Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В целях реализации Закона города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об...полностью>>
'Программа курса'
Метод временного интегрирования (интеграл Дюамеля). Переходная и импульсная характеристики линейных цепей. Связь временных и частотных характеристик ...полностью>>
'Документ'
Изготовление рекламной продукции в последнее время переживает довольно оригинальный этап развития. В советское время рекламной полиграфии не было пра...полностью>>
'Программа'
Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Об этом много пишется и говорится. Духовное разложение коснулось не только городов, но и ...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ах, если бы очистить еврейскую религию от евреев!..

Из всех людей в мире именно евреи менее всего способны понять его величие. Как они не видят, что ожидаемый ими Машиах уже пришел?! Это он! Разве мир под его десницей не обрел единства, покоя и процветания? Разве по всему Средиземноморью не прекращены грабежи, разбои и пиратство, не утвердилась власть Закона и Права? Разве не пролегли во все концы мира отличные мощеные дороги, разве не стали моря и долы безопасными для торговцев и путешественников? Разве великолепные акведуки не несут в большинство крупных городов хрустально-чистую воду, берегущую население от эпидемий? Разве не прекратились войны, не настали всеобщий мир и благоденствие? Отец, Октавиан Август, законно гордился, что при нем трижды закрывался храм Януса Квирина 3, что прежде случалось лишь раз при Нуме, да еще на несколько дней между Пуническими войнами. А сейчас он закрыт год за годом! Войн нигде не ведется. Разве он не достойнейший сын достойного отца?! Разве он не Машиах?

Машиах Тиберий Клавдий... М-м-м...

Не статуя ему нужна в Храме, нет, не статуя! Он сам хочет войти в этот Храм, именно в этот Храм, единственно в этот Храм. В нем, говорят, есть потайная комната, Давир, Святая Святых, в которой раз в год Бог исполняет самые заветные желания вошедшего. Тиберий хочет попасть в нее. Но сделать это не просто: туда не войти ни тайной, ни силой, ни хитростью.

Силой в нее вошел Антиох Епифан, но его в два кнута высекли там ангелы. Вот и все, чего он добился. Украдкой вошел Помпей: воровато отвернул уголок Завесы, заглянул в Святая Святых и, ничего не тронув, ничего не испросив для себя, выскочил прочь. Что испугало его там?

Нет! Не как насильник-завоеватель, не как вор, не как гость, все равно, званый или незваный; Тиберий желает войти туда как вернувшийся домой долгожданный хозяин. Войти при ликующих воплях народа, машущего пальмовыми ветвями, под гром музыки, в парадной одежде первосвященника...

И это будет часом его величайшего торжества. Достойной наградой за безупречно прожитую жизнь!

И с этого начнется иная, поистине Новая эра человечества...

«Horas non numero nisi serenas?» Нет, «...nisi astras!» В счет идут только звездные часы!

Получив эти полномочия, он передаст их так, как пожелает. Его наследники – как и он, верховные понтифики Рима – должны так же свободно, легко и празднично входить в этот Храм, в его Святая Святых. Уже Калигула, его внук и, возможно, наследник, должен туда так войти. Без всяких проблем. Иначе он, Тиберий, уйдет из этого мира, не все в нем доделав.

Иначе ему придется завещать Калигуле не пост тамошнего первосвященника, а продолжение борьбы за этот пост.

Машиах Тиберий Клавдий...

Греки выговаривают это слово как «мессия». Мессия Тиберий Клавдий... Впрочем, у них есть и свое слово: «сотер». Это значит спаситель. Или «христос» – богом поставленный царь. Тиберий Клавдий Сотер... Звучит неплохо...

Почему бы не включить это слово в титулатуру римских владык? Цезарь Август Машиах? А? Звучит?

Цезарь август Машиах Гай Калигула?..

Нет! Нет, нет, это будет только его заслуга. И если включать в титулатуру, то только в его. Пусть уж Калигула – если я еще решу, что именно он будет наследником – пусть он сам завоевывает себе свои почести, а эту оставит только мне.

Цезарь Тиберий Христос...

Нет, только не это. На латыни получается чепуха: «помазанный маслом...» или даже «напомаженный цезарь Тиберий». Народ засмеет; посыплются эпиграммы, колкости, шутки. Дикий, в сущности народ в Риме; в Греции умнее. Чтобы наделить царским достоинством, у них возливают каплю масла на темечко. Или мажут им лоб. А атлеты в палестрах натираются маслом с ног до головы. Что ж, они тоже цари?

