Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Изучение дисциплины «Экономика» требует от студента наличия определенного уровня начальных знаний, которые включают знания из школьной программы по д...полностью>>
'Документ'
Информация об уровнях тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам-отводам, принадлежащим независимым организациям, действу...полностью>>
'Публичный отчет'
Бухгалтерская отчетность, ее состав, порядок составления и представления. Определение актива баланса, состав и классификация статей. Определение пасс...полностью>>
'Рабочая программа'
Курс «Управление проектами» имеет целью дать студентам основы знаний в области управления проектами, достаточные для самостоятельного последующего осв...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

/user/kaiv/

Василий Александрович Ковалёв

1. Тема: Введение.

Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения.

Оборудование: Физическая и политико-административная карта Российской Федерации.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Вводная беседа

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. С первого урока мы начинаем путешествовать по просторам нашей необъятной Родины.

По словам поэта А, Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль.

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Вот и мы с вами вернёмся обратно и вспомним, что изучали в 8 классе.

Мы изучали природу нашей Родины, самой большой по площади страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и природными условиями.

Давайте вспомним некоторые знания, с которыми мы познакомились в 8 классе.

Вопросы для повторения:

1. Есть ли страна, где одновременно бывают яркий день и тёмная ночь? (Россия)

2. Какие два моря России противоположны по положению, температуре воды,

названию? (Белое и Чёрного моря)

3. Назовите реку, озеро, море, носящее название одного цвета. (река Белая, море Белое,

озеро Белое)

4. Назовите 5 крупных морей России.

5. Какой город «летает»? (Орёл)

6. Какой полуостров России омывается водами двух океанов? (Чукотка.)

7. Назовите государство, расположенное в двух частях света (Россия)

8. Назовите самое глубокое озеро в Мире? (Байкал)

Кроссворд «Моря России».

1. Б

2

Е

3

Л

4

О

5

Е

По горизонтали:

  1. Не замерзающие моря на севере России. (Баренцево.)

  2. Море, омывающее с юго-востока Чукотский полуостров. (Берингово.)

  3. Море в Калининградской области. (Балтийское.)

  4. Море на востоке России. (Охотское.)

  5. Море, названное в честь двух братьев-исследователей. (Лаптевых.)

В 9 классе мы продолжим изучать географию своей Родины. Теперь вы познакомитесь с хозяйством страны и её населением

Чтобы успешно работать с учебником, нужно знать, как он построен. В учебнике рассматриваются, основные отросли хозяйства и районы России.

В книге выделены основные темы, разделенные на параграфы. Темы и параграфы начинаются с вопросов, ответы на которые вам уже известны, которые нужно вспомнить и повторить для лучшего усвоения нового материала. Эти вопросы напечатаны на голубом фоне.

В каждом параграфе текст разбит на основной (он набран полужирным шрифтом) и дополнительный (мелким шрифтом). Географические названия , которые нужно запомнить, выделены курсивом.

Текст в учебнике тесно связан с картами, схемами, рисунками, таблицами, атласом. При изучении материала их нужно внимательно рассмотреть и проанализировать, поскольку они не только дополняют, но и заменяют текст учебника.

На полях на жёлтом фоне напечатаны вопросы и задания. При ответе на эти вопросы рекомендуется обращать внимание на приложение в конце учебника.

На с. 257 – 260 вы найдёте краткий словарь терминов, эти термины необходимы понимать. Найдите объяснение слова акватория. Это участок водной поверхности, ограниченный берегами залива или какого-либо сооружения. Назовите другие слова из словаря, не знакомые вам.

Также в конце учебника на с.261-267 даётся характеристика историко-географических районов.

Мы можем использовать цифровой справочный материал, который помещён в таблицах приложения.

В конце параграфа даны вопросы, и задания выделены зелёной полосой. Есть итоговые задания по теме, выделены красной полосой, по ним вы можете проверить свои знания.

География 9 класса разделена на IV часть «Хозяйство России» и V часть «География крупных регионов России».

Экономическая география это не только школьная дисциплина, но и серьёзная наука.

Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли : географию промышленности, географию сельского хозяйства, географию транспорта, географию населения и т.д. Вы узнаете, что выпускают эти отрасли, какую продукцию?

Рассмотрите классификацию услуг, виды транспорта. Ответим на вопросы как влияют природные условия на работу различных видов транспорта? Поговорим о рекреационном хозяйстве России. Выясним проблемы хозяйства России как экономические, так и социальные, экологические, демографические.

