Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Основная образовательная программа'
Цель (миссия ООП) – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной работе в сфере экономики с учетом регионального рынка т...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и ур...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
2. Использование работы внутренних аудиторов внешними аудиторами в процессе проведения аудиторской проверки в соответствии с федеральным стандартом №...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится по инициативе департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в рамках областного конкурса «Мы - Бел...полностью>>

Аристотель (384 до н э. 322 до н э.)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)

Аристотель родился в греческом г. Стагире, обучался в Афинах в Платоновской академии, бывшей в те времена центром науки. Изучал логику, поэтику и философию под руководством самого Платона. Семнадцатилетний Аристотель отличался неиссякаемой энергией, необычайным трудолюбием и наблюдательностью. Платон называл его «мозгом» Академии.

После двадцатилетнего пребывания в Академии Аристотель в течение пяти лет занимался изучением природы Малой Азии при дворе царя Гермия. Позже он принял приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем его сына и вернулся в Афины лишь тогда, когда Александр, его ученик, после смерти отца вступил на престол.

По предложению Аристотеля был создан первый в мире зоологический сад. Александр Великий поручил Аристотелю управление этим громадным предприятием; среди нескольких тысяч его помощников были охотники и птицеловы, рыбаки и пастухи, хранители прудов, птичников и лесов. Все они пребывали в различных местах Азии и Греции.

Аристотель основал «Ликей» - школу, которая помещалась на территории храма Аполлона Ликейского.

Аристотель делился с учениками своими наблюдениями и выводами, говорил о том, что отличает живые существа от неодушевленных предметов. Ученый считал, что в мире существуют различного вида «психе», то есть души. Растения обладают душами низшего порядка: они вбирают в себя питательные вещества, размножаются. Животные, кроме того, могут передвигаться. Человек сверх того умеет мыслить и контролировать свои действия. Аристотель утверждал, что между всеми этими живыми существами должны быть какие-то связи. Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни. Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а также родство между растениями и животными. Животный мир был разделен Аристотелем на две группы: имеющих красную кровь и «бескровных». То есть на позвоночных и беспозвоночных.

Он изучал возможности самозарождения низших организмов, его внимание привлекали также переходные формы организмов, в его уме зарождалась идея о генетической зависимости. Палеонтологические находки в осадочных породах Греции Аристотель считал остатками морских животных, сохранившихся в тех местах, где раньше было море.

Он занимался изучением жизни насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, дал множество описаний моллюсков, рыб и млекопитающих. Много внимания уделял низшим формам жизни, указывая, что «тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, знает их лучше всего».

Относительно исследований строения и функций человеческого тела Аристотель был последователем господствовавшей повсеместно тогда веры в переселение душ из одного тела в другое. Однако добавил к ней собственное воззрение, утверждая, что все же самый важный орган человеческого тела это сердце, которое образуется раньше других органов и является мыслительным центром. Мозг же, по его мнению, только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

Будучи сыном врача, Аристотель рано познакомился с физиологией и анатомией. Его «История животных» принадлежит к числу замечательнейших произведений древности. Систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательной вплоть до времен Линнея (1707—1778). В его книгах видны зачатки научных идей. Так, он упоминает об изменчивости природы и об общем происхождении животных и человека. В сочинении «О возникновении животных» подробно изложены эмбриологические сведения, которыми он располагал, и его воззрения на развитие.

Хотя идеи Аристотеля были быстро забыты и до начала XIX века не преобразились в научную теорию, мы можем с полным основанием называть Аристотеля «отцом современного природоведения» и считать его первым в мире биологом, несмотря на то, что со дня его смерти прошло уже около 24 столетий.

Научная деятельность Аристотеля завершилась тем, что он был обвинен в «безбожии». Хорошо понимая, чем грозит это обвинение, Аристотель оставил Ликей и бежал на остров Эвбею, где и провел остаток своих дней.

Аристотелю удалось создать великолепное упорядоченное собрание сведений о современных ему знаниях. Это и логические трактаты, объединённые в своде «Органон», и сочинения о «первой философии», получившие впоследствии название «Метафизика»; физические и биологические трактаты, этические сочинения, социально - политические и исторические труды, а так же работы об искусстве, поэзии и риторике.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:

"Органон" "Метафизика" "История животных" "О возникновении животных" "О душе"

"Древние натурфилософы не видели, что причин много. Они видели только материальную и действующую причину и даже не умели различать их и вовсе не стремились исследовать форму и конечную причину. Что они (действующие причины) необходимы, это верно, но все же они существуют для определенной цели и ради наиболее совершенного, что есть в данном случае…"

"Метафизика"

"...тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, знает их лучше всего."

"История животных"

"Вещи не возникают из ничего, случайно, а все возникает из чего-то существующего, которое, однако, существует в возможности, а не в действительности."

Цитировано по "От Гераклита до Дарвина", Лункевич В.В. Государственное Учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, Москва, 1960. том 1 стр. 64.

