Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Доклад в соединённом собрании Общества Русских Врачей, Общества Детских Врачей в Петербурге и Статистического отделения Высочайше утверждённого Русск...полностью>>
'Документ'
1. Цель дисциплины – изучение особенностей построения схем аналоговых и цифровых электронных устройств, осуществляющих усиление, фильтрацию, генераци...полностью>>
'Документ'
Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества, министерство культуры Астраханской области (АО), обл...полностью>>
'Календарно-тематический план'
1. Общие основы медицинской реабилитации. Организация службы. Документация. Методы определения резервов функциональных систем организма. Физическое ра...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академический вестник

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4

Научно-аналитический журнал

Тюмень

2008



ББК 70

А 38

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (6) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.).
Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008. – 260 с.

В Академическом вестнике представлены результаты научных исследований трансформации социально-экономического пространства: проблемы и перспективы на современном этапе развития России и Западно-Сибирского региона.

Журнал может представлять интерес для ученых, преподавателей, практических работников, аспирантов и студентов вузов.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

В. Г. Новиков, доктор социологических наук (гл. редактор);

Н. А. Костко, доктор социологических наук;

К. Г. Барбакова, доктор философских наук;

С. М. Казанцева, доктор экономических наук;

Т. А. Кольцова, кандидат экономических наук;

Т. А. Иванычева, кандидат экономических наук;

А. Г. Полякова, кандидат экономических наук.



ISBN 978-5-94221-102-8

© ТГАМЭУП, 2008



Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ


А. О. Бакланов, к.э.н., профессор СПбГПУ;

Н. И. Диденко, д.э.н., профессор СПбГПУ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Постановка задачи

В настоящее время можно констатировать отсутствие внешнеэкономической стратегии, учитывающей процессы глобализации, как для Российской Федерации в целом, так и для отдельных субъектов федерации. В соответствии с конституцией РФ и законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств. Отсутствие внеш-неэкономической стратегии порождает ряд серьезных проблем, основные из которых следующие:

  • топливно-сырьевая экспортная специализация;

  • утечка интеллектуальных ресурсов;

  • низкая степень участия в международных производственных цепочках;

  • усиление межрегиональных диспропорций по большинству показателей и другие.

Неоптимальный характер сложившейся формы интеграции России в систему мирового хозяйства выражается в том, что экономика страны, во-первых, существенно зависит от колебаний роста мировой экономики и конъюнктуры мировых рынков первичных продуктов, а, во-вторых, имея достаточно высокие темпы прироста ВВП за счет развития экспортных секторов экономики и мощный приток нефтедолларов, в действительности экономика становится менее конкурентоспособной на международной арене.

Внешнеэкономическая стратегия региона должна учитывать все внешние условия, связанные с глобализацией: отраслевую и технологическую структуру мировой экономики, растущую интернационализацию международных производственно-сбытовых цепочек, углубление интеграционных процессов в мировой экономике.

Цель внешнеэкономической стратегии региона, как элемента внешнеэкономической стратегии России, должна заключаться в встраивании экономики региона в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечивающие условия для максимального использования внешнеэкономических факторов в интересах успешного социально-экономического развития региона.

Решение стратегической задачи социально-экономического развития региона в современных условиях может осуществиться только на базе перехода к использованию новых или существенной модернизации применяемых технологий при создании валового регионального продукта (ВРП).

Учитывая, что экстенсивные факторы роста (увеличение масштабов добычи и освоение невозобновляемых ресурсов и энергоносителей, новых плодородных земель, запасов пресной воды и др.) приближаются к уровню своего максимального использования, необходим коренной пересмотр сложившейся в каждом регионе малозаметной роли науки, инноваций и новых технологий в развитии региона и создании валового регионального продукта.

