Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(А. Майков) в) Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. (А. Пушкин) г) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана....полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая башня, Сослов...полностью>>
'Документ'
5. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина. Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений» - говорит персонаж комедии А. С...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Соц...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505

Курсы по выбору – одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов

Сборник авторских программ педагогического коллектива гимназии

Под ред. канд. пед. наук, ст.н.с. Кучер Т.В.

Москва, 2005 г.

Настоящий сборник представляет собой пятый выпуск, подготовленный коллективом Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505 при поддержке…….

Его содержание – продолжение реализации концепции универсального образования в рамках проблемы «Выбор видов учебной деятельности».

В данном сборнике, как и в сборниках, опубликованных в 1996, 1998 годах, представлены авторские программы, апробированные в практике обучения. Их содержание можно рассматривать как один из вариантов интеграции требований универсальности гимназического образования и профильности. Поэтому они реализуют идею универсального образования как языкового и совершенствующего универсальные умения, необходимые учащимся не только в процессе обучения в гимназии, но и в дальнейшем профессиональном образовании и самообразовании.

Содержание программ охватывает в целом следующие образовательные области: «Филология», «Общество», «Природа», «Искусство», «математика и информатика», «Технология». Авторами представленных в настоящем сборнике программ являются учителя практики, как молодые, начинающие свою педагогическую деятельность, так и опытные учителя, проработавшие в гимназии не один десяток лет. Поэтому прикладная направленность содержания сборника может быть полезна учителям-практикам других образовательных учреждений.

Содержание

Зайцева Т.Е. Науки, сопровождающие историю (программа для 5 класса)

Кудряшова Е.Е. Декоративное цветоводство (программа для 5 класса)

Маргаритов В.С. Математика для любознательных (программа для 5 класса)

Сотникова И.В. Русский сувенир (программа для 5-6 класов)

Терехова Е.Ю. Миф, легенда и сказка в кино (программа для 5-6 классов)

Шандалова А.В. Фольклор (программа для 5 класса)

Вишневская Л.Л. Я – эрудит (программа для 6 класса)

Зайцева Т.Е. Изучаем историю по историческим картинам (программа для 6 класса)

Кучер Т.В. Как надо изучать географию (программа для 6 класса)

Маргаритов В.С. История математики (программа для 6 класса)

Зайцева Т.Е. Москвоведение (программа для 7 класса)

Маргаритов В.С. Основания геометрии (программа для 7 класса)

Морозова В.Ф.Экология здоровья человека (программа для 7-8 классов)

Ноздрачева А.Н. Введение в естественно-научный эксперимент (программа для 7 класса)

Терехов В.А. Основы поэтического мастерства (программа для 7 класса)

Терехова Е.Ю. Кино про тебя (программа для 7 класса)

Стрелкова Г.Г. Археология и музейное дело (программа для 7-8 классов)

Шандалова Е.В. Развитие речи. Риторика (программа для 7 класса)

Баталова В.И. Преобразования на плоскости (программа для 8 класса)

Ноздрачева А.Н. Естественнонаучный эксперимент (программа для 8 класса)

Шандалова Е.В. Грамматическая стилистика русского языка (программа для 8 класса)

Шипарева Г.А. Химическая мозаика (программа для 8 класса)

Ветюков Д.А. Математическое моделирование (программа для 9 класса)

Вишневская Л.Л. Я – эрудит (программа для 9 класса)

Ноздрачева А.Н. Биофизика человека (программа для 9 класса)

Пяткина Г.А. и др. Информатика и информационные технологии (комплект программ для 5-11 классов)

Савина О.О. Психология самообразования (программа для 9 класса)

Предисловие

Одним из основных положений концепции выбора видов учебной деятельности в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории1 является обоснование целей и места элективных курсов. Их назначение – «помочь учащимся в выборе профиля своего дальнейшего обучения в гимназии в процессе знакомства с нетрадиционным содержанием, дополняющим, расширяющим базовые учебные предметы» (Иванова Л.Ф., 1996, с.21)

Накопленный и теоретически осмысленный практический опыт педагогического коллектива гимназии в реализации проекта «Выбор видов учебной деятельности» позволил решить ряд вопросов, поставленных ранее перед коллективом гимназии. (Там же, с. 24)

Так, в частности, в представленных в сборнике авторских программах четко прослеживается тенденция на решение задач развивающего обучения в комплексе с углублением содержания базового компонента, реализацию гимназического образования как языкового в широком смысле, то есть содержание курсов строится на основе текстов из разных областей знаний, работа с которыми способствует формированию и развитию у учащихся языковых навыков.

