Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Городская жизнь в средние века интересна и многогранна. В отличие от деревни той эпохи города были средоточием ремесла и торговли, науки и образовани...полностью>>
'Документ'
Станом на 01.01.2011 року на первинному обліку служб у справах дітей області перебувають 2502 (2762 - 2009) дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьків...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Ферменты как биокатализаторы, их химическая природа и биологическая роль. Основные понятия химической кинетики: скорость реакции, константа равновеси...полностью>>
'Документ'
Будова і функціонування системної шини. Організація та типи пам'яті мікропроцесорної системи. Режими роботи мікропроцесора при обслуговуванні зовнішні...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТЧЁТ
о проделанных работах группы
по разработке проекта новой образовательной программы
по инженерному направлению подготовки
(1-ый этап)

«Анализ деятельности

и принципиальное описание образовательной программы

по инженерному направлению подготовки»

Тольятти – 2007

Пояснительная записка к отчету

Проделанные в 2006 - 2007 учебном году работы по проекту новой образовательной программы позволили:

  • сформулировать основные принципы новой образовательной программы ТГУ;

  • описать принципиальное устройство программы по инженерному направлению подготовки.

В марте 2007г. сформирована рабочая группа из представителей АМИ ТГУ, ПАЦ, МОК, ректората, экспертов. Проведена серия еженедельных семинаров по обсуждению вопросов новой образовательной программы ТГУ и инженерной подготовки в частности (порядка 15-ти семинаров и обсуждений). Наработки группы вынесены на круглый стол для экспертизы внешними представителями предприятий и организаций города, а также предъявлены заведующим кафедрами АМИ ТГУ для мнений, предложений, замечаний. Также в экспертизе материалов по проекту принимал непосредственное участие экс-министр образования Самарской обл., директор Центра исследований рынка труда (Самара) Е.Я. Коган.

Настоящий отчет фиксирует результаты первого этапа работ по проекту, в частности:

  • анализ и описание сферы инженерной деятельности, в т.ч. описание задач инженерной деятельности;

  • описание компетенций инженера;

  • формирование принципиального задания на разработку образовательной программы по инженерному направлению подготовки;

  • разработка глоссария проекта новой образовательной программы;

  • разработка принципиальной конструкции практикоориентированного учебного плана по направлениям инженерной подготовки.

В настоящий момент группа приступила к доработке материалов 1-го этапа (в соответствии с замечаниями и предложениями), а также выполнению работ 2-го этапа. Следующим этапом предполагается разработка требований к экспериментальному обучению по новым учебным планам инженерной подготовки и разработка технических заданий на новые учебные модули (на сегодня такое задание сформировано для модулей экономической и управленческой подготовки инженеров). Также намечен ряд публичных мероприятий, в частности, в декабре запланировано проведение международного форума по компетентностному подходу на базе ТГУ с участием ключевых экспертов и вузов, ведущих работу в сходных направлениях.

Состав рабочей группы:

  1. Асанова О.Я., преподаватель и инженер кафедры «Резание, станки и инструменты» АМИ

  2. Боюр Р.В., зам.директора ЦНИТ по информационным образовательным технологиям

  3. Волков В.Е., руководитель по науке ПАЦ

  4. Гордеев А.В., преподаватель кафедры «Технология машиностроения» АМИ

  5. Ельцов В.В., зам. директора по научн.–методич. Работе АМИ

  6. Жугина Е.А., проректор по международной образовательной деятельности

  7. Князева А.В., зам.директора ПАЦ

  8. Козловская Т.Н., гл.специалист ПАЦ по информационно-аналитической работе

  9. Кувшинова О.Н., преподаватель кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью» АМИ

  10. Кучеров А.О., преподаватель кафедры «Технология машиностроения» АМИ

  11. Прасолов С.Г., зав. секцией кафедры «Механика и инженерная защита окружающей среды» АМИ

  12. Семин С.А., консультант МОК

  13. Сергеев А.В., зав. секцией кафедры «Технология машиностроения» АМИ

  14. Скрипачев А.В., директор АМИ, руководитель группы

  15. Сорока И.В., преподаватель кафедры «Механика и инженерная защита окружающей среды» АМИ

  16. Шайкенова О.В., преподаватель кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью» АМИ

  17. Ярушина М.Н., ассистент кафедры «Резание, станки и инструменты» АМИ

По результатам первого этапа представлен план дальнейших работ группы (см. п.7 настоящего отчета). План работ должен быть утвержден руководством университета, работы по проведенному этапу на основании их оценки должны быть профинансированы в соответствие с предложенной в рабочем порядке сметой.