Основные блоки и идеи внешнеэкономической стратегии региона

В зависимости от фирм, участвующих во внешнеэкономической деятельности, их отраслевой принадлежности и геогра-фической сферы деятельности целесообразно выделить следующие основные блоки внешнеэкономической стратегии:

  • товарная и географическая диверсификация экспорта, создание форм и механизмов диверсификации;

  • создание в регионе международных производственно-сбытовых цепочек с участием резидентов РФ, встраивание в международные цепочки производств;

  • создание структуры привлечения инвесторов в экономику региона (развитие отдельных этапов технологического цикла, развитие экономических зон);

  • создание эффективной структуры интеллектуальной деятельности (международный обмен интеллектом и результатами его труда, международный лицензионный обмен, повышение роли университетов);

  • развитие импортозамещающих производств (ввоз технологического оборудования, стимулирование развития импортозамещения);

  • создание системы уменьшения безработицы и использования иностранной рабочей силы.

Реализация названных выше блоков внешнеэкономической стратегии предполагает активное участие в международных и иных переговорах, заключение соглашений о партнерстве, участие в региональных интеграционных процессах. Двухсторонняя и региональная либерализация является в настоящее время эффективным инструментом повышения международной конкурентоспособности и получения преимуществ перед третьими странами.

Инновационно-технологическое развитие – основа внешнеэкономической стратегии региона

Возможные стратегии развития экономики, как страны, так и региона можно строить на основе преимущественного ис-пользования тех или иных факторов. Оценка перспективности эволюционно сложившейся ресурсно-экспортной стратегии страны свидетельствует о низком росте ВВП в будущем даже при самых благоприятных условиях. Остается практи-чески единственный вариант – на основе ресурсно-инновационной стратегии соединить ресурсы и новые технологии. При этом новые технологии в ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслях способны выполнить роль мультипли-катора. В дальнейшем ресурсно-инновационная стратегия последовательно перейдет в инновационно-технологическую.

В
ыбор новых технологий и выбор производства новых продуктов для экономики региона зависит от следующих факторов: отраслевой структуры валового регионального продукта; инновационно-технологического потенциала региона; возможности региона интегрироваться в российские и мировые технологические цепочки преобразования ресурсов в товары (услуги); обеспеченности региона факторами экономического развития.

Выбор новых технологий и выбор производства новых продуктов существенно изменит структуру экономики региона, потребует учета тенденций глобализации мировой экономики и, как следствие, интеграции экономики в систему международного разделения труда. В настоящий момент многообразие направлений инновационно-технологического развития мировой экономики включает в себя следующие сферы: биоэлектроника; информационные системы; программное обеспечение; новые материалы, включая композитные; альтернативные источники энергии; микроэлектроника; лекарственные средства; энергосбережение; интеллектуальные роботы; очистка и переработка отходов и др.

Для выделения конкретных направлений, которые могут войти в стратегию инновационно-технологического развития региона, важным этапом является анализ структуры экономики региона в динамике. Инструментом анализа структуры экономики региона и структуры ВРП является межотраслевой баланс производства и распределения продукта, показывающий связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами всех участвующих отраслей, необходимых для обеспечения этого выпуска. Анализ структуры ВРП в динамике позволяет выявить тенденции развития различных отраслей и комплексов в регионе, тенденции внешнеторговой деятельности, тенденции инвестирования средств в экономику региона. Все это позволит сформулировать вывод о характере существующей региональной модели экономического роста и источниках экономического роста. Как было сказано выше, центральной проблемой должен стать переход к модели экономического роста, прежде всего, за счет диверсификации экономики и расширения инновационных источников роста. Международный опыт благополучных стран демонстрирует, что структура производства и экспорта изменяется в пользу наукоемкой продукции.

В последние десятилетия в мировой экономике отмечается растущее значение сложных системных продуктов, увеличение доли наукоемких отраслей, формирование рынка наукоемких товаров и услуг. Анализ структуры ВРП и необходим, чтобы определить ниши, на которые может реально претендовать регион, определить место региона как в российском, так и мировом инновационном процессе. Анализ структуры ВРП и сравнение инновационного развития отраслей и комплексов ВРП с перспективными направлениями инновационно-технологического развития мировой экономики, а также анализ соответствия инновационно-технологического потенциала региона перспективным направлениям инновационно-технологического развития мировой экономики, позволит понять, в каких отраслях региональная экономика способна генерировать и внедрять новые технологии, а в каких – она безнадежно отстала.

