Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Товариство з обмеженою відповідальністю „Аудиторська фірма „Респект-ЛЛ”, ідентифікаційний код 24239303, місцезнаходження: 50069, м.Кривий Ріг, пр-т М...полностью>>
'Реферат'
Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только...полностью>>
'Документ'
) Психология как наука о поведении. Развитие бихевиоризма в историческом контексте. Гештальтпсихология: формирование и развитие. Глубинная психология....полностью>>
'Документ'
Получатель: ИНН 7709018297КПП 590202001 УФК по Пермскому краю (ОФК 04, Пермский цнти – филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго России л.с. 03561А14340) р/с 405038...полностью>>

Пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений очного и заочного обучения, воспитателей дошкольных учреждений, а также родителей

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Борис Степанович Волков Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

«Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное»: Питер; СПб.; 2009

ISBN 978–5–388–00653–0

Аннотация

В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого–педагогических ситуаций, максимально способствующих практическому усвоению теоретического курса «Возрастная психология». Книга снабжена большим количеством схем и таблиц, а также методическим блоком, содержащим контрольные вопросы и задания, тесты, словарь терминов, темы рефератов и курсовых работ.

Пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений очного и заочного обучения, воспитателей дошкольных учреждений, а также родителей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Глава 1

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

1.1

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

1.2

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

Объясните это явление.

Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

1.3

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

1.4

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

1.5

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

1.6

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

1.7

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.

1.8

Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

Правомерен ли такой акцент в воспитании маленького ребенка?

Решение. Нет, не правомерен. Не меньшее значение для маленького ребенка имеет хорошее эмоциональное самочувствие. Необходимым условием является любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение.

К сожалению, не все родители могут это осуществить в силу разных причин.

1.9

Ситуация. Мама во время кормления поднимает ложечку с едой сначала до уровня глаз ребенка, с тем чтобы он посмотрел на эту ложку, а затем, когда у ребенка рефлекторно открывается рот, спокойно его кормит.

2 С чем связано такое кормление ребенка?

Решение. Мама поступает правильно. Ребенок сначала должен сориентироваться, а только потом действовать. Чтобы этого добиться, мама должна создать условия, при которых ребенок будет активен в собственных действиях.

! Только на основе четких ориентиров ребенок будет полноценно развиваться.

1.10

Вопрос. Что такое «комплекс оживления»?

Какова роль взрослого на этом этапе развития ребенка?

Ответ. «Комплекс оживления» – это особая эмоционально–двигательная реакция ребенка, обращенная к взрослому. Ребенок сосредоточивает взгляд на взрослом, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Появление «комплекса оживления» свидетельствует о переходе ребенка к новому этапу развития – младенчеству. «Комплекс оживления» важен для развития речи ребенка, его эмоций, движений, а на их основе – для психического развития.

Взрослый является посредником между ребенком и окружающим его миром. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, который удовлетворяет растущую потребность малыша в разнообразных впечатлениях.

1.11

Задание. «Комплекс оживления» возникает благодаря реакции сосредоточения на лице матери.

Отметьте, что из названного присуще «комплексу оживления».

♦ Эмоционально–положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками.

♦ Зарождение координации движений.

♦ Первый акт поведения, акт определения взрослого.

♦ Основное новообразование критического периода.

♦ Начало периода младенчества.

♦ Появление зрительного и слухового сосредоточения.

♦ Приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился.

♦ Социальная ситуация «мы» (по Л. С. Выготскому) как неразрывное единство ребенка и взрослого.

1.12

Ситуация. Младенец улыбается с первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще появляется во сне, ее называют «физиологической». К концу первых 2 месяцев ребенок проявляет «комплекс оживления», дарит улыбку маме. Если улыбка «узнавания» запаздывает, то следует ее вызывать. Мама должна чаще улыбаться, разговаривая с малышом, развивать его эмоциональность.

На какие психические процессы может повлиять эмоциональное развитие малыша?

Решение. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с его умственным созреванием. Обычно малыш к 3 месяцам демонстрирует свои радостные чувства, а в 4 месяца уже громко смеется. Появляется выразительность мимики: удовольствие, обида, удивление. В 6 месяцев возникает общение с помощью жестов.

Эмоции матери – залог эмоционального и умственного развития малыша.

1.13

Ситуация. Многие родители обеспокоены: слышит ли их новорожденный ребенок.

Закономерны ли их опасения?

Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?

