Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
В соответствии с договором от 24.06.2008 года № 125-А нами был проведен аудит бухгалтерской отчетности Вашей организации за период с 01.01.2008 по 31....полностью>>
'Курсовая'
Почвенной картой называется топографическая основа с отраженным на ней почвенным покровом той или иной территории. В зависимости от масштаба различаю...полностью>>
'Документ'
Дана Типова навчальна програма розроблена відповідно до наказу Міністерства освіти і науки України, Міністерства України з питань надзвичайних ситуац...полностью>>
'Программа'
предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР

УДК 37.014(08)

ББК 74.04(3)

А 43

Авторский коллектив:

А.В. Борисенкова, В.С. Вахштайн, Е.М. Горбунова, Б.В. Железов,

М.В. Ларионова, Т.А. Мешкова, О.В. Перфильева

Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред.

М.В. Ларионова. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. — 152 с.

ISBN 5-7598-0388-3

В первой части сборника представлены обзоры систем высшего образования

пяти стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР): США, Канады, Италии, Финляндии и Норвегии. В обзорах рассматрива-

ются основные типы высших учебных заведений, прошлое и настоящее ведущих

вузов, результаты проводимых реформ в области управления и финансирования

образования, законодательные основы функционирования систем высшего обра-

зования, меры по обеспечению доступности образования, новые вызовы и прио-

ритеты образовательной политики, в том числе связанные с интернационализаци-

ей образования и рынка труда.

Во вторую часть сборника включены тематические обзоры, освещающие наи-

более актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР: политику по

реализации принципа обучения в течение всей жизни, стратегии обеспечения ра-

венства образовательных возможностей, уровни и механизмы обеспечения качес-

тва образования, стратегии интернационализации образования, а также процесс

реализации странами ОЭСР, являющимися участницами Болонского процесса,

договоренности о признании докторских программ (Ph.D.) в качестве третьей сту-

пени высшего образования.

Публикуемые материалы адресованы исследователям в области образователь-

ной политики, представителям органов управления образованием, руководителям

образовательных учреждений, а также всем интересующимся зарубежным опытом

реформ в области образования.

© Институт международных организаций

и международного сотрудничества ГУ ВШЭ, 2005

© Оформление. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005

А43

ISBN 5-7598-0388-3

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ........................................................................................... 4

I. Обзоры систем высшего образования

в странах ОЭСР ..................................................................................... 8

Система образования Финляндии: успехи школьного обучения

и “третья роль” университетов ............................................................ 8

Система высшего образования Норвегии .......................................... 21

Система высшего образования США ................................................ 34

Система высшего образования Канады ............................................ 62

Система высшего образования Италии ............................................. 78

II. Обзоры актуальных проблем

развития образования в странах ОЭСР ................................................ 78

“Обучение в течение всей жизни”: политика стран ОЭСР

в области непрерывного образования ............................................... 98

Стратегии обеспечения равенства образовательных

возможностей в странах ОЭСР: сравнительный анализ ................. 111

Обеспечение качества образования: опыт стран ОЭСР ................. 123

Интернационализация высшего образования

в странах ОЭСР ......................................................................................

Программы Ph.D. как третья ступень образования

в странах ОЭСР — участницах Болонского процесса ..................... 139

Информация об авторах ..................................................................... 148

Информация об Институте международных организаций

и международного сотрудничества ГУ ВШЭ ..................................... 149

4 Обзоры систем высшего образования стран ОЭСР

Предисловие

В новый сборник, подготовленный Центром по взаимодействию с ОЭСР

Института международных организаций и международного сотрудничес-

тва ГУ ВШЭ, включены как страновые обзоры систем высшего образова-

ния, так и тематические обзоры, освещающие наиболее актуальные воп-

росы развития образования в странах ОЭСР.

