Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» Эти понятия в современном обществе явля...полностью>>
'Экзаменационные билеты'
Составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются: растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. Укажите, какой компонент данно...полностью>>
'Документ'
Вывод:На структурных почвах хорошо растут растения, вода задерживается, земля рыхлая. А на бесструктурных - вода не задерживается, растения развивают...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон определяет правовое положение, порядок деятельности, цели, задачи и полномочия Фонда национального благосостояния, порядок взаимодейс...полностью>>

Главная > Примерная программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Природно-техногенные комплексы» дает базовые знания об объекте деятельности специалистов в области природообустройства, об общих принципах природообустройства, обеспечивающих гармоничное сочетание интересов человека и существования природы, об особенностях функционирования встроенных в компоненты природы антропогенных сооружений, их элементов, моделировании природных процессов, об управлении природно-техногенными комплексами, мониторинге на базе современных геоинформационных технологий. В этой дисциплине интегрируются природоведческие, экологические и инженерные знания и даются новые знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем природообустройства.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • виды природно-техногенных комплексов, возникающих при природообустройстве: инженерно-мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы, экологические инфраструктуры, особенности и закономерности их функционирования, принципы их создания и управления;

уметь:

  • анализировать и оценивать состояние природной среды, устанавливать причины его несоответствия современным требованиям, обосновывать экологическую и экономическую целесообразность и пределы допустимых воздействий на природную среду, определять состав регулируемых факторов, обосновывать методы, способы и технические средства регулирования факторов, разрабатывать комплекс мероприятий по управлению режимами геосистем, организовывать мониторинг природных объектов и природно-техногенных комплексов;

иметь навыки:

  • расчета и прогнозирования процессов в геосистемах, расчета параметров природно-техногенных комплексов, проектирования инженерно-мелиоративных и инженерно-экологических систем, оценки их устойчивого развития и экологической безопасности; моделирования природных и техногенных процессов, в том числе чрезвычайных ситуаций; использования данных мониторинга при управлении природно-техногенными комплексами.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (час)

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

85

Аудиторные занятия

51

5

Лекции

17

5

Практические занятия

17

5

Семинары

-

-

Лабораторные работы

17

5

Самостоятельная работа

34

5

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

*

5

Реферат

-

Вид итогового контроля

Экзамен

5

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПР

ЛР

1

Общие положения о природно-техногенных комплексах. Принципы создания и управления.

*

-

-

2

Особенности и закономерности функционирования природно-техногенных комплексов.

*

*

-

3

Моделирование и прогнозирование природных и техногенных процессов.

*

*

*

4

Мониторинг природно-техногенных комплексов

*

*

-

4.2 Содержание разделов дисциплины

1. Общие положения о природно-техногенных комплексах. Принципы создания и управления

1.1. Сущность и состав природообустройства. Принцип совместного развития (коэволюции) природы и общества. Принципы природообустройства.

1.2. Природно-техногенные комплексы, их отличие от природных сред. Взаимодействие техногенных и природных компонентов. Устойчивость природных и природно-техногенных комплексов, методы ее повышения.

1.3. Виды природно-техногенных комплексов, возникающих при природообустройстве: инженерно-мелиоративные системы, инженерно-экологические системы, природоохранные комплексы, водохозяйственные системы, экологические инфраструктуры.

1.4. Задачи и принципы создания и управления природно-техногенными комплексами в природообустройстве. Принципы обеспечения устойчивого развития природно-техногенных комплексов.

1.5. Эколого-экономическое обоснование создания природно-техногенных комплексов.

1.6. Нормативно-правовая база регулирования природопользования и природообустройства.

2. Особенности и закономерности функционирования природно-техногенных

комплексов

2.1. Изменение функционирования геосистем при природообустройстве: влагооборота и структуры водного баланса, радиационного и теплового балансов, миграции веществ в твердой и жидкой фазах, процессов почвообразования; трансформации и продуктивности растительного покрова.

2.2. Управление биогеохимическими барьерами как средство природообустройства.

2.3.Оценка воздействия на окружающую среду применительно к природно-техногенным комплексам. Антропогенная нагрузка на водосборный бассейн, ландшафт, биогеоценоз. Экологические изменения природы ландшафта, бассейна рек. Критерии оценки направленности изменений природной среды. Экологическая экспертиза.

2.4. Опасность и риски (технический, экологический, социально-демографический и др.) при функционировании природно-техногенных комплексов. Критерии безопасности природно-техногенных комплексов.

