Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Под очагом ядерного поражения понимается территория с населенными пунктами, промышленными, сельскохозяйственными и другими объектами, подвергшаяся не...полностью>>
'Документ'
Весна – это особое время, когда все наши чувства, бережно хранимые в душе, выражаются словами благодарности представительницам прекрасной половины чел...полностью>>
'Закон'
Цикл предназначен для: специалистов, имеющих высшее специальное образование, ответственных за качество, эффективность и безопасность лекарственных сре...полностью>>
'Документ'
Управленческая деятельность — неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность п...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект 9.12.09

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

на 2010-2014 годы

Астана, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Анализ текущей ситуации

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

1.1

Формирование благоприятной макроэкономической среды

  • Денежно-кредитная политика, обеспечивающая макроэкономическую стабильность

  • Налогово-бюджетная политика, ориентированная на цели развития

1.2 Стимулирование инвестиций

  • Расширение инструментов финансирования индустриально-инновационного развития

  • Фискальное стимулирование привлечения инвестиций и технологической модернизации

  • Развитие специальных экономических зон, индустриальных зон

  • Развитие казахстанского содержания

  • Развитие государственно-частного партнерства

  • Сбалансированная политика тарифообразования субъектов естественных монополий

  • Совершенствование механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций

1.3

Улучшение бизнес-среды

  • Обеспечение легкости ведения бизнеса

  • Упрощение налогового и таможенного администрирования

  • Формирование надежной правовой среды для бизнес-деятельности

  • Развитие конкурентной среды

1.4

Технологическая модернизация предприятий, инновационная политика и научно-техническое обеспечение инновационной индустриализации

  • Инновационная политика, ориентированная на решение задач реального сектора экономики

  • Научно-техническое сопровождение инновационной индустриализации

  • Технологическая модернизация предприятий Казахстана

  • Снижение энергоемкости производства и ресурсосбережение

1.5

Подготовка конкурентоспособных профессиональных кадров

1.6

Инфраструктурное и ресурсное обеспечение

  • Инфраструктурное и ресурсное обеспечение на макроуровне

  • Инфраструктурное и ресурсное обеспечение на микроуровне

1.7

Торговая политика Казахстана

1.8

Совершенствование институтов организации бизнеса

  • Развитие системообразующих бизнес-драйверов и интеграторов индустриализации (национальные холдинги, СПК, ТНК)

  • Модернизация координационных институтов и повышение роли объединений бизнеса

1.9

Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики

Секторальные стратегии

  • Развитие агропромышленного комплекса

  • Строительная индустрия и производство строительных материалов

  • Нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора

  • Химия и фармацевтика

  • Металлургия и производство готовых металлических продуктов

  • Энергетика

  • Транспорт и инфокоммуникации

  • Туристская отрасль

  • Машиностроение

  • Космическая деятельность

2

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Инструменты реализации Программы

  • Схема и институциональное обеспечение реализации Программы

3

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития

Основание для разработки

1) пункт 1 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года, утверждённого распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326;

2) пункты 3 и 4 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на III сессии Парламента Республики Казахстан четвёртого созыва 1 сентября 2009 года, утверждённого приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2009 года № 01-30.27.

Разработчик

Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан

Цель программы

Обеспечение диверсификации и повышение конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности

Задачи

  • формирование благоприятной макросреды и инвестиционного климата;

  • повышение интенсивности и производительности национальной экономики;

  • консолидация усилий бизнеса и государства и концентрация ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики;

  • формирование эффективных институтов и механизмов взаимодействия государства и бизнеса

Срок реализации

2010-2014 годы

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Целевые индикаторы

  • увеличение ВВП до 2015 года на 7 трлн.тенге, примерно на 50% от ВВП 2008 года;

К 2015 году:

  • доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП составит не менее 12%;

  • доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта составит не менее 40 %;

  • объем несырьевого экспорта составит не менее 43% от совокупного производства обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

  • производительность в обрабатывающей промышленности увеличится не менее чем в 1,2 раза по сравнению с 2010 годом;

