрыш конкретного налогоплательщика будет определяться структурой его амортизируемых активов, сформированной исходя из сроков полезного использования объектов. То, что пользование инвестиционной амортизационной премией не всегда выгодно налогоплательщику подтверждается и сравнением суммы амортизационной премии в размере 65,6 млрд. руб. и 10% от объема введенных в эксплуатацию основных производственных фондов – 127,0 млрд. руб., т.е. налогоплательщики лишь наполовину использовали возможность получения инвестиционной амортизационной премии.

В современной бюджетно-налоговой политике Российской Федерации одной из самых актуальных является проблема стабилизации и укрепления доходной базы регионов, в связи с чем, в диссертационном исследовании дается оценка количественных зависимостей между величиной налоговых изъятий прибыли в территориальные бюджеты и определяющими ее факторами.

Анализ внутрирегиональных доходов показывает, что подавляющая часть доходов региональных бюджетов формируется за счет федеральных налогов, прежде всего за счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. По данным Калужской области в 2007г. доля налога на прибыль организаций превысила 29% всех налоговых доходов территориального бюджета (рис. 3).

Рис. 3. Динамика налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в структуре налоговых доходов Калужской области

При этом, поступления налога на прибыль организаций, играя значительную роль в доходах региональных бюджетов, неравномерно распределяются по территории Российской Федерации. Если с территорий 10 субъектов РФ поступает 71,8% налога, где проживает 26,5% населения России, то с территорий других субъектов РФ – лишь 28,2%. При этом с территорий 59 субъектов РФ поступления от указанного налога составляют лишь 0,5%.

Следует отметить, что и вопрос о перераспределении налога на прибыль организаций между уровнями бюджетной системы остается предметом постоянных дискуссий. В течение последних лет происходит смещение приоритетов относительно поступления налога на прибыль организаций с федерального уровня на региональный. Проведенное исследование показало, что лишение в 2005г. муниципалитетов дополнительного доходного источника в виде налога на прибыль организаций исключило прямую заинтересованность местных органов управления в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов с целью увеличения собственной налоговой базы.

Положительным примером может стать применяемая в Калужской области практика предоставления субвенций инвесторам на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций. В соответствии с Законом Калужской области от 27 июня 2005года №80-ОЗ «Об условиях и порядке предоставления субвенций инвесторам на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет» субвенция предоставляется в размере суммы налога, исчисленной по отношению к прибыли, полученной инвестором в результате реализации соответствующего инвестиционного проекта в размере не менее 50млн. руб.

Согласно приведенным данным (рис. 4) применение рассматриваемого механизма позволило за период 2005-2007гг. увеличить инвестиции в основной капитал примерно в два раза с 13623,9 млн.руб. в 2005г. до 26070,0 млн.руб. в 2007г. Причем удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме возрос с 7,7% в 2005г. до 20,9% в 2007г.

Рис. 4. Прирост инвестиций в основной капитал в результате предоставления субвенций

Схема предоставления субвенций на возмещение расходов по уплате суммы налога на прибыль организаций предоставила дополнительные конкурентные преимущества Калужской области перед другими регионами в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику области.

В целом проведенный в диссертационном исследовании анализ показал, что структура поступлений налога на прибыль организаций в бюджет соответствует отраслевой специализации регионов. Различный потенциал экономического развития отдельных отраслей реального сектора и сферы услуг объясняет неравномерность поступлений налога на прибыль организаций в территориальном разрезе и доказывает необходимость введения в существующий механизм налогообложения прибыли инструментов, выравнивающих отраслевую налоговую нагрузку.

В третьей главе «Совершенствование механизма налогообложения прибыли в Российской Федерации» автором предлагаются мероприятия по совершенствованию налогообложения прибыли организаций. Анализ развития налогообложения прибыли после 2002 года показал, что действующий порядок механизма взимания налога на прибыль все еще имеет ряд недостатков.

Исследование основных проблем в области налогообложения прибыли выявило, что потенциальные возможности усиления фискальной функции налога на прибыль организаций находятся не в экономической, а в правовой плоскости, т.е. в соблюдении хозяйствующими субъектами действующего законодательства. Так, 20% организаций в I полугодии 2007г. работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансовой деятельности, их количество составило 42%. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства.

