Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целью преподавания дисциплины "Мультимедиа технология" явля­ется получение студентами знаний по основам создания мультимедиа приложений, эл...полностью>>
'Диплом'
Згідно з розпорядженням Кабінету Міністрів України від 13 липня 2011 р. № 686-р «Про деякі питання завершення 2011/2012 навчального року у зв’язку з ...полностью>>
'Документ'
Новое поколение роботов исследует глубины океана. Эти механические существа способны выполнять под водой самые сложные работы. Своим обличьем они напо...полностью>>
'Документ'
2-й ведущий. Жизнь А.С. Пушкина неразрывно связана с Петербургом. Здесь к нему пришла поэтическая слава, в зрелом возрасте он обрел в столице свой со...полностью>>

Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (1)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Модуль 6. Раскадровка, как третий вид сценария

На этапе разработки визуального решения основная роль принадлежит художнику. Он должен составить конкретное, вещественное представление об изобразительном ряде фильма и сделать раскадровку.

Раскадровка - это основанная на режиссерском сценарии и замечаниях оператора серия эскизов, желательно в цвете, изображающих ключевые планы фильма. Учитывая небольшой метраж рекламного фильма, его можно нарисовать полностью и отобразить ракурсы, степени крупности, наезды, панорамы. Из раскадровки видны необходимые элементы оформления, реквизит, костюмы, актерские типажи. Из раскадровки оператор может представить себе принципы освещения и составить конкретную схему света. А режиссер может оценить, насколько гармонируют друг с другом стоящие рядом кадры, насколько они хорошо будут смотреться рядом при монтаже. Поэтому еще так важно изобразить происходящее на экране в цвете, ибо, если рядом стоящие планы будут колористически диссонировать, фильм не получится, он утомит зрителя, оставит в его душе неприятный осадок, который автоматически будет перенесен на товар. Раскадровка дает возможность и режиссеру, и оператору выработать окончательную концепцию изобразительного ряда фильма на конкретном материале.

Вот как выглядит раскадровка к приведенному выше сценарию рекламного ролика. В ролике 8 ключевых кадров, и художник отобразил их в виде эскизов:


В детстве… книга была для тебя чудом.


Но книга – чудо… рукотворное


Ты станешь профессионалом… одним из тех, кто создает книги,


если будешь учиться на факультете Московского государственного

у
ниверситета печати. Поверь в чудо!

Рис. 13. Пример раскадровки рекламного ролика

Модуль 7. Работа над звукообразом

Диктор, «голос за кадром», - это человек, без которого часто не обходится реклама.

Тембр и высота звучания «закадрового голоса», т.е. те характеристики, которые у каждого человека являются встроенными, и изменить их практически невозможно, в отличие от акцентуализации, фонаций, темпа и артикуляции, - тех свойств, которые легко можно контролировать, должны полностью соответствовать изобразительному и звуковому ряду фильма, способствовать созданию "звукового образа товара".

Регистр голоса (высота звучания) характеризует, прежде всего, половую принадлежность его носителя. Этот момент важен для рекламы, так как известно, что существуют товары мужской и женской потребительской ориентации. Очевидно, что для рекламы, нацеленной на мужскую целевую аудиторию, авторитетностью будет обладать мужской голос.

Внимание к голосовому регистру в рекламе обусловлено не только тем, что регистр характеризует половую принадлежность. Вспомним, что как женские, так и мужские голоса бывают разными по высотному расположению. В музыкальной практике женские голоса разделяют на колоратурное сопрано — высокий регистр, сопрано — средний регистр и альт (или меццо-сопрано) — низкий регистр, а мужские на бас, баритон и тенор. Эти регистровые зоны, связанные с полом диктора, по-разному оцениваются в рекламе. Можно выделить предпочтительные регистровые зоны. В наибольшей цене низкий или очень низкий мужской голос (диапазон от 150 до 50 Гц) - низкий баритон или бас. В основе такого приоритета лежит психологический атавизм: как правило, низкий ассоциируется с большими размерами тела, с физической силой и потенциальной доминацией. Низкий голос — это голос начальника, авторитета. Достаточно часто используются в рекламе и мужские голоса средней регистровой зоны, но практически не применяются высокие мужские голоса.

Что касается женских голосов, то регистровый выбор здесь более либерален, приоритетность зависит не столько от высотного расположения, сколь от окраски (звонкий мелодичный или низкий бархатистый и т. д.) и интонации.

