Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Регіональні аспекти розвитку в умовах європейського вибору / Матеріали ІІІ міжнародної науково-практичної конференції 25-27 вересня 2009 р. – Сімферо...полностью>>
'Документ'
Організовуючи увагу учнів на уроці, необхідно насамперед зазначити, на чому в цей момент потрібно зосередитися школярам. Під час опитування поставити ...полностью>>
'Статья'
Приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 утверждено Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплав...полностью>>
'Документ'
Кривая бескупонной доходности по государственным ценным бумагам (G-кривая) - кривая бескупонной доходности, определенная на основании сделок с облига...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

История ФИЛОСОФИИ

Пол редакцией доктора философских наук, профессора Ч.С. Кирвеля

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов

философских и социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений

2-е издание, исправленное

МИНСК "НОВОЕ ЗНАНИЕ" 2001

Оглавление

Предисловие.............................................................................................. 5

Вводная глава. Сущность, генезис и типология историко-философского

процесса................................................................................................ 9

Предмет истории философии ............................................................................ 9

Происхождение философии............................................................................. 16

Типология историко-философского процесса.................................'............... 20

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.... 31

Глава 1. Философия Древнего Востока...................................................... 33

Древний Восток: особенности духовного развития ....................................... 33

Философия Древней Индии............................................................................. 34

Источники и периодизация философии Древней Индии ................... 37

Философия Упанишад ............................................................................ 39

Школы индийской философии.............................................................. 43

Философия буддизма .............................................................................. 46

Период сутр ............................................................................................ 49

Философия Древнего Китая............................................................................. 50

Источники и школы китайской философии ........................................ 52

Конфуций и его учение .......................................................................... 55

Даосизм .................................................................................................... 58

Глава 2. Античная философия ...................................................................61

Основные этапы развития античной философии .......................................... 61

Натурфилософия милетской школы................................................................ 63

Философия Гераклита Эфесского ................................................................... 66

Пифагор и пифагорейцы.................................................................................. 68

Элейская школа................................................................................................. 71

Философия Эмпедокла и Анаксагора ............................................................. 75

Атомизм Демокрита......................................................................................... 79

Софисты. Сократ............................................................................................... 83

Сократические школы ...................................................................................... 90

Зрелая классика. Платон .................................................................................. 94

Аристотель как систематизатор древнегреческой философии .................... 102

Древнегреческая философия периода эллинизма ........................................ 111

Закат античной философии ........................................................................... 120

Глава 3. Философия Средневековья......................................................... 123

Характерные особенности средневековой философии............................... 123

Становление патристики. Апологетика......................................................... 128

Августин Аврелий ........................................................................................... 132

Оглавление ' 725

Анализ возможностей слова........................................................................... 137

Арабоязычная философия средних веков ..................................................... 140

Схоластика....................................................................................................... 144

Мистика в средневековой христианской философии.................................. 151

РАЗДЕЛ II. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ ............................ 155

Глава 4. Философия эпохи Возрождения ................................................. 157

Общая характеристика эпохи Возрождения ................................................. 157

Основные черты ренессансной философии ................................................. 162

Пантеизм Николая Кузанского ..................................................................... 165

Множественность миров Джордано Бруно................................................... 168

Политический реализм Никколо Макиавелли ............................................. 172

Религиозная Реформация и «дух капитализма» ........................................... 173

Ф. Бэкон: от Ренессанса — к философии Нового времени ........................ 175

Историческое значение эпохи Возрождения................................................ 182

Глава 5. Европейская философия XVII века............................................. 189

Рене Декарт как родоначальник «новой философии» ................................. 190

Картезианство во Франции XVII в. Паскаль. Мальбранш.......................... 199

Учение о субстанции

и рационалистическая гносеология Спинозы .............................................. 204

Принципы рационалистической методологии Лейбница ........................... 211

Философские воззрения Томаса Гоббса и Пьера Гассенди ........................ 219

Эмпирическая гносеология Джона Локка .................................................... 223

Глава 6. Английская философия Просвещения XVIII века ........................ 230

Основные тенденции развития английской философии XVIII в. .............. 230

Английские материалисты XVIII в. Толанд. Коллинз. Пристли ................ 232

Просветительские идеи в английской этике. Шефтсбери. Хатчесон. Мандевиль ................................................................ 240

Идеализм и агностицизм. Беркли. Юм......................................................... 243

