Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить общешкольное родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заб...полностью>>
'Конкурс'
Финальный этап областного конкурса профессионального мастерства среди молодых рабочих по профессии «Оператор машинного доения коров» (далее Конкурс) ...полностью>>
'Документ'
Сватівський район - являється одним із великих сільськогосподарських районів, у якому станом на 01.01.2010 року працює 176 сільськогосподарських підп...полностью>>
'Реферат'
Рекомендации по продвижению продукции и оптимизации деятельности служб помогут НПК «Vita» увеличить товарооборот и оптимизировать организационную деят...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Утверждаю

Проректор по учебной работе

______________ С.В. Шалобанов

“_____” ________________200_ г.

Программа дисциплины

по кафедре Экономическая кибернетика

информационные системы в бухгалтерском учете и аудите

Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области экономики и управления

Специальность – «Прикладная информатика в экономике»

Хабаровск 2006 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и других стандартов с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета.

Программу составил (и)

Богомолов О.Д.

канд.экон.наук, кафедра «ЭК»

Ф.И.О. автора (ов)

Ученая степень, звание, кафедра

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол № ______ от «____»__________________ 200_г

Зав.кафедрой__________«__»______200_г

Пазюк К.Т.

Подпись дата

Ф.И.О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию

протокол № ______ от «____»_____________ 200_г

Председатель  УМК  _______«__»_______ 200_г

Корнилов А.М.

Подпись дата

Ф.И.О.

Директор  института  _______«__»_______ 200_г

Зубарев А.Е.

(декан факультета) Подпись дата

Ф.И.О.

1 Цели и задачи дисциплины

Определяя место и назначение специальности, современный ГОС предусматривает решение информатиком-экономистом основных проблем информационных систем в организациях, осуществляющих экономическую деятельность. Такие проблемы рассматриваются в связи с организацией данных, информации и знаний; организацией функциональных и сопряженных с ними информационных процессов; организацией технологий решения задач и технологий создания таких технологий; организацией интегрированного управления решением функциональных задач и ресурсами предприятия.

Постановка и решение проблем из указанной совокупности осуществляются для объекта, предметной области или ее части. При этом может рассматриваться как конкретный объект, так и класс объектов. Последнее весьма характерно для сферы бухгалтерского учета и определяет требования к дисциплине одновременно с позиций конечного пользователя, пользователя-программиста и внешнего разработчика.

Состав указанных проблем определяется в связи с выполнением работ на всех стадиях жизненного цикла ЭИС, включая исследование предметной области, проектирование, эксплуатацию, развитие, сопровождение, распространение решений. Информатик-экономист должен для конкретного экономического объекта или совокупности объектов выбрать методологию и определить метод автоматизации бухгалтерского учета.

Методология автоматизации для конкретной предметной области с целью повышения качества и эффективности деятельности разрабатывается в рамках определенной экономической специальности: менеджмента или бухгалтерского учета. Но такая методология не учитывает в полном объеме возможностей средств информатики и особенностей их применения. Поэтому она не может рассматриваться в качестве окончательного варианта автоматизации.

Информатик-экономист осуществляет не компилятивно-механическое соединение, а абстрактно-логический синтез элементов бухгалтерского учета и информатики в методологии информационной системы для конкретного объекта и методе автоматизации, занимая доминирующее, в известном смысле, положение.

Процесс же реализации связан с выбором лучших методов, вариантов и исполнителей. Часть работ информатик-экономист выполняет самостоятельно, другую часть поручает узким специалистам экономического и технического профилей. Участие последних может быть эпизодическим или систематическим в зависимости от содержания, объема и сложности работ.

Указанные обстоятельства уточняют современные стандартные требования к совокупности знаний информатика-экономиста в области информационных систем бухгалтерского учета (ИСБУ). Состав и содержание таких требований непрерывно изменяются по мере накопления информации, знаний и опыта у аналитиков, разработчиков и пользователей.

Существует однако большое количество подходов к изучению курса «ИСБУ», определяющих цели и задачи дисциплины. Чаще всего, различия подходов определяются различиями в организации деятельности, в том числе, уровнем такой организации. Ведущий дисциплину преподаватель должен выбрать лучший подход к преподаванию дисциплины, подбору литературы. Для постановки и решения проблемы условно выделим типовые традиционный и новый подходы в обработке информации и изучении дисциплины.

