Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем проспекте ценных бумаг, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Несмотря на отдельные выступления каждого из тех, кто причислял или причисляет себя к сюрреализму, все в конце концов сойдутся на том, что сюрреализм...полностью>>
'Документ'
Рыбацкая лодка в миле от берега. И зов над водой это сигнал к завтраку. Большой сбор. Снова и снова раздавался он в воздухе, пока, наконец, тысячи ча...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит с уч...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гражданско – правовой статус личности

ПЛАН

Введение

1. Общая характеристика гражданско - правового статуса личности по Конституции РФ 1993г.

2.1. Личные права и свободы

2.2. Политические права и свободы

2.3. Социально-экономические права и свободы

2.4. Иные права и свободы

2.5. Гарантии прав и свобод

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Гражданско - правовой статус личности определяется всей совокупностью прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основы гражданско - правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: « Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности .”1

Закрепление и защита прав и свобод личности, в том числе и гражданина в Конституции РФ представляются мне самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя, каждого гражданина Российской Федерации. На мой взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества, участвовать в становлении истинно правового государства.

Целью настоящей курсовой работы является сделать общий обзор конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина в современной Российской Федерации, делая, по возможности, сопоставление с зарубежным и предшествующим отечественным опытом, а так же показать развитие и закрепление этих положений в законах и других подзаконных актах. В основу исследования положен анализ конкретных положений действующей Российской Конституции. Для удобства исследования мне представляется целесообразным разделить институт прав и свобод человека и гражданина на ряд смысловых частей (подинститутов): общая характеристика гражданско - правового статуса личности, конкретные виды прав и свобод, их гарантии. А так же проанализировать отдельно каждый из них.

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

В России Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанный Николаем II 17 октября 1905 г. (подготовлен С. Ю. Витте) и провозгласивший гражданские свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, создание Государственной Думы был «либеральным ходом» правительства и практически первым документом, обеспечивающим свободу личности, после отмены крепостного права. Известно, что во время многопартийности, брожения умов, революционных настроений формальный Манифест вызвал огромную волну возмущения среди всех партий, организаций, кружков и обществ, т. к. репрессии продолжались. Объединяли все эти партии революционные умонастроения. Подпольное вооружение, прокламации, подрыв общественных связей и всех уровней законности, террористические акты, хоть и не всегда удачные для революционеров – вот методы борьбы с общественным строем, не устраивающим этих фанатиков.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Что же касается конституций России, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

В Конституции РФ 1993г проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. (ст.6 Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

1. Общая характеристика гражданско - правового статуса личности по Конституции РФ 1993 года

Права че­ловека проистекают из естественного права, а права гражда­нина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемле­мый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, явля­ются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые за­крепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 1.

Права гражданина — своеобразное ограничение равен­ства между людьми, поскольку их лишаются лица, живу­щие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индиви­да с государством, в которой он рассчитывает не только на ог­раждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус граж­данина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Эти права обыч­но предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государствен­ной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, до­пускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить ука­занные права только лицам, устойчиво связанным с судь­бой страны и в полной мере несущим конституционные обя­занности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать консти­туцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно граж­данам по соображениям общенародных интересов (напри­мер, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной соб­ственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использо­вание таких формулировок подчеркивает признание указан­ных прав п свобод за любым человеком, находящимся па тер­ритории России, независимо от того, является ли он граждани­ном РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ — защита Отечества (ст. 59); возмож­ность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства пли выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иност­ранного государства — двойное гражданство (ст. 52).

В этой связи следует обратить внимание на формулиров­ки Международного пакта о гражданских и политических пра­вах: «каждый человек имеет право на свободу и личную не­прикосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен сво­боды па том основании, что он не в состоянии выполнить ка­кое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформули­рованы применительно к человеку, который может быть, а мо­жет и не быть гражданином того пли иного государства. Од­нако ст. 5, закрепляющая политические права (право на учас­тие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равен­ства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом ста­тусе индивида.

Таким образом, каждый гражда­нин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном госу­дарстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Анализ закрепляемых российской Конституцией гражданских прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном мире понимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто "советских" социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 "ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА". Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1"ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ". Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1"ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ". В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации ( часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на "буржуазных" теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека "дарованных" ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляется за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка - права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье - социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как "буржуазной" ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Коренным образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о "материальных гарантиях" прав в виде "неуклонного роста производительных сил" и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

2.1. Личные права и свободы

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его право субъктности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ , Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т.н. абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 20 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что "смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей". Таким образом, Конституция значительно сократила круг деяний, караемых смертной казнью. Лицо, приговоренное к смертной казни, вправе обратиться с просьбой о помиловании к Президенту.

В данном случае такого рода гарантии приобретают особое значение, поскольку при вынесении смертного приговора должна быть в максимальной степени исключена опасность судебной ошибки. К сожалению такие ошибки допускаются ежегодно…

Закрепление в нашей Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей (в одном только 1993 г. в России, по данным МВД, жертвами умышленных убийств стали свыше 24 тыс. человек). Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве, в результате которых в России ежегодно погибает свыше 8 тыс. человек. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь.

Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление - его не содержала ни одна из конституций советского периода.

Следует подчеркнуть, что положения ч.2 ст.20 полностью соответствуют нормам международного права, регулирующим вопросы смертной казни.

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обра­щению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Но очень часто в нашей жизни в политической борьбе, в борьбе за экономические сферы влияния компромат «выбрасывается» на страницы печати, включается в телепередачи… А потом, чуть позже, идет опровержение, подача исков в суды – но дело сделано: пострадал и имидж и авторитет человека. Кто - то потеряет работу, а кто то жизнь…

Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствовании, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы

осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции.

В ряде норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, при производстве обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола. Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если оно сопровождается обнажением этого лица. В этом случае освидетельствование производится врачом в присутствии понятых.

При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).

Таким образом, ст. 21 Конституции представляет собой норму общего характера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещает следователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.

Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, они связаны с совершением социально значимых поступков, неотделимы от личности и в связи с этим охраняются правом, возможностью применения уголовно-правовых мер воздействия к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.

Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 130 и 131УК), а в гражданском законодательстве — гражданское правонарушение (ст. 7 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.

Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т. е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинства человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Уголовный закон при назначении наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст. 20 УК).

Согласно ст. 7 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство сведений, если они не соответствуют действительности.

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения — новое установление российского конституционного права.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План введение Общая характеристика правового статуса личности по Конституции РФ 1993г. Основная часть

    Документ
    Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются мне самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации.
  2. План введение Институт прав и свобод женщин: понятие и место в правовом регулировании. Развитие института прав и свобод женщин в России

    Документ
    Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными.
  3. Учебная программа для специальностей 1-24 01 01 Международное право 1-24 01 02 Правоведение (1)

    Программа
    Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
  4. Теория государства и права (3)

    Учебник
    В учебнике рассматриваются фундаментальные вопросы государства и права с позиций их единства и взаимодействия. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики, нормативным материалом, схемами, статистическими данными.
  5. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г гарантирует каждому человеку основные права и свободы, среди которых на первое место поставлены право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность статья

    Статья
    Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. гарантирует каждому человеку основные права и свободы, среди которых на первое место поставлены право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность (статья 24) и право на охрану

Другие похожие документы..