Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (Кем...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Знакомство с Прагой”. В лабиринтах маленьких улочек мы погрузимся в таинственную атмосферу Старого города: древняя Пороховая башня, Сослов...полностью>>
'Документ'
В рамках общей криминальной ситуации в России проблема подростковой преступности занимает особое место. В 2007 году 132 тыс. несовершеннолетних совер...полностью>>
'Конкурс'
В истории нашей страны Минин и Пожарский – личности, память о которых священна. Они были не просто честными людьми, которые выступили из толпы, чтобы...полностью>>

Главная > Руководство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф.

Основы психиатрии

Ростов-на-Дону: изд-во <Феникс>, 1997. - 448 с.

Руководство содержит основные разделы психиатрии и наркологии, знание которых необходимо для медицинских работников и психологов, работающих в сфере медицинской, социальной и педагогической психологии. В нем широко представлены психологические аспекты психических расстройств с использованием данных психоанализа, гештальт-психологии, социальной и гуманистической психологии. Наряду с этим уделяется внимание нейрофизиологическим, биологическим аспектам психиатрии. Специально выделены разделы патологии психической деятельности детского и подросткового возраста, включая вопросы педагогики и профилактики психических и наркологических заболеваний. В отличие от изданных в отечественной литературе руководств по данным дисциплинам клинические описания и диагностические указания даются с учетом Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). При этом сохраняется преемственность с принципами классической европейской и отечественной психиатрии. По-новому строится соотношение общей (клинической) психопатологии и частной психиатрии, причем акцент делается на большую логическую связь между этими разделами дисциплины. Учебная литература для студентов медицинских вузов и социально-психологических факультетов университетов, интернов и врачей.

Введение

Предлагаемое руководство предназначено для студентов высших медицинских учебных заведений, социально-психологических факультетов университетов, интернов и врачей, овладевающих основами клинической психологии, психопатологии и психиатрии. Акцент в нем делается на концептуальных основах учения о психической патологии, на доступных современной науке общих закономерностях психических болезней. Это должно дать возможность психиатру и клиническому психологу в дальнейшем накапливать свой индивидуальный опыт не бессистемно, а накладывая его на канву теоретического анализа фактов. Научный способ мышления здесь противостоит свойственному человеческому эмпиризму взгляду на психические расстройства как на процессы, слабо детерминированные и не имеющие прямых аналогов с материальными процессами в организме человека, подлежащими объективному изучению. Разумеется, этот принцип Не в состоянии охватить все стороны и все виды психической патологии человека. Здравый научный подход поможет специалисту осознать, как мало еще сделано на пути познания духовного, но позволит также избежать неоправданного скепсиса в этом отношении.

Наиболее полно концептуальные основы психиатрии находят выражение в разделе общей психопатологии, которую Карл Ясперс обозначал, в отличие от частной психиатрии, как истинную науку. Изучаемые и описываемые в этом разделе картины болезненных состояний, психопатологических синдромов в основном совпадают с вошедшими в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра видами расстройств психической деятельности. Поскольку российским психиатрам предстоит в ближайшем будущем освоить и практически применить данную классифи-кацию, принятые в ней обозначения включены в настоящее руководство. Но делается это таким образом, чтобы сохранить преемственную связь с традиционной для европейской и отечественной психиатрии нозологической классификацией психических болезней, органически связывающей психиатрию с общей медициной.

Особенностью данного руководства является также подход к изложению материала общей психопатологии в ее отношении к частной психиатрии, основанный на собственном опыте авторов в преподавании психиатрии и наркологии в медицинском вузе. Этот опыт показывает следующее.

1. Принятая во многих руководствах последовательность изложения материала общей психопатологии: от симптома к синдрому - лишь на первый взгляд кажется способом, более всего способствующим его усвоению. На деле же она лишь облегчает механическое запоминание понятий и терминов в схематичной и абстрагированной форме. Целостный образ психопатологического синдрома как картины психических нарушений на том или ином этапе развития психической болезни при этом не формируется, а попытки сложить его из беспорядочно выявляемых симптомов при самостоятельном обследовании больного не дают положительного результата. Оправданным в научном и дидактическом отношении служит ознакомление обучающихся с описанием целостного синдрома, а от него - к распознаванию отдельных составляющих его симптомов.