Губы Тиберия морщит кривая улыбка, похожая на гримасу боли. Он припоминает, как Август называл речи Мецената о своем мессианском достоинстве: «напомаженные завитушки» или даже «хрестомутия»xxv. Тиберий тоже почувствовал сомнительность греческого титула.

Но врут греки. Не их это слово, и ни при чем тут их масло. Messis – «урожай», Мессия – «тот, кто делает урожай созревшим, готовым к жатве», ибо

«...раньше

Пусть своим острым серпом никто не коснется колосьев,

Чем, поначалу листвой виски увенчавши дубовой,

Пляской Цереру почтит неискусной и песней священной»xxvi.

Тиберий вспомнил последние амбарвалии, весеннее празднование в честь Вакха и Цереры плодоносящей. Они прошли, как обычно, в роще близ Кампанской дороги, на правом берегу Тибра. На Тиберии, в качестве верховного понтифика возглавившего торжества, блистало белое с золотом облачение; вот он разламывает, делит на ближайших присутствующих пшеничную лепешку. Лепешка – символ Творца, Предвечного Света, сошедшего на землю ради людей, воплотившегося в зерно и отдавшего свою плоть на растерзание мельничным жерновам, а потом ввергнутого в пещь огненную; поэтому на ней – крестообразная насечка, знак божественного Солнца. Часовенку, где весь год хранился инвентарь, украшают снопы пшеничных колосьев и венки из них с солнечным знаком внутри; листья лип шелестят солнечными бликами, роняя на землю ароматные шевелящиеся тени...

...Да, все, что должен был сделать мессия, сделал он, Тиберий. Дело теперь за иудеями. Разумеется, его вступление в Храм должно быть абсолютно законным, легитимным. Их верховный первосвященник должен сам ввести его туда, официально вверить ему титул и полномочия... Как этого добиться? Как утвердить там законного и в то же время нужного Риму – нужного мне – первосвященника?

В Иудее сейчас Валерий Грат. Он меняет тамошних верховных понтификов как повар – блюда на столе. Анан, Исмаил, Элеазар, Симон Канфера... Ни один не оказался на высоте положения! Ни один не проникся в должной мере идеей величия Рима и его императора. Теперь Грат поставил Иосифа, тестя бывшего первосвященника Анана. Говорит – этот подходит!..

Тиберий понимает, что не все так просто. Их первосвященник должен будет как-то объяснить происходящее своим сановникам, жрецам, народу... Разумеется. А народ там трудный, каждый сам себе царь... Но ведь можно сделать это поэтапно. Для начала установить его статую...

Тиберия снова разбирает гнев. Нет храма в империи, в котором бы она не была установлена. Или хотя бы бюст... Кроме этого, единственного!

Первое: он вовсе не собирается обращаться к евреям с какими-либо просьбами. Упаси боже дать понять торговцу, что ты без ума от его товара. Он тут же заломит неслыханную цену... Так и тут. Кроме того, у них есть эти... Как их? Ну да, сикарии, «кинжальщики», ревнители веры. Евреев в Риме много, заговор всегда возможен. Они не затруднятся и убить его, если узнают, чего он хочет, на что осмеливается... Об этом предупреждал Сеян...

Евреи сами должны понять ситуацию и попросить позволения поставить в своем Храме его изваяние. Но посла от них с доброй вестью – евангелием, если выражаться по-гречески – что-то нет и не предвидится...

Сколько может длиться эта игра в молчанку с Храмом? Человек смертен, ему ждать некогда, жизнь его клонится к концу!..

Второе: надо спрятать жемчужину в чашке бобов, то есть скрыть свое желание от не в меру любопытных сенаторов. Тиберию вовсе не хотелось, чтобы его заветные мысли стали темой их язвительных шуток. Был в числе приближенных некий грамматик Селевк, все старался выведать у слуг, какие идеи его интересуют, какие книги он читает... Ну, и где он теперь? Тотчас изгнал его Тиберий из своего общества... Говорят, он уже покончил жизнь самоубийствомxxvii. Что ж, его дело...

Такая-то парочка интересных задач. Но Тиберий придумал, как решить их обе разом!