  • производительность труда в агропромышленном комплексе увеличится не менее чем на 10% по сравнению с 2010 годом;

  • доля транспортных расходов в структуре себестоимости несырьевого сектора сократится не менее чем на 8% по сравнению с 2010 годом;

  • энергоемкость ВВП снизится не менее чем на 10 % по сравнению с 2010 годом;

  • доля инновационно активных предприятий увеличится до 10%;

  • ненефтяной дефицит государственного бюджета составит не более __% к ВВП.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная Программа индустриально-инновационного развития (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 года на 12 внеочередном Съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, являющимся вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Программа направлена на обеспечение дальнейшей диверсификации и повышение конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности.

Программа является логическим продолжением проводимой политики диверсификации экономики и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.

На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Инициаторами продвижения крупных проектов станут ФНБ «Самрук-Казына», крупные системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы.

Параллельно, будет осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).

Государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности.

В целях формирования основ постиндустриальной экономики продолжится развитие национальной инновационной инфраструктуры и поддержка научно-технологических заделов, имеющих перспективы коммерциализации.

В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов.

Системные меры экономической политики будут концентрироваться на формировании благоприятной макросреды и инвестиционного климата, мерах по повышению производительности и конкурентоспособности национальной экономики.

Селективные меры будут осуществляться на основе комбинированного пакета мер финансовой и нефинансовой поддержки приоритетных секторов и проектов.

Государство системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.

Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 года будет иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер, встроенных в Программу механизмов, стимулирующих диверсификацию и технологическую модернизацию экономики, обеспечит:

  • создание благоприятных макроэкономических условий;

  • улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций;

  • массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы;

  • повышение качества человеческого капитала.

Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

Анализ текущей ситуации

Курс индустриально-инновационного развития, заложенный в начале 2000 г. стратегически верно идентифицировал основные риски экономики Казахстана: был выбран безальтернативный курс на диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости.

За этот период созданы базовые институциональные основы индустриализации:

  • Национальный фонд, обеспечивающий устойчивость экономики;

  • Фонд Национального благосостояния «Самрук-Казына», консолидирующий потенциал государства на реализации прорывных направлений;

  • институты развития, сопровождающие процесс диверсификации;

  • диалоговые площадки для взаимодействия и координации действий государства и бизнеса.

В рамках инвестиционной политики совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Эти меры позволили в период активного роста экономики, связанный с ростом добывающего сектора обеспечить адекватный рост и ненефтяного сектора экономики, обеспечить условия для дальнейшего становления малого и среднего бизнеса.

Несмотря на определенные результаты, политика диверсификации не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками:

  • проявляются симптомы «голландской болезни» экономики, способствуя воспроизводству эффекта перераспределения ресурсов (инвестиционных, трудовых) в сырьевой сектор;

  • рыночный механизм в этот период оказался не в состоянии подавать сигналы, предотвращающие «перегрев» отдельных секторов экономики и не смог помочь государству выстроить «правильную» структуру экономики;

  • политика диверсификации столкнулась с отсутствием необходимой критической массы для ее продвижения.

Инициативы государства не получили должной поддержки бизнес-сообщества, так как молодой национальный бизнес не окреп настолько, чтобы выступить активным игроком диверсификации, строить новый, инновационный для Казахстана бизнес, пробиться и конкурировать на мировом рынке, привлекать стратегических партнеров – ведущие компании мира;

Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам.

Объективно в докризисный период рыночная экономика Казахстана формировалась эволюционно. Проциклическое развитие задавалось динамикой роста экспортно-сырьевого сектора и доступностью дешевых инвестиционных ресурсов на внешних финансовых рынках.

Экстенсивный характер роста крупного казахстанского бизнеса, ориентированного на получение быстрой прибыли от экспорта сырья не позволил ему переключиться на более высокие переделы и внутренний рынок при изменении мировой конъюнктуры.

Специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (внутренние неторгуемые сектора экономики: недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг).