Инновационно-технологический потенциал региона

Инновационно-технологический потенциал региона рассматривается как совокупность факторов инновационно-технологической деятельности, которыми располагают субъекты хозяйственной деятельности региона для инновационно-технологического развития комплексов и отраслей региональной экономики и для решения актуальных социально-экономических проблем. Выявить состояние реально готового к действию инновационно-технологического потенциала субъектов хозяйственной деятельности – это вторая важная задача после анализа отраслевой структуры ВРП.

Логика изучения инновационно-технологического потенциала региона и его составляющих следующая:

  • выявить субъекты хозяйственной деятельности, заинтересованные в инновационно-технологическом развитии;

  • изучить характеристики инновационной деятельности, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности;

  • обобщить проблемы развертывания и развития инновационно-технологического потенциала;

  • разработать систему технологического взаимодействия и кооперации организаций при разработке инноваций – систему создания технологических кластеров.

Технологические кластеры, сочетающие достаточный научно-технический и производственно-технологический потен-циалы, ориентированные на устойчивый внутренний и внешний рынки, будут являться основой развития перспективных высокотехнологичных производств. Прогноз развития этих рынков будет служить базой для формирования требований к структуре технологических кластеров. Технологические кластеры имеют в своем составе бизнес-структуры, государственные структуры, в том числе банки, биржи, университеты, научно-исследовательские институты, предприятия.

Организационной формой создаваемых технологических кластеров могут быть частно-государственные партнерства.

Прогнозы технологического развития мировой экономики свидетельствуют о том, что в ближайшей и отдаленной перспективе основными факторами экономического развития останутся природные ресурсы, энергия, информационные технологии, технологии энерго- и ресурсосбережения, людские ресурсы и территория.

Исходя из анализа обеспеченности региона определенными факторами экономического развития, можно формировать конкретные варианты внешнеэкономической стратегии региона на основе инновационно-технологического развития.

Механизм реализации внешнеэкономической стратегии

На рисунке изложены общие контуры механизма формирования внешнеэкономической стратегии региона, мониторинга ее реализации и внесения необходимых изменений, являющихся последствием происходящих событий, как в мировой экономике, так и выполнения инновационно-технологического развития региона, выполнения внешнеэкономической стратегии и стратегии социально-экономического развития региона.

Механизм формирования и реализации внешнеэкономической стратегии включает в себя 17 блоков. Сплошные линии

Общие контуры механизма формирования и реализации внешнеэкономической стратегии региона

показывают последовательность этапов, а пунктирные линии – это контуры обратной связи. Механизм содержит динамический цикл, начиная от формулировки цели внешнеэкономической стратегии и заканчивая реализацией решений, принятых в результате сравнения фактических показателей социально-экономического развития региона, и показателей, которые должна обеспечить внешнеэкономическая стратегия на базе инновационно-технологического развития экономики региона. Причин отклонения фактических показателей от планируемых может быть 8. Они следующие:

  • не верно сформулирована внешнеэкономическая стратегия;

  • ошибки в выборе блоков внешнеэкономической стратегии;

  • ошибки или неточно разработана инновационно-технологическая база внешнеэкономической стратегии, зависящая от структуры ВРП, инновационно-технологического потенциала региона, обеспеченности региона факторами экономического развития;

  • не верно выбраны направления инновационно-технологического развития региона;

  • не действует или не эффективен механизм создания и воспроизводства технологических кластеров в регионе;

  • разработка вариантов внешнеэкономической стратегии на базе инновационно-технологического развития выполнена с ошибками;

  • н
    е точно выбран вариант внешнеэкономической стратегии из множества вариантов, зависящих от направлений инновационно-технологического развития;

  • не эффективен механизм реализации инновационно-технологического развития экономики региона и внешнеэкономической стратегии.

Любые трудности взаимосвязи элементов механизма должны разрешаться в процессе циклической процедуры.

