Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Эпоха Возрождения – очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в...полностью>>
'Темы рефератов'
Соотношение новых и известных УР в венчурных компаниях. Формирование и классификации УР для семьи....полностью>>
'Конспект'
Цель: учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки, работать в...полностью>>
'Доклад'
Полное наименование в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №1 города Ишимбая муниципального района...полностью>>

Приказ 2011г. № Об утверждении Примерного алгоритма введения федерального государственного стандарта основного общего образования в моу сош №12 Во исполнение приказа департамента образования Администрации города Ноябрьска от 19

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

ПРИКАЗ

___________________2011г. № ________

Об утверждении Примерного алгоритма введения федерального государственного стандарта основного общего образования в МОУ СОШ № 12

Во исполнение приказа департамента образования Администрации города Ноябрьска от 19.09.2011г. № 962-од «Об утверждении Примерного алгоритма введения федерального государственного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях города Ноябрьска», руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), Уставом школы, в целях реализации проекта «Создание условий для введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  на территории города Ноябрьска» и содействия общеобразовательным учреждениям города, осуществляющим подготовку к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Довести Примерный алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования до сведения педагогов, участвующих в подготовке общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приложение 1). (Ответственная: Т.Н. Соколовская, зам. директора по УВР. Сроки: до 05.10.2011г.)

2. Обеспечить организацию деятельности общеобразовательного учреждения в условиях

введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования в соответствии с Примерным алгоритмом.

3. Секретарю Сидякиной С.В. довести данный приказ до сведения заинтересованных лиц.

4. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

 

 

     Директор школы                                                                 Ращупкина И.В.

Приложение

к приказу______________

от____________2011 года

Примерный алгоритм

деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Настоящий алгоритм определяет последовательность и содержание действий по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее– ФГОС ООО), а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС:

1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы ступени основной школы и органов управления программой введения ФГОС.

2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе ступени основной школы.

3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы ступени основной школы.

4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы ступени основной школы.

5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы ступени основной школы и органов управления программой введения ФГОС

Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете. Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на ступени основной школы необходимо:

  • определить состав рабочей группы;

  • назначить руководителя рабочей группы;

  • определить порядок ее работы;

  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы ступени основной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в 5-9 классах, а также консультанта по введению новых ФГОС. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Необходимо, чтобы Руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).

Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы основной школы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС основного общего образования образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Причем, целесообразно организовать внутри всей группы работу микрогрупп из учителей-предметников. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах решают порученные задачи.

Поскольку участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.

Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы ступени основной школы:

  • назначен руководитель рабочей группы;

  • определен список участников рабочей группы;

  • обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации ступени основной школы образовательного учреждения;

  • определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации основной ступени образовательного учреждения.

Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе основной школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

  • в образовательных целях;

  • в учебном плане;

  • в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;

  • в образовательных технологиях;

  • в условиях реализации образовательных программ;

  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы основной школы, устанавливая требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

  • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы основной школы образовательного учреждения.

Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника основной школы и включающей цели второй ступени образования и цели изучения учебных предметов.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  • какие из них ранее не ставились;

  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;

  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.

Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.

Таким образом, результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:

  • список изменений в предметных целях;

  • список изменений в надпредметных целях.

В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом основной школы.

Особенность ФГОС основной школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.

При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план основной школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.

Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой основной школы или примерной программой внеурочной деятельности.

Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.

Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:

  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;

  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;

  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся подросткового возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;

  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;

  • новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС.

ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

При анализе обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать то, что в стандартах предъявляются требования не только к укомплектованности образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, но также уровень их квалификации. Особое внимание в требованиях стандарта уделяется непрерывности профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, которая должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе на дистанционной основе.

В ходе анализа необходимо установить, имеются ли в образовательном учреждении планы повышения профессионального уровня учителей основной школы. Если они есть, то надо выявить, насколько их содержание учитывает изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия, курсов по содержанию и методике применения новых форм оценивания результатов образования и т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.

Далее необходимо проанализировать, каким образом в образовательном учреждении осуществляется выявление образовательных потребностей учителей основной школы, насколько этот способ эффективен? В ситуациях, когда такого механизма нет или он не удовлетворяет по своевременности поступления информации или иным параметрам, констатируется необходимость в изменении.

Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения можно воспользоваться таблицей, первые два столбца которой заполняются на основе содержания ФГОС.

В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения.

Определение необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в основной школе

Компоненты образовательного процесса

Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса

Решение

Требования новых ФГОС

В наличие в образовательном учреждении

Информационно-методическое обеспечение

1

2

3

4

Деятельность учителя

Обеспечение деятельности учителя информационными ресурсами (учебные программы, учебники, методические пособия, мультимедийные пособия и т.д.)

Наличие электронных ресурсов, обеспечивающих деятельность учителя

Отсутствие электронных ресурсов

Создать электронные ресурсы

Кадровое обеспечение

1

2

3

4

На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний уча­щихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

В процессе анализа необходимо определить степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися программы основной школы новым ФГОС по всем составляющим оценки (планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий). Следует обратить внимание на то, что предлагаемая в новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований, для проведения которых необходимо владеть специальными диагностическими средствами.

Следует обратить внимание на то, что государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы, согласно ФГОС основного общего образования, проводится по пяти (шести) предметам: трем (четырем) обязательным (русский язык (родной язык), математика и история России) и двум по выбору выпускника. Один экзамен выбирается из следующих предметов: литература (родная литература), иностранный язык, обществознание, всеобщая история, география; другой – из предметов: физика, химия, биология. Дополнительно выпускник должен защитить индивидуальный проект, выполненный в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе.

На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:

  • способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;

  • способы контроля и оценки, требующие корректировки;

  • способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему;

  • способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

Завершается анализ определением перечня:

  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, включаемых в новую систему без изменений;

  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, требующих корректировки;

  • новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться рабочей группой как последовательно, так и параллельно (одновременно). Для параллельного анализа различных частей образовательной системы необходимо разделить рабочую группу на микрогруппы, назначив ответственных за результаты отдельных шагов. Например, между членами Рабочей группы могут быть распределены образовательные области (группы образовательных программ), которые они будут анализировать.

Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Результаты анализа представляются Совету по введению новых ФГОС. Задача Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы:

  • Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?

  • Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы основной школы требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Совет должен также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

По результатам обсуждения Советом предложенных Рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (7)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 31 Март 2012 г

    Руководство
    Замерзшая совесть: Губернатор Михальчук открещивается от Няндомы и присматривается к израильскому курорту (Информационное агентство «RUSNORD», 21.02.2011) 23
  3. План работы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14 г. Липецка на 2011-2012 уч год

    Документ
    Актуализация воспитательного потенциала образовательного процесса с целью обеспечения условий для реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 27 апреля 2010 г

    Информационный бюллетень
    Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предлагает ввести в Санкт-Петербурге двухуровневую систему муниципальной власти. Выступая перед депутатами городского ЗакСа, он отметил, что верхняя палата российского парламента намерена поднять
  5. Российские сми о мчс мониторинг за 17 августа 2011 г

    Руководство
    Рослесхоз и судебные приставы подписали соглашение для более эффективной борьбы с виновниками лесных пожаров (Информационное агентство «Итар-Тасс», 16.

Другие похожие документы..