"…Теплое и холодное делает железо твердым и мягким, а меч делает движение инструментов, заключающее в себе правило искусства…"

ЛИННЕЙ Карл (1707 - 1778)

Линней Карл (Linnaeus, Carolus) родился 23 мая 1707 в Росхульте в южной Швеции в семье деревенского пастора, который владел небольшим деревянным домиком и садом. Карл еще ребенком непосредственно встретился с богатым миром растений. Он собирал их, сортировал, сушил и составлял гербарии. В Лундском, а затем в Упсальском университете, где преподавание ботаники и медицины было поставлено лучше, получил высшее ботаническое образование. Защитив диссертацию, Линней стал ассистентом профессора ботаники О. Рудбека. С весны 1733 года Линнеус стал читать курс ботаники, его лекции пользовались большей популярностью, чем лекции Рудбека, но именно ему Линней считал себя очень обязанным. И позже увековечил его имя в названии цветка. Слава Линнея быстро росла, она приумножилась и экскурсиями, которые он проводил со студентами, молодой лектор стал любимцем молодежи. Линнеус ведет научную работу в университете, пишет ряд книг и статей.

Совершив путешествие по Лапландии, Карл привез огромную коллекцию растений, животных и минералов. Результатом этой поездки был первый труд Линнея по ботанике «Флора Лапландии».

Для продолжения медицинской карьеры Линнею пришлось уехать в Голландию. Там, в Хардервейкском университете (г. Гарткали), он получил степень доктора медицины. В Голландии у Линнея созрели и развились гениальные идеи систематического упорядочения принципов классификации во всех трех царствах природы. Там же, в Голландии, он опубликовал свои важнейшие труды, которые быстро выпускались один за другим.

В то время ученые занимались в основном описанием и изучением видов; но в распознавании их царила безграничная путаница. Для обозначения отдельных видов и отличия их друг от друга Линнеус ввел биномиальную (бинарную или двойную) номенклатуру, сохранившуюся в науке и до сих пор. Первое слово - это родовое название, например, Ribes-смородина; второе слово обозначает видовую принадлежность - nigrum - черная (Ribes nigrum - черная смородина). Таким образом, новый вид, получивши по Линнею короткое условное обозначение, сохранял его навсегда и всеми авторами уже назывался одинаково. Сам Линней не придавал биноминальной системе особого значения и делал упор на многословное название-описание, а соответствующий ему биномен считал простым названием, не имеющим научного значения и всего лишь облегчающим запоминание вида.

В 1745 Линней опубликовал труд «Флора Швеции», в 1746 – «Фауна Швеции», в 1748 – «Упсальский сад».

В Швеции и за границей продолжали выходить новые издания «Системы природы». Некоторые из них содержали дополнительные материалы. Знаменитые 10-е и 12-е издания стали энциклопедическими многотомниками, содержавшими краткие описания всех известных к тому времени видов животных, растений и минералов. Статья о каждом виде дополнялась информацией о его географическом распространении, среде обитания, поведении и разновидностях. Именно в 10-м издании Линней впервые дал двойные (бинарные, или биноминальные) названия всем известным ему видам животных. В 1753 завершил труд «Виды растений»; в нем содержались описания и бинарные названия всех видов растений, определившие современную ботаническую номенклатуру. В учебнике ботаники «Философия ботаники», вышедшей в 1751, Линней афористично изложил принципы, которыми он руководствовался при изучении растений.

Все основные идеи Линнея были сформулированы им за время жизни в Голландии, когда ему не было еще 30 лет. Остальную свою долгую жизнь он посвятил тщательному изучению и описанию растений и животных по разработанным им принципам. Линней первый дал точное и превосходное описание видов.

Ему удалось отвлечь внимание биологов от философских поисков и направить их интересы и исследовательские стремления к систематическому изучению природы. Двойные названия животных и растений не только упорядочили хаос в классификации фауны и флоры, но и со временем превратились в важное средство определения отдельных видов.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: "Система природы", 1735. "Философия ботаники", 1751. "Виды растений", 1753.

"Ариадновой нитью ботаники является система. Без нее - хаос".

"Искусственная система служит лишь до той поры, пока не найдена естественная; первая позволяет нам лишь распознавать растения, вторая откроет нам их подлинную природу."

Цитировано по "От Гераклита до Дарвина", Лункевич В.В Государственное Учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, Москва, 1960. том 2 стр. 80-81.

"Великий Рудбек! Для увековечения славы имени твоего я назвал ее Rudbeckia, по власти всем ботанистам, следовательно, и мне предоставленной. Она должна соделать имя твое бессмертным и гласить о нем пред царями, так, что если мир весь умолкнет, то Рудбековы растения будут гласить о нем, доколе не прейдет природа…"

ЛЕВЕНГУК Антони Ван (1632 - 1723)

Антони Ван Левенгук родился в голландском городе Делфте в семье голландского ремесленника в 1632 году. В шестнадцать лет Левенгук оставил школу и поступил в амстердамскую мануфактурную лавку. Вскоре он женился и открыл собственную мануфактурную торговлю в городе Дельфт. О его жизни в течение последующих двадцати лет известно очень мало, за исключением того, что, овдовев, он женился во второй раз, у него было несколько детей, большинство из которых умерло. Некоторое время Антони Левенгук занимал штатную должность привратника в городской ратуше. За это время он не успел многому научиться, и в глазах людей своего времени считался невежественным человеком.

