Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Постановка проблеми. Глибокі зміни, що відбуваються в житті суспільства, викликані науково-технічною революцією та процесом глобалізації, не могли не...полностью>>
'Документ'
Российское и Московское Химические Общества им. Д.И.Менделеева, Российское общество гальванотехников, РХТУ им. Д.И. Менделеева, английская выставочна...полностью>>
'Задача'
Задача совершенствования пенсионной системы России в настоящий момент неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты ...полностью>>
'Документ'
Опыт преподавания «Физической экономики» Линдона Ларуша в ряде университетов России показывает, что усвоение студентами основ новой науки позволяет и...полностью>>

Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

7 класс (70 ч)

62 ч — 2 ч в неделю

8 ч — резервное время

Примерные темы, входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Древнерусская литература (2 ч)

«Повесть временных лет» (фрагмент «Смерть Олега от своего коня»). (2 ч)

Поучительный характер древнерусской литературы. Основные темы и жанры древнерусской литературы. Значение древнерусской литературы.

Нестор и его летопись «Повесть временных лет». Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Летописи временных лет». Нравственные проблемы летописи. Летопись и ее значение в культурной жизни народа.

Образ русского князя в летописи Нестора. Представление о роли судьбы в жизни человека.. Фатализм в мировосприятии древних. Значение судьбы в жизни человека в родном фольклоре учащихся.

Читать и анализировать фрагмент текста. Понимать и обсуждать нравственные проблемы произведения.

Литература XIX века (34 ч)

В. А. Жуковский. «Море». (1 ч)

Романтизм. Лироэпический жанр. Философская и пейзажная лирика.

Символическая многогранность, философская глубина образа морской стихии в стихотворении.

Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).

Читать выразительно лирический текст. Анализировать форму и содержание лирического стихотворения. Понимать значения средств художественной выразительности в стихотворении.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Кавказ». (4 ч)

Лирика. Лирический герой. Понятие о жанре, стиле, художественном приеме, стихотворном размере. Рифма. Двусложные размеры.

«Песнь о вещем Олеге». Сопоставление с текстом летописи (конкретизация черт, присущих кудеснику). Нравственная проблематика произведения. Образ кудесника как прообраз пушкинского идеала поэта. Противопоставление князя и кудесника как представителей земной власти и высшей истины.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Лиризм, мелодичность шедевра, передающего необычное состояние души — соединение печали с просветвленностью. Романсы русских композиторов на стихи Пушкина.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Тематика и проблематика стихотворения о дружбе. Преодоление сосредоточенности на личных невзгодах. Благотворное влияние дружбы.

Устремленность к жизнеутверждающему пафосу.

«Кавказ». Величественный образ Кавказа в стихотворении. Роль олицетворении и сравнений. Лирический герой произведения.

Читать выразительно и анализировать художественный текст.

Отвечать на вопрос устно и письменно.

Находить языковые средства художественной выразительности.

Работать над терминологическим словарем, со статей учебника.

Проводить устное и письменное рисование.

Работать с иллюстрациями.

Писать сочинение на литературную тему.

Учить наизусть 1—2 стихотворения.

«Станционный смотритель». (4 ч)

Сюжет. Тема, идея. Конфликт. Авторская позиция. Гуманизм повести. Сочувствие простому «маленькому человеку». Тема «отцов и детей». Черты стиля зрелого Пушкина-реалиста. Точность и краткость. Непреходящее значение нравственных проблем произведения.

Комментировать художественный текст.

Составлять сюжетный план.

Участвовать в обсуждении нравственных проблем, поднимаемых автором.

Анализировать текст устно и письменно. Писать сочинение на литературную тему.

М. Ю. Лермонтов. «Поэт», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Смерть поэта». (3 ч)

Лирический герой. Основной пафос лирики поэта. Стихотворный размер.

«Поэт». Тема судьбы поколения, роли поэта и назначения поэзии в жизни общества. Неприятие поэтом светского общества. Глубина чувств, трагическое ощущение судьбы поэта в современном обществе.

«Когда волнуется желтеющая нива...». Философская проблематика стихотворения.

«Смерть поэта». Лирическое выражение великой всенародной скорби. Боль утраты, проблема вины. Стиль, изобразительно-выразительные средства, отвечающие основной цели произведения.

Читать выразительно поэтический текст. Учить 1—2 стихотворения наизусть. Выявлять языковые средства художественной выразительности.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова». (3 ч)

Фольклорные мотивы в поэме. Эпическая основа жизненной позиции каждого из главных героев произведения. Художественное совершенство ритмико-интонационной структуры поэмы в соотнесении с поэтическими образами.

Составлять сюжетно-композиционный план произведения.

Сопоставлять образы персонажей.

Читать выразительно и анализировать поэтический текст.

Знать исторический контекст.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (в сокращении). (5 ч)

Особенности гоголевского реализма. Жанр исторической повести. Деталь в прозаическом произведении. Принцип контраста в повести. Эпический характер произведения, исторические события, положенные в основу повести. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Атмосфера высокой героики, ощущение полноты и насыщенности жизни, размах, широта души казаков. Тарас и его сподвижники. Черты былинных героев в образах казаков. Высокий патриотический пафос произведения. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

Читать повесть.

Пересказывать выборочно ее отдельные фрагменты.

Анализировать образы персонажей.

Описывать портреты героев.

Характеризовать героя.

Сопоставлять образы персонажей.

Составлять сюжетно-композиционный план повести.

Пересказывать фрагмент.

Обсуждать нравственные проблемы, поднятые в произведении.

Работать с иллюстрацией.

Писать сочинение на литературную тему.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (Глава «Первая весна в деревне»). (2 ч)

Поэтическое восприятие героем радостной картины преображающейся природы. Эмоциональная восприимчивость героя к картинам пробуждающейся природы. Поэтическое изображение тончайших оттенков этого восприятия. Духовное взросление маленького героя. Острое переживание социальной несправедливости, уважительное отношение к труду. Язык художественного произведения. Повествование от первого лица. Внутренний монолог. Произведения родной литературы о природе родного края.

