Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты, изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет, как с...полностью>>
'Документ'
Работа Карташева «Вселенские соборы» вышла в свет в 1963 году, уже после смерти автора. Настоящее издание — первая публикация этой книги в нашей стран...полностью>>
'Документ'
Страховка спасконцом осуществляется на сравнительно узких участках реки чуть ниже участка препятствия, вызывающего у вас сомнения. Спасатель должен б...полностью>>
'Сказка'
Заведующий Центра развития ребёнка - детский сад №56 «Сказка» - муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Димитровграда Ульяновской ...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лекция 3. Педагогический процесс и его составляющие.

  1. Педагогический процесс и его составляющие.

  2. Основные понятия дидактики.

  3. Структура учебного процесса.

  4. Содержание учебного процесса.

  1. Латинское слово –«процессус»- движение вперед, изменение. Педагогический процесс

( «учебно-воспитательный») – это процесс , в котором достигается цель образования и воспитания путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых ( т.е .происходит изменение учащегося, его движение и развитие путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом. Сущность педагогического процесса можно выразить формулой: «Обучая воспитывать, воспитывая обучать». Обучение и воспитание как основа учебно- воспитательного процесса осуществляют развитие личности. Психолого-педагогические исследования Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева позволяют утверждать, что воспитание и образование идут впереди развития , определяют его. ( как писал Л.С. Выготский ,» только то обучение является хорошим , которое забегает вперед развитию.. создает зону ближайщего развития ребенка , т.е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития»).

Общие закономерности педагогического процесса:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе (ПП как развивающее взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат, тот ученик будет иметь более высокие достижения, которого были более высокие промежуточные показатели) .

2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебную деятельность) 4) применения средств и способов воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательном процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4.Закономерность стимулирования. Продуктивность зависит от : 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности. 2) интенсивности, характера и своевременности внешних ( общественных, педагогических, моральных, материальных) стимулов.

5.Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней ( педагогической) и внутренней ( познавательной) деятельности. Зависит: 1) качества педагогической деятельности;2) качества собственной учебно- воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно- воспитательного процесса зависит от : 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей общества; 3) условий протекания процесса.

Этапы педагогического процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие задачи: целеполагание , диагностика условия, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Сущность целеполагания ( обоснования и постановка цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую задачу, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющих конкретных условиях.. На данном этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Педагогическая диагностика- это исследовательская процедура , направленная на прояснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее главная цель –получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. ( в процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условий протекания процесса. Обычно первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза)

Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса, заключается в том, чтобы предварительно , еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющих конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после доработка воплощается в план. Пан, как и сам процесс всегда привязан к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы- руководства учебно-воспитательной процессом в школе, воспитательной работы в классе, планирование уроков План -итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

  1. Этап осуществления педагогического процесса ( основной) включает взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействии педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и фор педагогического процесса, создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников. Эффективность процесса зависит от того , насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практичная реализация общей цели к друг другу. Например , в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность , обьем , цель не подчинены общей цели и направленности процесса , не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

  2. Заключительный (анализ достигнутых результатов), чтобы в будущем не повторить ошибок, учесть неэффективные моменты предыдущего, так как мы анализируя- обучаемся.

2.Основные понятия дидактики. Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании , методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Главные вопросы дидактики: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Рассмотрим базовые понятия дидактики.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. ( знание- совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение эти предметом; умения- овладение способами ( приемы) применения усвоенных знаний на практике; навыки-умения, доведенные до автоматизма) Но знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение «педагог – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

• стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

• организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

• развитие мышления, памяти, творческих способностей;

• совершенствование учебных умений и навыков;

• выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

• постановка целей учебной работы;

• формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

• определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

• организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

• придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

• регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

• оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

• осознание целей и задач обучения;

• развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

• осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

• восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

• проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

• самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;

• самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (ВЦ) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

ЦЕЛЬ  ПРИНЦИПЫ  СОДЕРЖАНИЕ  МЕТОДЫ  СРЕДСТВА  ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру – психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1) познавательные процессы, 2) мотивация учения, 3) напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

• постановка цели;

• информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся);

• формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;

• проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

• реализация проекта;

• контроль за ходом выполнения;

• корректировка;

• подведение итогов.

Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:

1. Развивающее и воспитывающее обучение.

2. Научность и доступность, посильная трудность.

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

4. Наглядность и развитие теоретического мышления.

5. Системность и систематичность обучения.

6. Переход от обучения к самообразованию.

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

9. Положительный эмоциональный фон обучения.

10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

12. Компьютеризация обучения.

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

14. Инновативность обучения.

Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:

• обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

• обучение должно характеризоваться проблемкостью;

• обучение должно быть наглядным;

• обучение должно быть активным и сознательным;

• обучение должно быть доступным;

• обучение должно быть систематическим и последовательным;

• в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

  1. Содержание образования.

Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения , содержание должно отражать как текущие , так и перспективные потребности общества, а также отдельных людей. Как система зависимая она всегда остается предметом острой идеологической борьбы – стремлением распространить свое влияние на школу, а через нее на все общество. Этот фактор носит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать как одну из закономерностей формирования содержания образования. Среди систем, в

наибольшей степени обусловливающих формирование обучения , выделяются системы:

    1. социальных и личностных потребностей ( на нынешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, должна быть решена проблема как соединить общественные и личные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым.

    2. Система социальных и научных достижений.( исследования в области импликации ( внедрения0 научных достижений в содержании образования , показали, что период времени ( лаг) между проявлением нового научного открытия и началом их систематического изучения в школе сокращается: если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, радио (Попов) -40 лет, то с транзисторами познакомились через 10 лет после его изобретения, а бионикой, космической биологией, современной техникой- через 4-5 лет после изобретения).

    3. Система возможностей ( регулятор сведений, ограничения возрастного характера – пример 70 годы . Сегодня доказано, что запомнить ребенок может все и чем моложе тем больше и быстрее; другое дело осмыслить, понять, усвоить, для этого необходим определенный уровень развития.).

Содержание учебного процесса может иметь структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время является линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры содержания. При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы. Концентрическая предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос постепенно расширяется , обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопленных знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются ( физика, химия, биология). Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. ( организация общественных, педагогических, психических наук). Составители учебных книг все большее используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях.

Учебный план- это сертификат учебного заведения, определяющий:

1.прдолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2.полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

3.распределение предметов по годам обучения;

4.количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе. Предметы делятся на обязательные и факультативные. Типовые учебные планы нн всегда подходят для новых учебных заведений., которые разрабатывают собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит:

- тематическое содержание учебного материала;

-ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;

-перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

-рекомендуемую литературу.

( школьные советы дифференцированные программы).

Содержание образования подробно разрывается в учебной литературе. ( учебник- стабильность- устойчивая основа, мобильность –обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяя блоки.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

1.Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся , которые побуждают их к изучению предмета.

2.Информационную, позволяющую учащимся расширять обьем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

3.Контрольно- корректирующую (тренировочную),которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов работы.

Учебные вопросы.

1. Что такое педагогический процесс?

2.Что означает целостность педагогического процесса?

3.Выделите и проанализируйте этапы педагогического процесса.

Литература:

1.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., — М., 2009.

2.Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд., — М., 2009.

3.Подласый И.П. Педагогика. — М.,2009..

4.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 2008..



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие
    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .
  2. Объем кредитов программы составляет 129 кредитов+ 6 кредитов (практика)+ 8 кредитов (физвоспитания) + 3 кредита (государственная аттестация)- (ects-249 кредитов) Код дисциплины, шифр

    Документ
    Университет образовательную деятельность по специальности 5В010600 - “Музыкальное образование” осуществляет на основе утвержденной Комитетом контроля в сфере образования и науки МОН РК государственной лицензии АБ №0137434 от 03.
  3. Cols=2 gutter=19> Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики. Задачи профессиональной педагогики. Педагогика

    Закон
    Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
  4. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть,
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть,

Другие похожие документы..