Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Волжский проспект, 8 В/в протокол комиссии от 11.0 . 003 г. Улица Вольская Роддом № 5 1940-50-е гг....полностью>>
'Документ'
Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза (raptus), во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись...полностью>>
'Документ'
Завтрак. Мир белых парусов, яркого солнца, сказочно - бирюзовой воды, прекрасных пляжей, старинных городов и средневековых замков – это «Балтийское T...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження зумовлена тим, що сформована в країні негативна економічна ситуація, заповнення ринку імпортним продовольством націлюют...полностью>>

Трансформация экономических взаимоотношений субъектов корпоративных структур в условиях конкуренции (на примере масложировой промышленности)

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЗАМКОВАЯ ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МАСЛОЖИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Московский

государственный университет пищевых производств»

Научный кандидат экономических наук, доцент

Руководитель: Печеная Людмила Тимофеевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Минаева Елена Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент

Рыбин Александр Владимирович

Ведущая организация: Воронежская государственная технологическая

академия (ВГТА)

Защита диссертации состоится "___" ноября 2006г. в _____ часов на заседании Диссертационного Совета Д 212. 148.06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» (ГОУВПО МГУПП) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д.11, корп. Б, ауд. 6-06

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью учреждения, просим направлять по указанному адресу.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО МГУПП.

Автореферат разослан "___" октября 2006 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета, к.э.н., доцент Чайкина И.И.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Обострение конкурентной борьбы на российском рынке продовольственных товаров, снижение эффективности деятельности отечественных предприятий практически во всех сферах экономики, с вытекающими негативными последствиями, привели к необходимости поиска адекватных методов противостояния экспансии крупных иностранных компаний. Мировой и отечественный практический опыт работы предприятий в условиях жесткой конкуренции показал, что наиболее действенной мерой является объединение усилий товаропроизводителей путем консолидации капитала и образования на этой основе различных корпоративных структур. Это обусловлено тем, что корпоративные образования обладают более высоким научно-техническим потенциалом, имеют возможность выпускать продукцию со сравнительно низкими издержками и вести прибыльную хозяйственную деятельность.

Аналогичная ситуация складывается в масложировой промышленности, для которой характерны тенденции создания отраслевых холдингов, горизонтально и вертикально интегрированных комплексов, а также взаимопроникновение предприятий путем покупки акций, территориальной интеграции и т.д. В этих условиях традиционный механизм управления хозяйственной деятельностью не способен обеспечить ожидаемый результат. Необходима соответствующая трансформация экономических взаимоотношений для координации действий всех субъектов в составе объединения. Интеграционные процессы требуют проработки и решения задач управления корпоративными структурами, разграничения функций и полномочий между управляющей и управляемой подсистемами в их составе. Все изложенное показывает актуальность научно-методического обеспечения механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов (товаропроизводителей) в составе объединения.

Степень изученности проблемы. Вопросы корпоративного управления получили достаточно широкое освещение в работах зарубежных и российских экономистов: Ансоффа И., Берли А., Минза Дж., Бартенева А.Е., Веретенникова Н.П., Голубева А.А., Драчевой Е.Л., Леонтьева Р.Г., Либмана А.М., Мащенко В.Е., Страховой Л.П., Хабаровой И.Ю и др. В пищевой промышленности отдельными вопросами корпоративного управления занимались: Воронин В.Г., Гусев В.В., Грузинов В.П., Дасковский В.Б., Жигалов А.Н., Магомедов М.Д., Масленикова О.А., Рябова Т.Ф. и другие экономисты.

Однако проблема экономических взаимоотношений субъектов корпоративных структур в условиях конкуренции российского рынка не получила всестороннего обоснования и нуждается в соответствующей теоретической и методической проработке. Так, в экономической литературе отсутствует общепризнанный (единый) терминологический аппарат понятий «корпорация», «корпоративное управление», что сдерживает разработку типовых научно-методических положений определяющих порядок взаимодействия субъектов объединения. По-прежнему остаются открытыми вопросы методического обеспечения взаимоотношений субъектов в составе корпораций. Изучение отечественной и зарубежной литературы и накопленного опыта по данной проблеме указывает на необходимость проведения углубленных научных исследований по формированию механизма взаимоотношений субъектов консолидированных образований в условиях конкуренции.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в разработке научно-методических положений, обеспечивающих эффективные взаимоотношения субъектов корпоративных структур.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы и решены следующие задачи:

- проанализированы классификации понятийной сущности корпорации и уточнено ее определение;

- исследованы функции управления в составе корпоративных образований, выполнена их систематизация;

- дана оценка состояния масложирового комплекса России;

- выполнен анализ деятельности ведущих представителей масложировой промышленности РФ;

- разработан механизм, учитывающий трансформацию экономических взаимоотношений субъектов в составе корпорации;

- предложены методические подходы к определению затрат на услуги, оказываемые субъектам корпорации (управляемым структурам);

- проанализирована система показателей оценки затрат по разным видам услуг и методы определения их эффективности;

- разработаны методические подходы к определению затрат и расценок на управленческие услуги в составе корпорации;

- выполнены практические расчеты затрат и расценок на услуги, определена эффективность централизации управления.

В качестве объекта исследования в диссертации выбраны предприятия масложировой промышленности входящие в корпоративные образования.

Предмет исследования составила совокупность теоретических, научно-методических положений по управлению субъектами корпоративных структур с учетом трансформации экономических взаимоотношений между ними.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и практике формирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов в составе объединения, а также различные нормативно-правовые и методические документы по вопросам корпоративного управления.

Информационную базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, Союзмаргаринпрома и Всероссийского научно-исследовательского института жиров (ВНИИЖ); научные публикации периодической печати по исследуемой тематике; уставные документы корпораций; а также показатели деятельности предприятий масложировой промышленности, собранные непосредственно автором.

В процессе исследования использовались методы и приемы системного, экономико-математического анализа, экспертных оценок, группировок, статистической обработки данных и т.д.

Научная новизна работы заключается в следующем

- уточнена сущность экономической категории «корпорация», в составе которой выделены управляющая и управляемая подсистемы, что принято за базу при разработке методических положений по совершенствованию управления корпоративной структурой;

- обоснован состав функций управления корпорацией, систематизация которых по группам «централизованные» и «оперативные», позволит исключить дублирование и сократить затраты в целом по объединению;

- сформирована модель трансформации экономических взаимоотношений субъектов корпорации, на основе преобразования управленческих функций в услуги, позволяющая внести позитивные изменения в систему управления корпоративными звеньями;

- разработаны методики определения затрат и расценок на услуги в составе функций управляющего органа корпорации, учитывающие специфику масложировой промышленности и способствующие упорядочиванию системы взаиморасчетов между субъектами объединения;

- обоснован метод определения эффективности централизации управления, что позволяет дать адекватную оценку трансформации внутрикорпоративных взаимоотношений.

Практическая значимость результатов исследования. Выводы и рекомендации, а также методики, обоснованные в диссертации способствуют созданию методической базы для управления корпоративными структурами в масложировой промышленности. В частности, разработанная модель взаимоотношений субъектов в составе корпорации, методики управления основными параметрами хозяйственного функционирования данных структур и оценки их эффективности позволяют объективно разграничить полномочия субъектов корпорации, определить систему денежных взаимоотношений, что необходимо для адаптивного функционирования предприятий. Использование методических положений, изложенных в диссертационной работе, обеспечит рост эффективности управления субъектами корпораций масложировой промышленности.

Весь комплекс методических рекомендаций был разработан в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ и нашел отражение в государственных научных отчетах о НИР.

Внедрение и апробация работы. Основные выводы и рекомендации, сделанные в диссертационной работе, были представлены:

- на научно-практической конференции «Проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2002;

- на Всероссийской научно-технической выставке-конференции с международным участием «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации», Москва, МГУПП, 2003;

- на научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2004;

- на второй Всероссийской научно-технической выставке-конференции «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации», Москва, МГУПП, 2004;

- на третьей юбилейной Международной выставке-конференции «Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации», Москва, МГУПП, 2005;

- на научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга в отраслях АПК», Москва, МГУПП, 2005;

- в отчете по НИР № 2367 от 19. 12. 2001 г. «Проведение научных исследований и разработка организационно-экономической модели центров ИКС и мероприятий по формированию рынка информационно-консультационных услуг в АПК», выполненной в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ;

- в отчете по НИР № 1628 от 22. 10. 2002 г. «Проведение научных исследований по разработке рекомендаций по оказанию платных услуг, предоставляемых информационно-консультационными службами сельхозтоваропроизводителям», выполненной в рамках Государственного контракта Минсельхоза РФ.