Наряду с обзорами систем высшего образования Австралии, Великоб-

ритании, Германии, Ирландии, Нидерландов, Франции и Японии, вклю-

ченными в предыдущий сборник1, представленные в первой части нового

издания обзоры систем высшего образования Финляндии, Норвегии,

США, Канады, Италии в целом дают достаточно полную картину основ-

ных общемировых тенденций развития высшего образования. В то же

время каждая из представленных стран обладает своим уникальным опы-

том и национальными особенностями политики в области высшего обра-

зования. В обзорах акцентируется внимание на успехах и проблемах этих

стран, которые представляются наиболее актуальными с точки зрения

приоритетов трансформации российской системы образования.

Тематические обзоры, представленные во второй части сборника, во

многом отражают стратегические цели, ключевые проблемы и приори-

теты образовательной политики, зафиксированные в ходе встречи пред-

ставителей высшего руководства министерств образования стран ОЭСР и

стран, имеющих статус наблюдателя в Комитете ОЭСР по образованию,

состоявшейся в Копенгагене 22—23 сентября 2005 г. К их числу, в час-

тности, относятся: обеспечение доступности образования и достижение

социального единства через образование; совершенствование механиз-

мов управления и финансирования образования с точки зрения интере-

1 Обзор систем высшего образования стран ОЭСР / Отв. ред. М.В. Ларионова. М.:

ГУ ВШЭ, 2005.

сов глобального, национального, регионального социально-экономи-

ческого развития; расширение международного сотрудничества, направ-

ленного на совершенствование и сопоставимость национальных ква-

лификационных систем в целях содействия обучению в течение жизни;

содействие повышению качества образования, в том числе качества

трансграничного образования в условиях интернационализации рынка

обра зовательных услуг и развития студенческой и академической мо-

бильности; повышение инновационности процесса обучения, научной

обоснованности образовательной политики, обеспечивающей возмож-

ности долгосрочного стратегического планирования.

Проблемы и перспективы развития, с которыми сталкиваются систе-

мы образования в различных странах мира, в том числе и в России, дела-

ют обучение в течение жизни неотъемлемой частью современной образо-

вательной политики. В обзоре, посвященном политике стран ОЭСР в

области непрерывного образования, рассматриваются основные предпо-

сылки, принципы и приоритеты политики обучения в течение всей жиз-

ни, а также проблемы, затрудняющие ее реализацию на практике. К чис-

лу этих проблем, прежде всего, относятся: нехватка у взрослого населения

времени, финансовых ресурсов, информации и мотивации для дополни-

тельного обучения; несовершенство существующих национальных ква-

лификационных систем. На анализ уже имеющегося опыта стран ОЭСР

по реализации на практике принципа “образования в течение всей жиз-

ни”, а также на разработку экспертных рекомендаций по повышению эф-

фективности проводимой политики в области непрерывного образования

направлен целый ряд проектов ОЭСР, представленных в обзоре.

Задача повышения доступности образования и обеспечения равных

возможностей для его получения сегодня является одной из центральных

как в России, так и во многих странах ОЭСР, а попытки ее решения стано-

вятся своего рода тестом на эффективность системы управления образова-

нием и в конечном счете — одним из основных факторов социального

единства и стабильности. В обзоре “Стратегии обеспечения равенства об-

разовательных возможностей в странах ОЭСР” проводится сравнительный

анализ наиболее типичных стратегий обеспечения равенства образователь-

ных возможностей: стратегии “институциональных изменений” и страте-

гии “выравнивания”. Использование в качестве примера трех стран — Сло-

вении, Финляндии и Швейцарии, — позволяет оценить эффективность и

целесообразность использования той или иной стратегии или их комбини-

рования в зависимости от основных причин возникновения проблемы не-

равенства и существующих в странах политических ресурсов.