Оглавление

Принципиальное описание новой образовательной программы ТГУ по инженерному направлению подготовки 6

1.1.Актуальность разработки новой образовательной программы 6

1.2.Цель реализации новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки 8

1.3.Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы 9

1.4.Мероприятия, запланированные в рамках реализации новой образовательной программы 10

2.Глоссарий 12

3.Обзор зарубежного опыта инженерной подготовки 18

3.1.Дания, Aalborg University 19

3.2.Бельгия, Universite Libre de Bruxelles (ULB) 19

3.3.Норвегия, Agder University College, NTNU (Норвежский Университет науки и техники) 21

3.4.США, California Institute of Technology, Massachusetts Institute of Technology 23

3.5.Египет, Helwan University 24

4.Описание инженерной деятельности 26

4.1.Подход к инженерной деятельности: базовые представления, основные определения. 26

4.2.Принципиальное устройство инженерной деятельности 26

4.3. Задачи инженера 31

5.Компетенции современно инженера 37

6.Принципиальное устройство модульного учебного плана по инженерным направлениям подготовки 44

6.1.Принципиальная конструкция модульного учебного плана (на примере автомобилестроения) 45

6.2.Ядро учебного плана (основные модули) 46

6.3.Этапы подготовки 47

6.4.Совместные образовательные программы 49

7.План работ по созданию проекта новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки 51

8.Рекомендации и предложения по результатам обсуждения с внешними экспертами и представителями автомеханического института ТГУ 52

8.1.Суждения и предложения С.Л. Синельникова, экс-главного дизайнера ОАО «АВТОВАЗ», главного дизайнера ООО «РусДизайн» 52

8.2.Суждения и предложения В.М. Карпова, начальника управления систем автоматизации проектирования ОАО «АВТОВАЗ» 53

8.3.Суждения и предложения А.Н.Москалюка, заместителя главного конструктора ОАО «АВТОВАЗ» 54

8.4.Суждения и предложения В.И. Малышева, заведующего кафедрой «Резание, станки и инструменты» АМИ ТГУ 54

8.5.Суждения и предложения В.П. Сидорова, заведующего кафедрой «Оборудование и технологии сварочного производства и пайки» АМИ ТГУ 55

8.6.Суждения и предложения А.П. Шайкина, заведующего кафедрой «Тепловые двигатели» АМИ ТГУ 55

Приложение 1 57

Требования к инженерному образованию 57

от руководителей НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» (2005г.) 57

Приложение 2 59



Принципиальное описание новой образовательной программы ТГУ по инженерному направлению подготовки

    1. Актуальность разработки новой образовательной программы

В настоящая время назрела острая необходимость в перестройке, а точнее создании новой образовательной программы, которая будет ориентирована как на современное состояние сферы деятельности, так и на инновационные технологии в области образования и подготовки специалистов. Иными словами, данная разработка – проектирование новой образовательной программы, действительно актуальна и необходима в сложившейся острой и неоднозначной ситуации в области подготовки специалистов инженерных направлений.

Следует отметить, что консервативный характер образования вообще и сопротивление традиционно ориентированного преподавательского корпуса внесению любых перемен в образовательный процесс создают непростую ситуацию для проведения образовательных инноваций во многих ВУЗах, в том числе и в ТГУ. В связи с отмеченным ОП можно рассматривать как форму усиления инновационных усилий до такой степени, чтобы преодолеть консервативное сопротивление переменам и негативные следствия общего кризиса в российском образовании. ОП по своему существу не является документом общей отчетности. Разумеется ОП имеет описательную часть, в которой фиксируется видение ВУЗа по отношению к ситуации в ареале, на который распространяется его влияние (город, регион и т.д.). На основании этого видения (анализа и оценки ситуации) ВУЗ декларирует свой вклад, который он намерен внести в устранение негативных характеристик современной сферы социальной жизни и сферы профессиональной практики (образовательная миссия ВУЗа), а также устанавливает совокупность принципиальных действий, посредством реализации которых он намерен достичь объявленной цели (образовательная стратегия ВУЗа). Остальная часть ОП представляет собой разработку механизмов анализа ситуации в тех сферах, куда предполагается направлять выпускников, оценки имеющихся и возможных образовательных ресурсов, механизмов подготовки и принятий решений о направлении и характере образовательных действий и, наконец, контроля реализации принятых решений. Очевидно, что в так понимаемой ОП важное место будет занимать установление принципов развертывания и параметров информационного пространства ВУЗа. В этом смысле ОП следует рассматривать не столько как совокупность отчетных материалов для вышестоящей инстанции, сколько как инструмент воздействия на образовательную ситуацию в самом ВУЗе. При этом следует понимать, что только около 20% учебного содержания и процесса в целом нуждаются в реформировании, а остальное требует только некоторой оптимизации. Предполагается, что новая ОП выступит на первом этапе как «система противопожарных мер», а затем станет основой системы управления в ВУЗе.

