Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Овладение техникой бивачных работ занимает особое место в подготовке туриста. И вот почему. В течение суток время туристов распределяется примерно та...полностью>>
'Урок'
Характерними тенденціями сучасного світу й України, зокрема, є глобалізація та інтеграція суспільного розвитку, що охоплює, економічні, політичні, со...полностью>>
'Программа'
Цель телеконференции – познакомить слушателей с технологиями и инструментами бюджетирования и управленческого учета с использованием программных прод...полностью>>
'Программа'
1 день: Сбор группы на вокзале. 13-00* отправление «Зимнего экспресса». Ура! Поехали к Дедушке Морозу! В дороге не скучаем, готовимся к встрече с Дед...полностью>>

Доклад саратовской областной Думы (1)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Одобрен постановлением

Саратовской областной Думы

от 23.04.2009 г. № 20-934

ДОКЛАД

Саратовской областной Думы

Мониторинг законодательной деятельности

Саратовской областной Думы

в 2008 году

Саратов – 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Исторический обзор: образование Саратовской областной Думы

и законодательная деятельность за 15 лет

Глава I. Саратовская областная Дума первого созыва (1994-1997 гг.)

Глава II. Саратовская областная Дума второго созыва (1997-2002 гг.)

Глава III. Саратовская областная Дума третьего созыва (2002-2007гг.)

Глава IV. Саратовская областная Дума четвертого созыва (2007- 2012 гг.)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Анализ основных направлений законодательной деятельности

Саратовской областной Думы в 2008 году

Глава I. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Саратовской области

§1. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Образование»

§2. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

§3. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

§4. Нормативно-правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»

§5. Нормативно-правовое обеспечение реализации демографической политики

Глава II. Нормативно-правовое обеспечение реализации посланий Президента Российской Федерации и Программы социально-эконо-мического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

§1.Реализация социальной политики

§2.Развитие реального сектора экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства

§3.Государственное строительство и реформа местного самоуправления

§4.Совершенствование бюджетно-налоговой политики

§5.Развитие культуры, формирование гражданского общества

§6.Развитие кадрового потенциала

§7.Развитие молодежной политики, спорта и туризма

§8.Усиление борьбы с коррупцией и правонарушениями

Глава III. Анализ реализации права законодательной инициативы и различных форм работы депутатов Саратовской областной Думы

§1. Реализация права законодательной инициативы Саратовской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

§2. Реализация права законодательной инициативы в Саратовской областной Думе

§3. Анализ различных форм работы депутатов Саратовской областной Думы

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Перечень законов Саратовской области, принятых в 2008 году

Приложение 2. Перечень законодательных инициатив, внесенных Саратовской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2008 году

Приложение 3. Перечень обращений, принятых Саратовской областной Думой в 2008 году

Приложение 4. Сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 и 2008 годах

Приложение 5. Сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 и 2008 годах по отраслевым направлениям

ВВЕДЕНИЕ

Доклад «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2008 году» представляется в рамках ежегодного подведения итогов законотворческой деятельности законодательного собрания Саратовской области.

Для депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва, избранных в декабре 2007 года, рассматриваемый период стал первым годом законотворческой деятельности. Как и прежде, эта деятельность была направлена на решение возникавших задач по социально-экономическому развитию области, на совершенствование законодательства, обеспечивающего правовое регулирование проводимых в стране и области реформ, повышение социально-экономического уровня жизни населения области. Приоритетным направлением в работе Саратовской областной Думы являлась реализация ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Особенностью 2008 года как для страны, так и для Саратовской области стало испытание глобальным социально-экономическим и финансовым кризисом, что потребовало от депутатов областной Думы внесения соответствующих корректив в законотворческую деятельность.

В целом законотворческая работа строилась в соответствии с годовым и квартальными планами работы Саратовской областной Думы, составленными с учетом предложений Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области, комитетов и депутатов Саратовской областной Думы, а также законодательных инициатив представительных органов муниципальных образований, прокуратуры Саратовской области, Общественной палаты Саратовской области.

В целях повышения качества и эффективности законотворческого процесса особое внимание депутатами уделялось совершенствованию механизмов взаимодействия законодательного органа Саратовской области с органами исполнительной власти, представительными органами местного самоуправления, общественными организациями, научными и экспертными учреждениями, бизнес-сообществом.

Настоящий доклад обобщает результаты деятельности десяти профильных комитетов и подводит итог законотворческой деятельности Саратовской областной Думы в 2008 году. Общие итоги выглядят следующим образом.