Полгода назад по всем крупным восточным городам разъехались гонцы, частным образом сообщившие заинтересованным лицам, что принцепс не будет возражать против небольшой дискуссии в Риме по вопросу о том, где, в каком именно городе должен стоять храм, посвященный его гению. Никому конкретно они ничего не предписывали, но намекали, что цезаря, безусловно, удивит, если кто-то проявит равнодушие к этому вопросу. Кроме того, победитель конкурса сможет рассчитывать на широкую помощь казны, и не только в деле строительства или реконструкции храма, но и в деле благоустройство города... А там, глядишь, город с храмом цезаря мог и на налоговые льготы рассчитывать, прочие послабления... Речь, таким образом, шла о многих и многих миллионах сестерциев в перспективе. Умные люди не могли не понимать этого, а евреи – умные люди.

Тем самым он бросил свой жребий. Бог знает о его заветном желании и найдет способ выполнить его. Все должно произойти как бы само собой. Если Ему будет угодно. Поэтому он до сегодняшнего дня удерживался, не вникал в этот вопрос, оставив его на усмотрение специально созданной сенатской комиции.

И вот здесь и сейчас, в храме Согласия, решается его судьба. Сейчас он увидит, как разлеглись кости. Представители городов съехались со своими предложениями и вариантами, они спорят между собой перед лицом Сената. Сочли ли, наконец, иудеи возможным пойти на компромисс со своими предрассудками и принять его покровительство? В самое ближайшее время он узнает это... И, разумеется, разумеется, конкурс выиграют именно они... Но сначала он хочет послушать, как именно они станут доказывать необходимость помещения его статуи в Храм. А уж потом...

А уж потом он не поскупится на реконструкцию Храма. Сейчас его с неслыханной щедростью перестроил и отделал Ирод, но то, что сделает с Храмом Тиберий, будет настолько же величественнее, насколько Рим величественнее Иудеи. Они получат все, чего пожелают – золото, самоцветы, кедровый лес, жемчуг, слоновую кость. Никакая цена за вечное посмертное блаженство не кажется ему слишком высокой.

День, в который здесь выступит представитель Иудеи, – сегодняшний или завтрашний – Тиберий отметит в счете дней белым камешком.

«Horas non numero nisi serenas»...

Тиберия начинает мучить весьма редкое для него чувство – нетерпение. Кто выступает? Все еще Галикарнасс?

Тиберий делает жест Сеяну, и тот, с полувзгляда понимая своего повелителя, подсовывает ему табличку. Лаодикея, Магнесия, Галикарнасс, Пергам, Эфес, Милет, Илион, Сарды, Смирна, – читает Тиберий. Брови его удивленно приподымаются, на лице проступают удивление, усталость, и наконец, брезгливость, отвращение:

– Это – все?

В финале конкурса блистал своим отсутствием представитель того единственного города, ради которого все было затеяно! Тиберий проиграл, еще не начав игры. Тот, кого он считал соперником, просто-напросто не пожелал сесть с ним за игорный стол.

Ну что ж, они сами выбрали свою судьбу...

– Вызови мне Пилата, – роняет он Сеяну. – Я сменю Грата на Иудее. Он ничего не может!

И Тиберий добавляет длинное и невероятно грязное ругательство.

<<<u<<<<<

СОДЕРЖАНИЕ

МУХИ В ПАУТИНЕ

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА 2

Пролог. ЦИНТИЯ 4

Глава 1. ТИБЕРИЙ 12

Глава 2. МАРА 19

Глава 3. МИР ФОРМИРОВАНИЯ 27

Глава 4. «ОДЕЖДЫ КОЖАНЫЕ» 35

Глава 5. МУХИ В ПАУТИНЕ 46

Глава 6. ТОРА 53

Глава 7. ЕДИНСТВЕННОЕ ЛЕТО 62

Глава 8. КОЛОСС РОДОССКИЙ 71

Глава 9. ИСЦЕЛЕНИЯ 81

Глава 10. ФРАСИЛЛ 87

Глава 11. НЕКРОМАНТЫ 95

Глава 12. ПРЕДАТЕЛЬСТВО 101

Глава 13. ПОБЕГ 108

Глава 14. НЕУДАВШЕЕСЯ ЧУДО 112

Эпилог. РЕЗНЯ В БЕЙТ-ЛЕХЕМЕ 121

Интерлюдия: ИГРА В ИЗЛОМАННЫЕ КОСТИ 126

ТИБЕРИЙ. РИМ. 26 г. н.э. 127

Литературно-художественное издание

Юлий Макрон

«...СОКРЫТИЕМ СОКРОЮ...»
Книга I:
МУХИ В ПАУТИНЕ
Интерлюдия:
ИГРА В ИЗЛОМАННЫЕ КОСТИ

Роман

Руководитель проекта К.С. Филиппов

Ответственный редактор В.В. Дашевская

Художественный редактор В.С. Сидоров

Технический редактор В.И. Сергеев

Корректор А.С. Багдасарян

Рисунок на титульном листе Р.А. Аванесян

Сдано в набор 27.02.2003. Подписано в печать 18.04.2003.

