Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Республиканский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям – 2010» (далее - Конкурс) направлен на повышение роли дополнительно...полностью>>
'Документ'
Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности по ст. 297 УК РФ Петрова Ивана Ивановича, который 00.00. года при рассмотрении уголовного дела в судеб...полностью>>
'Автореферат'
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ, ПРАВОВЫХ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ОСНОВ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ...полностью>>
'Закон'
Відповідно до статті 2 Закону України «Про місцеві державні адміністрації», Інструкції з інвентаризації матеріальних цінностей, розрахунків та інших ...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие под ред. М.В.Лебедева

Авторский коллектив

Блинов Аркадий Леонидович — § 4.5;

Ладов Всеволод Адольфович — гл.11;

Лебедев Максим Владимирович — концепция учебника, общая научная редакция всего текста, руководство авторской группой; Введение (совм. с Н.И.Петякшевой), § 1.1, § 1.2 (совм. с В.А.Суровцевым), § 1.3, гл. 3, §§ 4.1 — 4.2, главы 5,7,8, § 9.1, § 9.2;

Петякшева Наталья Ивановна — Введение (совм. с М.В.Лебедевым), глоссарий, § 9.3;

Суровцев Валерий Александрович — гл. 2, § 1.2 (совм. с М.В.Лебедевым);

Черняк Алексей Зиновьевич —гл. 10;

Шрамко Ярослав Владиславович — гл. 6.

Содержание

Введение. Эволюция и основные характеристики аналитической философии 5

1. Истоки формирования аналитической философии 21

1.1 Франц Брентано 21

1.2 Логико-семантические идеи Г.Фреге 26

1.2.1. Значение и смысл имен собственных 27

1.2.2 Значение и смысл предложений 36

1.3 "Опровержение идеализма" Дж.Э.Мура 46

2. Программа логического атомизма 52

2.1 Логический атомизм: язык как средство остановки регресса 52

2.1.1 Расселов анализ связей фактов 52

2.1.2 Логические конструкции вместо теоретико-познавательных заключений о внешнем мире 53