Образовательная программа ВУЗа – определенное специфическое описание системы образовательных действий, а также действий, обеспечивающих осмысленность и результативность образовательного процесса. Она определяет стратегический уровень деятельности ВУЗа, позволяет зафиксировать направления его образовательной деятельности и зону его ответственности в локализованной системе образования.

В рамках проектной деятельности на базе Автомеханического института Тольяттинского государственного университета была создана рабочая группа по проектированию новой образовательной программы. Данный проект отображает часть работ группы по разработке новой ОПг по инженерному направлению подготовки и решает задачу фиксации наработок и движения группы, также выявления основных проблем разрывов и дальнейших направлений работ.

В настоящее время в нашей стране несоответствие системы подготовки инженерных кадров требованиям промышленности стало очевидным. Характерный показатель качества инженерного образования - время, необходимое для «доводки» на предприятии молодого специалиста до уровня полноценного инженера! Да и трудно ожидать другого от выпускника ВУЗа, если учебные планы составляются под имеющиеся у штатных преподавателей курсы лекций и семинаров. А если читаемые в ВУЗе курсы не нужны на производстве или безнадежно устарели, то это проблема предприятий и выпускников, но никак не учебного заведения.

В условиях рыночной экономики проблемы российского инженерного образования дополнительно усугубляются экономической безграмотностью нашего инженерного корпуса. Спроектировать что-то, учитывая реальную себестоимость материалов и комплектующих, стоимость упаковки и доставки, стоимость и производительность закупаемого по кредиту оборудования, и, самое главное, что бы это что-то можно было продать – задача, ставящая сегодня в тупик многих инженеров с большим опытом.

На современных предприятиях требуются инженеры XXI века уже сегодня. Несоответствие уровня выпускаемого ВУЗом специалиста современной инженерной сфере – главный аргумент в пользу перестройки (модернизации) или даже разработки новой образовательной программы ВУЗа. Необходимо понимать, что, оставляя без внимания сложившуюся ситуацию сегодня, мы обрекаем себя на нее же и завтра.

В большей степени это связано с тем, что подготовка специалистов в ВУЗе ведется абсолютно без учета сложившейся в городе, страны, мире – сферы профессиональной деятельности, ее содержание и устройства. В то время как в идеале образовательная программа должна не просто соответствовать уровню современной сферы деятельности специалистов для которой она готовит, но и опережать ее.

В результате мы выпускаем специалистов с общими (зачастую устаревшими) представлениями об инженерной деятельности, в большинстве случаев не готовых к оперативному включению в данную область деятельности.

Необходимо также сказать и о проблемах, связанных с самой сферой инженерии, накопленных внутри нее, главная из которых (в рамках рассматриваемой проблемы) - отсутствие структуры квалификаций специалистов, необходимой для грамотного подбора специалистов и предъявления обоснованных и актуальных требований к ним.

Новая образовательная программа ТГУ по направлениям инженерной подготовки – это целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка и воспитание специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием:

мировых информационных ресурсов и баз знаний, с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ (бенчмаркинг);

международной аккредитации образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке;

предпринимательских идей в содержании курсов;

проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук;

активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;

методов, основанных на изучении практики (case studies);

проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач.

    1. Цель реализации новой образовательной программы по инженерному направлению подготовки

Инженерное образование относится сегодня к области общенациональных стратегических интересов РФ, так как инженерная деятельность связана с созданием и эксплуатацией объектов, кардинально меняющих качество жизни людей. Именно в инженерной сфере создается новое качество продукта, повышается его конкурентоспособность на рынках.

Настоящее время характеризуется быстрой сменой технологий, беспрецедентным ростом конкуренции товаров и услуг, изменением качества рынков - все это требует адекватной подготовки инженерных кадров. В современных условиях выпускник вуза должен быть способен как к созданию продукта, так и к скорым изменениям его качества.

Тольяттинский государственный университет выстраивает образовательную программу по подготовке современных инженеров с учетом ситуации, быстро меняющихся запросов и высокой меры неопределенности рыночной конъюнктуры, мировой образовательной практики, традиций российской научной школы, а также ориентируясь на накопленный опыт и внутренние ресурсы университета.