Формат 60´84 1/16. Гарнитура «Таймс». Уч.-изд. л. 7,44. Усл. печ. л. 7,44.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз. Заказ № 61.

Издательство ООО «Терра».

344034, г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, 33, тел. 99-94-78.

ЛР № 65-61 от 24.01.2000.

Отпечатано в типографии ООО «Терра».

344034, г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, 33, тел. 99-94-78.

ПЛД № 65-110 от 15.07.97.

КОММЕНТАРИИ

1 Источник (родник, ключ) жизни (лат.).

1 Дым отечества ярче огня чужбины (лат.).

2 «Чтобы мой прах позабыл о нерушимой любви» (лат.; Проперций. Элегии, 1:19 / пер. Льва Остроумова; здесь и далее, где это было возможно, переводчик отыскал античные источники цитат).

3 Прах (лат.)

4 Великие души не гибнут вместе с телом (лат.)

1 Весенний (в марте) праздник в честь Минервы.

1 «Содружество на всю жизнь» (лат.) – римская брачная формула.

0 Вергилий. Энеида. VI:870 сл.

1 Покажи, что ты мать! (лат.)

2 И Бог пусть не вмешивается (лат.)

3 Книги имеют свою судьбу (лат.)

4 Надеяться могут живые, для мертвых нет надежды (лат.; Феокрит. Идиллии, IV:42.).

1 Чудовище, не убив которого, человек не может жить (лат).

2 Рогатый и косматый (лат.)

3 Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы (лат.; посл.)

1 Душенька... чудная... летучая... (лат).

1 Марк Випсаний Агриппа (64-12 гг. до н. э.) – один из ближайших сподвижников Октавиана Августа, в свое время – второе лицо после него в империи.

2 Бесстыдное животное (лат.).

3 Незапятнанная репутация ароматней розы (лат.).

1 Пришел, увидел, убежал (лат.).

2 Тиберий был в свое время наместником Галлии.

3 «Промчались мои колесницы» (лат.), т.е. время прошло, шансы упущены.

4 Сладостно и почетно умереть за отчизну (лат.).

1 Пятница.

2 Путь в подземное царство отовсюду одинаков (лат.).

1 «Здесь просторен эфир» (лат.; Вергилий. Энеида, VI:640).

1 Убийцам не позволено было участвовать в Элевсинских мистериях.

1 «Здравствуй, священный родитель!» (лат.; Вергилий. Энеида, V: 80.).

2 Праздник в честь богини Флоры, 28 апреля – 1 мая.

0 Вергилий. Энеида, VIII: 589-591.

1 Белокурая (лат.)

0 Вергилий. Энеида, V:84-86

2 «Великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, обольщающий всю вселенную...» (греч.).

0 Вергилий. Энеида, VI:100-101.

1 Довольно! (лат.)

1 «Се – облик Трои в час ее падения!» (лат.)

1 Дева приходит опять, приходит Сатурново царство... (лат.; Вергилий. Эклоги, IV / пер. С. Шервинского).

2 Приди, избранница моя... (лат.).

1 Мертвое, букв. Соленое море (ивр.).

1 «Бог обложил меня Своею сетью». Иов, 19:6.

2 «Ты ввел нас в Сеть» Пс. 66(65):11.

1 Наполняющий миры (ивр.).

2 Сотворим человека по образу Нашему (ивр.).

1 Освящение материи (ивр.).

2 Райский сад (ивр.).

1 Злое начало, корень зла (ивр).

1 Ради вящей славы Господней (лат.)

2 Смертельной западней (ивр.).

3 Дом (ивр.).

4 Змея с головами на обоих концах тела.

1 Спуск, необходимый для дальнейшего подъема (ивр.).