Тембр (окраска звука), в совокупности с регистром, несет информацию о возрасте. В процентном отношении, конечно же, в рекламных роликах преобладают молодые голоса. Однако очевидно, что возраст диктора должен быть соотнесен с типом позиционируемого товара. Так, в рекламах жевательной резинки или спортивных тренажеров использование пожилого голоса было бы неуместным.

При выборе темпа необходимо знать, что средняя скорость речи в рекламе — два слова в секунду, при этом 25% времени должно приходиться на паузы. Кроме того, темп речи, в совокупности с другими свойствами голоса, способен придавать определенный смысловой оттенок звучащему тексту. Например, ускорение — ощущение спешки, замедление — особая весомость слов и т. д.

Помимо «голоса за кадром», немалую роль в рекламе играют звуки – как естественно-природные, к которым относятся практически все звуки, издаваемые живой и неживой природой, так и предметно-функциональные, т.е. те, которые издают бытовые предметы. Роль этого звукокомплекса очень велика. Во-первых, он размыкает условное пространство рекламного видеоролика, во-вторых, создает ощущение реальности происходящего даже при самом фантасмагорическом сюжете.

Ну и, конечно, огромная роль в рекламе принадлежит музыке. Она может служить просто фоном, а может принять на себя и определенную смысловую нагрузку. Эта символизирующая функция музыки связана со способностью звукового ряда выступать в качестве идентификатора товара. И часто, даже не смотря на экран, мы способны угадать по первым кадрам, о каком товаре сейчас пойдет речь, ибо слышим первые такты музыкального индивидуализированного фона, прочно уже ассоциирующегося в нашем сознании с тем или иным товаром (реклама пива «Толстяк», кофе «Нескафе» и т.д.). Музыкальные символы улучшают запоминание. И поэтому так часто встречается в рекламе индивидуализированный музыкальный фон, рекламные песенки, музыкальные слоганы и даже музыкальные логотипы, которые, как и обычные логотипы, способны повысить узнаваемость товара, в качестве рекламной константы переходя из одной рекламы в другую. Таким образом, экономя деньги своим владельцам (т.к. в данном случае потребуется меньшее количество прокатов ролика при том же показателе запоминаемости).

Модуль 8. Подбор актеров

Учитывать специфические особенности рекламного фильма следует и при подборе актеров.

Рекламный фильм допускает выборочную обрисовку черт характера персонажей, то есть подробно должны выделяться только те черты характера, которые проявляются в ситуации, раскрывающей основную идею. Если сюжет построен на такой черте, как, скажем, рассеянность персонажа, то умен он или глуп, отзывчив или эгоистичен, никого не интересует.

В рекламном фильме нет эпизодических ролей. Персонаж может и не быть главным действующим лицом, но роль, которую играет актер, равна по значимости любой другой. Это парадоксальное, с точки зрения художественного кино, положение требует подбора типажных актеров на все без исключения роли. Кроме того, это вызвано еще и тем, что актер, играющий в рекламном фильме, должен суметь обозначить образ в считанные секунды и заинтересовать своим персонажем зрителя.

Поскольку в рекламе очень часто используют «звезд» кино, рассмотрим такое понятие, как «амплуа» актера. «Амплуа» в переводе с французского означает «применение», т.е. сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера». В книге К.С. Станиславского «Становление речи» приводится следующая классификация мужских амплуа:

  • фат;

  • простак;

  • резонер;

  • любовник;

  • герой;

  • комик.

Женские амплуа следующие:

  • комическая старушка;

  • гранд-дама;

  • травести;

  • инженю;

  • героиня;

  • субретка.

Герой (героиня) — центральный персонаж, исполнитель ведущих ролей. Выделяют разновидности этого амплуа — драматический герой, комедийный герой; получили распространение специфические разновидности термина: герой-любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник («Преступление и наказание»), характерный герой, бытовой герой. Были и возрастные амплуа — молодой, пожилой.

Гранд-дама (от французского «знатная дама») амплуа актрис в роли немолодых, но знатных женщин.

Инженю (от французского «наивная») роли молодых, наивных, обаятельных девушек, глубоко чувствующих. Различают инженю драматических, лирических. Лукаво-озорные, шаловливо-кокетливые, обладающие своеобразным юмором. К инженю близко амплуа «молодых героинь», субреток.

Комик — актер, исполняющий комедийные роли.

Субретка – амплуа бойкой, остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах.

Фат (от латинского «глупый») — роли самовлюбленных и ограниченных людей.

Любовник — роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом, любящих или являющихся предметом любви. Различают амплуа: герой-любовник (Ромео), комический любовник (Бенедикт — «Много шума из ничего» У. Шекспира).

