Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель изучения дисциплины «Иностранный язык» – приобретение общей, языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для получения общенаучной и соц...полностью>>
'Документ'
совместного заседания Государственно-патриотического клуба Всероссийской политической партии «Единая Россия», Комитета Государственной Думы Федеральн...полностью>>
'Закон'
На основании статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Фе...полностью>>
'Документ'
38   7 7       Зач БЖД Введение в математику 1   51 57   108 108       Зач ВМ 7 Программирование 1 3   8 54 90 144     Экз   САПР 8 Инженерная и компь...полностью>>

Учебное пособие Божий дар красота; и если прикинуть без лести, То ведь придется признать: дар этот есть не у всех

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Русский религиозный философ, юрист-теоретик, историк религии и культуры. Неогегельянец, Ильин считал смыслом философии по­знание Бога и божественной основы мира. Был профессором филосо­фии права в Московском университете. Выслан из России в 1922 году вместе с другими русскими учеными.

Автор более 30 книг и, поскольку активно занимался полити­ческой публицистикой, нескольких сот статей и очерков.

Основные произведения:

«Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и челове­ка», «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силой», «Основы художества», «Путь духовного обновления», «Путь к оче­видности», «Наши задачи».

577

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич

(18181885)

Русский историк, юрист, публицист-либерал, философ. Западник. Близок позитивизму, релятивизму. Считал, что философия должна исследовать не абстракции, а конкретную душу реального индивида. Стремился широко использовать для этого психологию.

Основные произведения:

«Взгляд на юридический быт новой России», «Мысли и замет­ки о русской истории», «Задачи психологии», «Задачи этики».

КАССИРЕР Эрнст

(18741945)

Немецкий философ, неокантианец, представитель Марбургской школы. Профессор в Гамбурге, Берлине. После прихода к власти в Германии фашистов эмигрировал. Разрабатывал проблемы гносео­логии, истории философии, философии культуры. Научное позна­ние считал формой символического мышления.

Основные произведения:

«Проблема познания в философии и науке нового времени» в 4-х т.т., «Философия символических форм» в 3-х т.т.

ЛЕ ГОФФ Жак

(р. в 1924 г.)

Французский историк, представитель школы «Анналов». Предметом исторического исследования делает прежде всего менталитет «по­вседневного человека» культуру, массовое сознание. А. Я. Гуревич оп­ределяет его метод как «культурно-антропологический подход».

Основные произведения (в русск. перев.):

«Цивилизация средневекового Запада».

ЛЕВИ-СТРОС Клод Густав

(рожд. 1908)

Французский антрополог, этнограф и социолог, ведущий представи­тель структурного подхода в общественных дисциплинах. Большое значение для изучения структур общественных институтов придает толкованию мифов.

Основные произведения (в русск. перев.):

«Структурная антропология», «Печальные тропики», «Перво­бытное мышление».

ЛЕНИН (Ульянов) В. И.

(18701924)

Теоретик большевизма, основатель и бессменный лидер партии большевиков (РСДРП — ВКП(б) — КПСС). Под руководством Ле­нина большевики совершили вооруженный захват власти в России

578

I


в 1917 году. После этого был создателем и лидером советского госу­дарства. Основные произведения:

«Развитие капитализма в России», «Материализм и эмпирио­критицизм», «Государство и революция».

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич

(р. 1906)

Советский литературовед, историк культуры, Герой Социалистиче­ского. Труда (1986). В 1928-32 гг. был репрессирован.

Основные произведения:

«Русские летописи и их культурно-историческое значение», «Воз­никновение русской литературы», «Слово о полку Игореве», «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», эссе «Заметки о русском»(1981), сб. «Прошлое— будущему» 1985).

ЛИОТАР Жан-Франсуа

(род. в 1924)

Французский философ. Историк философии. Первым заговорил о постмодернизме применительно к философии. Исследует эстетиче­ские и политические аспекты современного состояния общества, со­отношение модерна и постмодерна в искусстве.

Основные произведения:

«Постсовременное состояние», «Постмодерн в изложении для детей».

ЛОСЕВ Алексей Федорович

(18931988)

Российский философ и филолог, проф. (1923). В 1930-33 был реп­рессирован. Создал своеобразный синтез идей русской религиоз­ной философии и диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля.

Основные произведения:

«Античный космос и современная наука» (1927); «Философия имени» (1927); «Диалектика мифа» (1930); «Эстетика Возрождения» (1978); «История античной эстетики»в 8-и тт. (Гос. премия СССР, 1986).