Глава 7. «Век Просвещения» и «столетие философии» во Франции .......... 254

Общая характеристика французского Просвещения ................................... 254

Социально-философские учения *» ' »* Вольтера, Монтескье и Кондильяка..........е..'.................................................. 256

Просветительский энтузиазм Дидро и Д'Аламбера ..................................... 264

Атеистический материализм Ламетри и Гольбаха ....................................... 267

Материалистический сенсуализм философии Гельвеция ........................... 272

Проблема противоречивости прогресса в философии Руссо ...................... 279

Историческая судьба философских идей эпохи Просвещения................... 282

Глава 8. Немецкая классическая философия............................................ 291

Общая характеристика немецкой классической философии ...................... 291

Философия Иммануила Канта....................................................................... 293

Философская эволюция Иоганна Готлиба Фихте........................................ 310

Натурфилософия Фридриха Шеллинга......................................................... 316

726 Оглавление

Философия Георга Вильгельма Гегеля.......................................................... 324

Антропологический материализм Людвига Фейербаха ............................... 333

Глава 9. Карл Маркс и Фридрих Энгельс —

основоположники диалектического и исторического материализма. 340

Возникновение марксистской философии и ее специфика........................ 340

Диалектика и теория познания...................................................................... 346

Проблема отчуждения и эмансипации человека.......................................... 352

Материалистическое понимание истории ..................................................... 358

Марксистская концепция будущего общества ............................................. 370

Глава 10. Формирование и развитие неклассической философии............... 374

Основные черты неклассической философии .............................................. 374

Неокантианство............................................................................................... 379

Абсолютный идеализм и неогегельянство .................................................... 387

Становление западноевропейского иррационализма. Кьеркегор. Шопенгауэр.................................................................................. 392

«Философия жизни». Ницше. Дильтей. Бергсон ......................................... 407

Учение Шпенглера: реквием по Европе ...................................................... 424

Феноменология Э. Гуссерля........................................................................... 429

Глава 11. Западная философия Новейшего времени ................................. 435

Современная западная философия................................................................ 435

Позитивистская методология научного познания ....................................... 439

Проблема человека и его свободы в экзистенциализме .............................. 446

Современная религиозная философия. Неотомизм .................................... 471

Философская антропология ........................................................................... 476

Философские аспекты психоанализа. ......................................................... 486

Неомарксизм ................................................................................................... 501

Поворот в социальной философии XX века:

«Критическая теория» франкфуртской школы............................................. 506

Герменевтика................................................................................................... 515

Структурализм и постструктурализм ............................................................. 518

Постмодернизм ............................................................................................... 524

Эзотерическая философия ............................................................................. 530

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ......... 541

Глава 12. Становление и развитие русской философии вХ— XVIII вв...... 543

Феномен русской философии........................................................................ 543

Русская философия периода Киевской Руси (XI—XII вв.)......................... 549

Период раздробленности и монгольского ига.............................................. 555

Московский период....................................................................................... 557

Петербургский период (XVIII в.)................................................................... 569

Глава 13. Русская философия XIX века ................................................... 577

Основные черты русской философии XIX века .......................................... 577

Русское шеллингианство ................................................................................ 581

Формирование антропологической философии........................................... 588

Оглавление 727

Славянофилы и западники............................................................................. 594

Антропологический материализм

русских революционных демократов ............................................................ 603

Антропологический идеализм ПД.Юркевича.............................................. 615

Философские идеи русского народничества................................................. 617

Философско-художественная антропология

Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского................................................................ 626

Философия культуры Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева......................... 633

«Философия положительного всеединства» Вл. С. Соловьева ...................... 639

Глава 14. Русская философия XX века..................................................... 646

Особенности русской философии XX века................................................... 646

Философия русского марксизма.................................................................... 649

«Новое религиозное сознание» и философия «серебряного века» ............. 657

«Мистический реализм» Д.С.Мережковского .............................................. 660

«Философия пола» В.В.Розанова................................................................... 663

Философия творчества Н.А.Бердяева.......................................................... 667

«Цельное мировоззрение» П.А.Флоренского ............................................... 672

Философские идеи С.Н.Булгакова ................................................................ 678

Философия русского космизма...................................................................... 684

Русские мыслители о судьбе россии (И.А-Ильин, евразийцы)................... 696

Судьбы советской философии.................................................................. 705

Именной указатель.................................................................................. 716

