Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях и какая добродетель от какой рождается. О больших и начальных добродетелях. Если кто эти добр...полностью>>
'Решение'
Из городского бюджета финансируется 54 учреждения образования, 8 учреждений здравоохранения, 8 учреждений культуры. С целью сокращения бюджетных расх...полностью>>
'Документ'
Особенности национальной деловой культуры.Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования экономи...полностью>>
'Реферат'
В данной работе, посвященной внешней политике и международным отношениям, я рассмотрела основные понятия, функции, многообразие форм и методов внешне...полностью>>

Права Человека в исламском и международном праве

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. На правах рукописи

  1. Магомедов Альберт Магомедалиевич

  1. Права Человека в исламском и международном праве

  1. Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право

  1. АВТОРЕФЕРАТ

  2. диссертации на соискание ученой степени

  3. кандидата юридических наук

  1. Москва – 2011

    1. Диссертация выполнена на кафедре международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Малеев Юрий Николаевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

                  1. Шумилов Владимир Михайлович

кандидат юридических наук, доцент

Бекяшев Дамир Камильевич

Ведущая организация Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный

университет имени М.В.Ломоносова»

Защита диссертации состоится «___» ___________ 2012 года в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.001.03 при Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, дом 53/2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России (Москва, ул. Остоженка, дом 53/2).

Автореферат разослан «____» декабря 2011 года.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат юридических наук Б.М. Ашавский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Права человека, регулирование правового положения человека, как в международном праве, так и в исламском праве является одной из наиболее сложных и актуальных проблем современности.

В XXI веке наступило ясное понимание невозможности единого (универсального) регулирования этой сферы для всех регионов планеты, для всех культурно - цивилизационных общностей в виду различия их жизненных укладов и традиций на основе таких фундаментальных международно-правовых актов, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и других.

В настоящее время в отечественной науке международного права отсутствуют специальные диссертационные исследования, посвященные взаимодействию норм международного права и норм исламского права в сфере регулирования прав человека.

Научное исследование данной проблематики призвано внести вклад в достижение межцивилизационного взаимодействии, выработке взаимного сближения и гармонизации правового регулирования сферы прав человека в общемировой и региональных правовых системах.

Цель и задачи исследования. С учетом отмеченного выше, целью исследования является анализ закономерностей функционирования и развития норм международного права и норм исламского права, касающихся прав человека, а также основных особенностей региональных источников международного права в исламском мире. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— определение основных начал правового положения человека и гражданина в международном праве и в исламском праве;

— установление связи между развитием универсальной международно-правовой концепции прав человека и прогрессивным изменением правового регулирования статуса человека и гражданина в исламском праве;

— анализ особенностей правосознания исламского типа, как одной из основных предпосылок развития специального режима защиты прав человека;

— исследование системы международных и национальных нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус человека и гражданина в странах исламского мира;

— анализ правового регулирования наиболее сложных, с точки зрения защиты прав человека, аспектов общественной жизни в исламском праве, а именно: правового статуса женщин, детей; особенностей исламского семейного и уголовного права.

Предмет и объект исследования

Предметом настоящего исследования являются вопросы теоретического и прикладного характера, относящиеся к определению особенностей международно-правого регулирования прав человека в их взаимодействии с нормами, регулирующими статус человека и гражданина в исламском праве, к системе их источников и специфике правоприменения.

Объектом настоящего исследования выступают отношения между субъектами международного права и корреспондирующие им общественные отношения, возникающие в связи с наделением, соблюдением и реализацией прав человека в исламском праве и их взаимосвязь с международным правом.

Теоретическая, нормативная и методологическая основа исследования.