Предисловие 5

Не менее актуальной задачей как для России, так и для стран ОЭСР

является обеспечение качества образования. Сложность ее решения обус-

ловлена необходимостью активного и эффективного взаимодействия и

координации усилий различных субъектов образовательной политики

институционального, национального, наднационального (регионально-

го) и транснационального (мирового) уровня. В обзоре “Обеспечение ка-

чества образования — опыт стран ОЭСР” прослеживается, каким обра-

зом проблема качества ставится на указанных уровнях и какие инициати-

вы реализуются в странах ОЭСР для решения этой проблемы.

Так, при анализе институционального уровня обеспечения акценти-

руется внимание на вопросе справедливости и объективности внутренней

оценки качества образования, выносимой самими вузами, а также сов-

местимости процедур внешней оценки и институциональной автономии

университетов.

При рассмотрении национального уровня обеспечения качества об-

разования в центре внимания оказывается роль специализированных

агентств-посредников, которым в большинстве стран ОЭСР делегируют-

ся функции мониторинга, контроля и повышения качества деятельности

университетов, а также оцениваются перспективы сетевого взаимодей-

ствия таких агентств.

Деятельность различных региональных сетей по обеспечению качест-

ва образования анализируется в контексте инициатив по созданию еди-

ного европейского образовательного пространства (Болонская деклара-

ция) и развитию экономики знаний в европейском регионе (Лиссабон-

ская программа), а также инициативы Брюгге—Копенгаген, нацеленной

на поощрение сотрудничества в сфере профессионального образования и

подготовки.

Особое внимание уделяется качеству трансграничного образования,

которое в условиях интернационализации рынка образовательных услуг и

труда перестает быть специфической проблемой глобального сообщества

и становится актуальным вызовом для всех субъектов образовательной

политики. В связи с этим в обзоре рассматриваются цели, инструменты и

перспективы совместного проекта ОЭСР и ЮНЕСКО по разработке сов-

местных принципов обеспечения качества трансграничного высшего об-

разования.

Наиболее распространенные стратегии интернационализации вы-

сшего образования (согласованный подход, стратегия привлечения ква-

лифицированной рабочей силы, стратегии получения дохода, стратегия

расширения возможностей) в странах ОЭСР рассматриваются в специ-

6 Предисловие

альном обзоре “Интернационализация высшего образования в странах

ОЭСР” на примере конкретных стран. В обзоре также уточняются такие

часто употребляемые понятия, как “глобализация”, “либерализация”,

“интернационализация” и “регионализация” высшего образования.

Анализ опыта стран ОЭСР в этой области представляется чрезвычай-

но актуальным для разработки четкой национальной стратегии интерна-

ционализации высшего образования в России, которая должна способ-

ствовать росту объема экспорта образовательных услуг, темпов развития

международных образовательных программ более эффективной интегра-

ции российской высшей школы в общеевропейское и общемировое обра-

зовательное пространство.

Этим обусловлено и включение в сборник обзора “Программы Ph.D.

как третья ступень образования в странах ОЭСР — участницах Болонско-

го процесса”. Хотя в России, являющейся с сентября 2003 г. участницей

Болонского процесса, еще продолжается дискуссия о принципиальной

целесообразности введения двухуровневой системы высшего образова-

ния, рассмотрение вопроса о третьем уровне становится тем более акту-

альным, чем более научно-образовательное сообщество России осознает

себя частью общеевропейского сообщества в широком смысле. В обзоре

анализируются основные достижения и проблемы стран ОЭСР, являю-

щихся участницами Болонского процесса, на пути реализации догово-

ренности о “присуждении и признании двойных дипломов, в том числе

на уровне доктора”, зафиксированной в Бергенском коммюнике в 2005 г.

Несмотря на подчеркиваемую общность проблем, стоящих перед рос-

сийской системой образования и системами образования стран ОЭСР, в

обзорах, включенных в сборник, намеренно не проводится прямых ана-

логий и сравнений между Россией и рассматриваемыми странами. Пред-

ставляется, что комплексный анализ опыта реформирования образова-

тельных систем стран ОЭСР и международного опыта решения наиболее

актуальных проблем развития образования, связанных с обеспечением

его качества, доступности и эффективности, с учетом приоритетных на-

правлений и особенностей развития российской образовательной систе-

мы, должен стать следующим шагом исследования в этой области.

