Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится 18 декабря 2006 г. в 14 час. на заседании Диссертационного совета Д. 212.074.07 при ГОУ ВПО «Иркутский государственный у...полностью>>
'Документ'
1 характеристиками выборки и их количеством (зависимые и независимые выборки, связанные и несвязанные выборки, распределение данных в выборке по соотв...полностью>>
'Доклад'
На сегодняшний день Интернет – это важный инструмент информирования и коммуникации. Актуальными вопросами являются не столько создание сайта организа...полностью>>
'Доклад'
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и и...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра «Физическая культура. Психология»

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Что такое деятельностный подход?

Деятельностный подход - усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности

Главный тезис деятельностного подхода к обучению: «Научить учиться»

Такой подход в обучении предполагает, что:

1) знания приобретаются и проявляются только в деятельности;

2) за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

Показатели результативности деятельностного подхода в работе с обучающимися:

  • учебные (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

  • личностные (выражающие изменения личностных качеств ребенка).

Компетентность обучающихся в сфере познавательной деятельности выражается в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности

  1. учебно-управленческие умения обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающимися:

  • определять цели и задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

  • определять наиболее рациональную последовательность действий по реализации поставленных целей и задач (планировать свою деятельность);

  • владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики задачи;

  • самостоятельно оценивать свою деятельность посредством сравнения с деятельностью других детей, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормативами или требованиями;

  • оценивать деятельность других обучающихся посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

  • вносить необходимые изменения в содержание и объем работы, в последовательность и время ее выполнения;

  • умение организовать свое рабочее (учебное) место;

  • навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

  1. учебно-информационные умения обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач:

а) умения работать с письменными текстами:

б) умения пользоваться компьютерными источниками информации;

в) умения работать с реальными объектами как источниками информации:

  1. учебно-логические умения обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач:

  • анализ и синтез:

  • сравнение:

  • обобщение и классификация;

  • определение понятий;

  • доказательство и опровержение;

  • определение и решение проблем:

Группы личностных качеств ребенка

1) организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося (терпение, воля, самоконтроль);

2) ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие активность ребенка (самооценка, интерес к занятиям в детском объединении);

3) поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе

(конфликтность, тип сотрудничества)

Реализация технологий деятельностного подхода в процессе физического воспитания.

В течение 5 лет МОУ «СОШ №53» и, в том числе кафедра «Физическая культура. Психология », работали над единой методической темой школы «Деятельностная парадигма в образовании». Все педагоги представили свой опыт по методической теме школы. Кафедра провела открытое заседание для педагогов школы, на котором представили свой опыт Агишева Т.В., Демешкина М.А., Виноградова С.А. Были проведены открытые уроки по физической культуре Родионовой г,в., Агишевой т.В., Демешкиной М.А., на которых очень четко прослеживается реализация деятельностного подхода в обучении.

Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данный принцип определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности. Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.

Реализация деятельностного подхода – это стержень федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Особое внимание уделяется формированию опыта самостоятельной творческой, проектной деятельности обучающихся на уроках физической культуры (разработка и выполнение комплексов физических упражнений, проектирование индивидуальных программ спортивного и физического совершенствования, составление плана комплексной подготовки к соревнованиям и др.), присвоению обучающимися ценностей физической культуры.

В государственном программном документе заложена возможность реального дифференцированного подхода к физическому развитию и воспитанию. Обязательный минимум определяет возможность получения разнообразных знаний-умений-навыков обучающимся. Требования к уровню подготовки обучающихся устанавливают тот объем содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником . Требования задаются преимущественно в деятельностной форме: они проверяют, прежде всего, сформированность умений и навыков физической культуры, способность детей применять их в самостоятельной деятельности. Примером этого может служить уже название рубрик «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», где требования раскрываются через конкретные действия ученика: "уметь передвигаться различными способами...", "выполнять комплексы утренней гимнастики", "преодолевать безопасными способами естественные и искусственные препятствия" и др.

Особое внимание к тем умениям и навыкам, которые выходят за рамки узкопредметных и составляют содержание общих, жизненно важных умений. Так, это – простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. Это – умения, связанные с речевой деятельностью: участие в диалоге при обучении двигательным действиям, объяснение правил выполнения физических упражнений или подвижных игр, элементарное обоснование качеств выполнения физических упражнений и др. В организационной деятельности соответственно, это умения выполнять задания учителя и самостоятельно устанавливать последовательность упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, умения изменять физическую нагрузку, исходя из индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия, а также умения сотрудничать в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований. Особое внимание уделяется восстановлению организма после выполнения значительных физических нагрузок

Физкультурно-оздоровительную деятельность своим предметным содержанием ориентируется на укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма школьников, обогащение их двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями, развитие инициативы и творчества в самостоятельных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Стандарт требует от учителя приоритета личностно-ориентированного подхода, направленности процесса обучения на всестороннее физическое развитие, физическую подготовку и укрепление здоровья учащихся, реальный учет их возрастных потребностей, возможностей и интереса к занятиям физической культурой, подвижным играм. Одним из путей решения этих задач является планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования. Например, планирование физических упражнений, динамика их нагрузки в соответствии с

С целью повышения активности процессов внимания, памяти и мышления, совершенствования работоспособности, включаются как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера.