МАРИНЕТТИ Филиппе Томмазо

(18761944)

Итальянский писатель, глава и теоретик футуризма. Публицист. Пропагандировал идеологию итальянского фашизма, сотрудничал с Муссолини. Писал стихи, поэмы, очерки, пьесы.

Основные произведения:

«Манифесты футуризма»(1909-1919); пьеса «Король-кутеж»(1905); роман «Мафарка-футурист»(1910),

579

МАРКС Карл Генрих

(18181883)

Немецкий мыслитель, использовал диалектический метод Гегеля. Создал свое социально-политическое учение (исторический матери­ализм) совместно с Ф. Энгельсом, политическая часть которого носит утопический характер.

Основные произведения:

«Экономическо-философские рукописи» (1844); «К критике ге­гелевской философии права» (1844); «Святое семейство» (1845); «Немец­кая идеология» (1845-46), обе в соавторстве с Ф. Энгельсом; «Нищета философии» (1847); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «Гражданская вой­на во Франции» (1871); «Критика Готской программы»(1875).

Наиболее влиятельны в прикладном плане: «Манифест ком­мунистической партии (совместно с Ф. Энгельсом, 1848 ) и «Капи­тально окончен, подготовлен к изданию Ф. Энгельсом).

МАТФЕЙ (евангелист),

СВЯТОЙ, называемый также Левий (1 век н. э., Палестина)

Один из двенадцати апостолов, традиционно считается автором первого Евангелия. Согласно Библии, Матфей жил в родительском доме в Капернауме (поблизости от современного Алмагора в Израи­ле), когда Христос призвал его в число своих учеников. Был сборщи­ком налогов (мытарем) на службе тетрарха Галилеи Ирода Антипы. Поскольку это занятие считалось презренным, фарисеи упрекнули Христа за то, что он участвует в трапезах вместе с мытарями и греш­никами. Христос ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Матф. 2,17).

МАХАБХАРАТА

Эпос народов Индии, сформирован около середины 1-го тысячеле­тия н. э. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, ввод­ных эпических сказаний главным образом фольклорного характе­ра («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). Источник многих сю­жетов и образов, получивших развитие в литературах стран Азии.

МИЛЮКОВ Павел Николаевич

(18591943)

Российский полит, деятель, историк, публицист, теоретик и лидер партии кадетов. В 1917 министр Временного правительства 1-го со­става [до 2(15) мая]. После большевистского переворота — эмигрант.

Основные произведения:

Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт.

580

МОНТЕНЬ Мишель Эйкем де

(15331592)

Французский философ-гуманист. Отвергал этические нормы, тре­бовавшие умерщвления плоти, провозглашал гедонизм и индивиду­ализм. Выступал против схоластики и догматизма; отстаивал равен­ство людей, считал «естественное состояние» человека (не цивилизо­ванное) наиболее благоприятным для жизни.

Основные произведения:

книга-эссе «Опыты» (1580-88).

НИЦШЕ Фридрих

(18441900)

Немецкий философ, представитель философского иррационализма, один из основателей «философии жизни». Испытал влияние А. Шо­пенгауэра и Р. Вагнера. Деятельность Ницше оборвалась в 1889 в свя­зи с душевной болезнью. Радикально пересмотрел сложившуюся в европейской культуре к концу XIX века систему ценностей. Проти­вопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). Резко критиковал христианство и основанную на его нормах культу­ру, проповедовал своеобразный эстетический имморализм, индиви­дуалистический культ сильной личности (миф о «сверхчеловеке»).

Основные произведения:

«Рождение трагедии из духа музыки»(1872), «Так говорил За-ратустра»( 188384), «По ту сторону добра и зла»( 1886), «Воля к влас­ти» (опубл. в 18891901).

ОГАРЕВ Николай Платонович

(181377)

Русский философ, теоретик утопического социализма, поэт, пуб­лицист. Друг и соратник А. И. Герцена. В 1831 один из организато­ров революционного кружка в Московском ун-те, в 1834-1839 в ссылке. С 1856 эмигрант, инициатор и соредактор «Колокола». Участник подготовки и создания общества «Земля и воля»(1861-1862), агитационно-пропагандистской кампании С. Г. Нечаева (1869-70). Подчеркивал важную роль экономического фактора в культурном, общественно-историческом развитии. Умер в Гринвиче близ Лондона, в 1966 прах перевезен в Москву на Но­водевичье кладбище.

Основные произведения:

Романтич. лирика, поэмы, в том числе «Юмор»(ч. 1-3, опубл. 1857-1869); «Русские вопросы» (1856-1858); «Расчистка некото­рых вопросов» (1862—1864); «Частные письма об общем вопросе» (1866-1867).