Читать и пересказывать фрагмент.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Характеризовать образ персонажа.

Сопоставлять с произведениями родной литературы о природе родного края.

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». (3 ч)

Сюжет и композиция. Фольклорные мотивы в авторском тексте. Изображение красоты, поэзии и тягот крестьянского труда и быта. Образ русской женщины, идея страдания и терпения. Тема смерти в поэме. Простое и мудрое отношение к смерти у русского крестьянства Фольклорные мотивы в произведении.

Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Характеризовать образ главной героини.

Читать выразительно фрагменты поэмы.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга». (2 ч)

Своеобразие жанра политической сказки. Противопоставление образов мужичка и Коняги образам Пустоплясов. Боль за судьбу замученного русского народа. Сатирическое изображение в образе Пустоплясов высших слоев общества. Грозный и величественный образ «земли», «поля» как аллегория не разбуженных до поры до времени огромных невостребованных сил народа. Эзопов язык.

Читать и пересказывать текст.

Определять тему и идею сказки, выявлять элементы сюжета.

Сопоставлять образы мужика и генералов, Коняги и Пустопляса, давать сравнительную характеристику.

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». (2 ч)

Своеобразие жанра рождественского рассказа. Тема страданий обездоленного невинного ребенка. Изображение острого контраста богатства и бедности, человеческого равнодушия. Переосмысление писателем традиционного финала рождественского рассказа. Неожиданность финала. Решение проблем социального неравенства в духе христианской традиции.

Читать и пересказывать текст.

Определять тематику и проблематику рассказа.

Обсуждать нравственные проблемы, поставленные писателем в произведении.

Осмысливать художественное своеобразие рассказа.

Н. С. Лесков. «Кадетский монастырь» (в сокращении). (3 ч)

Основа рассказа — достоверные события из жизни Первого кадетского корпуса. Черты праведников в героях рассказа. Воспитание в подростках чувства чести и благородства, товарищества и любви к отчизне.

Пересказывать текст выборочно и сжато.

Характеризовать образ персонажа.

Составлять сюжетный план.

Участвовать в обсуждении нравственных проблем.

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (глава V «Старший брат»). (2 ч)

Жанр автобиографической повести. Изображение «работы души», процесса духовного становления ребенка. Образы Николеньки и Володи, внешняя и внутренняя причина их ссоры. Психологизм повести. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей. Нравственные ценности, утверждаемые писателем. Автобиографические произведения о становлении личности ребенка в родной литературе.

Читать и пересказывать текст.

Характеризовать образ персонажа.

Обсуждать нравственные проблемы, поднимаемые автором.

Понимать художественное своеобразие произведения.

Сопоставлять с произведениями родной литературы о детстве и детях.

Литература XX века (17 ч)

В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». (4 ч)

Сюжет и композиция. Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Портрет. Проблема счастья в произведении. Повесть Короленко — гимн человеку-победителю. Прославление бескорыстной дружбы и чистой любви. Образы Петра и Эвелины. Мудрость Максима, его роль в становлении личности Петра. Утверждение вечных нравственных ценностей: любви, дружбы, преданности, самоотверженности. Роль искусства в жизни человека.

Читать и анализировать текст.

Характеризовать героев произведения.

Пересказывать текст (подробно, кратко, выборочно) с использованием образных средств языка и цитат из текста.

М. Горький. «Детство». «В людях» (отдельные главы). (3 ч)

Автобиографический характер повестей. Столкновение двух миров в душе Алеши: реального — жестокого и несправедливого, и вымышленного, заключенного в книгах, — светлого и радостного. Противостояние мальчика злу и несправедливости. Нравственное становление героя. Образы Акулины Ивановны и Цыганка: доброта, поэтичность натуры, стойкость. Роль эпитетов и сравнений в описании героев. Произведения автобиографического жанра о духовном становлении ребенка в родной литературе.

Читать и пересказывать текст.

Выразительно читать отдельные фрагменты произведения.

Характеризовать главных героев произведения.

Выявлять средства художественной выразительности, используемые автором для описания своих героев.

Сопоставлять произведения Горького с произведениями автобиографического жанра родной литературы о духовном становлении ребенка.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». (1 ч)

Особое решение темы поэта и поэзии в стихотворении. Реальное и фантастическое в сюжете произведений. Лирический герой и средства создания его образа: метафора, гипербола, ритм, словотворчество. Смысл основной метафоры произведения. Влияние поэзии Маяковского на родную литературу учащихся.

Читать выразительно стихотворение.

Выявлять и анализировать художественные средства создания образа лирического героя.

С. А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Песнь о собаке», «Шел Господь пытать людей в любови...», «Низкий дом с голубыми ставнями». (3 ч)

«Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Гой ты, Русь, моя родная...». Сложное сплетение в творчестве поэта темы любви к Родине, женщине, природе.

«Песнь о собаке». Ответственность человека за все живое на земле.

«Шел Господь пытать людей в любови...». Глубокий гуманистический пафос стихотворения. Евангельские мотивы незаметной, непоказной любви к ближнему, сострадания и милосердия. Влияние фольклорных традиций и христианской образности.

Низкий дом с голубыми ставнями...». Острое чувство любви поэта к родному краю. Неброские картины родной природы.

Читать выразительно стихотворения. Выучить 1—2 стихотворения наизусть. Характеризовать лирического героя стихотворений. Сопоставлять стихотворения Есенина со стихотворениями родной литературы о природе.

А. А. Ахматова. «Смуглый отрок...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Родная земля», «Лотова жена». (4 ч)

Образно-эмоциональный строй ахматовской лирики. Психологическая деталь. Стихотворный размер.

«Смуглый отрок...». Мысль об особом даре великого поэта, способного оказать влияние на судьбу России. Особая выразительность стиха, звукопись в поэзии Ахматовой.

«Не с теми я, кто бросил землю...». Глубокое внутреннее чувство любви к родине, чуждое любому внешнему, показному проявлению. Неприятие эмиграции.