Поэтому содержание предлагаемых программ нацелено на общее умственное развитие учащихся (осмыслительных операций: анализа, сравнения, абстракции, обобщения, воображения, памяти, речи; общим логическим приемам; умений наблюдать, описывать и т.д.)

Ядром содержания этих курсов является Деятельностный подход, в основе которого лежит деятельность как форма проявления активности человека и его развития.

В каждом из возрастных периодов, как отмечают психологи, необходимо использовать все свойственные ему специфические возможности формирования всесторонне развитой личности. Дело заключается не в том, чтобы форсировать детское развитие, а в том, чтобы процесс детского развития сделать полноценным в каждом возрасте, развивать все те способности, которые могут и должны быть развиты только в определенный возрастной период. Часто упущенное в предшествующем периоде может быть лишь с большим трудом восполнено в последующие периоды жизни.

Деятельность в представленных программах, направленная на общее умственное развитие детей, разделяется на две большие группы. К первой относятся различные формы коммуникативной деятельности – деятельности общения. Вторая группа – это различные формы предметной деятельности. Обе группы деятельности реализованы в тесной взаимосвязи, что соответствует требованиям деятельностного подхода.

Деятельность общения – первый и исходный вид деятельности. Обязательным условием его является речевая деятельность, без которой невозможно строить учебный процесс, осуществлять познание. Выделяя речевую деятельность как фундаментальную деятельность человека, Л.С.Выготский видел в ней богатейшие возможности развития всех познавательных процессов человека.

Особенности развития речевой деятельности учащихся в процессе изучения курсов по выбору заключаются в формировании умения воспринимать мысли и суждения, переживания, а затем в умении убедить, доказать, объяснить, раскрыть и т.д. Поэтому в этой деятельности протекают мыслительные, эмоциональные и волевые процессы, а также сложная взаимосвязь психических процессов восприятия и памяти.

От степени развития речевой деятельности зависит дальнейшее успешное или неуспешное обучение в целом.

Предметная деятельность, или учебная деятельность в школе, т.е. учение – это форма познавательной деятельности, предметом которой являются научные знания и соответствующие им способы действий. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций совершается по ходу усвоения знаний, овладения приемами учебной деятельности.

Сам по себе процесс познавательной деятельности требует длительного устойчивого внимания, напряжения умственных сил, памяти, сосредоточения на главном, мотивации учения и т.д.

Определяющим в развитии познавательной деятельности учащихся является содержание курса (понятия, факты, законы и т.д.). В процессе его изучения происходит переход от наглядных форм мышления к абстрактным.

Исходя из всего сказанного, следует понимать, что в процессе изучения курсов по выбору учащиеся будут овладевать в первую очередь приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, воображение и т.д.). Благодаря такому интенсивному развитию мышления происходит перестройка всех познавательных функций: восприятие становится избирательным и управляемым интеллектуальными задачами, а основным средством памяти (запоминание и воспроизведение) служит установление смысловых связей. В результате усвоение системы знаний само мышление учащихся становится логическим.

Содержание программ для 8-11 классов предоставляет учащимся возможность более осмысленно подойти к выбору профиля обучения, а также право на выбор специальных курсов различной направленности (дополнительные, углубленные, компенсирующие, подготовительные к экзаменам в ВУЗ и т.д.).

Таким образом, предлагаемые программы в определенной степени реализуют на практике одну из моделей учебного плана, которая призвана решать в тесной взаимосвязи подготовку учащихся в соответствующей области знаний и развитие у них всех познавательных процессов.

Другой отличительной особенностью предлагаемого сборника является включение учителей в научно-методическую работу гимназии. Дело в том, что для учителей хорошо известны традиционные формы методической работы (составление тематических планов, разработка уроков, форм проведения внеклассных занятий, тестов, заданий текущего и итогового контроля и т.д.). написание программ для учителя является нетрадиционным видом научно-методической работы.

