Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Дедовска – правопреемник средней общеобразовательной школы № 2, которая была открыта в 1980 г...полностью>>
'Тесты'
д.) и проверить их распределение по видам (красные цифры в таблице) После просмотра тестов можно удалить заголовки тем (красный текст) СОДЕРЖАНИЕ И СТ...полностью>>
'Практическая работа'
Материал: изделия русских народных ремесел: «Гжель», «Хохлома», «Хлудневская игрушка», «народные игрушки», ткань разноцветная, однотонная, клей-каран...полностью>>
'Программа дисциплины'
Учебная программа по курсу "Современные проблемы науки в агроинженерии" разработана на основе государственных требований к обязательному ми...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Е.С. Григорович, В.А. Переверзев

ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические рекомендации

Минск 2005

А в т о р ы: канд. пед. наук, доц. Е.С. Григорович, д-р мед. наук, проф. В.А. Переверзев

Р е ц е н з е н т ы: зав. каф. общей гигиены БГМУ, д-р мед. наук, проф. Х.Х. Лавинский, зав. каф. нормальной физиологии ГрГМУ, д-р мед. наук, проф. В.В. Зинчук

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве

методических рекомендаций 03.2005 г., протокол №

Григорович Е.С.

Профилактика развития заболеваний сердечно-сосудистой системы средствами физической культуры: Метод. рекомендации / Е.С. Григорович, В.А. Переверзев, - М.: БГМУ, 2005. – 19 с.

В методических рекомендациях рассматриваются особенности энергообеспечения организма человека при мышечной работе и методика применения средств физической культуры для профилактики сердечно-сосудистой системы.

Предназначены для студентов 2 курса всех факультетов в качестве учебного материала при проведении методических занятий.

Актуальной задачей профилактической медицины является ее нацеленность на сохранение, укрепление здоровья студенческой молодежи и повышения их работоспособности.

Проведенный углубленный осмотр студентов нашего университета показал, что их здоровье в процессе обучения в вузе зависит от многих факторов. Это высокий уровень психоэмоциональной нагрузки, нерациональное питание, формирование вредных привычек, недостаточная физическая активность.

На основе медицинского осмотра установлено, что по сравнению с предыдущими годами стало больше на 4,4 % отклонений в состояния здоровья от нормы. Увеличилось количество заболеваний артериальной гипертензией, нейроциркуляторной дистонией (на 47%), возросла выявляемость митральных пороков (на 42 % всех заболеваний).

В структуре заболеваний системы кровообращения ПМК составляет высокий процент. Такое состояние указывает на необходимость усиления вниманию здоровья студентов, тем более, что заболеваемость этой возрастной группой остается высокой.

Данные о состоянии здоровья студентов по медицинскому заключению позволили распределить студентов для занятий по физическому воспитанию по медицинским группам на всех четырех годах обучения (основная – 52%, подготовительная – 22,8%, специальная – 25,7%, ЛФК – 6,2%).

Установлено, что из года в год снижается уровень оценки за показатели физической подготовленности, поступивших на первый курс. Особую значимость в процессе занятий физической культурой приобретает оценка прогнозирования соматического здоровья студентов и повышения уровня их физической работоспособности.

Проведенные исследования кафедрой нормальной физиологии и физического воспитания на студентах основной медицинской группы БГМУ свидетельствует, что уровень соматического здоровья большинства обследованных студентов снижен, а биологический возраст превышает календарный. Установленные показатели обусловлены низкими резервами сердечно-сосудистой системы. Выявленные изменения носят функциональный характер и поддаются позитивной коррекции дополнительными занятиями физической культурой, направленными на развитие выносливости.

Постоянная информация студентов о динамике изучаемых показателей и уровней их здоровья формируют у занимающихся потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями в свободное время и внимательнее относиться к своему здоровью.

