Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа предназначена для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. «Размещение производительных сил и регионалистик...полностью>>
'Документ'
С 16 по 18 мая 2012 года в Москве, в выставочном комплексе «Гостиный двор» состоится III Международный форум «Морская индустрия России». Форум посвящ...полностью>>
'Документ'
Отделом по ЗАО УФССП по г. Москве в ходе исполнительного производства имущество и/или денежные средства должника, на которые может быть обращено взыск...полностью>>
'Документ'
Во исполнение подпункта 9.2.пункта 9 протокола № 41 заседания антитеррористической комиссии Ростовской области от 21 марта 2011 года, п.2 распоряжени...полностью>>

Главная > Сказка

Сохрани ссылку в одной из сетей:



Дата рождения: 30 января (11 февраля) 1894г.

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя


Одним из зачинателей советской детской литературы является Виталий Валентинович Бианки (1894 — 1959). А если говорить о природоведческой книге для маленьких, то он — родоначальник ее.

«Наверно, уж так я устроен, что мне и до старости кажется: вся жизнь — сказка. К чему ни начнешь прислушиваться — за самым обыкновенным, даже скучным на первый взгляд явлением, скрываются удивительные вещи. Начнешь разбираться, а там — полно неизвестного: темные дебри маленьких и больших тайн».

Эти тайны раскрывает он в сказках, рассказах, повестях, миниатюрах. Его таланту был подвластен любой жанр литературы. Тема же едина — родная природа.

Прежде чем писать книги, Бианки стал биологом, много путешествовал, побывал в разных уголках нашей страны. Дотошный и терпеливый наблюдатель с острым и приметливым глазом, он сумел многое увидеть и открыть для себя. Добрую службу сослужила выработанная с детства привычка заносить свои наблюдения на бумагу. Накопились целые тома записей.

В 1923—24 гг. появились первые книги: «Чей нос лучше?», «На Великом морском пути», «Первая охота», «Лесные домишки» и другие.

В основе этих и всех последующих книг Бианки— подлинные знания, личные наблюдения и впечатления. Всякая птица, зверь, насекомое — основные персонажи произведений — выписаны с научной достоверностью и конкретностью. И в то же время каждому из них присущи милые индивидуальные черточки, у каждого свой характер.

Наверно, потому так хорошо запоминаются мудрая и великодушная куропатка Оранжевое Горлышко, чуть самодовольный добрый Подковкин, забияка и драчун Чик. Или самоотверженная птица Люля, о подвиге которой поэтично и нежно поведал нам автор.

Многие герои Бианки лишь начинают самостоятельную жизнь, они показаны в росте, в развитии — еще только учатся прятаться, защищаться, охотиться, строить жилища. Пишет Виталий Валентинович проникновенно и зримо, увлекательно строя сюжет.

Особенность книг Бианки, их значимость и обаяние в том, что они будят любознательность, дают пищу для размышлений, воспитывают истинно человеческие чувства: сострадание, доброту, чувство товарищества, желание выручить попавшего в беду.

Писатель искал все новые и новые формы произведений. Одна из его находок — «Лесная газета». Это своеобразный и остроумный календарь природы, где явления ее показаны в непрерывном движении, круговороте. Серьезный научный материал дан забавно и увлекательно.

В одном из писем Виталия Валентиновича есть такие слова: «Детские писатели должны быть мастерами радости. Это дело трудное». Книги Бианки утверждают — сам он был таким мастером. Его произведения открывают поэзию и красоту родного края, дарят радость маленьким и большим.


Дата рождения:22 октября (3 ноября) 1887

Место рождения: Воронеж, Российская империя


Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964)—один из зачинателей и организаторов советской детской литературы, «большой литературы для маленьких». В двадцатые годы он был центром, вокруг которого объединились детские писатели. В горячих творческих спорах, в борьбе с идейными противниками осмысливались цели и направления литературы для детей. Маршак придавал огромное значение книге в развитии ребенка и предъявлял к ней самые высокие требования.

Уже сложившийся мастер поэтического слова, он в эти годы ищет новые темы и литературные формы поэзии для детей.

Весело с задором пишет он о нашем вре­мени, о людях его, мастерах своего дела.

Это Кузьма: «... пожарный старый, Двадцать лет тушил пожары, Сорок душ от смерти спас, Падал с крыши десять раз...»