2. Распределение симптомов и синдромов по сферам психической деятельности (восприятие, мышление, память и др.) теоретически мало обосновано, а в дидактическом отношении неприемлемо. Более оправданно расположение изучаемых синдромов в порядке их усложнения и углубления продуктивных и негативных нарушений психической деятельности.

3. Логическая преемственность изучения разделов общей и частной психиатрии не может быть достигнута путем замечаний относительно того, что данный психопатологический синдром чаще встречается при шизофрении, сосудистых или каких-либо иных психических заболеваниях. обеспечивается она и посредством механического зaпoми-нания синдромов, встречающихся в рамках отдельных нозологических форм болезней. Для того, чтобы обеспечить преемственность, необходима определенная система строения материала. Такую систему мы видим в распределении психопатологических синдромов в разделе общей психопатологии в соответствии с их относительной групповой специфичностью, иными словами, с их предпочтительным выявлением в группах заболеваний психогенной, эндогенной, цереброорганической и экзогенной природы. Такая группировка синдромов давно уже сложилась в психиатрии и подтверждена критерием практики. Она не только не противоречит принципам нозологической классификации болезней, но существенно облегчает их практическое применение, делает понятным и логичным переход от сiн-дромологического к нозологическому диагнозу. Она сoот-ветствует также группировке психических расстройств МКБ-10.

4. Описание синдромов в разделе общей психопатологии должно быть дополнено указаниями относительно методики выявления и описания психических расстройств аналогично тому, как описание патологии внутренних oргaнов в курсе пропедевтики внутренних болезней сопровождается указаниями по применению методов физикального исследования больного. В учебной психиатрической литературе этому вопросу уделяется мало внимания, хотя искусство обследования психически больного не приходит само собой, а требует специальных навыков.

Основная цель любого руководства - вобрать в себя то лучшее, что содержится в данной области знаний. Это относится не только к фактам и теориям, но и к форме их изложения. Авторы данного руководства считают возможным в ряде случаев использовать наиболее удачные клинические описания в отечественных и зарубежных работах.

Авторы приносят благодарность за помощь в работе и издании руководству администрации Ставропольской государственной медицинской академии и Северо-Кавказского филиала Московского открытого социального университета.

Глава I.

Основные направления в развитии психиатрии

Изложение любой медицинской дисциплины принято начинать с исторического обзора. В этом есть определенный смысл, так как нельзя понять современное состояние науки, не выводя его из прошлого. Став научной медицинской дисциплиной, психиатрия продолжает сохранять и некоторые черты натурфилософии - учения о развитии природы конца XVI - начала XIX столетия, заменявшего опытное научное исследование реальных связей и законов природы догадками и произвольными логическими построениями. Причина заключается в том, что психиатрия - это не надстройка над обществом, а часть самого общества, в котором продолжают сохраняться противоречивые воззрения на соотношение психического и биологического в человеке. Если, согласно одним представлениям, психическое здоровье целиком зависит от состояния телесных функций (<В здоровом теле здоровый дух>), то другие в основе чуть ли не всех соматических болезней человека видят дисгармонию психики и верят в исцеление словом или магической волей обладающего ею <чудодея>.

Возникновение психиатрии, как и любой другой медицинской науки, начиналось с накопления эмпирических и случайных знаний, не связанных единой теорией. Толчком к их научному осмыслению послужил прогресс в развитии общества и гуманистических идей в эпоху Великой французской революции конца XVIII века. Под влиянием этих идей французский врач Филипп Пинель (1745-1826) в порученной его заботам парижской психиатрической больнице Би-сетр осуществил высокогуманный акт - освободил душев-Основы психиатрии

нобольных от цепей, которыми они были прикованы к каменным стенам, и постарался, насколько это было возможно, улучшить условия их содержания. С этого времени стало возможным наблюдать и изучать проявления и течение психических расстройств, менее искаженных неблагоприятными условиями в прежних домах умалишенных.

