Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гарантированные заезды 2011 г.: 18.01, 22.02, 22.03, 19.04Мы открываем новую групповую экскурсионную программу на новый сезон! Это самая мексиканская...полностью>>
'Рабочая программа'
-Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по иностранному языку БУПа 2004 года (приказ Минобра...полностью>>
'Книга'
Первая, стадия: Капиталист появляется на товарном рынке и на рынке труда как покупатель; его деньга превращаются в товар, или проделывают акт обращен...полностью>>
'Документ'
Рассматривая (по материалам Института Политических Решений, «Индекс безопасности Центральной Азии») Центральную Азию с точки зрения теории региональн...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Международный институт менеджмента ЛИНК

I. 3. Проведение исследований по выявлению актуальных направлений подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

к Отчету

По исполнению Государственного контракта

03.р.20.11.0026 от 12.08.2011

Том № 1.3.

Москва 2011

Содержание

Стр.

1. 3.1.

Анализ российского и международного опыта подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

4

1.3.1.1

Мониторинг публикаций по подготовке ведущих консультантов по вопросам образования

4

1.3.1.2

Анализ международного опыта определения направлений подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

6

1.3.1.3

Анализ и обобщение российского и европейского опыта реализации программ подготовки, требований к структуре и содержанию образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

24

1.3.2.

Программа, организационная схема и инструментарий для проведения исследований

52

1.3.2.1

Программа исследования

52

1.3.2.1.1

Обоснование проблемы исследования

52

1.3.2.1.2

Цели и задачи проводимого исследования

58

1.3.2.1.3

Параметры выборки для проведения исследования

60

1.3.2.1.4

Основные гипотезы проводимого исследования

62

1.3.2.1.5

Описание технологии получения данных из субъектов Российской Федерации

62

1.3.2.1.6

Описание схемы обработки полученных данных и формирования предложений по актуальным направлениям подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

75

1.3.2.2.

Организационная схема проведения исследования

78

1.3.2.2.1

Формирование рабочей группы по проведению исследования

78

1.3.2.2.2

Разработка форм сбора данных из субъектов Российской Федерации

79

1.3.2.2.3

Проведение исследования

80

1.3.2.2.4

Обработка результатов исследования

83

1.3.2.2.5

Анализ полученных результатов и подготовка материалов по результатам исследований

84

1.3.2.3.

Инструментарий исследования

85

1.3.2.3.1

Анкеты для проведения экспертного опроса, позволяющие выявить актуальные направления подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

87

1.3.2.3.2

Методические рекомендации по заполнению анкет и первичной обработке

91

1.3.2.3.3

Критерии и порядок отбора экспертов для проведения анкетирования (опроса) (для каждой группы респондентов)

92

1.3.3.

Проведение исследований по выявлению актуальных направлений подготовки ведущих консультантов по вопросам образования во всех субъектах Российской Федерации

100

1.3.3.1.

Исследование по выявлению актуальных направлений подготовки ведущих консультантов по вопросам образования, проведенные во всех субъектах Российской в соответствии с разработанными программой, организационной схемой и инструментарием

100

1.3.3.2.

Перечень образовательных программ подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

143

1. 3.1. Анализ российского и международного опыта подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

1.3.1.1.Мониторинг публикаций по подготовке ведущих консультантов по вопросам образования.

В процессе реализации проекта проводился мониторинг публикаций по вопросам подготовки ведущих консультантов. В центре внимания находились средства массовой информации, имеющие электронные версии в сети Интернет.

В центре внимания находились издания как федерального, так и регионального уровня:

«Программа развития образования занесет консультантов в реестр», URL:

«Апгрейт образования» //Московский комсомолец. RU, Иваново. – 10.08. 2011, URL: .

«Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования» // Общественно-политическая интернет-газета «В Якутии. Ru»

«Состоялся окружной установочный семинар "Разработка регламентирующих документов по формированию общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов»» /content

«Программа развития образования занесет консультантов в реестр»

Бердашкевич А.П., О государственной поддержке образования в 2011–2013 годах//Образование и общество. Научный информационно-аналитический журнал. - №6. – 2010, с.4-9.

«О проведении семинара по теме «Организация деятельности стажировочных площадок в части формирования общероссийского кадрового ресурса по вопросам развития системы образования»

«Регион - в числе победителей конкурса» // Славгородские вести. - суббота, 22.10.2011.