Услышав где-то, что через маленькую, тщательно отшлифованную стеклянную линзу можно видеть вещи в сильно увеличенном виде, Левенгук занялся шлифовкой линз, как это делали современные ему оптики. С течением времени он научился делать мельчайшие линзы, размером меньше 1/8 дюйма (2,54 см) в диаметре, и настолько симметричные и точные, что сквозь них самые мелкие предметы были видны четко и ясно.

Лупы Левенгука были малы - с крупную горошину, пользоваться ими было трудно. Его первый «микроскоп» обладал увеличением в 150-300 раз. Такие увеличительные стекла в то время были совершенно неизвестны. Однако наблюдения Левенгука отличались большой точностью. К своему сообщению об открытии микроорганизмов он приложил рисунки, в которых легко можно узнать различные формы бактерий.

С открытием Левенгука ознакомился Петр I; во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого и тот продемонстрировал русскому царю свои наблюдения и опыты. Петр I привез в Россию микроскоп Левенгука, а позднее были изготовлены первые отечественные микроскопы.

Левенгук по справедливости считается открывателем первых простейших (1674), бактерий (1676), сперматозоидов (1677), дрожжей (1680), клеточного ядра в красных кровяных тельцах лягушки (1680), паразитирующих жгутиковых (1681), и других микроскопических «противных существ».

В 1683 году Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии, о чем сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени - Лондонское королевское общество.

С 1680 г. исследователь стал членом этого общества, членами которого были выдающиеся ученые. Левенгук же достиг выдающихся успехов только благодаря своему таланту и необыкновенному трудолюбию.

Почти 60 лет Левенгук присылал в Лондонское королевское общество письма, рассказывая в них о своих удивительных открытиях. Письма печатались в научных журналах, впоследствии в 1695 году 170 из них были изданы на латинском языке отдельной книгой под названием «Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопа».

В этой книге с присущей ему тщательностью и систематичностью, он подробно описал все свои наблюдения и опыты, хотя сам не отдавал себе отчета в том, какую роль эти наблюдения сыграют в науке.

Левенгук - основоположник научной микроскопии не только в микробиологии, но и в анатомии и зоологии. Он первый проследил движение крови в капиллярах, увидел, что сама кровь представляет собой живой поток, в котором движутся множество мельчайших телец.

Он впервые наблюдал и зарисовал отдельные растительные и животные клетки, яйца и зародыши, мышечную ткань и многие другие ткани и органы более чем 200 видов растений и животных.

В 1723 году в возрасте девяносто одного года, лежа на смертном одре, он послал за своим другом Гугли. Он еле слышно прошептал:

- Гугли, друг мой... будь так добр... Переведи эти два письма на столе... на латинский язык... Пошли их в Лондон... Королевскому обществу...

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ:

"Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопа", сборник писем Английскому королевскому обществу, 1695.

"Человек должен быть всегда погружен в свои мысли, если хочет чего-либо

достичь..."

"Я никогда никого не учил потому что, если бы я стал учить одного, мне

пришлось бы учить и других... Мне пришлось бы отдать себя в рабство, а я хочу оставаться свободным человеком…"

Из писем Лейбницу.

"Самое мелкое из этих крошечных животных в тысячу раз меньше глаза взрослой вши."

"Жизнь существует за счет жизни, - это жестоко, но такова Божья воля… если бы маленькие животные не съедали молодых моллюсков, то наши каналы оказались бы переполненными ими до самых краев, - ведь в каждой матери живет такая масса зародышей"

"Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопа"



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лоренс Стерн Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

    Документ
    Шедевром Стерна безоговорочно признан «Тристрам Шенди» (Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman). На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров,
  2. Аристотель лат. Aristoteles. Стагирит родился в 384, Стагир, умер в 322 до н э., Халкида, остров Эвбея школы царей

    Документ
    АРИСТОТЕЛЬ лат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея школы царей; из семьи врачей при дворе македонских), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической философии.
  3. Аристротель аристотель лат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н э., Халкида, остров Эвбея школы царей; из семьи врачей при дворе македонских), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической философии

    Документ
    АРИСТОТЕЛЬ лат. Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея школы царей; из семьи врачей при дворе македонских), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической философии.
  4. Аристотель (лат. Aristotle) (384 до н э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция 322 до н э

    Документ
    АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция — 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.
  5. Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития (2)

    Закон
    Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как еди­ное целое, развивающееся на основе определенных закономерно­стей под влиянием внутренних и внешних факторов

Другие похожие документы..