Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
С Управлением здравоохранения, физкультуры и спорта администрации Чебаркульского муниципального района и муниципального лечебно – профилактического уч...полностью>>
'Документ'
Совокупность межфибриллярных полостей. Совокупность межфибриллярных полостей клеточных стенок и межклетников....полностью>>
'Документ'
Что означает термин «темперамент»? Обычно он используется для описания индивидуальности собаки, хотя сам по себе является совершенно неопределенным. ...полностью>>
'Документ'
Допуски ответственных изделий: подшипников качения и элементов корпусов для них, шеек коленчатых валов, шпинделей прецизионных и точных металлорежущих...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

О.С.Крюкова

Вклад Н.А.Некрасова в создание биографического мифа о М.В.Ломоносове

К образу М.В.Ломоносова Н.А.Некрасов обратился в самом начале своего творческого пути. К 1840 г. комментаторы относят написание стихотворной пьесы Н.А.Некрасова «Юность Ломоносова», жанр которой был первоначально определен автором как «Детская драматическая фантазия». Вместе с так называемыми «детскими водевилями» эта пьеса предназначалась для публикации в журнале «Магазин детского чтения», а также, очевидно, для постановок, силами учащихся, в частном пансионе, где молодой Н.А.Некрасов в 1840 г. занимал должность гувернера-учителя1.

Пьеса, ориентированная на возможности воспитанников пансиона, состояла из двух сцен и эпилога. В действие были вовлечены четыре действующих лица: Старик; Женщина; Михаил, сын их; Извозчик. Начинающий автор отказался от биографической точности. Михаил Ломоносов – мальчик, что, по-видимому, связано с возрастом предполагаемых актеров-воспитанников пансиона; Женщина – его родная мать, а не мачеха, как это было в действительности, когда реальный Ломоносов отправился учиться. Наконец, мальчик держит путь в Петербург, а не в Москву, в отличие от реального Ломоносова, и уходит он не с рыбным обозом, а пристает к проезжавшим по дороге «извозчикам с кладью». Бытовые подробности, по недосмотру автора, тоже лишены достоверности. В самом начале пьесы Старик жалуется на неурожай и плохой улов рыбы:

Плохие времена; прогневался на нас

Правдивый бог; хлеба, покосы плохи:

Того гляди, придется голодать,

Придется продавать последние лаптишки;

На ту беду ни щука, ни карась,

Ни сельди, ни треска не ловятся изрядно.

Ох, ох! старуха! худо время!2

Комментаторы справедливо отмечают, что Н.А.Некрасов привнес черты Ярославской губернии в описание Архангельского края: так, например, пресноводная и морская рыба у поэта мирно сосуществуют в одной строфе3.

Лишь стремление к учению, к знаниям, к книгам ценой неимоверных лишений у центрального персонажа исторически достоверно. Это та важнейшая составляющая биографического мифа4 о жизни выдающегося ученого, которую уловил начинающий автор стихотворной пьесы «Юность Ломоносова» и которая показана психологически достоверно, ибо сам Некрасов в пору своей самостоятельной жизни в Петербурге испытал не меньшие, а, может быть, даже и бóльшие трудности. Этот же мотив сохранится и в хрестоматийном стихотворении Н.А.Некрасова «Школьник»5, герою которого предстоит во многом повторить нелегкий, но «славный путь» «архангельского мужика».

В эпилоге стихотворной пьесы «Юность Ломоносова» (действие происходит 15 лет спустя после ухода героя из отчего дома) появляются мотивы поэтического «памятника», применительно к главному герою. Перечислением заслуг перед поэзией и перед Отечеством, которые поэты, следующие горацианской традиции, обычно примеряют на себя, Некрасов завершает монолог героя пьесы:

Горжусь я тем, что первый я

Певец Российского Парнаса,

Что для бессмертья я тружусь…

Горжуся тем, что, сын крестьянской,

Известен я царице стал

И от нее почтен вниманьем

И ей известен как пиит.