581

ПИКО Делла МИРАНДОЛА Джованни

(1463 1494)

Итальянский философ, гуманист. Пропагандировал науку, утверж­дал первенство научной истины перед мнениями древних мудрецов.

Основные произведения:

«Речь о достоинстве человека».

ПЛАТОН

(428 или 427 до и. э. — 348 или 347)

Древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон ин­тенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатониз­мом схему основных ступеней бытия. Восприятие Платона в разные эпохи развития философии менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); фи­лософ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Основные произведения:

«Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об иде­ях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Со­фист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия), «Госу­дарство», «Политика».

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич

(18351891)

Филолог, член-корреспондент Петербургской АН (1875). Разраба­тывал вопросы теории словесности (язык и мышление, природа по­эзии, поэтика жанра, учение о «внутренней форме» слова), фольк­лора, этнографии, общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков. Исследовал вопросы истории мы­шления в его связи с языком. Считал необходимыми демократичес­кое преобразование общества, достижение политического и нацио­нального равенства.

Основные произведения:

«Из записок по русской грамматике», «Из записок по теории словесности», «Мысль и язык».

РАМАЯНА

Древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Приписывается легендарному поэту Вальмики. Сформировалась около II в. Описы­вает подвиги Рамы. Источник сюжетов и образов многих литератур­ных произведений в Индии и за ее пределами.

582

САРТР Жан-Поль

(19051980)

Французский философ, писатель и публицист, глава французского атеистического экзистенциализма. Участник Движения Сопротив­ления. Под влиянием А. Бергсона, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера пост­роил «феноменологическую онтологию». Противопоставляет объек­тивность и субъективность, свободу и необходимость. Интересовал­ся марксизмом, создать некий его синтез с экзистенциальной антропологией. Основные темы: одиночество, поиск абсолютной сво­боды, абсурдность бытия. В конце 60-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.

Основные произведения:

«Бытие и ничто» (1943); «Критика диалектического разума» (1960); Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (19451949); пьесы-притчи «Мухи» (1943); «Дьявол и господь бог» (1951) и др. Русск. перев.: «Слова», «По направлению к Свану».

САХАРОВ Андрей Дмитриевич

(19211989)

Советский физик и общественный деятель, акад. АН СССР (1953). Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. С кон. 50-х гг. активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 60-х — начала 70-х гг. один из лидеров движения за пра­ва человека в СССР. Сахаров указывал, что человечеству угрожа­ют последствия его разобщенности, вооруженного противостоя­ния СССР и капиталистических стран: ядерная война, голод, эко­логические и демографические катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. А. Д. Сахаров видел альтернативу гибели человечества, говорил о необходимости демократизации и демилитаризации об­щества, утверждении интеллектуальной свободы в СССР. Он до­казывал, что социальный и научно-технический прогрессе ведут к сближению двух систем. Публикация этой работы на Западе по­служила поводом для отстранения С. от секретных работ; после протеста против ввода войск в Афганистан С. в янв. 1980 был ли­шен всех гос. наград (Герой Соц. Труда (1954, 1956, 1962), Лен. пр. (1956), Гос. премии СССР (1953)) и сослан в г. Горький, где продол­жал правозащитную деятельность. Возвращен из ссылки в 1986. В 1989 избран нар. депутатом СССР; в 1989 предложил проект но­вой Конституции страны. Лауреат Нобелевской премии мира (1975). В 1988 Европейским парламентом учреждена междуна­родная премия им. Андрея Сахарова за гуманитарную деятель­ность в области прав человека.

583

Основные политические и гуманитарные сочинения:

«Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и ин­теллектуальной свободе» (1968), «Воспоминания» (1990).

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

(18531900)

Русский религиозный философ, богослов, поэт, публицист. Сын из­вестного историка С. М. Соловьева, ректора Московского универси­тета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен». Создал учение об универсуме как «всеединстве», возникшее как синтез христианского платонизма с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественнонаучным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.). Его стихи софийного периода явно воздейст­вовали на поэзию русских символистов.

Основные произведения:

«Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Жизненная драма Платона», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора».

СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович

(1885 1941)

Поэт, критик, впоследствии священник, троюродный брат А. Блока.

СОРОКИН Питирим Александрович

(18891968)

Русский социолог. Лидер правых эсеров; приват-доцент, с 1920 профес­сор Петроградского университета. В 1922 году вместе с другими русски­ми учеными по распоряжению Ленина выслан из Советской России, ра­ботал в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Рас­сматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культуры. Основой культуры считал интегрированную сфера ценностей, символов. Сорокин доказывал необходимость развития ре­лигиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников тео­рий социальной стратификации и социальной мобильности.

