Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Старший специалист банка назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом...полностью>>
'Рассказ'
Мир весенний, голубой Март спешит к апрелю, и приводит за собой Книжкину неделю. Неделя детской книги родилась в 1943 году - в разгар войны. 67 лет н...полностью>>
'Документ'
Художественная ковка металла становится все более модной и популярной. В настоящее время исконные традиции, подкрепленные современными техно­логиями ...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Беловский Филиал Кемеровского Государственного Университета Построение графика функции различными методами (самостоятельная работа учащихся) Дипломная...полностью>>

Главная > Программа дисциплины

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет философии

Программа дисциплины

Западная философия XIX-XX вв.

для направления 030100.68 – Философия

подготовки бакалавра

Автор д.ф.н. Руткевич А.М.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» истории философии

Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой А.М. Руткевич

_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

Философии

Ученый секретарь И.В. Макарова

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 4 модуля. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы 19 в. и первой половины 20 в. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. Анализируется специфика

Западной цивилизации и ментальности, периоды ее развития, отличие от других культур.

Рассмотрена специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ в. и проблема «модернизации».

В курсе анализируются два основных направления современной западной философии: сциентистское (1-ый, 2-ой и 3-ий позитивизм, прагматизм, неокантианство, «философия науки) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции.

Учебные пособия к курсу:

1) История философии. Запад – Россия – Восток, М., 2000, т.3-4

2) Пассмор Дж. Сто лет философии, М., 1999.

3) Философы ХХ века, М., 2003 т.1-2

Тематический план учебной дисциплины

пп

Название

темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия

1

Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте

14

4

2

8

2

Формирование основных направлений

14

2

2

8

3

Неокантианство

14

2

2

8

4

Философия Ф.Ницше

18

4

4

10

5

«Философия жизни»

16

4

2

10

6

Неогегельянство

18

4

4

10

7

Прагматизм

16

4

4

8

8

Психоанализ

14

2

2

10

9

Феноменология

16

4

4

8

10

Экзистенциализм

16

4

4

8

11

Религиозная философия

16

4

4

8

12

Аналитическая философия

14

2

2

10

13

Философия науки

16

4

2

10

14

Континентальная философия после II мировой войны

18

4

4

10

Итого:

216

48

42

126

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.

Западная цивилизация, периоды ее развития, отличие от других культур, проблема «модернизации». Основные черты экономического, политического и культурного развития. Особенности двух периодов: с 1815 по 1914 гг.; с Первой мировой войны по 60-70-е гг. ХХ в.

Промышленная революция и становление новых политических институтов. Формирование европейских наций и национализм. Экономико-техническая рациональность, система коммуникации, образование.

Проблемы легитимизации политической власти, прав человека, демократических институтов в капиталистическом и позднекапиталистическом обществах. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в политической и экономической мысли. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретации. Мифы ХХ века, их современные формы.

Европейская культура второй половины 19 – начала 20 вв. «Расколдование мира». Просвещение, его позитивистская рецепция и романтическая критика. «Классическая» и современная философия: преемственность и отличия. Религиозная и светская философская мысль. Изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм- идеализм и др. Трансформация основных философских проблем в ХХ в.

Основная литература:

1) Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории, М., 2004

2) Вебер М. Избранные произведения, М., 1990

3) Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени, СПб, 2002

4) Элиас Н. О процессе цивилизации. Т.1-2, СПб, 2001

Дополнительная литература:

1) Доусон К.Г. Боги революции, СПб., 2002

2) Камю А. Бунтующий человек, М., 1999

2.Формирование основных направлений.

Философски синтез Гегеля и его критики. Младогегельянство. Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Эстетическая, этическая, религиозная стадии существования. Учение А.Шопенгауэра о мировой воле.

«Первый» позитивизм. Отношение философии и «положительной» науки в учении О.Конта. Классификация наук. «Основной закон развития человеческого духа» в философии истории Конта. Позитивизм в Англии. Г.Спенсер об отношении науки и религии. Учение об эволюции. Д.Милль: учение о психологических основаниях логики, об индукции. Милль о свободе.

Материалистические учения середины 19 в. Исторический материализм К.Маркса, экономический детерминизм.

Немецкий романтизм и консерватизм. Спиритуализм Мен де Бирана, Равессона, Розмини. Учение Лотце о ценностях.

Дарвинизм и «социал-дарвинизм». Натурализм и психологизм в гносеологии и логике. Развитие позитивизма в конце 19 в. в связи с «кризисом физики». Эмпириокритицизм Э.Маха.

  1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Собр.соч. Т.1, М., 1992

  2. Кьеркегор С. Страх и трепет, М., 1993

  3. Кьеркегор С. Неоконченное ненаучное послесловие к «Философским крохам», СПб, 2005

4) Конт О. Дух позитивной философии, Ростов н/Д., 2003

5) Милль Дж.Ст. О свободе, www. humanities.