«Мужество». Тема родины, с пронзительной силой звучащая в стихах военных лет. Глубокая убежденность в победе, недопустимость мысли о том, чтобы покориться врагу. Сила и мужество лирического героя. Сохранение русской речи как символа непобедимости и величия русского народа.

«Родная земля». Отношение к родной земле как к святыне. Многозначность слова-образа «земля» в стихотворении. Своеобразие размера стихотворения.

«Лотова жена» (из цикла «Библейские стихи»). Своеобразное осмысление библейского мотива о неотвратимости и справедливости наказания за ослушание Богу. Поэтическое оправдание этого поступка.

Читать выразительно и анализировать стихотворения.

Выучить 1—2 стихотворения наизусть.

Выявлять художественное своеобразие лирики поэта: особая выразительность стиха, звукопись, своеобразие стихотворного размера стихотворений.

Обсуждать духовно-нравственную проблематику стихотворений.

В. Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши» (в сокращении). (2 ч)

Становление личности подростка: пробуждение первого робкого чувства любви, осознание того, что в мире есть зло, с которым надо бороться. Контрастное сопоставление образов юных героев.

Читать произведение и комментировать его основные эпизоды.

Составлять план произведения (выборочный, развернутый).

Характеризовать главных героев произведения.

Литература народов России (2 ч)

Д. Кугультинов. «Книгоград», «Я помню прошлое...». (2 ч)

Гуманизм, мудрость и афористичность стихотворений. Тонкий лиризм.

Нравственные ценности, утверждаемые поэтом. Мысль о духовной близости людей независимо от их национальности.

Изобразительно-выразительные средства, помогающие поэту выразить свою нравственную позицию.

Читать выразительно и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя.

Выявлять специфику художественной структуры произведений поэта.

Участвовать в обсуждении нравственных проблем, поднимаемых автором.

Зарубежная литература (7 ч)

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). (2 ч)

Философский роман.

Образ главного героя, стремление Дон Кихота к возрождению золотого века. Столкновение высоких идеалов и реальной действительности.

Анализировать фрагмент эпического произведения. Пересказывать художественный текст. Определять современное звучание произведения.

Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). (2 ч)

Классическая комедия нравов. Комедийный конфликт. Проблема подлинной и мнимой культуры. Образ Журдена. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Монолог и диалог в комедии.

Читать фрагменты комедии по ролям. Характеризовать главных героев произведения.

Выявлять особенности сатиры и юмора у Мольера.

Ф. Шиллер. «Перчатка». (1 ч)

Своеобразие жанра баллады. Романтический пафос баллады. Идея чести и человеческого достоинства. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

Выразительно читать новеллу.

Выучить ее наизусть.

Выявлять нравственную проблематику произведения.

Выделять особенности сюжета, средства художественной выразительности.

Р. Брэдбери. «Все лето в один день». (2 ч)

Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Конфликт мечты и реальности. Сюжет как цепь внутренних переживаний героев. Драматические, психологические и нравственные проблемы в рассказе.

Пересказывать и анализировать художественный текст.

Выявлять особенности сюжета.

Участвовать в обсуждении нравственных проблем.

8 класс (70 ч)

62 ч — 2 ч в неделю

8 ч — резервное время

Темы, входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Древнерусская литература (3 ч)

Сказание о Борисе и Глебе (фрагмент). (1 ч)

Христианские мотивы смирения и жертвенности. Безропотное приятие насилия, смерти.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Анализировать текст с позиций жанра.

Отвечать на вопросы по прочитанному.

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). (1 ч)

Повествование о великом подвижнике земли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине.

Поучение Владимира Мономаха (фрагменты). (1 ч)

Высокий нравственный пафос и христианские ценности в «Поучении...».

Литература XIX века (23 ч)

А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...», «Анчар», «К Чаадаеву», «К морю», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». (2 ч)

Разнообразие мотивов лирики поэта: политическая, философская лирика, стихи о любви и дружбе, тема поэта и поэзии, природа в понимании и изображении Пушкина. Особенности пушкинского гуманизма, мотив милосердия в его творчестве. Простота и лаконизм пушкинского стиля. Лирика Пушкина в переводах на родной язык учащихся.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной выразительности.

Учить наизусть отдельные лирические стихотворения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

«Цыганы». (2 ч)

Особенности конфликта: столкновение современного человека, носителя европейской цивилизации с миром «дикой вольности» детей природы. Романтический колорит, интерес поэта к экзотике цыганской жизни. Черты романтического героя в образе Алеко. Реалистический элемент в поэме.

Выразительно читать фрагменты поэмы.

Анализировать особенности конфликта и характеры героев.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Выявлять средства художественной изобразительности.

«Капитанская дочка». (6 ч)

Проблемы судьбы, истории, взаимоотношений народа и дворянства. Изображение «русского бунта». Пугачев — историческое лицо и Пугачев Пушкина. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества. Богатство и разнообразие изображения народных характеров.

Характеризовать сюжет романа, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Анализировать особенности конфликта и характеры героев.

Сопоставлять образы персонажей.

Выявлять авторскую позицию.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Анализировать эпиграфы к главам романа.

Раскрывать смысл названия произведения.

Составлять план по заданной теме, в том числе цитатный.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Пересказывать фрагменты романа, в том числе по плану.

Писать сочинение по одной из предложенных тем.

М. Ю. Лермонтов. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно...», «Нет не тебя так пылко я люблю...», «Мой демон», «Ангел». (2 ч)

Основные мотивы и темы лирики: одиночество, свобода и воля, борьба, неприятие светского общества, поэт и поэзия, жажда любви и гармонии в природе и человеческой жизни. Земное и небесное у Лермонтова.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной изобразительности.

«Мцыри». (3 ч)

Конфликт человека с окружающим его миром природы, социальной средой. Обращение поэта к кавказскому колориту. Черты романтизма в поэме, особенности ее языка и стиля.

Выразительно читать фрагменты поэмы.