Основные сочинения (на русском яз.):

«Проблема социального равенства», «Система социологии», «Человек. Цивилизация. Общество».

ТИПИТАКА, ТРИПИТАКА

[санскр. «Три корзины (закона)» палийское «Типитака»], каноничес­кое собрание текстов буддизма. Окончательная редакция — на 3-м

584

соборе в Паталипутре (3 в. до н. э.); записана в 80 до н. э. на языке пали (Цейлон). Важнейший источник для изучения раннего буддизма, со­держит ценные сведения по истории и культуре древней Индии. Имеется множество комментариев.

ТОКАРЕВ Сергей Александрович

(18991985)

Советский этнограф и историк, доктор исторических наук. Профес­сор МГУ (1939-73). Работы по проблемам этногенеза, истории и рели­гии разных народов, историографии.

Основные произведения:

«Ранние формы религии и их развитие», «Религиозные веро­вания восточнославянских народов XIX — начала XX в.», «Религия в истории народов мира».

ФЕДОТОВ Георгий Петрович

(18861951)

Русский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за ру­бежом. Исследовал своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом.

Основные произведения:

«Святые Др. Руси», «Русское религиозное сознание» т. 1-2; сбор­ник статей «Лицо России», «Судьба России и ее грехи».

ФРЕЙД Зигмунд

(18561939)

Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

Одним из первых стал исследовать роль сексуальности в жиз­ни человека, в культуре. Развил теорию психосексуального разви­тия индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Предложил ориги­нальную модель структуры психики личности. Принципы психо­анализа распространил на различные области человеческой куль­туры — мифологию, фольклор, художественное творчество, рели­гию и т. д. Доказывал, что западная культура жестоко угнетает природные влечения человека, что вызывает неврозы и патологии психики. Учение Фрейда оказало очень большое влияние на многие направления философии, социологии, социальной психологии, ис­кусства XX в.

Основные произведения:

«Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

585

ФРЭЗЕР Джеймс Джордж

(18541941)

Английский историк религии. Исследовал культы первобытных и древних народов. Противопоставлял магию религии, выводил их из индивидуальной психологии. Развивал сравнительный метод в этно­графии.

Основные произведения: (русск. перев.):

«Золотая ветвь», «Фольклор в ветхом завете».

ХАБЕРМАС Юрген

(р. 1929)

Немецкий философ и социолог (ФРГ). С 1971 директор Института М. Планка по исследованию жизненных условий научно-техничес­кого мира, последователь франкфуртской школы. Неомарксист, идеолог западногерманской социал-демократии. Хайдеггер считает, что «интеракция» (общение) должна заменить марксово понятие производственных отношений. Противник позитивизма, технокра­тической идеологии, сциентизма. Взгляды Хабермаса оказали влия­ние на студенческое движение во многих странах Запада в 60-70-х гг. («новые левые»).

Основные произведения:

«Teorie und Praxis», «Erkenntnis und Interesse», «Technik und Wissenschaftals «Ideolgie»», «Zur Logik der Socialwissenschaften», «Theorie des Kommunikativen Handels», «Der philosophische Diskurs der Moderne».

ХАЙДЕГГЕР Мартин

(18891976)

Немецкий философ, один из основоположников немецкого экзис­тенциализма. Свое учение о бытии назвал «фундаментальной онто­логией» Противопоставлял подлинного существования (экзистен­цию) миру повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по X., с осознанием бренности человеческого существова­ния. Исследовал происхождение «метафизического»способа мыш­ления, поиск пути к «истине бытия». В конце концов утверждал не­возможность рационального постижения бытия.

Основные произведения (в русск. перев.):

«Бытие и время», «Что такое метафизика?», «Разговоры на про­селочной дороге».

ХЕЙЗИНГА Йохан

(18721945)

Нидерландский историк и философ, занимался историей и филосо­фией культуры. Создал оригинальную концепцию культурогенеза: основу культуры видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности.

586

Основные произведения (русск. перев.):

«Осень средневековья», «Homo ludens», «В тени человека».

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович

(182889)

Русский публицист, литературный критик, писатель, просветитель, радикальный материалист. В 1862 г. арестован по обвинению в поли­тических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций «Бар­ским крестьянам от доброжелателей поклон»заключен в Петропав­ловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, за­тем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Оказал большое влияние на общественное сознание русской интеллигенции утопиче­ским романом «Что делать?», написанным во время заключения в Петропавловской крепости и содержащим мощный нигилистичес­кий пафос. Считал себя последователем Фейербаха и Бюхнера. Пе­ревел «Основания политической экономии» Дж. Стюарта Милля.