В разделе «География регионов России» выделим на основе полученных знаний в

8 классе о крупных природных комплексов, семь регионов России.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ:

1. Европейский Север.

2. Северо-Запад.

3. Центральная Россия.

4. Европейский Юг.

5. Поволжье.

6. Урал.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ. (Восточный макрорегион.)

1. Западная Сибирь.

2. Северо - Восточная Сибирь.

3. Южная Сибирь.

4. Дальний Восток.

Для чего нужно районировать Россию? Познать такую огромную страну, как Россию, страну, чрезвычайно разнообразную по природе, историческим особенностям, экономике и жизни людей, невозможно без изучений отдельных её районов.

Из личного опыта мы знаем, что различные участки поверхности Земли непохожи друг на друга. Причин, порождающих эту необдуманность, много. Во-первых, разнообразна сама природа отдельных территорий. Во-вторых, на территорию накладывается отпечаток история. В-третьих, облик многих участков земной поверхности определяется жизнью и хозяйственной деятельностью людей.

Таким образом, в ходе своего существования люди не только постоянно сталкиваются с неоднородностью земной поверхности. Они вынуждены учитывать её и приспосабливаться к ней.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- Что изучает экономическая география России? ( Экономику и население их размещение на территории страны)

- Что мы будем изучать на уроке география в 9 классе?

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский:

«Познания и странствия неотделимы друг от друга».

VI. Домашнее задание.

Подготовить доклад на тему: «Экономические достижения России».

Часть пятая: Хозяйство России (продолжение)

Тема: Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье. 3 часа

2 Урок по теме: «Топливно-энергетический комплекс , его значение и проблемы».

Задачи:

1.Дать знания обучающимся по ТЭК, раскрыть его значимость в хозяйстве страны и проблемы.

2.Развивать у школьников географическое мышление, память, внимание.

3.Осуществлять на уроке экономическое, экологическое и нравственное воспитание обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: атласы, физическая карта России, контурная карта, географический диск для 6-10 классов.

Ход урока.

1.Организационная часть урока.

Приветствие обучающихся.Проверка готовности к уроку. Учитель сообщает цели и задачи урока.

2.Повторение и проверка пройденного материала.

Учитель раздает обучающимся карточки, где даны незаконченные определения терминам.

Карточка№1

Совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются людьми для обеспечения жизни и улучшения условий ее существования называется…..(хозяйство страны)

Карточка№2

Суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны называется…..( валовой внутренний продукт)

Карточка№3

Показатель эффективности труда, измеряется количеством времени, затраченного на производство единица продукции называется…..(производительностью труда)

Карточка№4

Самостоятельная единица хозяйства, выполняющая различные виды экономической деятельности называется…..(предприятием)

Карточка№5

Предприятия, производящие сходную продукцию или оказывающие одинаковые услуги, объединяются в …..(отрасли экономики)

На доске закончить отраслевую структуру хозяйства

Производственная сфера Непроизводственная сфера

1.Промышленность 1.Народное образование

2………… 2……….

3. 3.

4. 4.

3.Основная часть урока

Учитель: Все отрасли хозяйства можно объединять между собой в зависимости от главной роли, которую они выполняют в хозяйстве. На этой основе в хозяйстве страны выделяют межотраслевые комплексы. Назовите их? (ТЭК, АПК, ВПК………)

Учитель:

Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из комплексов- это топливно-энергетическим. Раскроем его состав значимость в хозяйстве страны и проблемы.

Работа с учебником.

§1 стр.7

Вспомним, из каких секторв экономики состоит наше хозяйство. Ответим на вопросы рядом со схемой.

Рассмотрим рисунок 1 стр.8 учебника

1.Назовите составные части ТЭК?

2.Дайте определение понятию?

3.Какова роль ТЭК в хозяйстве страны?

Работа с атласами и контурными картами.

Откройте атлас. Найдите карту “Топливная промышленность России”.

Где в России добывают больше разного вида топлива?

Почему в азиатской части больше запасов топлива?

Откройте контурную карту на стр.1,подпишите крупнейшие угольные бассейны и нефтяные базы страны.

Работа над новыми терминами.