«Немногие учителя от природы столь талантливы, что могут сразу создавать программы, учебники, учебные материалы. Но все учителя, без исключения, могут этому научиться (овладеть этим видом деятельности на том или ином уровне). Стратегия здесь строится на использовании универсальной для учителя способности и готовности учиться.»2

Таким образом, представленные в настоящем сборнике программы учителей гимназии являются своего рода отчетом повышения их квалификации, приобщения к научно-методической работе, что в полной мере соответствует статусу гимназии-лаборатории.

Далее в сборнике представлены программы ряда курсов по выбору, которые в совокупности охватывают все основные образовательные области и могут способствовать развитию у учащихся мотивационной, познавательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер, формированию разнообразных общеучебных умений.

Зайцева Т.Е.

Программа элективного курса для 5 класса «Науки, сопровождающие историю» (16 часов)

Пояснительная записка

Целью данного курса является расширение и углубление содержания истории в 5 классе. Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.

Таким образом, содержание курса реализует две взаимосвязанные задачи: познавательную и развивающую. Решение их подразумевает предварительную подготовку детей к более глубокому и осмысленному пониманию исторического материала в последующие годы изучения истории; общее гуманитарное развитие учащихся; формирование у них интереса к прошлому своей страны, своего народа, других народов и стран мира. Реализация этих задач в содержании данного курса осуществляется на основе раскрытия учащимися общего представления о некоторых смежных науках, таких, как ономастика и ее разделов: топонимика и антропонимика; хронология, археология, геральдика, нумизматика, генеалогия, метрология, культурология.

Важное назначение курса – ознакомление пятиклассников с некоторыми особенностями исследовательского труда историка (реконструкция прошлого по письменным, устным и вещественным источникам, соотношение их в комплексе, относящемуся к одному периоду или событию; сравнение источников с точки зрения их подлинности т.п.)

Курс «Науки, сопровождающие историю» тесно связан с гимназическим курсом Всеобщей и отечественной истории. В методической литературе подобный курс нетрадиционен попыткой расширить структуру, содержание и методы преподавания истории. Так, вместо эпизодического рассмотрения событий из отечественной истории данный курс как бы сопровождает историческое повествование в основном курсе истории, помогая ученикам овладеть методами работы, лучше понять «лабораторию» историка.

В процессе изучения важное место в данном курсе отводится работе с исторической картой, в результате чего у пятиклассников формируются умения:

- находить и показывать территории и границы государств, города, места сражений и другие объекты;

- сопровождать показ на карте словесными описаниями объектов;

- пользоваться легендой карты;

- использовать и самим составлять схемы сражений;

- выполнять задания на контурной карте.

Изучение курса «Науки, сопровождающие историю» будет способствовать формированию у пятиклассников следующего понятийного аппарата:

- история, исторический источник;

- ономастика;

- карта, легенда карты;

- хронология, календарь, линия времени, год, наша эра, до нашей эры, век, эпоха;

- археология, культурный слой, раскоп, материальные источники, археологический памятник;

- геральдика, герб, девиз, герольд;

- культурология, архитектура, искусство, капитель, фронтон, романский и готический стили, жанр, портрет, скульптура.

Планируемый результат:

К концу изучения курса предполагается формирование у учащихся представления об исторических источниках, понятия об историческом времени и умений пользоваться датами: соотносить год с веком; определять последовательность и длительность исторических событий во времени; пользоваться линией времени; вести счет лет до н.э.

Рекомендуемая литература

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука,, 1994

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1987.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994.

Содержание программы

Тема 1. История как наука – 2 часа.

Многозначность понятия «история». Важнейшие периоды всемирной истории. Краткая характеристика истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории.

Что означает любить историю. Знать факты и события. Понимать связь событий и явлений прошлого. Уметь делать достоверные выводы. Понятие «Вспомогательные исторические дисциплины».

Литература для учащихся:

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с.5-7

Энциклопедия для детей. История России. Т.5. М., Аванта+, 1995, с.5

Тема 2. Исторические источники. 1 час.

Вещественные источники (орудия труда, одежда, домашняя утварь, монеты, гербы, жилище, постройки и т.д.)

Письменные источники. Грамоты, договоры, указы, летописи, хроники, дневники и др. Алфавит. Славянская письменность. Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности. Книга.

