Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Ф 77 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т.А. Ашихмина; Бийский пед. гос...полностью>>
'Документ'
Матеріал підготовлено з метою охорони прав і свобод громадян, власності, конституційного ладу України, прав і законних інтересів підприємств, установ...полностью>>
'Документ'
Разработан АО "Тулаоргтехстрой" с участием НИИЖБ и ЦНИИЭУС Минстроя России. Внесен Управлением совершенствования ценообразования и сметного...полностью>>
'Рабочая учебная программа'
Рабочая учебная программа по химии для учащихся 10 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образо...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, формализма, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности (А.С. Макаренко говорил о «мажорном тоне»). На «разносах» в воспитании далеко не уедешь. Нужен стиль и методы работы, обеспечивающие преобладание положительных эмоций.

Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя — это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости, бескорыстии, доброжелательного отношения к ним, искреннего желания помочь и порожденного всем этим желания их слушать и слушаться его, следовать его советам. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают. Убедительны слова того, кто пользуется авторитетом, кого уважают за ум и справедливость, в чье бескорыстие, доброжелательность и искренность верят, кто сам ведет себя так, как призывает других вести себя. Такому человеку хотят подражать, к его советам прислушиваются, поступают так, как он рекомендует, и ему не приходится прибегать к жестким мерам и терять терпение.

Педагогическое сотрудничество — это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы, атмосфера интереса и обоюдной увлеченности. Педагогическое сотрудничество стирает психологические барьеры между воспитателем и воспитывающимися, невольное порой желание последних возражать, отрицать, поступать наперекор вполне разумным и правильным советам.

Принцип сознательности и активности подчеркивает, что в воспитании все должно осуществляться на уровне сознания и самосознания. Приоритет принадлежит методам убеждения, разъяснения, обоснования, сравнения, доказывания, примера. Это не значит, что воспитание должно быть исключительно словесным, хотя есть люди, которые наивно полагают, что чем больше говорить правильные слова, тем правильнее будет поведение воспитываемых. В действительности это приводит к девальвации, обесцениванию смысла слов, и они начинают отскакивать от человека, как горох от стены. Кстати, и зарубежные сторонники концепции свободного развития придают значение убеждению человека, но убеждению на собственном опыте успехов и неудач, «свободных» решений и поступков.

Принцип сознательности предполагает необходимость говорить правду, не обходить острые вопросы, не допускать расхождения между словом и делом, между тем, в чем убеждают человека, и тем, в чем его убеждает опыт, наблюдаемое в жизни. Противоречия, несовпадения, лукавство, умалчивание недопустимы.

Активизация самосознания, самооценки воспитывающихся — еще одно приложение этого принципа. Человек не для других, а для себя самого должен быть порядочным, даже наедине с собой, в мыслях не следует делать ничего дурного. Надо научиться самому требовать от себя, стыдиться самому, а не ждать стыда от других. Умение смотреть и оценивать себя со стороны, глазами и умом других людей — важный признак воспитанности человека и способ повышения его уровня. Часто у людей, особенно подростков, нет привычки к самооценке, а тем более правильной. Завышенная самооценка, самолюбование, самомнение, несамокритичность, примитивные представления о достоинствах человека кладут предел личностному росту. В самом деле: «Зачем утруждать себя, если я и так со всех сторон хорош». Воспитание призвано побуждать людей задуматься о своей воспитанности, престиже, имидже, достоинствах и недостатках, вызывать здоровую обеспокоенность, учить этому.