Всего было проведено 14 заседаний областной Думы (из них два внеочередных), 126 заседаний комитетов, 198 заседаний рабочих групп. Рассмотрено 384 проекта законов области, из которых 364 принято в двух чтениях (в том числе 73 базовых), в первом чтении – два, к рассмотрению – пять, отклонено – 11, снято с рассмотрения два законопроекта. Принято 273 постановления областной Думы (в 2007 году – 200). В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Саратовской областной Думы направлено четыре проекта федеральных законов (в 2007 году – 11). Рассмотрено 84 проекта федеральных законов (в 2007 году – 13), инициированных субъектами Российской Федерации, из которых поддержано 61, не поддержано 23. Принято и направлено шесть обращений областной Думы (в 2007 году – 10), из них пять – в федеральные органы государственной власти.

Перечень законов Саратовской области, принятых в 2008 году, перечень законодательных инициатив, внесенных Саратовской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2008 году, перечень обращений, принятых Саратовской областной Думой в 2008 году, а также сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 и 2008 годах приведены в приложениях 1– 5 к данному докладу.

Учитывая, что подготовка настоящего доклада проходила в преддверии празднования 15-летия Саратовской областной Думы, члены редакционного совета и авторского коллектива сочли уместным посвятить первую часть этого аналитического документа ретроспективному обзору законотворческой деятельности депутатов четырех созывов за прошедший период.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Исторический обзор: образование Саратовской областной Думы

и законодательная деятельность за 15 лет

Региональное законотворчество является одним из важных достижений новой российской государственности. Законы, принимаемые субъектами Российской Федерации, во многом способствуют реализации заложенного в Конституции страны огромного потенциала, направленного на повышение благосостояния нашего народа.

Поэтому состоявшиеся 15 лет назад выборы Саратовской областной Думы стали важнейшим событием в истории области. Прошедшие годы показали, что коллективные усилия депутатов четырех созывов обеспечили законодательные условия для реформирования экономики области, успешных преобразований в ее социальной сфере.

Каждый из созывов в первую очередь решал вопросы, которые выносились на повестку дня временем. Но всех депутатов, с каким бы жизненным и профессиональным багажом они ни приходили в областную Думу, объединяло и объединяет общее стремление к повышению уровня жизни своих избирателей, всего населения Саратовской области.

Выборам первого регионального парламента предшествовали целенаправленные организационные усилия.

На основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» был образован Временный областной комитет по вопросам реформы органов представительной власти и организации местного самоуправления (октябрь 1993 - май 1994 гг.).

Глава администрации Саратовской области Ю.В.Белых утвердил Положение о Временном комитете и назначил его председателем А.П.Харитонова, работавшего ранее заместителем председателя Саратовского областного Совета народных депутатов.

Главные усилия комитета были сосредоточены на осмыслении и приведении в соответствие областного законодательства с федеральным законодательством, на вопросах разделения полномочий исполнительной и законодательной власти, поиске механизмов будущих выборов в областную Думу, а затем и в органы местного самоуправления.

Комитетом был изучен опыт организации представительной власти в некоторых странах западной демократии. С точки зрения исторической преемственности был рассмотрен и положительный опыт государственного управления в Саратовской области, в том числе опыт Саратовского губернского земского собрания, первое заседание которого состоялось в мае 1866 года.

Губернскому земскому собранию принадлежала общая распорядительная власть и надзор за исполнительным органом – губернской управой, которая непосредственно занималась делами земского хозяйства. С сегодняшними региональными законодательными собраниями губернские земские собрания роднит выборный принцип их формирования, забота о решении хозяйственных и социальных проблем губернского масштаба. Но губернские и тем более уездные земские собрания не обладали законодательным правом.

В ходе исторических изысканий было определено и название будущего регионального законодательного органа нового типа – Саратовская областная Дума.

Глава I. Саратовская областная Дума первого созыва

(1994-1997 гг.)

Выборы депутатов Саратовской областной Думы первого созыва

прошли в условиях еще только формирующейся на федеральном уровне законодательной базы. Порядок избрания региональных органов в этот период регулировался Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».

На основании этих документов Временным комитетом было разработано «Положение о выборах в Саратовскую областную Думу», утвержденное постановлением Главы администрации области от 14 марта 1994 года.

Из-за создавшейся в России политической ситуации нормативное регулирование выборов производилось исполнительной, а не представительной властью. Пакет нормативных документов был утвержден Главой областной администрации. В ходе подготовки выборной кампании с учетом возникающих реалий вносились изменения и дополнения в Положение о выборах в Саратовскую областную Думу. В последующие годы выборное законодательство как на федеральном, так и на местном уровнях было значительно усовершенствовано.

Выборы проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной, избирательной системе. Вся территория области была поделена на 25 одномандатных округов. Одновременно она представляла собой общеобластной избирательный округ, по которому избиралось десять депутатов на основе пропорционального представительства.