3. Моделирование и прогнозирование природных и техногенных процессов

3.1. Значение моделирования природных процессов в природообустройстве. Методы моделирования: натурные, опытно-производственные, лабораторные, аналоговые, математические.

3.2. Основные закономерности природных процессов и их математическое описание. Требования к моделям при исследовании функционирования природно-техногенных комплексов.

3.3. Организация и методы полевых исследований, их достоверность, обработка результатов.

3.4. Моделирование передвижения воды, солей в почве и грунтах. Особенности моделирования поступления, трансформации и передвижения азота, тяжелых металлов и нефтепродуктов в компонентах геосистемы. Моделирование переноса загрязняющих веществ в атмосфере. Моделирование водных объектов. Моделирование продукционных процессов.

3.5. Методы долгосрочного прогнозирования функционирования природно-техногенных комплексов, чрезвычайных ситуаций.

4. Мониторинг природно-техногенных комплексов

4.1. Единая государственная система экологического мониторинга. Система экологических ограничений хозяйственной деятельности в рамках общей стратегии природоохранной политики.

4.2. Цель и задачи мониторинга. Свойства и уровни мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный). Законодательное и организационное обеспечение мониторинга. Объекты мониторинга. Системы оперативного автоматизированного измерения параметров, характеризующих состояние окружающей среды.

4.4. Мониторинг природно-техногенных комплексов природообустройства. Мониторинг водохозяйственных систем. Наблюдения за состоянием гидротехнических сооружений, плотин, гидроузлов, мелиоративных систем, водозаборных и водосбросных сооружений, накопителей сточных вод. Наблюдения за качеством и объемом сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Наблюдения за инженерно-геологическими процессами в зоне влияния водохранилищ.

4.5. Экологическая значимость и информационные свойства мониторинга. Использование геоинформационных технологий в системе мониторинга.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторной работы

1

3

Моделирование фильтрации на грунтовых лотках.

2

3

Аналоговое моделирование дренажа.

3

3

Аналоговое моделирование влияния водохранилища на прилегающие территории.

4

3

Математическое моделирование на ЭВМ влаго- и солепереноса.

5

3

Математическое моделирование на ЭВМ процессов трансформации и передвижения азота, тяжелых металлов и нефтепродуктов.

6

3

Математическое моделирование переноса загрязняющих веществ в атмосфере.

7

3

Моделирование водных объектов

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Основы природообустройства. Учебное пособие /Под ред. А.И. Голованова. - М.: Колос, 2001

б) дополнительная:

  1. Глазовская М.А. Методологические основы оценки эколого-геохимической устойчивости почв к техногенным воздействиям. – М.: МГУ, 1997.

  2. Капельникова Л.П. Экологические аспекты оптимизации техногенных ландшафтов.- Санкт-Петербург: ПРОПО, 1993.

  3. Косов В.И. и др. Математическое моделирование природных экосистем.-Тверь: Изд. Тверского ГТУ ,1998

  4. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика.- М.: Геодезиздат, 1993.

  5. Перельман А.И. Геохимия ландшафта. – М.: Высшая школа, 1975.

  6. Почвенно-экологический мониторинг и охрана почв /под ред. Орлова Д.С. и Василевской В.Д.. – М.: МГУ, 1994.

  7. Пойкер Х. Культурный ландшафт: формирование и уход. – М.: Агропромиздат, 1987.

  1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Обучающие и контролирующие программы

Компьютерные программы:

- расчета водного и солевого режимов мелиорируемых и рекультивируемых земель

- прогноза загрязнения почв, грунтов, грунтовых вод нитратным и аммонийным азотом, тяжелыми металлами, нефтепродуктами.

Кино- и телефильмы по мелиорации и рекультивации земель, способам и технике орошения, осушения, восстановления нарушенных и загрязненных земель, научно-техническому прогрессу в мелиорации и рекультивации земель.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Лабораторные установки (лаборатории) для физического моделирования процессов впитывания воды в почву, фильтрации жидкостей через однородные и слоистые грунты, фильтрации из каналов, работы дренажей, увлажнения осушаемых земель.

  • Лабораторные установки (лаборатории) с дискретными и сплошными моделями для аналогового моделирования процессов подтопления, работы дренажей различных конструкций

  • Стенды, макеты, образцы средств автоматизации, приборы для мелиоративных исследований и контроля состояния окружающей среды.