2 Также голгот – перевоплощение (ивр.), схождение души в плоть; древние каменные кольца с утвержденным в их центре обелиском, означающие символический брак неба и земли. Уснув на гилгуле, Иаков увидел знаменитую «лестницу ангелов».

1 Отнимают знание (ивр.).

2 Они не лучше животных (ивр.). Ср. Еккл., III:18.

3 Животные (ивр.).

4 Букв «рассечение уз» (ивр.), пресечение связи, соединяющей с Богом.

1 «Исправление мира» (ивр.), технический термин Каббалы.

1 Конец дел (ивр.).

0 Втор. 13:1-3

1 Саддукеи (ивр.).

2 Филистимляне (ивр.).

3 Уходи из страны твоей... От родины твоей, из дома отца твоего (ивр.).

1 «С нами Бог» (нем.).

2 Тисками, давильней для добывания масла из оливок (ивр.).

3 Изнасилованные (ивр.).

4 Воскресение мертвых (ивр.).

0 Исайя, VIII:14-15.

1 Обряд обращения к Всевышнему с просьбой наказать еврея, порвавшего связи со своим народом.

0 Захария, 3:4

1 Греч. зелоты (ревнители), рим. сикарии (кинжальщики).

1 Зернохранилище, житница (ивр.).

2 Брат и друг (ивр.).

3 Как твое здоровье? (ивр.).

4 Оживленный античный курорт у минеральных источников на восточном берегу Мертвого моря.

1 Счастье – умереть за свою страну (ивр.).

1 «Муки рождения Мессии» (ивр.).

0 Исайя, 24:13.

2 «Иудейство», «иудаизм», конфессиональная принадлежность.

0 Ирмиягу, 33:15,17.

0 Ирмиягу, 22:30.

1 Александр Яннай приказал ок. 100 г. до н.э. распять на крестах 800 фарисеев и задушить на их глазах их жен и детей. См. Иосиф Флавий. Иудейские древности, XIII, 14, 2.

0 Исайя 10:33-11:1.

2 «Да будет тебе дано дожить до ста двадцати лет» (ивр.).

3 Праша, иначе «недельная глава» – 1/52 текста Торы, которую предписано изучать в течение соответствующей недели. Гафтара – предусмотренные каноном комментарии к этой главе из текстов Небиим и Хсубим, т.е. Пророков и Писаний.

1 1/18 минуты.

2 «Источник Силоам не торопится течь» (ивр.). Источник, запитанный от потока Гихон по туннелю, построенному царем Хизкией, снабжал питьевой водой половину Иерусалима, здесь постоянно толпились люди, отчего и возникла пословица.

3 В иудейской традиции принято, что первый Храм разрушен 9 Ава 3338 г. от сотворения мира (422 г. до н.э.).

4 Терпение, господин мой (ивр.).

5 Тише едешь – дальше будешь. Букв.: потихоньку-помаленьку, и все будет в порядке! (ивр.).

1 Тора сама по себе Небеса (ивр.).

0 Втор., 30:12.

1 Римляне (ивр.).

0 Исаия, 11:4

1 Здесь в оригинале большой невосстановимый пропуск – между переведенными фрагментами практически нет связи. Нумерация страниц немецкого оригинала не прерывается, но в результате чьего-то недосмотра на семи страницах подряд вместо текста античного автора идет текст одиннадцатой главы второй части «Майн кампф».

0 Иез. 8:10.

1 Втор., 31:18. В русском синодальном переводе – неточно, «полностью сокрою». Еврейское хестер астир (однокоренные слова) имеет смысл двойного, повторного сокрытия.

2 Тора и Святый, Благословен он – одно и то же (ивр.).

1 Маслина (ивр.). Максимальный размер кусочка пищи, съев который, человек не нарушает поста.

0 Плач Иеремии, 3:26.

2 Не спускайся в Египет, Иосиф! (ивр.).

1 Астарта, Царица небесная (ивр.).

1 Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля (ивр.).

0 25 марта.

1 Да пребудет царствие Твое, и справедливость, и милосердие во веки веков (смесь лат. и ивр.)

2 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе (лат.); Ср. Песн., 4:7.

3 Военный праздник в честь Марса, около 14 марта.

0 Вергилий. Энеида, VIII: 352.

1 Счастье (лат.).

2 «Человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (лат.).

3 При всех превратностях судьбы самое большое несчастье – быть счастливым в прошлом (лат.).

1 Закон – это то, что записано нами (лат.).