Т.А. Мешкова

Предисловие 7

8 Обзоры систем высшего образования стран ОЭСР

I. Обзоры систем высшего

образования стран ОЭСР

Система образования Финляндии:

успехи школьного обучения

и “третья роль” университетов

Последние несколько лет система образования Финляндии постоян-

но находится в центре международного внимания. Очередной всплеск

интереса к ней обусловлен отличными результатами, которые финские

школьники продемонстрировали в рамках “Программы по международ-

ной оценке образовательных достижений учащихся” (PISA) в 2000 и

2003 гг. По результатам обоих исследований Финляндия оказалась на пер-

вом месте и, более того, стала единственной европейской страной, во-

шедшей в число лидеров.

Нас же финская система образования интересует по двум причинам:

• На примере Финляндии можно рассмотреть, каким образом качес-

твенное университетское образование обеспечивается качественным

школьным обучением. И, наоборот, в какой мере особое внимание, уде-

ляемое подготовке педагогических кадров в вузах, отражается на системе

образования в целом и школьном обучении в частности.

• Финские вузы находятся в числе немногих европейских универси-

тетов, взявших курс на повышение “социальной ответственности” выс-

шего образования. В Финляндии “третья роль” университетов закрепле-

на законодательно, и ее становление находится в числе приоритетных

задач национального развития.

В.С. Вахштайн

Система образования Финляндии 9

На первый взгляд все эти аспекты не связаны между собой и относят-

ся к принципиально различным сторонам функционирования образова-

тельной системы. В действительности же, успехи школьного обучения и

законодательное закрепление “социальной ответственности” универси-

тетов — это проявления общей логики развития, которой следует сегодня

финская модель.

Общий обзор системы образования

Схематично финскую систему образования можно представить следую-

щим образом:

Первая отличительная черта финской образовательной модели — раз-

витая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство

финских школьников проходит предварительно через детские сады и

ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фоку-

се общественной дискуссии, направленной на поиск наиболее безболез-

ненных путей перехода из детского сада в школу.

Магистратура

(2 курса, 24—26 лет)

Университеты

(4 курса, 20—24 лет)

Политехники

(3—4 курса, 20—24 лет)

Проф. училища

(2—3 курса, 17—19 лет)

Гимназии

(3 курса, 17—19 лет)

Основная школа

(9 классов, 7—16 лет)

Ясли и детские сады

(3—6 лет)

10 Обзоры систем высшего образования стран ОЭСР

После учреждений дошкольного образования ребенок поступает в ос-

новную школу, где учится до 16 лет. Еще одна характерная черта финской

системы школьного обучения — отсутствие экзаменов. Даже по оконча-

нии основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность — отказ

от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение од-

них предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствует-

ся. Выделение “элитных” классов из общего потока запрещено. Следует

также отметить, что сектор частного школьного образования в Финлян-

дии незначителен — практически все школы государственные.

Представители Министерства образования Финляндии утверждают,

что качество обучения во всех общеобразовательных школах “выровнено”,

какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют.

Политика выравнивания качества школьного обучения отражает

главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспече-

ние равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на

географическом расположении школ. Школы распределены равномерно,

в соответствии с плотностью населения. (Наиболее проблематичным в

этом отношении является малонаселенный и труднодоступный северный

регион страны — Лапландия.) Лишь недавно родители получили право

свободного выбора школы для своего ребенка, однако по-прежнему при-

нято отдавать детей в ближайшую к дому школу.