Не только гуманистические настроения в обществе послужили толчком к созданию новой медицинской дисциплины. Любое движение в науке от незнания к знанию предполагает появление научного открытия. Открытие, сделанное Пинелем и его последователями, состоит в том, что психические расстройства представляют собой болезнь, то есть новое и особое качество психической деятельности, отличное от состояния здорового человека. Эта идея, казалось бы, незамысловатая и очевидная, ознаменовала собой отказ от веками сложившегося представления о <сумасшедшем> как о человеке, явно отличающемся от прочих сограждан, но в то же время одержимом <злой волей>, не желающем добровольно отречься от заблуждений, стремления совершать нелепые и опасные поступки и потому презираемом и всеми отвергаемом. Этот взгляд настолько укоренился в обществе, что несмотря на прогресс цивилизации, он не покинул полностью сознание людей, упорно сопротивляющихся аналогиям между психической и .телесной болезнью. Даже современный врач бывает несвободен от искушения дать психически больному совет <выбросить из головы> неправильные, с его точки зрения, мысли или <взять себя в руки>, хотя он никогда не даст подобного совета больному с приступом бронхиальной астмы или дизентерией. Тем более велика заслуга Пинеля, о котором говорят, что он возвел сумасшедшего в ранг больного. С появлением научных психиатрических знаний меньше стало уделяться внимания душевным переживаниям как главной или даже единственной причине психических заболеваний и появились исследования этиологической роли соматических и наследственных факторов.

Идея наследственного происхождения нарушений психичес-Основные направления в развитии психиатрии_______________9

кой деятельности была подхвачена итальянским психиатром Цезарем Ломброзо (1836-1909) и вынесена им за пределы клинической психиатрии в область юриспруденции. Ломброзо находил черты вырождения в личности преступников, проституток, отличавшихся от других людей биологически обусловленными аномальными чертами характера, но также и особенностями телосложения. При большом предрасположении эти дегенеративные черты проявляются как бы самопроизвольно; чем меньше выражена дегенерация, тем более возрастает роль внешних, социальных факторов, толкающих человека на преступные деяния.

В клинической психиатрии теорию наследственного происхождения заболеваний развивал французский психиатр Опост Бенедикт Морель (1809-1873). Он так определял понятие дегенерации: <Это есть болезненное уклонение от первоначального типа. Как бы ни было элементарно это уклонение, оно обладает свойством передаваться по наследству, все более и более увеличиваясь>. На основе этой концепции во Франции Валентин Маньян (1835-1909) создал учение о дегенеративных психозах - сложных по форме психических заболеваниях, включающих разнообразные бредовые идеи и галлюцинации, ипохондрию, слабоумие и многие другие симптомы. Особый интерес представляет описание им хронического бредового психоза, в развитие которого включены четыре этапа: период инкубации с тревогой, подозрительностью; период персекуторный* - с бредом преследования и слуховыми галлюцинациями неприятного содержания; период развитого бреда величия с разнообразными галлюцинациями и повышенным настроением; наступающий спустя много лет от начала болезни период слабоумия. Важность открытия Маньяна состоит в установлении им факта закономерного развития психического заболевания, отражающего присущие ему внутренние биологические механизмы. Этот принцип в дальнейшем лег в основу клинического направления в психиатрии, получившего наибольшее развитие в Германии и в нашей стране. Оно привело к

* Persecutio (лат.) - преследование.

Основы психиатрии

созданию нозологической классификации психических болезней. После большой подготовительной работы по сбору фактического материала в трудах многих ученых ее завершил немецкий психиатр Эмиль Крепелйн (1856-1926).