2 Что благоугодно монарху – имеет силу закона (лат.).

1 Сделать бывшее не бывшим? (лат.).

2 Всех ожидает одна и та же ночь (лат.).

3 За спиною всадника сидит его мрачная забота (лат.).

4 Мошенница, пользующаяся для обмана жертв своей сексуальной привлекательностью (от греч.  – любить).

5 Выскользнет как угорь (лат.).

1 Священная дорога.

2 Большой черный камень на могиле Ромула.

1 Около 37 км. Стадий – почти 185 м.

2 Стража. Третья стража длилась с полуночи до 3-4 часов.

0 Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. VIII:580

1 Да будут стерты с лица земли его имя и память (ивр.).

1 «Не только римское оружие, но и законность римская всюду побеждает» (лат.; ср. Тит Ливий, История.., IX:20 (10).).

1 Гомер. Одиссея, VII:216-218. / Пер. В.В. Вересаева.

1 Что такое царства, как не большие разбойничьи шайки (лат.).

1 Благо народа – вот высший закон (лат.).

2 Вечность Израиль не обманет (ивр.).

1 В оригинале – игра омонимами virgo (отрасль, отросток, веточка, побег) и virgo (дева, девственница); мы предлагаем этот, несколько неуклюжий, вариант перевода.

2 Военный трибун времен первой Пунической войны.

1 Воинские награды в виде металлических блях с рельефными изображениями.

2 Агент императорской секретной службы (лат.). Как правило, был фрументарием, т.е. подчинялся службе обеспечения армии.

1 «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...» (греч.; Гомер, Илиада, I:1).

1 Считается учредителем культа Сатурна.

2 Крепко связаны друг с другом (лат.); объединены круговой порукой.

3 Почитание богов (лат.).

1 Кому хочется обманываться – достойны быть обманутыми (лат.).

2 Народное собрание (греч., лат.).

1 Ср. Вергилий. Энеида, I: 286-296.

1 Князь века сего (ивр.).

1 Без Вакха и Цереры и Венера холодна (лат.).

2 Центральный выступ на щите, «шишечка», обычно окруженная накладными металлическими крыльями и молниями.

1 Осел об осла трется (лат.): рука руку моет.

1 «...Благое? Вижу, хвалю, но к дурному влекусь...» (лат.; Овидий. Метаморфозы, VII, 20–21 / Пер. С.Шервинского).

2 По отношению к врагу позволено все (лат.).

1 В 23 г. до н. э. Марк Випсаний Агриппа стал претором Сирии, фактически – властителем всех восточных провинций. Его резиденцией в 18 г. до н. э., к которому относится рассказ Фрасилла, были Митилены (Греция).

1 Даже мудрейший может ошибаться (лат.).

1 Кто сказал, что с детьми невозможно соитие? (лат.).

2 Двусмысленность: либо «украсить и прославить» (как победителя), либо «разубрать и вынести» (как покойника).

1 Стирка души (ивр.), технический термин Каббалы.

1 «Я клялся языком, ум мой не клялся» (лат.)

1 Большой невосстановимый пропуск в оригинале.

2 Берла бен Звулона, раввина Куличков, привезшего известие о побоище.

1 «Без пролития крови» (лат.).

2    – грязное простонародье (греч.)

3 Тайна, возбуждающая трепет, отрадная, сладостная тайна (лат.).

4 Весь мир лицедействует

5 Дабы сбылись писания (лат.)

6 Вергилий. Энеида, VI:586-591.

1 Наука о тайне (лат.).

1 Кто не может солгать, недостоин царствовать. (лат.).

1 Бесплатная гостиница для странников-единоверцев (часто с бесплатным обедом), которую содержала в античные времена община иудеев (ивр.).

2 Гостиница (греч.).

1 Двадцать – двадцать пять метров.

1 Второзак, 21:23.

1  Не считаю никаких часов, кроме светлых (лат.).

2  При всех превратностях судьбы самое большое несчастье – быть счастливым в прошлом (лат.).

3 Возьми, читай!

4  Жизнь травами не вылечить (лат.).

1  «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая» (лат.).

1  За восходом и Гангом (лат.). Ювенал. Сатиры. IV:10, 2

2  Гибралтарский пролив.

1  Одежда делает человека (лат.).

2  Я памятник себе воздвиг... (лат.)

3  Погребальный обряд (лат.)