Анализировать особенности конфликта и характер романтического героя поэмы.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Выявлять средства художественной выразительности.

Н. В. Гоголь

«Ревизор». (3 ч)

Разоблачение нравственных пороков русского чиновничества в комедии. Образ Хлестакова как художественное открытие Гоголя. Обобщающий смысл образа города. Многозначность финала. Значение драматургии Гоголя для становления и развития драматургии в родной литературе.

Анализировать особенности конфликта, проблематику и систему образов комедии.

Характеризовать и сопоставлять персонажей пьесы.

Выявлять приемы комического.

Сопоставлять текст пьесы и его сценическое воплощение, делать инсценировки.

Выразительно читать фрагменты комедии, в том числе по ролям.

Писать сочинение по одной из предложенных тем.

«Шинель». (2 ч)

Социальная проблематика повести, ее нравственно-этический пафос. Сочетание реального и фантастического — художественная роль детали. Образ «маленького человека» в русской и родной литературе. Особенности фантастического у Гоголя.

Читать повесть и пересказывать ее основные эпизоды.

Анализировать проблематику и выявлять авторское отношение к персонажам.

Определять роль детали и фантастического элемента в произведении.

Интерпретировать финал повести.

Н. С. Лесков. «На краю света». (3 ч)

Неоднозначное решение проблемы христианизации языческого населения Сибири. Жизнь, обычаи и традиции местных жителей. Образ Кириака. Отношение местного населения к Иисусу Христу. Желание креститься в «Кириакова Бога». Образ рассказчика. Своеобразие композиции.

Анализировать особенности композиции, конфликта и характеры героев.

Выявлять авторскую позицию.

Характеризовать образ рассказчика.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в произведении.

Литература XX века (29 ч)

В. Г. Короленко. «Последний луч». (2 ч)

Произведение из цикла рассказов писателя, посвященных жизни народов Сибири. Поиски писателем ответа на загадку характера русского человека. Русские ссыльные в Якутии. Неразгаданные легенды Сибири. Тема второй родины.

Читать рассказ и пересказывать его основные эпизоды.

Анализировать проблематику и выявлять авторское отношение к персонажам.

Определять средства художественной выразительности.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». (2 ч)

Рассказ о жизни великого «созерцателя и делателя» России, воплотившего в себе народный характер и идеал русской государственности. Духовная сила Сергия — прародителя «учительных старцев». Историческое значение духовного подвига Сергия для русского государства.

Читать и комментировать текст.

Определять тематику и идейное содержание.

Выражать собственное отношение к нравственным проблемам, поставленным в произведении.

Сопоставлять образ Сергея Радонежского, нарисованного писателем и в житии.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

И. С. Шмелев. «Лето Господне; праздники — радости — скорби» (глава «Пасха»). (2 ч)

Изображение быта, обрядов, народного уклада жизни дореволюционной России. Соединение бытовой и обрядовой сторон русской жизни. Эпически спокойный тон повествования.

Читать и комментировать текст.

Определять тематику и идейное содержание предложенной главы.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

М. Горький. «Челкаш». (3 ч)

Романтический колорит рассказа. Антитеза Челкаш — Гаврила. Понимание ими категории свободы. Многогранность характера Челкаша. Образ мира в рассказе. Образ рассказчика.

Определять тему и идею рассказа.

Характеризовать особенности сюжета и композиции произведения.

Сопоставлять образы персонажей.

Характеризовать образ рассказчика.

Выявлять средства художественной изобразительности.

А. А. Блок. «Девушка пела в церковном хоре...», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Россия». (2 ч)

Блок и символизм. Трагическое ощущение невозможности осуществления мечты. Несоответствие идеального женского образа, созданного в воображении лирического героя, реальности жизни. Мотив любви к родине, помогающий преодолеть ощущение безысходности жизни. Метафорический образ России в стихотворении и ее реальные приметы. Использование оксюморона для более яркого раскрытия образа России.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной изобразительности.

Анализировать ритмико-интонационный строй стихотворения.

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». (6 ч)

Проблема сохранения традиций культуры и духовности. Губительность противоестественного вмешательства людей в законы природы и общества. Ответственность ученых за свои открытия. Роль наследственного и социального в человеке. Реальность и фантастика у Булгакова. Трагическое и комическое в повести.

Читать и анализировать основные эпизоды повести.

Составлять сюжетно-композиционный план.

Отвечать на проблемные вопросы.

Выявлять идейное содержание повести и авторскую позицию.

М. И. Цветаева. «Красною кистью...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Москве». (2 ч)

Чувство причастности ко всеобщему бытию, обращение к русской природе как к национальной символике. Вера поэта в торжество истинной поэзии. Обращение к Москве как к хранительнице русской истории, как к символу России. Своеобразие ритма и интонации, использование нестандартных художественных образов.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной изобразительности.

Анализировать ритмико-интонационный строй стихотворения.

Б. Л. Пастернак. «Снег идет», «Заморозки», «Быть знаменитым некрасиво...». (2 ч)

Изображение природы в стихотворениях поэта. Осознание естественного хода человеческой жизни и ее включенности в ход мироздания. Мысль о необходимости прожить жизнь достойно, творя ее как произведение искусства. Художественное своеобразие лирики Пастернака. Использование поэтом оригинальных, необычных тропов.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной изобразительности.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

А. Т. Твардовский.

«Рассказ танкиста». (1 ч)

Жизненная основа стихотворения. Образ маленького героя. Тема войны и детства. Художественное своеобразие стихотворения.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать маленького героя стихотворения.

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок». (2 ч)

История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.

Выразительно читать главы поэмы.

Анализировать особенности композиции и характер главного героя поэмы.

Определять авторскую позицию.

Выявлять средства художественной выразительности.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». (3 ч)

Судьба человеческой личности на широком фоне исторических событий. Героическое и трагическое в рассказе, жизнеутверждающее начало, преодоление трагизма. Роль пейзажа в рассказе. Сопоставление рассказа Шолохова с тематически близкими произведениями родной литературы.