Для него тушить пожары — обыкновен­ная работа, толк в которой он, несомненно, знает.

И почтальон «с толстой сумкой на рем­не» делает такое простое и необходимое для всех дело — помогает людям общаться. И многие другие.

«Вообще всякое дело, деяние и делание, всякий процесс создания вещи... все это родственно близко неутомимо творческой динамической душе Маршака», — писал К. И. Чуковский.

Поэтический рассказ о работе-подвиге ведет Маршак в «Ледяном острове» и «Поч­те военной». А в «Рассказе о неизвестном герое» поэт образно говорит нам, что каж­дый может совершить героический посту­пок, если он неравнодушный человек. Ведь паренек со значком ГТО на груди бросился в горящий дом спасать девочку не потому, что был смел, находчив, ловок, а потому что не мог пройти мимо чужой беды.

Маршак очень любит шутку, смех, игру. «Человек рассе­янный», «Багаж» и многие другие стихи написаны улыбчиво, весело, озорно. Слова и строки как бы сами просятся на язык. Раз-другой прочитаешь и стихи остаются в памяти:

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

«Багаж» так и хочется сделать считалкой в игре: звучит четко, ритмично, легко запоминается:

Дама сдавала в багаж

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Корзину,

Картину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Мой

Веселый

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться за тобой.

Прочитаем вслух и услышим, как мяч снова и снова подскакива­ет и падает, как рука пришлепыва­ет его еще и еще раз.

В своих стихах поэт всегда остается занятным, неистощимым на выдумку рас­сказчиком. Читать его книги — радость и удовольствие. Вспомним хотя бы «Детки в клетке», где зоопарк показан так забавно и неожиданно. Слов немного, а главное о зве­рях сказано.

Маршак блестяще решает задачу — на­учить детей поэтическому восприятию мира, дать им почувствовать и оценить поэтическое слово.

В этот мир входят и стихи, переведенные Маршаком с других языков. Страстная увлеченность русской народной поэзией переплетается у него с любовью к поэзии других народов.

«Службой связи» называл Маршак работу переводчиков.

Без этой «службы» Маршака мы не познали бы детскую поэзию Эд. Лира, Р. Киплинга, Р. Стивенсона, не испытали бы радости от знакомства с книгами «Дом, который построил Джек» и «Плывет, плывет кораблик», где собрано все то веселое, остроумное, жизнерадостное, что перевел для советских детей Маршак.

Маршак не только создавал чудесные книги сам, но и помогал, наставлял, воодушевлял писать для детей других поэтов, прозаиков или просто «бывалых» и одаренных людей.

Много лет он возглавлял отдел, который готовил к изданию книги для детей. «Академия Мар­шака»— уважительно называли отдел авторы и редакторы.

Самуил Яковлевич работал с увлечением и задором и умел заразить таким же настроением тех, кто окружал его, тех, кто только пробовал писать.

В том, что у советской детворы появились интересные, умные, поэтичные книжки, большая заслуга и Маршака.

Вместе с Горьким он принимал деятельное участие в создании первого в мире специального издательства для детей — Детгиза (1933 г.).

Не одно поколение людей воспитывает, духовно обогащает щедрое, жизнерадостное творче­ство С. Я. Маршака.

Дата рождения:28 февраля (13 марта) 1913г.

Место рождения: Москва, Российская империя


«Добрым и веселым» назвал талант С. В. Михалкова член-корреспондент АН СССР Д. Бла­гой.

«А что у вас?», «Песенка друзей», «Веселое звено» и множество других стихотворений и ска­зок дарят радость, создают хорошее настроение не одному поколению советских детей. А такие стихи, как «Не спать!», «Чистописание», «Мой щенок» свидетельствуют о том, что поэт хорошо знает детвору, любит своих маленьких героев, во многом им сочувствует.

Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла. ,

Отчаяние, растерянность девочки передают­ся нам, читателям, и вызывают сочувствие. Грустно звучат строчки и в стихотворении «Мы с приятелем»:

Мы вернулись из кино —

Дома пусто и темно.

Зажигаются огни.

Мы ложимся спать одни.

Еж колючий,

Уж ползучий,

Чиж певучий

Где они?