2.1.3 Универсалии как логические атомы 54

2.2 Онтология, эпистемология и философия языка Рассела 55

2.2.1. Онтологика отношений 56

2.2.2 Логика и ‘чувство реальности’ 58

2.2.3 Теория типов 58

2.2.4 Коррекция определения числа и аксиома бесконечности 60

2.2.5 Логические фикции и аксиома сводимости 60

2.2.6 Примитивные значения и теория дескрипций 62

2.2.7 Эпистемологическая функция суждения 63

2.2.8 Логические объекты 65

2.3 Философия языка "Трактата": логика языка versus логика мышления 66

2.4 Логический атомизм "Трактата": от синтаксиса к онтологии 72

2.4.1 Синтаксис элементарного предложения 73

2.4.2 Изобразительная теория предложений 76

2.4.3 Онтологические следствия изобразительной теории 79

2.4.4 ‘Сказанное’ и ‘показанное’ 82

3. Программа логического позитивизма (логического эмпиризма) 84

3.1 Критерий верификации 84

3.2 Основные положения феноменализма в Венском кружке 87

3.2.1 Феноменалистический анализ Морица Шлика 87

3.2.2 Первоначальный феноменалистический анализ Рудольфа Карнапа 90

3.3 Основные положения физикализма в Венском кружке 93

3.3.1 Физикалистский анализ Рудольфа Карнапа 93

3.3.2 Ганс Рейхенбах 95

3.3.3 Карл Гемпель 99

4. Философия лингвистического анализа 102

4.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века 102

4.2 Концепция "значение как употребление" и ее приложения 103

4.3 Анализ обыденного языка 107

4.3.1. Общая характеристика направления 107

4.3.2 Джон Уиздом 113

4.3.3 Гилберт Райл 115

4.4 Теория речевых актов Дж.Остина 118

4.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль) 121

4.5.1 Интенционализм Пола Грайса 122

4.5.2 Грайсов "миф о происхождении языка" 129

4.5.4 Интенционализм Серля: теория речевых актов 133

5. Реабилитация метафизической проблематики 139

5.1 Номинализм в аналитической философии 139

5.2 Дескриптивная метафизика П.Ф.Стросона 145

5.3 "Усовершенствованный реализм" А.Айера 152

5.4 Физикалистская метафизика Д.М.Армстронга 160

5.5 "Реализм с человеческим лицом" Х.Патнэма 161

6. Аналитическая эпистемология 167

6.1 Бертран Рассел: знание вещей и знание истин 167

6.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знания 171

6.2.1 Проблема Гетье 174

6.3 Эпистемическая логика 177

6.4 Реализм и антиреализм: теоретико-познавательный аспект 179

6.5 Парадокс познаваемости и кризис антиреализма 183

6.6 Динамика знаний и убеждений 186

7. Связь истины и значения 195

7.1 Стандартная семантика Д.Дэвидсона 195

7.2 Инструменталистская семантика (М.Даммит, Г.Кастаньеда) 205

7.3 Трансляционная и теоретико-модельная семантика 208

7.4 Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки 209

8. Неопрагматистская критика эмпиризма и холистический тезис 212

8.1 Прагматический анализ 212

8.1.1 Неопрагматизм У.Куайна 216

8.1.2 Неопрагматизм Н.Гудмена 220

8.2 Концепция онтологической относительности и холистический тезис Куайна 229

8.3 Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона 235

8.4 Молекуляризм М.Даммита 244

9. Проблема понимания 253

9.1 Концепция понимания языка М.Даммита 253

9.2 Аналитические модели объяснения 256

9.3 Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель) 267

9.3.1 Исходные концепты при постановке проблемы 269

9.3.2 Трансцендентальная прагматика 271

10. Аналитическая философия сознания 274

10.1 «Пропасть в объяснении» и проблема психологического объяснения 275

10.1.1 Понятие сознания 275

10.1.2 Психофизический дуализм и его скептические следствия 276

10.2 Анализ психологии в пользу физикализма 278

10.2.1 Аналитическая критика картезианской парадигмы 279

10.2.2 Логический бихевиоризм 283

10.2.3 Критика бихевиоризма 286

10.3 Материализм с редукцией сознания и без 290

10.3.1 Проблемы редукционизма 290

10.3.2 Материализм без редукционизма 294

11. Аналитическая философия и феноменология 299

11.1 Возможен ли диалог АФ и феноменологии? 299

11.2 Тематическое единство традиций 299

11.3 Методологический плюрализм традиций 304

11.4 Перспективы компаративных исследований: возможности АФ 305

11.5 Перспективы компаративных исследований: возможности феноменологии 308

Глоссарий 314

Введение. Эволюция и основные характеристики аналитической философии

Под анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку переписать те утверждения, которые они находят философски невразумительными, в других и в некотором отношении более подходящих терминах1.

Дж.О.Урмсон

Аналитическая философия (АФ) — одно из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, в центре внимания которого находятся анализ языка, понимаемый как ключ к философскому исследованию мышления и знания. Этот "лингвистический поворот" в той или иной степени характерен также для таких философских направлений как феноменология, герменевтика, структурализм. В отличие от классики, современная философия уже не считает возможным абстрагироваться от логико-лингвистического аспекта философских проблем. Вместо традиционного осуществления философского анализа путем определения понятий аналитический подход ориентирует на соответствующее использование языка: в начальный период развития АФ — формального, а затем и естественного. Термин "аналитическая философия", не будучи строгим, подразумевает традицию систематического применения аналитико-языковых методов при решении всевозможных, в том числе философских проблем, посредством их ясной репрезентации, адекватного соотнесения вербального и реального и последовательного преодоления возникающих здесь трудностей. Речь идет об аналитико-языковом понимании природы и задач философии вообще. Аналитическая точка зрения исходит из того, что язык обуславливает все сферы многообразной деятельности человека и представляет интерес не только в качестве средства передачи некоторого содержания, но и как самостоятельный объект исследования, необходимый компонент любого рационального дискурса.

АФ в целом не представляет собой единой теории, принимаемой всеми многочисленными школами философии анализа. Единственной объединяющей аналитиков на начальном этапе развития АФ установкой была уверенность в возможности решения (или элиминации) философских проблем с помощью анализа языка — искусственного или естественного, а термин "аналитическая философия" использовался и продолжает использоваться для обозначения разных школ англо- и немецкоязычной философии, воспринявших логическую технику философского анализа ("логический атомизм", "логический позитивизм" или "логический эмпиризм" и др.). Метафизика как ложное учение, лишенное смысла с точки зрения логических норм языка, устраняется, и анализ выступает как "анти-метафизика". Однако сама по себе антиметафизическая направленность не оказалась ни доминирующей, не решающей. В итоге, вопреки исходным манифестам Рассела, аналитическое движение вовлекло авторов, исходящих из различных установок, но тем не менее заинтересованных в аналитической методологии, примененной в различных областях философии. Общим условием, которое позволяет объединить всю эту совокупность под единым наименованием "аналитической философии", сегодня считается наличие некоторого стиля аргументации и письма в качестве рабочего способа философствования, влияющего на постановку целей и задач философии.