При изучении предмета настоящей диссертации автор опирался на труды следующих специалистов в области международного права, исламского права, конституционного права и философии права: А.А. Алексеева, М.И. Байтина, П.П. Баранова, Н.В. Витрука, В.А. Бачинина, В.И. Бегинина, А.Д. Бойкова, А.Б. Венгерова, Н.В. Витрука, С.Е.Вицина, К.С. Гаджиева, Н.В. Жданова, В.Д. Зорькина, И.А. Исаева, В.А. Карташкина, В.Н. Казакова, Р.А. Каламкаряна, Д.А. Керимова, В.Я. Кикотя, А.А. Ковалева, А.И. Кокотова, А.В. Корнева, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.Н. Малахова, Н.С. Малеина, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, О.В. Мартышина, М.Н. Марченко, Ф.Ф. Мартенса, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, Г.И. Муромцева, B.C. Нерсесянца, К. Осакве, А.В. Нолякова, Т.Н. Радько, Р.А. Ромашова, В.Н. Сальникова, Н.С. Соколовой, С.В. Степашина, Л.Р. Сюкияйнена, Ю.А. Тихомирова, В.А.Туманова, С.В. Черниченко, А.Г. Хабибуллина, Б.А. Страшуна, A.M. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.М. Шумилова, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина и др.

Кроме того, важную роль в раскрытии предмета исследования составили труды зарубежных правоведов: В.С. Ван ден Берга, Р. Давида, К. Жоффре-Спинози, А. Рамази, Л. Розена, М.А. Аль-Муршира, А. Треки, М.Т. Ибн-Ашура, Н.Е. Торнау, А-А. ат-Турки и др.

Нормативную основу исследования составили такие нормативно-правовые акты как:

— основополагающие акты международного права, регулирующие правовой статус человека и гражданина: Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Международные Пакты о правах человека 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Арабская хартия прав человека, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.;

— источники исламского права, такие как Коран, Сунна, а также их нормативные доктринальные толкования;

— практика международных и национальных судов.

Большое значение для исследования рассматриваемой темы имела правоприменительная практика мусульманских государств.

В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, исторический, логической дедукции и индукции, системный, сравнительный (сравнительно-правовой), формально-юридический.

Научная новизна исследования. В отечественной научной литературе уже разрабатывались вопросы взаимодействия и взаимного влияния религиозных и светских правовых систем, в том числе вопросов, связанных с регулированием прав человека. Так, профессор Ю.Е. Карлов и некоторые другие исследователи провели достаточно подробный анализ католического учения о праве в его связи с международными отношениями1.

Исследование исламского права также имеет достаточно долгую историю. Среди зарубежных ученых-исламоведов, оказавших значительное влияние на разработку правовых концепций, отраженных в работе следует выделить (в хронологическом порядке) Н.Е. Торнау, Р.Давида и К. Жоффе-Спинози, Р. Шарля, М.И. Садагдара, Шихаба Абдул Карима Али и др.

Что касается советской и российской юридической литературы в этой области, то здесь данная проблематика исследована недостаточно полно, ограничиваясь, как правило, пределами исламского мира2.

В основном такие работы связаны с именами Ю.Я. Баскина, Н.В. Жданова, В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой, Г.И. Муромцева, Р.А. Мюллерсона, Л.Р. Сюкияйнена, С.В. Черниченко, Д.И. Фельдмана и др.

В контексте данной работы уместно говорить об идее прав человека как самоочевидной, присущей как европейским, так и неевропейским культурам. Общеизвестно, что международная концепция прав человека основывается в первую очередь на Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Если посмотреть на комплекс прав, закрепленных в данном документе, то нетрудно убедиться в том, что ее авторы в Преамбуле говорят об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стремиться любое общество.

Таким идеальным стандартом являются ценности и правовые институты, которые отвечают уровню развития современного либерально- демократического общества. Это равенство перед законом, свобода мнения, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др. Отсутствие необходимых социальных, политических, экономических и культурных условий в той или иной стране может привести к тому, что комплекс прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека 1948 года в качестве универсальных, окажется нереализуем.

Это, в первую очередь, касается стран Востока, имеющих арабо-исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции. Как считает российский востоковед Л.С.Васильев, неевропейский мир, куда он относит страны Азии и Африки, а также с некоторыми оговорками латиноамериканские цивилизации, невозможно насильно приспособить к европоцентристским схемам. Кроме того, правовая система, по мнению Л.С. Васильева, должна описываться как явление объективной реальности, со всеми противоречиями и недостатками ей присущими3. С таким мнением, нельзя не согласиться. Все это актуализирует проблему прав человека и требует ее всестороннего, комплексного изучения в особенности – в плане взаимодействия и взаимовлияния соответствующих принципов и норм международного права и мусульманского права.