По окончании основной школы у ученика появляется первая возмож-

ность выбора дальнейшей образовательной траектории — гимназия или

профессиональное училище. В Финляндии 441 гимназия (с общей чис-

ленностью учащихся около 130 тыс. человек) и 334 профессиональных

училища (с общей численностью учащихся около 160 тыс. человек). Гим-

назисты и ученики профессиональных училищ также находятся на пол-

ном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники,

проезд до дома.

Обучение в старшей школе продолжается три года. По его окончании

сдается матрикуляционный экзамен — первое и последнее общенацио-

нальное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз за-

висит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохож-

дения вступительных испытаний, которые каждый вуз организовывает

самостоятельно. Около 30% выпускников профессиональных училищ

продолжают свое образование в профессиональных институтах; в уни-

верситетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для пос-

тупления в университет (как, например, в Нидерландах) нет. Большин-

ство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах.

Система образования Финляндии 11

Среднее специальное образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии

отсутствует, что существенно облегчает ей переход к Болонской модели

унификации статусов высших учебных заведений. Разделения между

“старыми” и “новыми” (преобразованными из колледжей) вузами здесь

никогда не существовало — сектор высшего образования Финляндии из-

начально “выровнен”. В нем отсутствует также и сколько-нибудь значи-

мая дифференциация между государственным и негосударственным сек-

тором в силу крайней незначительности последнего. Даже немногочис-

ленные частные вузы получают здесь государственные субсидии и полно-

стью подконтрольны Министерству образования. Доля участия

государства в финансировании институтов высшего образовании в Фин-

ляндии составляет 72%.

Наиболее существенное различие в структуре высшего образования —

различие между университетами и институтами (так называемыми “по-

литехниками”). Среди университетов выделяются 10 многопрофильных,

3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза. Кроме того,

вне сферы управления Министерства образования функционирует Вы-

сшая школа обороны, обладающая университетским статусом.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых политехниками (ко-

торых в Финляндии 29) несколько yже; кроме того, в них не ведутся фун-

даментальные научные исследования и отсутствуют магистратуры. Одна-

ко сейчас многие эксперты склоняются к тому, что политехники в скором

времени получат право присвоения магистерских степеней. Первым ша-

гом к этому стало разрешение в 2002 г. политехникам вести последиплом-

ное обучение и присваивать степени “sui generis”.

Относительная одновременность возникновения университетов ска-

зывается на однородности сектора высшего образования. Исключением

является первое финское высшее учебное заведение — Королевская ака-

демия в Турку, основанная в 1640 г., когда Финляндия еще была частью

Шведского королевства. В 1828 г. указом Александра I академия была пе-

реведена в Хельсинки. В начале XX в. появились еще два вуза — Техноло-

гический университет и Школа экономики и управления. Большинство

же действующих на сегодняшний день университетов были основаны в

послевоенный период.

Однородность системы высшего образования отражается на про-

странственном размещении вузов — так же, как и школы, они размещены

пропорционально численности населения. Каждый из небольших горо-

дов Финляндии с населением 50—100 тыс. человек имеет достаточно

крупный вуз. Так, в г. Йоэнсуу с населением 43 тыс. человек (во всем

12 Обзоры систем высшего образования стран ОЭСР

регионе — 177 тыс. человек) в университете учатся 6 тыс. студентов.

В г. Оулу с населением 90 тыс. человек в университете 10 тыс. студентов.

Общая численность студентов финских университетов в 2002 г. со-

ставляла 158 тыс. человек, студентов политехников — 114 тыс. Иностран-

ных студентов в стране насчитывалось 3,7 тыс. (1,2 тыс. только в Хель-

синкском университете).

В последнее время наметился рост числа иностранных студентов в

финских университетах и политехниках. Более всего в финском высшем

образовании их привлекает отсутствие платы за обучение — так же, как и

граждане Финляндии, иностранцы, владеющие финским языком, обуча-

ются в университетах и политехниках бесплатно (росту числа иностран-

ных студентов также в немалой степени способствует распространение

образовательных программ на английском языке, которые стали интен-

сивно внедряться в последние пять лет). Финские студенты получают от

государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье. Кроме

того, они могут брать в банках льготные кредиты, и в течение трех лет

после окончания учебы проценты по ним платит государство.