Горжуся тем, что сердце Россов

Умел я пеньем восхитить,

Что сын крестьянской Ломоносов

По смерти даже будет жить!6

В завершающем пьесу монологе Ломоносова-ученого можно вычленить также мотив, связанный с генеалогией:

Сам шел всегда без руководства,

Век делал то, что честь велит,

И не имел хоть благородства,

А благородней был других…7

Этот же мотив звучит и в стихах самого М.В.Ломоносова – в переводе знаменитой оды Горация «К Мельпомене» - «Что мне беззнатный род препятством не был», - мотив, отсутствующий в латинском оригинале.

В других произведениях Н.А.Некрасова имя М.В.Ломоносова упоминается преимущественно в контексте его литературных заслуг. В шуточном приветствии - «Гимн «Времени», новому журналу, издаваемому М.Достоевским» Н.А.Некрасов связывает петербургское пространство русской литературы с поэзией М.В.Ломоносова:

В стране затронутых вопросов,

Не перешедших в сферу дел,

Короче: там, где Ломоносов

Когда-то лирою гремел,

Явленье нового журнала

Внезапно потрясло умы <…>8

В коллективной эпиграмме 1856 г. на литературного критика П.В.Анненкова, основным автором которой был, по свидетельству соавтора, А.В.Дружинина, Н.А.Некрасов, последний перефразировал строки из широко известной оды М.В.Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»:

Что может собственных Катонов

И быстрых разумом Прудонов

Российская земля рождать!9

Упоминая М.В.Ломоносова также в связи с отдельными моментами литературной полемики, Н.А.Некрасов, не умаляя поэтических заслуг М.В.Ломоносова, тем не менее архаизирует его творчество. Так, в незавершенном романе Н.А.Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» один из персонажей, Григорий Андреевич Огулов, отставной учитель, предстает человеком с устаревшими литературными вкусами: «Он был без ума от всего старого, ругал на чем свет стоит все всё новое; Сумарокова называл первым драматургом и читал с большим одушевлением плохонькие вирши из «Хорева», называя их превосходными; в Ломоносове видел Шиллера…»10. Этот мотив впоследствии будет развит А.Н.Островским в драме «Гроза» (литературные пристрастия Кулигина).

Однако в массовом сознании творчество М.В.Ломоносова и Н.А.Некрасова связывает, прежде всего, емкий образ «архангельского мужика» из стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник». Эта тесная связь далеко не случайна, ибо Н.А.Некрасов выступает одним из создателей биографического мифа о Ломоносове, - мифа, существующего в национальном сознании в виде хрестоматийной биографической легенды, мифем (языковых формул) и мифологем (образов и событий). Именно биографический миф о Ломоносове объединяет литературные произведения разных эпох (замысел драматического пролога «Юность вещего» А.С.Грибоедова, стихотворение П.А.Плетнева «Ломоносов» (1820); цитированные произведения Н.А.Некрасова; роман в стихах «Михайло Ломоносов» Виктора Плиева, изданный в 2009 г. в Санкт-Петербурге), многочисленные живописные и скульптурные произведения, радиоспектакль «Юность Ломоносова» (по повести Магдалины Сизовой «Михайло Ломоносов», 1954) и художественные фильмы (одноименные фильмы «Михайло Ломоносов» - Ленфильм, 1955; Мосфильм, 1986).

В заключение выделим основные структурные элементы биографического мифа о М.В.Ломоносове, бытующего в литературе как предшествующих литературных эпох, так и в современной.

Автомиф как исходная модель. Черты автомифа можно найти, например, в цитируемом переводе оды Горация «К Мельпомене».

Мифемы. «Архангельский мужик» (авторский инвариант «архангельский рыбак» в черновиках поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). А.С.Пушкину принадлежит несколько мифем, характеризующих многогранную личность М.В.Ломоносова. «Отец русской поэзии». «Обнял все отрасли просвещения…» «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Мифологемы биографического мифа охватывают основные вехи жизненного пути М.В.Ломоносова, принципиальные для массового сознания и так или иначе «обработанные» литературой.