Традиционный подход организации механизированной и автоматизированной обработки экономической информации предполагает изучение вопросов автоматизации бухгалтерского учета для групп однородных типовых объектов. При этом рассматриваются типовой комплекс задач, соответствующий ему состав входной и выходной информации, существующая типовая (или наиболее распространенная) технология их решения. В состав вопросов традиционно входят теоретические основы механизации учета и организации обработки информации по отдельным функциональным разделам. Здесь с середины 80-х годов доминирующей является концепция АРМ. В целом, традиционный подход, соответствующий прежним экономическим условиям, не соответствует новой, рыночной экономике.

Новый подход предполагает изучение объектов и процессов на всех стадиях жизненного цикла применительно к различным предприятиям и классам ИСБУ на основе модельного подхода. Он основывается на новой диалоговой форме бухгалтерского учета с развитием до уровня интеллектуальной системы, тогда как традиционный базируется на таблично-документальной автоматизированной форме.

Новый подход основывается на организации информации учета и анализа в виде базы данных и знаний с интеллектуальной оболочкой и коллективным доступом со стороны всех экономистов и руководителей предприятия, а также всех приложений. Традиционной подход с устанавливаемыми на длительный период постоянными формами и фактической закрытостью оставляет возможность построения файловой системы или интерпретации состава базы данных (по определению – полной информационной модели объекта) в виде формы организации нормативно-справочной информации.

Новый подход базируется на наработанной за 50 лет теории и практике автоматизации учета и предполагает рассмотрение всех объектов, процессов и работ как имеющих специфические особенности в целях максимизации накопленного дохода и минимизации упущенной выгоды. Традиционный подход разрабатывался при отсутствии таких специальных знаний в существующем объеме и основывался на применении к сфере бухгалтерского учета таких же типовых положений, то есть он фактически, по Марченко, искажал и искажает сущность учета, и, на наш взгляд, препятствует прогрессу и развитию.

Следует заметить, что в соответствии с принципами эволюционности развития в новом подходе сохранены прогрессивные элементы традиционного. Более того, доля систем на базе традиционного подхода для различных секторов экономики и регионов (частей регионов) неодинакова. Поэтому практику (учебную и производственную) можно проводить для существующих на определенных предприятиях условиях, хотя в лучших регионах практика проводится только на самых современных предприятиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с международными стандартами.

Ведущий дисциплину преподаватель, который игнорирует эти положения, должен знать, что он действует вопреки установленным нормативным требованиям и прогрессивным направлениям развития. Структура дисциплины в целом должна базировать на новых принципах.

Наконец, особенностью дисциплины является традиционное использование данных и технологий учета в различных курсах (например, приходного ордера или накладной). На наш взгляд, небольшое дублирование материала здесь вполне допустимо.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и практических навыков решения проблем информационных систем бухгалтерского учета, анализа и аудита для различных объектов и на различных стадиях жизненного цикла всех классов систем.

В соответствии с ГОС и поставленной целью задачами дисциплины являются:

- изучение методологии автоматизации бухгалтерского учета, особенностей задач и методов их решения;

- изучение состава информации и особенностей ее использования;

- изучение содержания и основных особенностей моделирования и создания информационных процессов в сфере бухгалтерского учета;

- изучение сущности и содержания процессов создания и развития ИСБУ, анализ факторов, определяющих такое развитие (прежде всего, факторов, связанных с изменением условий в области применения);

- изучение основ создания информационно-логических моделей объектов бухгалтерского учета и анализа, разработки нового программного и информационного обеспечения;

- изучение перспективных методов и технологий проектирования, создания, анализа и сопровождения ИСБУ;

- изучение организации, содержания и технологий работ по развитию возможностей ИСБУ на всех стадиях их жизненного цикла;

- изучение особенностей постановки и решения задач, связанных с организацией диалога между человеком и информационной системой;

- изучение особенностей и методов определения основных технико-экономических требований к проектируемым ИСБУ.