4  И окружат тебя лилиями увенчанные сонмы, и хоры ликующих дев возрадуются тебе (лат.)

1  Из ничего ничего не получится (лат.).

2  Тело – это могила (греч.).

3  ...тот глуп или неопытен,

Кто не поймет, что бог сей – выше всех богов:

В его руках – и разум и безумие,

В его руках – болезни и целение... (лат.)

Цецилий Стаций. Пер. М. Гаспарова.

1 По счету лет «ad urbe conditia» – от основания города» (Рима). 63 г. до н.э.

1  Следовательно (лат.).

2  Еврейский дух (лат.).

3  Этот храм запирался в дни, когда нигде на территории Римской империи не велось никаких военных действий.

i Светоний, Жизнь 12 цезарей, Тиберий, 11 (2). Ср. тж. восторженно описанную Веллеем Патеркулом (Римская история, II:114) заботу Тиберия о больных и раненых солдатах во время паннонской и германской войн.

ii Тацит, История. V, 5

iii Схолии к «олимпийским одам», VI:78.

iv Ипполит, 737.

v Аполлоний Родосский, Аргонавтика, IV:598 сл.

vi Метаморфозы, 1:755.

vii Буколики, VI:62.

viii Ovid. Met. II, 340-366.

ix Светоний, Август, 93; Дион Кассий, LIV, 6; LII, 36.

x Цицер., Pro Flacco, 28; Ювенал, XIV, 100 и сл.; Тацит, Hist., V, 4, 5; Плиний, Epist., X, 97 Дион Кассий, LII, 36.

xi Ср. надпись в Ланувиуме, I столб., Дигесты, ХLVII, ХХII, de Coll. et Corp., 1; Тертуллиан, Apolog., 39.

xii Диг., ХLVII, XI, de Extr. crim., 2.

xiii Дигесты, XLVII, XXII, de Coll. et Corp., 2; XLVIII, IV, ad. Leg, lui. majeitj, 1.

xiv Strab. XIV 2, 7.

xv Ср. Берешит Рабба 8,1.

xvi Ср. Марциал, XIII:79.

xvii Вергилий. Энеида. VI:851 сл.

xviii 3-я Цар. 22:23

xix Ср. Лукиан. Любитель лжи, или Недоверчивый, 3 – 4.

xx Тацит. Анн. IV:55.

xxi Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. XI:488-491.

xxii Вергилий. Энеида, VII:210-211.

xxiii Вергилий. Энеида, I:282.

xxiv 26 г. н.э. Декретом от 9 г. до н.э. Октавиан Август возвестил, что день его рождения, 23 ноября 63 г. до н. э., стал «Евангелием миру», то есть доброй вестью ему. Началом эры «ab exordio regni Augusti» («от начала царствования Августа») в том же декрете повелено было считать 31 г. до н.э. (год первого консульства Августа, когда в результате победы при Акциуме был решен спор о единовластии в Риме.) Тем не менее римляне-антисемиты сочли знаменательным совпадение дат осквернения Храма Помпеем и рождения Октавиана, и иногда вели счет новой эре от 63 г. до н.э.

xxv Светоний. Божественный Август, 86, 2.

xxvi Вергилий. Георгики, I, 338—350.

xxvii Светоний. Тиберий, 36.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук

    Документ
    Те же, кто вступил на противоположный путь и утверждал, что решительно ничего нельзя познать, пришли ли они к этому убеждению из ненависти к древним софистам, либо по причине отсутствия стойкости духа, или даже вследствие обладания
  2. Народом на востоке эгейского мира

    Реферат
    через который прошли многие малоазийские города - Ми-лет, города эгейского региона - Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы - Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и другие, завершился установлением режима личной власти Часто тирания была
  3. Фрэнсис бэкон сочинения в двух то мах том 2

    Книга
    Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете,— делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать — нанесли величайший ущерб философии и наукам.
  4. Святое может признать только святой

    Документ
    Ничего не дается людям просто так — для наслаждения, для веселого времяпрепровождения и пустого развлечения. Все дается Богом для учебы, для совершенствования души, для самопознания, для работы над собой и приобретения конкретных качеств характера.
  5. Бореев Георгий – Пришельцы из Шамбалы

    Книга
    Взрывной характер развития наземных цивилизаций от полетов древнего человека в Космос до полной его деградации в очередном каменном веке подводит к мысли о существовании некого руководства извне.

Другие похожие документы..