Разработанная Крепелином нозологическая классификация основывалась на высказанном им принципе: <Душевная болезнь представляет собой закономерный биологический процесс, разделяющийся на несколько видов, каждый из которых имеет определенную этиологию, характерные физические и психические признаки, типическое течение, патологоанатомическую основу и тесно связанный с самой сущностью процесса предопределенный исход>. На основании этого принципа были описаны многие психические заболевания с определенной этиологией, объективно установленной или гипотетической: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, инфекционные, сосудистые, старческие психозы и др. Большинство из них сохранились в национальных и международных классификациях психических болезней. Накопленный в рамках клинического направления практический опыт дал много ценного для психиатрии. Знание основ этого опыта определяет уровень эрудиции современного психиатра. Популярность клинико-нозологических идей во многом связана с тем, что они сближают психиатрию с общей медициной.

Естественно, что наиболее тесные контакты были установлены между психиатрией и неврологией. Высказанная в середине прошлого столетия немецким психиатром Вильгельмом Гризингером (1817-1868) мысль о том, что психические болезни - это болезни головного мозга, надолго определила дух и направление развития мировой психиатрии. Отечественный психоневролог и исследователь нервной системы академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) писал: <Не может быть сомнения, что психические и общие нервные болезни в патолого-биологическом смысле представляют собой если не единое целое, то трудно обособляемые друг от друга области патологии>.

Неврологические исследования психически больных дали

Основные направления в развитии психиатрии II

начало психоморфологическому направлению в психиатрии. Смысл его заключается в поисках локализации психических нарушений в головном мозге. Развитию его способствовали успехи нейрохирургии, создавшие условия для изучения па-тофизиологических механизмов психических нарушений. Но, несмотря на большие усилия, локализовать психические расстройства в определенных структурах головного мозга не удалось. Был подтвержден тот факт, что большая часть психических нарушений является функциональными и не имеет четкой анатомической основы. Даже если удается установить органическое поражение мозга, с которым можно связать психическое заболевание, отношения между его локализацией и характером психических нарушений гораздо менее определенны и постоянны, чем отношения между локализацией органического процесса и нарушениями функции органа при соматических заболеваниях.

Согласно современным представлениям, физиологическая основа нормальных и патологических психических явлений не сводится к деятельности какого-то определенного и четко локализованного участка нервной ткани, а представляет собой функциональную систему. Эта система включает в себя многочисленные нервные элементы в разных отделах мозга, между которыми устанавливается функциональная связь. Объединение нервных элементов в единую систему, по мнению академика П. К. Анохина, подчиняется лишь одному принципу - общему их участию в осуществлении данного вида деятельности. Каждому из звеньев функциональной системы соответствует определенный анатомический субстрат. Но для нас важно не то, где локализуется психическое расстройство, а то, как очаг поражения нарушает всю мозговую деятельность, приводя к данной картине симптомов.

Биологическая концепция в психиатрии, утверждая приоритет материальных основ психических заболеваний, в то же время привела ее сторонников к пониманию того факта, что аналогии между психическими и соматическими болезнями не могут простираться дальше определенного предела; вне этих пределов они становятся умозрительными, недостаточно

Основы психиатрии

учитывающими специфику психических расстройств. Неудачными оказались попытки построения нозологической системы психических болезней, полностью отвечающей этиопа-тогенетическим принципам нозологии в общей медицине. Этиология и патогенез многих психических заболеваний остаются невыясненными, границы между ними - нечеткими, а психопатологическая картина, течение и исход каждой из нозологических форм болезней отличаются таким разнообразием, что требуется разделение их на множество подтипов, часто имеющих между собой мало общего. К этому нужно добавить, что, как показала практика биологической терапии, выбор ее в большинстве случаев ориентируется не на нозологическую природу болезни, а на особенности психопатологического синдрома. Все это заставляет современную психиатрию сделать шаг назад, к отступлению от ортодоксального нозологического учения о психических болезнях с ее клинико-биологической направленностью.