ГЛАВА 1

Философия Древнего Востока

ДРЕВНИЙ ВОСТОК:

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ

Философское развитие Древнего Востока имело характерные особенности, которые коренились в специфике Востока как типа культуры. Понятие Древнего Востока имеет определенные границы — как временные, так и пространствен-ные. Обычно к этому региону относят Египет, Палестину, Месопотамию, Иран, Индию, Китай и сопредельные страны. Его хронос — период от III тысячеле-тия до нашей эры до начала нашей эры. Европа всегда воспринимала Восток и его духовную культуру как нечто таинственное, стремилась понять его и оста-навливалась перед его непостижимостью. В дихотомии «Восток — Запад», ко-торая всегда занимала европейское сознание, Восток воспринимался чаще всего как противоположность европейской культуре, и в контексте этого мистика Вос-тока противопоставлялась европейскому рационализму, рабство — свободе, созер-цательность — творческому действию, социальная стагнация — динамике. Характерным в этом отношении является наблюдение Гегеля, высказанное им на страницах «Энциклопедии философских наук»: «Итак, Азия представляет собой как в физическом, так и в духовном отношении момент противополож-ности, неопосредствованную противоположность... Дух, с одной стороны, от-рывается здесь от природы, с другой — снова впадает в природность, так как он достигает действительности еще не в себе самом, а только в сфере природы. В этом тождестве духа с природой настоящая свобода невозможна. Человек здесь еще не может прийти к осознанию своей личности, не имеет еще в своей индивидуальности никакой ценности и никакого оправдания — ни у индусов, ни у китайцев; эти последние без всякого колебания бросают или даже убивают своих детей»' .

Как видим, великого европейского философа Восток интересовал как иллю-страция царства «несовершенной», «неполной» свободы. Признавая за таким взгля-дом известную категоричность, нельзя не отметить, что Восток действительно характеризуется рядом специфических, отличных от Европы черт. Сама восточ-ная цивилизация зародилась гораздо раньше европейской и была исторически первым этапом цивилизационной эволюции человечества. Ее возникновение и развитие гораздо в большей степени определялись географическим фактором и зависели от него в последующем. Большинство древневосточных обществ представляли собой рабовладельческие деспотии, хотя это был иной, нежели в античном мире, тип рабовладения. Для него характерна абсолютная, освя-щенная религией власть царя не только над землей, но и над подданными. Восток не знал личной свободы в той мере, в какой она существовала в Европе.

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 63.

Деспотический характер власти и всеобщая зависимость от первого лица создавали соответствующую духовную атмосферу и систему ценностей. Деспо-тизм пронизывал всю систему отношений на Востоке — от семьи до государ-ства, которое воспринималось как своего рода большая семья. Восточные страны не знали демократии античного типа. Характерной чертой их общественных отношений был патернализм, предполагавший полную власть мужчины над женщиной, отца над детьми, главы семьи над ее членами, правителя над под-данными. Отсюда и традиционный для Востока культ личности. Традициона-лизм вообще является особенностью Востока. Он проявляется, помимо прочего, в крайне застойном характере общественного развития, равно как и в ориента-ции на прошлое как на норму и идеал такого развития.

В социальной структуре восточных обществ исключительная роль при-надлежала жречеству, которое сосредоточило в своих руках не только отправле-ние культа, но и духовную жизнь в широком смысле, в том числе науку и философию там, где они существовали. Монополия жречества в духовной жизни явилась одной из причин исключительно тесного переплетения философии и религии, непоследовательного и неполного обособления философии от ми-фологии. Философская рефлексия требует определенных социальных условий, и прежде всего светской интеллектуальной среды, которой на Востоке (во вся-ком случае, на Ближнем) не существовало. Это была одна из причин того, что в большинстве стран Востока философия так и не обособилась от предшествовав-ших ей форм мировоззрения. Другой причиной были перерывы в социально-политическом развитии восточных цивилизаций, их гибель вследствие внешних факторов (Египет, Двуречье, Израиль). Это обстоятельство дает основание ха-рактеризовать духовное развитие и мировоззренческие поиски большинства ре-гионов Востока как предфилософию. Между тем в двух странах — Индии и Китае, общественное развитие которых не знало столь резких перерывов, пред-философия, последовательно развиваясь, обрела философские формы. Там сло-жились зрелые и интересные системы, были поставлены важные проблемы натурфилософского, гносеологического и этического характера. Именно поэтому в данном разделе представлены философии Древней Индии и Древнего Китая.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Древнеиндийская философия является одним из наиболее глубоких и ори-гинальных явлений человеческой культуры. Сложившись в недрах цивилиза-ции Древней Индии, ее философия выразила глубинные сущностные черты этой цивилизации и оказала колоссальное воздействие на ее дальнейшее духов-ное развитие. Однако ее роль и значение выходят далеко за границы собствен-но индийского ареала. Индийская философия всегда привлекала к себе внимание европейских интеллектуалов. Ею интересовались Шопенгауэр и Ницше, Толстой и Блаватская. Вне влияния индийской философии невозможно понять многие явления европейской и американской культуры XIX в. Речь идет не только о теософии, зародившейся еще в XX в. и в значительной мере питавшейся иде-ями индийской философии. Многие из этих идей проникли в обыденное со-знание в вульгаризированном виде и составляют как бы часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о «законах кармы»? Рассуж-