В процессе реализации образовательно-познавательной направленности обучения учитель знакомит учащихся со способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, формирует умения по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее разученного учебного материала, раскрывает значение физической культуры для развития человека, его хорошего самочувствия и успешности обучения.

Воспитывающий потенциал содержания образования характеризуется учебным материалом, значимым для формирования общей культуры обучающихся, их поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки в последующем закрепляют в систему самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, ориентировать обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры, но и на других предметах. Практико-ориентированный подход предопределил включение в содержание образования достаточного объема жизненно-важных двигательных навыков и умений, развитие основных физических качеств, необходимых учащимся в их повседневной жизни. Такой подход требует внимания учителя не только к урокам физической культуры, но и к физкультурно-оздоровительным занятиям в режиме учебного дня и учебной недели, к спортивно-массовым мероприятиям и педагогически организованным внеклассным формам (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).

При организации целостного образовательного процесса используются межпредметные связи. Предметы: окружающий мир, искусство, музыка, биология, история, физика, обж и др. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре образовательных дисциплин, целесообразно в первую очередь ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания дисциплины физической культуры.

Реализация деятельностного подхода к организации обучения формирует у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у обучающихся происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма.

Основное содержание программ осваивается обучающимися на уроках физической культуры. Для полноты освоения программного содержания, помимо уроков физической культуры, широко используются самостоятельные формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия в спортивных кружках и секциях, занятия в группе лечебной физической культуры.

Каждый урок физической культуры имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На каждом уроке решаются комплекс взаимосвязанных задач: образова­тельных, оздоровительных и воспитательных.

На уроках физической культуры решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспита­ния. Вместе с тем особенностью урочных заня­тий является углубленное обу­чение базовым двигательным действиям, вклю­чая технику основных видов спорта (легкая ат­летика, гимнастика, спортивные игры, элемен­ты единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубляются знания по личной гигиене, о влия­нии занятий физическими упражнениями на ос­новные системы организма (дыхание, кровооб­ращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие во­левых и нравственных качеств. На уроках фи­зической культуры обучающиеся по­лучают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорово­го образа жизни, овладевают знаниями о ме­тодике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания пер­вой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспе­чение дальнейшего всестороннего развития ко­ординационных способностей

Большое значение придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным за­нятиям физическими упражнениями и избран­ными видами спорта в свободное время, вос­питанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры обеспечивается овладение учениками организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, ка­питана команды, судьи; содействовать форми­рованию адекватной оценки физических воз­можностей подростка и мотивов к самосовер­шенствованию.

В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения формируются в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются и индивидуализируются.

Как следствие этого, для формирования самостоятельности обучающихся в содержание образования по физической культуре введены темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов детей.. Эта ориентация побуждает обучающихся к активному самообразованию, поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Большое внимание на каждом уроке учитель уделяет воспитанию у детей таких нравственных и волевых качеств, как дисципли­нированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а так­же содействовать развитию психических процес­сов (представления, памяти, мышления и др.) Особое внимание уделяется воспитанию терпимости к физическим недостаткам других людей. Воспитательные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств учитываются возрастные особенности личнос­ти подростка: его стремление к самоутвержде­нию, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психи­ческим возможностям.

Контроль и оценка применяются таким образом, чтобы сти­мулировать стремление ученика к своему лич­ному физическому совершенствованию и само­определению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки (отметки) уровня достижений обучающегося, к которым относятся: качество овладения про­граммным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также их количественных пока­зателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания заслуживают система­тичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, вы­сокий уровень знаний в области физической куль­туры и спорта. При оценке достижений учеников учитель в основном ориентируется на индиви­дуальные темпы продвижения в развитии их дви­гательных способностей.

Реализация деятельностного подхода на уроках ФК проводится через:

- ре­зультаты обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методи­ческих знаний в области физической культуры, а также приобретение умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей.

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения: применение под­водящих и подготовительных упражнений, рас­члененного и целостного методов обучения, ин­тенсивных методов обучения и развития двига­тельных способностей (проблемное и програм­мированное обучение, метод сопряженного обу­чения и развития двигательных качеств, круго­вая тренировка, приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации и др.), игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока.