Вместе с ослаблением позиций биологической психиатрии стала возрастать роль социального направления, ставящего во главу угла не болезнь как таковую, а личность психически больного человека, создание условий для его адаптации в социальной среде. Эти задачи оказались трудновыводимы-ми лишь из природных, физиологических свойств организма человека, включая строение и функцию его центральной нервной системы. Накопление знаний толкало исследователей к признанию того, что в человеке нужно видеть нечто большее, чем простое сочетание сложных физиологических функций. В психиатрии это убеждение постоянно направляло внимание врачей в сторону психологии - науки о закономерностях специфически человеческих процессов психической деятельности. Необходимость использования психологических знаний определяется уже тем обстоятельством, что описание психических расстройств возможно лишь с помощью психологических понятий и терминов - другим языком психиатр не обладает. Но, пользуясь психологической терминологией, психиатр одновременно усваивает и стиль психологического проникновения в переживания больного.

Основные направления в развитии психиатрии_____________ 13

Психология как наука обособилась от философии и теологии в середине прошлого столетия, но продолжала нести на себе груз представлений об уникальности психического, его несопоставимости с физическими явлениями. Само по себе право психологии на самостоятельность обусловливалось глубоким разграничением сознания и его материального субстрата: если последний может быть познан объективно путем научного наблюдения, подвергнут математическому измерению, то сознание недоступно объективному анализу, и нет другого инструмента его познания, кроме умения взглянуть внутрь себя - интроспекции.

Умение человека следить за ходом своих мыслей и переживаний, делать их предметом анализа вовсе не является фикцией. Но психические явления воспринимаются субъективно, и понять их может только тот, кто сам их пережил. Так, физика определяет длину волны электромагнитных волн, соответствующих ощущению красного цвета. Физиология выясняет, какие нервные элементы и процессы участвуют в его восприятии. Но никакие физические и физиологические знания не дадут человеку, слепому от рождения, той информации, которую соединяют со словом <красный> нормально видящие люди.

Научная психология, начиная с периода своего становления, пыталась преодолеть субъективизм познаваемых психических явлений с помощью лабораторного эксперимента, позволяющего измерять психические действия подобно тому, как физиолог измеряет частоту дыхания или величину артериального давления. Для этого потребовалось расчленить единый психический акт на его составляющие, каждое из которых несет в себе определенную функцию и служит приспособлению человека к окружающей среде. Так были проведены исследования функций восприятия, памяти, внимания, мышления, воли. Несмотря на экспериментальный способ изучения, эти функции продолжали мыслиться как принадлежащие сознанию, познаваемому исключительно путем интроспеции. Как писал основатель экспериментальной психологии немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920),

Основы психиатрии

если кто-то хочет знать, что такое мышление, он наблюдает за людьми и просит их описать, как они мыслят.

Клиническая психиатрия, вслед за функциональной психологией, в описании психических расстройств исходила из их отношения к нарушению психических функций, каждая из которых может изучаться в отдельности. Так произошло расчленение симптомов и синдромов психических нарушений по группам в зависимости от их связи с изменением той или иной психической функции; были выделены расстройства восприятия, мышления, памяти, интеллекта и т.д., и такое разделение до настоящего времени сохраняется в руководствах по психиатрии. Оно стало привычным для многих отечественных психиатров.

Представление об интроспекции как основном способе познания психических явлений у человека в норме и в патологии было серьезно поколеблено теорией психоанализа, создателем которой стал австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Смысл психоанализа или глубинной психологии заключается в том, что сознательные процессы, о которых человек может судить с помощью интроспекции, занимают лишь небольшое и подчиненное положение в психике человека. Сознание оказывает сопротивление неосознавае-мому, в результате чего возникают симптомы болезни.