6) К.Маркс, Экономико-философские рукописи 1844 г.// К.Маркс, Ф.Энгельс, Собр.соч. т. 44.

Дополнительная литература:

1) Пассмор Дж. Сто лет философии, М., 1999

2) Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. СПб, 2002

3) Арон Р. Этапы развития социологической мысли, М., 1993

4) Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, СПб, 2001

5) Маннхайм К.

3.Неокантианство

Теоретическое естествознание и математика конца 19 в. Кризис материалистической и позитивистской методологии. Основные школы и представители неокантианства в Германии. Неокритицизм во Франции.

Ориентация на математическое естествознание в Марбургской школе неокантианства. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод. Критика эмпиризма и метафизики. Понятия субстанции и функции в учении Э.Кассирера. Эволюция школы: этический социализм, «философия символических форм».

Баденская школа неокантианства. В.Виндельбанд об истории и естествознании. Противопоставление наук о природе и наук о культуре в философии Г.Риккерта. Границы естественнонаучного образования понятий. Специфика истонрического познания. Метод «отнесения к ценностям». Неокантианство и социология М.Вебера.

Основная литература:

1) Наторп П. Кант и марбургская школа//Новые идеи в философии, вып.5 СПб, 1913

2) Кассирер Э., Познание и действительность, СПб, 1913

3) Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке, М., 1998

4) Виндельбанд В. Дух и история. Избранные работы, М., 1996

5) Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре, М.,

Дополнительная литература:

1) Кассирер Э., Философия символических форм, т.1-3, М. - СПб, 2002

2) Кассирер Э. Индивид и космос, СПб, 2000

3) Лангер С. Философия в новом ключе, М., 2000

4) Виндельбанд В. О свободе воли, М., 2000

5) Кант и кантианцы, М., 1978

4.Философия Ф.Ницше.

Эволюция воззрений Ф.Ницше, три этапа его творчества, основные произведения. «Аполлоновское» и «дионисийское» в «Рождении трагедии из духа музыки». Интерпретация древнегреческой философии и культуры. Критика рационализма и «культурнабожности». Перспективизм в гносеологии Ницше, критика логики, онтологии и морали.

«Воля к власти» - плюралистическая онтология, психология, политика. Учение о «пассивном» и «активном» нигилизме. «Вечное возвращение» как антитезис христианству. «Европейский буддизм» и декаданс: критика Шопенгауэра, Вагнера. Переоценка всех ценностей. Генеалогия морали. Ressentiment как источник морали.

Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. «Последний человек» и «сверхчеловек». «Смерть Бога». Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Ницше в России.

Основная литература:

1) Ницше Ф. Сочинения, т.1-2, М., 1990

2) Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов, М., 1989

3) Ницше Ф. Воля к власти, М., 2003

Дополнительная литература:

1) Ницше Ф. Так говорил Заратустра, М., 1990 (или одно из последующих переизданий)

2) Данто А. Ницше как философ, М., 2001

3) Делёз Ж. Ницше, СПб., 1997

4) Юнгер Ф. Ницше., М., 2000

5) Ясперс К. Ницше и христианство, М., 1993

5. «Философия жизни»

Центральные понятия и главные черты «философии жизни». Витализм и психологизм. Бытие-становление, причинность-судьба, интеллект-интуиция, жизнь-культура и др. оппозиции в «философии жизни».

Учение А.Бергсона о времени. Теория памяти. Инстинкт, интеллект, интуиция в «Творческой эволюции». Критика интеллектуализма. Два источника морали и религии.

Описательная психология и герменевтика В.Дильтея. Противопоставление «наук о природе» и «наук о культуре». Философия и социология Г.Зиммеля.

Морфология культуры О.Шпенглера. Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы». Учение о технике как «тактике жизни». «Пруссачество и социализм».

«Работник» Э.Юнгера и идеология «консервативной революции». «Миф ХХ века» А.Розенберга.

Влияние «философии жизни» на другие направления западной мысли. «Философия жизни» и историцизм.

Основная литература:

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909 ()

  2. Бергсон А. Два источника морали и религии, М., 1994

  3. Дильтей В. Введение в науки о духе, М., 2000

  4. Дильтей В. Описательная психология, СПб., 1996

  5. Зиммель Г. Избранные произведения, СПб, т.1-2

  6. Шпенглер О. Закат Европы, т.1-2, М., 199

  7. Шпенглер О. Человек и техника.//Культурология. ХХ век, М., 1995

  8. Юнгер Э. Рабочий. Тотальная мобилизация. М., 2001

Дополнительная литература:

1) Риккерт Г. Философия жизни, М., 2000

2) Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона, Пг., 1922

3) Дильтей В. Типы мировоззрений//Новые идеи в философии. Сб.1, 1912

4) Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. М., 2002.