Принцип сочетания уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему классический принцип воспитания. Воспитывающее влияние на людей пропорционально любви к ним, — учил Песталоцци (1746—1827). «Доброта — качество, излишек которого не вредит» (англ. писатель Д. Голсуорси). Доброта, уважение должны сочетаться с требовательностью. Сочетание — не «золотая» середина между требовательностью и уважением, — считал А.С. Макаренко, — ибо нельзя быть полууважительным и полутребовательным; правило иное — как можно больше уважения, заботы и требовательности. Требовательность — не инородное тело в гуманизме. Практически любая хорошая идея превращается в свою противоположность, когда доводится до абсолюта, абсурда, утраты чувства меры. В разумной, справедливой, вежливо сформулированной, не оскорбляющей достоинство человека, не беспрерывно и назойливо зудящей как муха требовательности выражается уважение к человеку, обеспокоенность его проблемами, форма выражения стремления помочь ему. Без справедливой требовательности нет воспитания. Это часто не понимается особенно родителями, безумно любящими, балующими, все прощающими и ограждающими от всяких забот свое дитя до 20, а то и более лет: «Вырастет и еще наработается, а пока пусть отдыхает и развлекается». Последствия закономерны: вырастает взрослый бездельник, лентяй, привыкший только «расслабляться», а не утруждать себя, требующий от родителей продолжать содержать его и удовлетворять прихоти.

Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и др. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд — не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.

Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека.

Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе. Любой метод окажется плох, если применяется без понятия, шаблонно, стандартно, если есть увлечение применением только его (например, только поощрениями и, напротив, — только наказаниями). Он может быть хорош лишь в комплексе методов, подобранных с учетом конкретной ситуации и особенностей человека.

Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами:

  • не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью,

  • быть требовательным, но справедливым и уважительным,

  • проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,

  • уметь поучать, советовать, делать замечания без проявления высокомерия, превосходства, «яканья» и навязчивого морализирования,

  • быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности, панибратства,

  • доверять, но не попустительствовать,

  • быть щедрым на похвалу, но без захваливания,

  • быть добрым, но без либерализма и проявления слабости в достижении педагогических целей,

  • быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,

  • стремиться использовать наиболее мягкие способы воздействий (рекомендации, советы и в уместных случаях даже просьбы), но строго индивидуально и не останавливаться, когда это оказывается необходимым, перед использованием более категоричных и строгих мер,

  • применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, издевки, оскорблений и др.

Принцип индивидуального подхода в воспитании. Каждое воспитательное воздействие, метод хороши и дадут результат, если соответствуют индивидуальным особенностям данного человека, уровню воспитанности, его психическому состоянию, испытываемым трудностям, ожиданиям и надеждам.

Педагогика подчеркивает важность правила опоры на положительное. Поиск недостатков в личности и работе человека, их длинное и многократное перечисление в сочетании с упреками и унижающими комментариями — путь, ведущий в воспитательный тупик. Продуктивен путь, который воодушевляет человека, порождает надежды, крепит веру в свои возможности. Учителю, родителю, руководителю следует неоднократно демонстрировать, что они видят положительные стороны воспитывающегося, а не только недостатки. Редко встречаются люди, о которых вообще нельзя сказать что-либо хорошее. Если не успехи, то уж нормально выполненные ими действия и поступки или какие-то интересы и способности. Именно их и надо использовать, чтобы вовлечь в какое-то полезное дело, призвать к их более очевидному, частому и широкому проявлению положительного. Устанавливать контакт, находя точки совпадения взглядов, интересов, отношений. Когда все же не находится поводов, чтобы сказать доброе слово, бывает полезным дать простое поручение, чтобы иметь потом основание для похвалы. Можно оказать помощь «неподдающемуся» в решении какой-то личной проблемы, призвать ответить на уважение уважением, на добро — добром. Нужны подсказка, совет, как лучше проявить свои способности, утвердиться в себе и во мнении других. Следует искать и использовать все средства и способы, чтобы человек почаще испытывал радость и удовлетворение от успехов, от услышанной похвалы, одобрения, поощрения.

Методы воспитания

Под методами воспитания понимается совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного педагогического результата. Средства воспитания все то, с помощью чего осуществляется воздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия, условия и пр. Приемы воспитания частные способы (операции) использования методов и средств.

Существует немало методов воспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.

К методам воздействия на сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример.

К методам воспитания привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков, приучение, требование, принуждение.

Есть группа методов стимулирования должного поведения', соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив, авансирование доверия, требование, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.

Каждому методу свойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убеждения относятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания, демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными, использование положений нормативных документов, ссылка на авторитет, ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести, порядочности, самолюбию, предложение к самооценке, к опровержению доказательств, рассуждения «от противного» и др.