Простак — исполнитель ролей простодушно-наивных или недалеких (порой кажущихся таковыми) людей (Иван-дурак в русских народных сказках).

Резонер — актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к риторическим декларациям. Он высказывает мысли автора по поводу изображенных событий, дает моральные оценки поступкам других лиц.

Травести (от французского - «переодеваться») — актриса, исполняющая роль мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие в определенные моменты действия переодевания в мужской костюм.

Несмотря на то, что этой классификации уже более ста лет, она до сих пор не утратила свою актуальность, и мы с удовольствием узнаем за описаниями амплуа и героев книг, и наших любимых актеров.

Модуль 9. Съемочный период

Съемочный период - это одновременное объединение усилий всех участников группы. Ни один план на площадке не должен сниматься без одобрения его художником, который руководит оформлением площадки, отвечает за подготовку товара к съемке. Совместно с оператором он следит за тем, чтобы кадр был выстроен в соответствии с законами композиции и психологии восприятия, чтобы в кадре не было лишних, отвлекающих внимание деталей, чтобы каждый отдельно взятый план рекламного фильма представлял собой законченную с изобразительной и композиционной точки зрения картину.

За процесс переноса изображения на пленку полностью отвечает оператор. Никто кроме него не знает в полном объеме того набора технических средств и приемов, который необходим для реализации выработанных в процессе составления режиссерского и изобразительного сценария идей. Никто, кроме оператора, не в состоянии определить степень эмоциональной заполненности кадра. Часто его вмешательство способствует появлению новых путей реализации сценария прямо на площадке. И в то же время неуравновешенная и невыверенная композиция, отсутствие перспективы, неудачный ракурс, план, неточные, затянутые панорамы и наезды могут испортить самый прекрасный замысел.

«Композиция (от лат. compositio — связывание, составление, противопоставление) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность» (Советский энциклопедический словарь).

Компонуя кадр, подчиняя свою работу организации изобразительного материала на экране, оператор решает одновременно множество задач:

1. Находит наиболее выразительную точку съемки. Это означает, что определяются координаты нахождения камеры по трем векторам — расстоянию до объекта, положению по горизонтали, положению по вертикали.

2. Подбирает оптику, т.е. определенный угол зрения объектива. От этого зависят не только масштабные соотношения предметов, но и характер передачи перспективы в кадре.

3. Выбирает освещение объекта, позволяющее наилучшим образом передать форму и фактуру предметов.

4. Намечает свето- и цветотональный характер будущего изображения.

5. Решает, какой операторский прием будет использован при съемке этого кадра: статичный план, панорама, наезд, отъезд, съемка с движения и т.п.

Кадр не должен быть загроможден второстепенными деталями. Композиционный и светотональный центр кадра должен совпадать с сюжетно-смысловым. Внимание зрителя должно быть сосредоточено именно на нем. Для организации внимания зрителя и выделений существенного в кадре служит светотональный акцент, т.е. повышение яркости главного объекта в кадре.

Существует два вида композиции – уравновешенная (устойчивая) и неуравновешенная (неустойчивая). Уравновешенная, или устойчивая, композиция предполагает в своей конструкции превращение кадра в подобие весов, при этом правая и левая части изображения должны быть уравновешены. Добиться этого легко – достаточно представить себе иголочку, находящуюся в центре кадра, а сам кадр – неким подобием весов, покоящимся на этом основании. Если мы добавим что-либо лишнее в правую или в левую часть кадра, то он неизбежно перевернется. В кадре могут находиться статичные предметы, может развиваться некое движение, но в любом случае это спокойное, уравновешенное изображение, лишенное ярких динамических показателей.

Мы знаем, что темная масса на экране по сравнению с серой воспринимается как более тяжелая. Самая светлая деталь кадра будет ощущаться как наиболее легкая. Из этого следует, что, например, тяжелую темную массу в левой части кадра необходимо уравновесить либо большей по размеру серой массой, либо равновеликой темной массой.



Рис. 14. Пример уравновешивания композиции

Но в действительности все значительно сложнее. Само действие, сама композиция кадра может уравновесить его. Например, человек в левом нижнем углу стоит на берегу и вглядывается вправо вверх – в бескрайнюю гладь моря. Его поза, его взгляд, говорящий о долгом ожидании, поневоле переводит наш взгляд вверх и вправо – туда, куда смотрит этот человек. И тем самым уравновешивает кадр.

Таким образом, говоря о равновесии, мы в первую очередь говорим о смысловой завершенности и единстве впечатления, и уже потом – о цветовых и световых пятнах и загруженности деталями правой или левой стороны кадра.