Данное исследование является первым, новаторским комплексным исследованием правового статуса человека и гражданина в исламском праве в его связи с международно-правовым режимом защиты прав человека в XXI веке. В работе предложены новые способы развития универсальной концепции прав человека, определена ее структура и составные элементы.

Выявление места исламского права в развитии правовой системы стран Востока и мира в целом, структуры и основополагающих принципов, а также влияния на современную систему международного права представляет большой теоретический и практический интерес.

В работе проанализирована и описана система предпосылок и источников исламского права, регулирующих правовой статус человека и гражданина, выделены основные, наиболее сложные проблемы, связанные с рассматриваемым вопросом, и даны конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Автором введен в научный оборот новый нормативный и теоретический материал, представляющий интерес как для науки, исследующей международное право и исламское право, так и для других юридических наук.

Практическая применимость исследования. Сформулированные в работе методические и методологические положения доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть в дальнейшем использованы при разработке конкретных мер, направленных на развитие отношений России и стран исламского мира, выработки новых концепций защиты прав человека, ориентированных на региональную специфику и потому более эффективных.

Кроме того, материал диссертационного исследования может быть использован для учебных целей.

Выводы исследования также могут быть полезны для дальнейшего изучения международного регулирования прав человека, гуманизации правовой системы современного мира и развития взаимопонимания между различными социокультурными общностями.

На основе проведенного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:

1. К началу XXI века не удалось создать полноценную систему прав человека и в глобальном и в региональном плане. Выработка универсальной концепции прав человека должна строиться с учетом как международно-правовых норм, так и особенностей исламского права и других региональных норм права в данной сфере.

2. Как правило, система, регулирующая правовое положение человека, в том числе – система международного права, является продуктом исторически сложившегося общественного консенсуса. Исламская система защиты прав человека и гражданина объективно показывает свою высокую устойчивость. Она не является случайной, а имманентно присуща этому типу правового сознания. При этом данная система постепенно развивается, в том числе — через взаимодействие с другими правовыми системами и, в особенности, с международным правом.

3. Универсальная концепция прав человека должна строиться по «многоуровневому» принципу. В основе лежат неотъемлемые принципы: уважение прав человека, право на жизнь и человеческое достоинство. Следующий уровень состоит из блоков норм, ориентированных на отдельные цивилизационные общности. Следующий уровень — группы стран и отдельные государства. И последний уровень — народы и устойчивые социальные группы.

4. Исламское право своей основой имеет религиозно-нравственные сакральные нормы, которые при этом являются юридическими нормами и эффективно регулируют общественные отношения. Многие мусульманские государства не имеют возможности быть участниками международных договоров или выполнять решения международных организаций в виду того, что в случае коллизии между нормами международного права и нормами исламского права нормы международного права становятся неприменимыми в соответствующем исламском государстве. Однако следует стремиться к гармонизации этих двух правовых систем в целях создания универсальной системы права при сохранении за исламским правом его императивности, но на уровне исполнения обязательств, которые приняло соответствующее исламское государство по международному праву.

5. Исламское международное право прав человека — система норм международного права, базирующаяся на основных источниках исламской религии — Коране и Сунне, актах международного права, законодательных актах мусульманских государств и особенностях применения норм международного права и исламской правовой доктрины в этих государствах.

6. Комплекс прав и обязанностей, которыми наделены женщины в исламском праве существенно отличается от такового в других правовых семьях, а также от комплекса прав женщин, закрепленных в основных источниках международного права. Трудности, с которыми сталкиваются исламские государства в осуществлении основных норм, закрепляющих статус женщины в современном международном праве, носят объективный характер и должны признаваться международным сообществом как фактор, имманентно присущий исламской цивилизации.

7. Процесс закрепления, начавшийся с середины XIX века, норм исламского права в национальном законодательстве должен происходить на основе превалирования международных обязательств соответствующего исламского государства над нормами его законодательства, при условии сохранения действенности норм исламского права на стадии правоприменения.