Успех применения методов зависит от условий, авторитетности применяющего их, а также его целеустремленности, педагогической грамотности, а главное — личного примера: личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности, справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.

Убеждая кого-то, приучая, поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший по возрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод, называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительно педагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:

• отчетливо осознает воспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,

• активизирует в своем сознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,

• припоминает имеющиеся у него и подходящие к данному случаю педагогические знания, примеривает, перебирая в мыслях, варианты их гибкого применения в данном случае,

• размышляет об индивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, о предупреждении промахов и возможных негативных реакций,

• подбирает педагогические средства, приемы, стиль, манеру, место и время, наиболее походящие для применения метода,

• не сбивается с педагогической позиции при фактическом применении метода.

Формы воспитания

Под ними понимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Классифицировать их можно по разным основаниям:

• по числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые*,

• по частным задачам: культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,

• по особенностям способов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театров, кинофильмов и пр.), индивидуальные поручения, коллективная работа, участие в субботниках и в работе общественных формирований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.,

• по месту проведения: формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, в быту, при занятиях спортом и др.,

• по времени проведения: плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправител.

Формы тоже не сами по себе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание, организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими, воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогических принципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств и приемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.

К основам научно-педагогического знания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотреть в других главах.

Контрольные вопросы:

1Каковы сущность, цели и задачи воспитания?

2Назовите основные содержательные принципы воспитания и поясните, как их надо реализовать на практике.

3Дайте характеристику организационных принципов воспитания и поясните, как их следует применять в практике воспитания.

4.Каковы методические принципы воспитания и в чем особенности их применения на практике?

5.Дайте характеристику методов воспитания.

Литература

  1. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 2009

  2. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. — М., 1967.

  3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. — М., 2008.

  4. История педагогики. В 2 т./Под ред. А.И. Пискунова. — М., 2009.

  5. История педагогики на пороге XXI века. В 2 ч. / Под ред. Г.Б. Корнетова, В.Г. Безрогова. — М., 2000.

  6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Под ред. А.И. Пискунова и др. — М., 1982.

  7. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин,1980.

  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. 4-е изд. — М., 1999.

Лекция 3. Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса.

Учебные вопросы:

  1. Специфика, функции и закономерности воспитательного процесса.

  2. Понятие воспитательной системы школы, ее сущность и предназначение.

  3. Этапы становления и развития школьных воспитательных систем.

  1. Воспитательный процесс- процесс взаимодействия, в котором в соотвествии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям и отношениям.

Специфика воспитательного процесса: в содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений , норм, социально- значимых отношений , мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают аспекты:

  1. ценностно-ориентационный. 2. отношенческий 3. мотивационный 4. эмоциональный 5. поведенческий.

Ориентация осуществляется на область чувств, эмоций, подсознания. Результат воспитания- воспитанность личности- невозможность нарушения норм, ставшими внутренними регуляторами действий и поступков.

Функции воспитательного процесса:

  1. Организация многообразной и разносторонней деятельности воспитанников.

  2. Охрана физического и психического здоровья воспитанников.

  3. Специально организованное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств.

  4. Осуществление превентивного ( предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного поведения.

Закономерности воспитательного процесса.

1.Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного фона протекания педагогического взаимодействия.

2.Реальных результатов в воспитании можно добиться только при введении воспитанника в культуру через активные усилия его самого, ведущие к развитию его способностей.

3. Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше результат.

4.Чем целеннапраленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

2. Феноменом современной педагогической действительности, реализующей целостность учебно-воспитательного процесса, являются воспитательные системы, которые характеризуются как форма интеграции воспитательных систем взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечивается реализация задач воспитания в специально организованных условиях. Это прежде всего авторские системы школ педагогов- новаторов.

Авторская школа - экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических или организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Виды авторских школ: 1. По имени создателей: Школа В.А. Караковского, школ Е.А. Ямбурга. 2. По обобщающим названиям идей, положенных в основу образовательно- воспитатльной системы школы: Школа самоопределения (А.Н. Тубельский) 3. По созданию педагогами прошлого воспитательным системам: Школа А.С. Макаренко.