Таким образом, в основе АФ лежат некоторые принципы, благодаря которым приобретаются свои особые и ставшие уже традиционными для этого течения философской мысли аспекты стиля. Это прежде всего склонность к лаконичности, детальности и углублению в поиски тонких отличий; использование языков, которым присуща терминологическая ясность и определенность, а также схем и формализмов. Такая аргументация отличается строгостью, возможностью контроля и перепроверки, когда каждый шаг рассуждения обоснован, как бы напоминая математическое исчисление. Во-вторых, это склонность считать философию всеобщим предприятием, в основе которого лежит попытка определять единую почву обсуждения и договоренностей посредством возвращения к признанным языковым моделям (например, к модели языка, характеризуемой еще Лейбницем). Оба аспекта указывают на особое значение логики в этом соглашении и самоопределении аналитической работы. Философы-аналитики убеждены, что их работа приложима к реальным и конкретным объектам и ситуациям ради достижения истины, а не к метафизическим фантомам вроде "бытия", "сущности", и, тем более, отнюдь не к трансцендентным объектам, которыми так увлечены континентальные философы.

Постепенно "аналитическая философия" перестает быть общим обозначением некоторой группы философских школ и направлений и превращается в определенный стиль философского мышления. Во второй половине ХХ века все основные разделы философии — от философии природы до философии человека, истории, социальной жизни, религии и искусства — оказываются охвачены этим стилем. АФ как стиль мышления основана на языковом подходе к проблемам любой области знания. В последние десятилетия произошел явный поворот аналитической философии к прикладным областям исследования; активно развиваются аналитически ориентированная философия права, экономики, образования, политики. При этом аналитики стремятся преодолеть стереотипный образ философии как консервативной и чисто академической дисциплины, изолированной от процессов социально-культурной жизни. Для новейшей АФ не характерно выдвижение широких программ или теоретических манифестов, как это было свойственно, например, логическим позитивистам 20-х — 30-х гг.

Следовательно, можно говорить о двух смыслах употребления понятия "аналитическая философия". В узком смысле слова под АФ понимается доминирующее направление в современной, в первую очередь, англоязычной философии. В широком смысле слова АФ можно квалифицировать как определенный стиль философского мышления, связанный с методологическим аспектом ее программы. Методика аналитического подхода требует, чтобы каждое выдвигаемое положение было строго обосновано с точки зрения ясности посылок: правомерности формулируемого вопроса; однозначности используемых терминов; логичности рассуждения; предпочтение доказательной аргументации идей перед их эмоциональным воздействием; соотнесения посылок и выводов; осторожное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Чем данный подход отличается от классического рационализма? Прежде всего тем, что здесь устанавливается запрет на предельно широкие, основанные на интуитивной вере, семантически неточные обобщения. Именно акцент на аргументированности, мастерстве доказательства составляет главный признак аналитического стиля философствования. Безусловно, некоторые из перечисленных качеств присущи и другим направлениям западной философской мысли. Но ни в одном из них эти качества не являются преобладающими.

Поэтому мы хотим ввести — подчеркивая, разумеется, его условный характер — следующее рабочее определение АФ:

АФ — это философия, последовательно устраняющая из аргументации
метафоры и произвольные аналогии.

Такое определение, конечно, не может рассчитывать на более чем рабочий характер (не говоря уже о том, что и здесь немало исключений), однако сами его инструментальность и "формальность" уже должны настроить читателя на соответствующий лад.