В Европейских странах активно развивается Болонский процесс, важными направлениями которого являются введение в странах-участницах двухцикловой системы высшего, в том числе инженерного, образования, переход к активным методам обучения, единообразие результатов образовательной деятельности.

Инновационная образовательная программа ТГУ также рассчитана на реализацию двухступенчатой системы подготовки инженеров. Программа основывается на сочетании теоретических знаний с практическими навыками работы, предполагает создание системы инновационных методик по разработке программ учебных дисциплин в области инженерной деятельности.

Одной из задач в рамках реализации инновационной образовательной программы является построение образовательной программы подготовки инженеров в соответствие с выше обозначенными требованиями не только на национальном уровне, но и в международном аспекте. Образовательная программа должна получить возможность аккредитации в соответствии с требованиями международных организаций, таких как Washington Accord, FEANI, SEFI, European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education (ESOEPE), European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry (ENQHEEI), и другими структурами.

Многие университеты мира совершенствуют образовательные программы и учебные планы, обеспечивают демонстрацию связи предлагаемого учебного материала с будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Новое содержание, а также активные методы обучения и технологии практико-ориентированного обучения в инженерном образовании позволяют обеспечить новое качество, основанное на комплексе инженерных компетенций.

Образовательная программа ТГУ направлена на обучение будущих инженеров умению анализировать и разрешать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, а также владению методами проектного менеджмента, готовности к коммуникации. Еще одной значимой компетенцией в настоящее время является готовность к коммерциализации научной и инженерной разработки, то есть, освоение деятельностей по превращению разработки в товар, продукт, патент, технологию, новое качество продукта.

Таким образом, целью новой образовательной программы ТГУ является формирование современных инженерных компетенций на основе внедрения новых образовательных технологий и учебных модулей, реализации практико-ориентированного обучения, развития научно-исследовательской деятельности и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса.

Группы компетенций будут уточняться в соответствии с уровнями инженерной подготовки (бакалавр, специалист, магистр) в процессе реализации инновационной образовательной программы.

Заявленная образовательная программа ориентирована на создание кадрового потенциала для инновационной инженерной деятельности Российской Федерации.

    1. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

Подготовку современных специалистов для различных сфер жизнедеятельности и развития страны, регионов и городов призвана решить система инновационного инженерного образования, ориентированная на формирование определенных компетенций, навыков, техник и методологической культуры за счет соответствующего актуального содержания, форм организации обучения и современных практикоориентированных образовательных технологий.

Уже в первый год обучения для обучающихся предполагается предусмотреть связь учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, социально-экономического развития региона, города, отдельной сферы, предприятия.

Особую значимость в инновационном инженерном образовании имеют проектно-организованные технологии обучения работе в команде/проектной группе. При этом предполагается создать условия, практически полностью соответствующие реальной инженерной деятельности, и, таким образом, студенты смогут приобретать опыт комплексного решения задач инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

Ядром образовательной программы ТГУ являются мероприятия, формирующие набор ключевых и специальных компетенций, которые демонстрируются в деятельности современного инженера.

Задачи, реализуемые инновационной образовательной программой, направлены на формирование групп компетенций, сочетание которых позволит инженеру ориентироваться в основных этапах инженерной деятельности. Подготовленный выпускник будет способен осуществлять проекты развития в этой сфере деятельности, создавая задел для национальной инновационной системы.

Перечень компетенций содержит ключевые компетенции, формирующие набор базовых инструментов и способов самостоятельной работы, а также профессиональные компетенции, включающие набор специализированных способов и инструментов профессиональной сферы. Значимость той или иной компетенции усиливается в зависимости от профессиональной специализации.

В процессе анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки специалистов инженерной деятельности, рекомендаций ЕС, Великобритании и США, а также требования Европейской системы квалификаций в этой области были выделены группы компетенций.

Группа ключевых компетенций:

Задача 1. Формирование коммуникативной компетенции

Задача 2. Формирование информационной компетенции

Задача 3. Формирование организационно-управленческой компетенции

Группа профессиональных компетенций:

Задача 4. Формирование компетенции анализа и исследования инженерных задач

Задача 5. Формирование компетенции проектирования и разработки инженерных решений

Задача 6. Формирование компетенции ответственности за инженерные решения

Задача 7. Формирование компетенции организации инженерной деятельности

Задача 8. Формирование компетенции коммерциализации объектов инженерной деятельности.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс предполагает упор на передачу способов и методов инженерной деятельности, проектирование инновационных технологий организации инженерной деятельности на принципах мобильности и практико-ориентированности, реализацию эффективных механизмов сотрудничества с российскими и международными инновационными предприятиями и организациями.