Решение. Опасения родителей закономерны: при отсутствии слуха ребенок не научится говорить, так как не будет слышать голоса, как своего, так и других людей.

При отсутствии слуха речь может быть сформирована на основе действия других анализаторных систем, позволяющих осуществлять контроль развития речи, например тактильной, мышечно–двигательной.

! Для развития речи ребенка должна быть обратная связь, коррекция ее правильности: говорение – слуховое восприятие речи.

1.14

Ситуация. Кисти рук новорожденного, крепко сжатые в кулачки, к 2 месяцам начинают расслабляться. Раскрытая ладонь – орган познания. Теперь ребенок может взять игрушку, которую протягивает взрослый, может выбрать самую интересную и заняться ею – ухватив ее, вертеть, ощупывать, подносить поближе к лицу, пробовать «на зуб».

В чем психологический смысл подобных действий ребенка?

Решение. Именно во время этих действий закладываются первые признаки внимания и сосредоточенности – залог будущих успехов в обучении. Если малыша не интересуют игрушки, то надо ему помочь, иначе он будет отставать от сверстников в психологическом развитии. Надо вовлекать его в игру, чаще разговаривать, петь песенки, читать стихи, помогать ему развивать ладонь как орган осязания, массировать, делать гимнастику с пальчиками, играть в игры типа «Сорока–сорока» и т. п.

! Помните слова В. А. Сухомлинского, который сказал, что способности ребенка развиваются на кончиках его пальцев.

1.15

Ситуация. Маша (8 месяцев) плачет. Родители считают, что она «легкие развивает», и не реагируют на плач.

Правы ли родители?

Что означает детский плач?

Решение. В действительности детский плач – это знак родителям, что ребенок испытывает боль (неважно, какого рода) или какой–либо дискомфорт. Малыш не может иначе «сообщить» об этом. Естественной реакцией родителей в таких ситуациях является сочувствие своему ребенку.

Но небольшие неудобства побуждают ребенка к адаптации, создают условия для здорового развития, стимулируют самостоятельность. Ребенок учится справляться со своими переживаниями.

Ребенок должен учиться самостоятельно справляться со своими трудностями, первоначально под руководством взрослого.

1.16

Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

Ответ. Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что первоначально ребенок полностью оторван от действительности: его внутренний мир ограничен врожденной способностью удовлетворять свои потребности не в реальном мире, а в собственных грезах, сновидениях, переживаниях.

Отечественные психологи доказали, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого, от его действий, связанных с удовлетворением потребностей ребенка. Отношение последнего к действительности является с самого начала социальным ожиданием.

Вся жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы во всякой ситуации зримо и незримо присутствовал другой человек.

1.17

Ситуация. Во второй половине первого года жизни ребенка происходит развитие согласованной координации глаза и руки. В это время глаз «учится» у руки обследовать предмет. А рука, совершенствуя свою аналитическую функцию, «учит» глаз и способствует развитию нейрофизиологических процессов, сопутствующих взаимной координации зрения и манипуляции рук.

Какое значение это имеет для психического развития ребенка?

Решение. При согласованной работе руки и глаза намного возрастает возможность когнитивного отражения окружающей действительности. Зрительное отражение ручных манипуляций усиливает процесс самосознания.

1.18

Вопрос. Можно ли прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет ли он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или станет чрезмерно возбудимым, взрывным, импульсивным и т. д.?

Ответ. Знать новорожденного, конечно, надо. Но этого не хватит для прогноза его поведения в разных жизненных обстоятельствах. Очень многое зависит от его родителей как посредников отношений ребенка с окружающим миром. Родители могут быть:

♦ «легкими» (любящими, терпеливыми, спокойными), то есть создающими в доме теплую, доброжелательную обстановку;

♦ «трудными» (нервными, раздражительными, очень строгими и требовательными), то есть создающими в доме атмосферу напряженности;

♦ «суперлегкими», то есть создающими обстановку чрезмерной опеки во всем.

! Родители своим отношением к ребенку задают для малыша определенную ситуацию его развития.

1.19

Ситуация. Мама Наташи (1 месяц) все время – и на прогулке, и дома – разговаривает с дочерью, напевает ей песенки. Соседка заметила: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

2 Правильно ли поступает мама Наташи?

2 Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то запас слов его будет больше, чем у того малыша, с которым мало разговаривали в начальный период его жизни.

! Слуховой анализатор ребенка развивается раньше, чем его речедвигательный анализатор.