«Установочный семинар «Организация деятельности стажировочных площадок в части формирования общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования»» //

«Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования»// Информационное агентов Sakhalife – Новости Якутии// .

«Представители Сибирского федерального округа обсудят вопросы формирования кадрового ресурса» // .

«Учителя ПФО приедут на стажировку в Мордовию» // Ежедневная общественно-политическая газета Республики Мордовия «Известия Мордовии», №130 от 31.08.2011.

«Формирование кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования//

Анализ содержания публикаций свидетельствует о том, что в субъектах Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования и Приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется процесс отбора и подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Авторы статей делятся впечатлениями о мероприятиях, на которых уточнялись функции ведущих консультантов и определялись критерии их отбора, а также роли в региональной и федеральной системе образования, обсуждались вопросы разработки содержания программы и этапы подготовки, и т.д..

Статьи носят информационный характер, либо имеют характер отчета о проведенном мероприятии. Публикации, в которых обсуждается процесс подготовки консультантов, проблематизируется ситуация отбора и формирования кадрового ресурса отсутствуют. Это может быть связано с тем, что ведущие консультанты в образовании явление новое, настоящий этап можно было бы определить как этап определение данного явления.

1.3.1.2.Анализ российского и международного опыта подготовки ведущих консультантов по вопросам образования

Целью данного анализа является выявление существующего в России и за рубежом опыта подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования.

В качестве объектов анализа предложено рассматривать модели подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, включающие организационные условия подготовки, направления, учебные программы и особенности построения взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Объектом анализа в рамках данного исследования явился опыт работы зарубежных и российских вузов.

В процессе проведения исследования нами были предприняты попытки выявления содержания профессиональной деятельности данной группы специалистов (ведущих консультантов по вопросам развития системы образования) и определении специфики их подготовки в современных образовательных системах (как в зарубежных, так и в отечественных).

Деятельность данных специалистов осуществляется в направлении поддержки и развития систем оценки качества образования.

Многомерность понятия качества образования предполагает создание механизмов оценки и контроля каждого элемента системы, процесса внутри деятельности. Оценка и контроль образовательной системы направлены на анализ планирования состояния объекта, мониторинг достижения запланированного состояния, оценку результатов, проведение при необходимости корректирующих воздействий. Осуществление данных мероприятий, как правило, связано возникновением информационных потоков особого содержания и объема, свойственных каждому этапу действий в рамках оценки образовательной системы. К такой информации можно отнести информацию о полученных результатах, возникших проблемах, возможных направлениях развития объекта.

Для международного сообщества специалистов в области международных исследований, касающихся оценки системы развития образования, в центре внимания находятся два аспекта:

Во-первых, сфера образования рассматривается как способ, механизм влияния на политическое развитие мира и даже формирующая его. Во-вторых, сама образовательная сфера должна быть объектом анализа тех, кто занимается исследованиями в области её развития. Именно с этой целью в последнее время наиболее активно развивается международное сотрудничество в области образования, проводится анализ интеграционных процессов, которые сейчас особо интенсивно идут в сфере высшего образования.

Современный процесс развития системы оценки качества профессионального образования связан с общемировой тенденцией развития Болонского процесса.

Так, изучен опыт подготовки консультантов в области образования трех зарубежных стран: Великобритании, Германии и США. В центре внимания следующие зарубежные вузы:

Великобритания – Открытый университет (the Open University), Ке́мбриджский университет (University of Cambridge); Институт обеспечения качества Великобритании - Chartered Quality Institute (IQA).

США – Педагогический колледж Университета Пенсильвания (University Park), (PA)

Германии – Свободный университете в Берлине (Freie Universität) (FUB), Педагогический Государственный институт Рейнланд-Пфальц (PL)

Кроме того, изучен опыт подготовки консультантов в учреждениях, сопровождающих процесс развития образования в зарубежных странах:

Европейская Сеть (национальных) Агентств по Гарантии Качества Образования - the European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)

В США - Институт политики в области высшего образования (IHEP); Американское Общество по Контролю Качества - American Society for Quality Control (ASQC). Национальный центр оценки образования и региональной помощи (НСЭО).

В Великобритании - Агентство обеспечения качества высшего образования - Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA), Институт обеспечения качества Великобритании - Chartered Quality Institute (IQA).

В Германии - Баварский государственный институт качества школьного образования и исследований.