В стихах ощущаются не только переживания ребят, но образно вырисовывается отношение к животным, которые стали или могут стать друзьями человека. В забавной книжке «О тех, кто лает» говорится чуть ли не обо всех породах собак. И не ради ознакомления с ними. Для поэта важно подчеркнуть, что «верный пес — хороший друг зависит от хороших рук».

Юмор окрашивает стихи, в которых показаны и малопривлекательные черты детей— лень, грубость и т. п. Вспомни «Прививку», «Тридцать шесть и пять», «Про мимозу», «Лапусю».

Для маленьких читателей и слушателей Сергей Михалков неотделим от образа дяди Степы — доброго, бескорыстного великана, который вот уже несколько десятков лет крепко дружит с детворой.

Как и его герой, поэт легко и весело вошел в жизнь наших ребят, и сегодня, пожалуй, не найдется ни одного малыша, который не знал бы на память хотя бы нескольких его строк.

В поэзии Михалкова для детей подкупает его взгляд на мир, по-детски чистый и свежий, непосредственность чувств, безыскусственность, простота стиха. И, конечно же, их ярко выраженная гражданственность.

То, что писал когда-то о «Дяде Степе» К. Чуковский, можно отнести ко всей поэзии Михалкова для детей: «Стих у Михалкова, то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила».

Дата рождения:4 (17) февраля 1906)

Место рождения: Москва, Российская империя


Агния Барто (1906—1981) и Сергей Михалков (1913 г.) пришли в детскую литературу, когда в ней уже работали такие мастера слова, как Маршак и Чуковский. Их поддержка, доб­\рое слово и высокая требовательность, которой особенно отличался С. Я. Маршак, сыграли свою роль в становлении талантливых поэтов младшего поколения.

Барто сочетает в себе дар поэта и дар педа­гога. Средствами поэзии она помогает нашим детям вырасти настоящими людьми: активными, добрыми, внимательными к окружающему миру.

Стихи ее звучат достоверно и убедительно. Видимо, потому, что Барто прекрасно знает и понимает детей, умеет посмотреть на мир их глазами.

Вспомним «Снегирь». Или «Дом переехал». Именно воображение мальчишки могло нарисовать такую картину:

Ну, тогда в деревню летом

Мы поедем в доме этом!

В гости к нам придет сосед

«Ах!» — а дома... дома нет.

А как искренне звучит стихотворение «Но поймите и меня!» Раскрываются побуждения мальчишки, мотивы его поведения. Такого рода стихи способствуют взаимопониманию детей и взрослых. Учат взрослых относиться к дегям внимательно и бережно. А детям дают возможность увидеть себя со стороны, глубже понять себя и окружающих.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Так ли уж важно, что игрушка забыта на скамейке? Барто считает — важно. Не начинает­ся ли нравственное воспитание малыша с забо­ты об игрушке?

Маленькие, но эмоционально насыщенные стихотворения цикла «Игрушки» дают толчок воображению малыша, обращены к его чув­ству.

В стихотворении «Уехали» забыта не игруш­ка, а живое существо — щенок. Целую гамму чувств вызывает оно — грусть, жалость, сочув­ствие и, наконец, радость, удовлетворение. За щенком вернулись!

Одна из особенностей таланта Барто — на­смешливый юмор. Отлично понимая, что на­смешка над дурным действует сильнее, чем на­ставления, она в смешном виде рисует ребячьи слабости, дурные стороны характера, скверные привычки. И делает это весело, остроумно, иг­рая — без зла. Поэтесса верит в своих героев, они растут, взрослеют, меняются.

Миллионы детей читают и слушают стихи А. Л. Барто. Ее книги любят люди всех возра­стов за доброе, уважительное и требовательное отношение к детям, за умение писать весело и задорно, за игру «словом и в слово».

Дата рождения:19 (31) марта 1882г.

Место рождения:Санкт-Петербург, Российская империя


Корней Иванович Чуковский — один из самых любимых и читаемых детских писателей. Как и Маршак Корней Иванович был широко образованным человеком, великолепно знал русскую и мировую литературу. Он пересказал с английского для детей нашей страны «Доктора Айболита», «Джека, покорителя великанов», перевел английские народные песенки «Котауси и Мауси».