Организация научной работы ТГУ ориентирована на последующее внедрение разработок совместно с предприятиями и организациями, ведущими практическую деятельность в этой области. Помимо прочего реализация образовательной программы позволит сформировать опыт организации инновационной деятельности в образовательной сфере посредством освоения новых направлений инновационной деятельности, организации инновационных структур, разработки инновационных механизмов осуществления образовательной деятельности, расширения сферы международного партнёрства вуза в области инновационных технологий.

Опыт совместной работы и консолидации ресурсов образования и промышленности должен стать основой для подготовки современных инженеров. Только в таком сотрудничестве университет может обеспечить собственные цели и решить задачу постановки практико-ориентированного образования.

    1. Мероприятия, запланированные в рамках реализации новой образовательной программы

Для формирования современных инженерных компетенций требуются новые учебные модули и инновационные методики, позволяющие разрабатывать новые программы учебных дисциплин и вводить инновационные приемы в существующие учебные модули. Программа ТГУ предлагает подготовку новых образовательных программ (прежде всего, программ магистерского уровня), сочетающих теоретические знания с практическими навыками работы, создание системы инновационных методик по разработке программ учебных дисциплин в области инженерной деятельности.

К формам реализации предложенной инновационной образовательной программы относятся:

  • создание новых учебных модулей, включающих блоки теоретической и практической подготовки,

  • организация и проведение серий мастер классов с привлечением ведущих специалистов - инженеров,

  • организация и проведение круглых столов с приглашением ведущих теоретиков и практиков области инженерной деятельности,

  • подготовка методик разработки инновационных курсов в партнерстве с ведущими университетами,

  • организация и проведение конференций по проблемам инженерной деятельности,

  • развитие системы внешней экспертизы качества образовательных услуг,

  • открытие новых лабораторий и оснащение существующих,

  • создание и оснащение площадок практико-ориентированного обучения,

  • обучение преподавателей современным методикам преподавания.

Прежде чем приступить к описанию мероприятий, запланированных в рамках реализации инновационной образовательной программы, кратко остановимся на необходимости создания, характеристике и назначении площадок практико-ориентированного обучения ТГУ.

Современная практико-ориентированная подготовка высококвалифицированных специалистов, основанная на инновационных подходах, требует создания инновационной системы в научно-технической сфере университета. С одной стороны, это подразумевает построение эффективной системы интенсификации научной деятельности и коммерциализации ее результатов, а с другой стороны – организацию мест реальных практик в научно-технической сфере для подготовки высококвалифицированных инженеров, магистров, кандидатов и докторов наук, то есть выстраивание системы практико-ориентированного обучения в научно-технической сфере.

Программа подготовки по инженерному направлению построена из некоторого набора модулей, что придает программе подготовке гибкость и простоту, так как она может быть изменена (перестроена) в зависимости от траекторий обучения студента и актуальности того или иного модуля в реальной практике. Инженерная подготовка построена таким образом, чтобы передать студентам все необходимые знания и умения, ценные практически во всех областях как непосредственно в сфере его профессиональной деятельности, так и на стыке с другими сферами деятельности. Это позволяет выпускникам оставаться востребованными и преуспевать как в сфере инженерной деятельности, так и в смежных с ней областях (менеджмент, маркетинг, производство и т.д.). Инженер – является ключевой фигурой современного общества. Все сферы жизнедеятельности: социальная, антропотехническая, природная нуждаются в грамотной расчетливой и продуманной поддержке специалистов инженерной деятельности

Инженерная подготовка построена главным образом как практикоориентированное обучение, в рамках которого студент приобретает не только необходимые актуальные знания и умения, но и способность их своевременно и эффективно применять в своей профессиональной деятельности. Практическая направленность подготовки инженеров позволяет им участвовать в различных проектах как регионального, так и международного уровня, работать и получать навыки и умения непосредственного на предприятиях города, а также в современных лабораториях и мастерских университета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Миссия, политика, основные цели и задачи педагогического коллектива

    Анализ
    В целях прогнозирования развития образовательной системы в техникуме, разработана программа развития на 2010-2013 г.г, которая является концептуальным, организационно-педагогическим и управленческим механизмом, констатирующим и обеспечивающим
  2. Образовательная программа начального общего образования гбоу сош №411

    Образовательная программа
    Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию
  3. Новое американское тотальное управление качеством

    Документ
    В последнем квартале 1989 года семь компаний, находящихся на территории большого Бостона, решили организовать центр контроля (управления) качеством (CQM) для того, чтобы ускорить внедрение систем тотального управления качеством в
  4. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 169

    Документ
    4.2. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) в целях реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Другие похожие документы..