Обоснованные в диссертации методики определения затрат на услуги и оценки эффективности были приняты для практического использования на ЗАО «Управляющая компания ЭФКО». Отдельные разработки автора используются в учебном процессе Московского государственного университета пищевых производств при изучении дисциплин: «Планирование на предприятии», «Стратегическое управление», «Маркетинг».

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения, полученные в результате проведенного исследования:

- уточненные формулировки понятийного аппарата в области корпоративного управления;

- систематизация состава функций управления корпорацией, значимая для субъектов объединения и направленная на централизацию их выполнения с целью снижения управленческих затрат;

- модель, описывающая функциональные взаимоотношения компаний в составе объединения на основе трансформации управленческих функций в услуги;

- методики определения затрат и расценок на услуги, оказываемые управляющим органом субъектам корпорации, исходя из выделенных функций управления;

- метод оценки эффективности централизации управления в рамках корпорации.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы опубликовано в 9-ти статьях, учебном пособии и монографии общим объемом 12,0 п.л., из них авторский вклад составляет 7,4 п.л. Публикации в полной мере отражают полученные научные и практические результаты, выводы и предложения.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 141 наименование, изложена на 172 страницах машинописного текста (без приложений), содержит 27 таблиц, 9 рисунков, 14 диаграмм, 10 приложений.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, показана степень изученности проблемы, изложена научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы цели и задачи, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты трансформации механизма корпоративного управления» представлен генезис корпоративных образований, понятийный аппарат корпоративного управления, обоснован механизм формирования управленческих функций с учетом трансформации взаимоотношений субъектов корпорации.

Вторая глава «Анализ состояния и перспективы развития корпоративных образований в масложировой промышленности России» содержит результаты исследования состояния масложировой промышленности в целом и отдельных предприятий, а также выявленных тенденций формирования корпоративных структур в условиях рыночной конкуренции.

Третья глава «Методические аспекты формирования механизма управления корпоративными структурами» посвящена разработке научно-методических положений по проблеме взаимоотношений субъектов в составе корпораций масложировой промышленности. В ней представлены методические рекомендации по управлению субъектами корпорации, учитывающие изменения их взаимоотношений; обоснован механизм разграничения функций управления (по уровням); разработаны методики определения затрат и стоимости услуг в составе функций управляющего органа объединения и предложен метод оценки эффективности централизации управления.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Ретроспективное исследование корпоративных форм отношений показало отсутствие единого подхода к смысловой сущности понятия «корпорация» вследствие его многогранности и многоаспектности. Экономисты делают акценты как на юридической, так и на экономической специфике данного понятия. В рамках исследования выполнена систематизация и классификация исследуемой категории, представленная на рисунке 1.

Исследование трансформации экономической сущности понятия «корпорация» позволило в диссертации уточнить ее определение. Под корпорацией предложено понимать организационно-управленческую структуру, включающую управляемую (ряд хозяйствующих субъектов разного статуса и уровня самостоятельности) и управляющую (штат профессиональных менеджеров) подсистемы, механизм взаимодействия которых основан на трансформации управленческих функций в возмездные услуги, что способствует координации взаимоотношений между ними и эффективной деятельности системы в целом.

В диссертации выделены ключевые особенности формирования национальной модели корпоративного управления, среди которых: постоянное перераспределение собственности в компаниях; двойственная роль государства, выступающего как в качестве собственника, так и регулирующего органа; недостаточное практическое использование законодательных актов в области защиты прав акционеров; слабость традиционных «рыночных» механизмов корпоративного управления; сосредоточение функций контроля мажоритарными акционерами (большинство контролирующих акционеров являются генеральными директорами акционерных обществ и (или) входят в совет директоров).

Проведенное исследование позволило выявить основные тенденции образования корпораций с учетом отраслевой специфики. Масложировая промышленность, наравне с мясной, молочной, сахарной, хлебопекарной и плодоовощной, входит в состав десяти ведущих отраслей АПК, определяющих продовольственную безопасность России. В современных условиях удельный вес продукции, вырабатываемой данной отраслью, составляет 10-12% в общем объеме товаров пищевой промышленности.