Теория Фрейда, пользующаяся в качестве инструмента исследования психологическим методом, является по сути своей биологической. По мнению ее основателя, человек рождается с запасом энергии, хранящейся в бессознательной сфере (<Оно>, <Ид>), которая состоит из сексуальных и агрессивных инстинктов. Вывести эти процессы из физиологических законов организма Фрейду не удалось, и он обратился к анализу гипнотического внушения, сновидений и патологических переживаний больных людей. Наблюдая за одной из пациенток, Фрейд заметил, что та стала выражать по отношению к врачу чувства, которые раньше испытывала к отцу. У него возникла мысль, что бессознательные детские влечения могут переноситься на других лиц, что позво-Основные направления в развитии психиатрии______________15

ляет догадываться о содержании бессознательных мыслей и чувств. Вслед за переносом (трансфером) способом проникновения в сферу бессознательного стал метод свободных ассоциаций: если субъекту предложить говорить все, что приходит ему в голову, то он высказывает странные мысли или вдруг испытывает замешательство, жалуется, что не знает, о чем говорить. Фрейд полагал, что пациент таким образом сопротивляется внутреннему <цензору>, о котором ему самому ничего не известно. В последующем эти исследования были дополнены проективными тестами, с помощью которых можно обнаружить проекцию бессознательных чувств испытуемого на его ответы.

Во всех проявлениях психической жизни Фрейд видел конфликт между сознанием и бессознательным, а также механизмы защиты от него. Наша жизнь, писал он, полна конфликтов, но сознание накладывает вето на все, что может сделать жизнь невыносимой. Так, из сознания устраняются воспоминания о первых годах жизни, наполненных постыдными для взрослого человека сексуальными желаниями ребенком своих родителей и страхом подвергнуться за это наказанию (комплекс Эдипа) или агрессивными побуждениями по отношению к родившемуся младшему ребенку в семье. Большая часть вытесненных желаний не может получить прямого удовлетворения, из-за чего возникает конфликт, проявляющийся тревогой, неразрешимым напряжением - фрустрацией. Вследствие этого появляются психические нарушения. Так, больной шизофренией, испытывая чувство враждебности по отношению к другим людям, бессознательно переносит это чувство на окружающих и убежден, будто его самого хотят уничтожить, мир полон опасности. Если происходит перенос тревоги на внутренние органы, то возникают телесные нарушения: головная боль, тик, приступы бронхиальной астмы и другие симптомы, в которых находят выражение скрытые и неудовлетворенные желания и конфликты.

Движущей силой в человеке Фрейд считал инстинкты жизни и смерти, проявляющиеся соответственно сексуальным и

Основы психиатрии

агрессивным поведением. Но поскольку жизнь всегда заканчивается смертью, инстинкт смерти сильнее, он проявляется у человека разрушительными действиями в отношении к окружающим (садизм) или к самому себе (мазохизм). При неврозах это может проявиться насильственным (компуль-сивным) повторением прежнего поведения, даже если оно является саморазрушающим, например пьянством. Воспоминание о пережитой в детстве психической травме подавляется сознанием (<Суперэго>). Но, будучи забытой, эта травма сохраняется в бессознательном и производит невротические симптомы позже в течение жизни. Цель психоаналитической терапии - раскрыть детскую травму и вернуть ее в сознание, где она может подвергнуться рациональной обработке. Это можно сделать, воздействуя на Я (<Эго>) - субстанцию, занимающую промежуточное положение между <Оно> и <Суперэго> и служащую удовлетворению бессознательных инстинктов социально приемлемым способом. Невротик этого достигает, используя врача-психоаналитика как образ одного из родителей, на которого он и переносит свои инфантильные сексуальные влечения. Врач при этом должен оставаться безразличным и равнодушным, предоставляя пациенту полную свободу проецировать свои желания, фантазии и образы родителей, направлять их патологическую энергию в другое русло.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  2. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии

    Сборник статей
    Подходит к концу 20-ое столетие. Понятно, что история не кончается. Но уже можно делать некоторые итоги. Итоги, как известно, всегда являются обобщением нашего опыта.
  3. Психология (2)

    Документ
    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа­гогическое общество России, 2003.
  4. Социальная работа на урале: история и современность межвузовский сборник научных трудов

    Документ
    Представлены результаты исследований по различным проблемам социальной работы, социальной педагогики и психологии. В статьях отражена достаточно широкая проблематика: исторические традиции социальной помощи и социальной работы; вопросы
  5. Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием

    Учебное пособие
    Тищенко Е.М., Заборовский Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием.

Другие похожие документы..