Убытки на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности возможны. Однако, главной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. В настоящее время в целях налогообложения принимаются лю­бые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, связанные с получением доходов. В результате этого российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, по­скольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет.

Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов.

Одним из эффективных инструментом решения этой проблемы является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Автором рассчитан рекомендованный им уровень минимального налога в размере оптимальной рентабельности продаж – 4% от выручки. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога. Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты.

Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями. По проведенным расчетам в доходную часть бюджета за счет введения минимального налога на прибыль организаций уже в 2009году поступило бы дополнительных средств на сумму около 406 млрд. руб. (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз налогового эффекта от введения минимального

налога на прибыль организаций

Показатель

2008

2009

2010

Налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, млрд. руб.

1683,7

2132,3

2344,6

Среднее значение налогооблагаемой базы, млрд. руб.

7015,4

8884,6

9769,2

Выручка от реализации продукции

(по данным налогового учета), млрд. руб.

50110,0

63461,3

69779,8

Поступления в бюджет в случае введения минимального налога на прибыль

организаций (4%), млрд. руб.

2004,4

2538,5

2791,2

Налоговый эффект от введения минимального налога на прибыль организаций, млрд. руб.

+320,7

+406,2

+446,6

в % к ВВП

0,91

1,02

1,00

Источник: рассчитано автором на основе данных Федерального закона от 24.07.2007г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»

Еще одной проблемой, приводящей к недопоступлению налога на прибыль в бюджет Российской Федерации, является сложная система его расчета. Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством.

Так, ввиду усложнения процедуры учета от 10%-ной амортизационной премии, отказались около 60,0% крупных, 78,0% средних и 64,6% малых предприятий. От налоговых органов, при проведении проверок, требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства.

Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций. При оптимизации налогообложения прибыли можно выделить два направления:

  • минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов – по максимуму;

  • откладывание уплаты налога – заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.

Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов. Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса.

Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов. В этой связи, целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от на­лога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным устано­вить право региональных органов власти умень­шать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.

При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод». Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории.

Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, с учетом временного лага, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня.

Решение задачи более равномерного распределения налоговой нагрузки на разные сферы экономики осуществляется с применением расчетной ставки налога на прибыль организаций при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности. Исследования позволили вывести формулу расчетной ставки:

Ср = Снк + Крф - Рн),

где Ср - расчетная ставка налога на прибыль, в %;

Снк - основная ставка налога на прибыль, 20%;

Кр - поправочный коэффициент рентного характера,

устанавливаемый с целью изъятия сверхприбыли;

Рф - рентабельность основных видов деятельности, отражающая

прибыльность хозяйствующего субъекта;

Рн - норма рентабельности, устанавливаемая Правительством

Российской Федерации.

В целом прирост поступлений налога в связи с введением налога на сверхприбыль оценивается в размере 75,2 млрд. руб. ежегодно.

Оценка «амортизационной премии» приводит к выводу, что обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей, т.е. должен быть определен строго целевой характер его использования. Кроме того, следует рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» в размере 30% для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, поскольку оборудование, используемое ими, обладает высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы.

Для активизации процессов модернизации в диссертации предлагается дать возможность организациям самостоятельно разрабатывать гибкий график списания на расходы текущего периода стоимость вновь приобретенного, созданного либо модернизированного оборудования.

Нельзя не учесть дальнейшее развитие и совер­шенствование системы налогообложения малого и сред­него бизнеса, которое целесообразно осуществлять в следующих направлениях. В части ЕНВД предлагается вернуться к первоначально поставленной перед ним задаче – максимально сократить возможности сокрытия налогооблагаемой базы и ухода от налогообложения в таких отраслях, где затруднен контроль налоговых органов за налично-денежным оборотом. Для этого необходимо введение ограничителей применения ЕНВД по таким критериям, как объем выручки, размер активов, численность персонала и т.п. Должны быть расширены права органов местного самоуправления, более осведомленных об особенностях функционирования организаций малого бизнеса, в части утверждения показателей базовой доходности и корректирующих коэффициентов.

Налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций. Упрощенную систему налогообложения следовало бы сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям, поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета ограничены. Для предприятий малого и среднего бизнеса (не являющихся микропредприятиями) гораздо эффективнее использовать такой инструмент налогового регулирования как инвестиционный налоговый кредит. По состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций в четырех регионах (в Санкт-Петербурге, Орловской, Свердловской и Иркутской областях) получили инвестиционный налоговой кредит на сумму 219,5 млн. руб., 97% которого были предоставлены за счет региональных и местных налогов. Причем анализ регионального законодательства в большинстве субъектов Российской Федерации выявил, что оно направлено на поддержку крупных инвестиционных проектов. Действующий же механизм предоставления инвестиционного налогового кредита фактически игнорирует возможности малого бизнеса. В связи с этим автором предлагается закрепить в п. 1 ст. 67 НК РФ "предоставление инвестиционного налогового кредита вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности". При этом необходимо законодательно закрепить возможность учета для целей налогового учета процентов, начисленных по инвестиционному налоговому кредиту.

Предложенные в диссертации меры по совершенствованию механизма налогообложения прибыли будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.

В заключении диссертации подведены основные итоги и сформулированы выводы по результатам проведенного исследования.

III. Публикации по теме диссертации

По теме диссертации автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,5 п.л., в том числе две статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

  1. Зудина Е.М. Инвестиционный потенциал налога на прибыль организаций // Российское предпринимательство. 2008. № 4 – 0,3 п.л. (журнал рекомендован ВАК)

  2. Зудина Е.М. О роли налога на прибыль организаций в доходах территориальных бюджетов // Налоги и финансовое право. 2008. № 3 – 0,3 п.л. (журнал рекомендован ВАК)

  3. Зудина Е.М. Проблема межбюджетных отношений и анализ положения объектов финансирования на примере Калужской области // Труды Всероссийской научно-технической конференции «Прогрессивные технологии, конструкции и системы в приборо- и машиностроении» 18-19 декабря 2001года, т.3 – М.: Издательство МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2001. – 0,1 п.л.

  4. Зудина Е.М. Законная оптимизация налогов // Материалы V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны с переходной экономикой в условиях глобализации» 29-31 марта 2006 г., т.2 – М.: «ЭКОН-ИНФОРМ», 2006.– 0,5 п.л.

  5. Зудина Е.М. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможность его использования в России // Материалы региональной научно-технической конференции «Наукоемкие технологии в приборо- и машиностроении и развитие инновационной деятельности в вузе» 19-20 апреля 2006г., т.2 – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. – 0,3 п.л.

  6. Зудина Е.М. Методы и схемы налоговой оптимизации на примере расходов на оплату труда // Сборник научных работ лауреатов областной стипендии имени Е.Р. Дашковой. Выпуск.1 – Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2006. – 0,5 п.л.

  7. Зудина Е.М. Механизм активизации поступлений налога на прибыль организаций // Труды II межвузовской научной конференции «Развитие финансовой системы региона: проблемы и пути их решения». Выпуск 1. – Калуга. – Издательство «Эйдос», 2008 – 0,5 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Поляка Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник

    Учебник
    Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик, доктор экономических наук, профессор. Более тридцати лет прора­ботал в системе Министерства финансов СССР, пройдя путь от инспектора Московского город­ского финансового управления
  2. Налог на прибыль организаций как правовой инструмент бюджетного регулирования в российской федерации 12. 00. 14 административное право, финансовое право, информационное право

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
  3. Программа по курсу «Налоги и налогообложение»

    Программа
    Изучение дисциплины “Налоги и налогообложение ” направлено на формирование у студентов знаний теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету федеральных,
  4. Программа курса проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит)

    Программа курса
    Юридические лица: понятие, признаки, виды. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Ответственность юридического лица. Представительства и филиалы юридических лиц: понятие и правовое положение.
  5. Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит) (новая редакция)

    Программа
    Юридические лица: понятие, признаки, виды. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Ответственность юридического лица. Представительства и филиалы юридических лиц: понятие и правовое положение.

Другие похожие документы..