6. Неогегельянство

От младогегельянству к неогегельянству. Новые интерпретации Гегеля в Германии.

Особенности англосаксонской философии, отличия от континентальной. Неогегельянство и абсолютный идеализм в Великобритании. Системы Ф.Брэдли, Б.Бозанкета, Д.Мактаггарта. Неогегельянство и персонализм в США. «Идея истории» Р.Дж.Коллингвуда.

Неогегельянство в Италии. Абсолютный историцизм Б.Кроче. Философия действия Джентиле.

Французское неогегельянство. Ж. Валь о «несчастном сознании». Антропология и философия истории А.Кожева.

Основная литература:

  1. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории, М., 1982

  2. Кроче Б. Теория и история и историографии. М., 1998

  3. Джентиле Дж. Введение в философию. М., 1993

  4. Кожев А. Введение в чтение Гегеля, СПб.,

Дополнительная литература:

  1. Пассмор Дж. Сто лет философии, М., 1999

  2. Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2007

  3. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теориии, СПб, 2000

  4. Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века., СПб, 2002.

7.Прагматизм.

Американский прагматизм, его основные представители. Критика декартовского сомнения и учение о закреплении верований Ч.С.Пирса. «Принцип Пирса».

Радикальный эмпиризм У.Джеймса. Прагматистское понимание истины. «Воля к вере». Многообразие религиозного опыта.

Инструментализм Д.Дьюи. Проблематическая ситуация и логика Дьюи. Социальная психология Дж.Г.Мида.

Эволюция прагматизма. Прагматизм в исследованиях по методологии и логике (У.Куайн, Н.Решер). Прагматизм и аналитическая философия. «Способы создания миров» Н.Гудмена.

Основная литература:

1) Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М., 2000.

2) Джеймс У. Прагматизм

3)Джемс У. Многообразие религиозного опыта, М., 1994

4) Дьюи Д. Реконструкция в философии, М., 2001

5) Дьюи Д. Общество и его проблемы, М., 2002

Дополнительная литература:

1) Пассмор, Сто лет философии

2) Джемс У. Психология, М., 1991

3) Джеймс У. Введение в философию// Джеймс У., Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии, М., 2000

4) Дьюи Д. Демократия и образование, М., 2000

5) Прагматизм /page_13.html

8.Психоанализ.

Проблема бессознательного психического в европейской философии и психологии. Становление психоанализа. Метапсихология З.Фрейда. «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Принцип удовольствия» и «принцип реальности». Учение Фрейда о человеке.Социальная философия и культурология Фрейда. Критика религии и современной цивилизации. Генеалогия морали и социальных институтов. Эрос и Танатос.

Различные школы в рамках психоанализа. Аналитическая психология К.Г.Юнга, его учение об архетипах коллективного бессознательного. Фрейдо-марксизм В.Рейха, неофрейдизм К.Хорни и Э.Фромма. «Психо-история» Э.Эриксона.

Основная литература:

1) Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989

2) Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992

3) Фрейд З. Я и Оно, М., 2006

4) Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1992

5) Юнг К.Г. Человек и его символы,

6) Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986

7) Фромм Э. Человек для самого себя

Дополнительная литература:

1) Фрейд З. Толкование сновидений, СПб., 2007

2) Юнг К.Г. Тексты на

3) Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М., 1996

5) Хорни К. Собр. Соч. в 3 томах, М., 1997

6) Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996

7) Лоренцер А. Археология психоанализа, М., 1996

8) Розен П.Фрейд и его последователи, М., 2005

9) Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997

9.Феноменология

Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э.Гуссерля. Метод феноменологической редукции, ее ступени. Интенциональность сознания, конститутивные акты, ноэзис и ноэма. Трансцендентальный идеализм Гуссерля. Интутитивное усмотрение сущностей.

Эволюция воззрений Гуссерля. «Картезианские размышления». Критика физикализма и объективизма науки в работе «Кризис европейских наук». Монадология и учение о «жизненном разуме».

Инутивиное усмотрение сущностей и этика М.Шелера. Онтология Н.Гартмана. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Феноменология М.Мерло-Понти. Феноменологическая социология, психология и психиатрия.

Основная литература:

  1. Гуссерль Э. Логические исследования т.1// Философия как строгая наука, Новочеркасск, 1994



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»
  2. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  3. «Совершенствование логистической системы в территориально-распределенных промышленных комплексах»

    Заседание
    Защита Борисенко А.Н. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Совершенствование логистической системы в территориально-распределенных промышленных комплексах»(РГГУ; научный руководитель – д-р экон.
  4. Высшая Школа Экономики- 90 с учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    История русской философия. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 90 с.
  5. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.

Другие похожие документы..