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины в соответствии с ГОС студент должен:

  • знать методологию автоматизации бухгалтерского учета, особенности задач и методов их решения;

  • знать состав информации и особенности ее использования;

  • знать содержание и основные особенности моделирования и создания информационных процессов в сфере бухгалтерского учета;

  • знать классификацию и основные типовые требования к проектируемым и функционирующим ИСБУ;

  • знать сущность и содержание процессов создания и развития ИСБУ, факторы, определяющих такое развитие (прежде всего, факторы, связанных с изменением условий в области применения);

  • знать технологии адаптации профессионально-ориентированных информационных систем и методы их применения в сфере бухгалтерского учета;

  • знать основы создания информационно-логических моделей объектов бухгалтерского учета и анализа, разработки нового программного и информационного обеспечения задач бухгалтерского учета и анализа;

  • знать перспективные методов и технологии проектирования, создания, анализа и сопровождения ИСБУ;

  • знать организацию, содержание и технологии работ по развитию возможностей ИСБУ на всех стадиях их жизненного цикла;

  • знать особенности постановки и решения задач, связанных с организацией диалога между человеком и информационной системой;

  • знать особенности и методы определения основных технико-экономических требований к проектируемым ИСБУ;

  • уметь формулировать основные задачи исследования объекта и проектирования ИСБУ и решать их на уровне логического проекта;

  • уметь осуществлять построение системы интерфейсных средств для всех классов ИСБУ;

  • уметь формулировать и использовать основные технико-экономические требования при проектировании ИСБУ;

  • уметь самостоятельно создавать и внедрять ИСБУ;

  • владеть методиками системного анализа подсистемы бухгалтерского учета в организациях;

  • владеть методиками анализа и проектирования объектов и компонентов ИСБУ;

  • иметь опыт работы с объектами информационного обеспечения (документами, формами, отчетами, таблицами типовых баз данных) и распространенными программными средствами при решении задач жизненного цикла ИСБУ.

3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам (УП)

С максимальной трудоемкостью

С минимальной трудоемкостью

Общая трудоемкость дисциплины

по Гос

по УП

192

192

Изучается в семестрах

9

Вид итогового контроля пот семестрам

Зачет

экзамен

Курсовой проект (КП)

Курсовая работа (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Реферат (РФ)

Домашние задания (ДЗ)

9

9

Аудиторные занятия:

Всего

В том числе: лекции (Л)

Лабораторные работы (ЛР)

Практические занятия (ПЗ)

96

32

32

32

Самостоятельная работа

общий объем часов (С2)

В том числе на подготовку к лекциям

на подготовку к лабораторным работам

на подготовку к практическим занятиям

на выполнение (КР)

на выполнение РГР

на написание РФ

на выполнение ДЗ

96

16

32

48

4 Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Раздел дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

С2

1

Введение

*

*

2

Основы построения автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

*

*

*

*

3

Организация и технология функционирования современных автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

*

*

*

*

4

Внедрение и эксплуатация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

*

*

*

5

Автоматизированные информационные системы анализа и аудита

*

*

4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Введение

Общая характеристика состояния и развития теории ИСБУ как совокупности знаний. Место и роль учебной дисциплины в овладении студентами знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в профессиональной деятельности, место дисциплины в межпредметных логических связях.

Определение предмета, целей и задач читаемого определенному потоку курса «ИСБУ».

4.2.2 Основы построения автоматизированных информационных

систем бухгалтерского учета

Роль и значение автоматизации бухгалтерского учета и аудита. Цели проектирования и эксплуатации ИСБУ. Основные принципы системного подхода к автоматизации бухгалтерского учета. Методы технологической реализации положений системного подхода к автоматизации бухгалтерского учета. Роль и значение организации базы данных.

Характеристика бухгалтерского учета как информационной системы. Сущность и содержание основных связей и процессов. Роль и место системы счетов и метода двойной записи в организации обработки данных бухгалтерского учета. Система экономических показателей и логический синтез ИСБУ. Особенности структурно-функциональных составляющих. Функциональные разделы ИСБУ и система счетов. Методы формирования и развития функционального состава ИСБУ. Информационные связи задач бухгалтерского учета в системах автоматизированного управления предприятиями.