Областной избирательной комиссией право сбора подписей было предоставлено 16 избирательным объединениям. Из них необходимые 20 тысяч подписей (при этом в одном административно-территориальном образовании – районе, городе - не больше 2500 подписей) собрали только девять: областные организации «Демократический выбор», Демократическая партия России, Союз офицеров запаса, блок «За народовластие» (в него вошли «Союз женщин России», ветераны, коммунисты и товаропроизводители), блок Явлинского, Партия Российского единства и согласия, профсоюзы, «Аграрная партия России» и Земский союз. В девять общеобластных списков было включено 128 кандидатов в депутаты областной Думы.

По 25 одномандатным округам окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 137 кандидатов, каждый из которых собрал не менее трех процентов подписей в своем избирательном округе. Трое из них сняли свои кандидатуры по личным заявлениям. Поэтому в избирательные бюллетени было включено 134 кандидата.

29 мая 1994 года было избрано 34 депутата Саратовской областной Думы. 24 из них - по одномандатным округам. По Балаковскому избирательному округу № 18 выборы были признаны не состоявшимися из-за неявки избирателей. Десять депутатов было избрано по партийным спискам. Преодолеть установленный 5-процентный барьер сумели шесть избирательных объединений. Аграрии и блок «За народовластие» получили по три мандата, блок Явлинского, ДПР, Союз офицеров запаса и «Демократический выбор» - по одному.

Явка избирателей на избирательные участки в среднем по области составила 37,1 процента.

По однамандатным избирательным округам депутатами были избраны А.Ф.Акимов (Ершовский избирательный округ № 21), Ю.Н.Аксёненко (Саратовский избирательный округ № 9), А.В.Асташкин (Заводской избирательный округ № 7 г. Саратова), Н.П.Гришин (Балашовский избирательный округ № 11), А.А.Громов (Ртищевский избирательный округ № 13), Н.П.Думчев (Ленинский избирательный округ № 1 г. Саратова), С.М.Каратышов (Балашовский избирательный округ № 12), Н.С.Макаревич (Энгельсский избирательный округ № 23), В.В.Малётин (Пугачевский избирательный округ № 19), В.В.Мальцев (Энгельсский избирательный округ № 24), В.Д.Малютин (Краснокутский избирательный округ № 22), П.А.Михеев (Петровский избирательный округ № 15), Е.В.Моторный (Фрунзенский избирательный округ № 4 г. Саратова), П.С.Новиков (Дергачевский избирательный округ № 20), В.М.Павлов (Энгельсский избирательный округ № 25), В.Ф.Рашкин (Кировский избирательный округ № 5 г. Саратова), В.Н.Санталов (Аткарский избирательный округ № 14), Н.Я.Семенец (Октябрьский избирательный округ № 6 г. Саратова), А.И.Соколов (Ленинский избирательный округ № 2 г. Саратова), Ю.А.Соседов (Лысогорский избирательный округ № 10), С.Б.Суровов (Волжский избирательный округ № 3 г.Саратова), А.М.Тимошок (Заводской избирательный округ № 8 г.Саратова), В.Д.Шапошников (Балаковский избирательный округ № 17), Э.Б.Янкевич (Вольский избирательный округ № 16).

По партийным спискам были избраны Б.З.Дворкин, А.Г.Кочетков, А.П.Харитонов (Аграрная партия России), А.А.Жаворонский (блок Явлинского), В.Н.Давыдов («Демократический выбор»), О.И.Карпов (Демократическая партия России), В.В.Шмаков, В.М.Боброва, Н.С.Солдатов (блок «За народовластие»), В.В.Володин (Союз офицеров запаса).

Деятельность депутатов Саратовской областной Думы первого созыва (29 мая 1994 – 31 августа 1997 гг.)

1994 год  

На первом, организационном, заседании областной Думы, состоявшемся 17 июня, Председателем Саратовской областной Думы был избран А.П.Харитонов.

Были избраны также заместители Председателя областной Думы – В.В.Володин, В.Ф.Рашкин, а также председатели думских комитетов: Б.З.Дворкин (по бюджетно-финансовой политике, экономическому развитию и использованию собственности области), Н.П.Гришин (по работе с территориями области, федеральным вопросам и международным связям), В.В.Мальцев (по законности, борьбе с преступностью, безопасности и защите прав личности), В.М.Боброва (по социальной политике и связям с общественными организациями), В.В.Малётин (по науке, культуре, образованию и работе с молодежью), В.М.Павлов (по охране здоровья и экологии).

Депутаты утвердили структуру аппарата областной Думы из шести отделов и бухгалтерии.

С первых дней деятельности областной Думы определились законотворческие приоритеты: работа над Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законопроектами «О местном самоуправлении в Саратовской области», «О выборах в органы местного самоуправления», поиск подходов к формированию областного бюджета на очередной финансовый год, определение законодательных основ для развития экономики, разработка целевых программ для социальной сферы и оперативное решение назревших вопросов.