Главное отличие современной, гуманистической воспитательной системы от авторитарной заключается в том, что здесь все создается ради самого ребенка, который выступает субъектом воспитания. Создателями воспитательной системы школы являются учителя и учащиеся , родители общественность, объединенные в единый воспитательный коллектив. Объединение детей и взрослых в единый коллектив-это важнейшее условие и результат развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. В составляющие ее компоненты включается:

1.Цель как исходная концепция ( или совокупность идей , ради которой она создается).

Так, воспитальная систем любой школы включат блок целей, который осмысливается и научно обосновывается с позиции философии , педагогики, социологии, физиологии, психологии. Однако идеи различны и различны их обоснования. Затем эти цели осмысливаются и принимаются всем воспитательным коллективом: учениками, родителями, учителями, общественностью. Цель задает всю воспитательную систему, ее характер и ведущий принцип организации педагогической деятельности. Например:

в Лакинской школе основная идея- развитие гуманистических отношений детей. Научным обоснованием идеи школы является теория развития личности, которая включает три фактора развития - наследственность, среду м воспитание. В данном случае фактор среды выступает как ведущий.

2. Эффективность реализации цели воспитания зависит от определения деятельности, общей для детей и взрослых, по осуществлению задуманной цели. Эта деятельность обеспечивает целостность воспитательной системы, которая состоит из двух блоков- блок дидактический и блок воспитательной работы называется системообразующая деятельность. Возможны познавательная, трудовая , спортивная деятельности.

В школе Гузика- в младших классах- игра, а в старших- своеобразная технология обучения, состоящая из блока уроков- изучения учебной информации , урока систематизации фактического материала, урока общения, урока систематизации знаний. Системообразующей деятельностью в Сахновской ( школа Захаренко А.) является труд- труд созидательный, творческий, совместный, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его результаты.

3. Воспитательная система школы связана со средой, в которой работает школа. Хорошо организованные воспитательные системы могут подчинять свому влиянию окружающую среду, стать центром воспитательной работы. В Лакинской школе ученики создают экологические тропы, в микрорайоне школы проводится игра «Зеленый пояс Земли», осуществляется связь с детским домом, проводится благоустройство района. Школа Гузика- это школа комплекс, куда входят общеобразовательная школа, школа искусств, спортивная школа, базовое предприятие. Школа сориентирована на обслуживание населения.

4.Сущственная роль отводится технологиям обучения и воспитания, где предварительно определяются смысл и конечный результат технологического процесса.

В школе Тарасова сущность обучения сводится к тому, что знания , которые дети получают, обеспечивают развитие личности, а конечный результат их усвоения- применения знаний на практике в интересах сохранения экологии.

5.Межвозрвстное сотрудничество складывается в разнообразных видах совместной деятельности детей и взрослых. Межвозрастное сотрудничество Лакинской школы складывается в разнообразных видах совместной деятельности школьников и, взрослых- это «мозговой штурм» ( при подготовке дела), конкурс ( учитель года) , путешествия ( вместе с семьями), школьные фестивали. В школе Гузика сотрудничество представлено другими организационными формами- игровые павильоны.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте понятие воспитательной системы, ее сущность и предназначение.

  2. Назовите элементы, составляющие воспитательную систему.

  3. Дайте сравнительный анализ различных воспитательных систем.

1. Литература:

1.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., — М., 2009.

2.Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. — 3-е изд., — М., 2009.

3.Подласый И.П. Педагогика. — М.,2009..

4.Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 2008..



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие
    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .
  2. Объем кредитов программы составляет 129 кредитов+ 6 кредитов (практика)+ 8 кредитов (физвоспитания) + 3 кредита (государственная аттестация)- (ects-249 кредитов) Код дисциплины, шифр

    Документ
    Университет образовательную деятельность по специальности 5В010600 - “Музыкальное образование” осуществляет на основе утвержденной Комитетом контроля в сфере образования и науки МОН РК государственной лицензии АБ №0137434 от 03.
  3. Cols=2 gutter=19> Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики. Задачи профессиональной педагогики. Педагогика

    Закон
    Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
  4. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть,
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть,

Другие похожие документы..