Апробация результатов работы проведена автором в рамках научных конференций и круглых столов, связанных с проблематикой исследования, в Дипломатической академии МИД России, а также в МГИМО (У) МИД России, организуемых Российской Ассоциацией Содействия программ ООН (РАС ООН), являясь активным членом ассоциации. Автор диссертации опубликовал научные статьи по теме диссертации в Московском журнале международного права, в журнале Международное право – International Law, в Евразийском юридическом журнале.

Структура диссертации обусловлена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка использованных документов и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы, указаны цель и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, отмечены положения, определяющие его новизну и практическую значимость, изложены основные выводы и положения, выносимые на защиту, отмечена апробация и практическая значимость исследования.

В Главе 1 «Основные начала правового положения человека и гражданина в международном праве и исламском праве» рассматриваются: основные предпосылки формирования специфического режима защиты прав человека в исламском праве; универсальная концепция прав человека, как определяющий фактор формирования международно-правового режима защиты прав человека; основные исторические, культурные и правовые предпосылки формирования таких режимов, как в международной, так и в исламской правовых моделях.

Анализируя концепции прав человека и их реализацию в различных странах и правовых системах, диссертант выделяет критерии, которые следует использовать при определении направленности развития прав человека. Более детальная интерпретация возможна только на уровне практики4. Без этого будет невозможно оценить уровень реализации норм, регулирующих правовой статус человека и гражданина.

Идея прав человека как таковая признается всеми государствами. Что касается универсализма в области прав человека, то на сегодняшний день он не достигнут. Универсализм предполагает существование всеобщего согласия относительно толкования и применения международного права прав человека. Отсутствие такого согласия с очевидностью следует из характера обсуждения вопросов прав человека в рамках ООН5.

Вместе с тем, как отмечает проф. С.В. Черниченко, к настоящему времени сложилась концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, которая продолжает развиваться на основе общепризнанных принципов и норм международного права6.

При этом возрастает внимание к региональным и национальным особенностям правовой культуры7. Однако комплекс прав, который индивид, принадлежащий к той или иной культуре, считает для себя неотъемлемым, не является универсальным. Может сложиться ситуация, когда при наделении индивида комплексом прав, чуждым его культуре, законодатель может нарушить его основные, имманентно присущие ему права, как члена той или иной (например, исламской) общности.

Как отмечает Н.Н. Белякович, универсальная концепция прав человека должна содержать следующие элементы:

— во-первых, в процессе формирования прав человека определяющую роль играет социально-политический аспект;

— во-вторых, рассмотрение прав человека в поликультурном контексте должно исходить из постулата безусловной ценности и равноправия всех типов культур, существующих в современном мире;

— в-третьих, права человека должны находиться в диалектическом единстве с обязательствами человека не только к обществу, но и к определенным социальным группам8.

Проф. А.А. Ковалев, добавляет к этому перечню необходимость учитывать разнообразие форм проявления прав человека в различных цивилизациях9.

Общая воля человечества, реализуемая в праве, требует общечеловеческих стандартов, допускающих не только развитие и инициативу, но и преследующих поведение, которое, в случае осуществления его в широких масштабах, может нанести ущерб человечеству, поставить под сомнение общечеловеческие ценности как ориентир нормального движения и развития человечества и отдельного человека (в том числе включающие и защиту индивидуальных прав и свобод человека как элементарных частиц, из которых складывается безопасность человечества в целом)10.

Однако, как замечает проф. А.А. Ковалев: «в универсальной концепции также должны найти отражение особенности природной среды существования той или иной общности людей и регионов, уникальность и специфика их исторического, политического и культурного развития»11.

По мнению И. Канта, прямым следствием неизбежной необходимости гармонизации личного и общественного начал в человеке для его блага и для блага и развития всего человеческого рода являются государство и право как естественные порождения природы человека. Развивая антагонизм, конкуренцию и инициативу в человеческом обществе, природа, по Канту, позаботилась о высокой степени развития инструментов гармонизации человеческих отношений, сотрудничества и взаимопомощи. В этом смысле право и соответствующее ему государство связаны с глубинными основами природы человека и целями его истории12.