Особенности учетной информации. Системы классификации и кодирования. Характеристика применяемых классификаторов.

Концептуальная модель обработки данных бухгалтерского учета.

Общая характеристика моделей процессов и объектов. Методы моделирования процессов и объектов первичного учета. Методы моделирования информационных связей в ИСБУ. Методы моделирования процессов и объектов сводного учета и составления отчетности. Примеры использования методов и моделей. Методы моделирования данных. Особенности организации базы данных бухгалтерского учета. Преимущества реляционного подхода. Методы моделирования и особенности алгоритмизации вычислительных процессов в ИСБУ.

Характеристика форм и систем бухгалтерского учета с позиций построения автоматизированных ИСБУ (АСБУ). Особенности новой формы бухгалтерского учета. Пути использования возможностей реализации методологических принципов и подходов бухгалтерского учета для повышения качества информации и эффективности обработки данных.

Классификация АСБУ. Характеристика основных подходов и направления использования. Развернутая классификация. Интегральная классификация. Типология разрабатываемых и эксплуатируемых АСБУ.

4.2.3 Организация и технология функционирования современных

автоматизированных информационных систем

бухгалтерского учета

Организация системы синтетических счетов в АСБУ.

Организация системы аналитических счетов в АСБУ.

Организация связи синтетических и аналитических счетов в АСБУ.

Организация справочников в АСБУ.

Система первичных документов в АСБУ. Организация документооборота в АСБУ.

Организация ввода и хранения информации о хозяйственных операциях в АСБУ.

Методы работы с журналами документов, операций и проводок.

Классификация выходной информации АСБУ. Учетные регистры и особенности их представления и формирования в АСБУ. Процедуры работы с учетными регистрами.

Учетный цикл в АСБУ.

Организация формирования отчетности в АСБУ.

Особенности построения и функционирования многопользовательских АСБУ. Особенности информационной базы многопользовательских АСБУ.

Особенности организации АРМ бухгалтера.

Особенности организации АРМ главного бухгалтера.

Среда функционирования и архитектура программного обеспечения АСБУ. Критерии выбора программного обеспечения АСБУ. Адаптация программных продуктов при создании, внедрении и развитии АСБУ. Методы обновления программного обеспечения АСБУ. Адаптация программ при создании АСБУ.

Организация разработки классов и видов решений для бухгалтерского учета и анализа. Проектирование компонентного состава. Проектирование метаданных и интерфейсов. Проектирование базы данных. Проектирование документов и документооборота.

Расчет экономической эффективности создания и развития АСБУ и комплексное обоснование автоматизации бухгалтерского учета на предприятии.

4.2.4 Внедрение и эксплуатация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета

Организация ввода АСБУ в эксплуатацию.

Эксплуатация автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета и технологии решения задач учета, анализа, аудита на основе АРМ. АРМ учета основных средств. АРМ учета материальных ценностей. АРМ учета труда и заработной платы. АРМ учета готовой продукции и ее реализации. АРМ учета затрат и калькулирования себестоимости. АРМ учета денежных средств. АРМ сводного учета и составления отчетности.

Методическое сопровождение АСБУ.

Правовая поддержка АСБУ.

4.2.5 Автоматизированные информационные системы анализа и аудита

Системы автоматизации финансового анализа. Системы автоматизации анализа хозяйственной деятельности.

Системы автоматизации аудита.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины по кафедре «Экономическая кибернетика» основы управленческого учета

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  2. Программа дисциплины по кафедре «Экономическая кибернетика» для специальности «Математические методы в экономике» основы управленческого учета

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  3. Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Программа
    Информационные системы в экономике. Программа учебной дисциплины для студентов всех форм обучения по специальностей 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 – «Финансы и кредит».
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «теория систем и системный анализ»

    Рабочая программа
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияРоссийский Государственный Аграрный Университет – МСХАимени К.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» Направление 080800 Прикладная информатика

    Рабочая программа
    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияРоссийский Государственный Аграрный Университет – МСХАимени К.

Другие похожие документы..