Присутствие в кадре перспективы тоже говорит о мастерстве оператора. Перспектива – это то, что помогает раздвинуть рамки кадра, сделать плоское двухмерное изображение объемным, трехмерным. Все мы знаем, что параллельные прямые стремятся сойтись в одной точке, что абсолютно прямая улица кажется нам сужающейся по мере удаления от нас. На горизонте – прямо напротив глаз смотрящего – есть точка, куда и стремятся параллельные прямые. По направлению к этой точке и объекты, удаляясь, уменьшаются в размерах. Так видит наш глаз. Так рисует картины художник, показывая передний и задний план. Это закон линейной перспективы.

Рис. 15. Пример линейной перспективы

Воздух — среда не абсолютно прозрачная, особенно если он насыщен частицами влаги, пыли или дыма. Это среда тем менее прозрачна, чем значительнее ее толща, — иными словами, чем дальше объект отстоит от наших глаз или от камеры.

В зависимости от расстояния до объекта и от плотности воздушной дымки меняются и тона предметов: на первом плане тона сочные, контрастные, насыщенные, на втором и третьем планах — все более мягкие, акварельно-пастельные. Объекты на дальних планах совершенно размытые, расплывчатые. Менее четкими становятся линии и границы предметов. Такой вид перспективы нередко называют тональной, или воздушной.

Рис. 16. Пример тональной перспективы

Выявлению воздушной дымки способствует освещение. Лобовой свет солнца почти не выявляет дымку. Хорошо читается присутствие воздушной дымки и, следовательно, усиление тональной перспективы при боковом, задне-боковом и контровом положении солнца.

Для создания воздушной перспективы операторы применяют на натуре и в павильоне искусственное задымление съемочного пространства.

Наш глаз, осматривая пространство, переводя взгляд с одного предмета на другой, постоянно меняет «фокусировку». Наводка на фокус в нашем органе зрения осуществляется мгновенно, благодаря изменению кривизны хрусталика — «объектива» глаза. Процесс изменения фокусировки глаза называется аккомодацией. Оператор во время подготовки к съемке также осуществляет наводку на фокус. Обычно фокус наводится на главный объект в кадре. Второстепенные объекты в кадре остаются в меньшей резкости, меньшей четкости изображения или даже вовсе в размытости. Противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона и второплановых элементов кадра создает — с помощью оптики — эффект глубины пространства. Это и есть оптическая перспектива.

Рис.17. Пример оптической перспективы

В статичном кадре, как отмечалось выше, на линии горизонта существует точка, к которой стремятся все воображаемые линии. Точка неподвижна; все предметы, «подчиняясь» законам линейной перспективы, уменьшаются в направлении этой точки. Как только камера сдвинулась в панораме вправо или влево, немедленно переместилась и точка на горизонте, изменилась и вся система линейно-геометрического построения кадра. Изменение пространственного положения камеры постоянно меняет построение перспективных конструкций в каждый момент съемки, так как точка схода и линии схода находятся в постоянном движении. Таким образом, возникает новое качество ощущения перспективы — у зрителя появляется возможность увидеть происходящее из различных пространственных положений. Эффект динамической перспективы также помогает создать иллюзию глубины изображения.

Традиционно основными цветами принято считать цвета спектра (7 цветов радуги), которые можно расположить в так называемом цветовом круге.

Рис.18. Цветовой круг

Справа в круге будут находиться теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), слева – холодные (синий, голубой, фиолетовый). Зеленый и противостоящий ему в круге восьмой цвет – пурпурный – являются нейтральными. Они могут быть как теплыми, так и холодными, в зависимости от того, рядом с какими цветами располагаются. Психофизиологически мы воспринимаем теплые цвета как бы выступающими на первый план, а холодные цвета — отступающими в глубь пространства. Эти свойства человеческого восприятия цвета, называемые цветовой перспективой, художники знали еще много веков назад. В живописных полотнах великих мастеров Ренессанса, в работах художников XVIII-XIX вв. четко прослеживается умение строить цветовую перспективу, основываясь на свойствах человеческого восприятия. Ближний план обычно прописывался темно-коричневыми тонами. Второй план отражался зеленовато-серым цветом. Дальние планы — светло-голубыми и синими тонами. Эти свойства восприятия сегодня активно используются операторами.

Словом ракурс мы обозначаем точку съемки. Мы говорим: «верхний ракурс», «нижний ракурс», «в ракурсе». Термин «ракурс» переводится как сокращение. Сокращение объекта действительно зависит от точки съемки.