  • Электронно-вычислительные машины (компьютерные классы, лаборатории математического моделирования) для математического моделирования процессов при мелиорации и рекультивации земель.

Программу составили:

Голованов А.И., профессор, Московский государственный университет

природообустройства

Сухарев Ю.И., доцент, Московский государственный университет природообустройства

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины. Целью изучения данной дисциплины является получение студентами необходимого объема знаний для подготовки специалистов в области оценки природных ресурсов, их охраны, воспроизводства и оптимизации использования с учетом интересов окружающей среды.

Основная задача дисциплины. Природопользование – комплексная научная дисциплина. Изучение ее разделов идет по следующим направлениям.

Биосфера и человек. Природные ресурсы, Ресурсные циклы. Загрязнение окружающей природной среды. Нормирование качества окружающей природной среды. Управление природопользованием. Международное сотрудничество. Концепция перехода к устойчивому развитию.

Земельные ресурсы России. Государственный земельный кадастр и мониторинг земельных ресурсов. Землеустройство, методы землеустроительного проектирования.

Леса России. Государственный лесной кадастр. Лесное хозяйство, как одна из ведущих отраслей природопользования. Охрана лесов. Лесовосстановительные, противоэрозионные, агромелиоративные, гидролесомелиоративные мероприятия на водосборах.

Водные объекты и водные ресурсы. Запасы, пространственно-временное распределение и использование водных ресурсов. Водохозяйственные комплексы и системы. Государственный учет водных ресурсов и водный кадастр. Инженерные методы расчета основных гидрологических характеристик водных объектов. Структура и управление водным хозяйством страны. Мониторинг водных объектов.

Регулирование речного стока. Задачи и виды регулирования стока. Инженерные методы проектирования и эксплуатации водохранилищ. Защита территорий от наводнений. Влияние водохранилищ на окружающую природную среду.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • природные ресурсы и их современное состояние, основные принципы воспроизводства, основы рационального природопользования; земельные ресурсы России и природоохранные аспекты землеустройства; лесные ресурсы РФ, их значение, основные принципы лесного дела; водные ресурсы, их запасы и современное состояние, факторы антропогенного влияния на водные ресурсы, принципы их охраны и рационального использования; агромелиоративные, противоэрозионные и другие природозащитные мероприятия на водосбора;

уметь:

  • использовать материалы земельного, водного, лесного государственных кадастров и другой информации для оценки состояния природной среды и прогнозирования последствий антропогенных воздействий; владеть методологией и инженерными методами гидрологического, водохозяйственного и природозащитного обоснования при проектировании мероприятий, обеспечивающих рациональное природопользование;

иметь представление:

  • о ресурсосберегающих и безотходных технологиях, возможностях получения экологически чистой продукции; о развитии глобального экологического кризиса; о мониторинге природных ресурсов, концепции перехода к устойчивому развитию.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (час)

Вид занятий

Всего

часов

Семестры, часы

3

4

5

6

7

8

Общая трудоемкость

400

55

55

60

85

85

60

Аудиторные занятия

238

34

34

34

51

51

34

Лекции

102

17

17

17

17

17

17

Практические занятия (ПЗ)

85

17

17

17

17

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

162

21

21

26

34

34

26

Курсовая работа

*

Расчетно-графические работы

*

*

*

-

*

*

Рефераты

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

экз.

зачет

зачет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерные программы Общепрофессиональные дисциплины примерная программа дисциплины мировой водный баланс, водные ресурсы земли

    Примерная программа
    В пределах выделенного учебным планом объема учебных часов дать студентам знания о природных водах, их запасах и распределении, значении и роли в жизни общества, использовании в народном хозяйстве, влиянии на их режим и качество антропогенной
  2. Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо «Астраханский государственный университет», для поступающих по направлениям подготовки магистров в 2010 году содержание

    Программа
    Образовательный портал. Новый проект по образовательным ресурсам. На портале представлены полнотекстовые версии многих учебных пособий, и другие полезные материалы для самообразования.
  3. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ
    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.
  4. Примерные программы Специальные дисциплины примерная программа дисциплины мелиорация земель

    Примерная программа
    Дисциплина “Мелиорация земель” формирует профессиональный облик специалиста, основана на изучении всех предшествующих дисциплин, интегрирует в себе природоведческие и инженерные знания и дает новые знания, умения и навыки, необходимые
  5. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

Другие похожие документы..