35

дения о карме, одной из важнейших категорий индийского мировоззрения, ста-ли общим местом у всех или почти у всех современных проповедников «новых истин» и учителей «эзотерического знания». То же самое относится и к такой идее, как «сансара», или, как она обычно именуется в европейской культурной традиции, реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры и едва ли мо-жет вызвать сегодня у кого-либо недоумение. Скорее наоборот, он серьезно обсуждается и вызывает неприятие разве что у представителей традиционного христианства, которому названные идеи принципиально чужды. Как видим, значение индийской мысли несомненно. Она нередко заполняет своего рода духовный вакуум, возникающий в связи с девальвацией традиционных ценно-стей европейской культуры.

Все те, кто знаком с индийской философией, признают глубину ее содержа-ния и оригинальность способа выражения. Поэтому, излагая вопрос об индийской философской традиции, мы прежде всего должны понять, в чем заключаются ее глубина, ее притягательная сила, ее мудрость, какие вопросы она ставит и как она их решает. Ответы на эти вопросы позволят нам не только лучше осмыслить собственно индийскую культуру, продуктом которой является ее фило-софия, но и лучше понять самих себя на изломе веков и тысячелетий.

Сама культура Индии вызывает у европейцев десятки вопросов: почему индусы усопших кремируют, а не погребают; почему при катастрофическом перенаселении страны индийские семьи сопротивляются регулированию рож-даемости; почему обезьян кормят и ухаживают за ними в специальных храмовых садах и парках, тогда как где-то рядом в грязи нищие умирают от голода; почему до наших дней сохранилась кастовая сегрегация; почему индусы не страшатся смерти. Ответы на эти и многие другие вопросы коренятся в понимании принци-' пов индийской культурной традиции. Эта традиция, в свою очередь, неразрывно связана с некоторыми фундаментальными мировоззренческими константами, нашедшими свое осмысление и обоснование в философии.

Понять характерные индийские сцены и ситуации можно, лишь вникнув в суть мировоззрения индийцев. Представьте себе типичную индийскую семью из низших каст: изможденный, одетый лишь в набедренную повязку муж, худая, высохшая жена, в которой с трудом угадывается женщина. Рядом — жилище, сконструированное из досок. Кругом зловоние и нечистоты. И множество детей. При этом все — и родители и дети — улыбаются. Вы не видите следов печали, отчаяния или протеста. Индийский гид, видя на вашем лице недоумение, объяс-няет ситуацию примерно так: вам, европейцам, трудно понять, как можно быть счастливым в такой «несчастливой» обстановке, но для индуса болезни, нищета и иные беды — это всего лишь кармические последствия «прошлой жизни», которые надо принять безропотно. Страшного в жизни ничего нет; то, что страш-нее всего для вас, европейцев, смерть — для индуса лишь переход в иную жизнь, которая, быть может, будет лучше нынешней. В таких ситуациях убеждаешься в «практичности» индийской философии, в ее живой жизненной направленности.

Однако профессиональное обсуждение индийской философии сталкивается с одной весьма серьезной проблемой. Дело в том, что слишком очевидна ее «несво-димость» к европейской философской традиции, «непохожесть» на философию европейского образца. Так, читая Упанишады, самое значительное произведе-ние индийской философской литературы, вы не столкнетесь с рациональным,

36

логически последовательным и доказательным изложением. В них нет того, что обычно называют дискурсивным рассуждением, характерным для классичес-кой философии Европы. Скорее наоборот. Вы словно плывете по бескрайнему морю аллегорий, неожиданных образов и оборотов мысли. Аргументы и дока-зательства заменяются притчами и сравнениями. Древнеиндийский философ-ский текст производит впечатление поэзии, мифа, тайного откровения, и в этом также заключены его притягательность, сила и своеобразие, которые можно понять лишь в контексте культуры Востока.