Рождение гения, которое произошло вдали от столиц и научных центров. «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого»11. Это один из аргументов в полемике профессора Преображенского с Борменталем в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Крестьянское происхождение. Это и элемент автомифа, и принципиальный момент, на который обращали внимание писатели начиная с карамзинистов (в литературе классицизма Ломоносову отводилась почетная роль проводника идей государственности). М.Н.Муравьев писал: «Как! в хижине землевладельца, в состоянии, посвященном ежедневному труду, — далеко от всех способов просвещения, от искусств, от общества — родится разум, обогащенный всеми дарованиями, всеми способностями, которому суждено открыть поприще письмен в своем отечестве? Неизвестное побуждение поведет его на искание наук, которых едва бытие он постигает... Таково есть владычество духа! Оно не знает различий породы, сана, состояний. Сын первого вельможи имеет преодолеть столько же и, может быть, более препятств для освобождения себя от невежества, как и сын последнего землевладельца»12.

Отрок на берегу Северного моря. Этот образ лирически развертывается, например, в батюшковском «Послании к И.М.Муравьеву-Апостолу»13:

Я вижу мысленно, как отрок вдохновенный

Стоит в безмолвии над бездной разъяренной

Среди мечтания и первых сладких дум,

Прислушивая волн однообразный шум.

В русле батюшковской трактовки ломоносовская тема решалась и в замысле драматического пролога А.С.Грибоедова «Юность вещего». Мифологема отрока на берегу моря, нашедшая впоследствии отражение и в иконографии, представляет собой центральный образ стихотворения А.С. Пушкина «Отрок»:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям14.

Божественный промысел. «По своей и Божьей воле // Стал разумен и велик» (Н.А.Некрасов).

Пешком в Москву. Эта мифологема детально разработана в фильмографии.

Подлог во имя благородной цели. Как известно из биографической легенды, М.В.Ломоносов в начале учебы в Москве скрыл свое крестьянское происхождение и выдал себя за сына дворянина. В ХХ веке происходит карнавализация этого момента и, наконец, эта мифологема травестируется в суровый 141-ый пункт современного университетского устава: «Обучающийся в Университете может быть отчислен из Университета за предоставление поддельных документов, связанных с обучением в Университете…»

Можно выделить также мифологему годов учения, включающую пребывание в «чужих краях», мифологему блестящей карьеры. Это мифологемы-акции, основанные на реальных событиях из жизни М.В.Ломоносова. К.Н.Батюшков в статье «О характере Ломоносова» попытался дать психологическую мотивировку поступков Ломоносова: «Пламенное рвение к учению, неутомимая жажда познаний, постоянство в преодолении преград, поставленных неприязненным роком, дерзость в предприятиях, увенчанных сияющим успехом»15.

Отметим также, что пребывание М.В.Ломоносова «в чужих краях» стало источником оперных сюжетов. В 1814 г. была поставлена опера-водевиль Шаховского «Ломоносов, или рекрут-стихотворец», основанная на эпизоде, когда странствующего студента чуть было не завербовали в прусские солдаты. Опера Р.Львовича (либретто Е.Фридмана) «Марбургский счет», премьера которой состоялась в 2003 г., посвящена пребыванию в Германии М.В.Ломоносова и Б.Л.Пастернака.

Смерть гения также можно рассматривать как мифологему-акцию. К.Н.Батюшков писал: «На одре мучений и смерти Рафаэль соболезновал о недоконченных картинах, наш северный гений – о несовершенных трудах своих. “Я умираю, - говорил он Штелину, - я умираю, приятель! На смерть взираю равнодушно: сожалею о том, чего не успел довершить для пользы наук, для славы отечества и Академии нашей. К сожалению, вижу, что благие мои намерения исчезнут вместе со мною…”»16

К мифологемам-образам ломоносовского мифа можно отнести мифологему русского энциклопедиста и мифологему памятника, поддерживаемую богатой иконографией.