Читать рассказ, комментировать его основные эпизоды.

Характеризовать главного героя рассказа.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Сопоставление рассказа Шолохова с тематически близкими произведениями родной литературы.

В. Г. Распутин. «Уроки французского». (2 ч)

Нравственная проблематика рассказа. Духовная память человека как нравственная ценность. Образ учительницы, ее чуткость, глубокое понимание ею легко ранимой души подростка. Чувство собственного достоинства юного героя.

Читать и обсуждать нравственную проблематику рассказа.

Выявлять особенности авторского повествования.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Литература народов России (3 ч)

М. Карим. Стихотворения из сборника «Европа — Азия». (2 ч)

«Бессмертный» («Ульмесбай»). (1 ч)

Воспевание дружбы между народами.

Гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм.

Героический пафос поэмы. Ее фольклорная основа. Близость Ульмесбая образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Читать выразительно и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя.

Сопоставлять героя поэмы Ульмесбая с Василием Теркиным.

Определять особенности авторской позиции.

Выявлять средства художественной выразительности и национальный колорит.

Зарубежная литература (4 ч)

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (Ад, V Песнь, фрагмент). (2 ч)

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения, любви и верности. История Паоло и Франчески.

Читать и анализировать фрагменты поэмы.

Определять особенности авторской позиции.

Записывать крылатые изречения и цитаты.

У. Шекспир

«Гамлет» (сцены). (1 ч)

Философская глубина трагедии. Противопоставление героя-мыслителя и его времени. Гамлет как трагический герой и «вечный образ» мировой литературы.

Анализировать особенности конфликта и проблематику трагедии.

Характеризовать Гамлета как трагического героя и «вечный образ» мировой литературы.

Выразительно читать фрагменты трагедии, в том числе по ролям.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Выучить наизусть сонет № 130 Шекспира.

Выявлять средства художественной выразительности.

«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж...» (сонет № 66), «Ее глаза на звезды непохожи...» (сонет № 130). (1 ч)

Тематика сонетов Шекспира, их художественное своеобразие. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Примерные темы, входящие в данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Древнерусская литература (3/2 ч)

«Слово о полку Игореве».

Древнейший памятник русского искусства, образец художественного произведения Руси XII в.

История открытия и историческая основа «Слова». Личность предполагаемого автора. Патриотизм «Слова...». Элементы язычества и христианства в произведении. Художественный мир «Слова...»: близость к народной поэзии, к народному эпосу. Значение «Слова...» для своего времени и для последующих поколений. «Слово...» и героический эпос других народов России.

Воспринимать на слух лекцию учителя.

Задавать вопросы по прослушанному материалу.

Формулировать понятие об эпическом.

Литература XVIII века (8/5 ч)

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». (3/2 ч)

Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещения в комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерство драматурга в изображении различных типов русского национального характера.

Воспринимать на слух лекцию учителя. Конспектировать лекцию учителя.

Г. Р. Державин. «Памятник». (2/1 ч)

Тема назначения поэта в лирике Державина. Традиции и новаторство поэта в жанре оды. Патриотическая тема в лирике.

Выразительно читать стихотворение Державина.

Формулировать понятие о лирическом.

Готовить историко-культурный комментарий к стихотворению.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». (3/2 ч)

Н. М. Карамзин — историк, писатель, реформатор русского языка. Карамзин как представитель сентиментализма. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.

Выразительно читать фрагменты повести. Характеризовать особенности раннего романтического творчества писателя. Отвечать на вопросы по тексту произведения. Создавать сравнительную характеристику героев, выражать свое отношение к ним. Характеризовать образ рассказчика. Раскрывать новую концепцию человека в произведения сентиментализма.

Литература XIX века (70/42 ч)

В. А. Жуковский. «Светлана», «Невыразимое». (3/2 ч)

Баллада как лироэпический жанр.

Фольклорная основа баллады, ее нравственный пафос. Воплощение народного духа.

Романтизм поэзии Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта. Тема поэта и поэзии, размышления о возможностях слова, словесного искусства.

Воспринимать на слух лекцию учителя. Задавать вопросы по прослушанному материалу.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». (7/4 ч)

Очерк жизни и творчества.

Нравственные принципы и жизненные идеалы фамусовской среды. Традиции и новаторство в комедии. Особенности конфликта. Своеобразие жанра.

Народность, меткость, афористичность языка. Постановки «Горя от ума» на сцене, в том числе на сценах национальных театров.

Выразительно читать фрагменты комедии, учить их наизусть.

Характеризовать образы героев комедии.

Выявлять в комедии ключевые сцены, эпизоды, характеризовать образы и приемы изображения человека. Сопоставлять их с темами, образами произведений родной литературы.

А. С. Пушкин. «Пророк», «Подражание Корану» (IX), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...». (8/5 ч)

Очерк жизни и творчества.

«Пророк». Художественное изображение процесса превращения смертного грешного человека в пророка, постигающего таинства мироздания, владеющего даром слова и призванного вести за собой людей.

«Подражания Корану», (IX). Стихотворение как литературная обработка религиозного текста. Общечеловеческое в притче. Сопоставление текста Пушкина с оригиналом. Мысль о разумном устройстве мироздания, о величии и всемогуществе Творца, о необходимости веры для человека. Мысль о возможности духовного возрождения, возможности спасения в безвыходной ситуации. Образы времени и пространства в стихотворении. Жанр философской притчи в литературе.

«Я вас любил: любовь еще, быть может...». Любовь как проявление лучших сторон натуры человека. Утверждение пушкинского идеала любви как способности подняться над ревностью и местью. Мелодичность стихотворения.

«Бесы». Поэтическое изображение вьюги, тревожного чувства, рождаемого ею в душе путника, застигнутого в степи разгулявшейся стихией. Смысл символического мотива потери пути.

«Два чувства дивно близки нам...». Патриотический пафос стихотворения. Глубокое религиозное обоснование чувства любви к родине, понимаемого как высшее, святое чувство. Единство идеи «самостояния» человека и его причастности к родной истории и культуре.