К работе в комитетах с самого начала стали привлекаться квалифицированные специалисты, необходимые в конкретной законотворческой ситуации.

В числе первых документов областной Думой было принято постановление «О перечне первоочередных мер по выходу из чрезвычайного положения, сложившегося в сельском хозяйстве области». Были намечены также меры по поддержке малоимущих жителей области, предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью, налаживанию контроля за исполнением областного бюджета.

Уже с 1 июля в областной Думе начался прием граждан по личным вопросам.

Главным событием года для депутатов областной Думы стала подготовка Устава (Основного Закона) Саратовской области, который 23 сентября был принят в первом чтении и вынесен на обсуждение населением области.

В ходе широкого обсуждения Основного Закона области было получено около 500 предложений и дополнений к законопроекту.

Были получены и официальные заключения от Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, государственно-правового управления и организационно-правового отдела управления по работе с территориями Администрации Президента страны, прокуратуры Саратовской области.

Большую совместную с областной Думой работу вела в этом направлении областная администрация. Была создана согласительная комиссия по доработке законопроекта при сопредседательстве Главы администрации Саратовской области и Председателя областной Думы.

В состав этой комиссии наряду с депутатами областной Думы, представителями областной администрации вошли также представители общественных, политических, других организаций и учреждений области.

На заседании областной Думы 15 декабря 1994 года Устав (Основной Закон) Саратовской области был принят практически единогласно (при одном воздержавшемся и одном отсутствовавшем депутатах). Правда, увидеть свет в год своего принятия Уставу было не суждено, поскольку Глава администрации Саратовской области Ю.В.Белых прислал в областную Думу заключение, содержащее более 80 поправок редакционного характера, и на заседании областной Думы выразил несогласие с окончательным принятием Устава, после чего обратился в Конституционный суд Российской Федерации, чтобы в очередной раз проверить его на соответствие Конституции Российской Федерации. Поэтому Устав (Основной Закон) Саратовской области вступил в силу в следующем году.

 

1995 год  

Важнейшим направлением деятельности областной Думы первого созыва явилась работа над законопроектами по местному самоуправлению.

28 апреля были приняты Законы Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области» и «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Депутаты исходили при этом из статьи 8 Конституции РФ, в которой предписывалось создание на всей территории России органов местного самоуправления. О необходимости такой формы управления говорилось и в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Согласно этим Законам Саратовской областной Думой было принято постановление о проведении выборов в органы местного самоуправления 17 сентября, но оно не было выполнено. Причиной этому стало принятие Указа Президента Российской Федерации «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Стало очевидным, что хотя по концепции, подходам к устройству местного самоуправления областные законы в основном соответствовали федеральным, их необходимо было привести в полное соответствие.

На октябрьском заседании областной Думы опять встал вопрос о времени проведения выборов в органы местного самоуправления. Называлась новая дата – 17 декабря, одновременно с выборами в Государственную Думу Российской Федерации. Но депутаты пришли к общему выводу, что скороспелые выборы могут оказаться «выборами ради выборов», поскольку недостаточно подкреплены организационно. Соответствующую нормативную базу еще только предстояло разработать.

Сама же временная цепочка всех предстоящих выборов выстроилась окончательно: сначала выборы в Государственную Думу Российской Федерации (17 декабря 1995 г.), затем - Президента страны (летом 1996 г.), Губернатора области (летом 1996 г.) и, наконец, в органы местного самоуправления (декабрь 1996 г.).

Подготовка проекта областного бюджета на текущий год стало главным событием думских заседаний. Депутатам бюджет дался непросто, им еще не хватало опыта, понимания концептуальной и одновременно очень конкретной сути главного финансового документа области. Поэтому только 21 июня Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 1995 год» был принят сразу в двух чтениях и введен в действие с момента его принятия.

Одновременно с утверждением областного бюджета остро встал вопрос о контроле за его исполнением. Поэтому в ускоренном порядке была создана Счетная палата Саратовской области.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад саратовской областной Думы (2)

    Доклад
    Саратовская областная Дума представляет доклад «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2009 году». Начиная с 2006 года работа над подобными докладами является новой формой подведения итогов законотворческой
  2. Законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2007 году Саратов 2008

    Закон
    Глава 2. Организация контроля за исполнением законов Саратовской области и постановлений Саратовской областной Думы, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным
  3. Доклад Общественной палаты Саратовской области «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году»

    Доклад
    «О состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2008 году» (принят на пленарном заседании Общественной палаты Саратовской области 26 декабря 2008 года)
  4. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Саратовская областная организация

    Документ
    "О порядке определения и об утверждении нормативовфинансирования образовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и на содержание обучающихся (воспитанников) в областных государственных
  5. Доклад на районное совещание педагогических работников «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации»

    Доклад
    «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» С.П.Исайкин, начальник Управления образования администрации муниципального района

Другие похожие документы..