Выводы

В результате реализации внешнеэкономической стратегии на базе инновационно-технологического развития в регионе должны быть мобилизованы финансовые, инновационные и интеллектуальные ресурсы для радикальной модернизации экономики региона. Внешнеэкономическая деятельность в этом случае окажет мультипликативный эффект на все отрасли, дающие вклад в валовой региональный продукт, и будет способствовать расширению масштабов инновационной деятельности в регионе, повышению конкурентоспособности экономики региона.

Ю. В. Волков, аспирант каф. мировой экономики КубГУ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА: РЕГИОН В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Складывающаяся сегодня в регионах России общественно-экономическая ситуация вызвала к жизни новые реалии и понятия, которые во многом являются определяющими в деятельности отечественных предпринимателей. Конкуренция, конкурентоспособность и ее повышение, сегментирование рынка, проблемы спроса и реализации продуктов, нормы прибыли – вот некоторые из них.

Но если вопросы рынка у нас обсуждают давно, то тему конкуренции российских регионов на мировых рынках стали затрагивать сравнительно недавно. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств – конкурентных преимуществ – могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения, и, наконец, регионы и отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений1.

Сегодня в России особенно остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности как в целом страны, так и регионов и отдельных организаций.

Конкуренция – это неотъемлемая характеристика рыночной экономики2. Основной принцип предпринимательства в этих условиях – производить только то, что можно продать, в отличие от принципа плановой экономики, где продавалось то, что производилось. Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению.

Первый подход определяет конку­ренцию как состязательность на рынке, он основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы3.

Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Такой подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение, он характерен для классической экономической теории. А. Смит1 трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке соответственно за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция воспринимается как та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. В таком понимании конку­ренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на однородные товары и складывается конкретный вид кривых спроса и предложения. По определению того же А. Смита, «конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования»1.

Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип отраслевого рынка2.

Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка.

Так, в литературе предлагается следующее определение конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью пони-мается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов3.

Определим конкурентоспособность региона как его потенциальное качество, которое включает:

  • способность региона получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения;

  • способность организовывать производство в конкретном регионе, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество;

  • способность проводить эффективную текущую маркетинговую – политику, включая психологическое позиционирование товара у зарубежного и местного потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

  • возможность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства – капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции;

  • создание технологического превосходства над другими членами отраслевого сообщества;

  • способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

Рассмотрим общую конкурентоспособность страны. В конце 1998 г. Россия находилась по конкурентоспособности на 127 месте4. В 2006 г. – на 62 месте. Положение российских производителей в части уровня конкурентоспособности в мировом рейтинге отчетливо выявляется при анализе данных Отчета о мировой конкурентоспособности за 2005-2006 гг., опубликованного Всемирным экономическим форумом (см. табл.5).

Индекс глобальной конкурентоспособности

Государство

2005

2006

Швейцария

4

1

США

1

6

Япония

10

7

Германия

6

8

Великобритания

9

10

Канада

13

16

Франция

12

Индия

45

43

Китай

48

54

Россия

53

62



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мировой экономики, управления и права (2)

    Книга
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (4) [Текст]: научно-аналитический журнал (издается с 2007 г.). Серия «Право». Тюмень: Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права (ТГАМЭУП), 2008.
  2. Косякова Наталья Ивановна, декан юридического факультета Института экономики, управления и права рггу, доктор юридических наук, профессор 11. 30-14. 30 доклад

    Доклад
    начальник Организационно-аналитического управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
  3. Институт экономики, управления и права

    Семинар
    План статьи В. Каганского «Советское пространство – наше богатство» (Русский Журнал, 20 августа 2004 года, http: www.russ.ru/culture/20040820_kag.html)
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций» Тюмень 2007

    Учебно-методический комплекс
    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 «Национальная экономика», 080102 «Мировая экономика», 080507 «Менеджмент организаций».
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины сдм. 02 Валютная политика государства для подготовки магистров по направлению 080100. 68 «Экономика» факультет экономики, управления и права

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521600 Экономика, степень – магистр экономики, утв.

Другие похожие документы..