В тоже время, настолько «правильного» государства, как то, о котором говорил И.Кант, никогда не существовало. Способом устранить данное противоречие является использование надгосударственных механизмов, о которых Кант также писал в своем трактате «К вечному миру». Особенно ярко подобные тенденции проявляются в настоящее время. Как отмечает проф. Ю.Н. Малеев: «Мир подошел к той грани, когда национальные границы утрачивают свое традиционное значение13. Формирующийся и укрепляющийся региональный (и специальный) институционный механизм идет на смену абсолютному государственному суверенитету, ограничивая его. Причем, не просто ограничивая, а создавая региональные институционные пространства, которые взаимодействуют друг с другом и с отдельными государствами, навязывая свою волю и «третьим сторонам» — не участникам регионального объединения»14.

Гармония системы (мирового сообщества) и отдельных государств возможна на основе идеи прав человека, соблюдение которых делает связи между системой и подсистемами (как на национальном, так и межгосударственном уровне), а также между различными подсистемами (между индивидами в государстве, между государствами) более стабильными, устойчивыми15.

Подсистема как часть несет в себе закономерности системы как целого. Применяя этот принцип к общественным системам, можно рассматривать международные стандарты по правам человека как системы, а национальные стандарты и концепции прав человека в каждой отдельной стране — как подсистемы, которые могут функционировать в гармонии, как с элементами собственных подсистем, так и с системой в целом.

Устойчивость самой системы (мирового сообщества с международными стандартами по правам человека) основана на гармонии с подсистемами (отдельными государствами с их национальной концепцией прав человека). Однако нынешнее состояние как глобальной системы прав человека, так и региональных подсистем еще далеко от этого идеала. Основной причиной этого, по мнению автора, является отсутствие полноценного межкультурного диалога между «большой» системой, представленной, прежде всего, западными концепциями прав человека и региональными, понимаемыми большой системой как «малые», сколь бы крупны они не были.

Общечеловеческая концепция прав и свобод получила отражение в действующих международных договорах, пактах и конвенциях, создающих юридически обязательные нормы поведения государств в области защиты прав человека (в настоящее время в международном праве существует около 70 таких документов).

При этом международный стандарт по своей природе должен быть минимальным, поскольку является результатом компромисса между странами с различными правовыми системами и традициями, по тем или иным причинам пришедшими к общему выражению своих на практике ощутимо расходящихся позиций. Достижение согласия относительно минимальных стандартов по защите прав человека в определенной мере стало возможным, прежде всего, на основе признания мировым сообществом ценности человеческой жизни, однако в дальнейшем принятие общих норм, касающихся прав женщин, ребенка, уголовного права стало невозможным.

Интеграционные культурно-цивилизационные процессы, получившие динамичное развитие в современную эпоху, проходят крайне непросто. Ключевую сложность для исламского правосознания представляет ассимиляция западной культуры именно потому, что мусульманин по своему самосознанию ближе к изначальному, коллективному правосознанию, основанному на мононормах, чем субъект и агент западной культуры. Для него по этическим причинам невозможно принять формулу индивидуализма в том виде, в каком она вошла в плоть и кровь западной культуры, фактически исчерпавшей потенции как неограниченной спонтанности, самоценности и самодостаточности личной свободы, так и индивидуалистического прагматизма. И перед Востоком, и перед Западом в сфере культуры стоит сегодня единая задача — выработать новую культурную парадигму индивидуальности и рациональности16.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2010 году

    Документ
    Шабров Р.В. Угроза национальной безопасности как основание ограничения допуска иностранных инвестиций Комитетом по иностранным инвестициям США (CFIUS)
  2. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году

    Документ
    Конин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10
  3. Учебник для вузов (1)

    Учебник
    Г. В. Игнатенко, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор О. И. Тиунов, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
  4. Пытки: руководство по составлению сообщений (1)

    Руководство
    Автор и руководители проекта в первую очередь желают поблагодарить д-ра Сильвию Касале, профессоров Малькольма Эванса и Франсуа Хампсона за их ценные советы и искреннюю самоотверженность, доброжелательность и профессионализм, проявленные
  5. Пытки: руководство по составлению сообщений (2)

    Руководство
    Автор и руководители проекта в первую очередь желают поблагодарить д-ра Сильвию Касале, профессоров Малькольма Эванса и Франсуа Хампсона за их ценные советы и искреннюю самоотверженность, доброжелательность и профессионализм, проявленные

Другие похожие документы..