Формулировать вопросы по тексту прочитанного.

Давать устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной изобразительности.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Характеризовать героев повести.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.

«Моцарт и Сальери». (7/3 ч)

Цикл «маленьких трагедий», пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии.

«Евгений Онегин». (15/11 ч)

Нравственные и социальные проблемы романа. Особенности жанра, сюжета, образной системы и композиции.

«Евгений Онегин» как «свободный роман» и как «роман в стихах», «онегинская строфа». Влияние творчества Пушкина на развитие национальных литератур.

Образ Онегина в романе. Душевная черствость, эгоизм и опустошенность героя-индивидуалиста.

Татьяна — «милый идеал» Пушкина, поэтичность ее натуры, близость народной стихии, верность долгу. Нравственная проблематика романа. Основные сюжетные линии. Тип «лишнего человека» в русской литературе.

Творчество Пушкина в оценке Белинского. Влияние творчества Пушкина на развитие родной литературы.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Дума», «Родина», «Пророк» (8/4 ч)

Очерк жизни и творчества.

«Три пальмы». Сюжет и жанр стихотворения. Дальнейшее развитие понятия о балладе. Притчеобразный характер поэтического повествования: философские и религиозные мотивы в произведении. Перекличка с «Подражанием Корану» (IX) Пушкина. Сопоставление обоих произведений. Продолжение Лермонтовым пушкинской традиции уважительного отношения к религии и культуре других народов.

«Дума». Протест против духовного бессилия и инертности современников. Исповедальный характер стихотворения. Объединение сатирического и элегического пафоса. Авторская позиция, лирический герой стихотворения.

«Родина». Отражение в лирических образах произведения основной его мысли: любовь к народной России — проявление истинного патриотизма ее сына, ее певца. Черты реализма. Художественное совершенство стихотворения.

«Пророк». Художественное развитие и новый поворот традиционной темы — судьба пророка: высокая миссия поэта и его униженное положение в обществе. Переклички со стихотворением Пушкина.

Раскрывать своеобразие стилистики Лермонтова, ее отличие от пушкинской.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной выразительности.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Характеризовать героя романа «Герой нашего времени».

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.

Писать сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные и кинематографические версии.

«Герой нашего времени». (12/11 ч)

История создания романа. Его жанровое своеобразие. Социальная, психологическая и нравственная проблематика романа. Образ Печорина, его соотнесенность с образами других героев. Развитие образа Печорина в романе. Противоречивая сущность характера героя. Самораскрытие героя. Особенности композиции романа. Изображение «водяного общества». Философский смысл романа. Тема любви и дружбы. Женские образы и их роль в раскрытии образа главного героя. Черты романтизма и реализма в романе. Традиции и обычаи народов Кавказа в романе. Влияние творчества Лермонтова на родную литературу учащихся.

Н. В. Гоголь. «Мертвые души». (11/6 ч)

Очерк жизни и творчества.

История создания и публикации поэмы. Особенности жанра, композиции.

Сатирическое, эпическое и лирическое начала в поэме. Образ автора, его роль в поэме. Лирические отступления, их идейно-художественный смысл. Образы помещиков. Образы чиновников. Образ накопителя Чичикова. Образ дороги и его символический смысл. Своеобразие сатиры. Патриотическая тема в поэме. Традиции гоголевской сатиры в родной литературе.

Характеризовать проблематику, конфликт и образы.

Объяснять понятия юмора и сатиры.

Выявлять приемы комического.

Писать сочинение по одной из предложенных тем.

Читать поэму и пересказывать ее основные эпизоды.

Анализировать проблематику и выявлять авторское отношение к персонажам.

Определять роль детали и фантастического элемента в произведении.

Интерпретировать финал поэмы.

Выявлять авторскую позицию, находить лирические отступления.

Характеризовать природу эпического и лирического.

Литература XX века (6/5 ч)

А. И. Солженицын. «Матренин двор», «Как жаль». (4/4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Матренин двор». Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт человека-праведника, носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития русской прозы второй половины XX в.

«Как жаль». Изображение трагической судьбы человека, переживающего последствия репрессий. Своеобразие композиции. Образ рассказчика.

Пересказывать произведение, определять его основную мысль, тематику и нравственный пафос. Формулировать вопросы по тексту прочитанного. Давать устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования.

Подбирать цитаты из прочитанного текстов по заданной теме. Характеризовать героев рассказов. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Межнациональные отношения народов России в литературе XX века (5/5 ч)

А. И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая» (в сокращении). (2/2 ч)

Рассказ о писателе.

Трагедия народов России в годы тоталитаризма. Искреннее желание писателя понять людей другой культуры, других обычаев. Общность судеб русских переселенцев и согнанных со своих земель чеченцев. Неоднозначность позиции писателя в оценке причин событий, происходивших на Кавказе в годы Великой Отечественной войны. Мотив общности людей, всечеловеческого братства, милосердия и прощения. Мотив сохранения памяти как необходимого условия сохранения национального самосознания.

Пересказать повесть.

Написать мини-сочинение на тему «Судьба личности и судьба народа».

Определять тематику и нравственный пафос повести. Находить аналогичные образы в произведениях писателей — представителей родной литературы учащихся.

К. Кулиев. «И я, бывало, покидал свой дом...», «Любовь остается». (1/1 ч)

«И я, бывало, покидал свой дом...» Тема пронзительной любви к родной земле как истоку любви ко всей земле, ко всему миру. Размышления о судьбе своего многострадального народа.

«Любовь остается». Тема любви, которая сильнее всех несчастий и войн.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Характеризовать лирического героя стихотворения.

Выявлять средства художественной выразительности.

Р. Гамзатов. «Мой Дагестан», «Люблю тебя, мой маленький народ...», «В горах джигиты ссорились, бывало...». (2/2 ч)

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Соотношение этнического и общероссийского в лирике поэта. Горские обычаи и традиции. Образ лирического героя. Слияние в его душе любви к малой и большой родине. Жанр восьмистишия. Перевод горского обычая в глобальный всемирный план.

Выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Зарубежная литература (4/4 ч)

И. В. Гёте. Фауст. (2/2 ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве.

«Фаст». Крупнейшее произведение Гёте, его жанровая многоплановость и философская глубина. Идеи Просвещения в трагедии. Многомерность Фауста, обретение им «конечной мудрости». Роль Мефистофеля в исканиях Фауста. Особенности художественной ткани трагедии: реалистичность изображения и его условность.

«Фауст» Гёте как одно из вершинных явлений мировой культуры.

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Отвечать на вопросы по тексту. Пересказывать текст, выделяя его главную идею. Характеризовать сюжет и композицию трагедии (1-я часть), систему художественных образов.

Характеризовать особенности драматургического, эпического и лирического произведения. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературе. Распознавать иронию в речи героев, выявлять парадоксальные ситуации. Находить «вечные темы», выявлять европейскую мифологическую и литературную традиции. Характеризовать героя, жаждущего познания, убежденного в силе и великом достоинстве человека.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна...». (2/2 ч)

Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.

Выразительно читать стихотворение.

Характеризовать позицию лирического героя.

Учить наизусть стихотворение. Определять основные мотивы и настроения стихотворения. Сопоставлять мотивы и настроения стихотворения Байрона с мотивами стихотворений русской и родной литературы того же периода. Выявлять специфику романтизма. Давать определение понятия «романтический герой».

Рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.

В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы. Данный документ не предполагает исчерпывающее описание библиотечного фонда школы по предмету литература. В качестве примера дается минимальный перечень произведений, необходимых для изучения литературы при реализации программ основного общего образования.

Русский фольклор: народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, былины.

Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров.

Литература XVIII века: поэзия Г. Р. Державина, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Литература XIX века: басни И. А. Крылова; лирика В. А. Жуковского; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова; повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя; «Записки охотника», «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева; лирика Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета; сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, рассказы «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

Литература XX века: произведения М. Горького, И. С. Шмелева, А. И. Куприна, А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, А. П. Платонова, А. С. Грина; поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского; рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова; повесть «Собачье сердце» М. А. Булгакова; рассказы В. М. Шукшина; рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына.

Литература народов России: произведения Г. Тукая, М. Карима, Р. Гамзатова, К. Кулиева.

Зарубежная литература. «Одиссея» Гомера; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса; сонеты и трагедия «Гамлет» У. Шекспира; комедия «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера; «Фауст» И. В. Гёте; произведения Дж. Г. Байрона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери; рассказ «Все лето в один день» Р. Брэдбери.

В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня, рекомендованных (допущенных) Министерством; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.

В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.

Привлечение разнообразных наглядных средств обучения позволит активизировать учебный процесс. Особенно это важно при знакомстве учащихся с биографией писателя, изучении художественных произведений в широком историко-литературном контексте, включении разнообразных межпредметных связей.

Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

В процессе изучения литературы необходимо использовать фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и т. д.). Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. Альбомы раздаточного изобразительного материала могут использоваться при построении межпредметных связей (соотнесении художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры).

Следует также использовать настенные таблицы, представляющие в структурированном виде термины и понятия, на которые опирается курс литературы. Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Современный урок по литературе должен опираться на использование компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения. Они ориентированы на организацию деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

Предлагаемые рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на ступени основного общего образования. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т. п.).

Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Слайды (диапозитивы) по литературе, видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя. Видеофильмы по основным разделам курса литературы могут быть в цифровом (компьютерном) виде.

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.

Технические средства, необходимые в кабинете литературы:

$k Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи DVD, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в интернет, оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками, с пакетом прикладных программ: текстовых, графических и презентационных.

$k Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).

$k Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в интернет).

$k Сканер.

$k Принтер лазерный.

$k Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).

$k Диапроектор.

$k Графопроектор.

$k Экран на штативе или навесной (мин. размеры 1,25 @x 1,25).

$k Видеоплейер, DVD-плейер (видеомагнитофон).

$k Телевизор (диагональ не менее 72 см).

$k Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).

Рекомендуемые информационные ресурсы в сети интернет

Универсальная энциклопедия «Википедия».

Энциклопедия «Кругосвет».

Энциклопедия «Рубрикон».

Электронные словари.

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Мифологическая энциклопедия.

Объекты образовательных экскурсий

Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники. Посещение школьниками мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей, становится заметным фактом их личной биографии, сближает с писателями, обеспечивает личностно-переживаемое чувство узнавания при чтении материалов о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений классиков русской литературы и литераторов-земляков. Конечно же, более сильное впечатление на школьников производит личное участие в экскурсионной группе или индивидуальное посещение музея, но возможна и заочная экскурсия, проведенная учителем по аудиовизуальным и печатным изобразительным материалам, издаваемым крупными музеями, а также посещение официального сайта музея.

Традиционно образовательные литературные экскурсии проводятся в музеях, посвященных жизни и творчеству писателей-классиков, чье творчество изучается на уроках литературы:

М. В. Ломоносова (Историко-мемориальный музей, с. Ломоносово Холмогорского р-на Архангельской обл.; музей в Петербурге);

Г. Р. Державина (музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени в Петербурге);

А. С. Грибоедова (историко-культурный и природный заповедник «Хмелита», Смоленская обл.);

А. С. Пушкина (Государственный музей, Москва; Музей-квартира на Арбате, Москва; Музей-квартира на Мойке, Петербург; Историко-литературный музей-заповедник, с. Большие Вяземы Одинцовского р-на Московской обл.; мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Михайловское», с. Михайловское Псковской обл.; литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Болдино», с. Большое Болдино Нижегородской обл.; Музей-дача, литературно-мемориальный музей, г. Пушкин (Царское Село); музей «Лицей», г. Пушкин (Царское Село); музей А. С. Пушкина в г. Торжок и с. Берново Тверской обл. и др.);