В центре внимания исследования также находили высшие учебные заведения Российской Федерации, в которых реализуются программы подготовки специалистов для проведения экспертизы и оценки образовательного процесса в учреждениях разного уровня (муниципальных, региональных, федеральных): ГОУ ВПО «Курский государственный университет», ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия», Национальный исследовательский университет ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет», ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Логика построения анализа опирается на мнение о том, что специалист такого уровня, как ведущий консультант по вопросам развития образования, должен обладать профессиональной компетентностью, соотносимой с высшим профессиональным образованием.

В связи с этим был проведен анализ существующей системы квалификаций высшего профессионального образования, а также тенденций в развитии современных квалификаций (появление новых профессий и описание объема профессиональных характеристик новых квалификаций). В центре внимание – квалификационный классификатор высшего профессионального образования Российской Федерации и стран зарубежья, а также законодательные документы, сопровождающие процессы, происходящие в высшем профессиональном образовании.

Проведенный анализ существующих квалификаций в системе высшего профессионального образования (как зарубежного, так и российского) позволяет сделать вывод об отсутствии данной квалификации.

Вместе с тем существует общемировая практика подготовки такого рода специалистов в учреждениях, имеющих чаще всего исследовательский характер и занимающихся вопросам оценки качества образования.

Система оценки качества образования во многих странах предполагает создание организаций, цель которых заключается в поддержке и развитии национальной системы образования.

Наиболее активно этот процесс развивается в рамках деятельности организации по обеспечению качества высшего профессионального образования.

Так, например, к известным исследовательским учреждениям, изучающим проблемы высшего образования следует отнести следующие организации: CHE (Центр развития высшей школы, ФРГ), INCHER (Международный центр по изучению высшего образования в Университете Касселя, ФРГ), CHEPS (Центр исследования реформирования учебных планов в высшем образовании, Нидерланды), SYTU (Институт высшего образования Шанхайского университета, Китай), HEPRU (Союз высшего образования, Ирландия), IHEP (Институт политики в области высшего образования, США).

Вслед за инициативой министров по образованию Франции, Германии, Великобритании и Италии в Сорбонне в 1998 году Болонский процесс формально начался с Декларации, подписанной примерно 30 Европейскими странами в Болонье в июне 1999 года. Болонская Декларация призывает к созданию 'Пространства Европейского высшего образования' к 2010 году.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, Российская Федерация поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в рамках Европейского пространства высшего образования, одобренные в Бергене, послужили мощным катализатором перемен в сфере обеспечения качества.

Так, на первой Bologna Follow-up-Конференции в Праге в 2001 году на Европейскую Сеть (национальных) Агентств по Гарантии Качества Образования (ENQA) была возложена ответственность за дальнейшее развитие гарантии качества в рамках Болонского Процесса. ENQA первоначально возникла из пилотного проекта, финансируемого Европейской Комиссией. Сегодня, ENQA имеет 42 члена и является профессиональной сетью экспертов по качеству. Несмотря на то, что ENQA быстро занял ведущие позиции по гарантии качества и аккредитации, в частности, в отношении определения стандартов и процедур, представители национальных правительств, настаивают на том, что механизмы обеспечения качества и оценки, должен оставаться на национальном уровне. Однако, на второй Bologna Follow-Up-Конференции в Берлине в 2003 году Министры государств-участников постановила, что все государства, подписавшие соглашение в рамках Болонского процесса, должны создать национальную систему аккредитации или её эквивалент до 2005 года.

Деятельность Европейской Сети Агентств по Гарантии Качества Образования направлена также на подготовку экспертов, которая проводится в рамках отдельных семинаров, на которых эксперты знакомятся с тенденциями в области развития национальных систем образования, а также с общеевропейскими стратегиями развития образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проведению исследования «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе»

    Публичный отчет
    Отчет по проведению исследования «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе» (оценка образовательных достижений по русскому языку, математике, сформированности общеучебных умений) - Приказ Управления образования
  2. Исследование систем управления Введение Учебный курс "Исследование систем управления"

    Исследование
    Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для разви­тия навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в обла­сти менеджмента.
  3. I. пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    1.Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Никольска в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного
  4. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

    Конкурс
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10
  5. Соловьев А. В. Исследование систем управления учебное пособие Москва 2010 содержание введение

    Исследование
    Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для разви­тия навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в обла­сти менеджмента.

Другие похожие документы..