Адепты аналитического движения, исходя из укорененности этой традиции в Англии, противопоставляют свою линию — как научно правильную — так называемой "континентальной" (т.е. французской, немецкой и другой философии континентальной Европы преимущественно ХХ века, когда оформилось это противостояние). Последняя характеризует, скорее, те или иные поэтическо-художественные представления и впечатления мыслителей-поэтов, отзывающихся на личные жизненные происшествия. В ее основе лежит, чаще всего, метафора, в крайнем случае — аналогия, в отличие от аналитической философии, признающей базовым отношением отношение логического следования в той или иной форме. Континентальная философия, с радикальной аналитической точки зрения, просто выпадает из истории развития современной философской мысли. Вот как, например, судит о континентальной философии Ричард Рорти: "Это позволит взглянуть на Канта как на “высшую точку "умозрительной" ("спекулятивной") философии”, по выражению Рейхенбаха, и легко перескочить через XIX и начало XX века (эта привычка все еще сохраняется среди философов-аналитиков, которые рассматривают временной интервал от Канта до Фреге как некий период замешательства)"2. Однако нелегко согласиться с Рорти в том, что предикат "аналитическая" не применим, в определенном смысле, ко всей современной философии в целом. Как уже было сказано, аналитические методы проникли в те области, которые изначально основателями АФ (в частности, Расселом) признавались для нее избыточными, а позже в рамках АФ — вообще псевдопроблематичными областями. Поэтому, поскольку аналитическое движение демонстрирует свою самодостаточность в перекрывании современного философского поля, целесообразно начать с его истоков.

Истоки аналитической традиции можно увидеть в древнегреческой философии. Достаточно вспомнить диалектику Платона, Аристотелевы "Аналитики", семантические идеи софистов и стоиков и т.д. В средневековой западноевропейской философии это семантические идеи британских схоластов И.Дунса Скота и У.Оккама; схоластические трактаты и диспуты — эталоны доказательности, аналитичности и концептуальной строгости. В новоевропейской философии — учение об "идолах рынка" Ф.Бэкона; учение о языке как знаковой системе Т.Гоббса; концепция образования понятий Д.Локка. Далее в этом ряду можно выделить имена Д.Беркли, Д.Юма, Т.Рида. В ХХ веке линия Юма и других британских эмпиристов была продолжена Дж.Ст.Миллем (символично, что он был крестным отцом Б.Рассела). Среди "континентальных" учений — три великих философа: Р.Декарт, Г.Лейбниц, И.Кант.

Язык является предметом пристального изучения в аналитической философии по той же причине, по которой идеи являлись предметом изучения для философов, начиная с XVI-XVII вв., когда сформировалось классическая концепция философского анализа: идеи в то время и предложения сейчас служат границей между познающим субъектом и знанием. Таким образом, переход от философской классики к периоду анализа связан с изменением объекта исследования: на место "идей" приходят лингвистические сущности — предложения (а впоследствии и термины). В некоторых школах АФ это приводит к тому, что познающий субъект сдвигается на периферию когнитивного процесса или вообще элиминируется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный. В то же время АФ наследует традициям изучения оснований знания как в его эмпирической, так и в рациональной — логической и/или концептуальной форме.

Тем не менее невозможно назвать точную дату начала аналитического движения, поскольку многое зависит от того, что считать определяющим для аналитической программы. Одна из точек зрения историков философии — безусловно, редуктивная — состоит в том, что зарождение аналитического движения в начале XX века можно считать связанным с кризисом метафизической философии и развитием идей “второго позитивизма” Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Если делать акцент на ригористической трактовке философии как "науки", то достаточнo очевидно восхождение АФ к Брентано и его последователям, которые были основными теоретиками "научной" философии в XIX и на рубеже XIX-XX веков. Если появляется акцент на применении "анализа" в качестве рефлективной процедуры (Э.Тугендхат), то уместно думать, что уже Фреге в XIX веке придал лицо "аналитической" философии во всех ее чертах, и что окончательно вся традиция "чистой" философии, от Аристотеля к Декарту и Канту, могла считаться традицией без осознания лингвистического анализа3. Если, напротив, основная роль в анализе отводится процедуре сравнения между здравым смыслом и философским языком (идея анализа, которая была свойственна Муру и его последователям), то в таком случае происхождение АФ следует признать еще более ранним, восходящим к шотландской школе здравого смысла. Рассуждая же о практике анализа в качестве простой эксплуатации языка, не зараженной влиянием эпистемологии, можно определять как "аналитическую философию" ту ее разновидность, которая возникла позже в Англии благодаря исследованиям в Оксфорде и Кембридже начиная с 30-х гг. и ознаменовавшихся, в частности, трудами позднего Витгенштейна, Райла, Остина и многих других.