Основные произведения:

«Очерки гоголевского периода русской литературы», «Лессинг», «Критика философских предубеждений против общественно­го владения», «Антропологический принцип в философии», «Письма без адреса» (1863).

ШЕСТОВ Лев (Шварцман Лев Исаакович)

(18661938)

Русский философ и писатель. С 1895 преимущественно жил за гра­ницей (в Швейцарии и Франции). Философия Л. Шестова по сущест­ву экзистенциальна (он предвосхитил основные идеи экзистенциа­лизма). Шестов широко пользовался парадоксами и афоризмами, восставал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета об­щеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Разработал «философию трагедии»исследовавшую абсурдность че­ловеческого существования. Спасение от этой абсурдности видел в мистической вере, в откровении, дарованном Богом.

Основные произведения:

«Достоевский и Ницше. Философия трагедии», «Апофеоз бес­почвенности», «На весах Иова», «Афины и Иерусалим», «Умозрение и откровение»(опубл. в 1964).

ШОПЕНГАУЭР Артур

(1788—1860)

Немецкий философ, иррационалист. Сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое

587

бесцельное влечение к жизни. Эта воля к жизни есть основа бытия и не подчинена законам пространства и времени, поэтому она непозна­ваема. «Освобождение»от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — может быть достигнуто, по Шопенгауэру, в состоянии, близком буддийской нирване. Филосо­фия Шопенгауэра довольно пессимистична.

Основные произведения:

«Мир как воля и представление».

ШПЕНГЛЕР Освальд

(18801936)

Немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Представлял культуру как множество замкнутых «организмов» (всего восемь — египетская, индуистская, китайская, право­славная и т. д.), выражающих коллективную «душу»народа. Каждая такая культура проходит, подобно живому организму, жизненный цикл (рождение, рост, зрелость, старение и упадок, смерть), для­щийся около тысячелетия. На ступени старения культура перерож­дается в свою противоположность — цивилизацию. В ней господст­вует голый техницизм, душа замещается расчетом, героические де­яния — механической работе, на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Превращение культуры в циви­лизацию есть признак предстоящей вскоре смерти данного «орга­низма»

Основные произведения:

«Закат Европы»(т. 12,191822).

ЭНГЕЛЬС Фридрих

(18201895)

Немецкий мыслитель и обществ, деятель, один из основоположников марксизма. Вместе с Марксом написал программу Союза коммунис­тов — «Манифест Коммунистической партии» (1848). Энгельс оказы­вал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов.

Основные произведения:

«Положение рабочего класса в Англии», «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология» (18451846), «Манифест Комму­нистической партии» (1848), — все три совместно с К. Марксом; «Анти-Дюринг» (1878); «Происхождение семьи, частной собст­венности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец клас­сической немецкой философии» (1886); «Диалектика природы» (187382, опубл. 1925); «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).

588

ЮНГ Кард Густав

(18751961)

Швейцарский психолог и философ, психиатр, основатель «аналити­ческой психологии»— цюрихского направления психоанализа. Юнг считал, что бессознательное существует не только в психике инди­вида, но и в сознании коллектива («коллективное бессознательное», структурные элементы которого он назвал архетипами. Именно ар­хетипы, по Юнгу, являются истоками общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений. В структуре индивидуальной психики Юнг выделял наряду с глубинным ядром и «тенью», «маску» persona, которая как бы отделяет личность от общества. Ввел понятие «ком­плекс». Целью психотерапии Юнг считал индивидуацию личности. Юнг оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию

Основные произведения (русск. перев.):

«Психоз и его содержание», «Психологические типы», «Архе­тип и символ», «Аналитическая психология».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Gaudeamus igitur (1)

    Учебное пособие
    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru yanko_slava@yahoo.com   http: yanko.lib.ru зеркало: http: members.fortunecity.com/slavaaa/ya.
  2. Учебное пособие Gaudeamus igitur (2)

    Учебное пособие
    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru yanko_slava@yahoo.com   http: yanko.lib.ru зеркало: http: members.fortunecity.com/slavaaa/ya.
  3. А. А. Радугина Х рестоматия по культурологии учебное пособие

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  4. М. Е. Литвак секс в семье и на работе

    Документ
    Разработаны социальные и психологические проблемы секса в семье и на работе в рамках предложенной автором аксиологической модели психотерапии и психологии.
  5. Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия

    Учебное пособие
    комментарий (Султанов А. Европейский суд по правам человека на защите основ демократического общества – свободы совести Михайлов Р. Заказуха по-русски)

Другие похожие документы..