Вклад собственно Н.А.Некрасова в создание биографического мифа о Ломоносове значителен, несмотря на то, что ломоносовская тема не является центральной для Н.А.Некрасова. Перу поэта принадлежит мифема «архангельский мужик». Мифологема «славного пути» в науку («пешком в Москву») обретает в творчестве Н.А.Некрасова, в полном соответствии с демократическим духом его творчества, реалистическую, даже натуралистическую окрашенность. Это, разумеется, относится не к ранней стихотворной пьесе, а к стихотворению «Школьник». В стихотворной пьесе Н.А.Некрасова «Юность Ломоносова» прослеживаются по меньшей мере три мифологемы биографического мифа о Ломоносове. Это мифологема крестьянского, неблагородного происхождения, мифологема блестящей карьеры и мифологема памятника.

1 Частный пансион Г.Ф.Бенецкого готовил подростков к поступлению в военно-учебное заведение – Дворянский полк. См.: Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т. 6: Драматические произведения. – Л.: Наука, 1983. – С. 652.

2 Некрасов Н.А. Юность Ломоносова // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т. 6: Драматические произведения. – Л.: Наука, 1983. – С. 7.

3 См.: Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т. 6: Драматические произведения. – Л.: Наука, 1983. – С. 653.

4 В понимании этого термина мы следуем за Т.Б.Шеметовой, предложившей следующую трактовку: «Биографический миф – это миф Нового времени, который не может существовать без своего субъекта – автора, осознающего первоначальную версию собственной судьбы, которая затем многократно переосмысливается как массовым сознанием, так и художниками, исследователями. В отличие от традиционных мифов, он не является порождением коллективного бессознательного, напротив, именно коллективное сознание в различных формах вновь и вновь воспроизводит автобиографический миф» (Шеметова Т.Б. Биографический миф о Пушкине в русской литературе советского и постсоветского периодов: Автореферат диссертации….доктора филологических наук. - М., 2011. – С.2-3).

5 Стихотворение «Школьник», предположительно, написано летом 1856 г., когда поэт жил на даче под Ораниенбаумом, в местности, связанной с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова.

6 Некрасов Н.А. Юность Ломоносова // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т. 6: Драматические произведения. – Л.: Наука, 1983. – С. 20.

7 Там же.

8 Некрасов Н.А. Гимн «Времени», новому журналу, издаваемому М.Достоевским // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т.2: Стихотворения 1855-1866 гг. – Л.: Наука, 1981. – С. 109.

9 Некрасов Н.А. За то, что ходит он в фуражке… (Коллективное) // Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т.2: Стихотворения 1855-1866 гг. – Л.: Наука, 1981. – С.255.

10 Некрасов Н.А. Жизнь и похождения Тихона Тростникова //Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем в 15-ти тт. – Т. 8: Художественная проза. Незаконченные романы и повести 1841-1856 гг. – Л.: Наука, 1984. – С.122

11 Булгаков М.А. Собачье сердце // Булгаков М.А. Собр. соч. в 5 тт. – Т.2. – М.: «Художественная литература», 1992. – С. 194.

12 Муравьев М.Н. Сочинения. – СПб., 1847. – Т.2. – С. 328-329.

13 Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1987. С. 281—284.

14 Пушкин А.С.Отрок // Пушкин А.С. Сочинения в трех тт. – Т.1. – М.: «Художественная литература», 1985. – С.478.

15 Батюшков К.Н. О характере Ломоносова // Вестник Европы. – 1816. - Ч. 86, - № 7.

16 Там же.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерные программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

    Пояснительная записка
    В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы), основной (7-9 классы) и завершающий, систематизирующий (10-11 классы).
  2. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  3. Встатьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии

    Статья
    В статьях, составивших этот сборник, современный национальный литературный процесс впервые рассматривается во всём его многообразии. Читатель найдёт здесь и критические обзоры, и теоретические раздумья, познакомится с суждениями о
  4. «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Русская Правда»

    Документ
    «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков.
  5. Вопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое образование» Литература

    Вопросы к экзамену
    Особенности историко-литературного процесса конца XIX – начала XX в.в. Многообразие эстетических тенденций в зарубежной литературе. Франция как культурный центр этого периода (натурализм,

Другие похожие документы..