- вариативновность выполнения физических упражнений. они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (протранственных, временных, силовых и др.)

- разнообразие ФУ( базовые виды спорта, ОРУ с предметами и без предметов);

- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;

- прикладной характер ФК: подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии, к репродуктивной функции молодежи.

- проектирование процесса индивидуальных программ оздоровления, спортивного и физического совершенствования. При этом обучающийся самостоятельно проектирует и реализует траекторию своего физического развития выполняет комплексы физических упражнений, фрагменты занятий со спортивной и оздоровительной направленностью, проводит комплексы физических упражнений на занятиях со сверстниками, обучающимися младших классов, привлекается к судейству на соревнованиях и т.д.

Т.О. Решая задачи физического воспитания, учитель ориентирует свою деятельность на такие важные компонен­ты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенство­вание личности, формирование потребно­стей и мотивов к систематическим заняти­ям физическими упражнениями, воспитание мо­ральных и волевых качеств, формирование гума­нистических отношений, приобретение опыта обще­ния. Школьников обучают способам твор­ческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физи­ческой и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Зав.кафедры С.А.Виноградова

В результате освоения программы по физической культуре обучающиеся начальной школы овладевают общеучебными умениями и навыками, способами деятельности. Обучающиеся начальной школы должны:

Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической куль­туры, истории первых Олимпийских игр;

  • о способах и особенностях движений и пере­движений человека, роли и значении психичес­ких и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических уп­ражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выпол­нении;

  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • о физических качествах и общих правилах их тестирования;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки и под­держания достойного внешнего вида;

  • о причинах травматизма на занятиях физиче­ской культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплек­сы утренней гимнастики и комплексы физичес­ких упражнений на развитие координации, гиб­кости, силы, на формирование правильной осанки;

  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, кон­тролировать режимы нагрузок по внешним при­знакам, самочувствию и показателям частоты сер­дечных сокращений;

  • организовывать и проводить самостоятельные занятия;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

  • самостоятельно выполнять уп­ражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для на­чальной школы подвижные игры и другие физи­ческие упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

  • соблюдать порядок, бе­зопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть че­стным, дисциплинированным, активным во вре­мя проведения подвижных игр и выполнения дру­гих заданий.

  • Усилению мотивации занятий на уроках способствует при­влечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и орга­низации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспе­чивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту учащихся, тренажеров, нестандартного обору­дования, творческих заданий и самостоятель­ных занятий.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является больший акцент на решении образовательных за­дач: овладение школой движений, формирование первоначальных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаютя в тесной взаимосвязи с разви­тием прежде всего разнообразных координацион­ных. Итогом решения образовательных задач урока стали выработанное умение и интерес обучающихся самостоятельно заниматься физическими упраж­нениями, подвижными играми в свободное вре­мя

Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы согласуются между собой, для определения объ­ема учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отри­цательной переносимости нагрузок обучающимися, их подготовленности, возрастных особенностей. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблю­дения гигиенических норм.

Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Умелое сочетание на уроке развития координационных способностей с обучением двигательным навы­кам - отличительная черта хорошо организован­ного педагогического процесса. В младшем школьном возрасте широко применяется игровой и доступный соревновательный метод.

Особое внимание в этом возрасте уделяется все­стороннему развитию координационных, скоро­стных (реакции и частоты движений), выносли­вости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей. Для достижения оптимальной общей и мотор­ной плотности урока широко исполь­зуется нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формиро­вания двигательных навыков.

Отличительной особенностью младших школь­ников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональ­ность во время занятий. Поэтому на уроках чет­кая организация, разумная дисциплина, основан­ная на точном выполнении команд, указаний и распоряжений учителя, сочетается с пре­доставлением им определенной свободы и само­стоятельности действий, заданиями, стимулиру­ющими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах учитель опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня); ма­тематикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительно­сти бега и т.д.); музыкально-ритмическим воспи­танием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа гоу сош с уиоп г. Яранска Кировской области на 2011-2012 учебный год Яранск, 2011

    Основная образовательная программа
    Образовательная деятельность в государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов г.
  2. Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Пущино в 2010-2011 учебном год

    Документ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Пущино Московской области функционирует на основе Лицензии серия РО № 008143 регистрационный номер 65108 от 01.
  3. Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты

    Программа
    Ж 512 Теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов.
  4. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «13» апреля 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.
  5. Конституция Российской Федерации (извлечения) > закон

    Закон
    9.4. Тематический план повышения квалификации руководителей школьных служб здоровья, заместителей директоров по теме «Организация и методика проведения оздоровительной работы в образовательных учреждениях».

Другие похожие документы..