Устные источники знаний о прошлом. Предания, сказания, легенды, былины, мифы.

Палеография. Отличительные особенности палеографии. Методы исследования рукописей. На чем писали в Древней Руси, Древнем Египте, в Китае. Эпиграфика – гранит вместо бумаги.

Литература для учащихся:

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1987. С.170-175

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с.17-19, 105-116

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.6-12

Энциклопедия для детей. История России. Т.5. М., Аванта+, 1995, с.259-260

Тема 3. Ономастика как вспомогательная историческая наука. 2 часа.

Ономастика – наука о собственных именах. Ее разделы: топонимика и антропонимика. Терминология топонимики.

О чем рассказывает карта. Что помогает читать карту. Карты древние и современные. Топонимы – географические названия. Как давали географические названия?

Топонимика Москвы. Знакомые и незнакомые названия на карте родного города. Имена на карте района. Чье имя носит улица.

Литература для учащихся:

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1987. С.166-170

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 90-95

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.48, 50, 53

Тема 4. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина. 1 час

Хронология как наука об историческом времени. Счет лет в истории. Линия времени. Как найти дату на линии времени.

Календарь – система исчисления продолжительности промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы, связанной с движением небесных светил. Часы – прибор для измерений времени. Разновидности часов.

Литература для учащихся:

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.60-65

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 36-44

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994. С. 208-220

Тема 5. Археология как наука. 1 час

Как появилась археология. Из истории открытия Трои.

От собирателя к ученому. Археологическая разведка. Раскоп. Виды археологических памятников. Погребальные памятники.

Экскурсия в археологический музей РАО.

Антропология. М.М.Герасимов – советский антрополог и скульптор.

Литература для учащихся:

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., Просвещение, 1996.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., Просвещение, 1972. С. 10-27

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.18-25

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 8-18

Тема 6. Геральдика как вспомогательная историческая наука. 2 часа

О чем рассказывают гербы. Правила составления гербов. Понятие герба, девиз на гербе. Герольды.

Русская геральдика. Государственные гербы России.

Гербы русских городов. Дворянские гербы.

Литература для учащихся:

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.30-34

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 45-53

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994. С. 163-180

Тема 7. Нумизматика – наука о монетах. 1 час

Происхождение монет. История монет с древнейших времен. Язык монет.

Монета – источник информации о прошлом. Монеты Киевской Руси. Монеты Московского государства. Как монеты повествуют о развитии. Торговли и ремесла.

Бонистика – наука, изучающая вышедшие из употребления бумажные деньги. Рисунок и стиль оформления бумажных денег.

Литература для учащихся:

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.42-45

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 51-61

Тема 8. Генеалогия – наука, которая занимается поиском предков. 1 час.

Возникновение генеалогии. Роль генеалогии в историческом процессе. Генеалогия на Руси. Генеалогия в Российской империи. «Древо жизни». Составление своего генеалогического древа.

Литература для учащихся:

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.35-41

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 97-101

Тема 9. Метрология – наука, рассказывающая о единицах измерений. 1 час

Метрология в системе вспомогательных исторических дисциплин. Как возникли различные единицы измерения веса, объема, длины и др.

Древние единицы измерения на Руси. «От горшка два вершка», «Семь пядей во лбу» - сколько это?

Литература для учащихся:

Петрова Н.Г. Введение в историю. М., Наука, 1994, с.55-59

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 101-104

Тема 10. Культурология – наука, изучающая мир, созданный руками и разумом человека. 4 часа

Понятие культорологии. Основные части этой науки.

Архитектура. Материалы, из которых архитектура создает свои шедевры. Язык архитектуры.

Архитектурные стили и постройки разных эпох.

Живопись. Художник и его работа. О чем рассказывают живописные полотна.

Жанры живописи. Исторический жанр.

Исторический портрет.

Литература для учащихся:

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994, с. 62-78

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М., Просвещение, 1996.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., Просвещение, 1972.

Кудряшова Е.Е.

«Декоративное цветоводство»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. IV. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка

    Программа
    Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности.
  2. Доклад организация индивидуальных, групповых и курсов по выбору по предмету

    Доклад
    Успех обучения русскому языку и литературе в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий.
  3. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  4. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.

Другие похожие документы..