Соответственно, приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств продукции с высокой добавленной стоимостью. Эти тенденции отразились и в соответствующем портфеле инвестиционных проектов, как институтов развития, так и банков второго уровня. Это отражает объективный эволюционный процесс становления национального бизнеса. Кризис, сдувший «пузыри» заставляет искать новые рынки и инновационные продукты.

Но сегодня, когда усиливается конкуренция на развивающихся рынках, важно быстро занять рынки как внутренние, так и потенциальные внешние.

Специфика догоняющего развития требует масштабной модернизации отраслей промышленности и секторов народного хозяйства. В связи с этим возникают задачи координации инвестиционных процессов, которые силами только рынка не решить.

Это обуславливает необходимость целенаправленной поддержки государством форсированной индустриализации экономики с упором на развитие несырьевого сектора.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Целью программы является обеспечение диверсификации и повышение конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности.

Задачи программы

В рамках реализации основных направлений Программы, усилия государства сконцентрируются на реализации следующих задач:

  • формирование благоприятной макроэкономической среды;

  • стимулирование инвестиций;

  • улучшение бизнес-среды;

  • технологическая модернизация и развитие инноваций и науки;

  • подготовка конкурентоспособных профессиональных кадров;

  • инфраструктурное и ресурсное обеспечение;

  • развитие внешнеторговой политики для стимулирования несырьевого экспорта;

  • совершенствование институтов организации бизнеса;

  • концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики.

Программа базируется на следующих принципах:

  • ориентация на бизнес-инициативы;

  • поддержка «прорывных» проектов и кластерных инициатив в несырьевом секторе;

  • оптимальное распределение рисков между государством и частным сектором;

  • мультипликация новых бизнес-возможностей;

  • итеративность, связана с перманентным уточнением в процессе реализации Программы состава участников в зависимости от степени проработки проектов;

  • транспарентность – принцип открытости перечня участников Программы, содержания мастер-планов, запросов заявителей, мер государственной поддержки, результатов мониторинга реализации Программы;

  • равный доступ – участником Программы может являться как отечественная, так и иностранная компания, как крупные, так и средние, малые предприятия;

  • трансфертность (эффект распространения) - меры государственной поддержки, касающиеся совершенствования нормативной правовой и нормативно-технической базы (улучшения бизнес-среды), распространяются на всех субъектов экономической деятельности;

  • преемственность – наиболее эффективные меры государственной политики, предусмотренные в уже реализуемых программных документах будут применяться при реализации данной Программы.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

    1. Формирование благоприятной макроэкономической среды

В предстоящий период макроэкономическая политика будет проводиться согласовано с задачами индустриализации.

Целостная система реализации макроэкономической политики будет включать сбалансированное и согласованное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политик.

Согласованность денежно-кредитной и фискальной политик будет обеспечиваться ежегодным принятием Совместных заявлений Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций об основных направлениях экономической политики.

Денежно-кредитная политика, обеспечивающая макроэкономическую стабильность

Основные задачи

  1. Обеспечение низкого уровня инфляции, поддерживающего устойчивые темпы экономического роста.

  2. Обеспечение экономики денежным предложением в объеме, необходимом для повышения экономической активности, но при этом не оказывающем инфляционного давления на экономику.

  3. Поддержание обменного курса тенге на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отраслей экономики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы

    Программа
    1) пункт 1 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года,
  2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы Астана, 2010 год

    Программа
    1) пункт 1 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года,
  3. Программа по развитию горно-металлургической отрасли Республики Казахстан на 2010 2014 годы

    Программа
    Пункт 3 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на внеочередном XII съезде НДП «Нур Отан» 15 мая 2009 года, утверждённого распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326;
  4. Программа «Развитие атомной отрасли в Республике Казахстан на 2010-2014 годы с перспективой развития до 2020 года» содержание

    Программа
    Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года №302 об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации ГПФИИР РК на 2010-2014 годы.
  5. Стратегический план Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан на 2010 2014 годы Астана

    Документ
    В горнодобывающей промышленности в 2008 году объем производства продукции составил 6229,76 млрд. тенге, индекс физического объема по сравнению с 2007 годом составил 105,3 %.

Другие похожие документы..