    1. Принципы энергообеспечения организма человека при мышечной работе

Любая мышечная деятельность сопряжена с использованием энергии, непосредственным источником которой является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). АТФ называют универсальным источником энергии. Все остальные энергопроцессы направлены на воспроизводство и поддержание его уровня.

АТФ во время мышечной работы восстанавливается с такой же скоростью, как и расщепляется. Причем восстановление АТФ может осуществляться в ходе реакции без кислорода, а так же и с различным уровнем его потребления. Восстановление АТФ может осуществляться двумя путями – анаэробным и аэробным с участием специального энергетического вещества креатинфосфата. Готового для ресинтеза АТФ креатинфосфата хватает только на 10-15 секунд мощной работы. В таких условиях ресинтез АТФ идет при условии острого дефицита кислорода (вот почему нельзя в спринтерском темпе пробежать, например, 800 метров). Эта работа очень высокой интенсивности и происходит в анаэробном режиме, когда ресинтез АТФ происходит при остром дефиците кислорода. Здесь уже организм добывает для работы АТФ, используя процесс гликолиза – превращения углеводов, в результате которого опять-таки происходит ресинтез АТФ и образуются конечные кислые продукты – молочная кислота (лактат) и пировиноградная кислота.

Гликолиз обеспечивает работоспособность организма в течение 2–4 минут. То есть креатинфосфатный механизм и гликолиз дают энергии слишком немного.

При высокой функциональной напряженность в мышцах уменьшается содержание энергобогатых углеводов (гликогена и фосфорных - креатинфосфата), в крови снижается уровень глюкозы, в печени гликогена. Если нагрузка продолжительная, то источник энергии восполняется за счет повышения интенсивности освобождения жирных кислот из жировой ткани и их окисления в мышцах.

Аэробный механизм (когда запросы организма в кислороде полностью удовлетворяются) окисления питательных веществ с образованием креатинфосфата и ресинтеза АТФ является наиболее эффективным и может обеспечивать работоспособность человека в течение часов. В этих условиях организм добывает энергию АТФ во много раз больше, чем при гликолизе.

Следует отметить, что в клетках все превращения углеводов, жиров, органических кислот и, в последнюю очередь, белков на пути к ресинтезу АТФ проходят в метохондриях. В обычных условиях работает часть митохондрий, но по мере увеличения потребности мышц в энергии в процесс ресинтеза макроэргических соединений включается все больше «подстанций».

Способность человека к ресинтезу АТФ, мощность и емкость каждого уровня индивидуальна, но диапазон каждого из них может быть расширен за счет тренировки.

Если запросы возрастают, в клетках увеличивается и число митохондрий, а при еще большей потребности – убыстряется темп обновления митохондрий. Такой процесс повышает возможности использовать кислород в окислительных процессах и в больших количествах окислять жиры.

Важную роль в поддержании уровня кислорода в мышечных волокнах (особенно, красных, медленных) играет белок миоглобин. Миоглобин содержит железо и по своему строению и функции близок к гемоглобину. Например, у тюленей массой в 70 кг с миоглобином связано 2530 мл кислорода, что позволяет ему находиться под водой до 14 минут. У человека с той же массой с миоглобином связано 335 мл кислорода.

При выполнении физической нагрузки организму необходимо обеспечить работающие мышцы достаточным количеством кислорода для поддержания высокого уровня окислительных процессов, поставляющих энергию. Другими словами, нужно перестроить работу кардиореспираторной системы на режим увеличения вентиляции легких и возрастания объемной скорости кровотока и, прежде всего в работающих органах (скелетных мышцах, сердце и др.) для оптимального удовлетворения их энергетических потребностей.

У тренированных лиц приспособление сердца к нагрузке происходит в большей степени за счет повышения ударного объема и в меньшей – за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

II. Энергообеспечение сердца при мышечной работе

Для нормально функционирующего сердца необходим непрерывный приток кислорода, питательных веществ и выведение продуктов распада.