1.20

Ситуация. Молодая мама мало разговаривает с трехмесячной дочкой. Ей подсказывают: «Ты молчишь, и она не научится говорить».

Какова связь между речью матери и перспективой развития речи младенца?

Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший его лепет, тем интенсивнее развиваются способности младенца к овладению речью.

Существуют два типа общения взрослого с малышом. Первый тип: взрослый как бы говорит сам с собой, вслух комментируя все, что делает в данный момент для ребенка («Вот мама (папа) наливает в бутылочку молоко…» и т. д.). Второй тип общения: взрослый реагирует на то, что делает ребенок, тоже вслух комментируя, но только действия малыша («Ты ударил по воде, смотри: водичка разлетается…» и т. п.).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется – надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, нужно стараться отвечать ему – повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла – тебе нравится так сидеть»). Можно играть словами («Полетели–полетели, на головку сели!»). Необходимо чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

! В общении с ребенком учитывайте его потребности.

1.21

Ситуация. Психологи рекомендуют с первых дней жизни младенца чаще брать его на руки так, чтобы ребенок мог видеть лицо говорящего с ним взрослого.

Что это дает для психического развития младенца?

Решение. Взрослый должен выяснить, как смотрит на него младенец: сосредоточенно, изучающе, с готовностью или «глаза в глаза» (зрительный контакт). От этого зависит то, каким образом будет развиваться ориентировочная реакция малыша. К 6 месяцам он, сидя на руках, будет оглядывать все вокруг глазами, полными удивления и восторга. А взрослый должен показывать ему различные предметы, рассказывая о них. Если же у ребенка нет зрительного контакта со взрослым, то взгляд его будет безразличным, «пустым», а это уже может служить поводом для обращения к невропатологу.

! Сосредоточенное внимание ребенка – объективный показатель его заинтересованности объектом познания.

1.22

Ситуация. Когда папа подошел к дочке Оле (11 месяцев) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала.

Почему это случилось?

Решение. Все необычное, новое или известное, знакомое, но в непривычной (неопределенной) ситуации (например, внешнее изменение взрослого – форменная, фуражка, вуалетка, закрывающая лицо, и т. д.) может вызвать у малыша острое тревожное состояние, сильное волнение – и ребенок начинает плакать.

! Не забывайте готовить ребенка к восприятию новых, необычных ситуаций.

1.23

Вопрос. В каком возрасте и в какой последовательности дети овладевают предметными действиями?

Назовите приемы формирования действий с предметами.

Ответ. Предметные действия ребенка основаны на совершенствовании рефлекса хватания. Руки направляются к предмету, глаз постоянно следует за рукой. Предмет «учит» руку. Рука «учит» глаз. Глаз «учит» руку. Полезно предлагать ребенку игрушки разной формы для их захватывания, манипулирования. Важно класть их на разном расстоянии от ребенка, менять их расположение в пространстве. Предметы должны быть интересными и иметь разные свойства. Впечатления от предметов превращаются в образы восприятия, что является основой для развития мышления малыша.

! От предметных действий ребенка лежит путь к развитию его мышления.

1.24

Ситуация. В некоторых семьях (и детских учреждениях) у детей младенческого возраста наблюдается задержка в умении действовать с предметами.

Чем это можно объяснить?

Решение. Задержка в умении действовать с предметами может быть вызвана отсутствием условий для этого и ошибками в воспитании.

1.25

Ситуация. Речь – наиболее выразительный показатель умственного развития малыша. С самого рождения мама должна развивать речь ребенка. С этой целью она наклоняется над кроваткой так, чтобы ребенок видел ее рот, и произносит сначала простые звуки («гкх»), а потом более сложные («ага», «угу»).

Какая цель ставится мамой в этот период развития речи ребенка? Предположите, к чему это приведет.

Решение. Задача мамы – побудить ребенка ответить, подражая и маме, и самому себе. Такой диалог не только совершенствует артикуляцию, но и приучает младенца слушать чужую речь, вслушиваться в нее – умение, которое так понадобится ему впоследствии.

! Чаще побуждайте ребенка к диалогу.

1.26

Вопрос. В какой последовательности развивается речь малыша?

По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Ответ. Речь младенца развивается следующим образом: «комплекс оживления» (2–2,5 месяца), гуление (2–4 месяца), лепет, подражание (5–6 месяцев), фонемы родного языка, понимание некоторых слов и речевой ситуации в целом (к 8 месяцам), произнесение первых слов к концу первого года жизни.