Концерн

Конгломерат



Синдикат


Холдинг


Формы корпоративных образований

Пул


Финансовая группа


Трест


Картель


Консорциум



Франчайза


Акционерное общество



Юридическо-правовой статус

Объединение физических и юридических лиц или капиталов




Объединение группы предприятий


Генеральная цель

Эффективное управление коллективной собственностью/ хозяйственным объединением



Главная задача

Обеспечение согласованной реакции на изменения конкурентной среды




Федеральные


Масштаб охвата

Региональные


Транснациональные


Межрегиональные



Глобальные


Передача функций управления профессиональным менеджерам


Инструментарий, метод решения



Разграничение функций управления по уровням иерархии



Рис. 1. Классификация основных позиций корпоративного функционирования

Социальная значимость масложирового комплекса состоит в обеспечении населения основными продовольственными товарами (растительное масло, маргарин, майонез и др.). При этом, масложировая промышленность определяет условия функционирования и развития взаимосвязанных с ней отраслей: хлебопекарной, кондитерской, овоще- и рыбоконсервной, мясной, молочной и других.

Анализ объемов производства продукции за период рыночных преобразований (в 2004г. по сравнению с 1990г.) показал, что наиболее благоприятная ситуация сложилась по маслу растительному и майонезу (рост составил соответственно 161% и 380,0%), а по маргариновой продукции, наоборот – имело место снижение (на 31%), что проиллюстрировано на диаграмме (рис. 2). Несмотря на то, что в 2004 г. производство растительного масла достигло самого высокого уровня - 1,9 млн. тонн (на 23 % выше показателей 2003 г.), по-прежнему сохраняется сильная конкуренция на сырьевом рынке. При этом, выпуск маргарино­вой продукции увеличился за этот период на 2,9 % (достигнув 555 тыс.т); майонеза - на 29,8 % (448 тыс.т). Стремление предприятий-производителей увеличивать свою долю на рынке обусловило обострение конкурентной борьбы, а также сокращение импортных поставок этих продуктов.

В России производством масложировой продукции заняты 77 крупных специализированных предприятий и около 1300 малых цехов и мелких производств (12% общего потенциала). Среди субъектов масложирового рынка можно выделить две группы предприятий: ориентированные в основном на переработку маслосемян (производство масла растительного не фасованного) и специализирующиеся на выпуске высокорентабельной маргариновой продукции, майонеза, масла фасованного.

Рис. 2. Динамика производства масложировой продукции в РФ

Оценка использования производственных мощностей предприятий показала различные уровни реализации их потенциала: по маслам растительным – 66%, маргариновой продукции – 50%. Главными причинами неполного использования мощностей являются: дефицит масличного сырья, недостаток финансовых средств для его закупки, физический и моральный износ оборудования (свыше 70%) и др. В настоящее время только 30% импортного и 4% отечественного оборудования соответствуют современным техническим требованиям. В условиях жесткой конкуренции хозяйствующие субъекты масложирового рынка не в состоянии самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию, что предопределило процесс формирования корпораций. При этом уровень использования производственных мощностей заводов, входящих в объединения, выше, чем у самостоятельных предприятий.

На рисунке 3 отражена доля корпоративных образований в общем объеме выпускаемой масложировой продукции. В такие объединения, кроме промышленных масложировых предприятий, включая заводы по переработке маслосемян, могут входить сельскохозяйственные организации, элеваторы для хранения сырья, склады и магазины для реализации готовой продукции и другие субъекты хозяйствования. В состав наиболее крупных представителей, специализирующихся на выпуске растительного масла входят: группа компаний «Русагро» (9,7%), агропромышленная группа «Юг Руси» (8,9%), холдинг «Солнечные продукты» (7,8%) и др. Среди производителей маргариновой продукции и майонеза лидируют холдинг «Солнечные продукты» (30,6% - маргариновой продукции; 14,5% - майонеза) и группа компаний «Нижегородский МЖК» (27,8% и 17,8% соответственно).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование адаптивного механизма корпоративного управления в отраслях пищевой промышленности

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Воронежская государственная технологическая академия»
  2. Оценка экономической эффективности горизонтальной интеграции предприятий (на примере сахарной промышленности республики татарстан)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов.
  3. Введение в экономическую географию Глава 1

    Программа
    Согласно современным российским вузовским программам экономическую географию преподают будущим географам, экономистам и управленцам. Постоянными пользователями экономико-географической информации выс­тупают также журналисты, политологи,
  4. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Курс лекций
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  5. • Ю. В. Росляк. Становление новой системы прогнозов и программ социально-экономического развития регионов

    Документ
    Т.И. Точеная. Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельностью в регионе 45 СВ. Тейванов. Инвестиционная привлекательность и инвестиционное проектирование франчайзинга 54 Д.

Другие похожие документы..