Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Цель урока: дать общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма; ознакомить учащихся с питательной ценностью и химически...полностью>>
'Лекции'
используя доп....полностью>>
'Образовательная программа'
"Психообразовательная программа реабилитации родителей наркозависимых "Преодоление" состоит из пяти этапов, включающих различные цели,...полностью>>
'Доклад'
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества. Сложно переоценить ее роль и в городской жизни. Именн...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пензенский государственный университет имени В.Г. Белинского

Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050401 ИСТОРИЯ

Пенза 2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Проректор по учебной работе

___________________________ _______________________

наименование факультета подпись Ф.И.О «___»______200 г.

Протокол заседания совета факультета

№_____ от «___»___________200 г.

Декан

факультета__________________

подпись Ф.И.О

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

050401 История

Исторический факультет

Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии

Пенза – 2007

1. Квалификационные требования

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – учитель истории

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;

социально-педагогическая;

культурно-просветительная;

научно-методическая;

организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

2. Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине.

Сущность переходного периода от античности к Средневековью, различие в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Закономерности и региональные особенности феодализма в странах Европы и Азии. Преемственность культурных традиций античности в Средние века на Западе и Востоке. Становление и развитие христианской цивилизации. Роль христианской церкви в феодальном обществе, разделение церквей, особенности их организационной структуры. Основные этапы развития феодальной монархии в Европе. Христианский мир и Восток в их взаимодействии и противостоянии. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в странах арабского Востока. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре Средневековья. Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения. Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и её формы. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия. Страны Востока (Индия, Китай, Япония) в период Средних веков. Своеобразие социально-политической истории и культуры стран Востока. Распространение мировых религиозно-философских систем. Проникновение европейцев в страны Востока. Генезис капитализма, его специфика в различных странах и социальные последствия.

3. Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания курса состоит в том, чтобы дать студентам целостное представление о развитии человеческого общества в период средневековой истории, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, выявить действие общих законов общественного развития.

Задачи преподавания курса:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний по истории средних веков, формирование целостного представления о месте и роли истории средних веков во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Курс истории Средних веков, изучаемый на II-м году обучения студентов исторического отделения, является составной частью цикла дисциплин всеобщей истории. Он охватывает историю стран Западной и Центральной Европы с конца V в. и до середины XVII в. и предусматривает также изучение основных стран Востока в период с III-IV вв. и до конца XVII в. Таким образом, курс истории Средних веков хронологически продолжает курс истории Древнего мира, изучаемый студентами исторического отделения на I- м курсе обучения.

Логическим и хронологическим продолжением курса истории Средних веков будет курс Новой истории стран Западной Европы и Америки и Новой истории стран Востока (с середины XVII в. и до конца XIX в.), изучаемые на историческом отделении на III году обучения. Продолжением данного курса будет изучение новейшей истории стран запада и Америки и новейшей истории стран Востока на IV и V-м году обучения.

Содержательной стороной курса истории Средних веков является изучение становления, расцвета и упадка феодализма, генезиса капитализма в странах Западной и Центральной Европы, а также изучение социально-экономических, политических и культурных процессов в странах Востока, их своеобразия как цивилизаций.

Все указанные выше курсы цикла всеобщей истории изучаются в школьном курсе истории, начиная с V класса и по 11 класс. В этой связи студенты исторического отделения должны хорошо знать содержания как всех курсов цикла всеобщей истории, так и, в частности, курса истории Средних веков, который изучается в школах в 6 классе.

5. Распределение времени, отведенного на изучение раздела дисциплины по учебному плану

5. 2. «История Средних веков»

Форма учебной работы

Форма обучения

очная

Заочная форма

1

3 семестр

4 семестр

4 семестр

5 семестр

8 семестр

10 семестр

Общая трудоёмкость, всего часов

208

200

204

204

Аудиторные занятия (АЗ)

102

95

34

34

Лекции (Л)

68

57

24

24

Практические занятия (ПЗ)

34

38

10

10

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

106

105

170

170

Контрольная работа

+

+

Курсовая работа

+

+

Компьютерное тестирование

-

-

Форма итогового контроля

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

6. Тематический план дисциплины

«История Средних веков»

6.2.Раздел «История Средних веков. Ч.I-II»

Наименование разделов и тем

Форма обучения - очная

АЗ

Л

ПЗ

СЗ

1

Введение

3

1

4

2

Переход от античности к средневековью

3

1

5

3

Франкское государство

3

1

4

4

Византия в IV-XI вв.

3

1

5

5

Западные и южные славяне в VI-XI вв.

3

1

4

6

Западная Европа в IX-XI вв.

3

1

5

Арабы в VI-XII вв.

3

2

5

7

Экономическое развитие Европы в XI-XV вв. Феодальный город.

3

1

4

8

Крестовые походы

3

1

5

9

Франция в XI-XV вв.

3

1

4

10

Англия в XI-XV вв.

3

2

5

11

Германия в XI-XV вв.

3

1

5

12

Чехия в XI-XV вв.

3

1

4

13

Италия в XI-XV вв.

3

2

6

14

Пиренейские государства в XI-XV вв.

3

2

4

15

Скандинавские страны в XI-XV вв.

3

2

4

16

Польша в XI-XV вв.

3

2

4

17

Венгрия и Трансильвания в XI-XV вв.

3

2

4

18

Валашское и Молдавское княжества до конца XV в.

2

2

4

19

Южнославянские страны в XII-XV вв.

2

2

4

20

Византия в XII-XV вв. Завоевания турок османов на Балканах и образование Османской империи

3

2

4

21

Церковь и ереси в Западной Европе в VI-XV вв.

2

1

5

22

Культура и идеология в странах Европы в VI-XV вв.

3

1

5

23

Раннее Возрождение в Италии (XIV-XV вв.)

2

1

4

Итого часов

68

34

106

Всего часов

208



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. Г. Белинского Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Процедура археологических исследований. Археологические источники и их особенности. Полевые ар­хеологические исследования. Культурный слой поселений. Лабораторные и кабинетные исследования.
  2. В. Г. Белинского Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии учебно-методический комплекс (3)

    Учебно-методический комплекс
    Содержание курса излагается по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит и бронзовый век (ранний, средний и поздний) и железный век (ранний, поздний).
  3. В. Г. Белинского Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии учебно-методический комплекс (4)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.
  4. В. Г. Белинского кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии наименование кафедры учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и методы археологии, ее место среди других исторических дисциплин. История археологии. Методологические и теоретические проблемы современной археологии.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..