Причинами задержки речевого развития могут быть:

♦ недостатки развития анализаторных систем слуха и зрения, речедвигательного анализатора;

♦ боязнь ребенка, вызванная тем, что своевременно не был создан положительный эмоциональный фон;

♦ отсутствие достаточного речевого общения взрослого с ребенком.

1.27

Ситуация. В 8 месяцев дети теряют способность различать звуки, которые не играют никакой роли в их родном языке. Например, японские малыши уже не могут уловить разницы в звучании согласных «р» и «л».

Каким образом можно использовать эти данные в воспитании ребенка?

Решение. Обучение чужому языку надо начинать рано. И легче всего это делать, когда дети растут в двуязычной среде.

Не упускайте возможности в сензитивный период развивать речь ребенка.

1.28

Вопрос. Что делать маме, если ее малыш оказался молчуном?

Ответ. Речь не только отражает степень умственного развития, но и стимулирует формирование интеллекта ребенка. Поэтому мама, не отчаиваясь, должна всячески стараться разговорить малыша.

Можно подойти к нему и сказать что–то очень ласковое, доброе и, интонационно не завершив фразу, замолчать, выдержать паузу. Малыш станет смотреть на маму, ожидая продолжения, и заявит об этом, используя свои речевые возможности (за что нужно похвалить ребенка, в награду дать игрушку).

! Чаще устанавливайте контакты с ребенком, в которых он вынужден что–то отвечать.

1.29

Вопрос. Почему, только находясь среди людей, ребенок приобретает потребность в познании?

Ответ. Только благодаря взаимодействию с окружающим миром и обучению формируется личность, способная мыслить и чувствовать; лишь в процессе общения развивается потребность в познании.

! Потребность в познании должна приобретать для ребенка личностный смысл.

1.30

Ситуация. Часто родители спрашивают о том, когда надо начинать воспитывать ребенка.

2 Дайте психологическое обоснование соотношению понятий «развитие» и «воспитание».

Решение. Мнение о том, что «ребенок сначала созревает, а потом его воспитывают», неверно, так как в основном психические процессы возникают благодаря воспитанию.

Воспитание надо начинать с момента рождения, когда оно оказывает большое влияние на развитие ребенка. Развитие – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие и является результатом собственной активной деятельности ребенка под руководством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обучения.

! Воспитание, обучение должно идти впереди развития и опираться на него в соответствии с «зоной ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

1.31

Ситуация. В некоторых семьях во время бодрствования ребенка его сажают на диван, обкладывая подушками.

Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях?

Решение. Подобная организация бодрствования вредна ребенку. Малыш лишается естественной активности, возможности действовать свободно с предметами, познавать их свойства.

С 5–6 месяцев надо обеспечивать необходимые условия для ребенка в плане возможности ползать, свободно двигаться. В его распоряжение предоставляются предметы, игрушки, с которыми он может активно действовать. Взрослый помогает малышу в манипулировании предметами: показывает их, поощряет его действия, участвует в совместных действиях.

1.32

Ситуация. В ходе исследований выявлено, что дети уже с первых дней жизни настороженно относятся к неподвижному лицу взрослого, а после 3 месяцев не любят, когда взрослые не в настроении.

Какие выводы можно сделать из данного исследования?

А что делать, если маме не до радостных эмоций?

Как правильно общаться?

Решение. Уже с рождения ребенка взрослому важно уметь правильно взаимодействовать с новорожденным. Важно все: прикосновение, «держание руками», разговор с помощью «правильного» выражения лица. Ребенок усваивает то, как использовать взгляд и что этот взгляд означает: участие, поддержку, требовательность, осуждение, наказание.

Конечно, подрастающему малышу требуется все больше внимания и участия взрослого, причем не только для общения и создания хорошего настроения, но и для освоения мира, совместных игр и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие
    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .
  2. Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям

    Учебное пособие
    Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова".
  3. Учебное пособие предназначено для студентов экономических, управленческих и других специальностей. Содержание

    Учебное пособие
    Становление специалиста помимо получения профессиональных знаний предполагает решение и таких проблем, как формирование личности, эффективного стиля деятельности и общения, проектирование своей жизни после окончания вуза.
  4. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Литература
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  5. Учебное пособие для студентов педагогического института г

    Учебное пособие
    В учебном пособии представлены основные гигиенические сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии детского организма. Даны основные гигиенические рекомендации по питанию и уходу за ребенком, нормативы по гигиеническому оборудованию

Другие похожие документы..