Рисунок №2 стр8-9 термины ТЭБ, условное топливо ознакомиться

Дать определения терминам и записать их в тетрадь

ТЭБ, условное топливо, ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС, ПЭС, АЭС, АТЭЦ и АСТ

ТЭС- это тепловая электростанция, вырабатывающая энергию

ТЭЦ- теплоэлектроцентраль, вырабатывает тепло и энергию

ГЭС- гидроэлектростанция, вырабатывает электроэнергию

ГАЭС- это гидроаккумулирующая электростанция, вырабатывает электроэнергию

ПЭС- приливная электростанция, вырабатывает электроэнергию

АЭС- атомная электростанция, вырабатывает электроэнергию

АТЭЦ- атомная ТЭЦ (на Чукотке Билибинская атомная ТЭЦ, ядерная энергия используется для нужд электроснабжения)

АСТ- атомная станция теплоснабжения, каждая с двумя ядерными блоками мощностью 1 млн.квт (Нижний Новгород, Воронеж)

Просмотр диска

Учитель

После просмотра диска вы должны ответить на вопрос: Каковы проблемы ТЭК России?

Заслушивается выступление обучающегося об отрицательном влиянии ТЭК на окружающую среду.

4. Заключительный этап урока

Учитель:

Что нового вы узнали на уроке?

Какие новые термины теперь вы знаете?

Выставляются обучающимся оценки за урок

Домашнее задание §1 стр.7-9, выучить новые термины

3 Топливная промышленность.

Цели:1) Обучающиеся должны знать роль и значение топливной промышленности в хозяйстве, ее состав, проблемы и пути решения.

2) Уметь показывать на карте крупные месторождения нефти , газа, угля, важнейшие

газо и нефтепроводы.

3) Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов.

Оборудование: Учебник 9 кл., параграф №2, картосхемы учебника №3, №4, рис. 4 (а,б),

таб №1 учебника, географическая карта: «Топливная промышленность», атлас стр. 10-11,

электронное наглядное пособие на диске, раздаточный материал (задание в группах), план характеристики топливной базы.

Структура: Практикум.

Ход урока:

Проверка знаний: Организационный момент.

1) Работа у доски: вычертить схему: «Состав ТЭК».

2) Работа по карточкам и тестам.

3) Фронтальный опрос: (беседа по вопросам).

- Что такое ТЭК, значение в экономике страны?

- Что такое «Условное топливо»?

- Что такое «Топливно-энергетический баланс», для чего он составляется?

- Проблемы ТЭК, возможные пути решения.

Изучение нового материала:

Цель урока: Сегодня на уроке вы узнаете о роли и значении топливной промышленности в экономике России, какие отрасли входят в ее состав, проблемы отрасли и перспективы развития. Научитесь называть и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа и угля, важнейшие нефте- и газопроводы.

Используя статистический материал и карты атласа научитесь давать характеристику отраслей и баз топливной промышленности, работая в группах и выполняя практическую работу. Число. Тема урока. Запись в тетрадь.

1) Рассказ учителя по теме, беседа с обучающимися, работа с картосхемами учебника рис.3 « География газовой промышленности России», рис.4 «География угольной промышленности России», рис 4 (а)- рассмотрение столбчатой диаграммы:

«Основные угольные бассейны России» (добыча в миллионах тонн на 2003 год).

Пока с учителем на географической карте «Топливная промышленность» крупнейших месторождений нефти, газа и угля и важнейших газо и нефтепроводов.

Работа обучающихся с атласом стр. 10-11 « Топливная промышленность»

2) Просмотр учащимися электронного наглядного пособия по теме « Топливная промышленность», которая сопровождается видеофрагментами и текстом.

(Предварительное ознакомление учащихся с вопросами, беседа после просмотра)

а) Сравнение крупнейших российских топливно-энергетических компаний «Лукойл»,

«ЮКОС», с мировыми компаниями Великобритании, С.Ш.А., Италии.

(Столбчатая диограмма).

б) Производственный процесс на НПЗ ( 26 заводов в России ежегодно перерабатывают 300 млн. тонн нефти.).

в) Схема переработки нефти, изделия, получаемая из нефти. (демонстрация коллекции: «Нефть и продукты ее переработки»).

г)Угольная промышленность. (схема разработки угольного месторождения).

д) Добыча угля открытым способом.

3) Работа обучающихся в группах (4 человека), время работы 5 мин.

Используя текст учебника , картосхемы учебника, атлас «Топливная промышленность»,
подготовить характеристику отдельных отраслей промышленности: нефтяная, газовая, угольная.

По плану: ( раздаточный материал)

а) Значение отрасли.

б) Основные районы добычи.

в) Основные районы потребления.

г) Способы и пути транспортировки топлива к районам потребления.

д) Влияние отрасли на окружающую среду.

е) Современные проблемы отрасли и пути их решения.

Закрепление:

1) Проверка работы в группах.