Несомненное величие индийской интеллектуальной традиции, с одной стороны, и ее нетождественность тому, что мы привыкли называть философи-ей, — с другой, порождают неоднозначное к ней отношение. К примеру, про-фессор Корнелльского университета Ф.Тилли в своей «Истории философии» утверждал, что, поскольку индийцы никогда в своем духовном развитии не вы-ходили за границы обычной веры и мифологии, у них в принципе не может существовать и философия в собственном смысле этого слова'. По его мнению, всемирная история философии должна включать философское наследие всех народов, однако далеко не все народы смогли создать настоящие системы мысли, к которым применимо слово «философия». Большинство же так и не смогло выйти за пределы мифологического сознания. При всей своей оригинальности индийский дух, равно как и китайское, египетское да и вообще всякое восточ-ное духовное наследие, сводится к мифологическим сюжетам либо этическим доктринам и весьма далек от той интеллектуальной строгости, без которой невоз-можна философия. По этой причине Ф.Тилли вообще исключил из своей книги индийскую философию, а свое изложение начал с Древней Греции, на которой зиждется европейская духовная традиция. Такая позиция достаточно распрост-ранена, особенно в европейской и американской истории философии, и с ней нельзя не считаться.

Вместе с тем существует противоположный взгляд на рассматриваемую про-блему, а именно: область того, что именуется индийской философией, так об-ширна и оригинальна, а число источников, по которым можно ее исследовать, столь необозримо, что время ее исследования еще не пришло. Физически не-возможно охватить множество произведений, составляющих индийскую духов-ную традицию, а их фрагментарное изучение не дает целостного, а следовательно, и верного представления о самом предмете. Сложность заключается еще и в том, что сама индийская философская литература изобилует очень большим числом терминов и понятий, которые непереводимы на европейские языки. Поэтому при ее изложении принято в роли термина использовать соответствующее ин-дийское слово в его европейской языковой транскрипции. Все это свидетель-ствует, по мнению некоторых философов, о такой значительности и вместе с тем такой специфике индийской философии, которые делают ее пока недо-ступной для тщательного исследования и адекватного понимания. Европейская наука и культура оказываются «прокрустовым ложем», не способным вместить, охватить, верно понять феномен индийской философии, да и восточной куль-туры в целом.

Несмотря на подобные полярные мнения ученых, большинство исследо-вателей все же едины в том, что индийская философия при всей аллегорично-сти, метафоричности и «нестрогости» изложения является философией, может

37

и должна изучаться не как религия, мифология или поэзия, но именно как фи-лософия. Это мнение разделяли и разделяют такие признанные авторитеты в области истории индийской философии, как М.Мюллер, С.Дасгупта, С.Рад-хакришнан и другие. Обилие источников также не является преградой для ее пости-жения, поскольку, как показывает результат работы над ними, в большинстве своем они сосредоточены на рассмотрении некоторых исходных фундаментальных проблем, являющихся ключевыми именно для индийской философии. Поэтому и мы сконцентрируем дальнейшее ее изложение вокруг проблем именно такого характера.

Философия любой страны или народа представляет собой часть культуры. Это относится и к философии Индии. Поэтому ее изучение и постижение дол-жно осуществляться с учетом ее цивилизационного развития. Бесспорно, ин-дийская цивилизация является одной из наиболее древних цивилизаций мира. | Ее истоки восходят к III тысячелетию до н.э., когда возникла так называемая индская культура. Со временем на смену индской культуре приходит иная ци-вилизация, получившая наименование индо-арийской.

Происхождение индо-арийской цивилизации связано с миграцией в меж-дуречье Инда и Ганга племен, которые называли себя ариями, что в переводе с санскрита, их языка, означает «благородные». Исследователи связывают рас-пространение арийских племен с серединой II тысячелетия до н.э. Арии осво-или эту огромную территорию, перешли к оседлому образу жизни, частично смешались с местным населением, а частично обратили его в рабство и на этой основе постепенно создали культуру с весьма своеобразным духовным компо-нентом. Важными импульсами ее развития стали возникновение на территории Индии государств и установление кастового строя. Со временем духовная куль-тура древних индийцев приобрела устойчивость и даже известную закостене-лость. В своем развитом состоянии она включала в себя и мифологические системы, и религиозные традиции, и философские концепции. Все они стали базой духовной жизни десятков поколений людей на Востоке. Эти традиции живы и сегодня.

ИСТОЧНИКИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философия Древней Индии прошла долгий путь. И хотя страна пережи-вала и внутриполитическую раздробленность на отдельные княжества (Индия до прихода англичан, по существу, никогда не представляла собой единого государства), и внешние нашествия (мусульманской династии Моголов, англи-чан), эволюция индийской культуры и философской мысли как ее составной части фактически не знала перерывов. В ее развитии выделяются следующие периоды: древнеиндийская философия, средневековая философия и современ-ная индийская философия. Период развития древнеиндийской философии ог-раничен хронологическими рамками III в. до н.э. — IV в.н.э. (хотя в литературе можно встретить и другую периодизацию). В свою очередь, история древнеин-дийской философии делится на три этапа. Первый — ведический этап (прибли-зительно VI — V вв. до н.э.). Следующий за ним называется послеведическим этапом (V — III вв. до н.э.). Завершает развитие древнеиндийской философии так называемый период сутр (III в. до н.э. — IV в. н.э.). Каждый из этих пери-

38

одов получил свое название по господствовавшим текстам (Веды, сутры), со-ставлявшим источники философских поисков. Вместе с тем эти периоды раз-личаются по степени зрелости идей и принципов самой философии.

Исторически первым этапом истории древнеиндийской философии яв-ляется ведический этап, на котором происходит становление самой индийс-кой философии. Название этого этапа восходит к древнейшему памятнику индийской культуры — Ведам. О том, чем для индуса являются Веды, свидетель-ствуют слова, принадлежащие известному индийскому философу Л.П.Шастри. «Само слово «Веды», — пишет он, — переполняет душу каждого индийца чув-ством глубочайшего уважения. Не часто рождается тот, кто читает Веды, а тот, кто понимает их, является подлинным воплощением Шивы или Вишну. Чистота тела и разума — это предварительное условие постижения Вед, что, в свою очередь, дает возможность их знатоку достигнуть невозможного. Вишвамитра произносит заклинание — и после двенадцатилетней засухи на землю льются потоки дождя. Произношу заклинание я—ив Дели погибает мой враг. Сила ведических заклинаний такова, что бесплодная женщина становится матерью, больной излечивается, бедняк богатеет, а умирающий возвращается к жизни. Если вам нужны какие-то доводы, заявите, что так говорится в Ведах, и никто не осмелится вам прекословить». Создание Вед традиционно приписывается муд-рецу Вьясе, в облике которого много веков назад будто бы воплотился сам бог Вишну. Как видим, в обыденном индийском сознании Веды приобретают сак-ральный характер, происходит мистификация их происхождения и содержания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ч. С. Кирвеля Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебник (2)

    Учебник
    Античной философией мы называем совокупность философских учений, воз­никших в Древней Греции и Древнем Риме. Ей предшествовала мифология Древ­ней Греции, нашедшая свое выражение главным образом в эпических произведениях Гомера «Илиада»
  2. Ч. С. Кирвеля Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебник (3)

    Учебник
    Философия любого исторического периода представляет собой самосознание эпохи: в ней и через нее эпоха проясняет, осмысливает свои основные черты и особенности.
  3. Республики Беларусь учреждение образования «гродненский государственный университет имени янки купалы» К. В. Карпинскии человек как субъект жизни гродно 2002

    Документ
    В монографии представлены результаты психологического анализа лич­ности в качестве субъекта деятельности и индивидуального жизненного пути. В общепсихологическом аспекте рассматривается субъектная актив­ность личности, освещаются
  4. Типовая учебная программа для высших учебных заведений согласовано (1)

    Программа
    В.С. Вязовкин – кандидат философских наук, доцент кафедры философии методологии университетского образования Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
  5. V. географическое и экологическое образование для устойчивого развития шимова о. С

    Документ
    В декабре 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 57/254 объявила период с 2005 по 2014 г. Десятилетием образования для устойчивого развития (ОУР) Организации Объединенных Наций, а совещание высокого уровня представителей министерств

Другие похожие документы..