Если в среднем в странах Европы доля лиц с высшим образованием

среди населения в возрасте 15 лет и старше составляет 16%, то в Финлян-

дии она достигает 24%. Любопытно, что ценность образования отнюдь не

является культурным императивом, передаваемым из поколения в поко-

ление. Среди финских пенсионеров в возрасте 55—64 лет свидетельство

об окончании средней школы имеют только 37%, тогда как в возрастной

группе 25—34 года соответствующий показатель составляет уже 83%.

По данным последних исследований (2002 г.), около 90% опрошенных в

возрасте 15—29 лет убеждены в том, что высшее образование повышает

шансы на успешное трудоустройство.

Очевидно, общее повышение уровня образования обусловлено двумя

факторами послевоенного развития Финляндии. Во-первых, экономи-

ческий рост 1950—1960-х гг. сделал образование востребованным и соци-

ально престижным, поэтому повышение образовательного уровня проис-

ходило скачкообразно, один “образовательный бум” сменялся другим.

Во-вторых, рост образованности — результат долгосрочной политики,

проводимой правящей социально-демократической партией. Более деся-

тилетия строка “развитие образования” сохраняет свои позиции в рей-

тинге национальных приоритетов.

Ежегодные расходы на финансирование системы образования в

Финляндии составляют 5 466 млн. евро или 15,5% от расходной части

бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образо-

Система образования Финляндии 13

вание в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование.

В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс.

евро в год.

Финляндия относится к числу стран, наиболее последовательных в

проведении Болонских реформ. Начало преобразований стало до некото-

рой степени реакцией на “идейный кризис” высшего образования

1990-х гг.12 Директивный стиль управления университетами, характерный

для финской системы образования, исчерпал себя, оказалась очевидной

необходимость повышения институциональной автономии вузов.

В 1999 г. был запущен Пятилетний план финского правительства в об-

ласти образования. Его основная цель — внедрение элементов Болонской

модели в финскую систему образования и всемерное участие Финляндии

в создании единого европейского образовательного пространства. Осе-

нью 2000 г. Министерством образования была создана рабочая группа по

разработке маркетинговой стратегии для высшего образования. Тогда же

началась работа по “пропаганде образа страны как привлекательного

места обучения”. В Финляндии новое законодательство, соответствую-

щее Болонскому соглашению, вступило в силу в августе 2005 г., хотя на

практике все его принципы уже были внедрены.

Этот краткий обзор системы образования Финляндии позволяет про-

вести параллель между ее институциональным строением, реализуемой

Министерством образования политикой “выравнивания шансов” и теми

достижениями в сфере школьного обучения, университетского развития,

о которых было упомянуто выше.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект»  для направления 081100. 68 "Государственное и муниципальное управление" подготовки магистра для магистерской программы «Управление образованием»

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Среднее и высшее образование

    Документ
    Одной из важнейших функций государства является образовательная1. Высшее профессиональное образование можно считать неотъемлемой частью всего образовательного процесса.
  3. И структура органов государственной власти в сфере образовательной деятельности

    Документ
    Управление системой высшего профессионального образования в России осуществляется в соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые обладают определенными правомочиями
  4. Программа дисциплины международные экономические организации и соглашения москва 2008

    Программа дисциплины
    Курс «Международные экономические организации и соглашения» представляет собой конкретизацию и развитие общего курса «Международные экономические отношения».
  5. Программа «Образование для всех» глава ІІІ

    Программа
    Важнейшим фактором обеспечения устойчивого и поступательного развития стран является состояние системы образования. В данной ситуации важны два аспекта: качество образования (соответствие его мировым стандартам в области образования)

Другие похожие документы..