Чтобы учесть все эти аспекты, необходимо допустить, что непосредственными предшественниками и основоположниками аналитического движения в его нынешнем понимании были

  • Фреге,

  • Брентано,

  • некоторые ученики Брентано,

  • Рассел,

  • Мур,

  • ранний Витгенштейн,

но также и то, что настоящее аналитическое движение возникло позже, с появлением "лингвистической философии", прежде мыслимой в качестве "логической" философии, а потом в качестве анализа языка (обычного или "идеального"). В этой перспективе начальный период АФ может быть обозначен 1930 годом. Сам термин "аналитическая философия" вводит в оборот Густав Бергманн уже после 2-й мировой войны. В целом же наиболее яркими представителями АФ обычно считают Готлоба Фреге (1848-1925), Бертрана Рассела (1872-1970), Джорджа Мура (1873-1958), Людвига Витгенштейна (1889-1951), Рудольфа Карнапа (1891-1970), Джона Остина (1911-1960), Гилберта Райла (1900-1976), Уилларда Ван Ормана Куайна (1908-2000), Нельсона Гудмена (1911-1998), Дональда Дэвидсона (1917-2003) (список, разумеется, может быть расширен) — невозможно представить себе АФ без каждого из них.

В развитии аналитического движения до 2-й мировой войны выделяются два основных компонента:

  • центральноевропейский логический позитивизм (австрийская логика, Венский кружок и его "филиалы" в других городах Австрии и Германии) и

  • деятельность первых кембриджских аналитиков (Рассел, Мур).

Принципиальным моментом здесь является контаминация этих двух компонентов традиции, поскольку логический позитивизм (венской версии) вдохновлялся логическими нововведениями Рассела и Уайтхеда ("Principia Mathematica", 1910-13) более, чем работами Пеано и Фреге (последние, впрочем, оказали основное влияние на формирование окончательных взглядов Рассела), а также "Трактатом" Витгенштейна, фоном которого служат идеи Рассела в не меньшей степени, чем идеи Фреге. Кроме того, работы Фреге могут быть представлены в качестве единого фона этих двух субнаправлений: статьи Фреге были в значительной степени ориентиром и для Рассела, и для австрийских, немецких, польских неопозитивистов; впрочем, как утверждает Даммит, Фреге предвосхитил "лингвистический поворот" во всех своих вариантах, включая пробуждение интереса к обыденному языку, а также к побудительным и прагматическим аспектам языка. Наконец, идея философии в качестве строгого логического анализа, как общей парадигмы всех аналитических мыслителей, возможно, восходит к австрийской мысли второй половины XIX века: таким образом, не только к Готлобу Фреге, но также к Францу Брентано, Бернарду Больцано и Рудольфу Лотце.

Имеются прямые свидетельства того, как посредством философии Брентано континентальная культура проникла в стиль английской философии: и Брентано, и его ученики имели непосредствнное влияние на развитие английской мысли4. Этот тезис об австрийском происхождении аналитической философии основан на том факте, что в австрийской философии XIX века уже присутствовали все типичные темы аналитического движения, то есть идея строгой философии, первенства тщательного логического анализа, интерес к онтологической и когнитивной проблематикам (отметим, что имеется в виду эмпирический тип последней).

Можно считать, что исходные проблемы и понятия АФ были достаточно явно сформулированы в работах Фреге: это прежде всего

  • новое понимание языка, который начинает рассматриваться как исчисление, аналогичное математическим теориям;

  • отделение анализа структуры мысли, самым правильным методом для которого является анализ языка, от изучения психологического процесса мышления;

  • различение между смыслом (Sinn) и значением (Bedeutung) языкового выражения, согласно которому всякое имя обозначает некоторый предмет (называемый значением, денотатом или референтом имени) и выражает некоторый смысл, определенным образом характеризующий значение имени;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Буткевич М. М. Кигровому театру: Лирический трактат

    Документ
    В книге "К игровому театру" читатель найдет продуманную до мелочей современную систему профессионального обучения режиссера в театральной школе.
  2. Первая (2)

    Документ
    Алексей Федорович, как я не раз об этом говорила, не любил вспоминать о прошлом, делать записки, набрасывать кое-что для будущих мемуаристов. Видимо, прошлое, особенно далекое, было тем ушедшим, счастливым миром, боль об утрате которого была мучительна.
  3. Камера абсурда

    Документ
    Юность Григория Большунова прошла в Хвалынске. Окончил Саратовский геолого-разведочный техникум, служил в армии. В 1967 году поступил в Кустанайский пединститут.
  4. Сергей Антропов наш друг саддам

    Документ
    Наш друг Саддам Хуссейн в очередной раз заставляет переживать российскую общественность. Его власти угрожают американские империалисты. И нам с вами снова предлагают ответить на вопрос: должна ли Россия спасать дружественного диктатора,

Другие похожие документы..