Е. А. Баратынского (Музей, Казань; историко-культурный и природно-ландшафтный музей «Мураново»);

В. Г. Белинского (Музей-усадьба, г. Белинский Пензенской обл.);

М. Ю. Лермонтова (Дом-музей, Москва; Музей-заповедник, г. Пятигорск Ставропольского края; музей-заповедник «Тарханы», с. Лермонтово Белинского р-на Пензенской обл.);

Ф. И. Тютчева (Литературно-мемориальный музей, с. Овстуг Жуковского р-на Брянской обл.; историко-культурный и природно-ландшафтный музей «Мураново»);

А. А. Фета (Мемориальный музей, с. Воробьевка Золотухинского р-на Курской обл.);

Н. А. Некрасова (Мемориальный музей-квартира, Петербург; литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», с. Карабиха Ярославской обл.; дом-музей Н. А. Некрасова «Охотничий домик», г. Чудово-Новгородской обл.);

И. С. Тургенева (мемориальный и природный музей-заповедник «Спасское Лутовиново», с. Спасское-Лутовиново Мценского р-на Орловской обл.; Литературный музей И. С. Тургенева, г. Орел);

А. Н. Островского (Дом-музей, историко-мемориальный и театральный музей, Москва; литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Щелыково», с. Щелыково Костромской обл.);

Ф. М. Достоевского (Музей-квартира, Москва; Литературно-мемориальный музей, Санкт-Петербург; Дом-музей, г. Старая Русса Новгородской обл.);

Н. С. Лескова (Дом-музей, г. Орел);

М. Е. Салтыкова-Щедрина (Музей, г. Тверь; Дом-музей, г. Вятка; Музей, с. Спас-Угол Талдомского р-на Московской обл.);

Л. Н. Толстого (Музей, Москва; музей-усадьба «Хамовники», Москва; музей-усадьба «Ясная Поляна», Щекинский р-н Тульской обл.; Музей, железнодорожная станция Лев Толстой (бывш. Астапово) Липецкой обл.);

А. П. Чехова (Дом-музей, Москва; Литературный музей, музей «Домик Чехова»; Литературно-мемориальный музей-заповедник, с. Мелихово Чеховского р-на Московской обл.; историко-литературный музей «Чехов и Сахалин», г. Александровск-Сахалинский);

И. А. Бунина (Литературно-мемориальный музей, г. Елец; Музей, г. Орел);

М. Горького (Литературный музей, Москва; Мемориальный музей-квартира, Москва; Литературно-мемориальный музей, г. Казань; Литературный музей (филиал — «Домик Каширина»), г. Нижний Новгород);

А. А. Ахматовой («Фонтанный дом» (усадьба Шереметьевых), Санкт-Петербург);

А. А. Блока (историко-литературный и природный музей-заповедник «Шахматово», Солнечногорский р-н Московской обл.; Музей-квартира, Санкт-Петербург);

С. А. Есенина (Музей-заповедник, с. Константиново Рыбновского р-на Рязанской обл.; Мемориальный музей, Москва);

В. В. Маяковского (Музей, Москва);

Б. Л. Пастернака (Дом-музей, пос. Переделкино Одинцовского р-на Московской обл.);

М. И. Цветаевой (Музей-квартира, Москва; мемориальный комплекс М. И. Цветаевой, г. Елабуга, республика Татарстан);

М. А. Шолохова (Музей-заповедник, станица Вешенская Ростовской обл.);

В. М. Шукшина (Историко-мемориальный музей-заповедник, с. Сростки Бийского р-на Алтайского края);

В. П. Астафьева (Красноярский литературный музей им. В. П. Астафьева; Библиотека-музей В. П. Астафьева, с. Овсянка Красноярского края;

Г. Тукая (Музей в Казани);

К. Кулиева (Мемориальный дом-музей в Чегеме, КБР);

Р. Гамзатова (Дом-музей в с. Цада Хунзахсзкого р-на, Дагестан).

Объектами образовательных экскурсий при изучении школьного курса литературы могут стать музеи писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения (П. П. Бажова в г. Екатеринбурге, А. П. Гайдара в Арзамасе, А. С. Грина в г. Кирове и др.), литературные экспозиции местных краеведческих музеев, областные, краевые, городские художественные музеи.

Содержание

Русский язык

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений

5—9 классы

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного курса

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы

Требования к результатам освоения предмета «Русский язык» в основной школе

Содержание курса

5 класс

Тематическое планирование

1 Вариант

2 Вариант

6 класс

Тематическое планирование

1 Вариант

2 Вариант

7 класс

Тематическое планирование

1 Вариант

2 Вариант

8 класс

Тематическое планирование

1 Вариант

2 Вариант

9 класс

Тематическое планирование

1 Вариант

2 Вариант

Рекомендации по материально-техническому оснащению учебного предмета

Рекомендуемые информационные ресурсы в сети интернет

Литература

Рабочая программа для общеобразовательных учреждений

5—9 классы

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Общая характеристика учебного предмета

Требования к результатам изучения предмета «Литература»

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Содержание курса

Тематическое планирование основного содержания курса «Литература. 5—9 классы»

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса

Рекомендуемые информационные ресурсы в сети интернет

Объекты образовательных экскурсий

1 Количество часов носит ориентировочный характер, оно может меняться в зависимости от типа школ, уровня подготовки учащихся и т. д.

2 Материал, помеченный звездочкой (*), усваивается в течение учебного года. Также в течение года формируются умения и навыки аудирования, говорения, чтения и письма.

1 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по русскому языку в 5 а и в 6 Бклассах учитель Черновол Татьяна Геннадьевна

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для 5 – 6 классов основной общеобразовательной школы создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений
  2. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2010-2011 учебный год

    Рабочая программа
    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные
  3. Рабочая программа по русскому языку 6 класс

    Рабочая программа
    • Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 классы / Составитель Л.
  4. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.
  5. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Рабочая программа
    Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Другие похожие документы..