Если собрать все произведения, созданные Корнеем Ивановичем за всю его долгую жизнь (1882—1967), получится целая библиотека. Причем оригинальная: ее книги интересны для самых разных людей — для специалистов-ученых, педагогов и родителей, для поэтов и писателей, для маленьких ребятишек — словом, для всех читателей от двух до девяноста лет.

Талант Чуковского был многогранным. Он писал критические статьи, литературоведческие исследования, изучал психологию детей, переводил с других языков.

Первая сказка для детей была создана Чуковским накануне революции под влиянием встречи с Горьким (1916 г.). Затем в 20-е годы одна за другой издаются «Тараканище», «Мой-додыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и другие сказки.

Все они веселые, энергичные, озорные. Отли­чаются непосредственностью, безудержной фантазией.

Сказки Чуковского не только радуют детей, но и заставляют их переживать. Малыши с волнением следят за приключениями доброго доктора Айболита, сочувствуют Мухе-Цокотухе, страшатся Бармалея...

В сказке всегда побеждает добро. Как правило, маленький и слабый одолевает большого и сильного. Помните, в «Тараканище», как «зубастые, клыкастые» попрятались от злодея, а маленький Воробей «взял и клюнул Таракана — вот и нету великана». Великаном-то он был лишь в воображении трусливых зверей!

Победа маленьких, но отзывчивых и храбрых, вызывает бурную радость у героев сказок и не меньшую — у читателей, ведь они активно сопереживают героям. Завершаются сказки пляской, веселым праздником.

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп,

Сапогами топ! топ!

(«Муха-Цокотуха»)

Пляшут грамматика с арифметикой в «Мойдодыре», кувыркаются и пляшут зайцы в «Краденом солнце», смеются, заливаются вылеченные Айболитом звери...

Сказки, «перевертыши», «лепые нелепицы» -своеобразная увлекательная игра с ребенком, на которую тот радостно откликается, ибо у малыша огромная потребность в игре, творчестве, выдумке.

Произведения Чуковского воспитывают в детях наблюдательность, сообразительность, развивают воображение. Чтение его стихов — хорошее упражнение для языка ребенка, его речи. Стих его ритмичен, музыкален, насыщен живыми интонациями. Поэт-сказочник широко использовал в своем творчестве народные поговорки, загадки, считалки.

Мы ценим и любим сказки Чуковского и за то, что они воспитывают в ребенке человечность— «эту дивную способность человека волно­ваться чужими несчастьями, радоваться радос­тями другого, переживать чужую судьбу как свою».

Дата рождения:23 октября 1920

Место рождения:Оменья, Италия


Джанни Родари, детский писатель и журналист, родился в Италии в 1920 г. Его отец умер, когда мальчику было 10 лет. В детстве Дж. Родари брал уроки игры на скрипке. В 1934 г. поступил в семинарию, закончил ее с дипломом учителя в 1937 г. Преподавал в начальных классах сельской школы. В 1939 г. был слушателем филологического факультета Миланского университета.

В 1948 г. в газете «Унита» были напечатаны стихи Дж. Родари. В них изображалась жизнь детей послевоенной Италии. В 1951 г. вышел сборник «Книжка веселых стихов», фантастическая сказка «приключения Чиполлино». В 1952 г. писатель побывал в СССР. В 1957 г. был удостоен звания профессионального журналиста.

В 1960 г. вышел сборник «Стихи в небе и на земле». В 1962 г. были изданы «Сказки по телефону». Большинство переводов стихов Дж. Родари принадлежит С. Я. Маршаку.

Джанни Родари умер 14 апреля 1980 г. в Риме.


Вильгельм Карл Гримм
Дата рождения: 24 февраля 1786

Место рождения: Ханау


Якоб Людвиг Карл

Дата рождения: 4 января 1785 г.

Место рождения: Ханау


Якоб Гримм (1785–1863) – основатель науки о немецком языке и литературе, исследователь немецких сказок, сказаний, мифологии и народной поэзии. Вильгельм Гримм (1786–1859) – поэт, знаменитый собиратель и исследователь народных сказок и сказаний.

Родились братья в городе Ханау, недалеко от известного немецкого города Франкфурта. Навсегда сохранили они привязанность к родному краю, обильному лугами и опоясанному цепью гор. В 1798 году Якоб и Вильгельм переехали в Кассель. Их школьные воспоминания связаны с этим городом. Студенческие годы братьев прошли в Марбурге, маленьком университетском городе, где им открылась ценность образования для становления духовного мира человека, где определился их дальнейший жизненный путь.