Специалисты отмечают, что у лиц в состоянии покоя коэффициент утилизации кислорода (эффективность извлечения из притекающей артериальной крови) в сердце составляет 60-70%, в то время как в скелетных мышцах 25-30%.

Энергообеспечение клеток сердца осуществляется аэробным окислением различных веществ, поступающих из крови.

Состав питательных веществ для выработки энергии показывает, что сердце, в отличие от скелетных мышц, является «всеядным» органом, используя многие продукты обмена веществ: глюкозу, свободные жирные кислоты, аминокислоты, перуат, молочную кислоту (лактат), кетоновые тела.

Например, в условиях покоя для энергии сердца требуется: глюкозы – 31%, лактата – 28%, свободных жирных кислот – 34%, кетоновых тел и аминокислот – 7%. При физической нагрузке возрастает потребление сердцем лактата до 60%, потребление глюкозы снижается до 15 % (Песоцкая Я.А., 2002), что обеспечивает стабильность сердечной мышцы даже в условиях гипоксии и гипогликемии. Например, стабильная работа сердечной мышцы у альпинистов, поднимающихся на Эверест без кислородных приборов.

Понятным становится, какое значение имеет тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и поддержание их в хорошем рабочем состоянии.

Во время физической работы обменные процессы в миокарде увеличиваются в 4-5 раз, а у спортсменов высокого класса до 7 раз. Установлено, что в сердце, работающем на пониженном режиме, происходят постепенные ультраструктурные изменения в кардиомиоцитах. В свою очередь в кровеносных сосудах при длительном пониженном режиме сердечной деятельности происходит ухудшение их состояния, стенки уплотняются, теряют эластичность, уменьшается их сократительная способность.

Как показали исследования, проведенные в институте физиологии НАН Беларуси под руководством академика Н.И. Аринчина, скелетные мышцы, усиленно функционируя, не только не затрудняют работу сердца, а, напротив, активно помогает ему гнать кровь по сосудам организма. Установлено, что мышцы, которые слабо или редко сокращаются, становятся только иждивенцами, потребителями крови, а сердце, не получая от них должной помощи, излишне напрягается и преждевременно изнашивается.

Для движения крови по артериальным сосудам достаточно того высокого давления, под которым она выталкивается из левого желудочка в аорту 120 мм. рт. столба. Но по мере прохождения крови по многочисленным артериальным путям давление ее постепенно падает, и в капиллярах снижается до 10-15 мм. рт. столба, а для того, чтобы поднять кровь по венам, например, нижних конечностей, обратно к сердцу, необходимо давление 60-100 мм. рт. столба (в зависимости от роста человека). В организме человека насчитывается более 600 периферических «сердец». Мышцы помогают сердцу и обеспечивают движение крови по венозному руслу, без чего невозможна ее циркуляция по замкнутой системе кровообращения.

Экспериментально доказано, что скелетные мышцы действуют подобно нагнетающе-присасывающему насосу. В результате стало ясно, что губительное влияние гипокинезии на сердечно-сосудистую систему кроется в том, что двигательный покой снижает насосную деятельность скелетных мышц. Лишь в условиях двигательной активности совершенствуются и эффективно работают периферические сердца – скелетные мышцы. В бездеятельности они атрофируются, страдает их насосная функция, а значит, и функция сердца.

Одним из важнейших внесердечных механизмов кровообращения является диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе диафрагма опускается, объем грудной полости увеличивается и давление в ней падает, а в брюшной полости повышается. В результате кровь из вен брюшной полости поступает в вены грудной полости. А во время выдоха диафрагма поднимается и тогда увеличивается объем брюшной полости, давление в ней падает и кровь из вен нижних конечностей поднимается в вены брюшной полости, чтобы при вдохе устремиться в венозные сосуды грудной полости и затем достичь правого предсердия сердца.