2) Практическая работа: « Характеристика Западно-Сибирской нефтяной базы»-

1 вариант. «Характеристика Кузнецкого угольного бассейна»- 2 вариант.

(работа учащихся с использованием текста учебника, атласа, картосхем учебника и статистического материала по плану).

а) Географическое положение.

б) Степень разработки бассейна.

в) Способ добычи.

г) Условия транспортировки.

д) Эколого-экономические проблемы и перспективы развития.

е) Отметить на контурной карте стр. 2-3 главные нефтегазоносные районы, основные нефтепроводы, бассейны каменного и бурого угля, с помощью условных знаков и подписать названия.

3) Подведение итогов урока: Что было изучено? Оценки учащихся.

Домашнее задание: Параграф №2, вопросы, закончить практическую работу.

P.S. Так как урок является очень насыщенным в плане изучения материала, практическую работу можно выполнить на отдельном уроке за счет резервного времени.

4 Тема урока «Электроэнергетика»

Цели урока:

-Ученик должен знать такие понятия как, «электроэнергия», «энергосистема»; особенности электростанций и их расположение; способы получения электрической энергии и ее использование.

-Ученик должен уметь объяснить значение электроэнергии для экономики страны; сравнивать и выявлять более перспективные современные технологии в получении и передаче электрической энергии.

-Ученик должен научиться применять полученные знания на практике в рациональном использовании электроэнергии и ее сбережении, соблюдать правила техники безопасности при пользовании электроприборами с целью сохранения своего здоровья.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: « Open Space- открытое пространство».

Структура урока.

Подготовительный этап.

За 2-3 недели в кабинетах географии и физики вывешивается объявление с темой урока «Электроэнергетика», с приглашением всех желающих стать участником исследовательско-поисковой работы. В назначенный срок учащиеся собираются в одном из кабинетов и садятся в круг. Каждый имеет возможность выйти в центр круга и высказать свои пожелания - что они считают наиболее актуальным, за что готовы взять ответственность и что они могут отработать с другими. Присутствующие разрабатывают совместный график работы. После этого самоорганизуются группы (по 3-5 человек и более), которые расходятся по разным кабинетам. Причем, кто не определился в выборе темы, может переходить от одной группы к другой, определяясь в своем поиске. Группы работают 20-30 минут. Каждая группа сама подводит итоги, составляет отчет в любой форме (презентация, мини проект…)

В работе группы физиков изъявили желание работать члены НОУ «Мудрая сова». Они явились заявителями тем:

-Технические принципы действия электростанций;

-Передачи электроэнергии;

-Энергетика в нашем поселке.

Группа географов заявила темы:

-Значение электроэнергетики в народном хозяйстве;

-Виды электростанций и принципы их размещения;

-Проблемы и перспективы развития.

По завершению этого этапа все группы встречаются на занятии в одном из кабинетов, чтобы обменяться опытом и впечатлениями. Тезисы итогов работы группы вывешивают на «доске новостей». В заключении все участники получают документацию о данных работы групп (памятки, алгоритмы). Определяют приоритеты, разрабатывают методы применения полученных знаний на практике. Участники на месте узнают, что надо делать в различных ситуациях, осознают свою ответственность, учатся обсуждать значимые задачи и уважительно относиться друг к другу. Быть толерантными, грамотно решать возникающие разногласия, чтобы самоорганизованно и собрано браться за дело и внедрять результаты полученных знаний в повседневную жизнь.

Учителя играют роль консультанта, наблюдателя, надежного помощника, готового умело корректировать результаты коллективного труда.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: Введение в конкурентное право

    Задача
    Задача 1. Определить базовые положения Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), направленные на защиту конкуренции.
  2. Тема: введення І огляд

    Документ
    Ефективне природокористування в сучасних умовах неможливе без оперативної об'єктивної інформації про стан земельного фонду країни. У свою чергу отримання такої інформації можливо лише з використанням дистанційних методів зондування.
  3. Тема: Введение в гидравлику Лекция 1

    Лекция
    Гидравлика представляет собой теоретическую дисциплину, изучающую вопросы, связанные с механическим движением жидкости в различных природных и техногенных условиях.
  4. Тема: Введение (2)

    Лекция
    Учебная дисциплина «Основы построения автоматизированных информационных систем» изучается на 3 курсе в пятом семестре в течение 50 часов, промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в пятом семестре.
  5. Тема: Введение (3)

    Лекция
    Каждой точки х на числовой прямой отвечает некоторое действительное число. Если длинны отрезков [0;x] из заданного масштаба соизмеримы, тогда числу х отвечает рациональное число.

Другие похожие документы..