Высокая точка съемки, или верхний ракурс, поднимает линию горизонта, прижимает героя к земле, как бы принижает его и сокращает его размеры. Низкая точка съемки, или нижний ракурс, опускает линию горизонта, «приподнимает», монументализирует героя и тоже... сокращает его размеры.

Ракурс — сильное средство в арсенале оператора. Необычная точка съемки усиливает выразительность кадра, но легко может исказить, изуродовать объект съемки, будь то архитектурное сооружение, фигура человека или его лицо.

Когда мы произносим слово план, мы подразумеваем масштаб изображения. Существует 6 видов планов – дальний, общий, средний, крупный, укрупненный и детализированный. За единицу измерения, как правило, берут фигуру человека. Каждый из этих видов плана несет определенную смысловую нагрузку. Дальний план – это характеристика среды, в которой будет развиваться действие: город, улица, время года, суток и т.д. Общий план – это характеристика среды, в которой обитает наш герой. Его еще не видно в толпе, но зритель подготовлен к встрече с ним. Средний план – это выделение героя из толпы, характеристика его одежды, походки, жестикуляции. Крупный план – это мимика героя, то же и укрупненный план, но более отчетливо. Наконец, деталь – это говорящие глаза, губы, руки… Словом, акцент, который делает создатель фильма, заставляя нас остановить внимание именно на определенной детали, приобретающей уже некий символический смысл.

Существует 2 вида планов по отношению камеры к объекту – европейские и американские. Их классификация следующая:

План

Европейский

Американский

Общий

В человеческий рост

В 1,5 человеческого роста

Средний

Поясной

Поколенный

Крупный

По плечи

По грудь

Укрупненный

Лицо

Голова

Рис. 19. Классификация планов по крупности и принадлежности

Ну, а дальние планы и детализированные в данном случае совпадают.

Однако не всегда за единицу измерения берется фигура человека. Все зависит от того, что снимает оператор. Например, если героем фильма будет спичечный коробок, то он будет, скорее всего, общим планом, спички – средним, а их серные головки – крупным или даже детализированным.

Наезды, отъезды и панорамы – это динамика камеры. При наезде камеры на объект – с помощью тележки или трансфокатора (зума) происходит укрупнение объекта – переход его от общего плана к среднему, а затем – к крупному, при отъезде – в обратном порядке – происходит уменьшение объекта. Объект съемки может и самоукрупняться, двигаясь по направлению к неподвижной камере, или уменьшаться, двигаясь в направлении от камеры.

Панорама – это движение камеры, при которой зритель может обозреть окружающую обстановку. Камера может двигаться вправо, влево, вверх или вниз, как бы повторяя движение глаза. Панорамы бывают трех видов – панорама обозрения (когда зрителя просто знакомят с обстановкой, не фиксируясь на действующих лицах), панорама сопровождения (камера следует за героем, попутно открывая зрителю и пространство, вдоль которого герой движется) и переброска (камера быстро перемещается от начального плана к конечному, при этом все изображение между этими двумя планами смазывается, как бы показывая нам либо быструю смену действий, либо – близость объектов, изображенных в начальном и конечном плане).

Требования ко всем движениям камеры просты: начало движения и его конец должны быть целесообразны и логичны. План следует начинать со статики и статикой же заканчивать. А сами движения камеры должны быть плавными, без рывков и ненужных ускорений или замедлений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (2)

    Образовательная программа
    Знания, приобретенные в ходе изучения дисциплины «Методы осуществления авторского надзора», должны стать основой для профессионального понимания и юридически грамотного применения знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.
  2. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (3)

    Образовательная программа
    Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для того, чтобы в ходе усвоения курса повышалась профессиональная подготовка студентов. Будущие специалисты получают необходимые конкретные знания по сервисной деятельности, классификации,
  3. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (4)

    Образовательная программа
    Целm дисциплины - сформировать знания по методам расчета основных технико-экономических показателей эффективности рекламы как к инстру­менту рыночной экономики
  4. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (5)

    Образовательная программа
    В курсе рассматриваются различные аспекты менеджмента, в том числе проектного, и управления персоналом рекламного предприятия в современных рыночных условиях.
  5. Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного) (6)

    Образовательная программа
    Данный курс «Рекламный текст» ориентирован на обучающихся, которые готовятся к профессиональной деятельности в качестве копирайтера, составителя печатных рекламных материалов для размещения в СМИ, аудиосценариев, рекламных посылов, Интернет-сайтов и др.

Другие похожие документы..