Окончив университет, Якоб и Вильгельм вернулись в Кассель. Началась их работа по сбору и подготовке к изданию знаменитых сказок. В 1812 году был напечатан первый том «Детских и домашних сказок», в котором было 86 текстов. В последнем прижизненном издании сказок их было уже 210. Братья собрали, обработали и издали наиболее распространенные в Европе (главным образом, в Германии и во Франции) сказки, «золотой сказочный фонд». В пересказе братьев Гримм народные сказки сохранили свою ясность, простоту изложения. Этим объясняется необычайная популярность сборника их сказок. Дом братьев в Касселе стал известен всему миру как «Дом сказки братьев Гримм». Особую ценность их работе придает то, что издания сказок снабжены обширными примечаниями, в которых приводятся варианты сказочных сюжетов.

Последние годы жизни братьев прошли в Берлине.


Дата рождения:2 апреля 1805)

Место рождения:Оденсе, Дания


Андерсен Ганс Христиан (Andersen Hans Christian) (1805-75) - датский поэт, романист и автор сказочных рассказов. В 14 он оставляет Оденсе за ради Копенгагена, так как воспитывался в условиях нищеты. Он не смог реализовать себя как актер, однако его поэзия завоевывает внимание такого щедрого покровителя, как Король Фредерик VI.

В 1829 его фантастика “Путешествие пешком из города Холмен через канал в восточную точку острова Амагер”  была опубликована, в 1830 выходит следующий том поэзии. Ганс Христиан посещает множество европейских стран, о которых пишет эскизы. Путешествует Андерсен на предоставленное ему пособие от короля.

Его первый роман, “Импровизатор” (1835), был хорошо принят критиками. На то время сентиментальные романы Ганса Христиана Андерсена были его коньком. Однако, работая над своей первой книгой сказок, “Эвентир (Eventyr)” (1835), он нашел такое средство выражения своих эмоций, которое позволяло ему увековечить свою гениальность.

За год Андерсен мог подготовить около одного тома и поэтому был признан величайшим автором Дании и ему не было равных, как сказочнику, по своим технически возможностям. Его сказки зачастую были трагическими или имели страшный сюжет.

Его чувство фантастики, сила описания, а также подача чувствительно остроты - вот что входило в мастерство его жанра. Среди его многочисленных широко любимых историй можно выделить: “Ель”, “Девочка со спичками”, “Гадкий Утёнок”, “Снежная Королева”, “Маленькая Русалка”, “Красные Башмаки”.

.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Детские и взрослые сказки семьи Бианки

    Документ
    Бианки – фамилия сказочная. Будто и не фамилия вовсе, а имя волшебного героя – Карлсон, Хоббит, Бианки. Отчасти это связано с непривычностью ее звучания для русского уха, но больше – с обилием сказок и рассказов Виталия Валентиновича Бианки.
  2. Новые поступления в библиотеку оглавление

    Литература
    Барбос Ротозей : [для дошкольного возраста] / худож. Анастасия Кузина ; [сост., авт. пересказ, лит. обраб. А. Ю. Сиволодского] . - [б. м.] : Мир ребенка, 2011.
  3. В. Бианки «Музыкант»

    Урок
    Оборудование: портрет В.Бианки, выставка книг писателя, иллюстрации с изображением медведей, компьютер, диск с записями: «Песенка Умки», диск с музыкой Антонио Вивальди, портрет; сюжетные картины к рассказу, толковые словари на партах.
  4. Урок в 1 классе по азбуке и внеклассному чтению. Азбука. Тема: В. Бианки «Первая охота»

    Урок
    Расширять и углублять знания детей об окружающем мире, о природе, о животных, в частности о лисе; вести активное речевое развитие школьников; закрепить навыки анализировать, привить любовь к чтению художественной литературы.
  5. Указатель предприятий, учреждений и организаций

    Библиографический указатель
    Календарь знаменательных и памятных дат Пермского края на 2007 год / Сост. О. С. Баранова; Пермская обл. б-ка им. А. М. Горького. - Пермь, 2006. -103 с.

Другие похожие документы..