Фактором, определяющим производительность сердца, является частота сердечных сокращений (ЧСС) и их сила. Они отражают не только интенсивность работы сердечно-сосудистой системы (ССС), но и напряжение всех систем организма, в том числе и интенсивность энергообмена. Зная ЧСС и количество времени, затраченное на выполнение упражнений, (Пясоцкая Я.А. 2002) можно подсчитать энергозатраты.

Расход энергий и потребление кислорода в зависимости

от частоты сердечных сокращений (Орешкин Ю.А., 1990)

Таблица 1

ЧСС

мин.

Расход энергии, ккал.

Потребление кислорода мл/мин.

ЧСС

мин.

Расход энергии, ккал.

Потребление кислорода мл/мин.

за 1 мин.
за 20 мин.
за 1 мин.
за 20 мин.

70

1,2

24

3,5

130

8,8

176

24,5

75

1,7

34

4,2

135

9,4

188

26,2

80

2,0

40

6,0

140

10,0

200

28,0

85

2,4

48

7,2

145

10,7

214

28,8

90

2,8

56

8,3

150

11,3

226

31,5

95

3,2

64

9,5

155

11,9

238

33,3

100

3,5

70

10,5

160

12,5

250

35,0

105

4,5

90

13,3

165

13,1

262

36,8

110

5,5

110

16,3

170

13,8

275

38,5

115

6,5

130

18,5

175

14,4

288

40,3

120

7,5

150

21,0

180

15,0

300

42,0

125

8,2

164

22,8

более 180

более

15

более 300

Например, занятия продолжительностью 45 минут состоит из 5- минутной разминки при ЧСС 100 уд/мин. и 10 мин. при ЧСС 115 уд/мин. Основная часть длится 20 мин. Из них 10 мин. при ЧСС 130 уд/мин. и 10 мин. при ЧСС 120 уд/мин.

Пользуясь таблицей, можно подсчитать приблизительный расход энергии.

При ЧСС 100 уд/мин. расход энергии за 1 минуту составит 3,5 ккал, а за 5 мин. (5 х 3,5) = 17,5 ккал.

При ЧСС 115 уд/мин. расход равен за 1 минуту – 6,5 ккал, а за 10 мин. – 65 ккал.

При ЧСС 130 уд/мин. расход за 1 мин. – 8,8 ккал, за 10 мин. – 88 ккал.

При ЧСС 120 уд/мин. расход – 7,5 ккал, а за 10 мин. – 75 ккал.

При ЧСС 110 уд/мин расход за 1 мин. – 5,5 ккал, а за 5 мин. – 27,5 ккал.

Суммируем общий расход энергии за 45 минутное занятие:

17,5 + 65 + 88 + 75 + 27,5 = 273 ккал.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Минск 2005 удк 616 008. 9 092 (075. 8)

    Методические рекомендации
    А94 Нарушения кислотно-основного состояния организма (патофизиологические аспекты): Метод. рекомендации / Т.Н. Афанасьева, Ф.И. Висмонт, О.Г. Шуст - Мн.
  2. Методические рекомендации минск, ривш 2008 удк 321. 01 (476) Рекомендовано

    Методические рекомендации
    Мельник В.А. – профессор кафедры идеологии и политических наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;
  3. Методические рекомендации Ярославль 2005 удк 338. 24; 338. 26; 338. 27 Печатается по решению ббк 65. 05 p30 редакционно-издательского

    Методические рекомендации
    Структура и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности высшего профессионального образования 030500.18 – Профессиональное обучение (Экономика и управление): методические рекомендации / авт.
  4. Методические рекомендации Минск, 2007 удк ббк м

    Методические рекомендации
    Доцент кафедры кардиологии и ревматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО), кандидат ме­дицинских наук Пристром А.
  5. Учебно-методическое пособие Минск 2005 Удк 613. 6 057. 3 (075. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Р е ц е н з е н т ы: доцент кафедры гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования БелМАПО, кандидат медицинских наук В.

Другие похожие документы..